Энтерпрайз (корабль 1830 г.)
![]() Предприятие на площадке Мельбурна | |
История | |
---|---|
![]() | |
Владелец | Джон Паско Фокнер , апрель 1835 г. |
Строитель | Уильям Пендер, Хобарт , Тасмания |
Запущен | 1830 |
Выведен из эксплуатации | Исчез из регистра судоходства в 1847 году. |
Судьба | Разбился на переправе реки Ричмонд , север Нового Южного Уэльса. |
Общие характеристики | |
Тонны нагрузки | Водоизмещение 72 тонны |
Длина | Длина 27 м (88 футов 7 дюймов) |
Луч | 5,4 м (17 футов 9 дюймов) |
План паруса | Топсельная шхуна |
Топсельная шхуна Enterprize , также пишется и изображается как Enterprise . [1] был построен в Хобарте , Тасмания, в 1830 году Уильямом Пендером. [2] Он использовался для каботажных перевозок таких грузов, как уголь, скот и припасы.
Джон Паско Фокнер купил корабль в апреле 1835 года для использования в своей предстоящей поселенческой деятельности в заливе Порт-Филлип , на территории тогдашней южной части Нового Южного Уэльса . Однако доставка судна была отложена на несколько недель, поскольку компания Enterprize занималась доставкой угля в Ньюкасл, Новый Южный Уэльс, агентом судовладельца. [3] 18 июля 1835 года Фокнер завладел предприятием «Энтерпрайз» в Лонсестоне, Тасмания , на общую сумму 430 фунтов стерлингов. Первоначальная цена в 450 фунтов стерлингов снижена на 20 фунтов из-за задержки.
Наконец, Фокнер был готов отправиться в залив Порт-Филлип в августе 1835 года, но в последний момент кредиторы не позволили Фокнеру присоединиться к путешествию, и экспедиция отправилась без него. На борту « Энтерпрайза» , когда он выходил из тасманского порта Джорджтаун, находились капитан Джон Лэнси, старший моряк (представитель Фокнера); Джордж Эванс , строитель; Уильям Джексон и Роберт Марр, плотники; Эван Эванс, слуга Джорджа Эванса; и слуги Фокнера, Чарльз Уайз, пахарь, Томас Морган, главный слуга, Джеймс Гилберт, кузнец, и его беременная жена Мэри под командованием капитана Питера Хантера.
15 августа 1835 года «Энтерпрайз» вошёл в реку Ярра . После того, как его вытащили вверх по течению, он пришвартовался у подножия нынешней Уильям-стрит. 30 августа 1835 года поселенцы высадились, чтобы построить свой склад и расчистить землю для выращивания овощей, и « Энтерпрайз» вернулся в Джорджтаун. Осталось семь поселенцев: капитан Джон Лэнси, Джордж Эванс, Эван Эванс, Чарльз Вайз, Томас Морган, а также Джеймс и Мэри Гилберт.
Кроме того, Джон Хелдер Ведж , член Ассоциации Порт-Филлип Джона Бэтмена , покинул Лонсестон 7 августа 1835 года, чтобы также основать поселение на том, что ассоциация назвала своими новыми землями. К тому времени, когда Ведж достиг реки Ярра, отряд Фокнера уже обосновался.
Фокнеры наконец прибыли в новое поселение в пятницу, 16 октября 1835 года, во время второго рейса «Энтерпрайза » . В дневнике Фокнера записано: «Перенесся в Бассейн, высадил двух коров, двух телят и двух лошадей» . от 26 августа 1835 года . Хотя по закону Фокнер, Бэтмен и Ведж, а также их соответствующие стороны считались нарушителями границы на земле Короны, они остались в новом поселении, которое стало называться Мельбурном.
Enterprize продолжала работать как прибрежное торговое судно еще более десяти лет после того, как она стала учредителем Мельбурнского фонда. В конце концов он исчез из судоходного регистра Хобарта, потерпев крушение на отмели реки Ричмонд на севере Нового Южного Уэльса 5 июля 1847 года, в результате чего погибли два человека.
Истинная судьба «Энтерпрайза » оставалась неопределенной в течение примерно 100 лет из-за путаницы с кораблем с таким же названием. [4] 16 сентября 1850 года корабль « Энтерпрайз» был пойман сильным южным ветром и застрял на песчаной косе у побережья Варрнамбула. Экипаж спас местный абориген по имени Бакаволл, который выплыл с веревкой в опасное море. Однако корабль спасти не удалось. В 1880-х годах отливы позволили публике выйти к затонувшему кораблю, и многие предметы были взяты и проданы как артефакты « Предприятия Фокнера ». В конечном итоге затонувший корабль засыпался песком, и сейчас на его месте в Леди-Бэй построена стоянка для караванов. Считалось, что этот корабль стал местом крушения « Предприятия Фокнера» с 1880-х по 1970-е годы, когда для выяснения этого вопроса было проведено обширное исследование с участием судовых регистров и местных газет. [5]
Полностью работоспособная копия Enterprize , была запущена в Мельбурне , Австралия в 1997 году. [6] Им управляет Enterprise Ship Trust от имени жителей Виктории. [7] Портом приписки Enterprize с 1997 по 2011 год был Уильямстаун (юго-запад от Мельбурна), где он пришвартовался и работал в течение четырнадцати лет. В сентябре 2011 года корабль переместил порт приписки в район Мельбурн-Доклендс . Он совершает регулярные рейсы из своего порта приписки в Доклендсе и других мест вокруг залива Порт-Филлип. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]- Парк Энтерпрайз, расположенный вдоль реки Ярра в Мельбурне, посвящен высадке поселенцев в Мельбурне. официальная церемония поднятия флага, включающая приветствие страны старейшинами Вурунджери в честь Дня Мельбурна. Ежегодно 30 августа здесь проводится
- Реплика парусника Enterprize была построена в 1997 году как флагман города Мельбурн и в ознаменование роли оригинального Enterprize в поселении Мельбурн. Реплика совершает плавание вокруг залива Порт-Филлип, Виктории и Тасмании и открыта для широкой публики для плавания и осмотра. [8]
- VicRoads продала специальные номерные знаки транспортных средств под названием «Мельбурнский город предприятий», чтобы помочь оплатить строительство точной копии корабля. В настоящее время они доступны в Enterprize Ship Trust. [ нужна ссылка ]
- Отель Enterprize на Спенсер-стрит в Мельбурне был назван в честь корабля.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Андерсон, Хью (1966). «Фокнер, Джон Паско (1792–1869)» . Австралийский биографический словарь . Австралийский национальный университет . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ [Регистр судов Хобарта, впервые зарегистрирован 7 июля 1830 г., № 4/1830]
- ^ [Открытие и заселение Порт-Филиппа, Бонвик, паб. 1839]
- ^ [Джонс, Последнее слово об историческом кораблекрушении, RHSV, 1985]
- ^ [Бейтсон, Австралийские кораблекрушения, Том. 1, 1972]
- ^ Enterprize Melbourne. Веб-страница парусника
- ^ «История предприятия Tall Ship» . Enterprize, высокий корабль Мельбурна . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Enterprize , Официальный сайт точной копии парусника.
28 ° 52'36 "ю.ш. 153 ° 35'29" в.д. / 28,876667 ° ю.ш. 153,591389 ° в.д.