Рейд в Индийском океане
Рейд в Индийском океане | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны. | |||||||
![]() Британские тяжелые крейсеры HMS Dorsetshire и Cornwall подверглись атаке японской авиации и получили серьезные повреждения 5 апреля 1942 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 перевозчика 1 легкий авианосец 5 линкоров 7 крейсеров 15 эсминцев 7 подводных лодок 100+ самолетов 30 меньших военных кораблей 50+ торговых судов . |
5 перевозчиков 1 легкий авианосец 4 линкора 11 крейсеров 23 эсминца 5 подводных лодок 275 самолетов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 легкий авианосец потоплен 2 тяжелых крейсера потоплены 2 эсминца потоплены 1 вооруженный торговый крейсер (AMC) затонул 1 корвет затонул 1 шлюп затонул 20 торговых судов потоплены 54 самолета уничтожено 825 убитых |
18 самолетов уничтожено 31 самолет поврежден 32 убитых |
Рейд в Индийском океане , также известный как Операция С. [ 2 ] или «Битва за Цейлон» на японском языке — военно-морская вылазка, проведенная Императорским флотом Японии (IJN) с 31 марта по 10 апреля 1942 года. Японские авианосцы под командованием адмирала Тюичи Нагумо нанесли удары по кораблям и военно-морским базам союзников вокруг Британского Цейлона , но не смогли обнаружить их. и уничтожить основную часть британского Восточного флота . Восточный флот под командованием адмирала сэра Джеймса Сомервилля был предупрежден разведкой и отплыл со своих баз перед рейдом; его попытка атаковать японцев была сорвана из-за плохой тактической разведки.
После нападения британцы ожидали крупного японского наступления в Индийском океане . Основная база Восточного флота была переведена в Восточную Африку , а Цейлон был усилен, но Сомервилль оставил свою дивизию быстроходных авианосцев « Форс А » «…в индийских водах , чтобы быть готовым отразить любую попытку противника командовать этими силами». воды только с легкими силами». [ 3 ] Однако у японцев не было краткосрочных планов развития успеха, и в течение года операции в Тихом океане сделали это невозможным.
Фон
[ редактировать ]Стратегическая ситуация
[ редактировать ]Остров Цейлон имел стратегическое значение, поскольку господствовал над Индийским океаном. Таким образом, он контролировал доступ в Индию, жизненно важные морские пути союзников на Ближний Восток и нефтяные месторождения Персидского залива . Британской империи Цейлон владел большей частью ресурсов каучука . Важная гавань и военно-морская база Тринкомали располагались на восточном побережье острова. Японская пропаганда оказала влияние на часть сингальского населения, которое теперь ожидало их прибытия.
Падение Сингапура 15 февраля 1942 года прорвало восточный оборонительный периметр Соединенного Королевства в Бенгальском заливе ; а японская оккупация Андаманских островов 23 марта дала Японии контроль над Андаманским морем , что позволило кораблям пополнять запасы японских войск в Бирманской кампании за контроль над Индией . И немецкие, и британские власти ожидали, что захват Японией Цейлона укрепит контроль над Бенгальским заливом и помешает британским пополнениям запасов для защиты Индии, Австралии и, возможно, Ближнего Востока . На Цейлоне спешно разместили гарнизон австралийских войск, вернувшихся из Северной Африки; а HMS Indomitable был освобожден от военно-морских обязанностей и стал выполнять функции высокоскоростного авиапереправы, доставляющей имеющиеся самолеты на Цейлон. [ 4 ]
Намерения Японии начать крупное наступление в Индийском океане были отложены в марте 1942 года; против Соединенных Штатов в западной части Тихого океана были необходимы сильные военно-морские силы, и Императорская японская армия (IJA) отказалась выделить войска для вторжения на Цейлон. В ответ IJN разработал операцию C — план агрессивного рейда в Индийский океан в начале апреля. Целью операции «С» было уничтожить британский Восточный флот и нарушить британские коммуникации в Бенгальском заливе в поддержку Бирманской кампании. [ 2 ]
Британская разведка правильно оценила японскую стратегию. Американцы были уведомлены; Рейд Дулитла , который уже начался, взял на себя дополнительную роль отвлечения внимания. [ 2 ]
Японские препараты
[ редактировать ]Адмирал Исороку Ямамото 9 марта 1942 года отдал первоначальный приказ приступить к операции C южным силам IJN под командованием адмирала Нобутаке Кондо . К 16 марта планировалось выйти 26 марта из Бей Старинг - на острове Целебес для атаки. в Коломбо («день C») 5 апреля. [ 5 ] Японцы рассчитывали уничтожить британский Восточный флот в порту. [ 6 ]
Ядро японских сил под командованием адмирала Тюичи Нагумо состояло из пяти авианосцев; Акаги , Сёкаку и Дзуйкаку в авианосном дивизионе 5, а также Сорю и Хирю во втором авианосном дивизионе. [ 1 ] Авианосцы сопровождали все четыре «Конго» линкора класса и оба «Тон» крейсера класса . [ 7 ]
Японская разведка о составе Британского Восточного флота в Индийском океане [ 8 ] был достаточно точным, [ 6 ] при этом переоценив силу авиации на Цейлоне. [ 6 ] В оперативном приказе от 19 марта туманно сообщалось, что «значительная» часть британских военно-морских и военно-воздушных сил в Индийском океане «развернута в районе Цейлона». [ 8 ]
Японцы разместили разведывательные подводные лодки за пределами известных британских стоянок в Коломбо и Тринкомали ; их эффективность была ограничена. [ 9 ] По крайней мере одна подводная лодка была отправлена на разведку Мальдивских островов , но не смогла обнаружить порт Т на атолле Адду . [ 10 ]
Одновременно с операцией C IJN также направил малайские силы под командованием вице-адмирала Джисабуро Одзавы . Его силы состояли из авианосца «Рюдзё» , шести крейсеров и четырёх эсминцев для уничтожения судов в Бенгальском заливе 1 апреля. Малайские силы не участвовали в операции C. [ 11 ]
За 3 дня отрядам Одзавы удалось потопить 23 торговых судна (20 за один день). [ 12 ] на общую сумму более 130 000 брутто-регистровых тонн. [ 13 ] Кроме того, в апреле японские подводные лодки потопили 32 000 тонн судов у западного побережья Индии. [ 12 ] Рюдзё Самолеты также бомбили порты Коканада и Визагапатам , причинив относительно небольшой ущерб. [ 12 ] Тоннаж и количество кораблей, потопленных малайскими силами, сопоставимы с тоннажем трехмесячного рейда операции «Берлин», с января по проведенного двумя линкорами Кригсмарине март 1941 года. [ 14 ] В обоих рейдах на торговое судоходство торговые суда союзников не ходили в составе конвоев в сопровождении крупных судов. [ 15 ]
Британские приготовления
[ редактировать ]
Усиление Британского Восточного флота зависело от переброски войск из Великобритании и Средиземноморья, что отражало активные зоны боевых действий и потребности в ресурсах Королевского флота (RN).
