Немецкий эсминец Z16 Фридрих Экольдт
![]() Фридриха Экольдта Последние минуты жизни
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Фридрих Экольдт |
Тезка | Фридрих Экольдт |
Заказал | 19 января 1935 г. |
Строитель | Блом и Восс , Гамбург |
Номер двора | Б505 |
Заложен | 4 ноября 1935 г. |
Запущен | 21 марта 1937 г. |
Завершенный | 28 июля 1938 г. |
Судьба | Потоплен, 31 декабря 1942 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | типа 1934А Эсминец |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 11,30 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,23 м (13 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 325 |
Вооружение |
|
Z16 Friedrich Eckoldt — типа 1934А, эсминец построенный для нацистской Германии в Кригсмарине конце 1930-х годов. Он был назван в честь капитанлейтенанта Фридриха Экольдта (1887–1916), командира торпедного катера V 48 , который погиб, когда его лодка была потоплена во время Ютландского сражения 31 мая 1916 года.
В начале Второй мировой войны корабль изначально был направлен для блокады польского побережья, но его быстро перебросили в Немецкую бухту для постановки минных полей в немецких водах. В конце 1939 и 1940 годов корабль совершил несколько успешных по постановке мин вылетов у берегов Англии, в результате которых погибло 21 торговое судно. Экольдт участвовал на ранних этапах Норвежской кампании , перебросив войска в район Тронхейма в начале апреля 1940 года. Позже в том же году корабль был передан Франции. Экольдт вернулся в Германию в конце 1940 года для ремонта и был переведен в Норвегию в июне 1941 года в рамках подготовки к операции «Барбаросса» — вторжению Германии в Советский Союз. В начале кампании корабль провел некоторое время в противокорабельном патрулировании в советских водах, но в целом они оказались безрезультатными. она сопровождала несколько немецких конвоев в Арктике Позже в том же году . Экольдт сопровождал несколько немецких тяжелых крейсеров в начале и в конце их антикорабельных рейдов в 1942 году. Он входил в состав немецкого надводного флота, который атаковали конвой JW 51B 31 декабря возле мыса Нордкап в Норвегии . Потопив тральщик HMS Bramble , Экольдт принял британский легкий крейсер HMS Sheffield за немецкий тяжелый крейсер Admiral Hipper и был застигнут врасплох, когда крейсер открыл огонь. Корабль затонул всеми силами, не открывая ответного огня.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Фридрих Экольдт имел общую длину 119 метров (390 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии 114 метров (374 фута 0 дюймов) . Корабль имел ширину 11,30 метра (37 футов 1 дюйм) и максимальную осадку 4,23 метра (13 футов 11 дюймов). Его водоизмещение составляло 2171 метрическую тонну (2137 длинных тонн ) при стандартной загрузке и 3190 метрических тонн (3140 длинных тонн) при глубокой загрузке . с редуктором Вагнера Паровые турбины были спроектированы так, чтобы производить 70 000 лошадиных сил (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ), которые могли развивать корабль со скоростью 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). Пар к турбинам подавали шесть котлов высокого давления Бенсона. [ 1 ] с пароперегревателями . Фридрих Экольдт перевозил максимум 752 метрические тонны (740 длинных тонн) мазута , что должно было обеспечить дальность полета 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час), но Корабль оказался тяжелым в эксплуатации, и 30% топлива пришлось оставить в качестве нижнего балласта на корабле. [ 2 ] Эффективная дальность полета оказалась всего 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 3 ] Экипаж корабля состоял из 10 офицеров и 315 матросов. [ 1 ]
