Японский крейсер Атаго
![]() Атаго на ходовых испытаниях в 1932 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Атаго |
Тезка | Гора Атаго |
Заказал | 1927 финансовый год |
Строитель | Удаленный военно-морской арсенал |
Заложен | 28 апреля 1927 г. |
Запущен | 16 июня 1930 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 марта 1932 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен авианосцем « Дартер» 23 октября 1944 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Такао типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 203,76 м (668,5 футов) |
Луч | 19–20,4 м (62–67 футов) |
Черновик |
|
Установленная мощность | 133 100 л.с. (99 300 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 34,2–35,5 узлов (63,3–65,7 км/ч; 39,4–40,9 миль в час) |
Диапазон | 8500 миль (15700 км; 9800 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 773 |
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен | 3 гидросамолета (1 × Aichi E13A 1 «Джейк» и 2 × Mitsubishi F1M 2 «Пит») |
Авиационные объекты | 2 × катапульты |
«Атаго» ( 愛宕 ) — второй корабль «Такао» класса тяжелого крейсера , участвовавший во Второй мировой войне в составе Императорского флота Японии (IJN). Это были одни из самых крупных и современных крейсеров японского флота, спроектированные с намерением составить основу многоцелевых ударных сил дальнего действия. Ее сестринскими кораблями были Такао , Майя и Чокай . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Корабли класса Такао были утверждены в рамках дополнительного бюджета на 1927–1931 финансовый год, а Атаго , как и ее однотипные корабли, был назван в честь горы. В данном случае она была названа в честь горы Атаго , расположенной за пределами Киото . Несмотря на то, что «Такао» был титульным кораблем этого класса, «Атаго» фактически был закончен раньше «Такао» .
Дизайн
[ редактировать ]
Крейсеры класса Такао представляли собой улучшенную версию конструкции предыдущего Мёко класса крейсера , включающую технические элементы, полученные при разработке экспериментального легкого крейсера Юбари . У них был характерный профиль с большой наклонной основной дымовой трубой и прямой второй дымовой трубой меньшего размера. , предназначенный для решения проблем с классом Мёко , Класс Такао имел более толстую броню, основные орудия двойного назначения, которые можно было использовать против самолетов, а торпедные установки были перенесены на верхнюю палубу для большей безопасности. Однако, как и его предшественники, класс Takao также был тяжелым. [ 2 ]
Класс Такао водоизмещением 16 875 т (16 608 длинных тонн). Atago имел длину 203,8 метра (669 футов), ширину 20,4 метра (67 футов), осадку 6,32 метра (20,7 футов) и развивал скорость 35,25 узлов (65,28 км/ч; 40,56 миль в час). [ 2 ]
Движение осуществлялось за счет 12 котлов «Кампон» , приводивших в движение четыре комплекта одноимпульсных газотурбинных двигателей с четырьмя валами, вращавшими трехлопастные гребные винты. Корабль был бронирован бортовым поясом толщиной 127 мм (5,0 дюйма) и бронепалубой толщиной 35 мм (1,4 дюйма) был бронирован броневыми листами толщиной , а мостик от 10 до 16 мм (0,39–0,63 дюйма). [ 2 ]
Атаго состояла из десяти 20 - Основная батарея см морских орудий Тип 3 , самого тяжелого вооружения среди тяжелых крейсеров в мире того времени, установленных в пяти спаренных башнях . [ 2 ] Вспомогательное вооружение включало восемь 12-см орудий двойного назначения Тип 10 в четырех спаренных установках с каждого борта и 16 торпед Тип 90 в четырех счетверенных пусковых установках. Ей очень не хватало зенитных средств: у нее было всего две 40-мм (1,57 дюйма) зенитные пушки . На протяжении всей своей карьеры Атаго неоднократно модернизировалась и модернизировалась, чтобы противостоять растущей угрозе воздушных ударов, и в своей окончательной конфигурации она была вооружена десятью корабельными пушками 20 см/50 типа 3rd Year (5x2), восемью 12,7 см (5 дюймов) Тип 89. ) орудия двойного назначения , (4х2), и 16 Тип 93 «Long Lance» торпед в четырех счетверных пусковых установках (плюс 8 перезарядок). Зенитная защита включала 24 тройных и 12 одиночных 25-мм противотанковых и зенитных орудий Type 96 и четыре 13,2-мм зенитных пулемета . Атаго также был оснащен авиационной катапультой и имел до трех гидросамолетов для разведки. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Ранние операции
[ редактировать ]Atago был заложен в Военно-морском арсенале Куре 28 апреля 1927 года, спущен на воду 16 июня 1930 года и принят в состав Императорского флота Японии 30 марта 1932 года. [ 3 ] Хотя «Такао» был ведущим кораблем в этом классе, «Атаго» был построен на два месяца раньше.