В конце декабря 1941 года переоценка угрозы, исходящей от Японии, предусматривала переброску большинства тяжелых частей РН на Восточный флот. Ситуация стала неотложной из-за разрушения в боевой линии Тихоокеанского флота США Перл -Харборе , что открыло для атаки слабые силы в Малайе. Тяжелые подразделения были высвобождены американскими подкреплениями в Атлантике. Строительные программы конца 1930-х годов также начали производить новые тяжелые агрегаты. Средиземноморье предоставило гораздо меньше подкреплений, чем ожидалось, из-за серьезных потерь на этом театре военных действий в 1941 году. [ 16 ]
Восточный флот, которым в марте 1942 года принял командование вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл, был меньше, чем предполагалось в декабре 1941 года. Сомервилл разделил флот на две группы в зависимости от скорости. В состав более быстроходной «Отряда А» входили авианосцы HMS Formidable и HMS Indomitable , модернизированный линкор HMS Warspite (в качестве флагмана ), а также современные крейсеры и эсминцы. Более медленный «Отряд Б» был сформирован на основе старого авианосца HMS Hermes и четырех немодернизированных «Месть» линкоров класса . несколько подводных лодок . Также имелось [ 17 ] [ 10 ] [ 18 ] [ 19 ] Корабли никогда раньше не действовали вместе, а экипажи кораблей и самолетов имели недостаточную подготовку. [ 17 ]
Разведка союзников точно оценила численность японских войск. [ 5 ] Сомервилль планировал уклониться от японцев днем и нанести торпедные удары с помощью , оснащенных радаром, бомбардировщиков Fairey Albacore ночью. [ 10 ] Однако план был основан на информации, предоставленной Дальневосточным объединенным бюро (FECB), которое идентифицировало только два авианосца в составе японских сил. FECB также полагала, что 21 марта японцы отплывут из залива Старинг, чтобы провести «день C» 1 апреля. Таким образом, Сомервилл отплыл рано, рассчитывая сражаться с меньшими и управляемыми силами противника, особенно с авиацией. [ 5 ] Таким образом, Сомервилл, вероятно, не считал свой план несовместимым с его приказами Адмиралтейства , которые должны были защитить линии коммуникаций в Индийском океане и сохранить Восточный флот как флот, избегая ненужных рисков. [ 5 ]
Британцы осознали угрозу нападения японской палубной авиации на Цейлон после удара по Перл-Харбору, и противовоздушная оборона острова была усилена. 7 декабря 1941 года противовоздушная оборона состояла из четырех устаревших трехдюймовых зенитных орудий (в Тринкомали) без истребителей и радаров. [ 20 ] К 4 апреля насчитывалось 67 истребителей Hawker Hurricanes и 44 истребителя Fairey Fulmar , по радиолокационной станции в Коломбо и Тринкомали, а также 144 зенитных орудия; [ 21 ] 5 апреля в окрестностях Коломбо действовало 37 или 38 «Харрикейнов». [ 22 ] Истребители были разделены на три Королевских ВВС эскадрильи (RAF) Hawker Hurricanes (две в Коломбо и одна в Тринкомали) и две эскадрильи RN Fleet Air Arm (FAA) Fairey Fulmars . [ 23 ] В тот же период численность других ВВС увеличилась с восьми устаревших торпедоносцев , [ 20 ] до семи летающих лодок Consolidated PBY Catalina , 14 бомбардировщиков Bristol Blenheim IV и 12 Fairey Swordfish . торпедоносцев [ 22 ] Накануне сражения силы Королевских ВВС входили в состав 222-й группы , которой командовал вице-маршал авиации Джон Д'Альбиак . [ 24 ]
Рейд
[ редактировать ]Первые шаги
[ редактировать ]
Японцы вышли из бухты Старинг 26 марта, как и планировалось. [ 7 ]
Сомервилль отплыл 30 марта в ожидании нападения 1 апреля и разместил свой флот в зоне патрулирования в 100 милях (160 км) к югу от Цейлона . [ 25 ] ПВО и войска Цейлона были приведены в боевую готовность. [ 26 ] при этом наземная воздушная разведка сосредоточивалась на юго-востоке, куда японцы должны были подойти для нанесения ударов по Коломбо и Тринкомали. [ 25 ] Поздно вечером 2 апреля британцы отошли в сторону порта Т – в 600 милях (970 км) к юго-западу от Цейлона – для дозаправки. [ 25 ] Сомервилл также выделил различные корабли, чтобы возобновить предыдущие обязательства; тяжелые крейсеры HMS Cornwall и HMS Dorsetshire были отправлены в Коломбо, а Hermes — в Тринкомали. [ 10 ] ПВО прекратила работу, хотя патрулирование Каталины продолжалось. [ 26 ]
Примерно в 16:00 4 апреля PBY Catalina летающая лодка (AJ155/QL-A) из Королевских ВВС Канады (RCAF), 413-й эскадрильи которой управлял командир эскадрильи Леонард Бирчалл, заметила флот Нагумо на расстоянии 360 миль (310 морских миль ; 580 км). ) к юго-востоку от Цейлона [ 24 ] [ 25 ] по курсу, который вошел бы в предыдущую зону патрулирования Сомервилля с юга. [ 27 ] Прежде чем быть сбитым, «Каталина» сообщила о своих наблюдениях, но не о размере флота. [ 25 ] В это время Сомервилл дозаправлялся в порту Т; Получив сообщение, отряд А двинулся на восток, в сторону японцев; [ 10 ] Отряд Б не мог быть готов до 5 апреля. [ 23 ] Catalina FV-R из 205-й эскадрильи RAF взлетела в 17:45, чтобы следить за японским флотом, сделав свой первый отчет в 22:37 4 апреля и окончательный отчет в 06:15 5 апреля, находясь на расстоянии 110 миль (96 морских миль ; 180 км ) от Цейлона. ФВ-Р был сбит примерно через 90 минут после финального отчета. [ 24 ]
