Jump to content

Список легких крейсеров Германии

Литография СМС «Газель» , первого современного легкого крейсера, построенного в Германии.

Немецкие военно-морские силы, в частности Kaiserliche Marine , Reichsmarine и Kriegsmarine, построили серию легких крейсеров в период с 1890-х по 1940-е годы. Разрешение на крупную программу строительства легких крейсеров появилось в Военно-морском законе 1898 года , который предписывал приобретение тридцати судов этого типа. [ 1 ] Первый такой класс лёгких крейсеров, «Газель» класс , был основан на нескольких промежуточных проектах незащищённых крейсеров , таких как «Бюссар» класс , и ависос — диспетчерских катеров — типа СМС Хела . [ 2 ] Десять членов класса «Газель» установили основные параметры для всех более поздних легких крейсеров Kaiserliche Marine . [ 3 ] В течение следующих двух десятилетий немцы построили еще тридцать семь легких крейсеров; эти суда медленно росли в размерах, скорости, вооружении и броне. Первоначальная 10,5-см (4,1 дюйма) пушка SK L/40 была заменена более совершенной моделью L/45 в Kolberg классе , а на смену ей, в свою очередь, пришла более мощная SK L/45 15-см (5,9 дюйма) пушка в класс Пиллау . ватерлинейный броневой пояс был введен «Магдебург» В классе , что значительно улучшило оборонительные качества кораблей.

Все эти сорок семь крейсеров участвовали в боях по всему миру во время Первой мировой войны ; Основная часть служила в составе немецкого флота в Северном и Балтийском морях , хотя некоторые служили на иностранных базах, обычно в качестве торговых рейдеров. Шестнадцать крейсеров были потеряны во время войны по самым разным причинам: от подводных лодок противника и морских мин до боевых действий с эскадрами крейсеров противника. Большинство выживших были либо затоплены в Скапа-Флоу в июне 1919 года, либо захвачены правительствами различных союзников в качестве военных призов после поражения Германии. Некоторые из них были приняты в состав их флотов: Италия получила три крейсера, а Франция - четыре. Германии было разрешено сохранить восемь самых старых крейсеров; из них пятеро продолжали выполнять второстепенные роли во время Второй мировой войны .

позволил Версальский договор Германии заменить эти старые крейсеры, и первое такое новое судно, «Эмден» , было построено в начале 1920-х годов по проекту, основанному на последних классах военного времени. Новый подход был использован в пяти самолетах последующих «Кенигсберг» и «Лейпциг» классов с трехорудийными башнями и гибридными дизель-турбинными силовыми установками. Еще шесть кораблей класса М планировалось построить в конце 1930-х годов, но начало войны вынудило их списать. Шесть крейсеров классов «Эмден» , «Кенигсберг» и «Лейпциг» участвовали во Второй мировой войне, и только один — «Нюрнберг» — пережил войну неповрежденным. Два из них были потоплены во время вторжения в Норвегию, а остальные три судна были уничтожены бомбардировщиками союзников в последние месяцы войны. «Нюрнберг» , последний крейсер, построенный Германией, был захвачен Советским Союзом и введен в строй под именем «Адмирал Макаров» , прослуживший до конца 1950-х годов.

Ключ
Вооружение Количество и тип основного вооружения
Броня Толщина палубной брони
Смещение Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке [ а ]
Движение Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость.
Услуга Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба.
Заложен Дата киля начала сборки
Введен в эксплуатацию Дата сдачи корабля в эксплуатацию

Имперский флот

[ редактировать ]

Газель класс

[ редактировать ]
Фрауэнлоб в стадии реализации до начала Первой мировой войны

Класс «Газель» был первым современным лёгким крейсером Имперского флота. [ 5 ] Этот новый класс кораблей стал кульминацией более ранних незащищенных крейсеров «Бюссар» класса — и нескольких экспериментальных промежуточных типов, таких как «Гефион» и «Хела» . Немцы намеревались использовать « Газели » как в качестве разведчиков флота, так и в качестве заморских крейсеров. [ 2 ] Хотя они были меньше своих зарубежных современников, для того времени это были прочные и мощно вооруженные корабли. [ 6 ] В результате они смогли эффективно выполнять две роли, предусмотренные в проекте. [ 2 ] По словам историка Эрика Осборна, «[т] легкие крейсеры класса «Газель» заложили тенденцию для будущих кораблей этой общей конструкции… [они] несли мало брони или вообще не имели ее, главным преимуществом была скорость». [ 7 ] Действительно, все будущие легкие крейсеры, построенные Имперским флотом, в целом следовали одной и той же схеме, с небольшими фундаментальными изменениями. [ 3 ]

Десять кораблей на протяжении всей своей карьеры выполняли самые разные функции. До войны большинство из них служило на иностранных станциях или в составе основного флота, а «Нимфа» и «Ундина» служили учебными кораблями. [ 8 ] Из-за возраста «Газели» к 1914 году были выведены в резерв, но после начала Первой мировой войны в августе 1914 года их мобилизовали на действительную службу. [ 2 ] Большинство из них первоначально использовались в качестве кораблей береговой обороны на Балтике, но «Фрауэнлоб» и «Ариадна» остались в составе флота. [ 8 ] «Ариадна» была потоплена несколькими британскими линейными крейсерами в битве при Гельголандской бухте 28 августа 1914 года. [ 9 ] Фрауэнлоб был торпедирован и потоплен HMS Southampton в Ютландском сражении 31 мая 1916 года, при этом погиб почти весь экипаж. [ 10 ] на Балтике «Ундина» была торпедирована и потоплена британской подводной лодкой HMS E19 . 7 ноября 1915 года [ 11 ]

Семь уцелевших кораблей были выведены из строя в 1916 году и использовались во вспомогательных целях. Они продолжили службу в новой Рейхсмарине , за исключением «Газели» , которая была разобрана на металлолом в 1920 году . «Ниобе» была продана Югославии в 1925 году и переименована в «Далмацию» , а «Нимфа» и «Фетида» были сданы на слом в начале 1930-х годов. Arcona , Medusa и Amazone использовались в качестве казарменных корпусов до конца 1930-х годов. [ 2 ] [ 8 ] После начала Второй мировой войны « Медуза» и «Аркона» были переоборудованы в плавучие зенитные батареи и защищали немецкие порты с 1940 года до конца войны, когда они были затоплены своими экипажами 3 мая 1945 года. Тем временем Amazone оставалась на вооружении как Корабль-казарма до конца войны. [ 8 ] В конце концов, «Далмация» вернулась под контроль Германии в 1943 году и была уничтожена в декабре того же года британскими торпедными катерами . [ 12 ]

Краткое описание Газель класса
Корабль Вооружение [ 13 ] Броня [ 13 ] Смещение [ 13 ] Движение [ 13 ] Услуга [ 13 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Газель 10 × 10,5-см орудий СК L/40 25 мм (0,98 дюйма) 2963 т (2916 длинных тонн) 2 вала, 2 поршневых двигателя , 19,5 узлов (36,1 км/ч ; 22,4 миль в час ) 1897 15 июня 1901 г. Списано, 1920 г.
Ниобея 2 вала, 2 поршневых двигателя , 21,5 узлов (39,8 км/ч ; 24,7 миль в час ) 1898 25 июня 1900 г. Разрушен 19 декабря 1943 г.
Нимфа 3017 т (2969 длинных тонн) 20 сентября 1900 г. Списан, 1932 г.
Фетида 1899 14 сентября 1901 г. Списано, 1930 г.
Ариадна 3006 т (2959 длинных тонн) 18 мая 1901 г. Затонувшая битва в Гельголандской бухте , 28 августа 1914 г.
Амазонка 3082 т (3033 длинных тонны) 18 мая 1901 г. Списано, 1954 г.
Медуза 2972 т (2925 длинных тонн) 1900 26 июля 1901 г. Списано, 1948–1950 гг.
Женская похвала 3158 т (3108 длинных тонн) 1901 17 февраля 1903 г. Затонул, Ютландское сражение , 31 мая 1916 г.
Аркона 3180 т (3130 длинных тонн) 12 мая 1903 г. Списан, 1948 г.
Ундина 3112 т (3063 длинных тонны) 5 января 1904 г. Затонул, 7 ноября 1915 г.

