Японский крейсер Могами (1934 г.)
![]() Могами в июле 1935 года, вскоре после ввода в строй.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Могами |
Тезка | Река Могами |
Заказал | 1931 финансовый год |
Строитель | Удаленный военно-морской арсенал |
Заложен | 27 октября 1931 г. |
Запущен | 14 марта 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 июля 1935 г. |
пораженный | 20 декабря 1944 г. |
Судьба | Затоплен 25 октября 1944 года после боя в проливе Суригао. 09 ° 40' с.ш., 124 ° 50' в.д. / 9,667 ° с.ш., 124,833 ° в.д. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Могами класса Крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 8000 миль (15000 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) |
Дополнить | 850 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен |
|
«Могами» ( 最上 ) — головной корабль четырёхкорабельного «Могами» класса тяжёлого крейсера Императорского флота Японии . Она была названа в честь реки Могами в регионе Тохоку в Японии . Корабли класса Mogami были построены как « легкие крейсеры » (в соответствии с Лондонским военно-морским договором ) с пятью тройными 155-миллиметровыми (6,1 дюйма) орудиями двойного назначения . Они были исключительно большими для легких крейсеров, а барбеты главной батареи были рассчитаны на быструю переоборудование спаренными 8-дюймовыми (203-мм) орудиями. В 1937 году таким образом все четыре корабля были «переоборудованы» в тяжёлые крейсера. [ 3 ] «Могами» участвовал в многочисленных боевых действиях во Второй мировой войне , пока не был потоплен в битве при заливе Лейте в октябре 1944 года.
Предыстория и дизайн
[ редактировать ]Построенные в рамках Программы дополнения военно-морского вооружения «Мару-1» , крейсеры класса «Могами» были спроектированы с учетом максимальных пределов, разрешенных Вашингтонским военно-морским договором , с использованием новейших технологий. были выбраны двойного назначения (ДП) 15,5-см/60 корабельных орудий В результате в качестве основной батареи в пяти тройных башнях с углом возвышения 55° . Это были первые японские крейсеры с трёхбашенными башнями. [ 4 ] Вспомогательное вооружение включало восемь корабельных орудий 12,7 cm/40 Type 89 в четырех спаренных башнях и 24 торпеды Type 93 Long Lance в четырех вращающихся тройных установках.
Для экономии веса использовалась электросварка, а также алюминий в надстройке и одинарная трубная труба . Новые импульсные турбинные двигатели с редуктором, приводящие в движение четыре вала с трехлопастными гребными винтами, обеспечивали максимальную скорость 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час), что было лучше, чем у большинства современных крейсеров, а класс Mogami имел сдвоенные сбалансированные рули направления, а не единственный руль предыдущих проектов японских крейсеров. [ 4 ]
Этот класс с самого начала проектировался для модернизации в тяжелые крейсера с заменой их главного калибра на 20-см/50 корабельных орудий «Тип 3-го года» в двухорудийных башнях. [ 4 ]
Однако на первых испытаниях в 1935 году Могами и Микума столкнулись с техническими проблемами из-за непроверенного оборудования, дефектов сварки, а также оказались тяжелыми из-за проблем с устойчивостью в плохую погоду. еще не построенные сестры Оба судна, а также их «Кумано» и «Сузуя» прошли полную и очень дорогостоящую программу восстановления. После перестройки конструкция с ее очень высокой скоростью, броневой защитой и тяжелым вооружением была одной из лучших в мире во время Второй мировой войны . [ 4 ]
Служебная карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]
Mogami был заложен 27 октября 1931 года, спущен на воду 14 марта 1934 года и достроен в военно-морском арсенале Куре 28 июля 1935 года. [ 5 ] Ее первым капитаном был капитан Томосигэ Самедзима , бывший капитан крейсера «Китаками» , который курировал ее достройку и оставался капитаном до ноября 1935 года. За ним следовал капитан Сэйити Ито до апреля 1936 года. Могами командовал капитан Сюндзи Исаки. С ноября 1939 года по январь 1941 год.