Через час после доклада QL-A Д'Альбиак встретился со своими подчиненными, чтобы обсудить ожидаемый японский удар после рассвета. Группа 222 вынесла предупреждение подчиненным подразделениям еще до полуночи, а в 04:00 5 апреля подразделения были подняты по тревоге. [ 24 ] [ 28 ] Утром 5 апреля шесть Swordfish из 788-й морской авиационной эскадрильи (788 NAS) начали передислокацию из Чайна-Бей , недалеко от Тринкомали, в Коломбо, готовясь к нанесению удара по японскому флоту. [ 29 ] Адмирал Джеффри Лейтон на Цейлоне приказал вывести корабли в море, чтобы избежать нападения в гавани. Корнуолл и Дорсетшир , которые только что достигли Коломбо, были отправлены воссоединиться с отрядом А; [ 23 ] они отплыли поздно 4 апреля. [ 30 ] Гермес отплыл из Тринкомали и получил приказ скрыться к северо-востоку от Цейлона. [ 23 ]
Японцы не провели воздушную разведку по намеченному курсу во второй половине дня 4 апреля, а запланированная разведка гавани Коломбо гидросамолетами крейсера была отменена. [ 9 ] Японцы поняли, что сюрприз был потерян после перехвата сигнала из Коломбо с просьбой QL-A повторить свой отчет. [ 31 ]
Нападение на Коломбо
[ редактировать ]Утром 5 апреля 1942 года японская разведка сообщила, что британские авианосцы отсутствуют, и утренний воздушный поиск японцев был соответственно ограничен. [ 8 ] На рассвете японские самолеты-разведчики улетели на юго-запад и северо-запад; в течение следующих нескольких часов они улетят максимум на 200 миль (320 км). Разведывательный самолет Fulmar, запущенный из отряда А в 08:00, заметил один из японских самолетов на крайнем краю юго-западной зоны поиска в 08:55 примерно в 140 милях (230 км) впереди отряда А. [ 32 ]
Вскоре после 06:00 [ 33 ] Силы Нагумо начали забрасывать 91 бомбардировщик и 36 истребителей для удара по Коломбо. [ 23 ] Британская система раннего предупреждения не смогла обнаружить и идентифицировать приближающийся удар. [ 34 ] заставив британских пилотов подняться под огнем, когда в 07:45 над ними появился первый японский самолет. Эффективная оборона авиабазы Ратмалана британскими истребителями [ 35 ] оставил гавань открытой. Вооруженный торговый крейсер HMS Hector . [ 36 ] норвежский танкер Соли [ 37 ] и старый эсминец HMS Tenedos были потоплены; три других корабля были повреждены. Порт был поврежден [ 36 ] но не был выведен из строя. [ 23 ] 20 из 41 взлетевшего британского истребителя были уничтожены. [ 20 ] По крайней мере один истребитель был поврежден и стал неспособным к полету при попытке взлететь. Шесть Swordfish из 788 NAS прибыли в ходе боя и были сбиты. [ 29 ] Японцы потеряли семь самолетов. [ 20 ]
Нагумо изменил курс на запад-юго-запад в 08:30. [ 33 ] – бессознательно заставляя противоборствующие флоты двигаться навстречу друг другу [ 1 ] – и отыграл удар Коломбо с 09:45 до 10:30. [ 1 ]
Масштаб авиаудара по Коломбо стал для Сомервилля первым конкретным доказательством того, что японские силы содержат больше двух авианосцев, чем он ожидал. Тем не менее он продолжал идти навстречу противнику на скорости 18 узлов. Радиолокационное управление истребителями позволит группе А избежать внезапной атаки, нейтрализуя слежку за японскими самолетами. [ 32 ]
Потеря Дорсетшира и Корнуолла
[ редактировать ]
В 10:00 самолет из Тона, обыскивающий юго-западный район, заметил Дорсетшира силы и начал следить за ними; самолет сообщил, что крейсер идет курсом на юго-запад и делает 24 узла. [ 1 ] Крейсеры сообщили о следопыте, но не имели возможности отогнать его. [ 30 ] Получив сообщение, Нагумо увеличил скорость с 24 до 28 узлов. Резервную ударную группу 5-й авианосной дивизии было приказано перевооружить противокорабельными торпедами взамен фугасных бомб, предназначенных для второго удара по Коломбо. Перевооружение произошло с задержками, и вместо этого удар был нанесен 2-й авианосной дивизией; Сорю и Хирю начали запуск пикирующих бомбардировщиков в 11:45. [ 1 ] Радар Force A обнаружил воздушный удар по силам Дорсетшира в 13:44, в результате чего самолет оказался в 34 милях (55 км) к северо-востоку. [ 32 ] Корнуолл и Дорсетшир были затоплены в 14:00; [ 38 ] В конечном итоге погибло 424 офицера и экипажа. [ 30 ]
Японцы упустили возможность найти отряд А после потопления крейсеров. Самолеты, следившие за крейсерами, пролетели еще 50 миль (80 км) по курсу крейсеров, прежде чем вернуться в Тоне . Он бы обнаружил группу А, если бы пролетел на юго-запад еще десять минут. [ 38 ]
Нагумо отразил удар по крейсерам в 14:45. [ 38 ]
Нагумо уклоняется от Сомервилля
