Японский крейсер Майя
![]() Майя в действии в 1930-е годы
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Майя |
Тезка | Гора Майя |
Заказал | МОЙ 1927 год |
Строитель | Верфи Кавасаки , Кобе |
Заложен | 4 декабря 1928 г. |
Запущен | 8 ноября 1930 г. |
Введен в эксплуатацию | 20 июня 1932 г. |
пораженный | 20 декабря 1944 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен авианосцем USS Dace 23 октября 1944 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Такао типа Крейсер |
Смещение | 9850 т (9690 длинных тонн) (стандартная), 15490 т (15250 длинных тонн) (полная загрузка) |
Длина |
|
Луч | 19 м (62 фута) – 20,4 м (67 футов) |
Черновик | 6,11 м (20,0 футов) – 6,32 м (20,7 футов) |
Движение | 4-вальная турбина с редуктором, 12 котлов Кампон , 132 000 л.с. (98 000 кВт) |
Скорость | 35,5 узлов (65,7 км/ч ; 40,9 миль в час ) |
Диапазон | 8500 морских миль (15740 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) |
Дополнить | 921–996 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 3 гидросамолета (1 Aichi E13A1 «Джейк» и 2 F1M2 «Пит») |
Авиационные объекты | 2 авиационные катапульты |
Майя ( 摩耶 ) — один из четырёх Такао класса тяжёлых крейсеров , участвовавших во Второй мировой войне в составе Императорского флота Японии (IJN). Это были самые крупные и современные крейсеры японского флота, которые должны были составить основу многоцелевых ударных сил дальнего действия. Эти корабли были быстрыми, мощными и тяжеловооруженными, обладая достаточной огневой мощью, чтобы противостоять любому крейсеру любого другого флота мира. Ее родственными кораблями были Такао , Атаго и Чокай . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Корабли класса Такао были утверждены в рамках дополнительного бюджета на 1927–1931 финансовый год, и каждый из них был назван в честь горы. Гора Майя находится за пределами Кобе.
Дизайн
[ редактировать ]
Крейсеры класса Такао представляли собой улучшенную версию конструкции предыдущего Мёко класса , включающую в себя технические элементы, полученные при разработке экспериментального легкого крейсера Юбари . У них был характерный профиль с большой наклонной основной дымовой трубой и прямой второй дымовой трубой меньшего размера. , предназначенный для решения проблем с классом Мёко , Класс Такао имел более толстую броню, основные орудия двойного назначения, которые можно было использовать против самолетов, а торпедные установки были перенесены на верхнюю палубу для большей безопасности. Однако, как и его предшественники, класс Takao также был тяжелым. [ 2 ]
Класс Такао водоизмещением 16 875 т (16 608 длинных тонн). Maya имела длину 203,8 метра (669 футов), ширину 20,4 метра (67 футов), осадку 6,32 метра (20,7 фута) и развивала скорость 35,25 узлов. [ 2 ]
Движение осуществлялось за счет 12 котлов «Кампон» , приводивших в движение четыре комплекта одноимпульсных газотурбинных двигателей с четырьмя валами, вращавшими трехлопастные гребные винты. Корабль был бронирован бортовым поясом толщиной 127 мм (5,0 дюйма) и бронепалубой толщиной 35 мм (1,4 дюйма) ; мостик был бронирован броневыми листами толщиной от 10 до 16 мм (0,39–0,63 дюйма). [ 2 ]
Майи Основная батарея состояла из десяти 20-см/50 морских орудий типа «3-й год» — самого тяжелого вооружения среди тяжелых крейсеров в мире того времени, установленных в пяти спаренных башнях. [ 2 ] Вспомогательное вооружение включало восемь 12-см орудий двойного назначения Тип 10 с четырьмя спаренными установками, по две с каждого борта, и 16 торпед Тип 90 в четырех спаренных пусковых установках. Ей очень не хватало зенитных средств: у нее было всего две 40-мм (1,57 дюйма) зенитные пушки . На протяжении всей своей карьеры Майя неоднократно модернизировалась и модернизировалась, чтобы противостоять растущей угрозе воздушных ударов, и в ее окончательной конфигурации было восемь корабельных орудий 20 см / 50 типа 3rd Year (4x2), двенадцать Type 89 калибра 12,7 см (5 дюймов). спаренных орудий целевых орудий (6х2) и 16 торпед Тип 93 «Long Lance» в четырех счетверенных пусковых установках (плюс 8 перезарядок). Зенитная защита включала 13 тройных и 27 одиночных 25-мм противовоздушных и зенитных орудий Type 96 (13x3, 27x1) и 36 13,2-мм (0,52 дюйма) зенитных пулеметов .
