Jump to content

Подводная лодка типа А Ко-хётэки

Подводная лодка типа A класса «Ко-хётеки», № 19 , выброшенная на мель в прибое на острове Оаху после нападения на Перл-Харбор , декабрь 1941 года.
Обзор класса
Операторы  Японская империя
Завершенный
  • 101
  • 1 × Первый прототип
  • 2 × Второй прототип
  • 46 × Тип «А»
  • 5 × Тип «Б»
  • 47 × Тип 'С'
Общие характеристики
Тип Ко-хётеки ко-гата ( цель «А», тип «А») класса Миниатюрная подводная лодка
Смещение 46 длинных тонн (47 т) под водой [ 1 ]
Длина 23,9 м (78 футов 5 дюймов) [ 1 ]
Луч 1,8 м (5 футов 11 дюймов) [ 1 ]
Высота 3 м (9 футов 10 дюймов)
Движение
  • 192 лотка по два двухвольтовых элемента каждый,
  • 136 лотков вперед
  • 56 лотков на корме
  • 1 × электродвигатель, 600 л.с. (447 кВт) [ 1 ] при 1800 об/мин
  • 2 винта, вращающиеся в противоположных направлениях на одном валу
  • ведущая стойка диаметром 1,35 м, правосторонняя;
  • опорная стойка диаметром 1,25 м, левосторонняя
Скорость
  • 23 узла (43 км / ч; 26 миль в час) на поверхности
  • 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) под водой [ 1 ]
Диапазон
  • 100 миль (190 км) на скорости 2 узла (3,7 км/ч; 2,3 мили в час) [ 1 ]
  • 80 миль (150 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль в час)
  • 18 миль (33 км) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час)
Глубина испытания 30 м (98 футов) [ 1 ]
Дополнить 2 [ 1 ]
Вооружение
  • 2 торпеды калибра 450 мм (17,7 дюйма), загружаемые в дульные аппараты. [ 1 ]
  • 1 × 140 кг (300 фунтов) затопленный заряд
Примечания Балласт: 2670 кг (5890 фунтов) в свинцовых стержнях 534 × 5 кг.

Тип А Ко-хётеки ( 甲標的甲型 , Ко-хётэки ко-гата , Цель «А», Тип «А») японских — класс сверхмалых подводных лодок ( Ко-хётэки ), использовавшихся во время Второй мировой войны . У них были бортовые номера, но не было названий. Для простоты их чаще всего называют по бортовому номеру базовой подводной лодки. Таким образом, сверхмалая И-16 подводная лодка класса получила название лодки И-16, или «И-16тоу».

За этим классом следовали: Тип B ( 一式B type , Kō-hyōteki otsu-gata ) , Тип C ( 一式三级 , Kō-hyōteki hei-gata ) и Тип D ( 一式 D type , Kō-hyōteki тей-гата) ) , последний из которых более известен как Корю ( 蛟龙 ) . [ 2 ] [ 3 ]

Японский десантный корабль №5 нес на борту Тип «С» №69 .

Было построено пятьдесят. Название «Цель» было присвоено как уловка: если бы их конструкция была преждевременно обнаружена врагами Японии, японский флот мог бы настаивать на том, что эти корабли были целями для боевых учений. Их также называли «Трубки» ( , Тоу ) или «Цель» ( , Теки, сокращение от «Хётэки» ) и другие прозвища.

Первые два, №1 и №2 , использовались только в тестировании. У них не было боевых рубок , которые были добавлены на более поздние лодки для устойчивости под водой. [ 4 ]

№19 был спущен на воду самолетом И-24 в Перл-Харборе . Большая часть остальных пятидесяти пропала без вести, хотя три были захвачены в Сиднее (Австралия), а другие - на Гуаме, Гуадалканале и острове Киска, что составляет часть других номеров бортов. [ 5 ]

