Jump to content

Дуглас TBD Разрушительный

(Перенаправлено с TBD Devastator )
Будет определено позже
Шестая торпедная эскадрилья ВМС США TBD-1 (VT-6) с авианосца USS Enterprise (CV-6) , около 1938 года.
Роль Торпедоносец
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Дуглас Эйркрафт Компани
Первый полет 15 апреля 1935 г.
Введение 3 августа 1937 г.
Ушедший на пенсию 1944
Основной пользователь ВМС США
Произведено 1937–1939
Количество построенных 130

Douglas TBD Devastator — американский бомбардировщик-торпедоносец ВМС США . Заказанный в 1934 году, он впервые поднялся в воздух в 1935 году и поступил на вооружение в 1937 году. На тот момент это был самый совершенный самолет ВМФ; однако к моменту вступления США во Вторую мировую войну TBD уже устарел.

«Девастатор» хорошо показал себя в начале войны, особенно в битве в Коралловом море , но заслужил дурную славу за катастрофические действия во время битвы за Мидуэй , в которой 41 «Девастатор» зафиксировал ноль попаданий торпед, и только шесть выжили и вернулись на свои авианосцы. Хотя большая часть удручающих характеристик Devastator позже была объяснена многочисленными хорошо задокументированными дефектами американской торпеды Mark 13 , после Midway самолет был выведен из эксплуатации и заменен Grumman TBF Avenger .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
XTBD-1 с оригинальным плоским фонарем, 1935 год.
Первый серийный ТБД-1 в 1937 году.
Одиночный ТБД-1А был опробован в качестве гидросамолета.

Douglas XTBD-1 был заказан 30 июня 1934 года после того, как он стал одним из победителей конкурса ВМС США на новые бомбардировщики для эксплуатации с авианосцев. [ 1 ] Другие самолеты, также заказанные для производства в результате конкурса, включали Brewster SBA , Vought SB2U Vindicator и Northrop BT-1 , последний из которых впоследствии превратился в Douglas SBD Dauntless . [ 2 ] Great Lakes XB2G , Great Lakes XTBG , Grumman XSBF , Hall XPTBH и Vought XSB3U также были предложены по спецификации, но не вышли за рамки статуса прототипа. [ 2 ]

XTBD Devastator впервые поднялся в воздух 15 апреля 1935 года, став одним из первых самолетов ВМС США. [ 3 ] Это был первый американский палубный моноплан , получивший широкое распространение, первый цельнометаллический военно-морской самолет, первый с полностью закрытой кабиной, первый со складным крылом с механическим (гидравлическим) приводом . [ 4 ] Было установлено полуубирающееся шасси, колеса которого выступали на 10 дюймов (250 мм) под крыльями, чтобы потенциально ограничить повреждение самолета при посадке с поднятыми колесами . Экипаж из трех человек обычно перевозился под большим навесом «оранжереи», длиной почти в половину длины самолета. Пилот сидел впереди; задний стрелок-радист занимал крайнее заднее положение, а бомбардир - среднее. Во время бомбометания бомбардир лежал ничком, скользнув в положение под пилотом, чтобы видеть через окно в нижней части фюзеляжа с помощью бомбового прицела «Норден» . [ 5 ]

Обычное наступательное вооружение TBD состояло либо из Bliss-Leavitt Mark 13 воздушной торпеды массой 1935 фунтов (878 кг) , либо из бомбы массой 1000 фунтов (450 кг), полуутопленной в фюзеляже. В качестве альтернативы можно было нести три 500-фунтовые (230 кг) бомбы общего назначения (по одной под каждой корневой частью крыла и одну внутри фюзеляжа) или двенадцать осколочных бомб по 100 фунтов (45 кг) (по шесть под каждой корневой частью крыла). Это вооружение часто использовалось при атаке японских целей на Гилбертовых и Маршалловых островах в 1942 году. [ 5 ] калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) Оборонительное вооружение состояло из пулемета Браунинг заднего стрелка. На правом борту капота был установлен пулемет M2 Browning калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) или 0,50 дюйма (12,7 мм) . [ 5 ]

Силовая установка представляла собой Pratt & Whitney R-1830-64 Twin Wasp радиальный двигатель мощностью 850 л.с. (630 кВт ), являвшийся развитием прототипа Pratt & Whitney XR-1830-60/R-1830-1 мощностью 800 л.с. (600 кВт) . [ 6 ] Другие изменения по сравнению с прототипом 1935 года включали измененный капот двигателя. [ 7 ] и приподнятый фонарь кабины для улучшения обзора. [ 4 ]

