Битва за острова Санта-Крус
Битва за острова Санта-Крус | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании Гуадалканала во время Второй мировой войны. | |||||||
Военный корабль США «Энтерпрайз» (в центре слева) и его корабли прикрытия во время боя, 26 октября 1942 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Япония | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Уильям Хэлси Томас К. Кинкейд Джордж Мюррей Чарльз П. Мейсон |
Нобутаке Кондо Чуичи Нагумо Хироаки Абэ Какудзи Какута | ||||||
Сила | |||||||
2 авианосца 1 линкор 3 тяжелых крейсера 3 легких крейсера 14 эсминцев 136 самолетов [ 1 ] |
2 авианосца 2 легких авианосца 4 линкора [ 2 ] 8 тяжелых крейсеров 2 легких крейсера 24 эсминца 199 самолетов [ 3 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
266 убитых [ 4 ] |
400–500 убитых [ 5 ] | ||||||
Битва за острова Санта-Крус , произошедшая 25–27 октября 1942 года, иногда называемая битвой при Санта-Крус или Третьей битвой в Соломоновом море , в Японии как битва в южной части Тихого океана ( японский : 南太平洋海戦 Minamitaiheiyō kaisen ) Это был четвертый авианосный бой Тихоокеанской кампании Второй мировой войны . Это было также четвертое крупное военно-морское сражение между ВМС США и Императорским флотом Японии во время длительной и стратегически важной кампании на Гуадалканале . Как и в сражениях в Коралловом море , на Мидуэе и на Восточных Соломоновых островах , корабли двух противников редко находились в поле зрения или на расстоянии выстрелов друг от друга. Вместо этого почти все атаки с обеих сторон осуществлялись авианосной или наземной авиацией.
Пытаясь вытеснить войска союзников с Гуадалканала и близлежащих островов и положить конец тупиковой ситуации, существовавшей с сентября 1942 года, Императорская японская армия запланировала крупное наземное наступление на Гуадалканале на 20–25 октября 1942 года. В поддержку этого наступления и с помощью В надежде вступить в бой с военно-морскими силами союзников, японские авианосцы и другие крупные военные корабли заняли позиции вблизи южных Соломоновых островов . Из этого места японские военно-морские силы надеялись вступить в бой и решительно разгромить любые военно-морские силы союзников (в первую очередь США), особенно авианосные силы, которые отреагировали на наземное наступление. Союзные военно-морские силы также надеялись встретиться с японскими военно-морскими силами в бою с той же целью — выйти из тупика и решительно нанести поражение своему противнику.
Японское наземное наступление на Гуадалканал продолжалось в ходе битвы за Хендерсон-Филд , в то время как военные корабли и самолеты двух противников столкнулись друг с другом утром 26 октября 1942 года, к северу от островов Санта-Крус . После обмена авианосными атаками союзников надводные корабли отступили из района боя, при этом авианосец «Хорнет» был потоплен, а еще один авианосец «Энтерпрайз » серьезно поврежден. Участвующие японские авианосные силы также ушли в отставку из-за того, что японской армии не удалось захватить Хендерсон-Филд.
Санта-Крус стал тактической победой японцев с точки зрения тоннажа и контроля над морями вокруг Гуадалканала. Однако потеря Японией многих незаменимых летных экипажей-ветеранов оказалась долгосрочным стратегическим преимуществом для союзников, чьи потери летных экипажей в бою были относительно небольшими и были быстро восполнены. Японцы надеялись на более крупную и решительную победу и нуждались в ней. Тот факт, что морское сражение было выиграно сразу после поражения в сухопутном сражении, означало, что возможность воспользоваться своей победой в сражении уже упущена.
Фон
[ редактировать ]8 августа 1942 года союзные войска, преимущественно из США, высадились на оккупированных японцами Гуадалканале, Тулаги и Флоридских островах Соломоновых островов . Высадка на островах была призвана воспрепятствовать их использованию японцами в качестве баз для угрозы путям снабжения между США и Австралией, а также обеспечить безопасность островов в качестве отправных точек для кампании с конечной целью нейтрализации главной японской базы в Рабауле. одновременно поддерживая кампанию союзников в Новой Гвинее . Высадка положила начало шестимесячной кампании на Гуадалканале. [ 6 ]
После битвы при Восточных Соломоновых островах 24–25 августа, в которой авианосец USS Enterprise был сильно поврежден и был вынужден отплыть в Перл-Харбор , Гавайи , на месяц капитального ремонта, три авианосные группы США остались в южной части Тихого океана. область. Оперативные группы базировались на базе авианосцев USS Wasp , Saratoga и Hornet, а также их соответствующих авиагрупп и вспомогательных надводных военных кораблей, включая линкоры , крейсеры и эсминцы , и в основном дислоцировались между Соломоновыми островами и островами Новые Гебриды ( Вануату ). В этом районе операций авианосцам было поручено охранять линию связи между основными базами союзников в Новой Каледонии и Эспириту-Санто , поддерживать сухопутные войска союзников на Гуадалканале и Тулаги от любых японских контрнаступлений, прикрывать движение кораблей снабжения на Гуадалканал. а также атаковать и уничтожать любые японские военные корабли, особенно авианосцы, оказавшиеся в пределах досягаемости. [ 7 ] Район океана, в котором действовали авианосные группы США, был известен как « Торпедный узел». [ 8 ] силами США из-за высокой концентрации японских подводных лодок в этом районе. [ 9 ]
31 августа «Саратога» был торпедирован японской подводной лодкой И-26 и на три месяца выбыл из строя на ремонт. [ 10 ] [ 11 ]
15 сентября «Оса» была поражена тремя торпедами, выпущенными японской подводной лодкой И-19, когда она поддерживала крупный конвой с подкреплениями и снабжением на Гуадалканале и едва не вступила в бой с японскими авианосцами «Сёкаку» и «Дзуйкаку» , которые отошли незадолго до того, как два противника вошли в зону досягаемости друг друга. самолет. Из-за отключения электроэнергии из-за повреждения торпедой, Осы » « группы борьбы с повреждениями не смогли сдержать последовавшие за этим крупные пожары, и она была брошена и затоплена . [ 12 ]
