Подводная лодка типа А Ко-хётэки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2009 г. ) |
Подводная лодка типа A класса «Ко-хётеки», № 19 , выброшенная на мель в прибое на острове Оаху после нападения на Перл-Харбор , декабрь 1941 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | Японская империя |
Завершенный |
|
Общие характеристики | |
Тип | Ко-хётеки ко-гата ( цель «А», тип «А») класса Миниатюрная подводная лодка |
Смещение | 46 длинных тонн (47 т) под водой [ 1 ] |
Длина | 23,9 м (78 футов 5 дюймов) [ 1 ] |
Луч | 1,8 м (5 футов 11 дюймов) [ 1 ] |
Высота | 3 м (9 футов 10 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | |
Диапазон |
|
Глубина испытания | 30 м (98 футов) [ 1 ] |
Дополнить | 2 [ 1 ] |
Вооружение |
|
Примечания | Балласт: 2670 кг (5890 фунтов) в свинцовых стержнях 534 × 5 кг. |
Тип А Ко-хётеки ( 甲標的甲型 , Ко-хётэки ко-гата , Цель «А», Тип «А») японских — класс сверхмалых подводных лодок ( Ко-хётэки ), использовавшихся во время Второй мировой войны . У них были бортовые номера, но не было названий. Для простоты их чаще всего называют по бортовому номеру базовой подводной лодки. Таким образом, сверхмалая И-16 подводная лодка класса получила название лодки И-16, или «И-16тоу».
За этим классом следовали: Тип B ( 一式B type , Kō-hyōteki otsu-gata ) , Тип C ( 一式三级 , Kō-hyōteki hei-gata ) и Тип D ( 一式 D type , Kō-hyōteki тей-гата) ) , последний из которых более известен как Корю ( 蛟龙 ) . [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Было построено пятьдесят. Название «Цель» было присвоено как уловка: если бы их конструкция была преждевременно обнаружена врагами Японии, японский флот мог бы настаивать на том, что эти корабли были целями для боевых учений. Их также называли «Трубки» ( 筒 , Тоу ) или «Цель» ( 的 , Теки, сокращение от «Хётэки» ) и другие прозвища.
Первые два, №1 и №2 , использовались только в тестировании. У них не было боевых рубок , которые были добавлены на более поздние лодки для устойчивости под водой. [ 4 ]
№19 был спущен на воду самолетом И-24 в Перл-Харборе . Большая часть остальных пятидесяти пропала без вести, хотя три были захвачены в Сиднее (Австралия), а другие - на Гуаме, Гуадалканале и острове Киска, что составляет часть других номеров бортов. [ 5 ]
Каждая подводная лодка была вооружена двумя 450-мм (17,7 дюйма) торпедами в дульнозарядных трубах, расположенных одна над другой в носовой части. При атаке на Перл-Харбор использовалась специально разработанная торпеда Тип 97 с боеголовкой массой 772 фунта (350 кг) и дальностью действия 3,4 мили (5,5 км) при скорости 44 узла (81 км/ч), но возникли проблемы с кислородными баллонами. который удерживал воздух для движения, означал, что во всех последующих атаках использовалась другая торпеда. Некоторые заявляли, что использовалась версия торпеды Тип 91 , предназначенная для запуска самолетов, но другие сообщения указывают на то, что торпеда Тип 97 была модифицирована до Типа 98, также известного как Специальный Тип 97. Точных сведений о том, что использовался Тип 91, нет. Позже Тип 98 был заменен торпедой Тип 02. [ 6 ]
После войны на различных складах Японии было обнаружено 300 сверхмалых подводных лодок различных типов. Подводные лодки были оснащены боеголовками 1300Ib для использования в атаках террористов-смертников. Они предназначались для тарана вражеских кораблей в случае вторжения на материк, но, как полагают, никогда не использовались. [ 7 ]
Каждая подводная лодка имела экипаж из двух человек. Младший офицер управлял лодкой, а старшина манипулировал клапанами и перемещал балласт для управления дифферентом и погружением. [ 1 ]
Нападение на Перл-Харбор