Бремен класс

[ редактировать ]
Бремен в США в 1907 году.

Класс «Бремен» представлял собой постепенное улучшение по сравнению с более ранними «Газелью », поскольку он был крупнее и немного быстрее. В остальном они были очень похожи и имели одинаковую главную батарею из 10,5-см орудий. [ 14 ] Одно судно, «Любек» , было оснащено новыми паровыми турбинами «Парсонс» , чтобы оценить их использование в будущих проектах; на остальных судах сохранились проверенные двигатели тройного расширения. [ 15 ] За время своей карьеры в мирное время корабли выполняли несколько функций. Бремен и Лейпциг служили в Восточноазиатской эскадрилье в начале своей карьеры ; остальные корабли, за исключением «Мюнхена» , были приписаны к разведывательным силам флота. «Мюнхен» использовался как учебный торпедный корабль. [ 16 ]

Корабли принимали участие в обширных боевых действиях во время войны. Лейпциг сражался в составе Восточноазиатской эскадры в битве при Коронеле и был потоплен в последующей битве за Фолклендские острова в конце 1914 года. [ 17 ] Мюнхен был умеренно поврежден в Ютландии. [ 18 ] Бремен в 1915 и 1917 годах , Любек и Данциг вступили в бой с русскими войсками в битве при Рижском заливе и во время операции «Альбион» соответственно. [ 19 ] [ 20 ] «Берлин» и «Мюнхен» были выведены из эксплуатации в 1916 году, последний после сильного повреждения миной . только Берлин и Гамбург После войны остались ; остальные уцелевшие корабли были конфискованы Великобританией в качестве военных призов и сданы на слом в начале 1920-х годов. Оба использовались в качестве учебных крейсеров в 1920-х годах, а затем в качестве казарменных кораблей в 1930-х годах. [ 16 ] Гамбург был потоплен британскими бомбардировщиками в 1944 году во время Второй мировой войны. [ 21 ] а Берлин был загружен химическим оружием и затоплен в Скаггераке в 1947 году для утилизации боеприпасов. [ 16 ]

Краткое содержание бременского класса
Корабль Вооружение [ 22 ] Броня [ 23 ] Смещение [ 23 ] Движение [ 24 ] Услуга [ 22 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Бремен 10 × 10,5-см орудий СК L/40 80 мм (3,1 дюйма) 3797 т (3737 длинных тонн) 2 вала, 2 поршневых двигателя, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) 1902 19 мая 1904 г. Затонул, 17 февраля 1915 г.
Гамбург 3651 т (3593 длинных тонны) 8 марта 1904 г. Списано, 1956 год.
Берлин 3792 т (3732 длинных тонны) 4 апреля 1905 г. Затоплен, 1947 год.
Любек 3661 т (3603 длинных тонны) 4 вала, 2 паровые турбины , 22,5 узлов (41,7 км/ч; 25,9 миль в час) 1903 26 апреля 1906 г. Списано, 1922–1923 гг.
Мюнхен 3780 т (3720 длинных тонн) 2 вала, 2 поршневых двигателя, 22 кН 10 января 1905 г. Списано, 1920 г.
Лейпциг 3756 т (3697 длинных тонн) 1904 20 апреля 1906 г. Затонул, битва за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г.
Данциг 3783 т (3723 длинных тонны) 1 декабря 1907 г. Списано, 1922–1923 гг.

Кенигсбергский класс (1905 г.)

[ редактировать ]
Кенигсберг в Германской Восточной Африке

Класс «Кенигсберг» продолжил общую тенденцию создания немного более крупных и быстрых немецких легких крейсеров. Как и « Бременцы », один из представителей нового класса — «Штеттин» — был оснащен турбинами для испытательных целей. Они сохранили то же вооружение и броневую защиту, что и класс «Бремен» . [ 15 ] [ 25 ] Все четыре корабля были задействованы в составе Флота открытого моря после ввода в строй, хотя «Нюрнберг» был отправлен в Азию в 1910 году. [ 26 ] а Кенигсберг был отправлен в воды Восточной Африки в 1914 году. [ 27 ]

Все четыре корабля участвовали в крупных боевых действиях во время войны. Кенигсберг , обосновавшийся в Дар-эс-Саламе в начале войны, начал короткую и неудачную карьеру рейдеров в торговле в регионе. [ 28 ] хотя она и уничтожила британский крейсер HMS Pegasus . [ 29 ] В конце концов она оказалась в ловушке в реке Руфиджи и позже была уничтожена парой британских наблюдателей в 1915 году. [ 30 ] Однако война для корабля не закончилась, поскольку его орудия были сняты и широко использовались в Пауля фон Леттова- Ворбека восточноафриканской кампании . [ 31 ] «Нюрнберг» участвовал в боях у Коронеля и у Фолклендских островов, где и был потоплен. [ 32 ] Штеттин участвовал в битве при Гельголандской бухте в августе 1914 года. [ 33 ] И она, и Штутгарт также участвовали в Ютландской битве. [ 34 ] После 1917 года Штеттин использовался в качестве учебного корабля, а в 1918 году Штутгарт был переоборудован в тендер для гидросамолетов. Оба были конфискованы Великобританией в качестве военных призов и списаны в начале 1920-х годов. [ 35 ]

Краткое содержание Кенигсбергского класса
Корабль Вооружение [ 25 ] Броня [ 36 ] Смещение [ 36 ] Движение [ 36 ] Услуга [ 25 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Кенигсберг 10 × 10,5-см орудий СК L/40 80 мм 3814 т (3754 длинных тонны) 2 вала, 2 поршневых двигателя, 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) 1905 6 апреля 1907 г. Затоплен, 11 июля 1915 г.
Нюрнберг 3902 т (3840 длинных тонн) 1906 10 апреля 1908 г. [ 25 ] Затонул, битва за Фолклендские острова, 8 декабря 1914 г.
Штутгарт 4002 т (3939 длинных тонн) 1905 1 февраля 1908 г. Списано, 1920 г.
Щецин 3822 т (3762 длинных тонны) 2 вала, 2 паровые турбины, 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час) 1906 29 октября 1907 г. Списано, 1921–1923 гг.

Дрезден класс

[ редактировать ]
Дрезден в Нью-Йорке в 1909 году.