У XTBD был плоский фонарь, который на серийных моделях был заменен на более высокий куполообразный фонарь с дугой безопасности. NAS (Военно-морская авиабаза) в Анакостии и Норфолке Если не считать просьб летчиков-испытателей улучшить обзорность для пилотов, прототип легко прошел приемочные испытания, которые проходили с 24 апреля по 24 ноября 1935 года на базах . После успешного завершения испытаний на падение торпеды прототип был передан на « Лексингтон» для сертификации авианосца. [ 8 ] Расширенные эксплуатационные испытания продолжались до 1937 года, при этом первые два серийных самолета были оставлены компанией исключительно для испытаний. [ 9 ]

ВМС США Бюро аэронавтики (BuAer) закупило 129 экземпляров и начало оснащать авианосцы USS Saratoga , Enterprise , Lexington , Wasp , Hornet , Yorktown и Ranger, начиная с 1937 года. по крайней мере один самолет переоборудуется в целевой буксир. [ 10 ] К 1940 году ВМС США знали, что TBD стал превзойденным и что замена, Grumman TBF Avenger , находилась в разработке, но он еще не был в рабочем состоянии, когда США вступили во Вторую мировую войну . К тому времени из-за истощения их численность сократилась до чуть более 100 самолетов. [ 11 ] Когда в конце 1941 года ВМС США присвоили своим самолетам популярные имена, TBD стал Devastator , хотя его прозвище «торпекер» все еще широко использовалось. [ 12 ]

Операционная история

[ редактировать ]
VT-6 TBD после атаки на остров Уэйк , 24 февраля 1942 года.
TBD с VT-5 над заливом Хуон, 10 марта 1942 г.
TBD-1 из VT-3 на пути к японскому флоту на Мидуэе
«Т-16» VT-8 (BuNo 1506, LCDR Джон К. Уолдрон , Гораций Ф. Доббс CRMP) взлетает с авианосца « Хорнет» , 4 июня 1942 года. Спаренные пулеметы калибра .30 в задней части были уникальными для VT-8. . [ 13 ]

В первые дни войны на Тихом океане TBD хорошо зарекомендовал себя в феврале и марте 1942 года: TBD с «Энтерпрайза» и Йорктауна атаковали цели на Маршалловых островах и островах Гилберта, островах Уэйк и Маркус , в то время как TBD с Йорктауна и Лексингтона наносили удары по японским кораблям. Новая Гвинея , 10 марта. [ 14 ] В битве в Коралловом море «Опустошители» помогли потопить японский авианосец «Сёхо» 7 мая, но не смогли поразить другой авианосец «Сёкаку» . на следующий день [ 15 ]

были обнаружены неисправности торпеды Mark 13 На этом этапе . Было замечено, что многие из них попали в цель, но не взорвались; также наблюдалась тенденция заходить глубже установленной глубины. На устранение недостатков ушло больше года. Эти проблемы не были устранены к моменту битвы за Мидуэй 4 июня 1942 года.

В Мидуэе в общей сложности 41 «Девастатор», большинство из которых все еще находятся в рабочем состоянии, были запущены с «Хорнета» , «Энтерпрайза» и «Йорктауна» для атаки японского флота. [ 16 ] Вылеты не были хорошо скоординированы, отчасти потому, что контр-адмирал Рэймонд А. Спруэнс приказал нанести удар по авианосцам противника сразу же после их обнаружения, вместо того, чтобы тратить время на организацию хорошо скоординированной атаки с участием различных типов самолетов – истребителей, бомбардировщиков и т.д. самолеты-торпедоносцы - мотивируя это тем, что нападение на японцев предотвратит контрудар по авианосцам США. TBD с «Хорнета» и «Энтерпрайза» потеряли связь со своим эскортом и начали атаку без истребительной защиты. [ 17 ] [ 18 ]

«Девастатор» оказался смертельной ловушкой для своих экипажей: медленный и маломанёвренный, с плохим для того времени бронированием; его скорость при планирующем бомбометании составляла всего 200 миль в час (320 км/ч), что делало его легкой добычей как для истребителей, так и для оборонительных орудий. Воздушную торпеду нельзя было выпустить даже на скорости выше 115 миль в час (185 км/ч). [ 19 ] Для доставки торпед требуется длинный атакующий забег по прямой, что делает самолет уязвимым, а низкая скорость самолета делает его легкой мишенью для Mitsubishi A6M Zeros . [ 20 ] Только четыре TBD вернулись на «Энтерпрайз» , ни один — на «Хорнет» и два — в Йорктаун , не получив ни одного торпедного попадания. [ 21 ]