Могами был поврежден тайфуном 1935 года в результате инцидента с Четвертым флотом . [ 6 ] В середине 1941 года Могами участвовал в оккупации Кохинхины , Французского Индокитая , со своей передовой оперативной базы на Хайнане после того, как Япония и Виши французские власти достигли договоренности об использовании воздушных объектов и гаваней с июля 1941 года . -Харборе В Перл Могами было поручено прикрывать японское вторжение в Малайю в составе 7-й крейсерской дивизии под командованием вице-адмирала Дзисабуро Одзавы. Первого южного экспедиционного отряда Флот, обеспечивающий непосредственную поддержку высадки японских войск в Сингоре , Паттани и Кота-Бару . [ 3 ]
В декабре 1941 года Могами получил задание осуществить вторжение в Саравак вместе с Микумой , прикрывая высадку японских войск в Кучинге . [ 7 ] В феврале 1942 года Могами получил задание прикрывать высадку японских войск на Яве , Борнео и Суматре . 10 февраля Могами и Чокай были атакованы подводной лодкой USS Searaven , которая выпустила четыре торпеды, но все они промахнулись.
Битва в Зондском проливе
[ редактировать ]В 23:00 28 февраля 1942 года «Микума» и «Могами» , эсминец «Сикинами» , лёгкий крейсер «Натори» и эсминцы «Сиракумо» , «Муракумо» , «Сираюки» , «Хатсуюки» и «Асакадзе» открыли артиллерийский огонь и торпедный бой с крейсерами USS «Хьюстон» и HMAS « Перт» после того, как корабли союзников атаковали японские транспорты в Зонде. Пролив . И Хьюстон , и Перт были потоплены во время боя, как и японский транспорт Рюдзё Мару с командующим 16-й армией IJA генерал-лейтенантом Хитоши Имамура на борту. [ 3 ]
В марте Могами и 7-я крейсерская дивизия базировались в Сингапуре для прикрытия высадки японцев на острове Бангка у Суматры и захвата Андаманских островов . [ 5 ]
Рейды в Индийском океане
[ редактировать ]С 1 апреля 1942 года 7-я крейсерская дивизия, базировавшаяся в Мерги , Бирма, присоединилась к 4-й крейсерской дивизии для участия в рейдах в Индийском океане против кораблей союзников. Микума , Могами и эсминец Амагири отделились и сформировали «Южную группу», которая охотилась за торговыми судами в Бенгальском заливе , в то время как Чокай , лёгкий крейсер Юра 4-й эскадрильи эсминцев и эсминцы Аянами , Югири , Асагири и Сиокадзэ прикрывали северные районы. В ходе операции «Южная группа» заявила об уничтожении британского пассажирского судна «Дарданус» водоизмещением 7726 тонн , британского парохода «Ганара» водоизмещением 5281 тонны и британского торгового судна «Индора» водоизмещением 6622 тонны . [ 8 ] по пути из Калькутты на Маврикий .