Два крейсера, заказанные по программе 1905–1906 годов, представляли собой продолжение медленной тенденции к увеличению водоизмещения, хотя оба корабля имели ту же максимальную скорость, что и более ранние корабли класса «Кенигсберг» . Как и предыдущие классы, один корабль был оснащен газотурбинными двигателями, а другой - поршневыми механизмами; это был последний раз, когда немецкий крейсер использовал старые двигатели тройного расширения. Во всех последующих конструкциях повсеместно использовались паровые турбины. [ 37 ] У Дрездена и Эмдена была очень активная и короткая карьера. Оба судна большую часть своей карьеры служили на зарубежных станциях; Эмден была направлена ​​в Восточноазиатскую эскадрилью после поступления на службу. [ 38 ] и Дрезден провел много времени у атлантического побережья Северной Америки. [ 39 ]

Первоначально Дрезден действовал как торговый рейдер в Атлантике после начала войны в 1914 году, а затем отправился вокруг Южной Америки, чтобы присоединиться к эскадре фон Шпее, когда она приближалась к континенту. [ 40 ] Он принимал участие в боях при Коронеле и у Фолклендских островов и был единственным немецким крейсером, избежавшим гибели при последнем. [ 41 ] Позже в марте 1915 года он был пойман британскими крейсерами у Мас-а-Тьерра . [ 42 ] После непродолжительной бомбардировки британских кораблей Дрездена команда затопила его в гавани. [ 43 ] Тем временем «Эмден» был выделен из Восточно-Азиатской эскадры, чтобы действовать в качестве независимого рейдера в Индийском океане . Она сделала успешную карьеру, охотясь на торговые корабли союзников в этом районе, а также потопила российский защищенный крейсер «Жемчуг» в гавани Пенанга . [ 44 ] Вскоре после этого австралийский легкий крейсер HMAS Sydney поймал «Эмден» у Кокосовых островов и нанес ей серьезные повреждения, вынудив ее выйти на берег на острове Норт-Килинг . [ 45 ]

Краткое содержание дрезденского класса
Корабль Вооружение [ 35 ] Броня [ 35 ] Смещение [ 35 ] Движение [ 35 ] Услуга
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Дрезден 10 × 10,5-см орудий СК L/40 80 мм 4268 т (4201 длинная тонна) 2 вала, 2 паровые турбины, 24 кН. 1906 [ 25 ] 14 ноября 1908 г. [ 25 ] Затоплен, 14 марта 1915 г. [ 25 ]
Эмден 2 вала, 2 поршневых двигателя, 23,5 узлов (43,5 км/ч; 27,0 миль в час) 1906 [ 46 ] 20 июля 1909 г. [ 25 ] На земле , битва при Кокосе , 9 ноября 1914 г. [ 25 ]

Кольберга класс

[ редактировать ]
Иллюстрация Майнца Оскара Паркса , 1910 год.

Класс «Кольберг» представлял собой первое значительное улучшение боевой мощи немецких легких крейсеров как в качественном, так и в количественном отношении. Они были вооружены длинноствольной пушкой 10,5 см SK L/45 , которая имела более высокую начальную скорость и, следовательно, большую дальность стрельбы, чем более раннее оружие L/40. Кроме того, они имели дополнительную пару орудий, что усиливало их бортовой залп . Это было водоизмещение более чем на тысячу тонн больше, чем у предыдущего класса «Дрезден» . Все четыре корабля также были оснащены турбинами, что позволило им значительно увеличить скорость по сравнению с предыдущими судами. [ 47 ]

Все четыре корабля участвовали в крупных боевых действиях во время войны. 2 августа Аугсбург сделал первые выстрелы в войне против России. [ 48 ] Майнц и Кёльн были потоплены в битве при Гельголандской бухте в первый месяц войны. [ 49 ] Кольберг участвовал в битве при Доггер-банке в январе 1915 года и нанес первые удары в бою. И Кольберг , и Аугсбург участвовали в битве при Рижском заливе в августе 1915 года. [ 50 ] и операция «Альбион» в октябре 1917 года. [ 51 ] После окончания войны Кольберг был захвачен Францией в качестве военного приза и введен в состав ВМС Франции как Кольмар ; [ 52 ] она прослужила всего несколько лет и была списана в 1929 году. [ 53 ] Аугсбург был сдан Японии, которая в 1922 году разобрала его на металлолом. [ 52 ]

Краткое содержание Кольберга класса
Корабль Вооружение [ 54 ] Броня [ 54 ] Смещение [ 54 ] Движение [ 54 ] Услуга [ 55 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Кольберг 12 × SK L/45 10,5-см орудий 40 мм (1,6 дюйма) 5418 т (5332 длинных тонны) 4 вала, 4 паровые турбины, 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час) 1908 21 июня 1910 г. Списано, 1929 г. [ 53 ]
Майнц 4889 т (4812 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) 1907 1 октября 1909 г. Затонул, битва при Гельголандской бухте, 28 августа 1914 г.
Кёльн 4864 т (4787 длинных тонн) 4 вала, 4 паровые турбины, 25,5 кН. 1908 16 июня 1911 г. Затонул, битва при Гельголандской бухте, 28 августа 1914 г.
Аугсбург 4882 т (4805 длинных тонн) 1908 1 октября 1910 г. Списано, 1922 г.

Магдебургский класс

[ редактировать ]
Магдебург в 1912 году

В классе «Магдебург» было внесено несколько существенных улучшений по сравнению с более ранними конструкциями, в том числе более эффективная форма носовой части, улучшающая мореходные качества , и урезанный квартердек , который позволял более эффективно справляться с корабельными минами. Пожалуй, самое главное — ватерлинный броневой пояс для улучшения оборонительных возможностей новых кораблей был добавлен . У них также были гораздо более мощные турбины и, как следствие, более высокая максимальная скорость. Все последующие легкие крейсеры переняли эти нововведения. [ 55 ]

Карьера Магдебурга . оборвалась 26 августа 1914 года, когда он сел на мель во время действий против русских войск на Балтике Русские изъяли кодовые книги с места крушения и передали копии британцам; это должно было оказать большое влияние на исход морской войны в Северном море. [ 56 ] Бреслау был приписан к Средиземноморской дивизии вместе с линейным крейсером «Гебен» ; [ 57 ] в начале войны они направились в Константинополь , где были проданы Османскому флоту . Они сыграли важную роль в вовлечении Османской империи в войну на стороне Германии. [ 58 ] Бреслау , переименованный в Мидилли , в конечном итоге был затоплен британскими минами во время битвы при Имбросе в январе 1918 года. [ 59 ]

Два других корабля, «Страсбург» и «Штральзунд» , оставались в составе Флота открытого моря на протяжении всей своей карьеры. Они видели боевые действия в основных сражениях, включая Гельголандскую бухту и Доггер-банку, хотя ни один корабль не присутствовал в Ютландии. [ 60 ] [ 61 ] Оба корабля пережили войну; Страсбург был сдан Италии и переименован в Таранто . Он участвовал во Второй мировой войне и был потоплен бомбардировщиками союзников в 1944 году. [ 62 ] «Штральзунд» стал французским «Мюлузом» , хотя он прослужил всего несколько лет, был выведен из эксплуатации к 1925 году и сдан на слом десять лет спустя. [ 53 ]