Хотя у США теперь был только один действующий авианосец « Хорнет » в южной части Тихого океана, союзники по-прежнему сохраняли превосходство в воздухе над южными Соломоновыми островами благодаря своей авиации, базировавшейся на Хендерсон-Филд на Гуадалканале. Однако ночью, когда авиация не могла эффективно действовать, японцы могли управлять своими кораблями вокруг Гуадалканала практически по своему усмотрению. Таким образом, битва за Гуадалканал зашла в тупик : союзники доставляли припасы и подкрепления на Гуадалканал днем, а японцы делали то же самое на военном корабле, который называли « Токийским экспрессом союзники », ночью, причем ни одна из сторон не сможет доставить на остров достаточно войск, чтобы обеспечить решающее преимущество. К середине октября обе стороны имели на острове примерно равное количество войск. [ 13 ] Тупиковая ситуация была ненадолго прервана двумя морскими сражениями крупных кораблей. В ночь с 11 на 12 октября военно-морские силы США перехватили и разгромили японские военно-морские силы, направлявшиеся для бомбардировки Хендерсон-Филд в битве у мыса Эсперанс . Но всего две ночи спустя японские силы, в состав которых входили линкоры «Харуна» и «Конго», успешно бомбардировали Хендерсон-Филд, уничтожив там большую часть американских самолетов и нанеся серьезный ущерб полевым объектам. [ 14 ]
США предприняли два шага, чтобы попытаться выйти из тупика в битве за Гуадалканал. Во-первых, ремонт «Энтерпрайза» был ускорен, чтобы он мог как можно скорее вернуться в южную часть Тихого океана. 10 октября «Энтерпрайз» получил свою новую авиагруппу (Air Group 10), а 16 октября покинул Перл-Харбор; и 23 октября [ 15 ] она вернулась в южную часть Тихого океана и встретилась с Хорнетом и остальными военно-морскими силами союзников в южной части Тихого океана 24 октября в 273 морских милях (506 км ; 314 миль ) к северо-востоку от Эспириту-Санто. [ 16 ]
Во-вторых, 18 октября адмирал Честер Нимиц , главнокомандующий Тихоокеанскими силами союзников, заменил вице-адмирала Роберта Л. Гормли на вице-адмирала Уильяма Хэлси-младшего в качестве командующего южно-тихоокеанским регионом: на этой должности командовали союзные силы, участвовавшие в Кампания на Соломоновых островах. [ 17 ] Нимиц чувствовал, что Гормли стал слишком близоруким и пессимистичным, чтобы эффективно руководить силами союзников в борьбе за Гуадалканал. Сообщается, что Хэлси пользовался уважением во всем военно-морском флоте США как «истребитель». [ 18 ] Приняв командование, Хэлси немедленно начал строить планы по вовлечению японских военно-морских сил в бой, написав Нимицу: «Мне пришлось почти немедленно начать наносить удары». [ 19 ]
Японии Объединенный флот также стремился вовлечь военно-морские силы союзников в решающее сражение. Два авианосца флота — «Хиё» и «Дзюнъё» , а также лёгкий авианосец «Дзуйхо» — прибыли на главную японскую военно-морскую базу на атолле Трук из Японии в начале октября и присоединились к Сёкаку и Дзуйкаку . Обладая пятью авианосцами, полностью оснащенными авиагруппами, а также многочисленными линкорами, крейсерами и эсминцами, Японский объединенный флот под командованием адмирала Исороку Ямамото был уверен, что сможет компенсировать поражение в битве за Мидуэй . [ 20 ] За исключением пары воздушных налетов на Хендерсон-Филд в октябре, японские авианосцы и поддерживающие их военные корабли оставались в северо-западной части Соломоновых островов, вне боя за Гуадалканал, и ждали возможности приблизиться и вступить в бой с американскими авианосцами. Поскольку следующая запланированная крупная наземная атака японской армии на силы союзников на Гуадалканале была назначена на 20 октября, военные корабли Ямамото начали движение к южным Соломоновым островам, чтобы поддержать наступление и быть готовыми вступить в бой с любыми вражескими кораблями, особенно авианосцами, которые приблизились для поддержки. Союзная оборона на Гуадалканале. [ 21 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Примерно 11 октября крупные силы, состоящие из авианосцев, линкоров и их эскорта, покинули Трук для расширенного вылета в поддержку октябрьского наступления на Гуадалканал. В тот же день крупный конвой с подкреплением достиг Гуадалканала, но силы поддержки тяжелых крейсеров не смогли бомбардировать Хендерсон-Филд и повернули назад в так называемой битве у мыса Эсперанс . За этим последовали три тяжелых бомбардировочных вылета, проведенных линкорами и тяжелыми крейсерами в период с 13 по 16 октября (это была самая мощная военно-морская атака на аэродром за всю кампанию), первая и третья из них, проведенных кораблями, выделенными из вице-адмирала Нобутаке Кондо. Передовой отряд. Начиная с полуночи 14 октября еще одна крупная колонна в составе четырех транспортных средств успешно выгрузила основную часть груза, включая танки и тяжелую артиллерию. [ 22 ] 15 октября эсминец «Мередит» , сопровождавший буксир «Вирео», тянувший баржу снабжения, был замечен и потоплен самолетами из Дзуйкаку и Сёкаку . 17 октября Хийо и Дзюнъё развернули ударную группу, чтобы атаковать транспорты у мыса Лунга , но не причинили никакого ущерба. [ 23 ] Большая часть военных кораблей останется в водах вокруг Гуадалканала до тех пор, пока боевые действия в битве у островов Санта-Крус не прекратятся и не вернутся в Трук в конце октября. [ 24 ] Недавно введенный в эксплуатацию авианосец Hiyō изначально входил в состав флота, но пожар в его инженерном помещении 21 октября вынудил его удалиться на Трук для ремонта. [ 23 ] 25 октября 6 бомбардировщиков и 12 истребителей из Джунъё атаковали Хендерсон-Филд, но не причинили большого ущерба. [ 25 ]
С 20 по 25 октября японские сухопутные войска на Гуадалканале попытались захватить Хендерсон-Филд , нанеся крупномасштабную атаку на защитников США. Атака была решительно отражена с тяжелыми потерями для японцев. [ 26 ] Ошибочно полагая, что войскам японской армии удалось захватить Хендерсон-Филд, японцы направили военные корабли с Шортлендских островов утром 25 октября в сторону Гуадалканала для поддержки своих сухопутных войск на острове. Самолеты с Хендерсон-Филд атаковали конвой в течение дня, потопив легкий крейсер Юра (с некоторой помощью B-17 из Эспириту-Санто) и повредив эсминец Акизуки . [ 27 ]
Несмотря на провал японского наземного наступления и потерю «Юры» , остальная часть Объединенного флота 25 октября продолжала маневрировать вблизи южных Соломоновых островов в надежде вступить в бой с военно-морскими силами союзников. Японские военно-морские силы теперь насчитывали четыре авианосца (два больших, один средний и один легкий), после того как «Хиё» ушел, с объединенным авиационным составом примерно из трех «Сёкаку» авианосцев класса .