22 апреля 7-я крейсерская дивизия вернулась в Куре , а «Могами» отправился в сухой док для капитального ремонта. 26 мая 7-я крейсерская дивизия прибыла на Гуам, чтобы оказать непосредственную поддержку транспортной группе контр-адмирала Райзо Танаки для вторжения на Мидуэй. [ 5 ]
Битва за Мидуэй
[ редактировать ]5 июня адмирал Исороку Ямамото , главнокомандующий Объединенного флота, приказал 7-й крейсерской дивизии обстрелять остров Мидуэй в рамках подготовки к высадке японцев. Крейсерская дивизия 7 и DesDiv 8 находились в 410 милях (660 км) от острова, поэтому они совершили скоростной рывок со скоростью 35 узлов (65 км/ч). Море было неспокойно, и эсминцы отставали. В 21.20 приказ был отменен. Однако этот рывок поместил 7-ю крейсерскую дивизию в зону действия торпед подводной лодки USS Tambor , которую заметил Кумано , который сигнализировал об одновременном повороте на 45 ° влево, чтобы избежать возможных торпед. Аварийный разворот флагман и «Сузуя» выполнили правильно , но третий корабль в линии, «Микума» , ошибочно совершил разворот на 90°. Позади нее Могами повернулся на 45°, как было приказано. Это привело к столкновению, в результате которого Могами протаранил борт Микумы левый , ниже моста. Могами Лук прогнулся, и он был сильно поврежден. [ 3 ] Левые масляные баки «Микумы » лопнули, и из нее начало разливаться масло, но в остальном ее повреждения были незначительными. Арасио и Асасио было приказано остаться и сопровождать Могами и Микуму . В 05:34 уходящие в отставку Микума и Могами подверглись бомбардировке с большой высоты восемью самолетами USAAF Boeing B-17 Flying Fortress с Мидуэя, но ни разу не попали. В 08:05 шесть USMC Douglas SBD Dauntless пикирующих бомбардировщиков и шесть Vought SB2U Vindicators с Мидуэя атаковали Микуму и Могами, но им удалось лишь несколько раз промахнуться. [ 5 ]

На следующее утро, 6 июня 1942 года, Микума и Могами направлялись к острову Уэйк , когда были атакованы тремя волнами пикирующих бомбардировщиков 31 SBD Dauntless с авианосцев USS Enterprise и Hornet . В Микуму попало как минимум пять бомб, и он подгорел. Ее торпеды загорелись, и последовавшие за этим взрывы уничтожили корабль. В Арасио и Асасио попала бомба. В Могами попало шесть бомб. Ее башня № 5 была разрушена, 81 член экипажа погиб. Однако лейтенант-коммандер Масаюши Саруватари сбросил торпеды и другую взрывчатку, что облегчило спасение крейсера, когда в него попала бомба рядом с торпедными аппаратами. [ 3 ]
Передышка в Японии
[ редактировать ]Могами вернулся в состав 7-й крейсерской дивизии 8 июня и был отремонтирован в Труке . 20 июня контр-адмирал Сёдзи Нисимура принял командование 7-й крейсерской дивизией, а 7-я крейсерская дивизия была передана в состав Третьего флота. Могами вернулся в Японию и 25 августа подвергся серьезному переоборудованию в военно-морском арсенале Сасебо в авианосный крейсер для улучшения разведывательных возможностей флота. Ее башня № 4 и поврежденная башня № 5 были сняты, а ее кормовые магазины модифицированы для использования в качестве бензобаков и хранилища боеприпасов. Ее кормовая палуба была расширена и оборудована рельсовой системой для размещения запланированного размещения 11 Aichi E16A Zuiun гидросамолетов-разведчиков («Пол»). Сдвоенные 25-мм противотанковые и зенитные пушки Тип 96 и 13-мм пулеметы Тип 93 были заменены 10 тройными установками Тип 96 и радиолокационной станцией воздушного поиска Тип 21 . Поскольку новые самолеты E16A еще не были доступны, были приняты на вооружение три старых Mitsubishi F1M двухместных биплана -разведчика Aichi E13A 2 Type 0 («Пит») и четыре трехместных гидросамолета 1 Type O («Джейк») . Восстановление было завершено 30 апреля 1943 года, и Могами был повторно введен в состав Первого флота. . [ 5 ]