История обслуживания
[ редактировать ]Ранние операции
[ редактировать ]Maya был заложен на верфях Кавасаки в Кобе 4 декабря 1928 года, спущен на воду и получил название 8 ноября 1930 года и был принят в состав Императорского флота Японии 30 июня 1932 года. [ 3 ]
Все классы Такао были приписаны к военно-морскому округу Йокосука , сформировав Сэнтай -4 2-го флота IJN , и прошли обучение как подразделение в 1930-х годах. Майей командовал капитан Масаити Ниими с 15 ноября 1932 года, а затем капитан Джисабуро Одзава с 15 ноября 1934 года по 28 октября 1935 года. За это время стали очевидны проблемы с их остойчивостью и мореходными качествами из-за тяжелой конструкции. С началом Второй китайско-японской войны в августе 1937 года она возглавила флот в составе Императорской японской армии из 6-й дивизии IJA Нагои в Китай. [ 4 ] Такао и Атаго были перестроены в Военно-морском арсенале Йокосука в период с 1938 по 1939 год, в результате чего была улучшена конструкция: размер мостика был уменьшен, главная мачта была перенесена в корму, а для повышения устойчивости были добавлены выступы корпуса. Майя и Чокай не претерпели столь значительных изменений, и их можно считать практически отдельным классом. [ 2 ]
Тихоокеанская война
[ редактировать ]

В начале войны Тихоокеанской Майя базировалась в Охранном округе Мако на Пескадорских островах вместе с Атаго и Такао . Атаго и Такао первыми отплыли, чтобы обеспечить поддержку высадке японцев во время вторжения на северные Филиппины . Майя оставалась в Мако в резерве до 8 декабря, когда она отплыла в составе -адмирала Ибо Такахаши вице 3-го флота IJN вместе с крейсерами «Асигара» и «Кума» для поддержки высадки японцев в Вигане и в заливе Лингаен . 31 декабря она обеспечивала прикрытие Третьего Малайского конвоя и участвовала в захвате островов Натуна . [ 4 ] В январе 1942 года Майя был направлен в патрули из Палау , прикрывающие операции на юге Филиппин. В феврале она обеспечивала дистанционное прикрытие бомбардировки Дарвина в Австралии. С конца февраля она базировалась в Старинг-бааи на острове Целебес и участвовала в операциях по выслеживанию и уничтожению судов, пытавшихся спастись из Голландской Ост-Индии . 2 марта Майи гидросамолеты заметили HMS Stronghold , и Майя с эсминцами «Араши» и «Новаки» приблизились к старому эсминцу/ минному заградителю и израсходовали по нему 1270 снарядов, прежде чем он наконец затонул. Выжившие были подобраны захваченным небольшим пароходом «Бинтохан» , а затем переправлены на остров Майя . Позже той же ночью Майя и Атаго также потопили эсминец USS Pillsbury . [ 4 ] 3 марта Майя присутствовала при затоплении канонерской лодки « Эшвилл» к югу от Явы .
4 марта Атаго , Такао и Майя вместе атаковали конвой, отправившийся из Тджилатчапа в Фримантл , Австралия , и потопили Королевского военно-морского флота Австралии шлюп HMAS Yarra после 90-минутного боя вместе с британским танкером «Франкол» , кораблём-базой «Анкинг» и Британский тральщик 51. Майя вернулась в Старинг-баай 7 марта и вернулась в Йокосуку 18 марта. Во время стоянки в сухом доке военно-морского арсенала Йокосука рядом с передней трубой были установлены еще две спаренные зенитные пушки Тип 96. [ 2 ]
В апреле 1942 года «Майя» входила в состав флота, которому было поручено безуспешное преследование оперативной группы 16.2 адмирала Уильяма Ф. Хэлси после рейда Дулитла . В июне 1942 года Такао и Майя поддержали вторжение на Алеутские острова , прикрывая конвой для Киски и обеспечивая огневую поддержку высадки на Атту . Два разведывательных самолета с каждого крейсера были атакованы самолетами ВВС США P-40 Warhawks из Умнака 3 июня, два из них были уничтожены и два серьезно повреждены 3 июня. Майя вернулась в охранный округ Оминато 24 июня. [ 4 ]