[ редактировать ]Somerville запустил четыре Albacores с Indomitable в 14:00 для поиска дуги на северо-востоке на расстоянии 200 миль (320 км). Юго-восточный курс Нагумо привел бы японский флот прямо к центру дуги. Однако в 15:00 или 15:30 Нагумо изменил курс на юго-запад. Авианосный дивизион 2 последовал за ним не сразу; начиная с 15:00 он выполнил серию маневров, которые первоначально привели его на северо-запад. [ 38 ] Авианосный дивизион 2 был замечен двумя северными Альбакорами около 16:00. Хирю запустил истребители Mitsubishi A6M Zero на перехват разведчиков; один «Альбакор» был поврежден в 16:04, а другой сбит в 16:28 без донесения. [ 39 ] Два самых южных Альбакора пропустили основные силы Нагумо. [ 38 ]
Сомервилль получил отчет о наблюдении поврежденного Альбакора только в 16:55; в отчете с достаточной точностью указано положение 2-й авианосной дивизии, японцы находятся на расстоянии 125 миль (201 км), но не содержат никаких других данных. В 17:00 он получил сигналы разведки (SIGINT) из Коломбо, сообщившие, что японский курс в 14:00 идет на юго-запад со скоростью 24 узла. Сомервилл приказал изменить курс на юго-запад в 17:26, не зная, что основные силы Нагумо находились на расстоянии 120 миль (190 км), а авианосная дивизия 2 - всего в 100 милях (160 км). Изменение курса, по-видимому, было сделано для поддержания дистанции между превосходящим противником, который, как предполагалось, все еще приближался, или для прикрытия порта Т от атаки, но это также означало, что британцы потеряли возможность встретить врага; если бы отряд А продолжал двигаться восточным курсом, 2-я авианосная дивизия прошла бы прямо перед ним в 21:00 на расстоянии около 20 миль (32 км). [ 39 ]
Поврежденный «Альбакор» приземлился в 17:45, менее чем за полчаса до захода солнца, и экипаж был допрошен. В результате были внесены две поправки к сообщению о наблюдении в 16:00, которые были переданы в Сомервилл в 18:00 и 18:17 соответственно и значительно отличались от другого и оригинального отчета. В окончательной версии правильно идентифицировались два авианосца 2-й авианосной дивизии, которые Сомервилль, вероятно, считал лишь частью сил противника, но также утверждалось, что они направлялись на северо-запад на позиции в 25 милях (40 км) от первоначальной точки наблюдения. Название курса противоречило первой редакции, которая предлагала курс на юго-восток. Поздно вечером 5 апреля FECB расшифровала сообщение JN 25B , содержащее запланированное движение Нагумо на 6 апреля, но это не помогло Сомервиллю, поскольку передача флоту была искажена. Сомервилль отказался нанести удар из-за плохой информации и решил отправиться в погоню на северо-запад. Один самолет с радаром был запущен для поиска северной дуги на расстоянии до 200 миль (320 км). Позже самолеты были отправлены на поиск восточной дуги. К этому времени было уже слишком поздно восстанавливать контакты с японцами. [ 40 ]
Японцы также потеряли возможность найти англичан до наступления ночи. Нагумо не отдал приказ о поиске британских авианосцев при появлении британской палубной авиации. Поисковым самолетам для возвращения могут потребоваться сигналы самонаведения от авианосцев, сигналы самонаведения, которые противник мог бы использовать для обнаружения японцев. Японцы продолжали двигаться на юго-восток со скоростью 20 узлов, совершенно не подозревая о присутствии отряда А. [ 41 ] Авианосная дивизия 2 вернулась на путь основных сил в 18:00. [ 42 ] и догнали в 22:00 в 180 милях (290 км) к востоку от группы А. [ 40 ] Японцы совершили широкий круг на юг, а затем на восток, готовясь нанести удар по Тринкомали. [ 30 ] Японцы заподозрили присутствие британских авианосцев и утром 6 апреля начали гораздо более плотную атаку. [ 8 ] на запад [ 43 ] воздушный поиск, но ничего не нашел. [ 8 ] Дальнейшие поиски на пути к Тринкомали оказались столь же безуспешными, поскольку британские авианосцы к тому времени находились далеко на западе. [ 30 ]
К 6 апреля британская радиоразведка сообщила, что в состав японских сил входят четыре авианосца и три линкора - силы, которые Сомервилль четко осознавал, как находящиеся за пределами возможностей Восточного флота вступить в бой без неоправданного риска. Снижение боеспособности его истребительной авиации также усилило его осторожность. [ 44 ] Несмотря на это, Сомервилл не сразу отступил или вернулся в порт. Отряд B воссоединился рано утром 6 апреля. Днем 1122 выживших [ 30 ] из Дорсетшира были восстановлены силы, сохраняя при этом наблюдение за превосходящими силами противника с помощью круговой воздушной разведки. [ 45 ] Разведка с Цейлона поставила японцев между портом Т и Цейлоном. Сомервилл осторожно прибыл в порт Т с запада в 11:00 8 апреля и дозаправился. [ 30 ]
Нападение на Тринкомали
