Действия от 8 июня 1945 г.
Действия от 8 июня 1945 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны. | |||||||
Японский Мёко класса тяжёлый крейсер Асигара | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Япония | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Артур Хезлет |
Синъити Ичисе Хаяо Миура | ||||||
Сила | |||||||
HMS Тренчант HMS Стигийский |
Тяжелый крейсер Асигара Разрушитель Камикадзе | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
Асигара затонула 1350 погибших |
Действия 8 июня 1945 года , иногда называемые « Затопление Асигары» , представляли собой военно-морскую операцию, в результате которой Императорского флота Японии (IJN) потопила тяжелый крейсер «Асигара» британская подводная лодка HMS Trenchant . Асигара переправлял японские войска из Голландской Ост-Индии для защиты Сингапура , и его потеря привела к многочисленным жертвам.
О путешествии Асигары союзникам стало известно благодаря расшифровке Ultra, что позволило контр-адмиралу Джеймсу Файфу, командующему подводными лодками США в юго-западной части Тихого океана, устроить засаду. Тренчант и HMS Stygian Хендрика Клиппена патрулировали по обе стороны отмель в северной части пролива Бангка , между Суматрой и островом Бангка . Британские подводные лодки были предупреждены сообщениями о наблюдениях с подводных лодок США.
Тренчант произвел дальний залп из восьми торпед по Асигаре с тактически неудобного угла, но японский крейсер находился слишком близко к берегу Суматры, чтобы отвернуться. Крейсеру пришлось ускориться и развернуться в сторону торпед, но он смог уклониться лишь от трех из них. Пять попаданий вызвали сильный пожар, и Асигара накренился на правый борт, прежде чем перевернуться. Эсминец «Камикадзе» спас выживших, но 1350 человек из экипажа и перевозившегося личного состава погибли.
Фон
[ редактировать ]Реорганизация японского военно-морского флота
[ редактировать ]новое командование — Десятый флот округа (вице-адмирал Сигэру Фукудомэ ) с 13-м воздушным флотом было отделено 5 февраля от флота Юго-Западного округа . Основной силой Десятого зонального флота была Вторая диверсионная ударная группа в составе 4-й авианосной эскадры в составе линкоров-носителей «Исэ» и «Хьюга» и 5-й крейсерской эскадры с тяжелыми крейсерами «Асигара» и «Хагуро» . Исэ и Хьюга были отозваны в Японию и 10 февраля отплыли из Сингапура с тремя эсминцами, оставив Десятый региональный флот только с 5-й эскадрой крейсеров и старым эсминцем «Камикадзе» . [ 2 ]
Стратегический вывод японских войск
[ редактировать ]В начале 1945 года японцы начали выводить отдаленные гарнизоны в юго-западной части Тихого океана, чтобы сократить периметр обороны до Целебеса, Борнео, Явы, Суматры и удерживать его как можно дольше, оставив в центре Индокитай и Малайю. оборонительная зона. Шо (Акирака) — вывод войск с Андаманских и Никобарских островов в Сингапур, Чи — переброска войск из Сингапура в Индокитай, Транспорт № 10 — переброска 48-й дивизии с Тимора и Хо — эвакуация войсками с Борнео и Сурабаи, это не было предпринято. [ 3 ]
Ост-Индский флот
[ редактировать ]Когда в ноябре 1944 года был создан Британский Тихоокеанский флот корабли, оставленные в Индийском океане, стали Ост-Индским флотом (адмирал Артур Пауэр , 19 ноября ). Флот состоял из 3-й боевой эскадры и 5-й крейсерской эскадры, а также эскортных, штурмовых авианосцев, парома и более тридцати эсминцев. [ 4 ] Британские подводные лодки 8-й флотилии подводных лодок с сентября 1944 года базировались во Фримантле в Австралии в составе 7-го флота США и патрулировали Яванское море , юго-западную часть Тихого океана и Китайское море . [ 5 ] В апреле 1945 года 8-я флотилия перебралась в Субик-Бей на Филиппинах и была заменена во Фримантле 4-й флотилией, на Дальнем Востоке находилось 38 британских и голландских подводных лодок. [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Операции Транспорт 10 и 11
[ редактировать ]Операции «Транспорт № 10» и «Транспорт № 11» по переброске войск японской армии с Малых Зондских островов в Сингапур через Батавию (ныне Джакарта ) продолжались в июне 1945 года. 3 июня Асигара и Камикадзе покинули Сингапур, чтобы переправить войска из Джакарты, отправившись в путь. в Сингапур 7 июня, на Асигару погрузилось около 1600 военнослужащих и 480 длинных тонн (490 т) грузов . [ 7 ] [ а ] Никакого прикрытия с воздуха не было, поскольку японская армия считала эти действия чисто военно-морским делом, но разведывательные полеты через пролив Банка проводились с баз на западе Явы. [ 5 ] Асигару сопровождал эсминец «Камикадзе» , переживший поражение японцев в битве в Малаккском проливе (15–16 мая). Их маршрут пролегал на север от Джакарты, затем на северо-северо-запад через пролив Бангка между Суматрой и островом Бангка , а затем на север в Сингапур. [ 1 ]
