Немецкий крейсер Кёльн
![]() | |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Кёльн |
Строитель | Рейхсмариневерфт Вильгельмсхафен |
Запущен | 23 мая 1928 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 января 1930 г. |
Судьба | Потоплен американской авиацией 30 марта 1945 г. |
Общие характеристики [ а ] | |
Класс и тип | «Кёнигсберг» типа Крейсер |
Смещение | 7700 длинных тонн (7800 т ) |
Длина | 174 м (571 фут) |
Луч | 15,3 м (50 футов) |
Черновик | 6,28 м (20,6 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 5700 миль (10600 км; 6600 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
«Кёльн» — лёгкий крейсер , третий представитель «Кенигсберг» класса , эксплуатировавший с 1929 по март 1945 года, включая службу во Второй мировой войне . Он эксплуатировался двумя немецкими военно-морскими силами, Рейхсмарине и Кригсмарине . У нее было два однотипных корабля , «Кёнигсберг» и «Карлсруэ» . Кельн был построен Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене ; он был заложен в августе 1926 года, спущен на воду в мае 1928 года и принят в состав Рейхсмарине 15 января 1930 года. Он был вооружен главной батареей из девяти 15-см орудий SK C/25 (5,9 дюйма) в трех трехорудийных башнях и имел максимальная скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час).
Как и ее однотипные корабли, «Кельн» служил учебным кораблем для военно-морских кадетов в 1930-х годах и присоединился к патрулям невмешательства во время гражданской войны в Испании во второй половине десятилетия. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года он провел несколько операций в Северном море , но не встретил ни одного британского военного корабля. Она участвовала в нападении на Берген во время операции Weserübung в апреле 1940 года и была единственным членом своего класса, пережившим эту операцию. В 1942 году он был экспериментально модифицирован для перевозки Flettner Fl 282 вертолета . Позже в 1942 году она вернулась в Норвегию, но серьезных действий не приняла. Она оставалась там до начала 1943 года, когда вернулась в Германию, чтобы быть списанной по указу Гитлера после провала Кригсмарине в операции «Регенбоген» ; «Кёльн» вернулся в строй в 1944 году, сопровождая немецкие корабли в Норвегию и устанавливая мины. В марте 1945 года потоплен американскими бомбардировщиками в Вильгельмсхафене . Он оставался на ровном киле, с орудийными башнями над водой; это позволило ей обеспечить огневая поддержка защитников города до конца войны в мае 1945 года.
Дизайн
[ редактировать ]
Кельна составляла 174 метра (571 фут) Общая длина , ширина - 15,2 м (50 футов), а максимальная осадка - 6,28 м (20,6 футов). Водоизмещение ( 7700 длинных тонн 7800 т ) при полной загрузке . Корабль имел бака палубу , которая занимала большую часть длины корабля и заканчивалась сразу за сверхстрельной кормовой башней. Ее надстройка состояла из боевой рубки в носовой части с тяжелой трубчатой мачтой и дополнительной боевой рубки дальше в корме. У Кельна был экипаж из 21 офицера и 493 рядовых. [ 1 ] [ 2 ]
Ее двигательная установка состояла из четырех паровых турбин и пары 10-цилиндровых четырехтактных дизелей . Пар для турбин обеспечивался шестью двухсторонними водотрубными котлами морского типа, работающими на жидком топливе , вентиляция которых осуществлялась через пару воронок . Силовая установка корабля обеспечивала максимальную скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) и дальность полета примерно 5700 морских миль (10 600 км; 6600 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 1 ] [ 2 ]