Японские военно-морские силы были разделены на три группы: «Передовой» отряд Дзюньё , четыре тяжёлых крейсера , один лёгкий крейсер и семь эсминцев под командованием Кондо на тяжёлом крейсере «Атаго» с группой поддержки, состоящей из двух линкоров и двух эсминцев под командованием командование контр-адмирала Такео Куриты ; «Главный корпус» Сёкаку , Дзуйкаку и Дзуйхо плюс один тяжёлый крейсер и восемь эсминцев под командованием вице-адмирала Тюичи Нагумо на борту Сёкаку ; и отряд «Авангард» из двух линкоров, трех тяжелых крейсеров, одного легкого крейсера и семи эсминцев под командованием контр-адмирала Хироаки Абэ на линкоре «Хиеи» . Помимо командования Передовыми силами, Кондо выступал в качестве общего командующего тремя силами. [ 28 ]
Со стороны США оперативные группы «Хорнет» и «Энтерпрайз» под общим командованием контр-адмирала Томаса Кинкейда 25 октября пронеслись к северу от островов Санта-Крус в поисках японских военно-морских сил. Военные корабли США были развернуты как две отдельные авианосные группы, отделенные друг от друга примерно 10 морскими милями (19 км; 12 миль). США Гидросамолет-разведчик Catalina PBY , базировавшийся на островах Санта-Крус, в 11:03 обнаружил японские авианосцы. Однако японские авианосцы находились примерно в 355 морских милях (657 км; 409 миль) от сил США, сразу за пределами досягаемости самолетов-носителей. Кинкейд, надеясь сократить расстояние, чтобы иметь возможность провести атаку в тот день, на максимальной скорости направился к японским авианосцам и в 14:25 нанес ударную группу из 23 самолетов. Но японцы, зная, что они были замечены американской авиацией, и не зная, где находятся американские авианосцы, повернули на север, чтобы оставаться вне досягаемости американских авианосцев. [ 29 ] Таким образом, ударная группировка США вернулась на свои авианосцы, не обнаружив и не атаковав японские военные корабли. [ 30 ]
Боевой
[ редактировать ]Действия авианосцев 26 октября: первые удары
[ редактировать ]В 02:50 26 октября японские военно-морские силы изменили направление, и военно-морские силы двух противников сократили расстояние до тех пор, пока к 05:00 они не оказались всего в 200 морских милях (370 км; 230 миль) друг от друга. [ 31 ] Обе стороны запустили поисковые самолеты и подготовили оставшиеся самолеты к атаке, как только корабли другой стороны будут обнаружены. Хотя «Каталина», оборудованная радаром, заметила японские авианосцы в 03:10, сообщение дошло до Кинкейда только в 05:12. Поэтому, полагая, что японские корабли, вероятно, изменили позицию за прошедшие два часа, он решил отложить запуск ударной группы до тех пор, пока не получит более свежую информацию о местонахождении японских кораблей. [ 32 ]
В 06:45 американский самолет-разведчик заметил авианосцы основных сил Нагумо. [ 33 ] В 06:58 японский самолет-разведчик доложил о местонахождении Хорнета » . оперативной группы « [ 34 ] Обе стороны стремились первыми атаковать другую. Японцы первыми запустили свою ударную группу с 64 самолетами, в том числе 21 Aichi D3A 2 пикирующим бомбардировщиком , 20 Nakajima B5N 2 торпедоносцами , 21 A6M3 Zero истребителем и 2 контактными самолетами Nakajima B5N2 на пути к Хорнету к 07:40. . [ 35 ] Этим первым ударом командовал лейтенант-коммандер Сигэхару Мурата , а истребительное прикрытие возглавили лейтенанты Аяо Ширане и Санэясу Хидака . Также в 07:40 два американских самолета-разведчика SBD-3 Dauntless , отреагировав на ранее обнаруженные японские авианосцы, прибыли и нырнули на Дзуйхо . Пока японский боевой воздушный патруль (CAP) был занят преследованием других американских самолетов-разведчиков, два американских самолета смогли поразить Дзуйхо авианосца обеими своими 500-фунтовыми бомбами, причинив серьезные повреждения и не позволив летной палубе посадить самолет. [ 34 ]
Тем временем Кондо приказал отряду «Авангарда» Абэ двинуться вперед, чтобы попытаться перехватить и вступить в бой с военными кораблями США. Кондо также выдвинул вперед свои передовые силы на фланговой скорости, чтобы Дзюнъё самолеты могли присоединиться к атакам на корабли США. В 08:10 Сёкаку запустил вторую волну ударных самолетов, состоящую из 19 пикирующих бомбардировщиков и пяти Зеро, а Дзуйкаку запустил 16 торпедоносцев и 4 Зеро в 08:40. Вторым руководителем удара был лейтенант-коммандер Мамору Секи , а истребительное прикрытие возглавил лейтенант Хидеки Синго . Таким образом, к 09:10 у японцев было более 100 самолетов, направлявшихся для атаки на авианосцы США. [ 36 ]
Американские ударные самолеты отставали от японцев примерно на 20 минут. Полагая, что быстрая атака более важна, чем массированная атака, и поскольку у них не было топлива, чтобы потратить время на сборку перед ударом, американские самолеты направились небольшими группами к японским кораблям, а не формировались в единую крупную ударную группу. Первая группа, состоящая из 15 Douglas SBD Dauntless пикирующих бомбардировщиков Grumman TBF-1 Avenger , 6 торпедоносцев и восьми истребителей Grumman F4F Wildcat под командованием лейтенанта-коммандера Уильяма Дж. «Гаса» Видхельма из Hornet , была в пути примерно в 08.08. :00. Вторая группа, состоящая из трех SBD, девяти TBF (включая командира авиагруппы) и восьми Wildcats из Enterprise под командованием лейтенанта-коммандера Джона А. Коллетта, улетела в 08:10. Третья группа, состоящая из девяти SBD, десяти TBF (включая командира авиагруппы) и семи F4F с Hornet , была в пути в 08:20. [ 37 ]
В 08:40 ударные соединения самолетов противника прошли в пределах видимости друг друга. Зеро лейтенанта Хидаки Девять Зуйхо застали врасплох и атаковали группу «Энтерпрайза» , атаковав поднимающийся самолет из-за солнца. В результате боя четыре Зеро, три Уайлдкэта и два TBF, включая Коллетта, были сбиты, а еще два TBF и Уайлдкэт были вынуждены вернуться на Энтерпрайз с тяжелыми повреждениями. [ 38 ] Остальные Зуйхо Зеро, исчерпав свои боеприпасы, вышли из боя.
В 08:50 передовой ударный отряд США с «Хорнета» заметил четыре корабля «Авангарда» Абэ. Продолжая наступление, американские самолеты заметили японские авианосцы и приготовились к атаке. Три Зеро из Зуйхо атаковали Wildcats формирования, отводя их от бомбардировщиков, которых им было поручено защищать. Таким образом, пикирующие бомбардировщики первой группы начали атаку без сопровождения истребителей. Двенадцать Зеро с японского авианосца CAP атаковали строй SBD, сбили двоих (включая Видхельма, хотя он выжил) и заставили еще двоих прервать полет. Остальные 11 SBD начали атаку на Сёкаку в 09:27, поразив ее тремя-шестью бомбами, разрушив ее полетную палубу и нанеся серьезный ущерб внутренней части корабля. Последний SBD из 11 потерял след Сёкаку и вместо этого сбросил бомбу возле японского эсминца Терузуки , причинив незначительный ущерб. [ 39 ] Шесть TBF в составе первой ударной группы, отделившись от своей ударной группы, не обнаружили японских авианосцев и в конце концов повернули обратно в сторону «Хорнета» . На обратном пути они атаковали японский тяжёлый крейсер «Тоне» , промахнувшись со всеми своими торпедами. [ 40 ]