[ редактировать ]К 8 апреля Восточный флот вывел войска. [ 30 ] и японский флот приближался к Тринкомали с востока. [ 46 ] [ 47 ] Японский флот был обнаружен британским ВВС «Каталина» в 15:17 8 апреля. [ 47 ] Той ночью гавань Тринкомали была очищена. Гермес в сопровождении HMAS Vampire был отправлен на юг вдоль побережья. [ 46 ]
Японские воздушные поиски утром 9 апреля были ограничены, как и 5 апреля, поскольку британских авианосцев больше не ожидалось. [ 8 ]
Японская ударная группа в составе 132 самолетов была обнаружена в 07:06 9 апреля. [ 47 ] радаром AMES 272 на дальности 91 миля (146 км). [ 36 ] Обороняющиеся истребители — 17 «Харрикейнов» и шесть «Фулмаров» — вовремя взлетели, [ 47 ] и нанес первые победы в бою, когда часть «Харрикейнов» атаковала трех «Зеро» и сбила двух. [ 36 ] Авиабаза Чайна-Бэй и порт подверглись сильным бомбардировкам. Монитор HMS Erebus был поврежден. [ 47 ] Торговое судно SS Sagaing , перевозившее самолеты и боеприпасы, было подожжено и брошено. [ 48 ] Было потеряно восемь Харрикейнов и Фулмар. [ 47 ] хотя ни один исправный истребитель на земле не погиб. [ 29 ] Японцы потеряли четыре самолета. [ 47 ]
В 07:16 другая «Каталина» из 413-й эскадрильи RCAF заметила японский флот, но была сбита во время репортажа. [ 49 ]
Бленхеймы атакуют японские авианосцы
[ редактировать ]Около 10:25 девять Бленхеймов без сопровождения из 11-й эскадрильи Королевских ВВС. [ 49 ] атаковал силы Нагумо. Они не были обнаружены боевым воздушным патрулем (БВП). Хирю заметил самолет, но не смог передать предупреждение другим кораблям. В результате атака стала полной неожиданностью. [ 50 ] Бомбардировщики разгрузились на высоте 11 000 футов (3353 м). [ 51 ] на Акаги ; бомбы упали близко к цели, не поразив ее. [ 50 ] Четыре бомбардировщика были сбиты над авианосцами самолетами CAP A6M2 Zeroes (на два из которых претендовал Канаме Харада ), а еще один — японскими самолетами, вернувшимися после удара по «Гермесу» . В ответ один «Зеро» был сбит рядом с авианосцами, а другой — в ответном ударе. [ 51 ] Это был первый раз, когда японские авианосные силы столкнулись с согласованной воздушной атакой. [ 50 ]
Потеря Гермеса
[ редактировать ]
Гермес и Вампир находились на расстоянии 65 миль (105 км), когда Тринкомали подверглось нападению. В 09:00 они изменили курс. [ 46 ] Вскоре после окончания атаки на Тринкомали самолет из Харуны корабли заметил . 80 бомбардировщиков Aichi D3A «Вал», находящихся в резерве на японских авианосцах, [ 47 ] нападение началось в 10:35. [ 49 ] Оба были потоплены до полудня недалеко от Баттикалоа . [ 49 ] [ 52 ] Гермес погиб вместе с 307 людьми после попадания более сорока 500-фунтовых (230 кг) бомб. Вампир погиб вместе с 8 мужчинами. Находившийся неподалеку госпитальный корабль «Вита» спас 600 человек. [ 52 ]
Японская атака распространилась на близлежащие корабли. Корвет и HMS Hollyhock был сбит самолетом с острова Сорю затонул вместе с 53 людьми. [ 52 ] Также были потоплены вспомогательный военно-морской корабль «Ательстоун» , танкер «Британский сержант» и грузовое судно «Норвикен» . [ 49 ]
Британские наземные «Фулмары» прибыли только после того, как «Гермес» был потоплен. Два «Фульмара» и четыре «Вала» были уничтожены. [ 49 ]
Нагумо вышел из боя после отражения удара по Гермесу . [ 49 ]
Последствия
[ редактировать ]Британская реакция
[ редактировать ]Японцы нанесли противнику несоразмерный урон. Они нанесли ущерб портовым объектам, потопили один авианосец и два крейсера, уничтожили треть наземных истребителей противника и почти всю наземную ударную авиацию противника. Кроме того, 23 торговых судна, [ 45 ] общим объемом 112 312 тонн, [ 46 ] были потоплены, в том числе отдельными японскими малайскими силами. Взамен японцы потеряли всего 18 самолетов (шесть истребителей, десять пикирующих бомбардировщиков и два высотных бомбардировщика), при этом были повреждены еще около 31 самолета. И наоборот, им не удалось уничтожить или даже обнаружить основную часть британского Восточного флота. [ 45 ]
Британцы интерпретировали свое положение как шаткое. Цейлон и Восточный флот должны были охранять морские коммуникации через Индийский океан. Британцы ожидали, что японцы продолжат угрожать этим рубежам. Радиоразведка предположила, что японцы готовили преднамеренное наступление через Индийский океан. [ 53 ] Рейд продемонстрировал, что Королевские ВВС слишком слабы, чтобы защитить Цейлон и военно-морские стоянки. [ 3 ] и что военно-морской флот был плохо подготовлен к встрече с японскими авианосными силами. [ 54 ]
Восточный флот перевел свою главную базу в Килиндини , Кения, в Восточной Африке, временно уступив японцам восточную часть Индийского океана; оттуда он продолжил оспаривать контроль над центральной частью Индийского океана на более выгодных условиях. [ 53 ] Отряд А, включая два авианосца, «Индомитебл» и «Грозный» , отступил в Бомбей. [ 3 ] и Сомервилль регулярно направлял быстроходные авианосные силы в центральную часть Индийского океана в течение следующих шести месяцев, в течение которых он действовал с Цейлона или вблизи него почти половину этого времени. 18 апреля военно-морское планирование предоставило Восточному флоту наивысший приоритет для усиления, что также включало перевод большинства авианосцев из Флота метрополии и Средиземного моря с намерением вернуться на Цейлон в сентябре. [ 55 ]
