Jump to content

Действия от 8 июня 1945 г.

Действия от 8 июня 1945 г.
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны.

Японский Мёко класса тяжёлый крейсер Асигара
Дата 8 июня 1945 г.
Расположение 01 ° 59'ю.ш., 104 ° 56' в.д.  /  1,983 ° ю.ш., 104,933 ° в.д.  / -1,983; 104,933 [ 1 ]
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Япония
Командиры и лидеры
Артур Хезлет Синъити Ичисе
Хаяо Миура
Сила
HMS Тренчант
HMS Стигийский
Тяжелый крейсер Асигара
Разрушитель Камикадзе
Жертвы и потери
Никто Асигара затонула
1350 погибших

Действия 8 июня 1945 года , иногда называемые « Затопление Асигары» , представляли собой военно-морскую операцию, в результате которой Императорского флота Японии (IJN) потопила тяжелый крейсер «Асигара» британская подводная лодка HMS Trenchant . Асигара переправлял японские войска из Голландской Ост-Индии для защиты Сингапура , и его потеря привела к многочисленным жертвам.

О путешествии Асигары союзникам стало известно благодаря расшифровке Ultra, что позволило контр-адмиралу Джеймсу Файфу, командующему подводными лодками США в юго-западной части Тихого океана, устроить засаду. Тренчант и HMS Stygian Хендрика Клиппена патрулировали по обе стороны отмель в северной части пролива Бангка , между Суматрой и островом Бангка . Британские подводные лодки были предупреждены сообщениями о наблюдениях с подводных лодок США.

Тренчант произвел дальний залп из восьми торпед по Асигаре с тактически неудобного угла, но японский крейсер находился слишком близко к берегу Суматры, чтобы отвернуться. Крейсеру пришлось ускориться и развернуться в сторону торпед, но он смог уклониться лишь от трех из них. Пять попаданий вызвали сильный пожар, и Асигара накренился на правый борт, прежде чем перевернуться. Эсминец «Камикадзе» спас выживших, но 1350 человек из экипажа и перевозившегося личного состава погибли.

Реорганизация японского военно-морского флота

[ редактировать ]

новое командование — Десятый флот округа (вице-адмирал Сигэру Фукудомэ ) с 13-м воздушным флотом было отделено 5 февраля от флота Юго-Западного округа . Основной силой Десятого зонального флота была Вторая диверсионная ударная группа в составе 4-й авианосной эскадры в составе линкоров-носителей «Исэ» и «Хьюга» и 5-й крейсерской эскадры с тяжелыми крейсерами «Асигара» и «Хагуро» . Исэ и Хьюга были отозваны в Японию и 10 февраля отплыли из Сингапура с тремя эсминцами, оставив Десятый региональный флот только с 5-й эскадрой крейсеров и старым эсминцем «Камикадзе» . [ 2 ]

Стратегический вывод японских войск

[ редактировать ]

В начале 1945 года японцы начали выводить отдаленные гарнизоны в юго-западной части Тихого океана, чтобы сократить периметр обороны до Целебеса, Борнео, Явы, Суматры и удерживать его как можно дольше, оставив в центре Индокитай и Малайю. оборонительная зона. Шо (Акирака) — вывод войск с Андаманских и Никобарских островов в Сингапур, Чи — переброска войск из Сингапура в Индокитай, Транспорт № 10 — переброска 48-й дивизии с Тимора и Хо — эвакуация войсками с Борнео и Сурабаи, это не было предпринято. [ 3 ]

Ост-Индский флот

[ редактировать ]

Когда в ноябре 1944 года был создан Британский Тихоокеанский флот корабли, оставленные в Индийском океане, стали Ост-Индским флотом (адмирал Артур Пауэр , 19 ноября ). Флот состоял из 3-й боевой эскадры и 5-й крейсерской эскадры, а также эскортных, штурмовых авианосцев, парома и более тридцати эсминцев. [ 4 ] Британские подводные лодки 8-й флотилии подводных лодок с сентября 1944 года базировались во Фримантле в Австралии в составе 7-го флота США и патрулировали Яванское море , юго-западную часть Тихого океана и Китайское море . [ 5 ] В апреле 1945 года 8-я флотилия перебралась в Субик-Бей на Филиппинах и была заменена во Фримантле 4-й флотилией, на Дальнем Востоке находилось 38 британских и голландских подводных лодок. [ 6 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Операции Транспорт 10 и 11

[ редактировать ]