Краткое содержание Магдебургского класса
Корабль Вооружение [ 52 ] Броня [ 52 ] Смещение [ 52 ] Движение [ 63 ] Услуга [ 25 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Магдебург 12 × 10,5-см орудий SK L/45 60 мм (2,4 дюйма) 4570 т (4498 длинных тонн) 3 вала, 3 паровые турбины, 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) 1910 20 августа 1912 г. Заземлен, 26 августа 1914 г.
Бреслау 5281 т (5198 длинных тонн) 4 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. 1910 10 мая 1912 г. Затонул, битва при Имбросе , 20 января 1918 г.
Страсбург 5281 т (5198 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. 1910 9 октября 1912 г. Потоплен, 23 сентября 1944 г. [ 62 ]
Штральзунд 5587 т (5499 длинных тонн) 3 вала, 3 паровые турбины, 27,5 кН. 1910 10 декабря 1912 г. Списано, 1935 г. [ 53 ]

Карлсруэ класс

[ редактировать ]
Карлсруэ в стадии реализации

Эти два корабля были незначительным улучшением по сравнению с классом «Магдебург» . Они были значительно крупнее, немного быстрее, имели более наклонный корпус, но несли ту же главную батарею и имели идентичную броневую защиту. [ 64 ] Они также были последними крейсерами, вступившими в строй перед началом Первой мировой войны. [ 65 ] Карлсруэ было поручено заменить Дрезден в Карибском бассейне в середине 1914 года, и вскоре после ее прибытия в конце июля 1914 года в Европе начались военные действия. После этого Карлсруэ действовал как торговый рейдер; она захватила или потопила около шестнадцати кораблей у берегов Бразилии, прежде чем случайный взрыв уничтожил корабль и убил большую часть его команды. [ 66 ] [ 67 ]

Росток тем временем остался в составе Флота открытого моря. Она видела бой в Доггер-Бэнке, бомбардировку Ярмута и Лоустофта в апреле 1916 года и Ютландию в следующем месяце. Там она помогла уничтожить пару британских эсминцев. [ 68 ] В ожесточенных ночных боях в ночь с 31 мая на 1 июня Росток был торпедирован и выведен из строя британскими эсминцами. британский крейсер HMS Dublin . На следующее утро он был затоплен, чтобы избежать захвата, когда на место происшествия прибыл [ 69 ]

Краткое содержание в Карлсруэ занятий
Корабль Вооружение [ 70 ] Броня [ 70 ] Смещение [ 70 ] Движение [ 70 ] Услуга [ 70 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Карлсруэ 12 × 10,5-см орудий SK L/45 60 мм 6191 т (6093 длинных тонны) 2 вала, 2 паровые турбины, 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) 21 сентября 1911 г. [ 71 ] 15 января 1914 г. Затонул, 4 ноября 1914 г.
Росток 1911 5 февраля 1914 г. Затонул, Ютландское сражение, 1 июня 1916 г.

степени Класс

[ редактировать ]
Иллюстрация Регенсбурга, показывающая расположение вооружения и брони.

Крейсеры класса Грауденц были очень похожи на предыдущий класс Карлсруэ , имели аналогичный размер, имели идентичную главную батарею и имели сопоставимую скорость. Их можно было визуально отличить по количеству воронок; Грауденц и Регенсбург вернулись к трехтрубной схеме прежних легких крейсеров. [ 72 ] Оба корабля служили в разведывательных силах Флота открытого моря. Грауденц присутствовал во время рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби в декабре 1914 года и в битве в Рижском заливе в августе 1915 года. Он был поврежден миной в середине 1916 года и находился в доке для ремонта во время Ютландии. Регенсбург присутствовал в бою, где возглавлял флотилию торпедных катеров, прикрывая линейные крейсеры I разведывательной группы . Она вышла из боя совершенно неповрежденной, несмотря на то, что провела несколько торпедных атак на британские соединения. [ 73 ]

Оба корабля пережили войну. Грауденц стал итальянской Анконой и прослужил до 1937 года, когда был продан на слом. [ 62 ] Регенсбург был сдан Франции и преобразован в Страсбург ; она служила во французском флоте до 1936 года, когда была преобразована в казарменный корабль . Она служила в этом качестве во время немецкой оккупации страны и в конечном итоге была затоплена для защиты загонов для подводных лодок в Лорьяне в 1944 году. [ 53 ]

Краткое содержание Грауденц класса
Корабль Вооружение [ 72 ] Броня [ 72 ] Смещение [ 72 ] Движение [ 72 ] Услуга [ 72 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Грауденц 12 × 10,5-см орудий SK L/45 60 мм 6382 т (6281 длинная тонна) 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. 1912 10 августа 1914 г. Списано, 1937 г.
Регенсбург 1912 3 января 1915 г. Затоплен, 1944 г.

Пиллау Класс

[ редактировать ]
Пиллау , гр. 1914–1916 гг.

Два корабля класса «Пиллау» первоначально были заказаны ВМФ России под названиями «Маравиев Амурский» и «Адмирал Невельской» ; они приближались к завершению, когда в августе 1914 года разразилась война. Поэтому немецкий флот захватил корабли и достроил их как «Пиллау» и «Эльбинг» . Это были первые готовые немецкие легкие крейсеры, вооруженные 15-см (6-дюймовыми) орудиями, что означало значительное увеличение их боевой мощи. Но поскольку изначально они строились для русских, на них отсутствовала поясная броня, ставшая стандартной в проектах немецких крейсеров. [ 74 ] Пиллау принял участие в битве на Рижском заливе. [ 75 ] и оба корабля вели тяжелые бои в Ютландии. Эльбинг был случайно протаранен и выведен из строя линкором « Позен » в беспорядочном ночном бою. [ 76 ] и ее команда в конечном итоге была вынуждена покинуть место крушения. [ 77 ] Пиллау пережил войну и был передан Италии; он был назначен Бари и участвовал во Второй мировой войне, пока не был потоплен американскими бомбардировщиками в 1943 году. [ 78 ]

Краткое содержание Пиллау класса
Корабль Вооружение [ 79 ] Броня [ 79 ] Смещение [ 79 ] Движение [ 79 ] Услуга [ 80 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Пиллау 8 × 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45 80 мм 5252 т (5169 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. 1913 14 декабря 1914 г. Передан Италии 20 июля 1920 г.
Эльбинг 4 сентября 1915 г. Затоплен, 1 июня 1916 г.

Висбаден класс

[ редактировать ]
Франкфурт как корабль-мишень на ВМС США службе

Класс «Висбаден» был первым немецким лёгким крейсером, на котором были установлены 15-см орудия, хотя класс «Пиллау» первым был укомплектован орудиями этого калибра. В остальном корабли класса «Висбаден» были очень похожи на предыдущий класс «Грауденц» ; они были немного крупнее, но имели одинаковую скорость и идентичную броневую защиту. [ 81 ]

Висбаден участвовал только в одном крупном сражении: Ютландском. В начале боя корабль был сильно поврежден обстрелом линейного крейсера HMS Invincible . Оказавшись между двумя боевыми флотами, Висбаден стал центром упорных боев, в ходе которых были уничтожены два британских броненосных крейсера . [ 82 ] Висбаден оставался на плаву до раннего утра 1 июня и затонул где-то между 01:45 и 02:45. [ 83 ] Франкфурт также присутствовал в Ютландии, где обменивался ударами с HMS Chester . [ 84 ] [ 85 ] Она также участвовала в боевых действиях во время операции «Альбион» в октябре 1917 года. [ 86 ] и Вторая битва при Гельголандской бухте в ноябре того же года. Франкфурт пережил войну и был интернирован в Скапа-Флоу; ее экипаж безуспешно пытался затопить ее, [ 87 ] и в конечном итоге она была сдана Соединенным Штатам и использована как цель в 1921 году. [ 88 ]

Краткое содержание Висбадена курса
Корабль Вооружение [ 80 ] Броня [ 80 ] Смещение [ 80 ] Движение [ 80 ] Услуга [ 88 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Висбаден 8 × 15-см орудий SK L/45 60 мм 6601 т (6497 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. 1913 23 августа 1915 г. Затоплен, 1 июня 1916 г.
Франкфурт 20 августа 1915 г. Затоплен как мишень, 18 июля 1921 г.