К июню Цейлон защищали три эскадрильи Королевских ВВС (64 самолета плюс резерв), три ударные эскадрильи (включая одну Бофортов), а также значительно улучшенная радиолокационная и противовоздушная оборона. [ 56 ] Наземная оборона была укомплектована двумя бригадами австралийской армии. [ 57 ]
Паника вторжения длилась недолго. Британская разведка обнаружила движение японских авианосных сил на восток в середине апреля и их развертывание в Тихом океане в середине мая. [ 58 ] После битвы за Мидуэй в июне стало ясно, что угрозы крупной японской военно-морской деятельности в Индийском океане больше нет. В сентябре британская разведка предсказала, что Япония перейдет к обороне. В результате Восточный флот не был усилен, как планировалось, а в начале июля сократился. [ 59 ]
Японская реакция
[ редактировать ]Японцы не воспользовались своей победой, как опасались британцы. Решение об отсрочке крупных операций в Индийском океане было поддержано. Японские авианосцы потребовали обслуживания и пополнения после нескольких месяцев интенсивных операций. [ 60 ] и уже были трудности с поддержанием численности передовых авиационных частей. [ 61 ] Нагумо и такие офицеры, как Мицуо Фучида (командующий авиагруппой Акаги ), считали, что потери, нанесенные британцам, не оправдывают потерю опытных японских летных экипажей. [ 62 ] Внимание японцев было сосредоточено и на другом. В начале мая японские авианосцы участвовали в битве в Коралловом море в юго-западной части Тихого океана. [ 60 ] за которым в июне последовала битва за Мидуэй. [ 59 ] В обоих случаях потери еще больше ограничили возможности Японии.
В июне IJA разработала план крупного наступления в Индийском океане, включая вторжение на Цейлон. Немцы наступали в Северной Африке, что делало стран Оси привлекательным соединение на Ближнем Востоке . Ограниченность ресурсов вынудила IJN отклонить его, особенно после начала кампании на Гуадалканале . [ 59 ]
Впоследствии ограничение японских операций в Индийском океане сводилось к торговле с использованием подводных лодок и вооруженных торговых крейсеров . [ 63 ] Примечательно, что группа подводных лодок, патрулировавшая побережье Восточной Африки, атаковала гавань Диего-Суарес , на Мадагаскаре в то время как союзники захватывали остров . [ 64 ] По иронии судьбы, союзники руководствовались опасениями, что японцы могут основать там базу для нападения на торговлю. [ 56 ] В целом японские атаки на торговлю имели некоторый успех, но после 1942 года присутствие крупных японских военно-морских сил в Индийском океане практически прекратилось. [ 65 ]
Критика Нагумо
[ редактировать ]Эндрю Бойд охарактеризовал руководство Нагумо как жесткое и лишенное воображения, которое способствовало бегству британского Восточного флота. Маневрирование его флота было направлено главным образом на облегчение ударов по Коломбо и Тринкомали; возможность нахождения противника в море, по-видимому, всерьез не рассматривалась. Он не смог понять, что направление движения войск Дорсетшира и позднее появление британских палубных самолетов были связаны. Более того, из-за ограниченности воздушной разведки Нагумо имел мало конкретной информации о том, что происходило вокруг него, особенно на фронте и открытых флангах. Ему не помогла уверенность в том, что, кроме нескольких предпринятых поисков, больше ничего не удалось найти. [ 6 ]
Ограниченные воздушные поиски, проводимые в начале боя, отражали современную практику IJN, когда интенсивность воздушных поисков масштабировалась в зависимости от ожидаемых угроз. Более активный обыск утром 6 апреля отразил подозрение, что там могут присутствовать британские авианосцы. Интенсивность последующих воздушных поисков снизилась, когда британские авианосцы не были обнаружены и надежды на их встречу практически не было. В конечном итоге в этот период все военно-морские силы пострадали от неадекватного планирования воздушных поисков. [ 66 ]
Проблемы с работой японских перевозчиков
[ редактировать ]Рейд также предоставил первые примеры проблем с деятельностью японских авианосцев. Недостаточная воздушная разведка, неспособная своевременно обнаружить флот противника, трудности с перевооружением самолетов для выполнения другой задачи в короткие сроки, а также проникновение самолетов противника в точку CAP из-за отсутствия радиолокационного управления истребителями - все это может повториться в битва за Мидуэй . [ 6 ]
Критика Сомервилля
[ редактировать ]Руководство Сомервилля характеризовалось готовностью идти на риск, граничащей с безрассудством.