Корабль был вооружен главной батареей из девяти 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C/25, установленных в трех трехорудийных башнях . Один располагался в носовой части, а два размещались в сверхстрелковой паре в кормовой части. Задние орудийные башни были смещены для увеличения угла обстрела. Им было поставлено 1080 патронов по 120 снарядов на ствол. Корабль также был оснащен двумя SK L/45 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) зенитными орудиями в одиночных установках; у них было по 400 патронов у каждого. «Кельн» также имел четыре тройные торпедные аппараты , расположенные в миделе корабля; они были снабжены двадцатью четырьмя торпедами диаметром 50 см (20 дюймов) . Он также был способен нести 120 морских мин . Корабль был защищен броневой палубой толщиной 40 мм (1,6 дюйма) на миделе и бронепоясом толщиной 50 мм (2 дюйма). Боевая рубка имела борта толщиной 100 мм (3,9 дюйма). [ 1 ] [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Köln был заказан как «Cruiser D» под контрактным названием Ersatz Arcona , в качестве замены старого крейсера Arcona . [ 3 ] Киль « Кельна » был заложен 7 августа 1926 года на верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене . Он был спущен на воду 23 мая 1928 года и принят в состав Рейхсмарине 15 января 1930 года, став последним завершенным кораблем своего класса. [ 2 ] Год она провела, проводя ходовые испытания и тренируясь в Балтийском море . В 1930 году он был модифицирован двумя спаренными SK C/25 8,8-см зенитными орудиями взамен первоначальных одиночных установок, была увеличена задняя надстройка и установлена система управления огнем зенитных орудий на корме. Эти новые орудия оказались неудовлетворительными и в 1931 году были заменены тремя парами 8,8 cm SK C/32 . [ 4 ] В начале 1932 года «Кёльн» отправился в круиз по Атлантике для более обширных ходовых испытаний. Вернувшись в Германию, она взяла свою первую команду военно-морских кадетов в кругосветное плавание, покинув Германию в конце 1932 года. Тур продлился целый год; она останавливалась в портах по всему миру, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, а также в Средиземном море. [ 5 ] В Австралии остановки тура включали Аделаиду, Мельбурн, Сидней и Хобарт, а команда приняла участие в нескольких широко освещавшихся футбольных матчах против местных команд, в том числе команды Королевского военно-морского флота Австралии в Сиднее. [ 6 ] [ 7 ]
В 1935 году на корабле была установлена авиационная катапульта , а также краны для управления поплавковыми самолетами . На задней стороне кормовой трубы также была установлена шестовая мачта. «Кельн» продолжал служить учебным кораблем до начала 1936 года, когда его перевели на службу по охране рыболовства. Позже в том же году она присоединилась к патрулям невмешательства у берегов Испании во время гражданской войны в Испании . После того, как немецкий тяжелый крейсер «Дойчланд» был атакован республиканскими бомбардировщиками в ходе так называемого « инцидента в Дойчланде » , Кёльн перевез раненых членов экипажа из Дойчланда обратно в Германию. «Кельн» провел еще четыре патрулирования у берегов Испании, прежде чем вернуться в охрану рыболовства в Северном море в 1938 году. В конце года он вошел в сухой док для ремонта в Киле . [ 5 ]
В марте 1939 года Кельн отплыл в Мемель (ныне Клайпеда , Литва) в связи с аннексией района Мемельланд , которого Германия требовала возврата от Литвы . Позже в том же году он присоединился к линкору «Гнейзенау» и тяжелым крейсерам «Дойчланд» , «Адмирал Шеер» и «Адмирал Граф Шпее» для серии крупных маневров в Атлантике. [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]1939–1941
[ редактировать ]В последние дни августа 1939 года Кельн находился в западной части Балтики, чтобы не допустить бегства польских судов после запланированного немецкого вторжения в Польшу 1 сентября; ей не удалось справиться с этой задачей. [ 9 ] С 3 по 20 сентября он участвовал в установке оборонительного минного поля «Западный вал» в немецком Северном море . [ 10 ] «Кёльн» присоединился к «Гнейзенау» и девяти эсминцам для вылазки через Каттегат и Скагеррак 7 октября к норвежскому побережью. Цель заключалась в том, чтобы симулировать прорыв в Атлантику, что оказало бы давление на британцев, заставляя их продолжать конвоирование, и