Тем не менее, их жертва не была совершенно напрасной, поскольку нескольким TBD удалось приблизиться к своим целям на расстояние нескольких длин кораблей, прежде чем сбросить торпеды, находясь достаточно близко, чтобы иметь возможность обстреливать вражеские корабли и вынуждать японские авианосцы нанести резкий удар. уклончивые маневры. [ 22 ] Обязав японцев держать свои летные палубы свободными, а также постоянно повторять и усиливать боевые воздушные патрули , они предотвратили любые японские контратаки против американских авианосцев, как и ожидал Спруэнс. Этим окном возможностей воспользовались поздно прибывшие пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless под командованием лейтенанта-коммандера К. Уэйда МакКласки и Макса Лесли , которые нанесли пикирующую бомбу и смертельно повредили три из четырех японских авианосцев примерно через час после первых торпедных атак, которые будут объявлены позднее. сложилось. [ 20 ] [ 23 ] В то время как «Девастаторы» сталкивались с жесткой защитой авианосцев и их истребителей, их атаки отвлекали внимание японцев от ударов пикирующих бомбардировщиков «Бесстрашные», что приводило к относительно меньшему сопротивлению со стороны оборонительных патрулей истребителей авианосцев IJN и к более эффективным американским атакам, которые нанес вред авианосным силам IJN.

Устаревание

[ редактировать ]

После разгрома на Мидуэе ВМС немедленно отозвали 39 оставшихся TBD из передовых частей. Уцелевшие «Девастаторы» на VT-4 и VT-7 некоторое время оставались на вооружении в Атлантике и в учебных эскадрильях до 1944 года. [ 24 ] Многие из них были переданы для обучения пилотов и механиков или были уничтожены после использования в качестве учебных планеров для обучения тушению пожаров. К концу 1944 года на вооружении ВМС США не осталось ни одного TBD Devastator. [ 25 ] Первоначальный прототип завершил свою карьеру в авиабазе NAS Norman , Оклахома ; последний TBD в ВМС США использовался командующим авиацией флота на западном побережье. Когда его TBD был списан в ноябре 1944 года, [ 26 ] больше не было. [ 27 ] Ни один из них не пережил войну, и сегодня известно, что ни один из них не существует на суше. [ 28 ]

Справедливости ради следует отметить, что новые «Мстители» TBF были столь же неэффективны в 1942 году, потеряв пять из шести самолетов, не забив ни одного попадания во время битвы за Мидуэй. Единственные успехи Мстителей в 1942 году были достигнуты против легкого авианосца «Рюдзё» и линкора « Хиеи» . [ № 1 ] [ 29 ] В начальном периоде войны на Тихом океане низкая эффективность американских торпедоносцев объяснялась уязвимостью этого типа в целом от огня зенитной артиллерии и обороняющихся истребителей, а также неопытностью американских пилотов и отсутствием скоординированного истребительного прикрытия. а также серьезные дефекты торпед США, которые не были обнаружены и устранены до осени 1943 года. [ 6 ] [ 16 ] Потребовалось растущее превосходство Америки в воздухе, улучшение координации атак и более опытные пилоты, прежде чем «Мстители» смогли успешно выполнить свою роль в последующих сражениях против японских надводных сил. [ 30 ]

Варианты

[ редактировать ]
ХТБД-1
Прототип с двигателем XR-1830-60 мощностью 800 л.с. (600 кВт), построен один.
подлежит уточнению-1
Серийный вариант с двигателем Р-1830-64 мощностью 850 л.с. (630 кВт), построено 129 экземпляров.
ТБД-1А
Один TBD-1, модифицированный сдвоенными поплавками. [ Н 2 ]

Операторы

[ редактировать ]
VT-4 TBD-1 взлетает с авианосца USS Ranger в 1942 году.
VT-6 TBD на авианосце USS Enterprise во время битвы за Мидуэй
 Соединенные Штаты

Выживший самолет

[ редактировать ]
Будет определено позднее Опустошители VT-2 в полете c. 1938 год

Ни один из них не сохранился в музеях или частных коллекциях, и в настоящее время они не реставрируются. [ 25 ] Однако ниже представлены одиннадцать подводных самолетов, о которых известно, что они существуют и которые наиболее близки к законченному планеру. [ 33 ] Было предложено организовать экспедицию по восстановлению нескольких TBD после крушения военного корабля США « Лексингтон» . [ 34 ] [ 35 ] Отметим, что эти самолеты существуют в разной степени сохранности из-за обстоятельств их гибели и последующей коррозии в соленой воде. Например, у пары на Джалуите, мелководном атолле с теплой водой, на внешней стороне растут рифовые существа; у некоторых из погибших в Коралловом море были сломаны крылья и фюзеляжи из-за взрывов авиагаза и их свободного падения на глубоководное морское дно.