В августе 1942 года Майя была назначена в «Операцию Ка», японское подкрепление во время битвы за Гуадалканал , отправившись из Хашираджимы вместе с Атаго и Майей 11 августа в Трук . Крейсеры участвовали в битве при Восточных Соломоновых островах 24 августа издалека и в бою не участвовали. 15 октября Майя вместе с Мёко и Исузу участвовала в бомбардировке Хендерсон-Филд на Гуадалканале . За время операции Майя выпустила 450 зажигательных снарядов Тип-3 и бронебойных снарядов Тип-91. [ 4 ] Майя также участвовала в битве у островов Санта-Крус, участвуя в ночных боевых действиях, в результате которых был потоплен американский авианосец USS Hornet . [ 2 ] 3 ноября Майя и Чикума были отправлены для усиления 8-го флота IJN на острове Шортленд и участвовали во второй бомбардировке Хендерсон-Филд 14 ноября. По возвращении с миссии Майи оперативная группа была атакована подводной лодкой USS Flying Fish , которая не попала в крейсер шестью торпедами. Позже ВМС США Douglas SBD Dauntless пикирующий бомбардировщик с VB-10 авианосца USS Enterprise 500-фунтовую (227 кг) бомбу сбросил за кормой Maya . Промах не причинил никаких повреждений, но крыло «Бесстрашного» задело грот -мачту «Майи» , и самолет врезался в левый борт крейсера, вызвав воспламенение 4,7-дюймовых снарядов и убив 37 членов экипажа. Майя была вынуждена сбросить торпеды в качестве меры предосторожности при тушении пожаров, а в конце года была вынуждена вернуться в Йокосука для ремонта. [ 4 ]

Майя вернулась в Йокосуку для ремонта и переоборудования в январе 1943 года, а затем была переведена на операции в северных водах, поддерживая миссии снабжения на Курильских и Алеутских островах . 26 марта «Майя» участвовал в битве у Командорских островов у полуострова Камчатка . Крейсеры USS Richmond , Salt Lake City и четыре эсминца оперативной группы 16.6 контр-адмирала Чарльза Х. Макморриса вступили в бой с крейсерами Nachi , Maya , Tama , Abukuma и двумя эсминцами Пятого флота IJN вице-адмирала Хосогаи, сопровождая конвой с войсками и припасы для изолированного гарнизона на Атту . Майя катапультировала свой самолет-корректировщик и выпустила Тип 93 «Длинное копье» торпеды , но ни разу не попала. В ходе четырехчасовой перестрелки Солт-Лейк-Сити и эсминец «Бейли» были повреждены обстрелом. Майя и Нати также были повреждены в перестрелке, и японцы были вынуждены прервать миссию по пополнению запасов. [ 4 ]
После повторного ремонта в Йокосуке Майя вернулся на Курилы в конце апреля и стал флагманом Пятого флота IJN, помогая в эвакуации Киски после потери Атту американцами в августе 1943 года.

После ремонта в Йокосуке, в ходе которого были установлены две дополнительные спаренные зенитные орудия Тип-96 (в результате чего их общее количество стволов достигло 16), Майя сопровождала Чокая обратно на Трук, прибывший в конце сентября, и начала переброску войск и припасов между Труком и Рабаулом . 5 ноября Майя была атакована пикирующими бомбардировщиками SBD Dauntless с авианосца во Саратога время авианосного рейда на Рабаул . Бомба попала в левый борт палубы самолета над машинным отделением № 3 и вызвала крупный пожар. Семьдесят членов экипажа погибли. Аварийный ремонт был произведен в Рабауле, и Майя вернулась в Йокосуку в конце 1943 года. Во время этого ремонта были внесены серьезные изменения в вооружение Майи , превратив ее в зенитный крейсер с башней №3 и самолетом. ангар снят и заменен тринадцатью тройными и девятью одиночными зенитными орудиями Тип 96, шестью спаренными 127-мм орудиями, а также 36 пулеметами Тип 93. Ее спаренные торпедные аппараты были модернизированы до счетверенных, установлена РЛС надводного поиска Тип 22. [ 2 ] Капитальный ремонт завершился 9 апреля.
В Куре Майя погрузила на борт два Aichi E13A самолета-разведчика дальнего действия 1 «Джейк», войска и материалы. На борт также была погружена обезьяна, подаренная Майе зоопарком Куре. Во время полета экипаж научил обезьяну отдавать честь офицерам, к их большому неудовольствию. [ 4 ]

С апреля по июнь 1944 года Майя поддерживала другие подразделения в защите Филиппин, кульминацией которой стала битва в Филиппинском море , в которой она была слегка повреждена из-за промахов. Во время этого боя 20 июня самолет-разведчик с острова Майя заметил оперативную группу 58 на расстоянии 300 миль (480 км). Майя выстроилась в кольцо с линкорами Конго , Харуна , эсминцем Асасимо и другими эскортами для защиты авианосца Тиёда . Это формирование было атаковано более чем 50 торпедоносцами TBF Avenger с авианосцев USS Bunker Hill , Monterey и Cabot . [ 4 ]
20 июня Майя удалился с остатками флота через Окинаву в Йокосуку и прибыл 25 июня, где высадился экипаж и их домашняя обезьянка, а также были установлены дополнительные 18 одиночных зенитных орудий Тип 96. 14 июля Майя переправила части 28-й дивизии IJA в Миякодзиму из Куре, а затем продолжила путь в Сингапур. Она встретилась с флотом в Брунее 20 октября.