Операции «Транспорт № 10» и «Транспорт № 11» по переброске войск японской армии с Малых Зондских островов в Сингапур через Батавию (ныне Джакарта ) продолжались в июне 1945 года. 3 июня Асигара и Камикадзе покинули Сингапур, чтобы переправить войска из Джакарты, отправившись в путь. в Сингапур 7 июня, на Асигару погрузилось около 1600 военнослужащих и 480 длинных тонн (490 т) грузов . [ 7 ] [ а ] Никакого прикрытия с воздуха не было, поскольку японская армия считала эти действия чисто военно-морским делом, но разведывательные полеты через пролив Банка проводились с баз на западе Явы. [ 5 ] Асигару сопровождал эсминец «Камикадзе» , переживший поражение японцев в битве в Малаккском проливе (15–16 мая). Их маршрут пролегал на север от Джакарты, затем на северо-северо-запад через пролив Бангка между Суматрой и островом Бангка , а затем на север в Сингапур. [ 1 ]

Операции подводных лодок союзников

[ редактировать ]

В июне расшифровка сообщений японских военно-морских сил Ultra показала, что Асигара и Камикадзе должны были перебросить войска 48-й дивизии из Джакарты в Сингапур. Командир подводных лодок Юго-Западной части Тихого океана контр-адмирал ВМС США Джеймс Файф приказал устроить засаду. [ 8 ] Военный корабль США «Блюбэк» заметил уход Асигары и Камикадзе из Джакарты, но не смог занять позицию для атаки. Отчет о контакте с Блюбэком был передан на HMS Trenchant ( коммандер Артур Хезлет ). С некоторой неохотой Файф впустил Тренчанта в пролив Бангка, несмотря на его опасные мели, течения и наличие минного поля союзников. [ 8 ] В компании с подводной лодкой HMS Stygian (лейтенант GC Clarabut) Тренчант занял позицию на северных подходах к проливу Бангка, Тренчант сразу внутри пролива, к югу от отмели Хендрика Клиппена , в то время как Стигиан патрулировал к северу от мелководья. Обе подводные лодки находились на поверхности; Чтобы занять позицию, Тренчанту пришлось преодолеть минное поле, заложенное ранее Королевских ВМС Нидерландов подводной лодкой HNLMS O 19 . [ 9 ]

Действие

[ редактировать ]
Спутниковый снимок острова Бангка и пролива Бангка.

8 июня 1945 года в 4:23 «Камикадзе» замечен Тренчантом» японским эсминцем в . очередь , « , 4:36 , который в свою был замечен был скорость и торпеда промахнулась. Тренчант немедленно отправил отчет о контакте на «Стигиан» , патрулировавший северо-запад пролива Бангка, сообщив, что он был обнаружен эсминцем, затем изменил позицию к востоку от отмели и нырнул в 7:02 утра. Хезлет заметил Камикадзе. снова в 9:55 направляемся на север, но исчезаем из поля зрения в 10:30. [ 9 ]

Стигиан видел звездные снаряды , выпущенные Камикадзе в 4:39 утра, во время короткого боя с Тренчантом , а также получил отчет о контакте. Она осталась к северу от отмели, правильно рассудив, что Тренчант находился в стороне от японцев, поскольку дальнейшей артиллерийской стрельбы и взрывов глубинных бомб не было слышно, затем нырнула в 7:22. В 10:15 был замечен Камикадзе , направлявшийся на север. наряду с патрулированием японской авиации. В 10:50, после того как «Камикадзе» снова изменил курс на юг, «Стигиан» выпустил две торпеды на дальность 800 ярдов (730 м), но следы торпед были обнаружены и уклонились. Камикадзе атаковали подводную лодку глубинными бомбами, причинив «Стигиану» незначительные повреждения , но затем потеряли контакт, и звук взрывов глубинных бомб стал удаляться от подводной лодки. [ 10 ] [ 11 ]

Хезлет заметил мачты и верхние сооружения Асигары через свой перископ в 11:48, имея курс 177 градусов на расстоянии 12 000 ярдов (5,9 миль; 6,8 миль; 11 км), направляясь на северо-запад по курсу 330 градусов на расстоянии скорость 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Тренчант не стал сокращать дальность, предполагая, что Асигара приблизится к ней, выйдя по более открытой воде к востоку от отмели (ближе к острову Бангка), но тяжелый крейсер прошел через ограниченную воду к западу от отмели, ближе к побережью Суматры. . Вскоре Хезлету стало ясно, что он не может достичь огневой позиции ближе к Асигаре , чем на 4000 ярдов (2,0 мили; 2,3 мили; 3,7 км), почти на максимальной дальности действия своих торпед. [ 12 ]

Японский эсминец Камикадзе II, фотография 1922 года.