22 мая «Могами» столкнулся с нефтяником «Тоа Мару» в Токийском заливе и получил легкие повреждения. 8 июня, находясь в Хашираджиме , Могами был пришвартован возле линкора «Муцу», когда последний взорвался и затонул. Могами послал лодки, чтобы спасти выживших, но они ничего не нашли. [ 5 ]

9 июля 1943 года Могами покинул Японию и направился в Трук с крупным конвоем войск и припасов; оперативная группа была безуспешно атакована подводной лодкой USS Tinosa и, достигнув Трука, продолжила путь к Рабаулу. [ 5 ]
С августа по ноябрь «Могами» совершал многочисленные вылеты со своей базы в Труке в поисках американского флота и в ответ на американские разведывательные атаки на Маршалловы острова . С 3 ноября 4-я, 7-я и 8-я крейсерские дивизии были направлены на фронт Соломоновых островов для атаки американских войск у Бугенвиля . 5 ноября, стоя на якоре в Рабауле, Могами был атакован пикирующим бомбардировщиком SBD Dauntless с авианосца USS Saratoga и поражен бомбой массой 500 фунтов (227 кг). [ 3 ] Ее подожгли, 19 членов экипажа погибли. [ 5 ]
судном «Акаси» После ремонта на Труке ремонтным Могами было приказано вернуться в Японию. А в Куре с 22 декабря на кормовой палубе установили еще восемь одиночных 25-мм зенитных орудий Тип 96, в результате чего общее количество стволов достигло 38. Ремонт был завершен к 8 марта 1944 года, и Могами вернулся в Сингапур . неделю спустя [ 5 ]
Битва в Филиппинском море
[ редактировать ]
13 июня 1944 года адмирал Соему Тойода , главнокомандующий Объединенного флота, активировал план «A-Go» по защите Марианских островов . Могами был прикомандирован к контр-адмирала Такацугу Джодзимы «Отряду B» с авианосцами «Дзюнъё» , «Хийо» и «Рюхо» и линкором «Нагато» , дислоцированным позади вице- адмирала Куриты . «Авангарда C» [ 5 ]
19 июня в 05:30 Могами запустил два гидросамолета-разведчика. Позже в тот же день самолеты Мобильного флота атаковали оперативную группу 58 у Сайпана , но понесли огромные потери в « Стрельбе по индейкам на Великих Марианских островах ». В 20:30 20 июня, через два часа после того, как Хийо был сбит торпедами Grumman TBM Avengers с авианосца USS Belleau Wood , он взорвался и затонул. Той же ночью Могами отступил с остатками японского флота на Окинаву , а оттуда в Хасирадзиму. [ 5 ]
Вернувшись в Куре 25 июня 1944 года, «Могами» снова был переоборудован. Были установлены четыре трехместных и десять одиночных 25-мм зенитных орудий Тип 96, в результате чего общее количество стволов достигло 60 (14×3 и 18×1), а также были установлены РЛС надводного поиска Тип 22 и РЛС воздушного поиска Тип 13. . 8 июля Могами покинул Куре через Окинаву и Манилу обратно в Сингапур и Бруней и до октября участвовал в обучении флота и патрулировании в районе Сингапур-Бруней. [ 5 ]
Битва при заливе Лейте
[ редактировать ]В конце октября японский флот собрался в Брунее в ответ на угрозу американского вторжения на Филиппины. Утром 24 октября 1944 года вице-адмирал Нисимура приказал запустить Могами гидросамолет для разведки залива Лейте . Самолет сообщил, что видел четыре линкора, два крейсера и около 80 транспортов у места высадки, а также четыре эсминца и несколько торпедных катеров возле пролива Суригао . Кроме того, разведчик сообщил о двенадцати авианосцах и десяти эсминцах в 40 милях (64 км) к юго-востоку от Лейте. Японская оперативная группа была атакована в море Сулу 27 самолетами авианосцев USS Enterprise и Franklin . Могами был слегка поврежден обстрелом и ракетами. [ 5 ]
Битва при проливе Суригао