22 октября в битве при заливе Лейте был «Майя» назначен в состав «Сентай -4» вместе с родственными кораблями «Атаго» , «Такао» и «Чокай», а также линкорами «Ямато» , «Мусаси» и «Нагато» . В 05:33 23 октября флот был атакован в проливе Палаван парой американских подводных лодок, Майи « однотипные корабли «Атаго» и Такао» были торпедированы подводной лодкой USS Darter . Атаго получил четыре попадания и затонул примерно за 18 минут, а Такао был серьезно поврежден двумя попаданиями и был вынужден удалиться в Сингапур. Двадцать минут спустя подводная лодка USS Dace выпустила шесть торпед по Майе , приняв ее за Конго линкор класса ; Майя была поражена четырьмя торпедами по левому борту: одна в носовом цепном рундуке, другая напротив орудийной башни № 1, третья в котельном отделении № 7 и последняя в кормовом машинном отделении. Сразу же последовали мощные вторичные взрывы, и к 06:00 Майя уже была мертва в воде и сильно накренилась налево. Через пять минут она затонула, унеся на дно 336 офицеров и солдат, включая своего капитана ( 09 ° 27'N 117 ° 23'E / 9,450 ° N 117,383 ° E ). [ 4 ]
Акисимо спас 769 человек и перевел их на линкор «Мусаси» , который затонул на следующий день; 143 члена Майи экипажа погибли Вместе с Мусаси . Таким образом, из окончательного экипажа в 1105 человек погибло 479 человек. Исключен из списков ВМФ 20 декабря 1944 года. [ 4 ]
Крушение
[ редактировать ]19 апреля 2019 года исследователи на борту НИС « Буревестник» объявили, что обнаружили место крушения «Майи» на глубине около 1850 м (6070 футов). Она сидит вертикально с отломанным кончиком носовой части и лежит вверх тормашками рядом с левым отсеком оставшейся части затонувшего корабля. Он находится в удивительно хорошем состоянии: все орудийные башни все еще на месте, а массивная конструкция мостика цела. Хотя ее однотипный корабль «Атаго» также был затоплен неподалеку, конструкция мостика и расположение главных орудий подтверждают, что затонувший корабль действительно принадлежит «Майе» .
Майя в популярной культуре
[ редактировать ]В студии Ghibli фильме «Могила светлячков » отец Сэцуко и Сейты служит на борту Майи . Предполагается, что его убили в конце фильма.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х . стр. 84
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Паттон, Японские тяжелые крейсеры Второй мировой войны , стр. 36–48.
- ^ Нисида, тяжёлые крейсеры класса Такао.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хакетт, Боб; Сандер Кингсепп (2017). « IJN MAYA: Табличная запись движения » . Дзюнёкан! . Комбинированный флот.com . Проверено 7 августа 2019 г.
Книги
[ редактировать ]- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Ховарт, Стивен (1983). Боевые корабли восходящего солнца: Драма Императорского флота Японии, 1895–1945 гг . Атенеум. ISBN 0-689-11402-8 .
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Паттон, Уэйн (2006). Японские тяжёлые крейсеры во Второй мировой войне . Публикации сигналов эскадрильи. ISBN 0-89747-498-8 .
- Скульский, Януш (2004). Тяжелый крейсер Такао . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-974-3 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1967). Японские военные корабли Второй мировой войны . Даблдэй и компания. ISBN 978-0-3850-9189-3 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-141-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Нисида, Хироши (2002). «Тяжелые крейсера типа Такао» . Императорский флот Японии . Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 7 августа 2019 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер. «IJN MAYA: Табличная запись движения (редакция 13)» . Комбинированный флот.com . Проверено 7 августа 2019 г.
- Крейсера типа Такао
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- корабли 1930 года
- Крейсеры Японии Второй китайско-японской войны
- Крейсера Японии времен Второй мировой войны
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Южно-Китайском море
- Морские инциденты в октябре 1944 г.
- Археологические открытия 2019 года
- Открытия кораблекрушения Пола Аллена