Битва у Эндау
Битва у Эндау | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы при Малайе | |||||||
![]() HMAS Вампир , ок. 1940 год, здесь до нанесения камуфляжа военного времени. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Синтаро Хасимото |
![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Военно-Морской: 1-й отряд сопровождения Воздух: 1-я авиационная эскадрилья 11-я авиационная эскадрилья |
Военно-Морской: ![]() ![]() Воздух: № 36-я эскадрилья RAF № 62-я эскадрилья RAF № 100-й эскадрильи RAF № 1 эскадрилья RAAF № 8-я эскадрилья RAAF | ||||||
Сила | |||||||
1 легкий крейсер 6 эсминцев 5 тральщиков 3 преследователя 4 переоборудованных патрульных корабля 2 военных корабля 2 вспомогательных корабля 32 бойца |
2 эсминца 21 бойец 15 легких бомбардировщиков 22 торпедоносца | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
8 убитых 18 раненых |
1 эсминец потоплен 39 убитых 33 взяты в плен |
Битва у Эндау — сражение Второй мировой войны , которое произошло у города Эндау 26–27 января 1942 года. Часть битвы при Малайе , это было первое заметное военно-морское сражение после потопления линкора « Принц Уэльский» и линейного крейсера « Рипалс». 10 декабря 1941 года и последняя попытка Королевского флота перехватить японские конвои вокруг Малайского полуострова . [ 1 ]
Японский конвой, приближавшийся к Эндау, был обнаружен самолетами-разведчиками 26 января и несколько раз безуспешно атаковался самолетами союзников во время высадки десанта. Союзники понесли тяжелые потери, а японцы потеряли всего один самолет. Позже в тот же день Королевский флот направил два эсминца , чтобы разогнать японский десант, несмотря на гораздо более крупные японские силы сопровождения. Плывя под покровом темноты, они смогли незамеченными обнаружить стоявший там конвой, но не смогли обнаружить военные корабли в темноте . Корабли попытались выйти из боя, но были обстреляны эскортом конвоя, а один эсминец был потоплен рано утром 27 января.
Фон
[ редактировать ]Потопление « Принца Уэльского» и «Отражение» на начальных этапах Малайской кампании оставило задачу перехвата японских конвоев в Сиамском заливе подводным лодкам Королевского военно-морского флота Нидерландов , поскольку надводные корабли были заняты сопровождением конвоев союзников на Цейлон и обратно. Голландская Ост-Индия . [ 1 ] [ 2 ] Голландцы зафиксировали свой первый успех, когда военный корабль «Авазисан Мару» был потоплен 12 декабря 1941 года у Кота-Бару , вероятно, кораблем HNLMS K XII . [ 3 ] 24 декабря HNLMS K XVI потопил эсминец «Сагири» у берегов Кучинга , Борнео . [ 4 ] Несколько других судов также были повреждены или затоплены в первые недели, но голландские подводные лодки понесли большие потери, и они мало что могли сделать, чтобы остановить наступление японцев. [ 5 ]
Вздох
[ редактировать ]
в высадить десант Мерсинге , Первоначально японцы планировали чтобы перерезать пути сообщения между британскими войсками и Сингапуром , но Южная экспедиционная группа армий решила вместо этого высадить остальную часть 18-й дивизии в Сингоре . [ 6 ] полагая, что оборона союзников в Мерсинге была слишком грозной. Хотя сухопутные войска захватили Эндау 21 января, им не хватило сил, чтобы прорвать оборону Австралии у Сунгей-Мерсинга. [ 1 ]
20 января 1942 года конвой из одиннадцати военных кораблей покинул залив Камрань в Индокитае , чтобы выгрузить наземные войска в Сингоре, два из которых должны были отправиться в Эндау. [ 7 ] Два транспорта, «Кансай Мару» и «Канберра Мару» , перевозили войска 96-го аэродромного батальона, которому было поручено привести в строй аэродромы Каханг и Клуанг . [ 6 ] Их сопровождал 1-й эскортный отряд , сформированный вокруг 3-й торпедной эскадрильи , в состав которого входили лёгкий крейсер «Сэндай» , флагман контр -адмирала Синтаро Хасимото , и шесть «Фубуки» типа эсминцев — «Фубуки» , «Хатсуюки» , «Сираюки» , «Асагири» , «Амагири» , и Югири . Эскадрилья была пополнена пятью класса W-1 1 - тральщиками й дивизии тральщиков, тремя класса CH-4 11- й истребителями подводных лодок дивизии охотников за подводными лодками и четырьмя переоборудованными патрульными катерами . [ 8 ]