TBD-1, номера бюро 0298 и 1515.
Ex-VT-5 / USS Yorktown (CV-5) «5-T-7» , «5-T-6» Лагуна Джалуит, Маршалловы острова. [ 36 ] [ 37 ]
TBD-1 BuNo 0353
Бывший авианосец ВМС Майами , Атлантический океан, Майами, Флорида. [ 38 ]
TBD-1 BuNo 0377
Ex-VT-2 / USS Lexington (CV-2) «6-T-7» , Тихий океан, Мишн-Бич, Калифорния. [ 35 ] [ 39 ]
Крушение военного корабля США Лексингтон (CV-2)

4 марта 2018 года Пола Дж. команда НИС «Буревестник» Аллена обнаружила обломки авианосца « Лексингтон» на глубине 3000 метров (около двух миль) под поверхностью, покоившегося на дне Кораллового моря, более чем в 500 милях от восточного побережья. побережье Австралии. [ 40 ] Рядом с местом крушения находились останки семи Девастаторов, а также F4F-3 Wildcat. пытается восстановить как минимум четыре затонувших корабля, включая «Девастатор». компания A and T Recovery По состоянию на январь 2023 года [ 41 ]

19 сентября 2019 года музей USS Midway приобрел точную копию в масштабе 1:1, использованную в фильме о Второй мировой войне « Мидуэй» . Самолет был подарен Lionsgate после завершения съемок и станет экспонатом в USS Midway (CV-41) . ангаре [ 42 ]

Технические характеристики (TBD-1)

[ редактировать ]
Чертеж Douglas TBD-1 Devastator, 3 вида

Данные с Опустошителя... Не такой уж и разрушительный TBD-1 [ 43 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3 человека: (пилот, офицер-торпедист/штурман, радист/наводчик)
  • Длина: 35 футов 0 дюймов (10,67 м)
  • Размах крыльев: 50 футов 0 дюймов (15,24 м)
  • Высота: 15 футов 1 дюйм (4,60 м)
  • Площадь крыла: 422 кв. футов (39,2 м 2 )
  • Вес пустого: 5600 фунтов (2540 кг)
  • Полная масса: 9289 фунтов (4213 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 10 194 фунтов (4624 кг)
  • Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-1830-64 Twin Wasp 14-цилиндровый двухрядный радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения , мощностью 900 л.с. (670 кВт)
  • Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 206 миль в час (332 км/ч, 179 узлов) на высоте 8000 футов (2400 м)
  • Крейсерская скорость: 128 миль в час (206 км/ч, 111 узлов)
  • Дальность: 435 миль (700 км, 378 миль) с торпедой Mark 13 или
716 миль (622 морских миль; 1152 км) с 1000 фунтов (450 кг) бомб
  • Практический потолок: 19 500 футов (5 900 м)
  • Скорость набора высоты: 720 футов/мин (3,7 м/с)

Вооружение

Заметное появление в СМИ

[ редактировать ]

Пикирующий бомбардировщик (1941) — американский фильм режиссёра Майкла Кертиса . [ 44 ] Он примечателен как своими цветными до Второй мировой войны фотографиями самолетов ВМС США с изображением TBD Devastator, так и [ 45 ] и сцены на авианосце «Энтерпрайз », а также на Северном острове ВМС США в Сан-Диего . [ 46 ]

В фильме 2014 года « Против Солнца» изображена реальная история выживания экипажа «Опустошителя» после того, как ему пришлось бросить воду из-за нехватки топлива. Экипаж выжил в дрейфе 34 дня.

В фильме 2019 года «Мидуэй» был показан «Разрушитель», в первую очередь катастрофическая атака VT-8 , в том числе его единственный выживший, энсин Джордж Гэй , который использовал подушку сиденья своего самолета, чтобы спрятаться от японцев, наблюдая, как SBD бомбят авианосные силы IJN.