TBF второго ударного формирования США с «Энтерпрайза» не смогли обнаружить японские авианосцы и вместо этого атаковали японский тяжелый крейсер «Сузуя» из состава «Авангарда» Абэ, но не причинили никакого ущерба. Примерно в то же время девять SBD из третьего ударного формирования США — из «Хорнета» — обнаружили корабли Абэ и атаковали японский тяжёлый крейсер «Чикума» , поразив его двумя 1000-фунтовыми (450-кг) бомбами и причинив тяжёлые повреждения. Затем прибыли три Enterprise SBD и также атаковали Чикуму , нанеся больший ущерб одним попаданием бомбы и двумя промахами. Наконец, прибыли девять TBF из третьей ударной группы и атаковали дымящуюся Чикуму , забив еще одно попадание бомбы. «Чикума» в сопровождении двух эсминцев вышел из боя и направился к Труку на ремонт. [ 41 ]
В 08:30 авианосные силы США получили сообщение от своих ударных самолетов о том, что японские штурмовики направляются в их сторону. [ 42 ] В 08:52 командующий японской ударной группой заметил оперативную группу «Хорнет» — оперативная группа «Энтерпрайз» была скрыта ливнем — и развернул свой самолет для атаки. В 08:55 американские авианосцы обнаружили на радаре приближающийся японский самолет - примерно в 35 морских милях (65 км; 40 миль) - и начали направлять 37 Wildcats своего CAP, чтобы поразить приближающийся японский самолет. Однако проблемы со связью, ошибки американских директоров по управлению истребителями и примитивные процедуры управления помешали всем, за исключением нескольких «Уайлдкэтов», атаковать японские самолеты до того, как они начали атаки на «Хорнет» . [ 43 ] Хотя КАП США, включая летчика-истребителя шведа Вейтаса , смог сбить или повредить несколько пикирующих бомбардировщиков (командир соединения лейтенант Садаму Такахаши был вынужден прервать пикирование из-за повреждений [ 44 ] ), большая часть японских самолетов начала свои атаки относительно незатронутыми американскими истребителями. [ 45 ]
В 09:09 зенитные орудия « Хорнета» и сопровождающих его боевых кораблей открыли огонь, когда 20 уцелевших японских торпедоносцев и оставшиеся 16 пикирующих бомбардировщиков начали атаку на авианосец. [ 46 ] В 09:12 пикирующий бомбардировщик разместил свою 250-килограммовую полубронебойную « обычную » бомбу в мертвой точке летной палубы «Хорнета » , напротив острова, которая пробила три палубы и взорвалась, убив 60 человек. Спустя несколько мгновений 242-килограммовая фугасная « наземная » бомба попала в кабину экипажа, взорвавшись при ударе, образовав дыру диаметром 11 футов (3,4 м) и убив 30 человек. Примерно через минуту третья бомба попала в «Хорнет» рядом с местом падения первой бомбы, пробив три палубы, прежде чем взорваться, причинив серьезные повреждения, но без человеческих жертв. [ 47 ] В 09:14 пикирующий бомбардировщик был подожжен Хорнета » зенитными орудиями « ; Пилот, уорент-офицер Сигэюки Сато, намеренно врезался в Хорнета » « штабель , убив семь человек и разлив горящее авиационное топливо по сигнальной палубе. [ 48 ]
В то же время, когда пикирующие бомбардировщики атаковали, 20 торпедоносцев также приближались к Хорнету с двух разных направлений. Несмотря на тяжелые потери от зенитного огня, включая «Мурату», торпедоносцы забросили две торпеды в «Хорнет » борт между 09:13 и 09:17, выведя из строя ее двигатели. Когда «Хорнет» остановился, поврежденный японский пикирующий бомбардировщик приблизился и намеренно врезался в борт авианосца, вызвав пожар возле основного запаса авиационного топлива корабля. В 09:20 уцелевшие японские самолеты улетели, оставив Хорнет мертвым в воде и горящим. [ 49 ] В ходе этой атаки было уничтожено двадцать пять японских и шесть американских самолетов, в том числе 12 пикирующих бомбардировщиков, десять самолетов-торпедоносцев и как минимум один «Зеро». [ 50 ]
С помощью пожарных шлангов трех эсминцев сопровождения пожары на «Хорнете» к 10:00 были взяты под контроль. Раненые были эвакуированы с авианосца, а тяжелый крейсер USS Northampton под командованием капитана Уилларда А. Киттса предпринял попытку отбуксировать Хорнет из места боя. Однако установка буксирного троса заняла некоторое время, и приближались новые волны атак японских самолетов. [ 51 ]
Действия авианосцев 26 октября: действия после первого удара
[ редактировать ]Начиная с 09:30, «Энтерпрайз» высадил множество поврежденных и израсходованных горючих истребителей CAP и возвращающихся самолетов-разведчиков с обоих авианосцев. Однако, когда ее кабина экипажа была заполнена, а вторая волна приближающихся японских самолетов была обнаружена радаром в 09:30, «Энтерпрайз» прекратил посадку в 10:00. Затем самолеты с исчерпанным топливом начали бросаться в воду в океане, и эсминцы сопровождения авианосца спасли экипажи. Один из самолетов, покинувших воду, поврежденный TBF ударной группы «Энтерпрайза » , который ранее был атакован Зеро из Зуйхо , врезался в воду рядом с эсминцем USS Porter . Когда Портер спасал экипаж TBF, в нее попала торпеда, возможно, из брошенного самолета, в результате чего были серьезные повреждения и погибли 15 членов экипажа. [ 52 ] После того, как командир оперативной группы приказал затопить эсминец, экипаж был спасен эсминцем USS Shaw, который затем потопил «Портер» артиллерийским огнем ( 08 ° 32'ю.ш., 167 ° 17' в.д. / 8,533 ° ю.ш., 167,283 ° в.д. . [ 53 ]
Когда первая волна японских ударных самолетов начала возвращаться к своим авианосцам после атаки на «Хорнет» , один из них заметил оперативную группу «Энтерпрайз» , вышедшую из-под ливня, и сообщил о местоположении авианосца. [ 55 ] Вторая волна ударов японской авиации, полагая, что «Хорнет» тонет , направила свои атаки на оперативную группу «Энтерпрайз» , начиная с 10:08. И снова у US CAP возникли проблемы с перехватом японских самолетов до того, как они атаковали «Энтерпрайз» , сбив только 2 из 19 пикирующих бомбардировщиков, когда они начали пикирование на авианосец. Атакуя сквозь интенсивный зенитный огонь «Энтерпрайза» и сопровождающих его военных кораблей, дивизия Секи атаковала первой и не добилась ни одного попадания. Затем атаковал дивизию под командованием лейтенанта Кейичи Аримы , которая поразила авианосец двумя 250-килограммовыми «обычными» полубронебойными бомбами, причем первая из них была выпущена пилотом Аримы, старшиной Киёто Фурутой . Две бомбы убили 44 человека и ранили 75, а также нанесли серьезный ущерб авианосцу, в том числе заблокировали его передний лифт в верхнем положении. Кроме того, дивизия Аримы едва не попала в цель с еще одной бомбой. [ 56 ] Однако в результате этой атаки были потеряны десять из девятнадцати японских бомбардировщиков, включая бомбардировщик Секи, а по возвращении еще два бросили воду. [ 57 ]
Двадцать минут спустя прибыли 16 торпедоносцев «Дзуйкаку» и разделились, чтобы атаковать «Энтерпрайз» . Одна группа торпедоносцев была атакована двумя самолетами CAP Wildcat, в том числе и «Вейтаса», которые сбили три из них и повредили четвертый. Загоревшись, четвертый поврежденный самолет намеренно врезался в эсминец «Смит» , поджег корабль и убил 57 членов его экипажа. Торпеда, установленная на этом самолете, взорвалась вскоре после удара, причинив еще больший ущерб. Поначалу казалось, что пожары вышли из-под контроля, пока Смита командир не приказал эсминцу направиться в большой след от линкора USS South Dakota , что помогло потушить пожары. Затем Смит вернулась на свою позицию, стреляя из оставшихся зенитных орудий по торпедоносцам. [ 58 ]
