Канаме Харада
Канаме Харада | |
---|---|
![]() Харада в 1943 году | |
Рожденный | Префектура Нагано , Японская империя. | 11 августа 1916 г.
Умер | 3 мая 2016 г. Нагано , префектура Нагано , Япония | (99 лет)
Услуга/ | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Классифицировать | Лейтенант (младший разряд) |
Битвы/войны | Вторая китайско-японская война Тихоокеанская война |
Другая работа | Молочный фермер, директор детского сада, антивоенный активист |
Канаме Харада ( 原田要 , 11 августа 1916 — 3 мая 2016) — японский летчик-ас времен Второй мировой войны . Ему приписывают сбитие целых 19 самолетов союзников в период с конца 1941 года до того, как он сам был сбит в октябре 1942 года. Оправившись от травм, полученных в этом инциденте, Харада до конца войны служил летным инструктором.
После окончания военных действий в 1945 году Харада работал фермером, а затем в 1965 году основал ясли для детей, а затем детский сад. Он стал антивоенным активистом в 1991 году и оставался выдающимся оратором до конца своей жизни.
Биография
[ редактировать ]Военная служба
[ редактировать ]в деревне Асаджава в префектуре Нагано . Харада родился 11 августа 1916 года [ 1 ] [ 2 ] После окончания школы он присоединился к военно-морской пехоте Императорского флота Японии в 1933 году в возрасте 17 лет. Позже он перешел в авиационное подразделение ВМФ и в феврале 1937 года окончил первый класс подготовки пилотов в 35-м классе. [ 2 ] [ 3 ] Харада был отправлен в Китай в октябре того же года во время Второй китайско-японской войны , но не участвовал ни в каких воздушных боях. [ 3 ] [ 4 ] Находясь в Китае, он стал свидетелем того, как японские военные без разбора убивали китайских мирных жителей, ошибочно полагая, что это замаскированные солдаты. [ 5 ] В декабре он принял участие в нападении на USS Panay , что привело к усилению напряженности в отношениях с США. [ 6 ] Хараду отправили обратно в Японию в январе 1938 года, и впоследствии он занимал несколько учебных должностей. [ 3 ]
В начале войны на Тихом океане Харада был пилотом Mitsubishi A6M Zero, назначенным на авианосец Sōryū , который входил в состав 1-го воздушного флота . [ 3 ] В этой роли он принял участие в ряде операций 1-го воздушного флота в первые месяцы войны. 7 декабря 1941 года он патрулировал флот во время нападения на Перл-Харбор и не участвовал в боевых действиях. [ 3 ] Харада также сопровождал самолет, атаковавший австралийский порт Дарвин 19 февраля 1942 года. [ 7 ] Было подтверждено, что во время рейда в Индийском океане он сбил три британских истребителя над Коломбо 5 апреля и назвал еще два «вероятными». Четыре дня спустя он сбил два британских легких бомбардировщика «Бристоль Бленхейм» , пытавшихся атаковать японский флот. [ 3 ]
Во время битвы за Мидуэй Харада сбил либо троих [ 3 ] или пять [ 8 ] Американский самолет. Он приземлился на последний уцелевший японский авианосец « Хирю» после того, как Сорю был потоплен самолетами Соединенных Штатов. Позже в битве Харада находился в воздухе во время затопления Хирю и был спасен военным кораблем после того , как бросился в море. [ 4 ] [ 8 ]
В июле 1942 года «Хараду» перевели на авианосец « Хийо» . В начале октября того же года авианосец покинул Японию, чтобы принять участие в кампании на Гуадалканале . 17 октября Харада вошел в состав эскорта торпедоносцев, пытавшихся атаковать цели на Гуадалканале. Американские самолеты Grumman F4F Wildcats атаковали эти силы, и хотя Харада, вероятно, сбил Wildcat, он был ранен в левую руку, а его самолет был серьезно поврежден. Его самолет совершил аварийную посадку недалеко от японской базы в заливе Реката на острове Санта-Исабель , и Хараде пришлось выкапывать себя из-под обломков своего самолета голыми руками. Пройдя несколько дней через джунгли, он добрался до базы миниатюрных подводных лодок, где, помимо полученных травм, вылечился от малярии и лихорадки денге. [ 9 ] Позже Харада был возвращен в Японию на борту госпитального корабля . [ 3 ] [ 10 ]
Одна из рук Харады была тяжело повреждена в результате крушения, что положило конец его карьере боевого пилота. Впоследствии он служил летным инструктором, а в конце войны обучал пилотов -камикадзе . [ 4 ] [ 8 ] Он также рассказал, что помогал обучать пилотов ракетного самолета Mitsubishi J8M , который Япония разрабатывала в конце войны. [ 8 ] К концу боевых действий он имел звание лейтенанта (младший разряд) и налетал 8000 часов. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Количество самолетов, сбитых Харадой, в разных источниках различается; в 2011 году Икухико Хата, Ясухо Идзава и Кристофер Шорс написали, что ему «на счету девять подтвержденных побед», [ 3 ] а в статье New York Times в 2015 году он сказал, что сбил 19 самолетов союзников. [ 8 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