Каждая подводная лодка была вооружена двумя 450-мм (17,7 дюйма) торпедами в дульнозарядных трубах, расположенных одна над другой в носовой части. При атаке на Перл-Харбор использовалась специально разработанная торпеда Тип 97 с боеголовкой массой 772 фунта (350 кг) и дальностью действия 3,4 мили (5,5 км) при скорости 44 узла (81 км/ч), но возникли проблемы с кислородными баллонами. который удерживал воздух для движения, означал, что во всех последующих атаках использовалась другая торпеда. Некоторые заявляли, что использовалась версия торпеды Тип 91 , предназначенная для запуска самолетов, но другие сообщения указывают на то, что торпеда Тип 97 была модифицирована до Типа 98, также известного как Специальный Тип 97. Точных сведений о том, что использовался Тип 91, нет. Позже Тип 98 был заменен торпедой Тип 02. [ 6 ]

После войны на различных складах Японии было обнаружено 300 сверхмалых подводных лодок различных типов. Подводные лодки были оснащены боеголовками 1300Ib для использования в атаках террористов-смертников. Они предназначались для тарана вражеских кораблей в случае вторжения на материк, но, как полагают, никогда не использовались. [ 7 ]

Каждая подводная лодка имела экипаж из двух человек. Младший офицер управлял лодкой, а старшина манипулировал клапанами и перемещал балласт для управления дифферентом и погружением. [ 1 ]

Нападение на Перл-Харбор

[ редактировать ]
Поднятие малой подводной лодки № 18 из лагуны Кехи кораблем USS Current (ARS-22) в 1960 году.
Японская сверхмалая подводная лодка типа А, обнаруженная в 1960 году у берегов Перл-Харбора, Гавайи.

Пять из этих лодок участвовали в нападении на Перл-Харбор, причем, возможно, два действительно добрались до гавани. Секретные военные записи показывают, что экипажам подводных лодок было приказано затопить свои подводные лодки после атаки, и были приняты меры для спасения застрявших экипажей. Из пяти самолетов, использовавшихся в Перл-Харборе, № 19 был захвачен вместе со своим пилотом Кадзуо Сакамаки , где он приземлился на восточной стороне Оаху. Во время Второй мировой войны № 19 отправился в турне по Соединенным Штатам, чтобы помочь продать военные облигации . [ 8 ] США Ныне национальный исторический памятник , № 19 является экспонатом Национального музея Тихоокеанской войны во Фредериксбурге, штат Техас . [ 8 ]

Вторая сверхмалая подводная лодка Перл-Харбора, № 18 , была обнаружена водолазами ВМС США и водолазами морской пехоты США, проходившими обучение, включая Лоуренса Макинниса и Фреда Стока из роты 3-го разведывательного батальона, у лагуны Кехи к востоку от входа в Перл-Харбор 13 июня 1960 года. . [ 1 ] Подводная лодка была повреждена в результате атаки глубинной бомбы и покинула экипаж до того, как успела запустить торпеды. Что случилось с двумя членами экипажа, неизвестно, поскольку их тела так и не были найдены. [ 1 ] Эта подводная лодка была восстановлена ​​и выставлена ​​на обозрение в Военно-морской академии Этадзима 15 марта 1962 года. [ 1 ]

Миниатюрная подводная лодка, атакованная Уордом (DD-139) в 6:37 7 декабря, № 20 , была обнаружена на глубине 400 метров (1312 футов) в пяти милях от Перл-Харбора исследовательской подводной лодкой Гавайского университета 28 августа. 2002 г. Его посетил примерно в 6:30 утра по местному времени исследовательский ROV «Океанос» 7 декабря 2016 года, через 75 лет после его затопления. [ 9 ]

Четвертая подводная лодка, №22 , вошла в гавань и выпустила торпеды по Кертиссу (AV-4) и Монагану (DD-354) . Обе торпеды промахнулись и, предположительно, попали в док в Перл-Сити и на берег острова Форд . [ 1 ] Эта подводная лодка была потоплена Монаганом в 8:43 7 декабря, а затем восстановлена ​​и использована в качестве засыпки при строительстве нового причала на базе подводных лодок Перл-Харбор. В 1952 году остов был снова обнаружен, но он был настолько сильно разъеден газообразным хлором из электрических батарей, что его снова перезахоронили в том же месте. Останки экипажа до сих пор погребены в подводной лодке. [ 1 ] [ 10 ]