[ редактировать ]25 октября между 03:00 и 03:30 японские силы были атакованы американскими торпедными катерами и эсминцами. Линкоры «Фусо» и «Ямаширо» были поражены торпедами. Эсминец «Ямагумо» был потоплен, а эсминец «Митисио» выведен из строя, но «Могами» не пострадал. Фусо и Ямасиро Позже затонули. Между 03:50–04:02 25 октября после входа в пролив Суригао Могами был поражен четырьмя 8-дюймовыми (203-мм) снарядами тяжелого крейсера USS Portland , которые разрушили и мост, и центр ПВО. И капитан, и старший офицер были убиты на мостике, и командование принял на себя старший артиллерийский офицер. При попытке отойти на юг флагман адмирала Симы «Нати » столкнулся с «Могами» . «Нати » Носовая часть была повреждена, и она начала затопляться. «Могами» получила пробоину по правому борту выше ватерлинии, но в результате пожара загорелись пять торпед, которые взорвались и вывели из строя двигатель правого борта. [ 3 ] Между 05:30 и 05:35 в искалеченный «Могами» снова попало от десяти до двадцати 6-дюймовых (152-мм) и 8-дюймовых (203-мм) снарядов с крейсеров «Портленд» , «Луисвилл» и «Денвер» . [ 3 ] В 08:30 Могами у сломался левый двигатель. В 09:02, дрейфуя, он был атакован 17 торпедоносцами TBF Avenger из оперативной группы 77.4.1 и сбит двумя 500-фунтовыми (227 кг) бомбами. [ 5 ]
В 10.47 Могами команда покинула корабль, и он оставался на плаву следующие два часа. В 12.40 эсминец «Акебоно» затопил ее единственной торпедой Тип 93 «Long Lance» . Наконец она затонула в 1307 г. 09 ° 40' с.ш., 124 ° 50' в.д. / 9,667 ° с.ш., 124,833 ° в.д. . Акебоно спас 700 выживших, но вместе с кораблем погибли 192 члена экипажа. [ 3 ]
Могами был исключен из списка ВМФ 20 декабря 1944 года. [ 5 ]
Крушение
[ редактировать ]Обломки «Могами» были обнаружены НИС «Буревестник» 8 мая 2019 года на глубине 1450 м (4760 футов). [ 9 ]
Источники
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Японские военные корабли Второй мировой войны , с. 99
- ^ Кэмпбелл, Морское вооружение Второй мировой войны , стр. 185-187.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уитли, Крейсеры Второй мировой войны , стр. 181-184.
- ^ Перейти обратно: а б с д Паттон, Японские тяжелые крейсеры Второй мировой войны , стр. 47-52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. « Могами Табличная запись перемещений » . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 14 июня 2006 г.
- ^ «Морская война в Китае» . Объединенный флот . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Вторжение на Британский Борнео в 1942 году» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 годов . Архивировано из оригинала 1 апреля 2015 года.
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Потери торговых судов союзников в Тихом океане и Юго-Восточной Азии» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 годов .
- ^ https://www.facebook.com/pg/rvpetrel/photos/?tab=album&album_id=2578421032193362 . [ источник, созданный пользователем ]
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- «Подробности столкновения Начи и Могами» . объединенный флот .
- Хакетт, Боб; Сандер Кингсепп. «Императорский IJN MOGAMI: Табличный отчет о движении» . Сайт CombinedFleet.com . Проверено 14 июня 2006 г.
- Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «Тяжелый крейсер типа «Могами» . Сайт CombinedFleet.com . Проверено 14 июня 2006 г.
- Паттон, Уэйн (2006). Японские тяжёлые крейсеры во Второй мировой войне . Публикации сигналов эскадрильи. ISBN 0-89747-498-8 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1967). Японские военные корабли Второй мировой войны . Даблдэй и компания. ISBN 978-0-3850-9189-3 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Прейндж, Гордон (1982). Чудо на Мидуэе . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-006814-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Галерея: Исторический центр ВМС США. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Крейсера типа Могами
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Куре
- корабли 1934 года
- Крейсера Японии времен Второй мировой войны
- Корабли битвы за Мидуэй
- Затопленные суда
- Кораблекрушения в проливе Суригао
- Кораблекрушения Филиппин
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в октябре 1944 г.
- Открытия кораблекрушения Пола Аллена
- Археологические открытия 2019 года