Японский эсминец Терузуки (1941 г.)
Корабль-близнец Акизуки в мае 1942 года.
| |
История | |
---|---|
Японская империя | |
Имя | Терузуки |
Строитель | Мицубиси , Нагасаки |
Запущен | 21 ноября 1941 г. |
Завершенный | 31 августа 1942 г. |
пораженный | 15 января 1943 г. |
Судьба | Потоплен в бою 12 декабря 1942 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Акизуки класса Эсминец |
Смещение | 2701 длинная тонна (2744 т ) ( стандартная ) |
Длина | 134,2 м (440 футов 3 дюйма) |
Луч | 11,6 м (38 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,15 м (13 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час) |
Диапазон | 8300 миль (15400 км; 9600 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 300 |
Вооружение |
|
Терузуки ( 照月 , «Сияющая луна» или «Освещенная луна») был вторым из 13 Акизуки, класса эсминцев построенных для Императорского флота Японии (IJN) в 1940-х годах. Корабли класса Акизуки получили тяжелое вооружение из восьми орудий двойного назначения, чтобы выполнять предназначенную им роль в качестве эскорта авианосцев , хотя конструкция была модифицирована дополнительным вооружением для повышения их гибкости. Построенный в середине 1942 года, Терузуки сыграл второстепенную роль в битве у островов Санта-Крус в октябре. В следующем месяце она участвовала в Морском сражении за Гуадалканал , повредив несколько американских военных кораблей, не получив при этом никаких повреждений. Корабль был потоплен в декабре американскими патрульными торпедными катерами , когда сопровождал конвой, доставляющий припасы японским войскам на Гуадалканале .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Корабли класса Акизуки изначально проектировались как зенитные эскорты авианосных боевых групп, но были модифицированы торпедными аппаратами и глубинными бомбами, чтобы удовлетворить потребность в эсминцах более общего назначения. кораблей составляла 134,2 метра (440 футов 3 дюйма) Общая длина , ширина - 11,6 метра (38 футов 1 дюйм), а осадка - 4,15 метра (13 футов 7 дюймов). [ 1 ] Их водоизмещение 2701 длинная тонна (2744 т ) при стандартной нагрузке. [ 2 ] и 3420 длинных тонн (3470 т) при глубокой загрузке . [ 3 ] Их экипажи насчитывали 300 офицеров и рядовых . [ 2 ]
Каждый корабль имел две «Кампон» с редуктором паровые турбины , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, подаваемый тремя водотрубными котлами «Кампон» . Общая мощность турбин на валу составляла 52 000 лошадиных сил (38 776 кВт ) при расчетной скорости 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час). На кораблях было достаточно мазута, чтобы обеспечить дальность действия 8300 морских миль (15400 км; 9600 миль) на скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 4 ]
Основное вооружение класса «Акидзуки» состояло из восьми 100-миллиметровых (3,9 дюйма) орудий двойного назначения «Тип 98» в четырех двухорудийных башнях , двух сверхстрелковых пар в носовой и кормовой части надстройки . Каждый из них нес по четыре 25-миллиметровых (1 дюйм) зенитных орудия Тип 96 в двух спаренных артиллерийских установках. Каждый корабль также был вооружен четырьмя 610-миллиметровыми (24 дюйма) торпедными аппаратами в одной четверной вращающейся установке на миделе корабля для торпед Тип 93 (Long Lance) ; Для каждой трубки производилась одна перезарядка. Корабли первой партии были оснащены двумя метателями глубинных бомб, на которые было установлено 54 глубинные бомбы. [ 5 ] [ 6 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Одна из первых партий эсминцев класса Акизуки , утвержденных в 4-й программе дополнения военно-морских вооружений 1939 года . [ 7 ] «Терузуки» был заложен 13 ноября 1940 года на «Мицубиси» верфи в Нагасаки и спущен на воду 21 ноября 1941 года. Завершен 31 августа 1942 года. [ 8 ] Следующий месяц корабль провел в отработке был приписан к 10-й эскадрилье эсминцев Третьего флота и 7 октября . Позже в том же месяце он направился к Труку , а затем присоединился к своей эскадрилье , сопровождая три авианосца Третьего флота, когда они маневрировали в поддержку наступления Императорской японской армии на остров Гуадалканал . [ 9 ] [ 10 ]