японские войска получили радиосообщение, предположительно от пятой подводной лодки № 16, в котором говорилось о повреждении одного или нескольких крупных военных кораблей в Перл-Харборе. 8 декабря в 00:41 [ 11 ] В 22:41 7 декабря они получили сообщение от № 16, описывающее воздушную атаку на Перл-Харбор как успешную, а в 00:51 8 декабря они получили еще одно сообщение с надписью «Невозможно ориентироваться». [ 12 ] они Больше о № 16 больше ничего не слышали. В 1992, 2000 и 2001 годах подводные аппараты Гавайской подводной исследовательской лаборатории обнаружили обломки сверхмалой подводной лодки, лежащие в трех частях в трех милях к югу от входа в Перл-Харбор. Место крушения находилось на поле обломков, куда было сброшено большое количество избыточного американского оборудования после катастрофы в Вест-Лохе 1944 года, включая транспортные средства и десантные корабли. В 2009 году исследовательская группа, собранная для PBS телесериала «Нова», положительно идентифицировала эту подводную лодку как последнюю, № 16 , из 5 Ко-Хётэки, участвовавших в атаке 7 декабря 1941 года, которую пилотировали прапорщик Масаджи Ёкояма и старшина. Садаму Камита 2-го класса. Обе его торпеды отсутствовали, что указывает на то, что миниатюрная подводная лодка, возможно, выпустила торпеды до того, как затонула. Хотя это коррелирует с сообщениями о двух торпедах, выпущенных по легкому крейсеру «Сент-Луис» в 10:04 у входа в Перл-Харбор, и о возможной торпеде, выпущенной по эсминцу «Хельм» в 08:21, [ 13 ] существует спор по поводу этой официальной цепочки событий; «Торпеда», которую видел Сент-Луис, также, как сообщается, была морским тральщиком, буксируемым эсминцем « Боггс» . [ 14 ] Некоторые предполагают, что косвенные доказательства подтверждают гипотезу о том, что № 16 успешно вошел в Перл, выпустил торпеды по Линкор-Роу и скрылся в относительно тихом соседнем Вест-Лохе и, возможно, был затоплен своим экипажем. Когда в 1944 году в результате серии взрывов затонул десантный флот, собиравшийся на озере Лох, предполагается, что останки субмарины были собраны и затоплены в ходе последующей спасательной операции, которая до 1960 года держалась в секрете. Фотография [ 15 ] Снимок, сделанный с японского самолета во время нападения на Перл-Харбор, показывает, что могло быть № 16 внутри гавани, стрелявшим торпедами по Линкор-Роу. Фотография была рассекречена в 1990-х годах и обнародована в 2000-х годах. [ 16 ] Затопление военного корабля США «Западная Вирджиния» и опрокидывание военного корабля США « Оклахома» могли быть ускорены попаданием торпеды, выпущенной с подводной лодки, боеголовки которой были больше, чем у воздушных торпед. Некоторые полагают, что на фотографии, где предположительно начинался путь торпед, были брызги, указывающие на то, что сверхмалая подводная лодка раскачивалась вверх и вниз от силы запускаемой торпеды, в результате чего оголялись гребные винты кормы, подпрыгивая вверх. облака брызг воды . В отчете адмирала Нимица военного времени подтверждено обнаружение по крайней мере одной неразорвавшейся торпеды того типа, который использовался на сверхмалых подводных лодках. [ 17 ] Теория раскрыта в ​​​​Новой эпизоде «Подводные лодки-убийцы в Перл-Харборе». [ 18 ] и сопутствующий сайт I-16tou.com. [ 19 ]

Нападения на Сидней

[ редактировать ]
HMAS Kuttabul после затопления.
Две сверхмалые подводные лодки, затопленные в гавани Сиднея, использовались для постройки композитной сверхмалой подводной лодки, которая путешествовала по Австралии во время войны.

В ночь на 29 мая 1942 года пять больших японских подводных лодок расположились в 56 километрах к северо-востоку от Сидней-Хедс . В 3 часа ночи следующего дня одна из подводных лодок запустила самолет-разведчик. Облетев гавань Сиднея, самолет вернулся к своей подводной лодке, сообщив о присутствии «линкоров и крейсеров», пришвартованных в гавани. Командир флотилии принял решение следующей ночью атаковать гавань сверхмалыми подводными лодками. На следующий день пять подводных лодок подошли к Сидней-Хедс на расстояние 11 километров и примерно в 16:30 выпустили три сверхмалые подводные лодки, которые затем начали подход к гавани Сиднея.