[ редактировать ]Пять из этих лодок участвовали в нападении на Перл-Харбор, причем, возможно, два действительно добрались до гавани. Секретные военные записи показывают, что экипажам подводных лодок было приказано затопить свои подводные лодки после атаки, и были приняты меры для спасения застрявших экипажей. Из пяти самолетов, использовавшихся в Перл-Харборе, № 19 был захвачен вместе со своим пилотом Кадзуо Сакамаки , где он приземлился на восточной стороне Оаху. Во время Второй мировой войны № 19 отправился в турне по Соединенным Штатам, чтобы помочь продать военные облигации . [ 8 ] США Ныне национальный исторический памятник , № 19 является экспонатом Национального музея Тихоокеанской войны во Фредериксбурге, штат Техас . [ 8 ]
Вторая сверхмалая подводная лодка Перл-Харбора, № 18 , была обнаружена водолазами ВМС США и водолазами морской пехоты США, проходившими обучение, включая Лоуренса Макинниса и Фреда Стока из роты 3-го разведывательного батальона, у лагуны Кехи к востоку от входа в Перл-Харбор 13 июня 1960 года. . [ 1 ] Подводная лодка была повреждена в результате атаки глубинной бомбы и покинула экипаж до того, как успела запустить торпеды. Что случилось с двумя членами экипажа, неизвестно, поскольку их тела так и не были найдены. [ 1 ] Эта подводная лодка была восстановлена и выставлена на обозрение в Военно-морской академии Этадзима 15 марта 1962 года. [ 1 ]
Миниатюрная подводная лодка, атакованная Уордом (DD-139) в 6:37 7 декабря, № 20 , была обнаружена на глубине 400 метров (1312 футов) в пяти милях от Перл-Харбора исследовательской подводной лодкой Гавайского университета 28 августа. 2002 г. Его посетил примерно в 6:30 утра по местному времени исследовательский ROV «Океанос» 7 декабря 2016 года, через 75 лет после его затопления. [ 9 ]
Четвертая подводная лодка, №22 , вошла в гавань и выпустила торпеды по Кертиссу (AV-4) и Монагану (DD-354) . Обе торпеды промахнулись и, предположительно, попали в док в Перл-Сити и на берег острова Форд . [ 1 ] Эта подводная лодка была потоплена Монаганом в 8:43 7 декабря, а затем восстановлена и использована в качестве засыпки при строительстве нового причала на базе подводных лодок Перл-Харбор. В 1952 году остов был снова обнаружен, но он был настолько сильно разъеден газообразным хлором из электрических батарей, что его снова перезахоронили в том же месте. Останки экипажа до сих пор погребены в подводной лодке. [ 1 ] [ 10 ]
японские войска получили радиосообщение, предположительно от пятой подводной лодки № 16, в котором говорилось о повреждении одного или нескольких крупных военных кораблей в Перл-Харборе. 8 декабря в 00:41 [ 11 ] В 22:41 7 декабря они получили сообщение от № 16, описывающее воздушную атаку на Перл-Харбор как успешную, а в 00:51 8 декабря они получили еще одно сообщение с надписью «Невозможно ориентироваться». [ 12 ] они Больше о № 16 больше ничего не слышали. В 1992, 2000 и 2001 годах подводные аппараты Гавайской подводной исследовательской лаборатории обнаружили обломки сверхмалой подводной лодки, лежащие в трех частях в трех милях к югу от входа в Перл-Харбор. Место крушения находилось на поле обломков, куда было сброшено большое количество избыточного американского оборудования после катастрофы в Вест-Лохе 1944 года, включая транспортные средства и десантные корабли. В 2009 году исследовательская группа, собранная для PBS телесериала «Нова», положительно идентифицировала эту подводную лодку как последнюю, № 16 , из 5 Ко-Хётэки, участвовавших в атаке 7 декабря 1941 года, которую пилотировали прапорщик Масаджи Ёкояма и старшина. Садаму Камита 2-го класса. Обе его торпеды отсутствовали, что указывает на то, что миниатюрная подводная лодка, возможно, выпустила торпеды до того, как затонула. Хотя это коррелирует с сообщениями о двух торпедах, выпущенных по легкому крейсеру «Сент-Луис» в 10:04 у входа в Перл-Харбор, и о возможной