Операции подводных лодок союзников
[ редактировать ]В июне расшифровка сообщений японских военно-морских сил Ultra показала, что Асигара и Камикадзе должны были перебросить войска 48-й дивизии из Джакарты в Сингапур. Командир подводных лодок Юго-Западной части Тихого океана контр-адмирал ВМС США Джеймс Файф приказал устроить засаду. [ 8 ] Военный корабль США «Блюбэк» заметил уход Асигары и Камикадзе из Джакарты, но не смог занять позицию для атаки. Отчет о контакте с Блюбэком был передан на HMS Trenchant ( коммандер Артур Хезлет ). С некоторой неохотой Файф впустил Тренчанта в пролив Бангка, несмотря на его опасные мели, течения и наличие минного поля союзников. [ 8 ] В компании с подводной лодкой HMS Stygian (лейтенант GC Clarabut) Тренчант занял позицию на северных подходах к проливу Бангка, Тренчант сразу внутри пролива, к югу от отмели Хендрика Клиппена , в то время как Стигиан патрулировал к северу от мелководья. Обе подводные лодки находились на поверхности; Чтобы занять позицию, Тренчанту пришлось преодолеть минное поле, заложенное ранее Королевских ВМС Нидерландов подводной лодкой HNLMS O 19 . [ 9 ]
Действие
[ редактировать ]8 июня 1945 года в 4:23 «Камикадзе» замечен Тренчантом» японским эсминцем в . очередь , « , 4:36 , который в свою был замечен был скорость и торпеда промахнулась. Тренчант немедленно отправил отчет о контакте на «Стигиан» , патрулировавший северо-запад пролива Бангка, сообщив, что он был обнаружен эсминцем, затем изменил позицию к востоку от отмели и нырнул в 7:02 утра. Хезлет заметил Камикадзе. снова в 9:55 направляемся на север, но исчезаем из поля зрения в 10:30. [ 9 ]
Стигиан видел звездные снаряды , выпущенные Камикадзе в 4:39 утра, во время короткого боя с Тренчантом , а также получил отчет о контакте. Она осталась к северу от отмели, правильно рассудив, что Тренчант находился в стороне от японцев, поскольку дальнейшей артиллерийской стрельбы и взрывов глубинных бомб не было слышно, затем нырнула в 7:22. В 10:15 был замечен Камикадзе , направлявшийся на север. наряду с патрулированием японской авиации. В 10:50, после того как «Камикадзе» снова изменил курс на юг, «Стигиан» выпустил две торпеды на дальность 800 ярдов (730 м), но следы торпед были обнаружены и уклонились. Камикадзе атаковали подводную лодку глубинными бомбами, причинив «Стигиану» незначительные повреждения , но затем потеряли контакт, и звук взрывов глубинных бомб стал удаляться от подводной лодки. [ 10 ] [ 11 ]
Хезлет заметил мачты и верхние сооружения Асигары через свой перископ в 11:48, имея курс 177 градусов на расстоянии 12 000 ярдов (5,9 миль; 6,8 миль; 11 км), направляясь на северо-запад по курсу 330 градусов на расстоянии скорость 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Тренчант не стал сокращать дальность, предполагая, что Асигара приблизится к ней, выйдя по более открытой воде к востоку от отмели (ближе к острову Бангка), но тяжелый крейсер прошел через ограниченную воду к западу от отмели, ближе к побережью Суматры. . Вскоре Хезлету стало ясно, что он не может достичь огневой позиции ближе к Асигаре , чем на 4000 ярдов (2,0 мили; 2,3 мили; 3,7 км), почти на максимальной дальности действия своих торпед. [ 12 ]
На таком расстоянии Хезлету пришлось быстро просчитывать решение для стрельбы, прежде чем возможность исчезла. В 12:09 Тренчант крейсера произвел полный носовой залп из восьми торпед с угла 30 градусов в корму (к корме) от правого борта на дальность 4700 ярдов (2,3 мили; 2,7 мили; 4,3 км), нацеленных индивидуально с четверти корабля. длины вперед до четверти длины назад. Из-за того, что берег Суматры был направлен влево, штурман Асигары мог только попытаться изменить курс на правый борт на 120 градусов и увеличить скорость до 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч), чтобы прочесать следы торпед, пока солдаты на палубе наблюдали за ними. торпеды приближаются. [ 13 ] Три минуты спустя пять торпед попали в Асигару по правому борту: одна под кормовой башней, одна возле носа, затем одна на миделе; еще две торпеды попали сквозь густой дым. оторвало носовую часть У «Асигары» , разбило фок-палубу и корабль поджег. [ 9 ]