Воздушные атаки
[ редактировать ]
Командование Малайи ожидало, что японские силы вскоре будут подкреплены военно-морским конвоем, и это подозрение подтвердилось 26 января, когда два Королевских ВВС Австралии (RAAF) самолета Lockheed Hudson заметили их в 20 милях (32 км) к северу от Эндау. [ 1 ] Хотя они заметили японский конвой в 07:45, их радиопередачи были заблокированы, и новости не дошли до высшего командования, пока они не приземлились в Сингапуре в 09:20. Королевские ВВС решили атаковать конвой всей доступной авиацией. Однако атаку пришлось отложить до полудня, чтобы позволить экипажам Vickers Vildebeest и Fairey Albacore торпедоносцев 36-й эскадрильи RAF и 100-й эскадрильи RAF отдохнуть после ночных вылетов. [ 9 ] Решение использовать старые бипланы Vildebeest против кораблей при дневном свете стало шоком для пилотов. [ 6 ] которые были ограничены относительной безопасностью ночных вылетов после первого дня вторжения. [ 10 ]

Первую воздушную атаку осуществили «Вильдебисты» 36-й и 100-й эскадрилий и «Гудзоны» 1-й и 8-й эскадрилий RAAF . Двенадцать Vildebeests и девять бомбардировщиков Hudson вылетели из Сингапура ранним утром 26 января в сопровождении истребителей в составе двенадцати Brewster F2A Buffalo и девяти Hawker Hurricanes . [ 11 ] К моменту прибытия самолетов в 15:00 японская высадка на Эндау продолжалась уже более четырех часов. [ 6 ] Японские военно-морские силы имели прикрытие с воздуха, состоящее из 19 самолетов Nakajima Ki-27 из 1-й и 11-й эскадрилий и одного истребителя Nakajima Ki-44 . [ 12 ] Несмотря на сильное сопротивление, два транспорта подверглись бомбардировке, а люди и техника на пляже подверглись обстрелу. [ 13 ] В результате атаки погибли пять Vildebeest, в том числе командир 100-й эскадрильи, а один Ки-27 был сбит. [ 14 ]
Вторая волна отправилась из Сингапура в 16:15 и состояла из семи антилоп и трех альбакоров из 36-й эскадрильи и двух антилоп из 100-й эскадрильи. Они прибыли над Эндау в 17:30, но их эскорт из семи «Харрикейнов» и четырех «Баффало» опоздал, и британские бипланы были атакованы десятью Ки-27 и двумя Ки-44 прежде, чем их эскорт смог добраться до них. В результате этой волны погибли пять антилоп, два альбакора и один ураган. [ 15 ] Из 72 экипажей 36-й и 100-й эскадрилий, участвовавших в налетах, 27 погибли, семеро были ранены и двое попали в плен. Вернувшихся пилотов поздравил вице-маршал авиации Пол Молтби , пообещавший им, что в дальнейших атаках при дневном свете нет необходимости. [ 16 ]
Третий рейд, состоявший из шести несопровождаемых «Хадсонов» 62-й эскадрильи Королевских ВВС , летевших из Палембанга , Суматра , атаковал вскоре после этого, потеряв двоих из своего числа со всеми экипажами из-за шести Ки-27. Четвертый рейд, состоявший из пяти «Бристоль Бленхеймов» , 27-й эскадрильи Королевских ВВС отправился из Палембанга позже в тот же день, но добрался до Сингапура только к закату, поэтому миссия была прервана. [ 17 ] Несмотря на утверждения о множественных попаданиях как в транспорты, так и в крейсер, ни транспорты, ни кто-либо из их эскорта не были повреждены; в первые попали осколки, в результате чего 8 человек погибли и 18 были ранены, но «Сендай» и меньшие корабли остались нетронутыми. [ 18 ]
Морской бой
[ редактировать ]
Контр-адмирал Эрнест Спунер , командующий военно-морскими силами в Сингапуре, приказал своим единственным боеспособным военным кораблям, старым эсминцам HMS Thanet и HMAS Vampire , атаковать корабль у Эндау позже той же ночью. Командир Уильям Моран был капитаном « Вампира » , а Танет находилась под командованием лейтенант-коммандера Бернарда Дэвиса. Эсминцы покинули Сингапур в 16:30 под командованием Морана и направились на север. В первоначальных отчетах разведки численность японцев, защищающих конвой, оценивалась в дюжину эсминцев, но в 22:55 эта цифра была уменьшена до пары эсминцев на основании неточных сообщений выживших экипажей Королевских ВВС. 1-е эскортное подразделение было подготовлено к надводной атаке на основании неверного сообщения разведки о том, что два британских легких крейсера находились в море, а Хасимото ориентировал сектора патрулирования своих кораблей на север. [ 19 ]