См. также

[ редактировать ]
VT-6 TBD сбросил торпеду в октябре 1941 года.

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. « Хиеи» уже был искалечен накануне вечером .
  2. В 1939 году первый серийный TBD совершил испытательный полет с поплавками в Ньюпорте, Род-Айленд. [ 4 ]
  1. ^ Кукла 1967, с. 28.
  2. ^ Jump up to: а б Кукла 1992, с. 4.
  3. ^ Ганстон 1976, с. 66.
  4. ^ Jump up to: а б с Винчестер 2004, с. 78.
  5. ^ Jump up to: а б с Винчестер 2004, с. 79.
  6. ^ Jump up to: а б Понедельник 2006, с. 128.
  7. ^ Тейлор 1969, с. 485.
  8. ^ Кукла 1967, с. 29.
  9. ^ Тиллман 1973, с. 25.
  10. ^ Кукла 1967, с. 32.
  11. ^ Тиллман и Лоусон 2001, с. 56.
  12. ^ Тиллман и Лоусон 2001, с. 57.
  13. ^ Тиллман 2000, стр. 96.
  14. ^ Air International , март 1990 г., стр. 155.
  15. ^ Кукла 1967, стр. 7–8.
  16. ^ Jump up to: а б «USS Enterprise CV-6: самый титулованный корабль Второй мировой войны, стр. 2». cv6.org . Проверено: 11 апреля 2010 г.
  17. ^ Крессман и др. 1990, стр. 84–89.
  18. ^ Паршалл и Талли 2005, стр. 206–215.
  19. ^ Джексон и Долл 1973, с. 5.
  20. ^ Jump up to: а б Хэнсон, Виктор Дэвис (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0-307-42518-8 .
  21. ^ Бьюэлл 1987, с. 494.
  22. ^ «USS Enterprise CV-6: самый титулованный корабль Второй мировой войны, стр. 3». cv6.org . Проверено: 7 июня 2010 г.
  23. ^ Паршалл и Талли 2005, стр. 215–216, 226–227.
  24. ^ Кукла 1967, с. 34.
  25. ^ Jump up to: а б Тиллман и Лоусон 2001, с. 61.
  26. ^ Гинтер 2006, с. 91.
  27. ^ Джексон и Долл 1973, с. 43.
  28. ^ Чамплин, Дуг. «Дуглас TBD-1». Архивировано 22 мая 2011 г. на Wayback Machine nwrain.net . Проверено: 11 апреля 2010 г.
  29. ^ Понедельник 2006, с. 152.
  30. ^ «' Потопление суперкорабля'». ПБС-Нова . Проверено: 11 апреля 2010 г.
  31. ^ Тиллман 2000, стр. 82.
  32. ^ Гинтер 2006, с. 45.
  33. ^ «Чтобы спасти Опустошителя: TBD Devastator Jaluit Lagoon Survey 2004, стр. 2». Архивировано 9 мая 2007 г. на сайте Wayback Machine tighar.org , 1997 г. Дата обращения: 7 июня 2010 г.
  34. ^ Хоган, Микин. «Проект восстановления самолетов USS Lexington» . Восстановление A&T . Проверено 12 марта 2023 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Святой Грааль боевых птиц найден у Сан-Диего». Архивировано 17 декабря 2011 года на сайте Wayback Machine eaa.org . Проверено 21 ноября 2011 г.
  36. ^ "Обследование лагуны Джалуит, TBD Devastator, 2004 г." Архивировано 9 мая 2007 г. на сайте Wayback Machine tighar.org . Проверено: 7 июня 2010 г.
  37. ^ « Чтобы спасти опустошителя: TBD Devastator Jaluit Lagoon Survey 2004, стр. 2." " . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 г. Проверено 9 мая 2007 г.
  38. ^ 1998 Вернуться на страницу TBD на месте крушения Douglas TBD-1 # 0353. Архивировано 28 сентября 2007 г. на Wayback Machine nwrain.com , 1998 г. Дата обращения: 7 июня 2010 г.
  39. ^ «Отчет об аварии, TBD-1 BuNo.0377». Архивировано 9 июня 2012 г. на сайте Wayback Machine eaa.org. Проверено: 21 ноября 2011 г.
  40. ^ «Крушение авианосца USS Lexington обнаружено в Коралловом море спустя 76 лет» . paulallen.com . Архивировано из оригинала 01 августа 2019 г. Проверено 06 марта 2018 г.
  41. ^ «Попытка поднять со дна Тихого океана четыре самолета времен Второй мировой войны» . 17 января 2023 г.
  42. ^ « Их не существует, кроме этого» | Новейшее пополнение USS Midway — единственный в своем роде военный самолет» . 19 сентября 2019 г.
  43. ^ «Опустошитель... Не такой уж разрушительный TBD-1». Air International : 152. Март 1990 г.
  44. ^ Долан 1985, с. 63.
  45. ^ Хардвик и Шнепф 1989, стр. 57–58.
  46. ^ Оррисс 1984, с. 28.