Защита внешней гавани обнаружила вход первой сверхмалой подводной лодки № 14 примерно в 8 часов вечера, но она не была идентифицирована до тех пор, пока не запуталась в противоторпедной сети, подвешенной между Джорджс-Хед и Грин-Пойнт. Прежде чем HMAS Yarroma смог открыть огонь, два члена экипажа подводной лодки уничтожили свое судно с помощью подрывных зарядов и покончили с собой.

Вторая подводная лодка, № 24b , вошла в гавань около 21:48 и направилась на запад к мосту Харбор-Бридж в Сиднее , в результате чего ответственный военно-морской офицер Сиднея поднял общую тревогу. Примерно в 200 метрах от острова Гарден подводная лодка была обстреляна тяжелым крейсером USS Chicago . Затем подводная лодка выпустила по крейсеру две торпеды. Одна торпеда вылетела на берег острова Гарден, но не взорвалась. Другой прошел под голландской подводной лодкой K9 и врезался в дно гавани под кораблём-базой HMAS Kuttabul , где взорвался, в результате чего погиб 21 моряк (19 Королевских военно-морских сил Австралии и 2 Королевских военно-морских сил ). Затем подводная лодка выскользнула из гавани, выполнив свою миссию, и исчезла. Его место крушения было обнаружено примерно в 30 км к северу от гавани и в 5 км к морю в ноябре 2006 года. Сейчас оно охраняется как военное захоронение.

Третья подводная лодка, № 21 , была замечена HMAS Yandra у входа в гавань и подверглась глубинной бомбе. Примерно через четыре часа, придя в себя, он вошел в гавань, но впоследствии был атакован глубинными бомбами и затоплен в заливе Тейлор судами Королевского военно-морского флота Австралии. Оба члена экипажа подводной лодки покончили жизнь самоубийством.

Две обнаруженные подводные лодки были идентичны, а их останки были использованы для реконструкции целой подводной лодки, которая совершила поездку по Новому Южному Уэльсу , Виктории и Южной Австралии, а затем была доставлена ​​к Австралийскому военному мемориалу в Канберре в 1943 году, где она и остается выставленной.

Нападения на Мадагаскар

[ редактировать ]

29 мая 1942 года японские подводные лодки И-10 , И-16 и И-20 прибыли на Мадагаскар . I-10 заметил Самолет-разведчик «Месть класса линкор » HMS Ramillies, Диего Суарес, стоявший на якоре в гавани но самолет был замечен, и Ramillies сменила стоянку. И-20 и И-16 спустили на воду две сверхмалые подводные лодки, одна из которых сумела войти в гавань и выпустила две торпеды под атакой глубинных бомб двух корветов . Одна торпеда серьезно повредила Ramillies , а вторая потопила нефтяной танкер British Loyalty водоизмещением 6993 тонны (позже снятый с мели). Позднее Ramillies ремонтировали в Дурбане и Плимуте .

Экипаж одной из подводных лодок, лейтенант Сабуро Акиэда и старшина Масами Такемото, высадил свою подводную лодку ( №20b ) на берег в Нуси-Анталикели и двинулся вглубь страны к месту сбора возле мыса Янтарь . О них сообщили, когда они покупали еду в деревне, и оба были убиты в перестрелке с Королевской морской пехотой три дня спустя . Вторая сверхмалая подводная лодка, № 16b , пропала в море, а тело одного из членов ее экипажа было найдено выброшенным на берег днем ​​позже.