ослабить давление в результате рейдовой операции адмирала графа Шпее . Целью также было вывести флот метрополии из Скапа-Флоу и заманить его в зону действия Люфтваффе . Немецкие войска были обнаружены британской воздушной разведкой 8 апреля на южном побережье Норвегии и сразу же вернулись домой, прибыв 10 октября в Киль. Флот метрополии покинул Скапа-Флоу, чтобы перехватить немецкие войска, но ничего не нашел. Всего для атаки на флот метрополии было задействовано 148 немецких самолетов, но они ничего не добились. Британцы начали воздушную атаку с использованием 12 бомбардировщиков «Веллингтон» , но они также не смогли поразить ни один из немецких военных кораблей. Флот метрополии не вернулся в Скапа-Флоу, поэтому, когда U-47 14 октября прорвала оборону гавани Скапа-Флоу, чтобы атаковать Флот метрополии, она обнаружила только старый линкор. HMS Royal Oak стоит на якоре. [ 11 ] [ 12 ]

20–22 ноября «Кельн» и крейсер «Лейпциг» сопровождали линкоры «Гнейзенау» и «Шарнхорст» на первом этапе их похода в Северную Атлантику. 22-го числа «Кёльн» и «Лейпциг» были выделены, чтобы присоединиться к неудачному патрулированию торговых кораблей союзников в Скагерраке вместе с «Дойчландом» и тремя торпедными катерами . Патруль продлился до 25 ноября и не смог обнаружить ни одного грузового судна союзников. [ 13 ] 13 декабря «Кёльн» , «Лейпциг» и «Нюрнберг» вышли в Северное море под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса, чтобы встретить пять эсминцев, возвращавшихся с операции по постановке мин у Ньюкасла , и сопроводить их домой. В 10:45 силы были атакованы британской подводной лодкой HMS Salmon , которая нанесла удар по Лейпцигу и Нюрнбергу , а затем роли поменялись, когда пять эсминцев должны были сопровождать крейсеры обратно в Германию. [ 14 ] [ 15 ]
Кельн приняла участие в операции Weserübung , вторжении в Норвегию , в апреле 1940 года. Ей была назначена группа 3, которой было поручено штурмовать Берген вместе со своей сестрой Кенигсбергом . [ 16 ] Она добралась до гавани невредимой, но Кенигсбергу повезло меньше; она была сильно повреждена норвежскими береговыми орудиями. Тем не менее Кёльн своими основными орудиями поддерживал немецкую пехоту на берегу. После того как порт был захвачен, он вернулся в Германию вместе с парой эсминцев. В конце 1940 года он отправился в сухой док для дальнейших модификаций. площадка для вертолета . На башне «Бруно» была установлена катушка размагничивания и посадочная После этого она служила испытательным стендом для вертолета Flettner Fl 282 и выполняла эту задачу до 1942 года. [ 17 ]

Еще проводя эксперименты с FI 282 в сентябре 1941 года, [ 18 ] Кёльн вошел в состав Балтийского флота. которому было поручено охранять Балтийское море от возможного прорыва советского флота. 23 сентября он покинул Свинемюнде вместе с линкором «Тирпиц» , крейсерами «Адмирал Шеер» и «Нюрнберг» , тремя эсминцами и пятью торпедными катерами. Флот патрулировал Аландское море , и после того, как советский флот был нейтрализован люфтваффе в гавани, все корабли вернулись в Готенхафен к 29 сентября. [ 19 ] В рамках операции «Беовульф » Кёльн участвовал в отвлекающей атаке на восточное побережье балтийского острова Даго в Рижском заливе в ночь на 12 октября, чтобы немецкие войска могли высадиться против ослабленной обороны на южном побережье. 13 октября советская подводная лодка «Щ-322» попыталась атаковать «Кельн» , но эскорт крейсера вынудил советскую подводную лодку прервать атаку. На следующий день Кёльн оказывал артиллерийскую поддержку наземным войскам, атаковавшим советские позиции на Ристне . [ 20 ] К концу 1941 года его перевели в Северное море и поставили в сухой док для последней крупной модификации. Это заключалось в установке радара FuMO 21 на крыше передового командного центра. [ 21 ]
1942–1945