торпеде, выпущенной по эсминцу «Хельм» в 08:21, [ 13 ] существует спор по поводу этой официальной цепочки событий; «Торпеда», которую видел Сент-Луис, также, как сообщается, была морским тральщиком, буксируемым эсминцем « Боггс» . [ 14 ] Некоторые предполагают, что косвенные доказательства подтверждают гипотезу о том, что № 16 успешно вошел в Перл, выпустил торпеды по Линкор-Роу и скрылся в относительно тихом соседнем Вест-Лохе и, возможно, был затоплен своим экипажем. Когда в 1944 году в результате серии взрывов затонул десантный флот, собиравшийся на озере Лох, предполагается, что останки субмарины были собраны и затоплены в ходе последующей спасательной операции, которая до 1960 года держалась в секрете. Фотография [ 15 ] Снимок, сделанный с японского самолета во время нападения на Перл-Харбор, показывает, что могло быть № 16 внутри гавани, стрелявшим торпедами по Линкор-Роу. Фотография была рассекречена в 1990-х годах и обнародована в 2000-х годах. [ 16 ] Затопление военного корабля США «Западная Вирджиния» и опрокидывание военного корабля США « Оклахома» могли быть ускорены попаданием торпеды, выпущенной с подводной лодки, боеголовки которой были больше, чем у воздушных торпед. Некоторые полагают, что на фотографии, где предположительно начинался путь торпед, были брызги, указывающие на то, что сверхмалая подводная лодка раскачивалась вверх и вниз от силы запускаемой торпеды, в результате чего оголялись гребные винты кормы, подпрыгивая вверх. облака брызг воды . В отчете адмирала Нимица военного времени подтверждено обнаружение по крайней мере одной неразорвавшейся торпеды того типа, который использовался на сверхмалых подводных лодках. [ 17 ] Теория раскрыта в Новой эпизоде «Подводные лодки-убийцы в Перл-Харборе». [ 18 ] и сопутствующий сайт I-16tou.com. [ 19 ]
Нападения на Сидней
[ редактировать ]В ночь на 29 мая 1942 года пять больших японских подводных лодок расположились в 56 километрах к северо-востоку от Сидней-Хедс . В 3 часа ночи следующего дня одна из подводных лодок запустила самолет-разведчик. Облетев гавань Сиднея, самолет вернулся к своей подводной лодке, сообщив о присутствии «линкоров и крейсеров», пришвартованных в гавани. Командир флотилии принял решение следующей ночью атаковать гавань сверхмалыми подводными лодками. На следующий день пять подводных лодок подошли к Сидней-Хедс на расстояние 11 километров и примерно в 16:30 выпустили три сверхмалые подводные лодки, которые затем начали подход к гавани Сиднея.
Защита внешней гавани обнаружила вход первой сверхмалой подводной лодки № 14 примерно в 8 часов вечера, но она не была идентифицирована до тех пор, пока не запуталась в противоторпедной сети, подвешенной между Джорджс-Хед и Грин-Пойнт. Прежде чем HMAS Yarroma смог открыть огонь, два члена экипажа подводной лодки уничтожили свое судно с помощью подрывных зарядов и покончили с собой.
Вторая подводная лодка, № 24b , вошла в гавань около 21:48 и направилась на запад к мосту Харбор-Бридж в Сиднее , в результате чего ответственный военно-морской офицер Сиднея поднял общую тревогу. Примерно в 200 метрах от острова Гарден подводная лодка была обстреляна тяжелым крейсером USS Chicago . Затем подводная лодка выпустила по крейсеру две торпеды. Одна торпеда вылетела на берег острова Гарден, но не взорвалась. Другой прошел под голландской подводной лодкой K9 и врезался в дно гавани под кораблём-базой HMAS Kuttabul , где взорвался, в результате чего погиб 21 моряк (19 Королевских военно-морских сил Австралии и 2 Королевских военно-морских сил ). Затем подводная лодка выскользнула из гавани, выполнив свою миссию, и исчезла. Его место крушения было обнаружено примерно в 30 км к северу от гавани и в 5 км к морю в ноябре 2006 года. Сейчас оно охраняется как военное захоронение.