Во время битвы за острова Санта-Крус 26–27 октября Терузуки чуть не был сбит пикирующим Douglas SBD Dauntless бомбардировщиком в первый день битвы. Той ночью эсминец был атакован Consolidated PBY Catalina морским патрульным самолетом . Хотя 500-фунтовая (230 кг) бомба не попала в цель, она взорвалась достаточно близко, чтобы слегка повредить корабль и убить семь членов экипажа. [ 11 ] Она вернулась в Трук для ремонта. [ 9 ] 10-я эскадрилья эсминцев покинула Трук 9 ноября, чтобы встретиться с вице-адмирала Хироаки Абэ Авангардом . Абэ было поручено бомбардировать Хендерсон-Филд на Гуадалканале в ночь с 12 на 13 ноября в рамках усилий по нейтрализации американских самолетов, которые сорвали попытки японцев усилить и пополнить запасы своих войск на Гуадалканале. Адмирал Исороку Ямамото , главнокомандующий Объединенным флотом , считал, что корабли Абэ заманят американские корабли в ночной бой в водах Гуадалканала, в чем IJN имел гораздо больший опыт, чем ВМС США . [ 12 ]
Морское сражение за Гуадалканал
[ редактировать ]Когда силы «Авангарда» приблизились к Гуадалканалу, их формирование было сильно нарушено сильным ливнем, который серьезно ограничил видимость, из-за чего корабли потеряли след друг друга и свели на нет попытку гидросамолета разведать американские корабли возле мыса Лунга на Гуадалканале. Американский радар обнаружил наступающие японские корабли на расстоянии 27 100 ярдов (24 800 м), но трудности со связью препятствовали американскому ответу, пока контр-адмирал Дэниел Каллаган не приказал изменить курс непосредственно японским кораблям. Другие изменения курса последовали быстро друг за другом и вызвали замешательство среди американских командиров, поскольку два формирования начали смешиваться. В то время как американцы строились в переднем строю, японцы были разбросаны небольшими группами. Терузуки был замыкающим кораблем северной колонны эсминцев и не играл никакой роли на начальных этапах боя , поскольку линкоры «Хиеи» и «Кирисима» закрывали ей обзор американских кораблей. По мере того как американские корабли углублялись в строй японцев, Терузуки вступил в бой с легким крейсером USS Atlanta и эсминцами Cushing и Sterett с неизвестными последствиями, прежде чем потерять их из виду. Примерно через полчаса она снова заметила Стеретт и нанесла ей вред попаданиями, которые вывели из строя ее директор управления огнем и две кормовые пятидюймовые (127-мм) установки, одновременно вызвав протечки в носовой пожарной части . Вскоре после этого Терузуки вошел в состав группы кораблей, потопивших эсминцы «Лаффи» и «Монссен» ; Торпеда Терузуки эсминца Асагумо оторвала Лаффи корму . или На следующее утро прибыл Терузуки с тремя другими эсминцами, чтобы сопроводить искалеченного «Хиеи» в безопасное место. Абэ отклонил предложение штаба Объединенного флота использовать корабль для противодействия заклинившему рулю направления линкора, поскольку он хотел, чтобы Терузуки мог свободно маневрировать, чтобы противостоять уже начавшимся воздушным атакам. После неоднократных неудачных попыток нанести дальнейший ущерб " Хиею" американские бомбардировщики-торпедоносцы, наконец, смогли поразить его еще дважды в тот же день и вынудили команду покинуть корабль и покинуть корабль. затопить ее. [ 13 ]
14 ноября он был направлен в состав Чрезвычайных бомбардировочных сил под командованием вице-адмирала Кондо Нобутаке , которым было поручено завершить работу, которую корабли Абэ не смогли выполнить двумя днями ранее. Той ночью, когда японские корабли приблизились к Гуадалканалу, Кондо разделил свои силы на три части, при этом большая часть его более легких сил была развернута для прочесывания к востоку от острова Саво в поисках американских кораблей под командованием контр-адмиралов Кимуры Сусуму и Хасимото Синтаро . он сохранил контроль над бомбардировочными силами, состоявшими из Киришимы , тяжелых крейсеров Атаго , Такао и их эскорта Асагумо и Терузуки . Корабли Хашимото лидировали и в 23:10 заметили американцев (ошибочно идентифицированных как четыре эсминца и два крейсера) к северу от острова Саво. Когда он сообщил, что американские корабли находились к юго-востоку от Саво и повернули на запад, Кондо приказал Кимуре, следовавшему за кораблями Хасимото, пронестись к западу от Саво и попытаться зажать американцев между его кораблями и кораблями Хашимото. Кондо также отвернул свои корабли, чтобы выиграть время для других своих кораблей, чтобы разобраться с американцами, прежде чем он начнет бомбардировку Хендерсон-Филд. [ 14 ]
Ранее в тот же день американцы заметили приближающиеся корабли Кондо, и отряд контр-адмирала Уиллиса Ли из двух линкоров «Вашингтон» и «Южная Дакота» для предотвращения любой бомбардировки Хендерсон-Филд был отправлен и четырех эсминцев. Радар Вашингтона . обнаружил японский корабль вскоре после полуночи, и вскоре после этого наблюдатель подтвердил это обнаружение В 00:17 линкоры открыли огонь по головному кораблю Хашимото, но не смогли ни разу попасть, прежде чем японские корабли поставили дымовую завесу и американские радары потеряли связь. Вскоре после этого корабли Кимуры атаковали американские эсминцы, потопив два и повредив остальные, но линкоры, шедшие за своими эсминцами, не сыграли никакой роли в этой части сражения, поскольку Вашингтон не мог различить американские и японские корабли и Южной Дакоты . радар работал только с перебоями. [ 15 ]
Корабли Кимуры отошли, чтобы перезарядить свои торпеды, и Кондо направил бомбардировочные силы в сторону мыса Лунга со своей парой эсминцев впереди в 00:54, полагая, что корабли Кимуры и Хасимото потопили или повредили все американские корабли. Вскоре после этого японские наблюдатели на кораблях Кимуры обнаружили американские линкоры, идущие севернее мыса Эсперанс . Атаго заметил Южной Дакоты и надстройку выпустил восемь торпед в 00:59. Радар линкора снова заработал и минуту спустя обнаружил корабли Кондо всего в 5800 ярдах (5300 м) от них. Главное артиллерийское управление Южной Дакоты все еще работало со сбоями, а ее основное вооружение было неэффективно. Киришима и Вашингтон вступили в дуэль, что имело ужасные последствия для первого, в то время как остальная часть бомбардировочных сил, включая Терузуки , сосредоточилась на Южной Дакоте . Ни одна из торпед, выпущенных по американским линкорам, не попала в цель, но град артиллерийских обстрелов, пронзивший надстройку «Южной Дакоты » , вывел из строя большую часть вторичных артиллерийских наводок, радаров и радиоантенн линкора, одновременно вызвав несколько небольших пожаров. Поскольку бой оказался неэффективным, линкор отошел в 01:10. Примерно через 20 минут, Вашингтон повернул на юг, чтобы избежать торпедных атак. Кондо приказал Терузуки и Асагумо преследовать линкор, но они не смогли его догнать. [ 16 ]
В 02:04 Кондо приказал отступить, но преследующим эсминцам была поставлена задача найти Киришиму . Они нашли поврежденный линкор в 02:43, но его уже не удалось спасти: он накренился на правый борт с заклинившими рулями , а рубка рулевого управления была затоплена. Они попытались отбуксировать линкор, но преодолеть сопротивление рулей им не удалось. Киришимы Экипаж контраперировал пустые отсеки по левому борту в безуспешной попытке облегчить крен. После того, как был отдан приказ покинуть корабли, Терузуки привязался к левому борту корабля, чтобы снять экипаж, в то время как Асагумо сделал то же самое с правого борта. На борту оставалось около 300 человек, линкор накренился на левый борт и начал тонуть за кормой. Терузуки едва успел вовремя отступить, чтобы не быть раздавленным, когда Киришима перевернулся в 03:23. Терузуки и Асагумо , к которым присоединился эсминец «Самидаре» , смогли спасти 1128 моряков, прежде чем покинуть этот район в 04:30. [ 17 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]Терузуки вернулся на Трук 18 ноября и ненадолго стал флагманом 10-й эскадрильи эсминцев Кимуры. Он был слегка поврежден, когда наткнулся на риф 3 декабря на Труке. Его быстро отремонтировали, и через два дня корабль отправился на военно-морскую базу на Шортлендских островах . По прибытии 7 декабря Терузуки стал флагманом контр-адмирала Райзо Танаки , командира 2-й эскадрильи эсминцев. [ 9 ] К этому времени японцы были вынуждены доставлять припасы своим войскам на Гуадалканале через водонепроницаемые бочки , доставка которых к месту назначения зависела от течения. 11 декабря Танака собрал конвой из пяти эсминцев с барабанами, который сопровождали еще пять эсминцев, а также Терузуки . На маршруте конвой без повреждений пережил атаку 14 пикирующих бомбардировщиков Dauntless и сбросил свои барабаны без дальнейших происшествий. Конвой повернул домой в 01:15, Терузуки прикрывал их отход, двигаясь со скоростью 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) возле острова Саво. Вскоре после этого эсминец был атакован двумя или тремя ПТ-катерами ; [ Примечание 1 ] Терузуки получил попадание единственной торпеды в корму. В результате взрыва были сломаны руль направления и один гребной вал, что вывело корабль из строя, а также разорвал нефтяной бак, который загорелся. Танака потерял сознание в результате взрыва и был переведен на другой эсминец в 01:33, как и некоторые члены экипажа. Пожар не удалось контролировать, и в 04:40 взорвался кормовой магазин глубинных бомб , в результате чего корабль затонул. Девять человек погибли, но эсминцы «Наганами» и «Араши» спасли 197 членов экипажа. Еще 156 человек смогли доплыть до Гуадалканала. [ 19 ] Терузуки был исключен из списка ВМФ 15 января 1943 года. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Историки расходятся во мнениях относительно личности и количества задействованных катеров PT. Джеффри Кокс утверждает, что ПТ-40 , ПТ-45 и ПТ-59, атакующими были ПТ-45 а торпеда попала в цель . Кокс цитирует Ричарда Б. Фрэнка, заявляющего, что атаку совершили ПТ-37 , ПТ-40 и ПТ-48. [ 18 ] в то время как Аллин Невитт идентифицирует PT-37 и PT-40 как нападавших. [ 9 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Стертон, с. 195
- ^ Jump up to: а б Уитли, с. 204
- ^ Тодака, с. 213
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 150
- ^ Тихо, стр. 33.
- ^ Уитли, стр. 204–205.
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 151
- ^ Тихо, стр. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и Невитт
- ^ Ровер, стр. 201.
- ^ Лундстрем, стр. 377, 450
- ^ Кокс, стр. 87–88.
- ^ Кокс, стр. 138, 156, 184–185, 190; О'Хара, стр. 109, 112.
- ^ Кокс, стр. 220, 225–226; О'Хара, стр. 118–120.
- ^ О'Хара, стр. 123–125
- ^ Кокс, стр. 241–242, 247; О'Хара, стр. 126–127.
- ^ Кокс, стр. 249–251; О'Хара, с. 128
- ^ Кокс, с. 309 и сноска 220
- ^ Кокс, стр. 272, 308–309.
Ссылки
[ редактировать ]- Кокс, Джеффри Р. (2020). Сияющая звезда, заходящее солнце: кампания Гуадалканал-Соломоновы острова, ноябрь 1942 г. – март 1943 г. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-4046-2 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Лундстрем, Джон Б. (2005). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8 .
- Невитт, Аллин Д. (1998). «IJN Терузуки: Табличная запись движения» . Объединенный флот . Проверено 14 апреля 2023 г.
- О'Хара, Винсент П. (2007). ВМС США против оси: надводный бой, 1941–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-650-6 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Стилле, Марк (2013). Эсминцы Императорского флота Японии 1919–45 (2): классы от Асаио до Тачибана . Ботли, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84908-987-6 .
- Стертон, Ян (1980). "Япония". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Тодака, Казусигэ, изд. (2020). Эсминцы: избранные фотографии из архива Морского музея Куре; Лучшие из коллекции фотографий японских военных кораблей Шизуо Фукуи . Фотоальбом японских военных кораблей. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-630-8 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
9 ° 13' ю.ш., 159 ° 46' в.д. / 9,217 ° ю.ш., 159,767 ° в.д.