Остальные самолеты-торпедоносцы атаковали «Энтерпрайз» , «Южную Дакоту » и крейсер «Портленд» , но все их торпеды промахнулись или вышли из строя, не причинив никакого ущерба. Помолвка закончилась в 10:53; В этой атаке было потеряно 9 из 16 самолетов-торпедоносцев. [ 59 ] После подавления большей части бортовых пожаров в 11:15 «Энтерпрайз» вновь открыл свою кабину экипажа, чтобы начать посадку возвращающихся самолетов после утреннего удара США по силам японских военных кораблей. Однако лишь несколько самолетов приземлились до того, как прибыла следующая волна японских ударных самолетов и начала атаки на «Энтерпрайз» , что вынудило приостановить десантные операции. [ 60 ]
Между 09:05 и 09:14 Дзюнъё прибыл в пределах 280 морских миль (320 миль; 520 км) от американских авианосцев и нанес удар 17 пикирующих бомбардировщиков и 12 Зеро под командованием лейтенанта Ёсио Сиги . [ 61 ] Пока основные силы и передовые силы японцев маневрировали, пытаясь объединиться, Дзюнъё готовил последующие удары. [ 62 ] В 11:21 прибыл самолет Дзюнъё и нырнул на оперативную группу «Энтерпрайза» . Пикирующие бомбардировщики по одному разу промахнулись по «Энтерпрайзу» , причинив больший ущерб, и по одному удару по «Южной Дакоте» и лёгкому крейсеру « Сан-Хуан» , причинив умеренные повреждения обоим кораблям. В Южной Дакоте бомба попала в первую башню, но не пробила, но два человека были убиты и более пятидесяти, включая командира корабля, были ранены осколками. [ 63 ] [ 64 ] Осколки бомбы повредили центральное и левое орудие башни номер два, о чем в конечном итоге Управление артиллерийского вооружения сообщило орудийному расчету , что выбоины были достаточно глубокими, чтобы из стволов нельзя было стрелять; он не был полностью отремонтирован, поэтому это помешало бы Южной Дакоте в более позднем втором морском сражении за Гуадалканал . [ 65 ] Восемь из семнадцати японских пикирующих бомбардировщиков были уничтожены в результате этой атаки, а по возвращении еще три бросили воду. [ 66 ]
В 11:35, когда «Хорнет» выбыл из строя, «Энтерпрайз» сильно поврежден, а японцы предполагали, что в этом районе есть один или два неповрежденных авианосца, Кинкейд решил вывести «Энтерпрайз» и ее корабли-прикрытия из боя. [ 67 ] Оставив Хорнет позади, Кинкейд приказал авианосцу и ее оперативной группе отступить, как только они смогут. Между 11:39 и 13:22 «Энтерпрайз» вернул 57 из 73 находящихся в воздухе самолетов США при отступлении. [ 68 ] Оставшиеся американские самолеты затонули в океане, а их экипажи были спасены сопровождающими военными кораблями. [ 69 ]
Между 11:40 и 14:00 два неповрежденных японских авианосца, Дзуйкаку и Дзюнъё , вернули несколько самолетов, вернувшихся после утренних ударов по Хорнету и Энтерпрайзу , и подготовили последующие удары. Именно теперь стали очевидны опустошительные потери, понесенные во время этих атак. Лейтенант-коммандер. Масатаке Окумия, офицер воздушного штаба Дзюнъё : , так описал возвращение первых ударных групп авианосца
Мы с опаской всматривались в небо. В воздухе было всего несколько самолетов по сравнению с количеством запущенных несколько часов назад... Самолеты накренились и пошатнулись на палубе, каждый истребитель и бомбардировщик были продырявлены пулями... Пилоты устало вылезали из своих тесных кабин, они рассказывали о невероятном сопротивлении, о небе, забитом разрывами зенитных снарядов и трассерами.
Только один из Джунъё командиров бомбардировщиков вернулся после первого удара, и после приземления он выглядел «настолько потрясенным, что временами не мог связно говорить». [ 70 ]
В 13:00 передовые силы Кондо и военные корабли «Авангарда» Абэ вместе направились прямо к последней сообщенной позиции авианосных групп США и увеличили скорость, чтобы попытаться перехватить их для перестрелки. Поврежденные авианосцы Дзуйхо и Сёкаку с Нагумо на борту отступили из поля боя, оставив контр-адмиралу Какудзи Какуте командовать авиационными силами Дзуйкаку и Дзюнъё . В 13:06 «Дзюнъё» нанесла второй удар семи торпедоносцев под командованием лейтенанта Ёсиаки Ирикиина, которых сопровождали восемь «Зеро» под командованием лейтенанта Ширане. В то же время «Дзуйкаку» нанес свой третий удар семью торпедоносцами, двумя пикирующими бомбардировщиками и пятью «Зеро» под командованием лейтенанта (младший) Ичиро Танака. Большинство торпедоносцев были вооружены 800-кг бронебойной бомбой. В 15:35 Дзюнъё запустил последнюю на тот момент японскую ударную группу, состоящую из четырех пикирующих бомбардировщиков и шести «Зеро», снова под командованием лейтенанта Сиги. [ 71 ]
После нескольких технических проблем «Нортгемптон» наконец начал медленно буксировать «Хорнет» из района боя в 14:45 на скорости всего пять узлов. Хорнета Экипаж был на грани восстановления частичного энергоснабжения. [ 72 ] но в 15:20 Дзюнъё прибыл второй удар , и семь торпедоносцев атаковали почти неподвижный авианосец. Хотя шесть торпедоносцев промахнулись, в 15:23 одна торпеда попала в «Хорнет» в миделе корабля, что оказалось смертельным ударом. Попадание торпеды разрушило ремонт энергосистемы, вызвало сильное наводнение и крен до 14 градусов. Не имея возможности откачивать воду, «Хорнет» был признан пропавшим, а оставшаяся команда покинула корабль. Третий удар Дзуйкаку за это время был нанесен по Хорнету , где бомбардировщики уровня B5N поразили тонущий корабль одной 800-кг бомбой. Все члены экипажа « Хорнета » ушли к 16:27. Во время последней японской атаки дня пикирующий бомбардировщик удара Дзюньё третьего сбросил еще одну 250-килограммовую полу-ББ бомбу на тонущий авианосец в 17:20. [ 73 ]
Получив сообщение о приближении японских войск и невозможности дальнейшей буксировки, Хэлси приказал потопить «Хорнет» . В то время как остальные военные корабли США отошли на юго-восток, чтобы выйти из зоны досягаемости приближающегося флота Кондо и Абэ, эсминцы USS Mustin и Anderson попытались затопить «Хорнет» с помощью нескольких торпед и более 400 снарядов, но он все равно остался на плаву. Поскольку наступление японских военно-морских сил оставалось всего в 20 минутах ходьбы, два американских эсминца покинули «Хорнета » горящий остов в 20:40. К 22:20 остальные военные корабли Кондо и Абэ прибыли к Хорнета месту расположения . Эсминцы Макигумо и Акигумо затем добили Хорнет четырьмя 24-дюймовыми (610-мм) торпедами. 27 октября 1942 года в 01:35 она окончательно затонула. [ 74 ] примерно 08 ° 38'ю.ш., 166 ° 43' в.д. / 8,633 ° ю.ш., 166,717 ° в.д. . Несколько ночных атак «Каталины», оборудованных радаром, на Дзюнъё и Терузуки , знание того, что военные корабли США имеют преимущество при отступлении из этого района, а также критическая ситуация с топливом, по-видимому, заставили японцев пересмотреть дальнейшее преследование военных кораблей США. После дозаправки возле северных Соломоновых островов японские корабли 30 октября вернулись на свою главную базу в Труке. Во время вывода США из района боевых действий в направлении Эспириту-Санто и Новой Каледонии, совершая действия по уклонению от японской подводной лодки, «Южная Дакота» столкнулась с эсминцем «Махан» , сильно повредив «Махан» . [ 75 ]