Моран провел свои корабли между архипелагом Серибуат и побережьем Джохора в ярком лунном свете, а затем изменил курс на северо-восток, чтобы обыскать территорию к северу от архипелага. Когда темные облака закрыли луну в 01:51, он повернул на юго-запад со скоростью 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) в сторону Эндау, удерживая за собой остров Тиоман , чтобы его корабли не вырисовывались на горизонте. В 02:37 «Вампир» увидел японский эсминец (вероятно, «Амагири» ), но не был замечен в ответ, и корабли союзников продолжили свой курс. упор еще один японский корабль (тральщик W-4 ) Через три минуты они обнаружили прямо по курсу в . Моран решил атаковать, поскольку обнаружение было неизбежным на такой короткой дистанции, и увеличил скорость до 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час), одновременно выпустив две из трех своих торпед на расстоянии 600 метров (660 ярдов). Одна торпеда промахнулась вперед на 15–20 ярдов (14–18 м), а другая прошла под тральщиком. W-4 , находившийся в средней зоне патрулирования, пытался идентифицировать два эсминца, когда Моран атаковал, но не смог предупредить другие японские корабли о присутствии союзников среди них в течение 20 минут, прежде чем сообщить местоположение на расстоянии шести морских миль (11 км; 10,9 миль). W-4 не открыл ответного огня, и Моран возобновил поиск транспортов, снова снизив скорость до 15 узлов, чтобы уменьшить видимость своих следов . Через полчаса, когда приближалось мелководье и не было обнаружено ни одного транспорта, эсминцы союзников изменили курс на север, чтобы преодолеть мелководье, и увеличили скорость до 25 узлов в 03:13, прежде чем повернуть на юго-восток на восток. [ 20 ]

В 03:18 «Вампир» заметил эсминец «Сираюки» по левому носу и еще один корабль за кормой. Вампир и Танет внесли незначительные корректировки курса, чтобы запустить свои торпеды по Сираюки на расстоянии 1500 ярдов (1400 м) – одна от Вампира и все четыре от Танет . – но все они промахнулись, поскольку Сираюки одновременно заметил корабли союзников , изменил курс, чтобы подойти к эсминцам союзников, а затем подал сигнал подтвердить их личности. Не получив ответа, японский корабль осветил корабли союзников своим прожектором и наконец открыл огонь в 03:31, несмотря на то, что дымовую завесу оба корабля поставили . Моран приказал обоим своим кораблям открыть ответный огонь из четырехдюймовых орудий, отходя на юго-восток на максимальной скорости. Танет произвела всего три залпа из своего орудия, прежде чем попала в машинное отделение. В результате удара были повреждены как главный, так и вспомогательный паропроводы двигателей, в результате чего корабль заглох в воде и потерял всю электроэнергию. Постоянно делая небольшие изменения курса, чтобы сбить с толку японские орудия, ни один корабль не поразил ни один японский корабль во время боя. [ 21 ]
Сообщения союзников и японцев об артиллерийских действиях трудно согласовать, особенно потому, что ни один из эсминцев союзников не зафиксировал ни одного выстрела торпедами в 03:18. Сираюки произвела 18 выстрелов по «Вампиру» на расстоянии 4500 ярдов (4100 м), прежде чем дульный выстрел из ее задних артиллерийских установок отключил автоматические выключатели в ее главном электрическом распределительном щите , что привело к полному отключению электроэнергии по всему кораблю. Хотя электроснабжение было восстановлено в течение двух минут, на корабле произошла серия небольших электрических сбоев, которые преследовали его в течение следующих 15 минут. Когда она возобновила стрельбу, Вампира больше не было видно, и вместо этого Шираюки нацелилась на Танет на расстоянии 3050 метров (10 010 футов), выпустив по ней 82 выстрела. Югири открыл огонь в 03:38 по Танету на расстоянии 4500 ярдов (4100 м), и оба корабля заметили, что их цель замедляется в 03:45. В то же время Югири сообщила Хашимото по рации, что «Враг - это два эсминца», поэтому она заметила Вампира , когда она убегала, хотя Югири потерял из виду Вампира 10 минут спустя. Сендай , Фубуки , Асагири , Амагири , Хацуюки и W-1 впоследствии открыли огонь, в основном по Танету , хотя Вампир сообщил, что находился под обстрелом в течение значительного времени. В общей сложности японские корабли произвели 469 выстрелов по эсминцам союзников, не попав в «Вампир» ни разу . Сираюки сообщил, что Танет затонул в 04:18 и спас офицера и 30 рядовых из воды ; В бою погибли еще один офицер и 11 рядовых. Японцы не преследовали [ 22 ] и Вампир прибыл в Сингапур в 10:00 того утра. [ 23 ]