Первоначальное развертывание флота 30 марта поставило под угрозу британский флот по нескольким причинам. Сомервилль полагался на радар, укомплектованный неопытным персоналом, для обнаружения противника и нанесения ночных ударов. Если бы японцы подошли, как и ожидалось, с юго-востока и британцам не удалось бы обнаружить японцев до рассвета, расстояние между двумя флотами составило бы не более 100 миль (160 км); Британцы будут обнаружены японской воздушной разведкой на рассвете и будут подвергаться воздушным атакам в течение всего дня. Примерно того же можно было бы ожидать, если бы Сомервилль все еще находился на станции, когда японцы прибыли – а они это сделали – с юго-запада. [ 9 ] Решение Сомервилля дозаправиться топливом в порту Т, а не на Цейлоне, 2 апреля позволило Восточному флоту избежать Нагумо несколько дней спустя и, вероятно, спасло Восточный флот от разрушения. [ 10 ]
Неспособность японского флота появиться 1–2 апреля привела к тому, что Сомервилл ошибочно полагал, что вся, а не часть разведывательной информации союзников, касающейся операции C, была ошибочной. В результате он выделил «Корнуолл» , «Дорсетшир» и «Гермес» , которые впоследствии были потеряны после отправки в районы, пролетевшие японскую воздушную разведку. [ 10 ]
Эндрю Бойд отмечает:
[Сомервилль] недооценил риски, которым он подвергался, по крайней мере, до наступления сумерек 5 апреля. Он сделал чрезмерно оптимистичные выводы на основе имеющихся разведданных и сильно недооценил мощь авиации IJN. и он подверг опасности свой флот, прямо нарушив инструкции начальников штабов. Цейлон был не лучшим его часом. [ 67 ]
Обеспокоенное Адмиралтейство в целом согласилось. [ 67 ]
Сомервилль столкнулся с проблемами, с которыми RN не сталкивалась в Атлантике или Средиземноморье. Превосходство Японии в воздухе затрудняло разведку, приближение и атаку в течение дня. Ночная атака с помощью радара была единственным возможным вариантом наступления. Это была стратегия высокого риска. Сочетание тщательного позиционирования, удачи и ошибок японцев почти создало предпосылки для удара в ночь на 5 апреля; противник находился в пределах 125 миль (201 км) - дальность полета 1 час для Альбакора - но точная информация о векторе движения противника отсутствовала. Даже тогда для обнаружения целей ночью требовались опытные летные экипажи, используя радар с дальностью действия всего 20 миль (32 км) и новую тактику. [ 68 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бойд, с. 373
- ^ Jump up to: а б с Бойд, с. 364
- ^ Jump up to: а б с Роскилл, с. 29
- ^ Черчилль, Уинстон (1950). Шарнир судьбы . Бостон: Компания Houghton Mifflin. стр. 138 , 172–178.
- ^ Jump up to: а б с д Бойд, с. 366
- ^ Jump up to: а б с д и Бойд, с. 381
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 367
- ^ Jump up to: а б с д и ж Талли и Ю, с. 5
- ^ Jump up to: а б с Бойд, с. 369
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бойд, с. 370
- ^ Шорс, Калл и Идзава, Том. II, стр. 393, 408–411.
- ^ Jump up to: а б с Блэк, Джереми (2009). «Мидуэй и Индийский океан» . Обзор военно-морского колледжа . 62 (4): 135. ISSN 0028-1484 . JSTOR 26397057 .
- ^ Уорнер и др. 1976 , с. 154.
- ^ Макинтайр 1975 , стр. 104–106.
- ^ Ирландия 2004 , с. 48.
- ^ Бойд, с. 356
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 365
- ^ Сомервилл, сэр Джеймс. Отчет о делах (РОП) Восточного флота – 1942 г.