[ редактировать ]9 июля 1942 года «Кельн» и эсминец Z16 «Фридрих Экольдт» покинули Киль, чтобы присоединиться к растущему военно-морскому присутствию в Норвегии. По пути в Кристиансанн корабли заложили оборонительное минное поле в Скагерраке. Между 14 и 15 июля Köln и эсминцы Friedrich Eckoldt , Z14 Friedrich Ihn и Z24 повторили операцию по постановке мин. 17 июля Кёльн и Фридрих Экольдт прибыли в Тронхейм . [ 22 ]
13 сентября он вместе с тяжелыми крейсерами «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» , а также двумя эсминцами двинулся из Нарвика в Альтенфьорд в рамках подготовки операции «Доппельшлаг» — нападения на арктический конвой PQ 18 . По пути флотилия была атакована британской подводной лодкой HMS Tigris , но торпеды прошли позади немецких кораблей. PQ-18 имел эскорт, в том числе авианосец , и с тех пор, как самолеты британского авианосца HMS Victorious чуть не подбили флагман немецкого флота, линкор «Тирпиц» , Гитлер не хотел рисковать своими крупными кораблями при атаке на сначала вывели из строя авианосец, конвой и настоял на том, чтобы люфтваффе прежде чем корабли смогут начать бой. В результате флотилии не было дано разрешение на продолжение операции, вместо этого PQ-18 был атакован подводными лодками и бомбардировщиками, которые потопили тринадцать грузовых судов. [ 23 ] [ 24 ]

Следующий арктический конвой JW 51B отправился в путь только в конце декабря. Поскольку в арктическую зиму и темноту сопровождение авианосцев было невозможно, Кригсмарине была полна решимости атаковать конвой в ходе операции «Регенбоген», что привело к битве в Баренцевом море . [ 25 ] Два имеющихся легких крейсера «Кёльн» и «Нюрнберг» в бою не участвовали, так как не считались полноценными боеспособными. [ 26 ] Немецкому флоту не удалось уничтожить JW-51B, и он был отброшен слабым британским эскортом конвоя. После этой неудачной операции разъяренный Гитлер заявил, что крупные корабли Кригсмарине будут выплачены и демонтированы, а их орудия будут использованы для усиления укреплений Атлантического вала . Адмирал Карл Дёниц убедил Гитлера сохранить боевую группу в составе линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» , а также тяжелого крейсера «Лютцов» . Но легкие крейсера «Кельн» и «Лейпциг» и поврежденный «Адмирал Хиппер» должны были быть списаны, а остальные крейсеры переданы в учебную эскадру. [ 27 ]
Кельн покинул Альтенфьорд 23 января 1943 года вместе с адмиралом Хиппером и эсминцем Z4 Richard Beitzen , чтобы вернуться в Германию. Три корабля остановились в Нарвике 25 января и в Тронхейме с 30 января по 2 февраля. [ 28 ] Возобновив плавание на юг, корабли 6 февраля искали норвежских участников блокады в Скагерраке, а затем зашли в порт Киля 8 февраля. [ 29 ] «Кёльн» был выведен из эксплуатации в Киле 17 февраля. В начале 1944 года ее отправили в сухой док для капитального ремонта, чтобы подготовить ее к возвращению в боевое дежурство; это было завершено к 1 июля. Крейсер некоторое время служил учебным кораблем, а затем сопровождал немецкие торговые суда в Норвегии. [ 18 ]
В ночь с 13 на 14 декабря [ 30 ] Кёльн был атакован британскими бомбардировщиками в Осло-фьорде ; несколько промахов привели к повреждению ее двигательной установки, которая потребовала ремонта в Германии. [ 18 ] Затем она направилась в Вильгельмсхафен, где снова неоднократно подвергалась атакам бомбардировщиков союзников. [ 18 ] 30 марта B-24 Liberator из Восьмой воздушной армии атаковали гавань; [ 31 ] «Кёльн» получил удар и затонул на ровном киле. Поскольку ее орудия оставались над водой, корабль использовался как артиллерийская батарея для защиты города от наступающих войск союзников. В этом качестве она прослужила до конца войны в мае. он был частично разобран на месте и окончательно поднят в 1956 году на слом. После окончания войны [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Эта статистика относится к завершенному кораблю; За время ее карьеры менялось вооружение, численность экипажа и другие характеристики корабля.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б с д Сиече , с. 230 .