Третья подводная лодка, № 21 , была замечена HMAS Yandra у входа в гавань и подверглась глубинной бомбе. Примерно через четыре часа, придя в себя, он вошел в гавань, но впоследствии был атакован глубинными бомбами и затоплен в заливе Тейлор судами Королевского военно-морского флота Австралии. Оба члена экипажа подводной лодки покончили жизнь самоубийством.
Две обнаруженные подводные лодки были идентичны, а их останки были использованы для реконструкции целой подводной лодки, которая совершила поездку по Новому Южному Уэльсу , Виктории и Южной Австралии, а затем была доставлена к Австралийскому военному мемориалу в Канберре в 1943 году, где она и остается выставленной.
Нападения на Мадагаскар
[ редактировать ]29 мая 1942 года японские подводные лодки И-10 , И-16 и И-20 прибыли на Мадагаскар . I-10 заметил Самолет-разведчик «Месть класса линкор » HMS Ramillies, Диего Суарес, стоявший на якоре в гавани но самолет был замечен, и Ramillies сменила стоянку. И-20 и И-16 спустили на воду две сверхмалые подводные лодки, одна из которых сумела войти в гавань и выпустила две торпеды под атакой глубинных бомб двух корветов . Одна торпеда серьезно повредила Ramillies , а вторая потопила нефтяной танкер British Loyalty водоизмещением 6993 тонны (позже снятый с мели). Позднее Ramillies ремонтировали в Дурбане и Плимуте .
Экипаж одной из подводных лодок, лейтенант Сабуро Акиэда и старшина Масами Такемото, высадил свою подводную лодку ( №20b ) на берег в Нуси-Анталикели и двинулся вглубь страны к месту сбора возле мыса Янтарь . О них сообщили, когда они покупали еду в деревне, и оба были убиты в перестрелке с Королевской морской пехотой три дня спустя . Вторая сверхмалая подводная лодка, № 16b , пропала в море, а тело одного из членов ее экипажа было найдено выброшенным на берег днем позже.
Характеристики
[ редактировать ]Тип | Первый прототип | Второй прототип (Изд. № 1–2) |
Тип А (Изд. № 3–52) |
Тип Б (Изд. № 49–53) |
Тип С (Изд. № 54–100) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Смещение погруженный в воду |
41,525 длинных тонн (42 т) | 44,150 длинных тонн (45 т) | 46 длинных тонн (47 т) | 47 длинных тонн (48 т) | 49,09 длинных тонн (50 т) | |
Длина (общая) | 23,3 м (76 футов 5 дюймов) | 23,9 м (78 футов 5 дюймов) | 23,9 м (78 футов 5 дюймов) | 24,9 м (81 фут 8 дюймов) | 24,9 м (81 фут 8 дюймов) | |
Луч | 1,824 м (5 футов 11,8 дюйма) | 1,85 м (6 футов 1 дюйм) | 1,85 м (6 футов 1 дюйм) | 1,85 м (6 футов 1 дюйм) | 1,88 м (6 футов 2 дюйма) | |
Черновик | 3,074 м (10 футов 1,0 дюйма) | 3,1 м (10 футов 2 дюйма) | 3,4 м (11 футов 2 дюйма) | 3,4 м (11 футов 2 дюйма) | 3,43 м (11 футов 3 дюйма) | |
Черновик | 1,854 м (6 футов 1,0 дюйма) | 1,88 м (6 футов 2 дюйма) | 1,88 м (6 футов 2 дюйма) | 1,85 м (6 футов 1 дюйм) | 1,88 м (6 футов 2 дюйма) | |
Движение | 224 специальных аккумуляторных батареи типа «В» , электродвигатель (600 л.с.), один вал, пропеллеры противоположного вращения |
224 специальных аккумуляторных батареи типа «D» , электродвигатель (600 л.с.), один вал, пропеллеры противоположного вращения |
224 специальных аккумуляторных батареи типа «D» , электродвигатель (600 л.с.), один вал, пропеллеры противоположного вращения |
224 специальных аккумуляторных батареи типа «D» , электродвигатель (600 л.с.), 1 × электрогенератор (40 л.с.), один вал, пропеллеры противоположного вращения |
208 специальных аккумуляторных батарей типа «D» , электродвигатель (600 л.с.), 1 × электрогенератор (40 л.с.), один вал, пропеллеры противоположного вращения | |
Скорость | Всплыл | нет данных | нет данных | нет данных | 6 узлов (11 км/ч) | 6 узлов (11 км/ч) |
Погруженный | 25 узлов (46 км/ч) | 25 узлов (46 км/ч) | 19,0 узлов (35,2 км/ч) | 19,0 узлов (35,2 км/ч) | 18,5 узлов (34,3 км/ч) | |
Диапазон | Всплыл | нет данных | нет данных | нет данных | 500 миль (930 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч) | 500 миль (930 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч) |
Погруженный | нет данных | нет данных | 15,8 миль (29,3 км) на скорости 9 узлов (17 км/ч) 84 миль (156 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч) |
15,8 миль (29,3 км) на скорости 9 узлов (17 км/ч) 84 миль (156 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч) |
15,4 морских миль (28,5 км) при скорости 8,5 узлов (15,7 км/ч) 120 миль (220 км) на скорости 4 узла (7,4 км/ч) | |
Глубина испытания | 100 м (330 футов) | 100 м (330 футов) | 100 м (330 футов) | 100 м (330 футов) | 100 м (330 футов) | |
экипаж | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
Вооружение | 2 × 533-мм (21 дюйм) торпеды Тип 89 | 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 97 | 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 97, позже замененные торпедой Тип 2 | 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 2 | 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 2 | |
Строитель | Удаленный военно-морской арсенал | Удаленный военно-морской арсенал | Военно-морская оружейная палата Карасукодзима ( заводской номер 3–20 ) «П» (Оурасаки) Военно-морской арсенал ( заводской номер 21–52 ) |
'P' Военно-морской арсенал | 'P' Военно-морской арсенал | |
Количество построенных | 1 | 2 | 50 Серийные номера 49–52 в 1943 году были переоборудованы в тип «Б» , некоторые лодки переоборудованы в учебно-тренировочные типа «А» . |
5 Серийные номера 49–52 были перестроены из Типа «А» . |
47 Прибл. 10 лодок переоборудованы в учебно-тренировочные типа «С» . | |
Период строительства [ 21 ] | 1932–1933 | 1938–1940 | 1940–1943 | 1943 | 1943–1944 |
Выжившие
[ редактировать ]Останки одного находятся под открытым небом в Киске на Алеутских островах , а некоторые - в водах неподалеку. [ 22 ]
В мире выставлено четыре достаточно неповрежденных карлика типа А:
- HA-8 - Библиотека и музей подводных сил , Гротон, Коннектикут [ 23 ]
- HA-18 — военно-морская база JMSDF Этадзима , Этадзима, Япония [ 24 ]
- HA-19 – Национальный музей войны на Тихом океане , Фредериксбург, Техас [ 25 ]
- Композиция из двух, вошедших в гавань Сиднея в мае 1942 года – Австралийский военный мемориал , Канберра, Австралия. [ 26 ]
Третья подобная подводная лодка, использованная при нападении на Сидней, была найдена, но остается в водах Сиднея и остается на месте в качестве военной могилы. [ 27 ]
-
№ 8 на выставке в Библиотеке и музее подводных сил.
-
На корме №8 видны гребные винты встречного вращения.
-
Секция боевой рубки М22 в Сиднее
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Стюарт, Эй Джей, LCDR USN. «Эти загадочные карлики», Труды Военно-морского института США , декабрь 1974 г., стр. 55–63.
- ^ Кемп, Пол; Хилл, Дэвид (1999). Сверхмалые подводные лодки Второй мировой войны . Чатем. стр. 58–59 , 76. ISBN. 1-86176-042-6 .