Последствия
[ редактировать ]На следующий день Сираюки передал спасенных моряков войскам на Эндау. Их больше никогда не видели, но, как полагают, они были казнены в отместку за потери, понесенные японцами в засаде австралийского 2/18-го батальона , которая произошла к югу от Мерсинга примерно в то же время, что и военно-морские действия у Эндау. Дэвису, четырем другим офицерам и 61 рядовому из Танета удалось добраться до берега и добраться до Сингапура. [ 23 ] вместе со сбитым экипажем. [ 24 ]
Японцы смогли завершить высадку своих войск, что, возможно, способствовало созданию впечатления значительных сил перед австралийскими защитниками и их последующему отходу. Тяжелые потери, понесенные авиацией и экипажами союзников, практически лишили их возможности влиять на последующие наземные бои. [ 25 ] Отчет Морана о некомпетентности японцев в ночных боях стал самым важным результатом битвы. Поскольку подробностей о последующих ночных боях у Явы сохранилось мало, оценка Морана повлияла на мнение союзников о IJN, пока ошеломляющая победа во время ночной битвы у острова Саво в августе не перевернула представления союзников о способностях японцев в ночных боях с ног на голову. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тупой 2007, с. 40
- ^ Гилл, с. 502
- ^ Голландские подводные лодки: The Submarine K XII , Dutch Submarines, заархивировано из оригинала 16 декабря 2010 г. , получено 31 июля 2015 г.
- ^ Ровер 2005, стр. 126.
- ^ Голландские подводные лодки в водах Австралии , Австралийский военный мемориал , найдено 31 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уоррен 2007, с. 188
- ^ Ровер 2005, стр. 137.
- ^ Кэннон, стр. 62–64.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 18–19.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, стр. 83–84.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 19–20.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 20
- ^ Тупой 2007, стр. 40–41.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 22–29.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 29–37.
- ^ Уоррен 2007, с. 189
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 37–38.
- ^ Кэннон, с. 64
- ^ Кэннон, стр. 64–65, 69.
- ^ Кэннон, стр. 68–71.
- ^ Кэннон, стр. 70–75, 78–79.
- ^ Кэннон, стр. 71–77.
- ^ Jump up to: а б Действия у Эндау , Военно-морское историческое общество Австралии, март 2006 г. , получено 30 июля 2015 г.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 39–42.
- ^ Вигмор, с. 266
- ^ Кэннон, с. 79
Библиография
[ редактировать ]- Кэннон, Питер (2014). «Ночное действие, Малайя, 1942 год». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Конвей. стр. 62–80. ISBN 978-1-84486-276-4 .
- Тупой, Пол С (2007). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-219-5 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 14: Юго-западная часть Тихого океана» . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 484–512. OCLC 848228 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1992). Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Уоррен, Алан (2007). Величайшее поражение Британии: Сингапур, 1942 год . Лондон: Хэмблтон Континуум. ISBN 978-1-85285-597-0 .
- Вигмор, Лайонел Гейдж (1957). «Глава 13: На остров Сингапур» . Австралия в войне 1939–1945 годов: Армия первой серии: Том IV: Японский натиск . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 250–283.
- Конфликты 1942 года
- 1942 год в Британской Малайе.
- Военно-морские операции и сражения Второй мировой войны на театре военных действий в Юго-Восточной Азии.
- Действия и бои морской авиации
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- События января 1942 года