- ^ Грёнер , с. 119.
- ^ Stehr & Breyer 1999 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , стр. 22–23.
- ^ «Экипаж немецкого крейсера KOLN и футбольной команды Королевских военно-морских сил Австралии» . Австралийский национальный морской музей. 2013. Архивировано из оригинала 19 марта 2018 года . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Винтер, Кристина (26 февраля 2008 г.). « Корабль доброй воли»: легкий крейсер «Кёльн» посещает Рабаул (1933)» . Австралийский журнал политики и истории . 54 (1): 44–54. дои : 10.1111/j.1467-8497.2008.00483.x . hdl : 1885/37746 .
- ^ Уильямсон , с. 23.
- ^ Уильямсон , с. 24.
- ^ Ровер , стр. 2.
- ^ Ровер , стр. 6.
- ^ Беккер , стр. 33–34.
- ^ Ровер , стр. 6, 9–10.
- ^ Ровер , стр. 10–11.
- ^ Беккер , стр. 61–62.
- ^ Ровер , стр. 18.
- ^ Уильямсон , стр. 23–24, 33.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямсон , с. 33.
- ^ Ровер , стр. 102–103.
- ^ Ровер , стр. 107–108.
- ^ Уильямсон , стр. 23, 33.
- ^ Ровер , стр. 179.
- ^ Ровер , стр. 195–196.
- ^ Кемп , стр. 102–111.
- ^ Кемп , стр. 115–118.
- ^ Бреннеке , стр. 225.
- ^ Беккер , стр. 279–291.
- ^ Ровер , стр. 227.
- ^ Ровер , стр. 227–228.
- ^ Ровер , стр. 378.
- ^ Ровер , стр. 404.
- ^ Уильямсон , с. 34.
Ссылки
[ редактировать ]
- Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN 3-548-03057-2 .
- Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан Атлантика Балтийское море. ( на немецком языке Арктика, Атлантика, Балтика: Действия тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» ). Мюнхен: Хейне. ISBN 3-453-87084-0 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Кейселл. ISBN 0-304-35451-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Штер, Вернер Ф.Г.; Брейер, Зигфрид (1999). Легкая и средняя артиллерия на немецких боевых кораблях . Военно-морской арсенал (на немецком языке). Том 18 специального выпуска. Вёльферсхайм-Берштадт: Подзун Паллас. ISBN 3-7909-0664-6 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие легкие крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-503-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0456-9 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2002). Немецкие лёгкие крейсеры Второй мировой войны: «Эмден», «Кенигсберг», «Карлсруэ», «Кёльн», «Лейпциг», «Нюрнберг» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-310-7 .
- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .
- Крейсера типа «Кенигсберг» (1927 г.)
- Корабли постройки в Вильгельмсхафене
- корабли 1928 года
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном море
- Крейсеры, потопленные авиацией
- Морские инциденты в марте 1945 г.
- Воинские части и соединения гитлеровской Германии в Гражданской войне в Испании
- Корабли, потопленные авиацией США