- ^ Роскилл, с. 23
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт 2014, с. 33
- ^ Стюарт 2014, с. 35
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2014, с. 44
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роскилл, с. 26
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт 2014, с. 37
- ^ Jump up to: а б с д и Бойд, с. 368
- ^ Jump up to: а б Стюарт 2014, с. 36
- ^ Бойд, с. 375
- ^ Стюарт 2014, с. 38
- ^ Jump up to: а б с Стюарт 2014, с. 42
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роскилл, с. 27
- ^ Стюарт 2006, с. 69
- ^ Jump up to: а б с Бойд, с. 372
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 371
- ^ Стюарт 2014, с. 38–41
- ^ Стюарт 2014, с. 42–43
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт 2014, с. 43
- ^ Стюарт 2014, с. 47
- ^ Jump up to: а б с д и Бойд, с. 374
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 377
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 379
- ^ Бойд, с. 378
- ^ Бойд, с. 376
- ^ Талли и Ю, с. 6
- ^ Бойд, с. 380
- ^ Jump up to: а б с Бойд, с. 384
- ^ Jump up to: а б с д Роскилл, с. 28
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стюарт 2006, с. 72
- ^ Роджерс, Джеймс (3 апреля 2018 г.). «Огромные затонувшие корабли времен Второй мировой войны подняты из глубин в ходе масштабной спасательной операции» . news.com.au. news.com.au. Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стюарт 2006, с. 73
- ^ Jump up to: а б с Паршалл, с. 145
- ^ Jump up to: а б Шорс 1993, с. 426–427
- ^ Jump up to: а б с Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы . Издательство Сифорт. Глава 7: Гермес. ISBN 978-1-84832-138-0 . (электронная книга)
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 385
- ^ Бойд, с. 388
- ^ Бойд, с. 389
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 392
- ^ Бойд, с. 391
- ^ Бойд, с. 393
- ^ Jump up to: а б с Бойд, с. 395
- ^ Jump up to: а б Паршалл, гл. 1
- ^ Паршалл, гл. 5
- ^ Перретт, Брайан (2014). Почему японцы проиграли . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Military. п. 114. ИСБН 978-1-78159-198-7 .
- ^ Бойд и Ёсида, с. 90
- ^ Бойд и Ёсида, с. 89
- ^ Каунер, Ротем (июль 2017 г.). «Когда встречаются экономика, стратегия и расовая идеология: межосевые связи в Индийском океане во время войны» (PDF) . Журнал глобальной истории . 12 (2). Издательство Кембриджского университета: 240. doi : 10.1017/S1740022817000067 . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Талли и Ю, стр. 4–8.
- ^ Jump up to: а б Бойд, с. 383
- ^ Бойд, с. 382
Статьи
[ редактировать ]- Стюарт, Роберт (2014). «Воздушный налет на Коломбо, 5 апреля 1942 года: вполне ожидаемое внезапное нападение» . Журнал Королевских ВВС Канады . 3 (4). Министерство национальной обороны Канады . Проверено 4 января 2021 г.
- Стюарт, Роб (2006). «Леонард Бирчалл и японский набег на Коломбо» . Канадский военный журнал . 7 (4). Министерство национальной обороны Канады . Проверено 4 января 2021 г.
- Талли, Энтони; Ю, Лу (2015). «Вопрос оценок: как ошибочная разведка привела к разведке в битве за Мидуэй» . Обзор военно-морского колледжа . 68 (2). Военно-морской колледж США . Проверено 8 сентября 2020 г.
Книги
[ редактировать ]- Бойд, Эндрю (2017). Королевский флот в восточных водах . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-4738-9248-4 .
- Бойд, Карл и Ёсида, Акихико (2013). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-5575-0015-1 .
- Паршалл, Джонатан и Талли, Энтони (2005). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN 1-57488-923-0 .
- Роскилл, Стивен (1956). Война на море 1939–1945, Том II, Период равновесия . Военная серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO . Проверено 2 сентября 2015 г.
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (2002). Кровавые руины, том первый: переход к войне до падения Сингапура . Грубская улица.
- Макинтайр, Дональд (1975). Знаменитые боевые корабли . Хэмлин. ISBN 978-0-600-35486-4 .
- Уорнер, Оливер; Беннетт, Джеффри; Макинтайр, Дональд ГФВ; Юлинг, Франк; Веттерн, Десмонд; Престон, Энтони; Мордаль, Жак (1976). История войны на море: от первых линкоров до атомных подводных лодок . Визуальная энциклопедия Elsevier (на французском языке). Переведено с английского. Париж Брюссель: Эльзевир Секвойя. ISBN 978-2-8003-0148-8 .
- Ирландия, Бернард (2004). 20 века Линкоры . Справка Airelles (на французском языке). Сен-Сюльпис: Эрель. ISBN 978-2-88468-038-7 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины, Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Грубская улица.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Крус, Ноэль, Мятеж на Кокосовых островах , Фримантл: Пресса Центра искусств Фримантла, 2001.
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Гилл, Г. Хермон (1968). Том II - Королевский флот Австралии, 1942–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 годов . Канберра: Австралийский военный мемориал . Архивировано из оригинала 27 августа 2006 года . Проверено 20 ноября 2006 г.
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2001) [1958]. Восходящее солнце в Тихом океане 1931 – апрель 1942 , т. 1, с. 3 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Книги замка. ISBN 0-7858-1304-7 .
- Пиегзик, Михал А. (2022). Самый темный час: Том 1: Наступление японских военно-морских сил в Индийском океане, 1942 год – Первые ходы . Азия@Война. Том. 31. Уорик, Великобритания: Гелион. ISBN 978-1-915070-61-6 .
- Пиегзик, Михал А. (2022). Самый темный час: Том 2: Наступление японских военно-морских сил в Индийском океане, 1942 год - Нападение на Цейлон и Восточный флот . Азия@Война. Том. 33. Уорик, Великобритания: Гелион. ISBN 978-1-804510-23-0 .
- Стилле, Марк (2023). Рейд Японии в Индийский океан, 1942 год . Кампания. Том. 396. Оспри Паблишинг. ISBN 978-1-47285-418-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Конфликты 1942 года
- Операции в Индийском океане во время Второй мировой войны
- Военные Британского Цейлона
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- 1942 год в Японии.
- Рейды времен Второй мировой войны
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Военная история Цейлона во Второй мировой войне
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- События марта 1942 года
- События апреля 1942 года