Немецкий эсминец Z14 Фридрих Хим
Ее родственный корабль Z5 Пол Якоби ок. 1938 год
| |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя | Z14 Фридрих Хим |
Тезка | Фридрих Хим |
Заказал | 9 января 1935 г. |
Строитель | Блом и Восс , Гамбург |
Номер двора | Б503 |
Заложен | 30 мая 1935 г. |
Запущен | 5 ноября 1935 г. |
Завершенный | 6 апреля 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | 9 апреля 1938 г. |
Судьба | Выделен Советскому Союзу в качестве военного приза. |
Советский Союз | |
Имя | Прытки |
Приобретенный | ноябрь 1945 г. |
пораженный | 22 марта 1952 г. |
Судьба | Продан на металлолом и разобран |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | типа 1934А Эсминец |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 11,30 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,23 м (13 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 325 |
Вооружение |
|
Z14 Friedrich Ihn — типа 1934А, эсминец построенный для нацистской Германии в Кригсмарине середине 1930-х годов. Корабль был назван в честь немецкого морского офицера Первой мировой войны Фридриха Ина . В начале Второй мировой войны корабль первоначально был задействован для блокады польского побережья, но его быстро перебросили в Немецкую бухту для постановки оборонительных минных полей в немецких водах. В конце 1939 — начале 1940 года корабль заложил у английского побережья несколько наступательных минных полей, в результате которых погибло 18 торговых судов и эсминец. Ihn находился в ремонте во время Норвежской кампании в начале 1940 года и позже в том же году был переведен во Францию.
После длительного ремонта в Германии он вернулся во Францию в начале 1941 года, где в течение нескольких месяцев сопровождал возвращающиеся военные корабли , торговые рейдеры и корабли снабжения через Бискайский залив . Она оставалась в Германии до конца года после возвращения в июле. Корабль был переведен во Францию в начале 1942 года для сопровождения крупных кораблей , проходивших через Ла-Манш, чтобы вернуться в Германию ( Ланш-Дэш ). Затем Ин была переведена в Норвегию, где она участвовала в нескольких безуспешных нападениях на конвои, направлявшиеся в Советский Союз . После этого она вернулась в Германию и оставалась там до конца года. Корабль провел большую часть 1943 года в северной Норвегии, хотя по большей части бездействовал из-за нехватки топлива. В конце года «Ин» отправили домой для длительного ремонта, а после его завершения в середине 1944 года ее отправили в южную Норвегию. Корабль оставался там до конца войны, хотя совершил несколько рейсов для эвакуации беженцев из Восточной Пруссии в последние дни войны .
В конечном итоге Ин был передан Советам, когда уцелевшие военные корабли были разделены между союзниками после войны. мало что известно О ее службе в ВМФ СССР , и, вероятно, ее сдали на слом где-то в 1960-х годах.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Фридрих Ihn имел общую длину 119 метров (390 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии 114 метров (374 фута) . Корабль имел ширину 11,30 метра (37 футов 1 дюйм) и максимальную осадку 4,23 метра (13 футов 11 дюймов). Его водоизмещение 2239 длинных тонн (2275 т ) при стандартной загрузке и 3165 длинных тонн (3216 т) при глубокой загрузке . с редуктором Вагнера Паровые турбины были спроектированы так, чтобы производить 70 000 лошадиных сил (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ), которые могли развивать корабль со скоростью 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). Пар к турбинам подавали шесть котлов высокого давления Бенсона. [ 1 ] с пароперегревателями . Фридрих Ин перевозил максимум 752 метрические тонны (740 длинных тонн) мазута , что должно было обеспечить дальность полета 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час), но Корабль оказался тяжелым в эксплуатации, и 30% топлива пришлось оставить в качестве нижнего балласта на корабле. [ 2 ] Эффективная дальность полета оказалась всего 1530 морских миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 3 ] Экипаж корабля состоял из 10 офицеров и 315 матросов. [ 1 ]