Кенигсбергский класс (1915 г.)

[ редактировать ]
Карлсруэ в Скапа-Флоу в 1919 году.

Второй класс «Кенигсберг» был утвержден в 1913 году и заложен с 1914 года. Они были названы в честь крейсеров, затонувших в первые месяцы войны. Они представляли собой постепенное улучшение по сравнению с классом «Висбаден» и были примерно на пятьсот тонн тяжелее. Они несли стандартные восемь 15-см орудий, передние опоры крыла были размещены на палубу выше для улучшения дуги стрельбы. В остальном они были идентичны предыдущим конструкциям легких крейсеров. [ 89 ]

Кенигсберг и Нюрнберг участвовали в боях во Второй битве при Гельголандской бухте, где первый был слегка поврежден. [ 90 ] Все четыре члена класса участвовали в операции «Альбион» на Балтике. [ 91 ] Крейсеры, за исключением «Эмдена» , также были назначены на запланированные заключительные действия флота в октябре 1918 года. [ 92 ] но мятеж среди немецких крупных кораблей вынудил отменить этот план. [ 93 ] Карлсруэ , Эмден и Нюрнберг были интернированы вместе с флотом в Скапа-Флоу, а Кенигсберг остался в Германии. Три крейсера были затоплены, но только Карлсруэ фактически затонул . Эмден и Нюрнберг были выброшены на берег британскими моряками и захвачены в качестве военных призов Францией и Великобританией соответственно. «Эмден» был сдан на слом в 1926 году, а «Нюрнберг» был потоплен в качестве цели в 1922 году. Тем временем Кенигсберг был сдан Франции в 1920 году и переименован в Мец ; [ 94 ] в конечном итоге она была списана в 1936 году. [ 53 ]

Краткое содержание Кенигсбергского класса
Корабль Вооружение [ 89 ] Броня [ 94 ] Смещение [ 94 ] Движение [ 94 ] Услуга [ 94 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Кенигсберг 8 × 15-см орудий SK L/45 60 мм 7125 т (7012 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 28 кН. 1914 12 августа 1916 г. Списано, 1936 г.
Карлсруэ 1915 15 ноября 1916 г. Затоплен, 21 июня 1919 г.
Эмден 1914 16 декабря 1916 г. Списан, 1926 г.
Нюрнберг 1915 15 февраля 1917 г. Потоплен как корабль-мишень , 1922 год.

Брюммер класс

[ редактировать ]
Браммер прибывает в Росайт в конце Первой мировой войны.

Два крейсера класса «Бруммер» турбины, строившиеся компанией «АГ Вулкан» для русского легкого крейсера «Светлана» были спроектированы в 1914 году, когда в связи с состоянием войны между Германией и Россией стали доступны . Немецкий флот поручил компании AG Vulcan разделить турбины пополам и спроектировать вокруг двигательной установки пару крейсеров-минеров. [ 95 ] [ б ] Из-за потребности в высокой скорости они были легко вооружены: всего четыре 15-см орудия. А чтобы еще больше помочь им в выполнении наступательных задач по установке мин, они были спроектированы так, чтобы напоминать британские крейсеры, чтобы помочь скрыть свою идентичность. [ 96 ]

Брюммер и Бремзе обычно действовали вместе на протяжении всей войны. Они участвовали в многочисленных минных постановках в 1916 и 1917 годах. [ 98 ] В октябре 1917 года два крейсера уничтожили британский конвой, направлявшийся в Норвегию, потопив два эсминца сопровождения и большую часть транспортов. [ 99 ] Оба были интернированы в Скапа-Флоу в конце войны; они были успешно затоплены в июне 1919 года. Brummer остается на дне гавани, но Bremse был поднят на слом в 1929 году и разобран в начале 1930-х годов. [ 94 ]

Краткое содержание Brummer класса
Корабль Вооружение [ 100 ] Броня [ 88 ] Смещение [ 88 ] Движение [ 88 ] Услуга [ 94 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Напевая 4 × 15-см орудия SK L/45 15 мм (0,59 дюйма) 5856 т (5764 длинных тонны) 2 вала, 2 паровые турбины, 28 кН. 1915 2 апреля 1916 г. Затоплен, 21 июня 1919 г.
Тормоз 1 июля 1916 г. Затоплен, 21 июня 1919 г.

Кельн класс

[ редактировать ]
Кёльн в Скапа-Флоу в 1919 году.

К 1916 году Германия потеряла в конфликте тринадцать легких крейсеров; было заказано десять новых легких крейсеров по проекту на основе предыдущего класса «Кенигсберг» . [ 101 ] В новую, более крупную конструкцию добавлена ​​третья зенитная пушка диаметром 8,8 см (3,5 дюйма), а также гораздо более мощные торпедные аппараты диаметром 60 см (24 дюйма) по сравнению с торпедными аппаратами диаметром 50 см (20 дюймов), использовавшимися в более ранних классах. В остальном они были очень похожи, с одинаковой максимальной скоростью и бронезащитой. [ 102 ]

Только два корабля из десяти были достроены: «Кёльн» и «Дрезден» . Еще пять кораблей были спущены на воду, но не достроены - эти корабли получили имена - а у остальных трех только что были сделаны некоторые работы с килями , прежде чем работы прекратились. Эти последние три корабля были известны только под контрактными названиями. [ 103 ] У Кельна и Дрездена была очень ограниченная карьера, поскольку они завершились так поздно во время войны. Они оба участвовали в вылазке флота в северную часть Северного моря, пытаясь перехватить конвой из Великобритании в Норвегию под сильным эскортом. [ 92 ] [ 104 ] И их направили на неудачный последний боевой вылет в октябре 1918 года. [ 92 ] Оба крейсера были интернированы в Скапа-Флоу и затоплены там в июне 1919 года, и оба остаются на дне Скапа-Флоу. [ 103 ] [ 105 ]

Краткое содержание Кёльн класса
Корабль Вооружение [ 106 ] Броня [ 107 ] Смещение [ 107 ] Движение [ 107 ] Услуга [ 103 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Кёльн 8 × 15-см орудий SK L/45 40 мм (1,6 дюйма) 7486 т (7368 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. 1915 17 января 1918 г. Затоплен, 21 июня 1919 г.
Дрезден 1916 28 марта 1918 г. Затоплен, 21 июня 1919 г.
Висбаден 1915  — Списано, 1920 г.
Магдебург 1916  — Списано, 1922 г.
Лейпциг 1915  — Списан, 1921 г.
Росток 1915  — Списан, 1921 г.
Женская похвала 1915  — Списан, 1921 г.
Заменить Кёльн 1916  — Списан, 1921 г.
Замена Эмдена 1916  — Списан, 1921 г.
Замена Карлсруэ 1916  — Списано, 1920 г.