Тренчанта Рота выстроилась в очередь, чтобы посмотреть в поисковый перископ, но ее заметили и обстреляли Асигары зенитчики . Затем Хезлет повернул Тренчант , чтобы навести кормовые трубы, и в 12:24 выпустил еще две торпеды , которые промахнулись. Торпеды Асигары, направленные в перископ Тренчанта , также не промахнулись. Огонь, вызванный первыми попаданиями, быстро распространился по Асигаре , вызвав огромный клуб дыма, закрывающий обзор Хезлету. [ 12 ] Камикадзе вернулись в этот район и сбросили три серии глубинных бомб, но они находились не ближе, чем в 3 милях (2,6 морских миль; 4,8 км) от Тренчанта . «Асигара» перевернулся на правый борт в 00:39 на 1°59’ ю.ш. и 104°57’ в.д., и «Камикадзе» начали спасать выживших при помощи двух местных судов. [ 12 ] Тренчант остался под водой и сбежал к северу от пролива Бангка, вернувшись в Субик-Бей , Филиппины , 20 июня 1945 года, а затем в Стигиан 27 июня 1945 года. [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]Потери японцев при затоплении серьезные: из 1600 военнослужащих удалось спастись только 400 вместе с 850 членами ее экипажа, включая капитана Миуру и вице-адмирала Хашимото, командира 5-й эскадры крейсеров. [ 13 ] «Асигара» был последним крупным японским военным кораблем в этом районе после того, как месяцем ранее крейсер «Хагуро» был потоплен британскими эсминцами во время битвы в Малаккском проливе. После ее затопления «Камикадзе» остался единственным боеспособным кораблем, оставшимся в составе Десятого зонального флота. Остался командующий десятым округом, вице-адмирал Синити Ичисе , которому оставалось командовать не чем иным, как тральщиками, противолодочными кораблями и малыми судами. [ 15 ] [ 13 ] Затопление Асигары принесло Хезлету запрет на получение звания DSO и Ордена Почетного легиона США . [ 1 ] Тренчант управляла « Веселым Роджером» в знак своего успеха, когда достигла своей базы в Тринкомали . В 1965 году Ричард Комптон-Холл описал затопление Асигары на таком большом расстоянии и из тактически неудобной позиции как значительное достижение. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лакруа и Уэллс 1997 , с. 358.
- ^ МО 1995 , стр. 31.
- ^ МО 1995 , стр. 32.
- ^ МО 1995 , стр. 29, 252.
- ^ Jump up to: а б с МО 1995 , стр. 43.
- ^ Маккартни 2006 , с. 43.
- ^ Мудрый 2003 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б Винтон 2022 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б с Мудрый 2003 , с. 203.
- ^ Хельгасон 2023 .
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 419.
- ^ Jump up to: а б с д Комптон-Холл 1965 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с МО 1995 , стр. 44.
- ^ Мудрый 2003 , с. 204.
- ^ Джексон и Уэллс 2006 , с. 302.
Библиография
[ редактировать ]- Комптон-Холл, Ричард (1965). Подводные лодки в войне 1939–45 . Издательство Перископ. ISBN 978-1-904381-22-8 .
- Хельгасон, Гудмундур (2023). «HMS Stygian (P 249)» . uboat.net . Получено 15 июля.
- Джексон, Эшли; Уэллс, Линтон (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Хэмблдонский континуум. ISBN 1-85285-417-0 .
- Лакруа, Эрик; Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Маккартни, Иннес (2006). Британские подводные лодки 1939–45 гг . Новый Авангард (№129). Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-007-9 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Война с Японией: наступление на Японию . Том. VI. Лондон: HMSO (Военно-морской исторический отдел Министерства обороны). 1995. ISBN 0-11-772821-7 .
- Винтон, Джон (2022) [1993]. Ультра в Тихом океане: как взлом японских кодов и шифров повлиял на военно-морские операции против Японии в 1941–1945 годах (издание электронной книги Sapere Books, изд. Лидса). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-80055-498-6 .
- Мудрый, Джеймс (2003). Солдаты, пропавшие в море: хроника катастроф военных кораблей . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-966-8 – через Archive Foundation.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 – через Archive Foundation.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- IJN Асигара : табличный отчет о движении
- Британские подводные лодки времен Второй мировой войны, HMS Trenchant
- uboat.net HMS Trenchant (P 331)
- Конфликты 1945 года
- Морские инциденты в июне 1945 г.
- Военно-морские операции и сражения Второй мировой войны на театре военных действий в Юго-Восточной Азии.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Яванское море
- Подводная война во Второй мировой войне
- События июня 1945 года в Азии