Фридрих Ihn нес пять 12,7-см орудий SK C/34 в одиночных установках с орудийными щитками , по два наложенных друг на друга , в носовой и кормовой части. Пятое орудие располагалось на крыше задней рубки. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-см орудий SK C/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и шести 2-см орудий C/30 в одиночных установках. Корабль нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в двух механических установках. Для каждой установки предусматривалась пара торпед перезарядки. [ 1 ] [ 4 ] Четыре метателя глубинных бомб устанавливались по бортам задней рубки и дополнялись шестью стойками для отдельных глубинных бомб по бокам кормы. Глубинных бомб было достаточно для двух или четырех схем по шестнадцать зарядов в каждой. [ 5 ] На задней палубе могли быть установлены минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла шестьдесят мин . [ 1 ] «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) К февралю 1941 года были установлены пассивные гидрофоны для обнаружения подводных лодок , а активная гидролокационная система. [ 6 ]
Модификации
[ редактировать ]За время войны легкое зенитное вооружение корабля несколько раз усиливалось. В апреле 1941 года улучшенные 2-см орудия C/38 заменили исходные орудия C/30 и были добавлены три дополнительных орудия. Две пушки на кормовой палубе укрытия были в какой-то момент заменены одной 2-сантиметровой счетверенной установкой Flakvierling , вероятно, в 1942 году. Где-то в 1944–45 годах Z14 Friedrich Ihn получил частичную модернизацию зенитных установок «Барбара», где были установлены сдвоенные 2-см установки. заменила ее одиночные игры, получив в общей сложности восемнадцать стволов диаметром 2 см. [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Friedrich Ihn , названный в честь командира торпедного катера S35 , погибшего во время Ютландского сражения в 1916 году, был заказан 19 января 1935 года фирмой Blohm & Voss . Он был заложен на верфи в Гамбурге 30 мая 1935 года под заводским номером B503, спущен на воду 5 ноября 1935 года и завершен 6 апреля 1938 года. [ 8 ] Корабль участвовал в смотре флота в августе 1938 года в составе 3-й дивизии эсминцев. 23–24 марта 1939 года «Фридрих Ин» был одним из эсминцев, сопровождавших Адольфа Гитлера на борту карманного линкора «Дойчланд», когда немцы оккупировали Мемель . [ 9 ] Она участвовала в учениях весеннего флота в западном Средиземноморье и в апреле и мае совершила несколько визитов в испанские и марокканские порты. [ 10 ]
Когда началась Вторая мировая война, Фридрих Ян первоначально был направлен на Балтику для действий против польского флота и обеспечения блокады Польши. [ 9 ] но вскоре его перевели в Немецкую бухту , где он присоединился к своим однотипным кораблям в установке оборонительных минных полей. [ 11 ] В октябре она также патрулировала Скагеррак для проверки нейтральных судов на предмет контрабанды. [ 9 ] Корабль должен был провести операцию по постановке мин у британского побережья в начале ноября, но она была отменена, когда у одного из других эсминцев, назначенных для участия в операции, возникли проблемы с оборудованием из-за загрязненного мазута. [ 12 ]
В ночь с 12 на 13 декабря немецкие эсминцы вышли на постановку минных полей у британского побережья. Под командованием коммодора ( Commodore ) Фридриха Бонте . [ 13 ] На своем флагманском корабле Герман Кюнне , Фридрих Ин , Бруно Хайнеманн , Рихард Байтцен и Эрих Штайнбринк заложили 240 мин у устья реки Тайн , где еще горели навигационные огни. [ 14 ] Британцы не знали о существовании минного поля и потеряли одиннадцать кораблей общим водоизмещением 18 979 брутто-регистровых тонн (GRT). [ 15 ] Позже эсминцам было приказано сопровождать поврежденные легкие крейсеры «Лейпциг» и «Нюрнберг» , торпедированные подводной лодкой HMS Salmon , прикрывая отход эсминцев. У Ина и Штайнбринка возникли проблемы с оборудованием в пути, и они были вынуждены вернуться в порт, прежде чем достигли крейсеров. Ин и ее сестры Фридрих Экольдт и Штайнбринк снова совершили вылет в ночь на 18 декабря, но британцы выключили навигационные огни возле Орфорднесса , и немцы были вынуждены отказаться от попытки, поскольку они не могли определить свое местоположение достаточно точно, чтобы заложить минное поле. правильное положение. [ 16 ]
1940