ФК дизайны

[ редактировать ]

В 1916 году немецкий военно-морской флот предложил серию проектов крейсеров флота, получивших обозначение Flottenkreuzer , вслед за классом Cöln . Проект, в котором подчеркивалась разведывательная роль и высокая скорость над боевой мощью, был основан на британских крейсерах С-класса по просьбе кайзера Вильгельма II . В результате первоначальная конструкция была намного меньше конструкции Cöln и имела всего пять 15-см орудий, но имела максимальную скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час). Затем последовали четыре модифицированных проекта, каждый из которых увеличивался в размерах и вооружении, пока окончательный проект «FK 4» не вернулся к размерам и вооружению предыдущих легких крейсеров. Это были только проектные исследования, [ 108 ] а ухудшение военной ситуации в Германии в последние два года войны вынудило ВМФ практически отказаться от строительства надводных военных кораблей в пользу подводных лодок . [ 109 ]

Краткое описание конструкций FK
Корабль Вооружение [ 108 ] Броня [ 108 ] Смещение [ 108 ] Движение [ 108 ] Услуга [ 108 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
ФК 1 5 × 15-см орудий SK L/45  — 3800 т (3740 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час)  —  — Только проектное исследование
ФК 1а 4850 т (4773 длинных тонны) 2 вала, 2 паровые турбины, 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час)  —  —
ФК 2 5350 т (5266 длинных тонн) 2 вала, 2 паровые турбины, 32 кН.  —  —
ФК 3 7 × 15-см орудия SK L/45 6900 т (6791 длинная тонна) 2 вала, 2 паровые турбины, 32 кН.  —  —
ФК 4 8 × 15-см орудий SK L/45 8650 т (8513 длинных тонн)  —  —

Рейхсмарине и Кригсмарине

[ редактировать ]
Эмден в Китае в 1931 году.

«Эмден» был первым новым крейсером, спроектированным реформированной Рейхсмарине в начале 1920-х годов. По условиям Версальского договора новые конструкции могли иметь массу не более 6000 длинных тонн (6100 т). [ 110 ] Конструкция во многом заимствована у крейсеров конца Первой мировой войны. Хотя немцы хотели использовать спаренные орудийные башни для главной батареи корабля из 15-см орудий, Межсоюзная военно-морская контрольная комиссия отклонила этот проект и заставила конструкторов принять одиночные башни, чтобы ослабить конструкцию. [ 111 ] [ 112 ] Тем не менее, конструкция включала в себя несколько нововведений, в том числе широкое использование сварки вместо заклепок для снижения веса. [ 113 ]

Во время Второй мировой войны его использовали для постановки мин в Северном море. [ 114 ] для огневой поддержки сухопутных войск, а также в качестве корабля сопровождения конвоев и обучения курсантов. Она участвовала в операции Weserübung , вторжении в Норвегию в апреле 1940 года. Ее военная карьера закончилась в Киле в апреле 1945 года, когда британские бомбардировщики сильно повредили корабль, когда он находился в доке для ремонта. Ее команда посадила ее на мель, чтобы она не затонула, и в конечном итоге взорвала ее, используя заряды для подрыва, чтобы не дать союзникам захватить ее в мае. [ 115 ] В конце 1940-х годов обломки были списаны. [ 113 ]

Краткое содержание Эмден класса
Корабль Вооружение [ 113 ] Броня [ 113 ] Смещение [ 113 ] Движение [ 113 ] Услуга [ 116 ] [ 117 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Эмден 8 × 15-см орудий SK L/45 40 мм 6990 длинных тонн (7102 т) 2 вала, 2 паровые турбины, 29,5 узлов (54,6 км/ч; 33,9 миль в час) 8 декабря 1921 г. 15 октября 1925 г. Разрушен 3 мая 1945 г.

Кенигсбергский класс (1927 г.)

[ редактировать ]
Учащийся класса в 1936 году.

Третий класс крейсеров, названный в честь столицы Восточной Пруссии, радикально отличался от более ранних проектов крейсеров. [ с ] Для главной батареи была принята новая трехорудийная башня: одна носовая и две кормовые в суперстрелковой паре , смещенные от центральной линии. Были использованы новые, более длинные орудия модели C/25 . Особенностью этого класса крейсеров также было широкое использование сварки, а дизельные двигатели использовались в сочетании с турбинами для увеличения радиуса плавания, хотя одновременно мог работать только один комплект двигателей. [ 118 ]

Все три корабля участвовали в патрулировании невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1939 годах. После начала войны использовались для постановки оборонительных минных полей вместе с «Эмденом» , [ 119 ] а в апреле 1940 г. участвовал во вторжении в Норвегию. [ 120 ] Два из трёх крейсеров, «Карлсруэ» и «Кёнигсберг» , были потоплены во время вторжения; Карлсруэ был торпедирован британской подводной лодкой у Кристиансанна , а Кенигсберг был потоплен британскими пикирующими бомбардировщиками в Бергене . [ 121 ] Кельн После завершения кампании использовался в различных целях, в том числе в качестве испытательного полигона для эксплуатации вертолета Flettner Fl 282 в море. Он был разбомблен и потоплен американскими тяжелыми бомбардировщиками в Вильгельмсхафене в марте 1945 года, однако затонул на мелководье на ровном киле, что позволило его орудиям оказывать огневую поддержку немецким войскам до конца войны. [ 122 ] [ 123 ]

Краткое содержание Кенигсбергского класса
Корабль Вооружение [ 118 ] Броня [ 124 ] Смещение [ 124 ] Движение [ 125 ] Услуга [ 118 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Кенигсберг 9 × 15-см пушки SK C/25 40 мм 7700 длинных тонн (7824 т) 3 вала, 4 паровые турбины, 2 дизеля , 32 кН. 12 апреля 1926 г. 17 апреля 1929 г. Потоплен, 10 апреля 1940 г.
Карлсруэ 27 июля 1926 г. 6 ноября 1929 г. Потоплен, 9 апреля 1940 г.
Кёльн 7 августа 1926 г. 15 января 1930 г. Потоплен, 3 марта 1945 г.

Лейпциг класс

[ редактировать ]
Нюрнберг в море в 1935 году.