- ^ Джеймсон, Джон Х.; Скотт-Иретон, Делла А. (2007). Совершенно неожиданно: публичная интерпретация морских культурных ресурсов . Спрингер. п. 184. ИСБН 978-0-387-47861-6 .
- ^ Фукая, Хадзиме. Холбрук, Мартин (ред.). «Три разработки японских подводных лодок» . Военно-морской институт США . Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Уэтерхорн, Арье (1 октября 2022 г.). «Сверхмалые подводные лодки на Гуадалканале» . Военно-морской институт США . Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Техническая миссия ВМС США в Японию: Отчет о японских кайтэнах и торпедах, 1946 г.
- ^ Уорнер, Пенни (1986). Лодки-гробы: операции японских сверхмалых подводных лодок во Второй мировой войне . Лондон: Л. Купер совместно с Secker & Warburg. п. 176. ИСБН 978-0436563300 .
- ^ Перейти обратно: а б «Японский HA-19». Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Ассоциация исторических военно-морских кораблей.
- ^ «В поисках японской сверхмалой подводной лодки времен Второй мировой войны, затонувшей у Перл-Харбора, 7 декабря 1941 года» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2008 года . Проверено 7 сентября 2008 г.
- ^ Лорд, 1957, раздел изображений 2 стр. 15
- ^ Офсти, Р.А., контр-адмирал, ВМС США. Кампании войны на Тихом океане (Типография правительства США, 1946), стр. 19
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN И-16: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Зимм 2011 , стр. 330–341.
- ^ Оуэн, RAdm USN, Томас Б. (1989). Воспоминания о военных годах. Том. И. Вашингтон: Неопубликованные мемуары.
- ^ «Атака на Перл-Харбор» (JPG) . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Перл-Харбор | Историческое общество Оклахомы» . Историческое общество Оклахомы | ОХС .
- ^ Мо, Томас Х., II, «Тайна мини-подводной лодки Перл-Харбор раскрыта? Исследователи полагают, что нашли останки японской мини-подводной лодки, которая, вероятно, стреляла по линкорам США 7 декабря 1941 года» , Los Angeles Times , 7 декабрь 2009 г.
- ^ «Сабы-убийцы в Жемчужине» . ПБС. 5 января 2010 года . Проверено 27 мая 2012 г.
- ^ «I-16tou.com» . Проверено 5 января 2009 г.
- ^ Рекиси Гунзо, стр. 39–46.
- ^ Рекиси Гунзо, стр. 80–95.
- ^ «Японская подводная лодка, похожая на торпеду, ржавеет на острове Аляски» .
- ^ «Путеводитель для посетителей по историческим военным кораблям - японский HA-8» . archive.hnsa.org .
- ^ «Журнал военно-морской истории» . Военно-морской институт США .
- ^ «HA-19, также известная в ВМС США как японская сверхмалая подводная лодка «C», историческая сверхмалая подводная лодка Императорского флота Японии типа А класса «Ко-хётэки», выставленная в Национальном музее Тихоокеанской войны во Фредериксбурге, штат Техас» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США .
- ^ «Японская сверхмалая подводная лодка | Австралийский военный мемориал» . www.awm.gov.au.
- ^ «Дайверы нашли золото, когда нашли японскую подводную лодку времен Второй мировой войны» . 28 мая 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Перл-Харбор - Атака снизу. Архивировано 30 сентября 2006 г. в Wayback Machine Naval History , декабрь 1999 г.
- Ха-19 (сверхмалая подводная лодка, 1938–1941 гг.)
- Нападение на Перл-Харбор. Архивировано 18 февраля 2020 года в Wayback Machine.
- Атака сверхмалой подводной лодки на Сидней
- I-16tou.com
- Лорд, Уолтер (1957). День позора . Генри Холт и компания . ISBN 9780805018981 .
- Миниатюрные подводные лодки в Диего Суаресе, Мадагаскар, 1942 год.
- Рекиси Гунзо, История Тихоокеанской войны, том 35, Ко-хётеки и Корю , Гаккен (Токио, Япония), 2002 г., ISBN 4-05-602741-2 .
- Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate. ISBN 978-1-61200-010-7 . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 27 июня 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]