[ редактировать ]Еще одно минное поле из 170 магнитных мин было заложено Ином , Эколтом и ее сестрой Стейнбринк в ночь с 6 на 7 января 1940 года у устья Темзы . Эсминец HMS Grenville и шесть торговых судов общим водоизмещением 21 617 брутто-тонн также погибли на этом минном поле, а еще один корабль был поврежден. [ 17 ] возглавил вылазку эсминца по постановке мин в район Ньюкасла В ночь с 10 на 11 января Бонте вместе с Ином , Хайдкампом , Экольдтом , Антоном Шмиттом , Бейтценом и Карлом Гальстером . У Ина пришлось сопровождать ее обратно в Германию были проблемы с ее котлами, из-за которых ее максимальная скорость снизилась до 27 узлов (50 км / ч; 31 миль в час), и Байцен . Это минное поле уничтожило только один рыболовный траулер водоизмещением 251 тонну. [ 18 ]
Ihn находился в ремонте во время операции Weserübung в апреле и не покидал верфь до мая, когда он начал работать в составе 5-й флотилии эсминцев . Флотилия была переброшена к атлантическому побережью Франции в начале сентября и 11 сентября была атакована бомбардировщиками Бристоль Бленхейм Королевских ВВС при пересечении бухты Сены , но безрезультатно, хотя Ина чуть не промахнулись. Сейчас базируюсь в Бресте. [ 19 ] флотилия заложила минное поле в заливе Фалмут в ночь с 28 на 29 сентября. На этом минном поле было потоплено пять кораблей общим водоизмещением всего 2026 брт. [ 20 ] Под предводительством Kapitän zur See Erich Bey , Ihn и четыре других эсминца 17 октября направились к юго-западным подходам и были перехвачены британскими силами в составе двух легких крейсеров и пяти эсминцев. Британцы открыли огонь с предельной дистанции и были вынуждены отойти от дальних торпедных залпов и атак бомбардировщиков Люфтваффе, не поразив ни одного немецкого корабля. Ин вернулся домой 7 ноября для ремонта в Штеттине . [ 21 ]
Ее ремонт был завершен в конце января 1941 года, но он застрял в ловушке из-за толстого льда и не смог добраться до Готенхафена для работы до середины февраля. [ 22 ] Ин вернулась во Францию в апреле, где она базировалась в Ла-Паллисе . Там она в основном занималась сопровождением возвращающихся торговых рейдеров, военных кораблей и кораблей снабжения через Бискайский залив на базы во Франции. В их число входили рейдер «Тор» 22 апреля, корабль снабжения «Нордланд» и нефтяной танкер «Эрмланд» в конце мая. « Тяжелый крейсер Принц Ойген» был эскортирован в Брест в начале июня после отделения от линкора «Бисмарк» в ходе операции «Рейнюбунг» . 27 июля «Ин» отплыл из Бреста для очередного ремонта и в тот же день был безуспешно атакован британскими торпедными катерами (МТБ) у Кале . [ 23 ]
1942
[ редактировать ]Корабль оставался в водах Германии до конца года после завершения ремонта. Был отправлен в Брест в феврале 1942 года для сопровождения линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст» , а также «Принц Ойген» через Ла-Манш обратно в Германию (операция «Цербер»). Во время плавания Ин дважды атаковал британские МТБ и сбил два Fairey Swordfish торпедоносца . Вскоре после этого корабль присоединился к четырем другим эсминцам в сопровождении «Принца Ойгена» и тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в Тронхейм , Норвегия. Тяжелая погода вынудила Ihn и два других эсминца вернуться в порт, не дойдя до Тронхейма, а Prinz Eugen был серьезно поврежден британской подводной лодкой после их разделения. [ 24 ]
6 марта линкор «Тирпиц » в сопровождении «Ина» и трех других эсминцев совершил боевой вылет для атаки возвращающегося конвоя QP 8 и направлявшегося в Россию PQ 12 в рамках операции «Спортпаласт» («Дворец спорта»). Той ночью погода ухудшилась, и Ин повредили мостик и переднюю артиллерийскую установку высокие волны . На следующее утро адмирал Отто Силиакс , командующий операцией, приказал эсминцам самостоятельно искать корабли союзников , и они наткнулись на водоизмещением 2815 брт советское грузовое судно SS Ijora , отставшее от QP 8 позже в тот же день, и потопили его. Тирпиц Вскоре к ним присоединился , и Цилиакс приказал Ину отправиться в Харстад для дозаправки. Эсминец утром присоединился к линкору и смог сбить один из пяти Fairey Albacore. торпедоносцев [ 25 ] с авианосца HMS Victorious [ 26 ] что безуспешно атаковал немецкие корабли в 10:20. Через два часа оба корабля вернулись в порт. [ 27 ]