«Лейпциг» и «Нюрнберг» были классом, последовавшим за тремя кораблями класса «Кенигсберг» . [ д ] Они были построены по измененной конструкции, включавшей возврат кормовых башен на центральную линию. Еще одним важным изменением стала новая система передач, которая позволяла дизельному и турбинному двигателям работать одновременно, что позволяло более легкой силовой установке достигать той же скорости, что и более ранние корабли. [ 127 ] Они также были оснащены выпуклыми носами для повышения их гидродинамической эффективности. [ 128 ] Два крейсера не были идентичными: «Лейпциг» имел надстройку, аналогичную «Кёнигсбергу », тогда как «Нюрнберг» имел гораздо более крупную конструкцию. Нюрнберг также был укомплектован гораздо более мощной зенитной батареей. [ 126 ]

И Лейпциг , и Нюрнберг были задействованы в патрулировании невмешательства в испанских водах в конце 1930-х годов. [ 129 ] [ 130 ] Британской подводной лодке HMS Salmon удалось торпедировать оба крейсера 13 декабря 1939 года, но оба корабля вернулись в порт для ремонта. [ 131 ] После этого оба крейсера были выведены из боевой службы и использовались в качестве учебных кораблей. [ 132 ] [ 133 ] В октябре 1944 года «Лейпциг» был протаранен и сильно поврежден тяжелым крейсером «Принц Ойген» ; ремонт был сочтен нерентабельным, и поврежденный корабль использовался для огневой поддержки отступающих немецких войск в районе Готенхафена (Гдыня) в марте 1945 года. После войны он использовался как казарменный корабль и затонул в июле 1946 года. [ 134 ] Тем временем Нюрнберг был захвачен Советским Союзом в качестве военного трофея и введен в состав Советского ВМФ под именем адмирала Макарова ; она служила на Балтийском флоте до конца 1950-х годов и где-то в 1960 году была разобрана на металлолом. [ 135 ]

Краткое содержание Лейпцигского класса
Корабль Вооружение [ 118 ] Броня [ 124 ] Смещение [ 124 ] Движение [ 125 ] Услуга [ 126 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
Лейпциг 9 × 15-см пушки SK C/25 30 мм (1,2 дюйма) 8100 т (7972 длинных тонны) 3 вала, 2 паровые турбины, 4 дизеля , 32 кН. 28 апреля 1928 г. 8 октября 1931 г. Затоплен, июль 1946 г.
Нюрнберг 9040 т (8897 длинных тонн) 1934 2 ноября 1935 г. Списано, гр. 1960 год
Иллюстрация дизайна М-класса

Класс М был утвержден Планом Z в 1939 году, хотя проектные работы начались еще в 1936 году; эти корабли предназначались для использования в качестве разведывательных подразделений для коммерческих рейдовых эскадрилий, предусмотренных планом. [ 136 ] [ 137 ] Военно-морской флот предъявлял очень высокие требования к дальнобойности, тяжелому вооружению, бронезащите от орудий корабельного калибра и высокой скорости, что вынудило конструкторов пойти на компромисс в важнейших аспектах конструкции, включая броню и вооружение, которые были слишком слабый. Это заставило конструкторский состав переработать планы двух последних кораблей, чтобы исправить некоторые из этих недостатков. Работы по первым двум кораблям начались в 1938 году, но начало войны в сентябре 1939 года заставило ВМФ отказаться от работ по боевым кораблям, которые не удалось завершить в короткие сроки. В результате эти два корабля были списаны, а остальные четыре так и не были заложены. [ 138 ]

Резюме М класса
Корабль Вооружение [ 139 ] Броня [ 137 ] Смещение [ 137 ] Движение [ 138 ] Услуга [ 139 ] [ 140 ]
Заложен Введен в эксплуатацию Судьба
М 8 × SK C/28 15-см орудия 25 мм 8500 т (8366 длинных тонн) 3 вала, 2 паровые турбины, 4 дизельных двигателя , 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) 1938  — Списано, 1939 г.
Н
ТО  —  —
П
вопрос 9300 т (9153 длинных тонны)
Р