После Второй мировой войны Харада сначала работал молочным фермером, но страдал от кошмаров, в которых видел лица американских летчиков, которых он сбил во время войны. [ 8 ] В 1965 году он вместе со своей женой основал детский сад после того, как она спросила его: «Если ты хочешь искупить отнятые жизни, что может быть лучше, чем создать новую жизнь?» В 1969 году пара открыла детский сад. [ 2 ] Он продолжал работать директором детского сада до выхода на пенсию. [ 4 ] [ 8 ] В интервью The Australian Harada в 2013 году сказал:
Первое воплощение в моей жизни было безжалостным убийцей. Я до сих пор живу с чувством греха за тех, кого я убил. Я преследовал их и сбивал — такой ужасный поступок. Теперь я каждый день хожу в детский сад и общаюсь с детьми. Я хочу воспитать во всех них добрые и внимательные сердца. [ 7 ]
Харада также побывал в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах, чтобы встретиться с некоторыми американскими и британскими летчиками, против которых он сражался, в том числе с американским асом Джо Фоссом , который, как полагают, был пилотом, сбившим его самолет. В рамках своего путешествия Харада посетил остров Санта-Исабель, где обнаружил обломки своего истребителя и привез его часть обратно в Японию. [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ]
Харада был антивоенным активистом с 1991 года. [ 8 ] В том же году он начал публично рассказывать о своем боевом опыте и необходимости избегать войн, после того как подслушал, как молодые японцы обсуждали бомбардировки, произошедшие во время войны в Персидском заливе, как будто это было частью видеоигры. [ 8 ] В 2015 году The New York Times сообщила, что 98-летний Харада был «очень востребованным оратором», которым двигало желание передать свой опыт в качестве предупреждения нынешним поколениям японцев, которые, по его мнению, не знали об этом. о характере войны. [ 8 ] Он выступил против попыток консервативных членов японского правительства изменить пацифистскую конституцию страны, заявив, что «эти политики родились после войны, и поэтому они не понимают, что ее нужно избегать любой ценой. В этом отношении они подобны наши довоенные лидеры». [ 2 ] Документальный фильм « Every and Every Battlefield», рассказывающий о жизни Харады, был выпущен в Японии в марте 2015 года. [ 11 ] [ 12 ]
Харада умер в Нагано 3 мая 2016 года. [ 13 ] Считалось, что он был последним выжившим японским боевым пилотом, принимавшим участие в нападении на военный корабль США «Панай» и нападении на Перл-Харбор . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хата, Идзава и Шорс (2011), с. 383
- ^ Jump up to: а б с д и ж Робертс, Сэм (5 мая 2016 г.). «Канаме Харада, пилот-истребитель Перл-Харбора, а позже раскаявшийся пацифист, умер в возрасте 99 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хата, Идзава и Шорс (2011), с. 271
- ^ Jump up to: а б с д Сибун, Чуничи (22 августа 2014 г.). «Пилот-истребитель «Нулевой» предложит «пищу для размышления» в предстоящем документальном фильме» . Япония Таймс . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Пилот «Сына Зеро» скептически относится к визиту Абэ в Перл-Харбор» . Япония Таймс . 27 декабря 2016 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2017 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Уоллес, Рик (12 октября 2013 г.). «В поисках искупления японского пилота времен Второй мировой войны» . Австралиец . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Факлер, Мартин (3 апреля 2015 г.). «Японский летчик-истребитель в отставке видит на горизонте старую опасность» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Ах, вот как ты выглядишь, когда умрешь»… «Воспоминания члена экипажа истребителя Зеро», который провожал своих товарищей на Мидуэе, когда они направлялись к смертному одру » . Nippon Gendai , 13 июня 2022 г. Проверено 5. Август 2024 года .
- ^ Хасэгава, Кёко (12 августа 2015 г.). «Ветераны Второй мировой войны несут новую миссию, предупреждая об ужасах войны» . Джапан Таймс . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Окадо, Юки (15 марта 2015 г.). «Фильм увековечивает смерть и жизнь поворотов летчика-истребителя военного времени» . Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Киодо Новости (7 мая 2016 г.). «Бывший летчик-истребитель и антивоенный активист Канаме Харада скончался в возрасте 99 лет» . Джапан Таймс . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «Бывший летчик-истребитель и антивоенный активист Канаме Харада скончался в возрасте 99 лет» . Майничи . 4 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2016 г. Проверено 4 мая 2016 г.
Консультации по работам
[ редактировать ]
- Хата, Икухико; Идзава, Ясухо; Шорс, Кристофер (2011). Асы японских военно-морских истребителей: 1932–45 . Лондон: Грабб-стрит. ISBN 9781906502843 .