Последствия
[ редактировать ]Обе стороны заявили о своей победе. Американцы заявили, что два «Сёкаку» авианосца класса были поражены бомбами и уничтожены. Сводка Кинкейда о повреждениях японцев включала попадания в линкор, три тяжелых крейсера и легкий крейсер, а также возможные попадания в еще один тяжелый крейсер. На самом деле «Сёкаку» , «Дзуйхо » и «Тикума» были единственными кораблями, пострадавшими во время боя, ни один из которых не затонул. [ 76 ] Со своей стороны японцы утверждали, что они потопили три американских авианосца, один линкор, один крейсер, один эсминец. [ 77 ] и один «неопознанный большой военный корабль». [ 78 ] Реальные американские потери включали авианосец «Хорнет» и эсминец « Портер» , а также повреждения «Энтерпрайза» , легкого крейсера « Сан-Хуан» , эсминца « Смит» и линкора «Саут Дакота» . [ 79 ]
Потеря «Хорнета» стала серьезным ударом для сил союзников в южной части Тихого океана, в результате чего «Энтерпрайз» и «Саратога» остались единственными действующими авианосцами союзников на всем Тихоокеанском театре военных действий. Когда «Энтерпрайз» отступил из боя, экипаж вывесил на кабине экипажа табличку: «Энтерпрайз против Японии». [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] «Энтерпрайз» получил временный ремонт в Новой Каледонии и, хотя и не был полностью восстановлен, вернулся в район южных Соломоновых островов всего две недели спустя, чтобы поддержать силы союзников во время морского сражения за Гуадалканал . [ 83 ] Там она сыграла важную роль в решающем военно-морском сражении в общей кампании за Гуадалканал, когда ее самолеты потопили несколько японских военных кораблей и транспортов с войсками во время морских стычек у Хендерсон-Филд. [ 84 ] [ 85 ] Отсутствие авианосцев вынудило американцев и японцев развернуть линкоры в ночных операциях вокруг Гуадалканала, что было одним из двух действий за всю Тихоокеанскую войну, в которых линкоры сражались друг с другом. [ 86 ] Южная Дакота снова была повреждена, а два японских линкора были потеряны. [ 84 ]
Хотя битва при Санта-Крусе была тактической победой японцев с точки зрения потопленных кораблей, она обошлась их военно-морским силам дорогой ценой, поскольку Дзюнъё был единственным действующим авианосцем, оставшимся бросить вызов Энтерпрайзу или Хендерсон Филд до конца. кампании на Гуадалканале. [ 87 ] Дзуйкаку , несмотря на то, что он не был поврежден и восстановил самолет с двух поврежденных авианосцев, вернулся на родные острова через Трук для обучения и переправки самолетов, вернувшись в южную часть Тихого океана только в феврале 1943 года для прикрытия эвакуации японских сухопутных войск с Гуадалканала. [ 88 ] Оба поврежденных авианосца были вынуждены вернуться в Японию для капитального ремонта и переоборудования. После ремонта Дзуйхо вернулась в Трук в конце января 1943 года. Сёкаку находилась в ремонте до марта 1943 года и не вернулась на фронт до июля 1943 года, когда она воссоединилась с Дзуйкаку в Труке. [ 89 ]
Наиболее значительные потери японского флота пришлись на летный состав. США потеряли 81 из 175 самолетов, имевшихся в наличии на начало боя; из них 33 истребителя, 28 пикировщиков и 20 торпедоносцев. Однако погибло лишь 26 пилотов и членов экипажа. [ 90 ] У японцев дела обстоят намного хуже, особенно среди летчиков; Помимо потери 99 самолетов из 203 участвовавших в бою, в том числе 27 истребителей, 40 пикирующих бомбардировщиков и 29 торпедоносцев, они потеряли 148 летчиков и членов экипажей, в том числе двух командиров групп пикирующих бомбардировщиков, трех командиров эскадрилий торпедоносцев и восемнадцати других руководители секций или звеньев. [ 91 ] Наиболее заметные потери понесли командиры первых двух ударов – Мурата и Секи. Погибли 49 процентов экипажей японских торпедоносцев, участвовавших в бою, а также 39 процентов экипажей пикирующих бомбардировщиков и 20 процентов летчиков-истребителей. [ 92 ] Японцы потеряли больше экипажей в Санта-Крусе, чем в каждом из трех предыдущих авианосных боев в Коралловом море (90), Мидуэе (110) и Восточных Соломоновых островах (61). После этих четырех крупных авианосных сражений по меньшей мере 409 из 765 элитных японских авианосцев, участвовавших в атаке на Перл-Харбор, погибли. [ 93 ] Потеряв так много летных экипажей-ветеранов-авианосцев и не имея возможности быстро заменить их из-за институционально ограниченных возможностей программ подготовки военно-морских летных экипажей и отсутствия обученных резервов, неповреждённому «Дзуйкаку» также было приказано вернуться в Японию. Джунъё остался и обеспечивал поддержку с воздуха во время морского сражения за Гуадалканал. [ 94 ] Дзуйкаку вернулся как раз вовремя, чтобы прикрыть отход войск с Гуадалканала . [ 95 ]
Адмирал Нагумо был освобожден от командования вскоре после боя и переведен на береговую службу в Японии. Он признал, что победа была неполной:
[T] его битва была тактической победой, но сокрушительным стратегическим поражением для Японии ... Учитывая огромное превосходство промышленного потенциала нашего врага, мы должны побеждать в каждой битве с подавляющим преимуществом, чтобы выиграть эту войну. Эта последняя, хотя и победа, к сожалению, не была подавляющей победой. [ 96 ]
Оглядываясь назад, можно сказать, что, несмотря на тактическую победу, сражение фактически положило конец всяким надеждам японского флота на решающую победу до того, как промышленная мощь Соединенных Штатов сделала эту цель недосягаемой. Историк Эрик Хаммель резюмировал значение битвы у островов Санта-Крус так: «Санта-Крус был победой Японии. Эта победа стоила Японии ее последней надежды на победу в войне». [ 84 ]
Военный историк доктор Джон Прадос предлагает иную точку зрения, утверждая, что это была не пиррова победа Японии, а стратегическая победа :
По любым разумным меркам битва при Санта-Крусе ознаменовала победу Японии – и стратегическую. В конце концов Имперский флот обладал единственной оперативной авианосной силой в Тихом океане. Японцы потопили больше кораблей и увеличили боевой тоннаж, у них осталось больше самолетов и они физически владели зоной боевых действий... Аргументы, основанные на потерях экипажей или о том, кому принадлежит Гуадалканал, касаются чего-то другого - кампании, а не сражения. [ 97 ]
По мнению Прадоса, реальная история последствий заключается в том, что Имперский флот не смог воспользоваться своей с трудом завоеванной победой. [ 98 ]
См. также
[ редактировать ]- Воздушная служба Императорского флота Японии
- Императорский флот Японии во Второй мировой войне
- ВМС США во Второй мировой войне
- Действия авианосцев на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны
Бои авианосцев во время Второй мировой войны
[ редактировать ]- Битва в Коралловом море
- Битва за Мидуэй
- Битва при Восточных Соломоновых островах
- Битва в Филиппинском море
- Битва у мыса Энганьо
Примечания
[ редактировать ]- ^ Франк, Гуадалканал , с. 373. Распределение самолетов по типам: 63 Grumman F4F Wildcats , 47 Douglas SBD Dauntless и 26 Grumman TBF Avengers . В число «136» не входят Boeing B-17 Flying Fortress, базирующиеся в Эспириту-Санто (которые сыграли небольшую роль в сражении), или какие-либо гидросамолеты в этом районе.