К маю «Ин» был флагманом капитана Фрица Бергера из 5-й флотилии эсминцев, и ей было поручено сопровождать «Тирпиц» во время операции «Рёссельспрунг» ( «Ход коня» ) — атаки на направлявшийся в Россию конвой PQ 17 . Корабли вышли из Тронхейма 2 июля для первого этапа операции, хотя все три других эсминца, приписанных к Тирпица эскорту , сели на мель в темноте и сильном тумане и были вынуждены вернуться в порт для ремонта. Тирпиц , тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и «Ин» прибыли в Альтафьорд 4 июля, но были отозваны вскоре после вылета 5-го числа и так и не вступили в бой с кораблями союзников. 12 июля она сопровождала Galster , один из эсминцев, севших на мель, обратно в Германию. [ 28 ]
1943–1945
[ редактировать ]После ее прибытия «Ин» был переоборудован и оставался в Балтийском море до конца года. 9 января 1943 года вместе с двумя другими эсминцами он сопровождал «Шарнхорст» и «Принц Ойген» , когда они пытались вернуться в Норвегию из Готенхафена. Два дня спустя корабли были замечены в пути самолетом Королевских ВВС , и попытка была прекращена, поскольку элемент неожиданности был утерян. Еще одна попытка была предпринята в марте, правда, только с «Шарнхорстом» , и 7 марта Ин присоединился к ее эскорту у Кристиансанна в Норвегии. Тяжелая погода вынудила эсминец зайти в Берген , Норвегия, хотя линкор дошёл до Тронхейма. Ин была переведена в Нарвик (Норвегия) в конце апреля, хотя нехватка топлива сильно ограничивала ее деятельность в Арктике. В ноябре ей было приказано вернуться домой для ремонта, продолжительного, который длился до июня 1944 года. Затем до конца года она находилась в Хортене, Норвегия, где выполняла функции сопровождения конвоев и постановки мин, в основном в Скагерраке. Корабль прошел краткий ремонт в Свинемюнде в ноябре, которая увеличила свое зенитное вооружение, вернулась в Хортен, где оставалась до мая 1945 года. 5 мая Ин отплыла из Дании в Хелу , где погрузила беженцев, которых на следующий день переправила в Копенгаген. Она немедленно развернулась и вернулась в Хелу за другим грузом, который доставила в Глюксбург , Германия, 8-го числа. На следующий день она сдалась во Фленсбурге. [ 29 ]
Послевоенный
[ редактировать ]корабль был переведен в Вильгельмсхафен Летом под британский контроль, а вопрос о разделе уцелевших военных кораблей решался между победившими союзниками. Пока это обсуждалось, корабли были отремонтированы с небольшой обслуживающей командой на борту, чтобы сохранить их ценность. Союзная трехсторонняя комиссия передала Ihn Советскому Союзу в конце 1945 года. К этому времени у нее возникли некоторые проблемы с ее котлами, и британцы предложили обменять ее на Теодора Рейделя , чтобы не заставлять Советы ждать ее ремонта. Они отказались, и «Ин» был отремонтирован быстрее, чем предполагалось, с грузом на борт дополнительных запасных частей котла для рейса. [ 30 ] Введенный в состав ВМФ СССР под названием » « Прыткий . , корабль служил на Балтийском флоте, пока 22 марта 1952 года его не исключили из списков и не продали на металлолом [ 31 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гренер, с. 199
- ^ Уитли, с. 18
- ^ Куп и Шмолке, с. 26
- ^ Уитли, с. 68
- ^ Уитли, с. 215
- ^ Уитли, с. 72
- ^ Уитли, стр. 73, 75.
- ^ Уитли, с. 205
- ^ Jump up to: а б с Куп и Шмолке, с. 97
- ^ Уитли, с. 81
- ^ Ровер, стр. 2.
- ^ Уитли, с. 87
- ^ Эрвье, с. 113
- ^ Уитли, с. 91
- ^ Ровер, стр. 11.
- ^ Уитли, стр. 91–92.
- ^ Ровер, стр. 13.
- ^ Уитли, с. 92
- ^ Уитли, стр. 97, 105–06.
- ^ Эрвье, с. 115
- ^ Уитли, стр. 107–10.
- ^ Уитли, с. 115
- ^ Уитли, стр. 115–16.
- ^ Уитли, стр. 118–19, 132–33.
- ^ Уитли, стр. 133–34.
- ^ Ровер, стр. 149.
- ^ Уитли, стр. 134–35.
- ^ Уитли, стр. 140–41.
- ^ Уитли, стр. 164–66, 170–71, 189, 191.
- ^ Уитли, стр. 191, 198, 205.
- ^ Patjanin, S.V. (2004). "Эсминцы типа Леберехт Мааcс . Эскадренные миноносцы серий 34, 34А, 36" [Destroyer Type "Leberecht Maass". Destroyer series 34, 34A, 36.]. Morskaya Kollektsia (in Russian) (5): 32.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Эрвье, Пьер (1980). «Операции по постановке мин немецких эсминцев у побережья Англии (1940–1941)». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль . Том. IV. Гринвич, Англия: Conway Maritime Press. стр. 110–16. ISBN 0-87021-979-0 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2003). мировой войны Немецкие эсминцы Второй Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Z14 Friedrich Ihn (корабль, 1938 г.) на Викискладе?
- Эсминцы Кригсмарине