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Историк Эрих Грёнер утверждает, что полная загрузка определялась как «[равная] типовому водоизмещению плюс полная загрузка мазута, дизельного топлива, угля, резервной питательной воды для котлов, авиационного топлива и специального оборудования». [ 4 ]
  2. ^ окружает давний миф Происхождение турбин класса Brummer . Многие авторы повторяют утверждение, что турбины, о которых идет речь, были заказаны для «Бородино» типа линейного крейсера «Наварин» . [ 88 ] [ 89 ] [ 96 ] но, по мнению историков Додсона и Ноттельмана, это невозможно с инженерной точки зрения, так как Наварин получил турбины типа Парсонса использовались комплекты турбин высокого и низкого давления , в которых для привода разных винтовых винтов , которые было бы невозможно разделить между двумя корабли. Они отмечают, что « Бруммеры » получили турбины типа Кертиса, в которых на каждом карданном валу сочетались турбины высокого и низкого давления. Более того, согласно сохранившимся записям, Додсон и Ноттельманн указывают, что Наварина турбины были заказаны у Франко-русского завода в Санкт-Петербурге , а не у AG Vulcan. [ 97 ]
  3. ^ Этот класс иногда называют классом K, потому что названия всех трех судов начинаются с этой буквы. [ 118 ]
  4. ^ Эти суда иногда рассматриваются как уникальные корабли, а не как представители какого-то класса из-за их несколько разных конструкций. [ 126 ]
  1. ^ Хервиг , с. 42.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Кэмпбелл и Сич , с. 143.
  3. ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 28.
  4. ^ Грёнер , с. ix.
  5. ^ Лион , с. 258.
  6. ^ Лион , с. 249.
  7. ^ Осборн , с. 55.
  8. ^ Jump up to: а б с д Гренер , стр. 101–102.
  9. ^ Сотрудники 2011 , стр. 21–24.
  10. ^ Кэмпбелл , стр. 392–393.
  11. ^ Полмар и Нут , с. 45.
  12. ^ Ровер , стр. 294.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Гренер , стр. 99–102.
  14. ^ Лион , стр. 258–259.
  15. ^ Jump up to: а б Лион , с. 259.
  16. ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 103–104.
  17. ^ Сотрудники 2008 , стр. 34–37, 74–76.
  18. ^ Таррант , с. 296.
  19. ^ Халперн , стр. 191–192.
  20. ^ Персонал 2008 , с. 4.
  21. ^ Ровер , стр. 264.
  22. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 103.
  23. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 102.
  24. ^ Грёнер , стр. 102–103.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэмпбелл и Сич , с. 157.
  26. ^ Грей , с. 184.
  27. ^ Фарвелл , с. 128.
  28. ^ Халперн , с. 77.
  29. ^ Фарвелл , с. 133.
  30. ^ Беннетт , стр. 132–134.
  31. ^ Хервиг , стр. 154–155.
  32. ^ Беннетт , с. 125.
  33. ^ Сотрудники 2011 , стр. 7–11.
  34. ^ Таррант , с. 62.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 105.
  36. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 104.
  37. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 157–163.
  38. ^ Форстмайер , стр. 2–4.
  39. ^ Дельгадо , стр. 169–170.
  40. ^ Халперн , стр. 79–80.
  41. ^ Сотрудники 2011 , стр. 34–35, 73.
  42. ^ Мюллер , стр. 16–17.
  43. ^ Дельгадо , стр. 168–169.
  44. ^ Форстмайер , стр. 10–14.
  45. ^ Форстмайер , стр. 16–19.
  46. ^ Форстмайер , с. 2.
  47. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 140, 157–159.
  48. ^ Халперн , с. 184.
  49. ^ Сотрудники 2011 , стр. 19, 21.
  50. ^ Халперн , стр. 45, 197–198.
  51. ^ Персонал 2008 , с. 60.
  52. ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 107.
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж Смигельский , стр. 201.
  54. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 106.
  55. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 159.
  56. ^ Хервиг , с. 150.
  57. ^ Халперн , с. 15.
  58. ^ Халперн , стр. 51–58.
  59. ^ Хоунам-Мик и др. , с. 95.
  60. ^ Беннетт , стр. 145–150.
  61. ^ Кэмпбелл , с. 23.
  62. ^ Jump up to: а б с Фраккароли , с. 264.
  63. ^ Грёнер , стр. 107–108.
  64. ^ Грёнер , стр. 107–109.
  65. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 160–161.
  66. ^ Халперн , с. 79.
  67. ^ Беннетт , с. 131.
  68. ^ Таррант , стр. 38–42, 53–54, 114, 287.
  69. ^ Кэмпбелл , стр. 291, 295, 316.
  70. ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 109.
  71. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 83–85.
  72. ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , стр. 109–110.
  73. ^ Таррант , стр. 62, 130–131, 186–187, 292.
  74. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 161.
  75. ^ Халперн , с. 197.
  76. ^ Таррант , стр. 62, 220.
  77. ^ Кэмпбелл , с. 295.
  78. ^ Фраккароли , с. 265.
  79. ^ Jump up to: а б с д Гренер , стр. 110–111.
  80. ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 111.
  81. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 161–162.
  82. ^ Таррант , стр. 127–141.
  83. ^ Кэмпбелл , стр. 294–295.
  84. ^ Таррант , стр. 62, 127–128.
  85. ^ Кэмпбелл , с. 149.
  86. ^ Сотрудники 2008 , стр. 3–4.
  87. ^ Вудворд , стр. 90, 183.
  88. ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 112.
  89. ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл и Сич , с. 162.
  90. ^ Халперн , с. 377.
  91. ^ Персонал 2008 , с. 152.
  92. ^ Jump up to: а б с Вудворд , с. 116.
  93. ^ Таррант , стр. 281–282.
  94. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гренер , с. 113.
  95. ^ Додсон и Ноттельманн , стр. 186, 190–192.
  96. ^ Jump up to: а б Новик , с. 185.
  97. ^ Додсон и Ноттельманн , с. 190.
  98. ^ Новик , с. 188.
  99. ^ Халперн , с. 376.
  100. ^ Новик , с. 185–188.
  101. ^ Хервиг , с. 205.
  102. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 162–163.
  103. ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 114–115.
  104. ^ Халперн , стр. 418–419.
  105. ^ Вилле , с. 392.
  106. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 163.
  107. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 114.
  108. ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , стр. 116–117.
  109. ^ Вейр , с. 179.
  110. ^ См.: Версальский договор, раздел II: Морские положения, статьи 181 и 191.
  111. ^ Уильямсон , с. 9.
  112. ^ О'Брайен , с. 112.
  113. ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 118.
  114. ^ Ровер , стр. 2.
  115. ^ Уильямсон , стр. 11–13.
  116. ^ Сиехе , с. 229 .
  117. ^ Уильямсон , с. 13.
  118. ^ Jump up to: а б с д и Сиече , с. 230 .
  119. ^ Уильямсон , стр. 14–24.
  120. ^ Ровер , стр. 18.
  121. ^ Уильямсон , стр. 17, 21.
  122. ^ Уильямсон , стр. 33–34.
  123. ^ Ровер , стр. 404.
  124. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 119.
  125. ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 119–120.
  126. ^ Jump up to: а б с Сиече , с. 231 .
  127. ^ Болезни , с. 230–231.
  128. ^ Уитли, № 1 , с. 235.
  129. ^ Уильямсон , с. 36.
  130. ^ Уитли, № 2 , с. 250.
  131. ^ Ровер , стр. 10–11.
  132. ^ Уильямсон , с. 37.
  133. ^ Уитли, № 2 , стр. 252–254.
  134. ^ Уильямсон , стр. 38–39.
  135. ^ Уитли, № 2 , стр. 254–255.
  136. ^ Забецкий , стр. 901.
  137. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 124.
  138. ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 124–125.
  139. ^ Jump up to: а б Сиече , с. 232 .
  140. ^ Грёнер , с. 125.
  • Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN  978-1-84415-300-8 .
  • Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-1-55821-759-1 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Дельгадо, Джеймс П. (2004). Приключения морского охотника: В поисках знаменитых кораблекрушений . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. ISBN  1-926685-60-1 .
  • Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-745-8 .
  • Фарвелл, Байрон (1989). Великая война в Африке, 1914–1918 гг . Нью-Йорк: Нортон. ISBN  978-0-393-30564-7 .
  • Форстмайер, Фридрих (1972). «СМС Эмден, малый защищенный крейсер 1906–1914 гг.». В Престоне, Энтони (ред.). Профиль военного корабля 25 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 1–24.
  • Фраккароли, Альдо (1986). "Италия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 252–290. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Грей, JAC (1960). Американское Самоа, История Американского Самоа и его военно-морской администрации США . Аннаполис: Издательство Военно-морского института.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0456-9 .
  • Хаунам-Мик, RSS; и др. (2000). «Вопрос 3/99: Гибель немецкого легкого крейсера Бреслау». Военный корабль Интернешнл . XXXVII (1). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 92–95. ISSN   0043-0374 .
  • Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Мюллер, Майкл (2007). Канарис: Жизнь и смерть гитлеровского шпиона . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-101-3 .
  • Новик, Антон (1969). «История крейсеров Брюммер и Бремзе». Военный корабль Интернешнл . 3 . Толедо: Международная организация военно-морских исследований : 185–189.
  • О'Брайен, Филлипс Пейсон (2001). Технологии и военно-морской бой в двадцатом веке и за его пределами . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  978-0-7146-5125-5 .
  • Осборн, Эрик В. (2004). Крейсеры и линейные крейсеры . Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN  978-1-85109-369-4 .
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-570-4 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Смигельски, Адам (1985). "Франция". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 190–220. ISBN  978-0-87021-907-8 .
  • Персонал, Гэри (2008). Битва за Балтийские острова . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84415-787-7 .
  • Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84884-182-6 .
  • Таррант, В.Е. (1995). Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .
  • Вейр, Гэри (1992). Строительство кайзеровского флота . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-929-8 .
  • Уитли, MJ (1983). «Менее известные военные корабли Кригсмарине № 1: Легкий крейсер Нюрнберг». Военный корабль . VI (23). Лондон: Conway Maritime Press: 234–238. ISBN  978-0-87021-981-8 .
  • Уитли, MJ (1983). «Менее известные военные корабли Кригсмарине № 2: Легкий крейсер Нюрнберг». Военный корабль . VI (24). Лондон: Conway Maritime Press: 250–255. ISBN  978-0-87021-981-8 .
  • Вилле, Питер (2005). Звуковые изображения океана: в исследованиях и мониторинге . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN  978-3-540-24122-5 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие легкие крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-503-7 .
  • Вудворд, Дэвид (1973). Крах власти: мятеж на флоте открытого моря . Arthur Barker Ltd. Лондон: ISBN  978-0-213-16431-7 .
  • Забекки, Дэвид Т. (1999). Вторая мировая война в Европе . Том. 1. Нью-Йорк: Паб «Гарланд». ISBN  978-0-8240-7029-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2004). Малые крейсеры 1903–1918: классы от Бремена до Кельна [ Малые крейсеры 1903–1918: классы от Бремена до Кельна ] (на немецком языке). Мюнхен: Бернард и Грефе Верлаг. ISBN  3-7637-6252-3 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Немецкие легкие крейсеры Второй мировой войны: военные корабли Кригсмарине . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  9781848321946 .
  • Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-217-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6123e9260cbc5218bdbaf8e5708a04c8__1724688960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/c8/6123e9260cbc5218bdbaf8e5708a04c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of light cruisers of Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)