- ^ Конго , Харуна , Хиэй , Киришима См. «Боевой порядок – Битва за острова Санта-Крус» . Проверено 21 сентября 2009 г.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 373. Распределение самолетов по типам: 87 A6M Zeros , 68 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A , 57 Nakajima B5N торпедоносцев Yokosuka D4Y . и один самолет управления и контроля
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 401; Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , с. 456. Распределение погибших: Хорнет 118, Энтерпрайз 44, Смит 57, Портер 15, Пенсакола 3, Южная Дакота 2, Моррис 1 и 22 члена экипажа. Четыре члена экипажа американских самолетов были захвачены японцами. Общие потери самолетов США включали 32 Wildcat, 31 SBD и 18 TBF.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 400–401; Питти, стр. 180, 339; и Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , стр. 454. О гибели японцев в результате повреждения Дзуйхо неизвестно. Известные случаи гибели японцев: 60 на Сёкаку , 190 на Тикуме , семь на Терузуки и 148 членов экипажа. Общие потери японской авиации включали 27 самолетов Mitsubishi A6M Zero , 40 пикирующих бомбардировщиков , 29 торпедоносцев и 1 Yokosuka D4Y . Потери экипажей включали 55 человек из Сёкаку , 57 из Дзуйкаку , 9 из Дзуйхо и 27 из Дзюнё .
- ^ Хог, От Перл-Харбора до Гуадалканала , стр. 235–236.
- ^ Хаммел, Carrier Clash , с. 106.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 335.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 6–7.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 10–12.
- ↑ После этого инцидента тогдашний командир авианосной группы США Фрэнк Джек Флетчер был освобожден от командования и переведен на береговую службу до конца войны. Франк, Гуадалканал , стр. 204–205.
- ^ Эванс, ВМС Японии , стр. 179–180; Хаммел, Carrier Strike , стр. 24–41. линкор «Северная Каролина» и эсминец «О'Брайен» Во время той же атаки торпедами также пострадали . Позже О'Брайен затонул в результате повреждения торпеды, а Северная Каролина находилась на ремонте в Перл-Харборе до 16 ноября 1942 года.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 19–21, 84–85.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 316–319.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 154–155.
- ^ МакГи, Соломоновы кампании , стр. 145.
- ^ МакГи, Соломоновы кампании , стр. 134.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 334.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , с. 150.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 146–149.
- ^ Хара, капитан японского эсминца , стр. 124–125. По словам Хары, японцы полагали, что силы ВМС США, вероятно, находились в районе Соломоновых островов, поскольку они прочитали сообщение United Press от 20 октября, в котором говорилось, что ВМС США готовятся к крупному морскому и воздушному сражению в районе Соломоновых островов. южной части Тихого океана.
- ^ «Японский транспорт» . www.combinedfleet.com .
- ^ Jump up to: а б «Императорские латтопы» . www.combinedfleet.com .
- ^ «Императорские плоские вершины» . www.combinedfleet.com .
- ^ «Императорские плоскодонки» .
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 95–97.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 103–106. В состав сил входили японский крейсер Юра и эсминцы Акизуки , Харусаме , Мурасаме и Юдачи (Паршалл, страница Императорского флота Японии . Combinedfleet.com). Хотя Хаммел говорит, что это был конвой с припасами, Паршалл говорит, что это были бомбардировочные силы. Акизуки отправился в Японию для ремонта, который завершился 16 декабря 1942 года. Этот инцидент обычно считают отдельным действием от битвы у островов Санта-Крус.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 374–375.
- ^ Хара, капитан японского эсминца , с. 127.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 163–174.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , с. 186.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 381.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Франк, Гуадалканал , с. 382.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 191–192.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 383.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 198–199.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 384–385. Только Wildcat удалось благополучно восстановить.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 213–223.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 387–388.
- ^ Хара, капитан японского эсминца , с. 132; и Паршалл, Страница Императорского флота Японии . Chikuma находился в ремонте в Труке, а затем в Куре , Япония, до января 1943 года.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , с. 235.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 235–239.
- ^ Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , с. 388.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 385.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 249–251. В число кораблей-проверок «Хорнета » входили тяжелые крейсеры «Нортгемптон» и «Пенсакола» , легкие крейсеры «Сан-Диего» и «Джуно» , а также шесть эсминцев.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 253–356.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 386; Хаммел, Carrier Strike , стр. 262–267.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 269–271.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 386; Хаммель, Carrier Strike , с. 284.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 271–280.
- ^ Хаммел, Эрик (1987). Гуадалканал: авианосные бои . Нью-Йорк: Crown Publishers, Inc., стр. 411–413 . ISBN 9780517566084 .
- ^ Эванс, ВМС Японии , с. 520; Франк, Гуадалканал , стр. 388–389; Хаммель, Carrier Strike , с. 299.
- ^ Фэйи, Корабли и самолеты флота США , с. 5.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , с. 283.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 300–313; Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , стр. 413–415.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 390; Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , стр. 416, 418, 446.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 390–391. В конце концов Смит отправился в Перл-Харбор на ремонт, который завершился в феврале 1943 года.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 391.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 335–337.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 330–331; и Фрэнк, Гуадалканал , с. 391.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , с. 331.
- ^ Эванс 2014 .
- ^ Франк 1990 , стр. 392–393.
- ^ Хорнфишер 2011 , с. 346.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 391–393; Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , с. 437. Зенитному огню с линкора «Южная Дакота» было уничтожено 26 из 99 самолетов противника, которые американцы заявили в бою. Южная Дакота , Словарь американских боевых кораблей ВМС (DANFS) Министерства ВМС США.
- ^ Франк, Гуадалканал , с. 395.
- ^ Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , с. 444. Один американский самолет, пилотируемый Хорнета командиром авиагруппы , смог достичь авиабазы США в Эспириту-Санто .
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 345–352.
- ^ Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , с. 446.
- ^ Хара, капитан японского эсминца , стр. 129–131; Хаммел, Carrier Strike , стр. 357–358; Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , стр. 446–447.
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 395–396.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , стр. 359–376; Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , с. 448.
- ^ Хаммел, Carrier Strike , с. 380.
- ^ Эванс, ВМС Японии , с. 520; Франк, Гуадалканал , с. 399. Махан вернулся в строй 9 января 1943 года.
- ^ Прадос, Острова судьбы: Соломонова кампания и затмение восходящего солнца [версия для Kindle], Глава III.
- ^ Белот и Белот, Титаны морей , с. 150
- ↑ Японцы насчитали два потопленных крейсера. Окумия и Хорикоши, Зеро! , с. 274
- ^ Управление военно-морской разведки (1943 г.). « Битва у островов Санта-Крус, 26 октября 1942 года » . Боевой рассказ . Отдел публикаций Управления военно-морской разведки ВМС США. Архивировано из оригинала 13 мая 2006 года . Проверено 17 мая 2006 г.
- ^ Военный корабль США Энтерпрайз CV-6 — 1942 год .
- ^ USS Enterprise CV-6 на сайте Pacific Wrecks.com.
- ^ Battle 360 , Эпизод 5: Энтерпрайз против Японии. Канал «История» , 2008.
- ^ Тиллман, Энтерпрайз , стр. 132–134.
- ^ Jump up to: а б с Хаммель, Carrier Strike , с. 384.
- ^ Тиллман, Энтерпрайз , стр. 134–144.