Библиография

[ редактировать ]
  • Адкок, Ал. TBD Devastator в действии, самолет номер 97 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1989. ISBN   0-89747-231-4 .
  • Бьюэлл, Томас Б. Тихий воин: биография адмирала Раймонда А. Спруэнса . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 1987. ISBN   978-0-87021-562-9 .
  • Крессман, Роберт Б. и др. Славная страница нашей истории: битва за Мидуэй, 4–6 июня 1942 года . Миссула, Монтана: Издательство Pictorial History, 1990. ISBN   978-0-929521-40-4 .
  • «Опустошитель... Не такой уж разрушительный TDB-1». Air International , март 1990 г., том 38, № 2. стр. 148–156. ISSN 0306-5634.
  • Долан, Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN   0-86124-229-7 .
  • Долл, Томас Э. Разрушитель Douglas TBD, Самолет в профиле номер 171 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967. Нет ISBN.
  • Кукла Томаса Э. SB2U Vindicator в действии, самолет номер 122 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1992. ISBN   0-89747-274-8 .
  • Дрендел, Лу. Авианосные бомбардировщики ВМС США времен Второй мировой войны . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1987. ISBN   0-89747-195-4 .
  • Гинтер, Стив. Douglas TBD-1 Devastator, военно-морские истребители номер семьдесят один . Сими-Вэлли, Калифорния: Издательская компания Ginter, 2006. ISBN   0-942612-71-X .
  • Ганстон, Билл. Энциклопедия боевых самолетов мира: технический справочник основных боевых самолетов от Первой мировой войны до наших дней. Нью-Йорк: Chartwell Books, Inc., 1976. ISBN   0-89009-054-8 .
  • Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов , серия «Авиация общего назначения», том 2, 1989.
  • Джексон, Б.Р. и Томас Э. Долл. Дуглас TBD-1 «Девастатор», Aero Series 23 . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1973. ISBN   0-8168-0586-5 .
  • Кинзи, Берт. ВМС США и морская авиация Второй мировой войны, Часть 1: Пикирующие и торпедоносцы . Нортбрук, Иллинойс: Revell-Monogram, LLC, 2003. ISBN   0-9709900-5-7 .
  • Лоусон, Роберт и Барретт Тиллман. Пикирующие и торпедоносцы ВМС США времен Второй мировой войны . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2001. ISBN   0-7603-0959-0 .
  • Монди, Дэвид. «Дуглас, TBD Опустошитель». Краткий справочник Хэмлина по американским самолетам времен Второй мировой войны. Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN   0-7537-1460-4 .
  • Новицкий, Яцек. Дуглас TBD Devastator – SBD Dauntless (Wydawnictwo Militaria 119) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 2000. ISBN   83-7219-074-7 .
  • Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационного кино времен Второй мировой войны . Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 1984. ISBN   0-9613088-0-X .
  • Паршалл, Джонатан Б. и Энтони П. Талли. Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги, 2005. ISBN   1-57488-923-0 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Дуглас, Разрушитель TBD». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Тиллман, Барретт. «Зайди и получи удар!: Последние боевые торпедоносцы ВМФ». Airpower, том 3, № 4, июль 1973 г.
  • Тиллман, Барретт. Подлежит уточнению Подразделения Devastator ВМС США, Боевые самолеты Vol. 20 . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2000. ISBN   1-84176-025-0 .
  • Тиллман, Барретт и Роберт Л. Лоусон. Пикирующие и торпедоносцы ВМС США времен Второй мировой войны. Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2001. ISBN   0-7603-0959-0 .
  • Винчестер, Джим. «Дуглас, TBD Опустошитель». Самолеты Второй мировой войны (Факты об авиации). Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN   1-84013-639-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eeb331a89c2792d35fd90084ecce241b__1723344540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/1b/eeb331a89c2792d35fd90084ecce241b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Douglas TBD Devastator - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)