Все классы Такао были приписаны к военно-морскому округу Йокосука , сформировав Сэнтай -4 2-го флота IJN , и прошли обучение как подразделение в 1930-х годах. 14 мая 1932 года, за день до убийства, премьер-министр Инукай Цуёси совершил осмотр нового крейсера. С 26 по 28 мая Атаго принимал императора Хирохито в круизе из Кобе в Этадзиму и обратно по Внутреннему морю император председательствовал на военно-морском смотре в Кобе. , а по возвращении [ 4 ] Атаго командовал капитан Ибо Такахаси с декабря 1932 по ноябрь 1933 года и капитан Сэйити Ито с апреля 1936 года, пока с 1 декабря 1936 года по 12 июля 1937 года его не сменил капитан Аритомо Гото .
За это время стали очевидны проблемы с их остойчивостью и мореходными качествами из-за тяжелой конструкции. Такао и Атаго были перестроены, в результате чего была улучшена конструкция: размер мостика был уменьшен, главная мачта была перенесена в корму, а для повышения устойчивости были добавлены выпуклости корпуса. После завершения восстановления Такао и Атаго патрулировали побережье Китая в 1940 и начале 1941 года. [ 2 ] ею командовал капитан Томидзи Коянаги С октября 1940 по июль 1941 года .
С 11 августа 1941 года «Атаго» командовал капитан Мацудзи Иджуин , а 29 ноября стал флагманом -4» вице -адмирала Нобутаке Кондо вместе «Сэнтай с родственными кораблями «Майя» , «Тёкай» и «Такао» .
Тихоокеанская война
[ редактировать ]
Во время нападения на Перл-Харбор Атаго вылетел из охранного округа Мако на Пескадорских островах , чтобы оказать поддержку японским высадкам во время вторжения в Малайю и на Филиппины . [ 4 ]
С января по март 1942 года «Атаго» базировалась на территории Палау , участвовала в операциях по захвату богатой нефтью Нидерландской Ост-Индии , участвовала в многочисленных боевых операциях, включая битву в Яванском море . [ 5 ] 2 марта к югу от Атаго и потопили Такао Бали старый эсминец USS Pillsbury . 4 марта «Атаго » , «Такао» и «Майя» вместе с эсминцами «Араши» и «Новаки» атаковали конвой, отправившийся из Тджилатжапа во Фримантл , Австралия , и ВМС Австралии потопили шлюп HMAS Yarra. после 90-минутного боя вместе с британцами танкер «Франкол» , корабль-база «Анкинг » и британский тральщик 51. В том же бою «Атаго» захватил 1030-тонное голландское грузовое судно «Duymaer van Twist» и 7089-тонное грузовое судно «Tjisaroea» , оба из которых позже были переданы на вооружение Японии. После того, как вице-адмирал Кондо совершил инспекционную поездку по новым владениям Японии в бывшей Нидерландской Ост-Индии, Атаго вернулась в военно-морской округ Йокосука 17 апреля 1942 года, где ей было поручено безуспешное преследование адмирала Уильяма Ф. Хэлси. оперативной группы 16.2 (ТГ 16.2) после рейда Дулитла на Токио . [ 4 ]
Атаго прошла вторую программу модернизации в Йокосуке с 22 апреля по 21 мая 1942 года, в ходе которой ее одиночные военно-морские орудия 12 см / 45 типа 10th Year были заменены новыми сдвоенными типа 89 12,7 см (5 дюймов) орудиями двойного назначения . Атаго отправился в бой. Мидуэя , где он использовался для сопровождения транспортов, переправлявших силы вторжения. Она вернулась из боя невредимой.
Кампания на Гуадалканале
[ редактировать ]11 августа 1942 года «Атаго» покинула Хашираджиму вместе с «Сентаи -4» со 2-м флотом IJN и направилась в Трук , откуда ей было поручено провести «Операцию Ка» - усиление Гуадалканала с 20 августа. Во время битвы за Восточные Соломоновы острова (24–25 августа) самолеты американского авианосца USS Wasp сбили два Aichi E13A 1 «Jake» гидросамолета из Атаго , выполнявших разведывательные задачи, в результате чего погибли все четыре члена экипажа в двух самолет. [ 6 ] Атаго также сыграл очень незначительную роль в битве при островах Санта-Крус (26–27 октября). [ 5 ]
Во втором морском сражении за Гуадалканал (15 ноября) во время ночной перестрелки с американскими линкорами USS South Dakota и Washington Атаго Южную и Такао поразили Дакоту семнадцатью снарядами калибра 20 см (8 дюймов) и одним снарядом калибра 12,7 см (5,0 дюйма). . Линкор «Кирисима» также поразил Южную Дакоту единственным снарядом калибра 14 дюймов (360 мм), который взорвался в барбете кормовой башни № 3 . Южная Дакота была повреждена, но не затонула. В начале боя Атаго и Такао выпустили по Вашингтону по восемь торпед Тип 93 «Длинное копье» , но все они промахнулись. «Атаго» был незначительно поврежден и 17 декабря вернулся в Куре для ремонта. В результате боевых действий [ 4 ]
25 января 1943 года Атаго вернулся на Трук, чтобы продолжить усилия Японии по удержанию Соломоновых островов и, в конечном итоге, поддержать эвакуацию Гуадалканала . В состав сил входили авианосцы «Дзуйкаку» , «Дзуйхо» и «Дзюнъё» , линкоры «Конго» и «Харуна» , тяжёлые крейсеры «Атаго» , «Такао» , «Мёко» и «Хагуро» , лёгкие крейсеры «Нагара» и «Агано» и 11 эсминцев. Японским транспортам удалось эвакуировать с острова 11 700 солдат.
Атаго оставалась базированной в Труке до июля 1943 года, когда она вернулась в Военно-морской арсенал Йокосука для своей третьей модернизации и переоборудования, в результате чего были добавлены две тройные 25-мм (0,98 дюйма) зенитные пушки Тип 96 . [ 4 ]
Более поздние сражения
[ редактировать ]23 августа 1943 года Атаго вернулся в Трук с армейскими подкреплениями для Рабаула и до ноября продолжал совершать вылазки в поддержку японских войск на Соломоновых островах. В ответ на налет американских авианосных самолетов на острова Гилберта Атаго в вместе с флотом вице-адмирала Джисабуро Одзавы отправился бой с американскими авианосцами. Флот состоял из авианосцев «Сёкаку» , «Дзуйкаку» и «Дзуйхо » , линкоров «Ямато» и «Нагато» , тяжёлых крейсеров «Мёко» , «Хагуро » , « Тонэ » , «Тикума » , «Могами» , «Атаго » , «Такао » , «Тёкай» и «Майя» , лёгкого крейсера «Агано» и пятнадцати эсминцев. Несмотря на обширные поиски, этим отрядам не удалось установить контакт с американскими ударными силами и они вернулись в Трук. [ 4 ]
В ответ на высадку союзников на Бугенвиле 1 ноября 1943 года «Атаго» и несколько других японских крейсеров были отправлены в Рабаул для подготовки к атаке на десант союзников. 5 ноября во время дозаправки в Рабауле оперативная группа была атакована 97 самолетами авианосцев USS Saratoga и Princeton . Атаго выдержала три попадания бомбы весом 500 фунтов (230 кг), в результате чего погибли 22 члена экипажа, в том числе ее шкипер капитан Накаока, который был ранен осколком бомбы, находясь на мостике. 15 ноября «Атаго» надводного поиска Тип 22 вернулся в Йокосуку для ремонта, во время которого были установлены радар , а также дополнительные 25-мм зенитные орудия Тип 96. [ 4 ]
В январе 1944 года Атаго вернулся в Трук. 10 февраля крейсер был атакован американской подводной лодкой USS Permit в ходе ночной надводной атаки, но промахнулся, выпустив четыре торпеды. Затем Атаго был переведен в Сэнтай -4, базирующийся в Палау под командованием Первого мобильного флота вице-адмирала Джисабуро Одзавы в Палау с 1 марта, и с 1 апреля дислоцировался в Давао на юге Филиппин. крейсерский отряд был безуспешно атакован подводной лодкой USS Dace . 6 апреля [ 4 ]
13 июня, во время битвы в Филиппинском море , «Атаго» входил в состав вице-адмирала Такео Куриты авангарда мобильных сил , развернутого из Тави-Тави в попытке заставить 5-й американский флот вступить в «решающую битву» у Сайпана . В ходе так называемого «Великого обстрела индеек на Марианских островах» японские самолеты, атаковавшие 58-ю оперативную группу США у Сайпана, понесли огромные потери. Атаго не пострадал в этом бою и прибыл в Хашираджиму 24 июня для окончательного ремонта, во время которого был установлен радар воздушного поиска Тип 13, а также еще четыре трех- и 32 одиночных зенитных орудия Тип 96 (которые принесли ее общее количество до 60). [ 4 ]
Потопление в битве при заливе Лейте
[ редактировать ]
С июля по октябрь 1944 года «Атаго» был флагманом Первой мобильной ударной группы вице-адмирала Такео Куриты , которая составляла основные оставшиеся надводные силы Императорского флота Японии. Силы состояли из пяти линкоров, десяти тяжелых крейсеров, двух легких крейсеров и 19 эсминцев и базировались на Лингга-Роудс недалеко от Сингапура . 22 октября эти силы отправились в последнее крупное военно-морское сражение в войне - битву при заливе Лейте . Атаго служил флагманом того, что союзники называли « Центральными силами », и был частью Сэнтай -4 вместе с Чокаем , Такао и Майей . На следующий день две подводные лодки, следившие за войсками, атаковали в проход Палаване , недалеко от района, известного как Опасная территория . «Атаго» стал одним из пострадавших кораблей. Четыре торпеды, выпущенные с подводной лодки USS Darter под командованием командира Дэвида Х. Макклинтока, попали в «Атаго» , поджег ее. Она перевернулась в 05:53, всего за 18 минут, на глубине около 1800 м (5900 футов). 09 ° 28' с.ш., 117 ° 17' в.д. / 9,467 ° с.ш., 117,283 ° в.д. . [ 4 ]
Из членов экипажа «Атаго » в живых осталось 529 человек, включая вице-адмирала Куриту, но 360 человек погибли, в том числе «Атаго » главный инженер капитан (контр-адмирал посмертно) Кейзо Домен. Контр-адмирал CoS Томидзи Коянаги , Атаго шкипер контр-адмирал Араки, ее старший командир капитан Негиси Минору, артиллерийский офицер-лейтенант Нисимура Томохару, штурман-командир Ёкота Хадзиме, офицер-торпедист лейтенант-коммандер Огивара Манабу, офицер по устранению аварийных ситуаций командир Ивабе Рокуро, хирург-лейтенант Чино Ю, казначей Лейтенант Икегами Хидэтака и офицер связи лейтенант Або Масанао. 347 членов экипажа спасены эсминцем «Кишинами» ; Еще 171 человек был спасен эсминцем «Асасимо» . [ 4 ] ее исключили из списка ВМФ . 20 декабря [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х . стр. 84
- ^ Jump up to: а б с д и ж Паттон, Японские тяжелые крейсеры Второй мировой войны , стр. 36–48.
- ^ Jump up to: а б Нисида, Корабли Императорского флота Японии
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хакетт, Боб. «IJN ATAGO: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com.
- ^ Jump up to: а б Л, Клемен (1999–2000). «Вице-адмирал Нобутаке Кондо» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 года (новое издание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8 . , с. 159.
Ссылки
[ редактировать ]- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Л, Клемен (2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» .
- Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 года (новое издание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8 .
- Нисида, Хироши. «Материалы IJN» . Императорский флот Японии. Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 22 августа 2017 г.
- Паршалл, Джон; Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Невитт, Аллин. «IJN ATAGO: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com. Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 14 июня 2006 г.
- Паттон, Уэйн (2006). Японские тяжёлые крейсеры во Второй мировой войне . Публикации сигналов эскадрильи. ISBN 0-89747-498-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: драма Императорского флота Японии, 1895–1945 гг . Атенеум. ISBN 0-689-11402-8 .
- Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Лундгрен, Роберт (2008). «Вопрос 39/43: Потеря HIJMS Киришимы ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 291–296. ISSN 0043-0374 .
- Скульский, Януш (2004). Тяжелый крейсер Такао . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-974-3 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1967). Японские военные корабли Второй мировой войны . Даблдэй и компания. ISBN 978-0-3850-9189-3 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-141-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крейсера типа Такао
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Куре
- корабли 1930 года
- Крейсеры Японии Второй китайско-японской войны
- Крейсера Японии времен Второй мировой войны
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Южно-Китайском море
- Морские инциденты в октябре 1944 г.