Фридрих Экольдт нес пять 12,7-см орудий SK C/34 в одиночных установках с орудийными щитками , по два наложенных друг на друга , в носовой и кормовой части. Пятое орудие располагалось на крыше задней рубки. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-см орудий SK C/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и шести 2-см орудий C/30 в одиночных установках. Корабль нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в двух механических установках. Для каждой установки предусматривалась пара торпед перезарядки. [ 1 ] [ 4 ] Четыре метателя глубинных бомб устанавливались по бортам задней рубки и дополнялись шестью стойками для отдельных глубинных бомб по бортам кормы. Глубинных бомб было достаточно для двух или четырех схем по шестнадцать зарядов в каждой. [ 5 ] На задней палубе могли быть установлены минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла шестьдесят мин . [ 1 ] «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Пассивные гидрофоны были установлены для обнаружения подводных лодок активная гидролокационная система. , а к концу 1939 года была установлена [ 6 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Корабль был заказан 19 января 1935 года и заложен на верфи Blohm & Voss в Гамбурге 4 ноября 1935 года под номером верфи B505. Спущен на воду 21 марта 1937 года и завершен 28 июля 1938 года. [ 7 ] Корабль участвовал в смотре флота в августе 1938 года в составе 3-й дивизии эсминцев. 23–24 марта 1939 года Z16 Friedrich Eckoldt был одним из эсминцев, сопровождавших Адольфа Гитлера на борт тяжелого крейсера «Дойчланд» для оккупации Мемеля . [ 8 ] Она участвовала в учениях весеннего флота в западном Средиземноморье и в апреле и мае совершила несколько визитов в испанские и марокканские порты. [ 9 ]
Когда началась Вторая мировая война, Z16 Friedrich Eckoldt первоначально был развернут на Балтике для действий против польского флота и обеспечения блокады Польши. [ 8 ] но вскоре ее перевели в Немецкую бухту , где она вместе со своими сестрами устанавливала оборонительные минные поля. [ 10 ] В октябре она также патрулировала Скагеррак для проверки нейтральных судов на предмет контрабанды. [ 8 ] В ночь с 17 на 18 октября контр-адмирал ( Контерадмирал ) Гюнтер Лютьенс на борту своего флагманского корабля Z21 «Вильгельм Хайдкамп» возглавил «Экольдта» , Z19 «Герман Кюнне» , Z17 «Дитер фон Рёдер» , Z18 «Ганс Людеманн» и Z20 «Карл Гальстер» , когда они заложили поле минное . устье реки Хамбер . Британцы не знали о существовании минного поля и потеряли семь кораблей общим водоизмещением 25 825 брутто-регистровых тонн (GRT). [ 11 ] В ночь с 18 на 19 ноября Экольдт и Ганс Лоди во главе с командующим ( фрегаттенкапитаном ) Эрихом Беем на своем флагманском корабле «Эрих Штайнбринк » заложили еще одно минное поле у устья Хамбера , которое уничтожило еще семь кораблей водоизмещением 38 710 брт, включая польский океанский лайнер MS. Пилсудский [ 12 ] на сумму 14 294 брт. [ 11 ]
Еще одно минное поле из 170 магнитных мин было заложено Экольдтом , Ином и Штейнбринкком в ночь с 6 на 7 января 1940 года у устья Темзы . Эсминец HMS Grenville и шесть торговых судов общим водоизмещением 21 617 брутто-тонн также погибли на этом минном поле, а еще один корабль был поврежден. [ 13 ] Коммодор Фридрих Бонте возглавил вылазку по постановке мин в Ньюкасла район вместе с Хайдкампом , Экольдтом , Антоном Шмиттом , Рихардом Бейтценом , Гальстером и Ином . У последнего корабля произошел отказ трубок котлов, из-за чего его максимальная скорость снизилась до 27 узлов (50 км / ч; 31 миль в час), и Байцену пришлось сопровождать его обратно в Германию . Это минное поле уничтожило только один рыболовный траулер водоизмещением 251 тонну. Экольдт , Бейтцен и Макс Шульц заложили 110 магнитных мин в районе Шипвоша у Харвича 9/10 февраля, в результате чего было потоплено шесть кораблей водоизмещением 28 496 брутто-тонн и повреждено еще одно. [ 14 ] «Экольдт» был флагманом во время операции «Викингер» — попытки захватить британские рыболовные траулеры, работавшие у Доггер-банки, 22 февраля, когда два эсминца затонули с тяжелыми человеческими жертвами: один подорвался на недавно заложенных британских минах в предположительно свободном от мин канале, а второй — на недавно заложенных британских минах. другой был разбомблен по ошибке Люфтваффе . [ 15 ]