На таком расстоянии Хезлету пришлось быстро просчитывать решение для стрельбы, прежде чем возможность исчезла. В 12:09 Тренчант крейсера произвел полный носовой залп из восьми торпед с угла 30 градусов в корму (к корме) от правого борта на дальность 4700 ярдов (2,3 мили; 2,7 мили; 4,3 км), нацеленных индивидуально с четверти корабля. длины вперед до четверти длины назад. Из-за того, что берег Суматры был направлен влево, штурман Асигары мог только попытаться изменить курс на правый борт на 120 градусов и увеличить скорость до 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч), чтобы прочесать следы торпед, пока солдаты на палубе наблюдали за ними. торпеды приближаются. [ 13 ] Три минуты спустя пять торпед попали в Асигару по правому борту: одна под кормовой башней, одна возле носа, затем одна на миделе; еще две торпеды попали сквозь густой дым. оторвало носовую часть У «Асигары» , разбило фок-палубу и корабль поджег. [ 9 ]

Тренчанта Рота выстроилась в очередь, чтобы посмотреть в поисковый перископ, но ее заметили и обстреляли Асигары зенитчики . Затем Хезлет повернул Тренчант , чтобы навести кормовые трубы, и в 12:24 выпустил еще две торпеды , которые промахнулись. Торпеды Асигары, направленные в перископ Тренчанта , также не промахнулись. Огонь, вызванный первыми попаданиями, быстро распространился по Асигаре , вызвав огромный клуб дыма, закрывающий обзор Хезлету. [ 12 ] Камикадзе вернулись в этот район и сбросили три серии глубинных бомб, но они находились не ближе, чем в 3 милях (2,6 морских миль; 4,8 км) от Тренчанта . «Асигара» перевернулся на правый борт в 00:39 на 1°59’ ю.ш. и 104°57’ в.д., и «Камикадзе» начали спасать выживших при помощи двух местных судов. [ 12 ] Тренчант остался под водой и сбежал к северу от пролива Бангка, вернувшись в Субик-Бей , Филиппины , 20 июня 1945 года, а затем в Стигиан 27 июня 1945 года. [ 14 ]

Последствия

[ редактировать ]
HMS Trenchant летает на «Веселом Роджере» после потопления Асигары

Потери японцев при затоплении серьезные: из 1600 военнослужащих удалось спастись только 400 вместе с 850 членами ее экипажа, включая капитана Миуру и вице-адмирала Хашимото, командира 5-й эскадры крейсеров. [ 13 ] «Асигара» был последним крупным японским военным кораблем в этом районе после того, как месяцем ранее крейсер «Хагуро» был потоплен британскими эсминцами во время битвы в Малаккском проливе. После ее затопления «Камикадзе» остался единственным боеспособным кораблем, оставшимся в составе Десятого зонального флота. Остался командующий десятым округом, вице-адмирал Синити Ичисе , которому оставалось командовать не чем иным, как тральщиками, противолодочными кораблями и малыми судами. [ 15 ] [ 13 ] Затопление Асигары принесло Хезлету запрет на получение звания DSO и Ордена Почетного легиона США . [ 1 ] Тренчант управляла « Веселым Роджером» в знак своего успеха, когда достигла своей базы в Тринкомали . В 1965 году Ричард Комптон-Холл описал затопление Асигары на таком большом расстоянии и из тактически неудобной позиции как значительное достижение. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В монографии ВМФ на корабле находится 1200 военнослужащих. [ 5 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Комптон-Холл, Ричард (1965). Подводные лодки в войне 1939–45 . Издательство Перископ. ISBN  978-1-904381-22-8 .
  • Хельгасон, Гудмундур (2023). «HMS Stygian (P 249)» . uboat.net . Получено 15 июля.
  • Джексон, Эшли; Уэллс, Линтон (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Хэмблдонский континуум. ISBN  1-85285-417-0 .
  • Лакруа, Эрик; Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-311-3 .
  • Маккартни, Иннес (2006). Британские подводные лодки 1939–45 гг . Новый Авангард (№129). Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84603-007-9 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  978-1-86176-257-3 .
  • Война с Японией: наступление на Японию . Том. VI. Лондон: HMSO (Военно-морской исторический отдел Министерства обороны). 1995. ISBN  0-11-772821-7 .
  • Винтон, Джон (2022) [1993]. Ультра в Тихом океане: как взлом японских кодов и шифров повлиял на военно-морские операции против Японии в 1941–1945 годах (издание электронной книги Sapere Books, изд. Лидса). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-80055-498-6 .
  • Мудрый, Джеймс (2003). Солдаты, пропавшие в море: хроника катастроф военных кораблей . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-966-8 – через Archive Foundation.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8885a749a79b907e7c38b903a70fe25__1693550700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/25/b8885a749a79b907e7c38b903a70fe25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Action of 8 June 1945 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)