- ↑ Вторым столкновением линкоров в Тихом океане стала битва в проливе Суригао в октябре 1944 года , последняя подобная битва в истории.
- ^ См. Талли, Энтони П., IJN Джунъё : Табличный отчет о движении , Combinedfleet.com, 2013.
- ↑ Талли, Энтони П., «IJN Zuikaku («Счастливый журавль»): табличная запись движения» , Combinedfleet.com, сентябрь 2010 г.
- ^ Паршалл и Талли, страница Императорского флота Японии (Combinedfleet.com) , Shokaku & Zuiho .
- ^ Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , с. 456.
- ^ Хорнфишер, «Ад Нептуна: ВМС США на Гуадалканале» , с. схх
- ^ Франк, Гуадалканал , стр. 400–440; Хаммель, Carrier Strike , с. 381; и Лундстрем, Кампания на Гуадалканале , стр. 454.
- ↑ Peattie, стр. 180 и 339. Потери экипажей включали 55 человек с Сёкаку , 57 с Дзуйкаку , 9 из Дзуйхо и 27 из Дзюнъё .
- ^ «Императорские плоскодонки» . www.combinedfleet.com . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ «Императорские плоские вершины» . www.combinedfleet.com . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ Хара, капитан японского эсминца , стр. 134–35.
- ^ Прадос, Джон (2012). Острова судьбы: Соломонова кампания и затмение восходящего солнца . НАЛ. п. 158. ИСБН 978-0451238047 .
- ^ Прадос, Острова судьбы: Соломонова кампания и затмение восходящего солнца , с. 159.
Ссылки
[ редактировать ]- Белот, Джеймс Дж.; Белот, Уильям М. (1975). Титаны морей . Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN 0-06-010278-0 .
- Эванс, Дэвид С., изд. (1986). «Борьба за Гуадалканал». Японский флот во Второй мировой войне: словами бывших японских военно-морских офицеров (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 0-87021-316-4 .
- Эванс, Марк Л. (9 апреля 2015 г.). «Южная Дакота (ББ-57)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 18 апреля 2019 г.
- Фэйи, Джеймс К. (1983). Корабли и самолеты флота США (переиздание). Нью-Йорк: Корабли и самолеты. ISBN 0-87021-636-8 .
- Фрэнк, Ричард Б. (1990). Гуадалканал: Полное описание знаменательной битвы . Нью-Йорк: Группа Пингвин . ISBN 0-14-016561-4 .
- Хаммел, Эрик (1997). Столкновение авианосцев: вторжение на Гуадалканал и битва за Восточные Соломоновы острова, август 1942 года . Пасифика Пресс . ISBN 0-7603-2052-7 .
- Хаммел, Эрик (1999). Удар авианосца: битва за острова Санта-Крус, октябрь 1942 года . Пасифика Пресс. ISBN 0-7603-2128-0 .
- Хара, Тамеичи (1961). Капитан японского эсминца . Нью-Йорк и Торонто: Ballantine Books . ISBN 0-345-27894-1 .
- Хорнфишер, Джеймс (2011). Ад Нептуна: ВМС США на Гуадалканале . Случайный дом.
- Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 года (новое издание). Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-472-4 .
- МакГи, Уильям Л. (2002). Соломоновы кампании, 1942–1943 годы: от Гуадалканала до Бугенвиля – поворотный момент войны на Тихом океане . Том. 2 (Десантные операции в южной части Тихого океана во Второй мировой войне). Публикации BMC . ISBN 0-9701678-7-3 .
- Окумия, Масатаке ; Хорикоши, Дзиро ; Кайдин, Мартин (1956). Ноль! . Нью-Йорк: EP Dutton & Co.
- Питти, Марк Р. (1999). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-664-Х .
- Тиллман, Барретт (2012). «Энтерпрайз»: самый боевой корабль Америки и люди, которые помогли выиграть Вторую мировую войну . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1439190876 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергеруд, Эрик М. (2001). Огонь в небе: Воздушная война в южной части Тихого океана . Нью-Йорк: Вествью Пресс . ISBN 0-8133-3869-7 .
- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Издательство Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Лакруа, Эрик; Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1958). Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г. , т. 1, с. 5 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . ISBN 0-316-58305-7 .
- Паркин, Роберт Синклер (1995). Кровь на море: американские эсминцы, потерянные во Второй мировой войне . Да Капо Пресс . ISBN 0-306-81069-7 .
- Бедный Генри Варнум ; Мустин, Генри А.; Джеймсон, Колин Г. (1994). Сражения у мыса Эсперанс, 11 октября 1942 г., и у островов Санта-Крус, 26 октября 1942 г. (Боевые рассказы. Кампания на Соломоновых островах, 4–5) . Военно-исторический центр. ISBN 0-945274-21-1 .
- Роуз, Лайл Эбботт (2002). Корабль, который держал оборону: военный корабль США «Хорнет» и первый год войны на Тихом океане . Книги Блюджекета. ISBN 1-55750-008-8 .
- Смит, Дуглас В. (2006). Авианосные бои: решение командования во вред . Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-59114-794-8 .
- Стаффорд, Эдвард П. (2002). Большая Е: История военного корабля США «Энтерпрайз» . Пол Стиллвелл (Введение) (переиздание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-998-0 .
- Стилле, Марк (2007). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год . Нью-Йорк: Оспри. ISBN 978-1-84603-248-6 .
- Стилле, Марк (2012). Санта-Крус, 1942 год: авианосная дуэль в южной части Тихого океана . Нью-Йорк: Издательство Osprey Publishing ; Серия кампаний Osprey № 247. ISBN 978-1-84908-605-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кэгни, Джеймс (2005). « Битва за острова Санта-Крус » . HistoryAnimated.com . Архивировано из оригинала (javascript) 3 мая 2006 года . Проверено 17 мая 2006 г. , Интерактивная анимация боя
- Чен, К. Питер (2004–2006). « Битва за острова Санта-Крус » . База данных Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 23 марта 2006 года . Проверено 17 мая 2006 г.
- Хоран, Марк. « Битва за острова Санта-Крус – 26 октября 1942 года » . Боевой порядок . Архивировано из оригинала 17 мая 2006 года . Проверено 17 мая 2006 г.
- Хаф, Фрэнк О.; Людвиг, Верле Э.; Шоу, Генри I-младший «От Перл-Харбора до Гуадалканала» . История операций морской пехоты США во Второй мировой войне . Архивировано из оригинала 27 июня 2006 года . Проверено 16 мая 2006 г.
- Ланцендорфер, Тим. « Битва при Санта-Крусе » . Тихоокеанская война: ВМС США . Проверено 17 мая 2006 г.
- Паршалл, Джон; Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Невитт, Аллин. «Страница Императорского флота Японии» . Архивировано из оригинала 13 июня 2006 года . Проверено 14 июня 2006 г.
- Шепард, Джоэл (1998–2003). « 1942 — Санта-Крус » . Военный корабль США «Энтерпрайз» CV-6 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2006 года . Проверено 17 мая 2006 г.
- «Флеш-анимация битвы у островов Санта-Крус, 26 октября 1942 года» . Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 26 июля 2012 года .
- Конфликты 1942 года
- 1942 год на Соломоновых островах.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- Бои и операции Второй мировой войны с участием Соломоновых островов.
- Тихоокеанский театр Второй мировой войны.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.
- Военно-морские операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.
- Военная история Японии во время Второй мировой войны.
- Сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Сражения Второй мировой войны с участием США
- 1942 год в Японии.
- События октября 1942 года