Фридрих Экольдт был направлен в группу 2 норвежской части операции Weserübung . Задачей группы была переброска 138-го горнострелкового полка ( 138. Gebirgsjäger Regiment ) для захвата Тронхейма вместе с адмиралом Хиппером . Корабли начали погрузку войск 6 апреля и на следующий день отправились в путь. Левый гребной вал « Экольдта » начал перегреваться вскоре после прохождения устья Эльбы , и ему пришлось сбросить скорость. Кораблю удалось устранить проблему, и в тот же день он присоединился к основным силам. [ 16 ] Корабль сопровождал адмирала Хиппера , когда они вошли в Тронхейм-фьорд , и оба корабля высадили свои войска, как только достигли гавани Тронхейма. После путешествия на всех немецких кораблях оказалось, что у всех немецких кораблей очень мало топлива, и мазут был передан Экольдту от Теодора Риделя и Хайнемана . Адмирал Хиппер и Экольдт попытались уйти в ночь на 10 апреля, но меньший корабль оказался неспособным сравниться со скоростью адмирала Хиппера в сильном волнении и был вынужден повернуть назад. корабль и Хайнеманн отплыли в Германию. После того, как 12 апреля в Тронхейме было обнаружено топливо, через два дня [ 17 ]
После завершения ремонта в начале сентября ( корабль мог быть оснащен радаром FuMO 21 или FuMO 24, установленным над мостиком ), в это время [ 18 ] Экольдт был переведен во Францию вместе с четырьмя уцелевшими эсминцами. 9 сентября [ 19 ] Корабль прикрывал пять других эсминцев, ставивших мины в заливе Фалмут в ночь с 28 на 29 сентября. На этом минном поле было потоплено пять кораблей общим водоизмещением всего 2026 брт. [ 20 ] Экольдт был атакован «Фейри-Суордфишем» из 812-й эскадрильи в авиации флота ночь с 9 на 10 октября и слегка поврежден осколками бомбы. Один человек был убит, трое ранены. [ 21 ] 5 ноября корабль был переведен обратно в Гамбург, где его переоборудовали до конца декабря. Экольдт тренировалась на Балтике, пока 19–22 мая она не сопровождала линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» от мыса Аркона до Тронхейма, когда они выходили в Северную Атлантику. [ 8 ] В следующем месяце она сопровождала карманный линкор «Лютцов» из Киля в Норвегию, когда последний корабль пытался прорвать британскую блокаду. Несколько самолетов «Бристоль Бофорт» заметили Лютцов и ее эскорт, а одному удалось застать врасплох корабли и торпедировать карманный линкор рано утром 13 июня. Экольдт взяла Лютцова на буксир, пока последнему не удалось запустить двигатель правого борта и продолжить движение своим ходом. [ 22 ]
20 июня Экольдт отплыл в Берген , Норвегия, вместе с Гальстером и Шенеманном , где они ждали до 4 июля, пока будет отремонтирован главный питательный насос последнего и Бейтцен и Лоди прибудут . Все пять эсминцев прибыли в Киркенес 10 июля. Свой первый противокорабельный патруль они организовали 12 июля, но ничего не заметили до следующей ночи. Был замечен небольшой советский конвой, и два его корабля были потоплены, израсходовав четыре пятых боеприпасов. Когда немецкие корабли возвращались в порт, они были атакованы несколькими самолетами, из которых, по утверждению Экольдта , он сбил один. Второе патрулирование было совершено 22 июля, но был потоплен только один советский корабль, а немецкие корабли не пострадали от нескольких атак с воздуха. Когда 29 июля британские авианосцы «Викториус» и «Фьюриос» атаковали Петсамо и Киркенес, эсминцы находились далеко на востоке и не смогли догнать британские корабли до того, как они покинут этот район. Немецкие эсминцы совершили последний вылет в Кольский залив, где потопили один небольшой советский сторожевой корабль. «Экольдт» был поврежден бомбой одного самолета, которая упала на корабль и повредила его рулевое управление и правый двигатель. Это повреждение было временно устранено, но Экольдта отправили в Нарвик для более тщательного ремонта. После их завершения корабль остался в Арктике для сопровождения конвоев. Она была случайно протаранена норвежским грузовым судном в Тромсё 12 октября, а 22 октября ей был проведен временный ремонт в плавучем доке в Тронхейме, а затем ее отправили в Киль для дальнейшего ремонта, куда она прибыла 9 ноября. [ 23 ]