Характеристики

[ редактировать ]
по словам Рекиси Гунзо [ 20 ]
Тип Первый прототип Второй прототип
(Изд. № 1–2)
Тип А
(Изд. № 3–52)
Тип Б
(Изд. № 49–53)
Тип С
(Изд. № 54–100)
Смещение
погруженный в воду
41,525 длинных тонн (42 т) 44,150 длинных тонн (45 т) 46 длинных тонн (47 т) 47 длинных тонн (48 т) 49,09 длинных тонн (50 т)
Длина (общая) 23,3 м (76 футов 5 дюймов) 23,9 м (78 футов 5 дюймов) 23,9 м (78 футов 5 дюймов) 24,9 м (81 фут 8 дюймов) 24,9 м (81 фут 8 дюймов)
Луч 1,824 м (5 футов 11,8 дюйма) 1,85 м (6 футов 1 дюйм) 1,85 м (6 футов 1 дюйм) 1,85 м (6 футов 1 дюйм) 1,88 м (6 футов 2 дюйма)
Черновик 3,074 м (10 футов 1,0 дюйма) 3,1 м (10 футов 2 дюйма) 3,4 м (11 футов 2 дюйма) 3,4 м (11 футов 2 дюйма) 3,43 м (11 футов 3 дюйма)
Черновик 1,854 м (6 футов 1,0 дюйма) 1,88 м (6 футов 2 дюйма) 1,88 м (6 футов 2 дюйма) 1,85 м (6 футов 1 дюйм) 1,88 м (6 футов 2 дюйма)
Движение 224 специальных аккумуляторных батареи типа «В» ,
электродвигатель (600 л.с.),
один вал,
пропеллеры противоположного вращения
224 специальных аккумуляторных батареи типа «D» ,
электродвигатель (600 л.с.),
один вал,
пропеллеры противоположного вращения
224 специальных аккумуляторных батареи типа «D» ,
электродвигатель (600 л.с.),
один вал,
пропеллеры противоположного вращения
224 специальных аккумуляторных батареи типа «D» ,
электродвигатель (600 л.с.),
1 × электрогенератор (40 л.с.),
один вал,
пропеллеры противоположного вращения
208 специальных аккумуляторных батарей типа «D» ,
электродвигатель (600 л.с.),
1 × электрогенератор (40 л.с.),
один вал,
пропеллеры противоположного вращения
Скорость Всплыл нет данных нет данных нет данных 6 узлов (11 км/ч) 6 узлов (11 км/ч)
Погруженный 25 узлов (46 км/ч) 25 узлов (46 км/ч) 19,0 узлов (35,2 км/ч) 19,0 узлов (35,2 км/ч) 18,5 узлов (34,3 км/ч)
Диапазон Всплыл нет данных нет данных нет данных 500 миль (930 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч) 500 миль (930 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч)
Погруженный нет данных нет данных 15,8 миль (29,3 км) на скорости 9 узлов (17 км/ч)
84 миль (156 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч)
15,8 миль (29,3 км) на скорости 9 узлов (17 км/ч)
84 миль (156 км) на скорости 6 узлов (11 км/ч)
15,4 морских миль (28,5 км) при скорости 8,5 узлов (15,7 км/ч)
120 миль (220 км) на скорости 4 узла (7,4 км/ч)
Глубина испытания 100 м (330 футов) 100 м (330 футов) 100 м (330 футов) 100 м (330 футов) 100 м (330 футов)
экипаж 2 2 2 2 3
Вооружение 2 × 533-мм (21 дюйм) торпеды Тип 89 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 97 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 97, позже замененные торпедой Тип 2 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 2 2 × 450-мм (18 дюймов) торпеды Тип 2
Строитель Удаленный военно-морской арсенал Удаленный военно-морской арсенал Военно-морская оружейная палата Карасукодзима ( заводской номер 3–20 )
«П» (Оурасаки) Военно-морской арсенал ( заводской номер 21–52 )
'P' Военно-морской арсенал 'P' Военно-морской арсенал
Количество построенных 1 2 50
Серийные номера 49–52 в 1943 году были переоборудованы в тип «Б» , некоторые лодки переоборудованы в учебно-тренировочные типа «А» .
5
Серийные номера 49–52 были перестроены из Типа «А» .
47
Прибл. 10 лодок переоборудованы в учебно-тренировочные типа «С» .
Период строительства [ 21 ] 1932–1933 1938–1940 1940–1943 1943 1943–1944

Выжившие

[ редактировать ]

Останки одного находятся под открытым небом в Киске на Алеутских островах , а некоторые - в водах неподалеку. [ 22 ]

В мире выставлено четыре достаточно неповрежденных карлика типа А:

Третья подобная подводная лодка, использованная при нападении на Сидней, была найдена, но остается в водах Сиднея и остается на месте в качестве военной могилы. [ 27 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Стюарт, Эй Джей, LCDR USN. «Эти загадочные карлики», Труды Военно-морского института США , декабрь 1974 г., стр. 55–63.
  2. ^ Кемп, Пол; Хилл, Дэвид (1999). Сверхмалые подводные лодки Второй мировой войны . Чатем. стр. 58–59 , 76. ISBN.  1-86176-042-6 .
  3. ^ Джеймсон, Джон Х.; Скотт-Иретон, Делла А. (2007). Совершенно неожиданно: публичная интерпретация морских культурных ресурсов . Спрингер. п. 184. ИСБН  978-0-387-47861-6 .
  4. ^ Фукая, Хадзиме. Холбрук, Мартин (ред.). «Три разработки японских подводных лодок» . Военно-морской институт США . Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 23 октября 2023 г.
  5. ^ Уэтерхорн, Арье (1 октября 2022 г.). «Сверхмалые подводные лодки на Гуадалканале» . Военно-морской институт США . Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 23 октября 2023 г.
  6. ^ Техническая миссия ВМС США в Японию: Отчет о японских кайтэнах и торпедах, 1946 г.
  7. ^ Уорнер, Пенни (1986). Лодки-гробы: операции японских сверхмалых подводных лодок во Второй мировой войне . Лондон: Л. Купер совместно с Secker & Warburg. п. 176. ИСБН  978-0436563300 .
  8. ^ Перейти обратно: а б «Японский HA-19». Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Ассоциация исторических военно-морских кораблей.
  9. ^ «В поисках японской сверхмалой подводной лодки времен Второй мировой войны, затонувшей у Перл-Харбора, 7 декабря 1941 года» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2008 года . Проверено 7 сентября 2008 г.
  10. ^ Лорд, 1957, раздел изображений 2 стр. 15
  11. ^ Офсти, Р.А., контр-адмирал, ВМС США. Кампании войны на Тихом океане (Типография правительства США, 1946), стр. 19
  12. ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN И-16: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 26 августа 2020 г.
  13. ^ Зимм 2011 , стр. 330–341.
  14. ^ Оуэн, RAdm USN, Томас Б. (1989). Воспоминания о военных годах. Том. И. Вашингтон: Неопубликованные мемуары.
  15. ^ «Атака на Перл-Харбор» (JPG) . Проверено 7 февраля 2024 г.
  16. ^ «Перл-Харбор | Историческое общество Оклахомы» . Историческое общество Оклахомы | ОХС .
  17. ^ Мо, Томас Х., II, «Тайна мини-подводной лодки Перл-Харбор раскрыта? Исследователи полагают, что нашли останки японской мини-подводной лодки, которая, вероятно, стреляла по линкорам США 7 декабря 1941 года» , Los Angeles Times , 7 декабрь 2009 г.
  18. ^ «Сабы-убийцы в Жемчужине» . ПБС. 5 января 2010 года . Проверено 27 мая 2012 г.
  19. ^ «I-16tou.com» . Проверено 5 января 2009 г.
  20. ^ Рекиси Гунзо, стр. 39–46.
  21. ^ Рекиси Гунзо, стр. 80–95.
  22. ^ «Японская подводная лодка, похожая на торпеду, ржавеет на острове Аляски» .
  23. ^ «Путеводитель для посетителей по историческим военным кораблям - японский HA-8» . archive.hnsa.org .
  24. ^ «Журнал военно-морской истории» . Военно-морской институт США .
  25. ^ «HA-19, также известная в ВМС США как японская сверхмалая подводная лодка «C», историческая сверхмалая подводная лодка Императорского флота Японии типа А класса «Ко-хётэки», выставленная в Национальном музее Тихоокеанской войны во Фредериксбурге, штат Техас» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США .
  26. ^ «Японская сверхмалая подводная лодка | Австралийский военный мемориал» . www.awm.gov.au.
  27. ^ «Дайверы нашли золото, когда нашли японскую подводную лодку времен Второй мировой войны» . 28 мая 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a3f99d7bda29aef09418724b36b65fe__1720610040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/fe/3a3f99d7bda29aef09418724b36b65fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Type A Kō-hyōteki-class submarine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)