Экольдт завершила ремонт и капитальный ремонт 15 апреля 1942 года и тренировалась, пока 11 июня не попыталась отплыть в Норвегию. По пути у нее возникли новые проблемы с двигателем, и ей пришлось вернуться для ремонта. Корабль достиг Тронхейма 9 июля, сопровождая легкий крейсер «Кёльн» ; Оба корабля по пути заминировали вход в Скагеррак. Экольдт продолжил движение вперед и 18 июля достиг Нарвика. [ 8 ] Во время операции «Страна чудес» в августе Экольдт , Бейтцен и Штайнбринк сопровождали карманный линкор «Адмирал Шеер» в начале и в конце его миссии по атаке советских кораблей в Карском море . Они также сопровождали минный заградитель «Ульм» , отправившийся на постановку минного поля у мыса Желания в середине августа. [ 24 ] 13–15 октября «Экольдт» , «Бейтцен» и эсминцы Z27 и Z30 минное поле заложили у полуострова Канин в устье Белого моря , потопившее советский ледокол «Микоян» . Три недели спустя те же четыре эсминца сопровождали «Адмирала Хиппер» , когда он пытался перехватить торговые корабли союзников, следовавшие в начале ноября самостоятельно в советские порты. [ 25 ]
Битва за Баренцево море
[ редактировать ]Во время операции «Регенбоген» при попытке перехватить конвой JW 51B, шедший из Великобритании в Советский Союз в конце декабря, «Экольдт» , «Бейтцен» и Z29 сопровождали адмирала Хиппера , когда он пытался отвлечь внимание эскорта конвоя, в то время как Луцов и три других эсминца атаковали конвой. [ 24 ] Три эсминца отделились от «Хиппера» для поиска конвоя и добились успеха утром 31 декабря. Эсминец HMS Obdurate в свою очередь заметил их и приблизился для расследования, когда немецкие корабли открыли огонь на расстоянии 8000 метров (8700 ярдов). [ 26 ] Упрямый отвернулся, чтобы присоединиться к конвою, не получив никаких повреждений, и немецкие корабли не преследовали его, поскольку им было приказано вернуться в Хиппер . Немцы обнаружили тральщик HMS Bramble , который ранее был отделен от конвоя для поиска отставших, когда они маневрировали, чтобы приблизиться к конвою, и эсминцам было приказано потопить его, в то время как Хиппер вступил в бой с эсминцами, сопровождающими конвой. Это заняло некоторое время из-за плохой видимости, и Хиппер тем временем был застигнут врасплох британскими силами прикрытия в виде легких крейсеров «Шеффилд» и «Ямайка» . Потопив «Брамбл» , немецкие эсминцы «Бейтцен» и «Экольдт» попытались воссоединиться с «Хиппером» , не подозревая, что в этом районе находятся британские крейсеры. Они перепутали Шеффилд с Хиппером , когда заметили друг друга на расстоянии 4000 метров (4400 ярдов) и были застигнуты врасплох, когда Шеффилд открыла огонь по ближайшему, Экольдту , из всех имеющихся у нее пистолетов. Экхольдт сломался надвое и затонул всеми руками менее чем за две минуты; Бейтцен остался невредимым. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Гренер, с. 199
- ^ Уитли, с. 18
- ^ Куп и Шмолке, с. 26
- ^ Уитли, с. 68
- ^ Уитли, с. 215
- ^ Уитли, стр. 71–72.
- ^ Уитли, с. 205
- ^ Перейти обратно: а б с д и Куп и Шмолке, с. 97
- ^ Уитли, с. 81
- ^ Ровер, стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли, с. 86
- ^ Эрвье, с. 112
- ^ Ровер, стр. 13.
- ^ Уитли, с. 92
- ^ Ровер, стр. 15.
- ^ Хаарр, стр. 70–71, 75
- ^ Хаарр, стр. 293, 295, 300–03
- ^ Грёнер, с. 200
- ^ Уитли, с. 106
- ^ Эрвье, с. 115
- ^ Уитли, с. 107
- ^ Уитли, с. 123
- ^ Уитли, стр. 124–29.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли, с. 142
- ^ Ровер, стр. 202, 207.
- ^ История штаба ВМФ, с. 93
- ^ Каппес, Ирвин Дж. (23 февраля 2010 г.). «Битва за Баренцево море» . German-Navy.De. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 29 мая 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Эрвье, Пьер (1980). «Операции по минированию немецкого эсминца у побережья Англии (1940–1941)». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль . Том. IV. Гринвич, Англия: Conway Maritime Press. стр. 110–16. ISBN 0-87021-979-0 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт; Штайнмец, Ханс Отто (1993). Немецкие военные корабли . Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. АСИН B003VHSRKE .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2003). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Королевский флот и арктические конвои: история штаба ВМФ . Лондон: Whitehall History Publishing совместно с Routledge. 2007. ISBN 978-0-7146-5284-9 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .