Список легких крейсеров Германии
Немецкие военно-морские силы, в частности Kaiserliche Marine , Reichsmarine и Kriegsmarine, построили серию легких крейсеров в период с 1890-х по 1940-е годы. Разрешение на крупную программу строительства легких крейсеров появилось в Военно-морском законе 1898 года , который предписывал приобретение тридцати судов этого типа. [ 1 ] Первый такой класс лёгких крейсеров, «Газель» класс , был основан на нескольких промежуточных проектах незащищённых крейсеров , таких как «Бюссар» класс , и ависос — диспетчерских катеров — типа СМС Хела . [ 2 ] Десять членов класса «Газель» установили основные параметры для всех более поздних легких крейсеров Kaiserliche Marine . [ 3 ] В течение следующих двух десятилетий немцы построили еще тридцать семь легких крейсеров; эти суда медленно росли в размерах, скорости, вооружении и броне. Первоначальная 10,5-см (4,1 дюйма) пушка SK L/40 была заменена более совершенной моделью L/45 в Kolberg классе , а на смену ей, в свою очередь, пришла более мощная SK L/45 15-см (5,9 дюйма) пушка в класс Пиллау . ватерлинейный броневой пояс был введен «Магдебург» В классе , что значительно улучшило оборонительные качества кораблей.
Все эти сорок семь крейсеров участвовали в боях по всему миру во время Первой мировой войны ; Основная часть служила в составе немецкого флота в Северном и Балтийском морях , хотя некоторые служили на иностранных базах, обычно в качестве торговых рейдеров. Шестнадцать крейсеров были потеряны во время войны по самым разным причинам: от подводных лодок противника и морских мин до боевых действий с эскадрами крейсеров противника. Большинство выживших были либо затоплены в Скапа-Флоу в июне 1919 года, либо захвачены правительствами различных союзников в качестве военных призов после поражения Германии. Некоторые из них были приняты в состав их флотов: Италия получила три крейсера, а Франция - четыре. Германии было разрешено сохранить восемь самых старых крейсеров; из них пятеро продолжали выполнять второстепенные роли во время Второй мировой войны .
позволил Версальский договор Германии заменить эти старые крейсеры, и первое такое новое судно, «Эмден» , было построено в начале 1920-х годов по проекту, основанному на последних классах военного времени. Новый подход был использован в пяти самолетах последующих «Кенигсберг» и «Лейпциг» классов с трехорудийными башнями и гибридными дизель-турбинными силовыми установками. Еще шесть кораблей класса М планировалось построить в конце 1930-х годов, но начало войны вынудило их списать. Шесть крейсеров классов «Эмден» , «Кенигсберг» и «Лейпциг» участвовали во Второй мировой войне, и только один — «Нюрнберг» — пережил войну неповрежденным. Два из них были потоплены во время вторжения в Норвегию, а остальные три судна были уничтожены бомбардировщиками союзников в последние месяцы войны. «Нюрнберг» , последний крейсер, построенный Германией, был захвачен Советским Союзом и введен в строй под именем «Адмирал Макаров» , прослуживший до конца 1950-х годов.
Вооружение | Количество и тип основного вооружения |
---|---|
Броня | Толщина палубной брони |
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке [ а ] |
Движение | Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость. |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Введен в эксплуатацию | Дата сдачи корабля в эксплуатацию |
Имперский флот
[ редактировать ]Газель класс
[ редактировать ]Класс «Газель» был первым современным лёгким крейсером Имперского флота. [ 5 ] Этот новый класс кораблей стал кульминацией более ранних незащищенных крейсеров — «Бюссар» класса — и нескольких экспериментальных промежуточных типов, таких как «Гефион» и «Хела» . Немцы намеревались использовать « Газели » как в качестве разведчиков флота, так и в качестве заморских крейсеров. [ 2 ] Хотя они были меньше своих зарубежных современников, для того времени это были прочные и мощно вооруженные корабли. [ 6 ] В результате они смогли эффективно выполнять две роли, предусмотренные в проекте. [ 2 ] По словам историка Эрика Осборна, «[т] легкие крейсеры класса «Газель» заложили тенденцию для будущих кораблей этой общей конструкции… [они] несли мало брони или вообще не имели ее, главным преимуществом была скорость». [ 7 ] Действительно, все будущие легкие крейсеры, построенные Имперским флотом, в целом следовали одной и той же схеме, с небольшими фундаментальными изменениями. [ 3 ]
Десять кораблей на протяжении всей своей карьеры выполняли самые разные функции. До войны большинство из них служило на иностранных станциях или в составе основного флота, а «Нимфа» и «Ундина» служили учебными кораблями. [ 8 ] Из-за возраста «Газели» к 1914 году были выведены в резерв, но после начала Первой мировой войны в августе 1914 года их мобилизовали на действительную службу. [ 2 ] Большинство из них первоначально использовались в качестве кораблей береговой обороны на Балтике, но «Фрауэнлоб» и «Ариадна» остались в составе флота. [ 8 ] «Ариадна» была потоплена несколькими британскими линейными крейсерами в битве при Гельголандской бухте 28 августа 1914 года. [ 9 ] Фрауэнлоб был торпедирован и потоплен HMS Southampton в Ютландском сражении 31 мая 1916 года, при этом погиб почти весь экипаж. [ 10 ] на Балтике «Ундина» была торпедирована и потоплена британской подводной лодкой HMS E19 . 7 ноября 1915 года [ 11 ]
Семь уцелевших кораблей были выведены из строя в 1916 году и использовались во вспомогательных целях. Они продолжили службу в новой Рейхсмарине , за исключением «Газели» , которая была разобрана на металлолом в 1920 году . «Ниобе» была продана Югославии в 1925 году и переименована в «Далмацию» , а «Нимфа» и «Фетида» были сданы на слом в начале 1930-х годов. Arcona , Medusa и Amazone использовались в качестве казарменных корпусов до конца 1930-х годов. [ 2 ] [ 8 ] После начала Второй мировой войны « Медуза» и «Аркона» были переоборудованы в плавучие зенитные батареи и защищали немецкие порты с 1940 года до конца войны, когда они были затоплены своими экипажами 3 мая 1945 года. Тем временем Amazone оставалась на вооружении как Корабль-казарма до конца войны. [ 8 ] В конце концов, «Далмация» вернулась под контроль Германии в 1943 году и была уничтожена в декабре того же года британскими торпедными катерами . [ 12 ]
Корабль | Вооружение [ 13 ] | Броня [ 13 ] | Смещение [ 13 ] | Движение [ 13 ] | Услуга [ 13 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Газель | 10 × 10,5-см орудий СК L/40 | 25 мм (0,98 дюйма) | 2963 т (2916 длинных тонн) | 2 вала, 2 поршневых двигателя , 19,5 узлов (36,1 км/ч ; 22,4 миль в час ) | 1897 | 15 июня 1901 г. | Списано, 1920 г. |
Ниобея | 2 вала, 2 поршневых двигателя , 21,5 узлов (39,8 км/ч ; 24,7 миль в час ) | 1898 | 25 июня 1900 г. | Разрушен 19 декабря 1943 г. | |||
Нимфа | 3017 т (2969 длинных тонн) | 20 сентября 1900 г. | Списан, 1932 г. | ||||
Фетида | 1899 | 14 сентября 1901 г. | Списано, 1930 г. | ||||
Ариадна | 3006 т (2959 длинных тонн) | 18 мая 1901 г. | Затонувшая битва в Гельголандской бухте , 28 августа 1914 г. | ||||
Амазонка | 3082 т (3033 длинных тонны) | 18 мая 1901 г. | Списано, 1954 г. | ||||
Медуза | 2972 т (2925 длинных тонн) | 1900 | 26 июля 1901 г. | Списано, 1948–1950 гг. | |||
Женская похвала | 3158 т (3108 длинных тонн) | 1901 | 17 февраля 1903 г. | Затонул, Ютландское сражение , 31 мая 1916 г. | |||
Аркона | 3180 т (3130 длинных тонн) | 12 мая 1903 г. | Списан, 1948 г. | ||||
Ундина | 3112 т (3063 длинных тонны) | 5 января 1904 г. | Затонул, 7 ноября 1915 г. |
Бремен класс
[ редактировать ]Класс «Бремен» представлял собой постепенное улучшение по сравнению с более ранними «Газелью », поскольку он был крупнее и немного быстрее. В остальном они были очень похожи и имели одинаковую главную батарею из 10,5-см орудий. [ 14 ] Одно судно, «Любек» , было оснащено новыми паровыми турбинами «Парсонс» , чтобы оценить их использование в будущих проектах; на остальных судах сохранились проверенные двигатели тройного расширения. [ 15 ] За время своей карьеры в мирное время корабли выполняли несколько функций. Бремен и Лейпциг служили в Восточноазиатской эскадрилье в начале своей карьеры ; остальные корабли, за исключением «Мюнхена» , были приписаны к разведывательным силам флота. «Мюнхен» использовался как учебный торпедный корабль. [ 16 ]
Корабли принимали участие в обширных боевых действиях во время войны. Лейпциг сражался в составе Восточноазиатской эскадры в битве при Коронеле и был потоплен в последующей битве за Фолклендские острова в конце 1914 года. [ 17 ] Мюнхен был умеренно поврежден в Ютландии. [ 18 ] Бремен в 1915 и 1917 годах , Любек и Данциг вступили в бой с русскими войсками в битве при Рижском заливе и во время операции «Альбион» соответственно. [ 19 ] [ 20 ] «Берлин» и «Мюнхен» были выведены из эксплуатации в 1916 году, последний после сильного повреждения миной . только Берлин и Гамбург После войны остались ; остальные уцелевшие корабли были конфискованы Великобританией в качестве военных призов и сданы на слом в начале 1920-х годов. Оба использовались в качестве учебных крейсеров в 1920-х годах, а затем в качестве казарменных кораблей в 1930-х годах. [ 16 ] Гамбург был потоплен британскими бомбардировщиками в 1944 году во время Второй мировой войны. [ 21 ] а Берлин был загружен химическим оружием и затоплен в Скаггераке в 1947 году для утилизации боеприпасов. [ 16 ]
Корабль | Вооружение [ 22 ] | Броня [ 23 ] | Смещение [ 23 ] | Движение [ 24 ] | Услуга [ 22 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Бремен | 10 × 10,5-см орудий СК L/40 | 80 мм (3,1 дюйма) | 3797 т (3737 длинных тонн) | 2 вала, 2 поршневых двигателя, 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) | 1902 | 19 мая 1904 г. | Затонул, 17 февраля 1915 г. |
Гамбург | 3651 т (3593 длинных тонны) | 8 марта 1904 г. | Списано, 1956 год. | ||||
Берлин | 3792 т (3732 длинных тонны) | 4 апреля 1905 г. | Затоплен, 1947 год. | ||||
Любек | 3661 т (3603 длинных тонны) | 4 вала, 2 паровые турбины , 22,5 узлов (41,7 км/ч; 25,9 миль в час) | 1903 | 26 апреля 1906 г. | Списано, 1922–1923 гг. | ||
Мюнхен | 3780 т (3720 длинных тонн) | 2 вала, 2 поршневых двигателя, 22 кН | 10 января 1905 г. | Списано, 1920 г. | |||
Лейпциг | 3756 т (3697 длинных тонн) | 1904 | 20 апреля 1906 г. | Затонул, битва за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г. | |||
Данциг | 3783 т (3723 длинных тонны) | 1 декабря 1907 г. | Списано, 1922–1923 гг. |
Кенигсбергский класс (1905 г.)
[ редактировать ]Класс «Кенигсберг» продолжил общую тенденцию создания немного более крупных и быстрых немецких легких крейсеров. Как и « Бременцы », один из представителей нового класса — «Штеттин» — был оснащен турбинами для испытательных целей. Они сохранили то же вооружение и броневую защиту, что и класс «Бремен» . [ 15 ] [ 25 ] Все четыре корабля были задействованы в составе Флота открытого моря после ввода в строй, хотя «Нюрнберг» был отправлен в Азию в 1910 году. [ 26 ] а Кенигсберг был отправлен в воды Восточной Африки в 1914 году. [ 27 ]
Все четыре корабля участвовали в крупных боевых действиях во время войны. Кенигсберг , обосновавшийся в Дар-эс-Саламе в начале войны, начал короткую и неудачную карьеру рейдеров в торговле в регионе. [ 28 ] хотя она и уничтожила британский крейсер HMS Pegasus . [ 29 ] В конце концов она оказалась в ловушке в реке Руфиджи и позже была уничтожена парой британских наблюдателей в 1915 году. [ 30 ] Однако война для корабля не закончилась, поскольку его орудия были сняты и широко использовались в Пауля фон Леттова- Ворбека восточноафриканской кампании . [ 31 ] «Нюрнберг» участвовал в боях у Коронеля и у Фолклендских островов, где и был потоплен. [ 32 ] Штеттин участвовал в битве при Гельголандской бухте в августе 1914 года. [ 33 ] И она, и Штутгарт также участвовали в Ютландской битве. [ 34 ] После 1917 года Штеттин использовался в качестве учебного корабля, а в 1918 году Штутгарт был переоборудован в тендер для гидросамолетов. Оба были конфискованы Великобританией в качестве военных призов и списаны в начале 1920-х годов. [ 35 ]
Корабль | Вооружение [ 25 ] | Броня [ 36 ] | Смещение [ 36 ] | Движение [ 36 ] | Услуга [ 25 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Кенигсберг | 10 × 10,5-см орудий СК L/40 | 80 мм | 3814 т (3754 длинных тонны) | 2 вала, 2 поршневых двигателя, 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) | 1905 | 6 апреля 1907 г. | Затоплен, 11 июля 1915 г. |
Нюрнберг | 3902 т (3840 длинных тонн) | 1906 | 10 апреля 1908 г. [ 25 ] | Затонул, битва за Фолклендские острова, 8 декабря 1914 г. | |||
Штутгарт | 4002 т (3939 длинных тонн) | 1905 | 1 февраля 1908 г. | Списано, 1920 г. | |||
Щецин | 3822 т (3762 длинных тонны) | 2 вала, 2 паровые турбины, 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час) | 1906 | 29 октября 1907 г. | Списано, 1921–1923 гг. |
Дрезден класс
[ редактировать ]Два крейсера, заказанные по программе 1905–1906 годов, представляли собой продолжение медленной тенденции к увеличению водоизмещения, хотя оба корабля имели ту же максимальную скорость, что и более ранние корабли класса «Кенигсберг» . Как и предыдущие классы, один корабль был оснащен газотурбинными двигателями, а другой - поршневыми механизмами; это был последний раз, когда немецкий крейсер использовал старые двигатели тройного расширения. Во всех последующих конструкциях повсеместно использовались паровые турбины. [ 37 ] У Дрездена и Эмдена была очень активная и короткая карьера. Оба судна большую часть своей карьеры служили на зарубежных станциях; Эмден была направлена в Восточноазиатскую эскадрилью после поступления на службу. [ 38 ] и Дрезден провел много времени у атлантического побережья Северной Америки. [ 39 ]
Первоначально Дрезден действовал как торговый рейдер в Атлантике после начала войны в 1914 году, а затем отправился вокруг Южной Америки, чтобы присоединиться к эскадре фон Шпее, когда она приближалась к континенту. [ 40 ] Он принимал участие в боях при Коронеле и у Фолклендских островов и был единственным немецким крейсером, избежавшим гибели при последнем. [ 41 ] Позже в марте 1915 года он был пойман британскими крейсерами у Мас-а-Тьерра . [ 42 ] После непродолжительной бомбардировки британских кораблей Дрездена команда затопила его в гавани. [ 43 ] Тем временем «Эмден» был выделен из Восточно-Азиатской эскадры, чтобы действовать в качестве независимого рейдера в Индийском океане . Она сделала успешную карьеру, охотясь на торговые корабли союзников в этом районе, а также потопила российский защищенный крейсер «Жемчуг» в гавани Пенанга . [ 44 ] Вскоре после этого австралийский легкий крейсер HMAS Sydney поймал «Эмден» у Кокосовых островов и нанес ей серьезные повреждения, вынудив ее выйти на берег на острове Норт-Килинг . [ 45 ]
Корабль | Вооружение [ 35 ] | Броня [ 35 ] | Смещение [ 35 ] | Движение [ 35 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Дрезден | 10 × 10,5-см орудий СК L/40 | 80 мм | 4268 т (4201 длинная тонна) | 2 вала, 2 паровые турбины, 24 кН. | 1906 [ 25 ] | 14 ноября 1908 г. [ 25 ] | Затоплен, 14 марта 1915 г. [ 25 ] |
Эмден | 2 вала, 2 поршневых двигателя, 23,5 узлов (43,5 км/ч; 27,0 миль в час) | 1906 [ 46 ] | 20 июля 1909 г. [ 25 ] | На земле , битва при Кокосе , 9 ноября 1914 г. [ 25 ] |
Кольберга класс
[ редактировать ]Класс «Кольберг» представлял собой первое значительное улучшение боевой мощи немецких легких крейсеров как в качественном, так и в количественном отношении. Они были вооружены длинноствольной пушкой 10,5 см SK L/45 , которая имела более высокую начальную скорость и, следовательно, большую дальность стрельбы, чем более раннее оружие L/40. Кроме того, они имели дополнительную пару орудий, что усиливало их бортовой залп . Это было водоизмещение более чем на тысячу тонн больше, чем у предыдущего класса «Дрезден» . Все четыре корабля также были оснащены турбинами, что позволило им значительно увеличить скорость по сравнению с предыдущими судами. [ 47 ]
Все четыре корабля участвовали в крупных боевых действиях во время войны. 2 августа Аугсбург сделал первые выстрелы в войне против России. [ 48 ] Майнц и Кёльн были потоплены в битве при Гельголандской бухте в первый месяц войны. [ 49 ] Кольберг участвовал в битве при Доггер-банке в январе 1915 года и нанес первые удары в бою. И Кольберг , и Аугсбург участвовали в битве при Рижском заливе в августе 1915 года. [ 50 ] и операция «Альбион» в октябре 1917 года. [ 51 ] После окончания войны Кольберг был захвачен Францией в качестве военного приза и введен в состав ВМС Франции как Кольмар ; [ 52 ] она прослужила всего несколько лет и была списана в 1929 году. [ 53 ] Аугсбург был сдан Японии, которая в 1922 году разобрала его на металлолом. [ 52 ]
Корабль | Вооружение [ 54 ] | Броня [ 54 ] | Смещение [ 54 ] | Движение [ 54 ] | Услуга [ 55 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Кольберг | 12 × SK L/45 10,5-см орудий | 40 мм (1,6 дюйма) | 5418 т (5332 длинных тонны) | 4 вала, 4 паровые турбины, 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час) | 1908 | 21 июня 1910 г. | Списано, 1929 г. [ 53 ] |
Майнц | 4889 т (4812 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) | 1907 | 1 октября 1909 г. | Затонул, битва при Гельголандской бухте, 28 августа 1914 г. | ||
Кёльн | 4864 т (4787 длинных тонн) | 4 вала, 4 паровые турбины, 25,5 кН. | 1908 | 16 июня 1911 г. | Затонул, битва при Гельголандской бухте, 28 августа 1914 г. | ||
Аугсбург | 4882 т (4805 длинных тонн) | 1908 | 1 октября 1910 г. | Списано, 1922 г. |
Магдебургский класс
[ редактировать ]В классе «Магдебург» было внесено несколько существенных улучшений по сравнению с более ранними конструкциями, в том числе более эффективная форма носовой части, улучшающая мореходные качества , и урезанный квартердек , который позволял более эффективно справляться с корабельными минами. Пожалуй, самое главное — ватерлинный броневой пояс для улучшения оборонительных возможностей новых кораблей был добавлен . У них также были гораздо более мощные турбины и, как следствие, более высокая максимальная скорость. Все последующие легкие крейсеры переняли эти нововведения. [ 55 ]
Карьера Магдебурга . оборвалась 26 августа 1914 года, когда он сел на мель во время действий против русских войск на Балтике Русские изъяли кодовые книги с места крушения и передали копии британцам; это должно было оказать большое влияние на исход морской войны в Северном море. [ 56 ] Бреслау был приписан к Средиземноморской дивизии вместе с линейным крейсером «Гебен» ; [ 57 ] в начале войны они направились в Константинополь , где были проданы Османскому флоту . Они сыграли важную роль в вовлечении Османской империи в войну на стороне Германии. [ 58 ] Бреслау , переименованный в Мидилли , в конечном итоге был затоплен британскими минами во время битвы при Имбросе в январе 1918 года. [ 59 ]
Два других корабля, «Страсбург» и «Штральзунд» , оставались в составе Флота открытого моря на протяжении всей своей карьеры. Они видели боевые действия в основных сражениях, включая Гельголандскую бухту и Доггер-банку, хотя ни один корабль не присутствовал в Ютландии. [ 60 ] [ 61 ] Оба корабля пережили войну; Страсбург был сдан Италии и переименован в Таранто . Он участвовал во Второй мировой войне и был потоплен бомбардировщиками союзников в 1944 году. [ 62 ] «Штральзунд» стал французским «Мюлузом» , хотя он прослужил всего несколько лет, был выведен из эксплуатации к 1925 году и сдан на слом десять лет спустя. [ 53 ]
Корабль | Вооружение [ 52 ] | Броня [ 52 ] | Смещение [ 52 ] | Движение [ 63 ] | Услуга [ 25 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Магдебург | 12 × 10,5-см орудий SK L/45 | 60 мм (2,4 дюйма) | 4570 т (4498 длинных тонн) | 3 вала, 3 паровые турбины, 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) | 1910 | 20 августа 1912 г. | Заземлен, 26 августа 1914 г. |
Бреслау | 5281 т (5198 длинных тонн) | 4 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. | 1910 | 10 мая 1912 г. | Затонул, битва при Имбросе , 20 января 1918 г. | ||
Страсбург | 5281 т (5198 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. | 1910 | 9 октября 1912 г. | Потоплен, 23 сентября 1944 г. [ 62 ] | ||
Штральзунд | 5587 т (5499 длинных тонн) | 3 вала, 3 паровые турбины, 27,5 кН. | 1910 | 10 декабря 1912 г. | Списано, 1935 г. [ 53 ] |
Карлсруэ класс
[ редактировать ]Эти два корабля были незначительным улучшением по сравнению с классом «Магдебург» . Они были значительно крупнее, немного быстрее, имели более наклонный корпус, но несли ту же главную батарею и имели идентичную броневую защиту. [ 64 ] Они также были последними крейсерами, вступившими в строй перед началом Первой мировой войны. [ 65 ] Карлсруэ было поручено заменить Дрезден в Карибском бассейне в середине 1914 года, и вскоре после ее прибытия в конце июля 1914 года в Европе начались военные действия. После этого Карлсруэ действовал как торговый рейдер; она захватила или потопила около шестнадцати кораблей у берегов Бразилии, прежде чем случайный взрыв уничтожил корабль и убил большую часть его команды. [ 66 ] [ 67 ]
Росток тем временем остался в составе Флота открытого моря. Она видела бой в Доггер-Бэнке, бомбардировку Ярмута и Лоустофта в апреле 1916 года и Ютландию в следующем месяце. Там она помогла уничтожить пару британских эсминцев. [ 68 ] В ожесточенных ночных боях в ночь с 31 мая на 1 июня Росток был торпедирован и выведен из строя британскими эсминцами. британский крейсер HMS Dublin . На следующее утро он был затоплен, чтобы избежать захвата, когда на место происшествия прибыл [ 69 ]
Корабль | Вооружение [ 70 ] | Броня [ 70 ] | Смещение [ 70 ] | Движение [ 70 ] | Услуга [ 70 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Карлсруэ | 12 × 10,5-см орудий SK L/45 | 60 мм | 6191 т (6093 длинных тонны) | 2 вала, 2 паровые турбины, 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) | 21 сентября 1911 г. [ 71 ] | 15 января 1914 г. | Затонул, 4 ноября 1914 г. |
Росток | 1911 | 5 февраля 1914 г. | Затонул, Ютландское сражение, 1 июня 1916 г. |
степени Класс
[ редактировать ]Крейсеры класса Грауденц были очень похожи на предыдущий класс Карлсруэ , имели аналогичный размер, имели идентичную главную батарею и имели сопоставимую скорость. Их можно было визуально отличить по количеству воронок; Грауденц и Регенсбург вернулись к трехтрубной схеме прежних легких крейсеров. [ 72 ] Оба корабля служили в разведывательных силах Флота открытого моря. Грауденц присутствовал во время рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби в декабре 1914 года и в битве в Рижском заливе в августе 1915 года. Он был поврежден миной в середине 1916 года и находился в доке для ремонта во время Ютландии. Регенсбург присутствовал в бою, где возглавлял флотилию торпедных катеров, прикрывая линейные крейсеры I разведывательной группы . Она вышла из боя совершенно неповрежденной, несмотря на то, что провела несколько торпедных атак на британские соединения. [ 73 ]
Оба корабля пережили войну. Грауденц стал итальянской Анконой и прослужил до 1937 года, когда был продан на слом. [ 62 ] Регенсбург был сдан Франции и преобразован в Страсбург ; она служила во французском флоте до 1936 года, когда была преобразована в казарменный корабль . Она служила в этом качестве во время немецкой оккупации страны и в конечном итоге была затоплена для защиты загонов для подводных лодок в Лорьяне в 1944 году. [ 53 ]
Корабль | Вооружение [ 72 ] | Броня [ 72 ] | Смещение [ 72 ] | Движение [ 72 ] | Услуга [ 72 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Грауденц | 12 × 10,5-см орудий SK L/45 | 60 мм | 6382 т (6281 длинная тонна) | 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. | 1912 | 10 августа 1914 г. | Списано, 1937 г. |
Регенсбург | 1912 | 3 января 1915 г. | Затоплен, 1944 г. |
Пиллау Класс
[ редактировать ]Два корабля класса «Пиллау» первоначально были заказаны ВМФ России под названиями «Маравиев Амурский» и «Адмирал Невельской» ; они приближались к завершению, когда в августе 1914 года разразилась война. Поэтому немецкий флот захватил корабли и достроил их как «Пиллау» и «Эльбинг» . Это были первые готовые немецкие легкие крейсеры, вооруженные 15-см (6-дюймовыми) орудиями, что означало значительное увеличение их боевой мощи. Но поскольку изначально они строились для русских, на них отсутствовала поясная броня, ставшая стандартной в проектах немецких крейсеров. [ 74 ] Пиллау принял участие в битве на Рижском заливе. [ 75 ] и оба корабля вели тяжелые бои в Ютландии. Эльбинг был случайно протаранен и выведен из строя линкором « Позен » в беспорядочном ночном бою. [ 76 ] и ее команда в конечном итоге была вынуждена покинуть место крушения. [ 77 ] Пиллау пережил войну и был передан Италии; он был назначен Бари и участвовал во Второй мировой войне, пока не был потоплен американскими бомбардировщиками в 1943 году. [ 78 ]
Корабль | Вооружение [ 79 ] | Броня [ 79 ] | Смещение [ 79 ] | Движение [ 79 ] | Услуга [ 80 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Пиллау | 8 × 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45 | 80 мм | 5252 т (5169 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. | 1913 | 14 декабря 1914 г. | Передан Италии 20 июля 1920 г. |
Эльбинг | 4 сентября 1915 г. | Затоплен, 1 июня 1916 г. |
Висбаден класс
[ редактировать ]Класс «Висбаден» был первым немецким лёгким крейсером, на котором были установлены 15-см орудия, хотя класс «Пиллау» первым был укомплектован орудиями этого калибра. В остальном корабли класса «Висбаден» были очень похожи на предыдущий класс «Грауденц» ; они были немного крупнее, но имели одинаковую скорость и идентичную броневую защиту. [ 81 ]
Висбаден участвовал только в одном крупном сражении: Ютландском. В начале боя корабль был сильно поврежден обстрелом линейного крейсера HMS Invincible . Оказавшись между двумя боевыми флотами, Висбаден стал центром упорных боев, в ходе которых были уничтожены два британских броненосных крейсера . [ 82 ] Висбаден оставался на плаву до раннего утра 1 июня и затонул где-то между 01:45 и 02:45. [ 83 ] Франкфурт также присутствовал в Ютландии, где обменивался ударами с HMS Chester . [ 84 ] [ 85 ] Она также участвовала в боевых действиях во время операции «Альбион» в октябре 1917 года. [ 86 ] и Вторая битва при Гельголандской бухте в ноябре того же года. Франкфурт пережил войну и был интернирован в Скапа-Флоу; ее экипаж безуспешно пытался затопить ее, [ 87 ] и в конечном итоге она была сдана Соединенным Штатам и использована как цель в 1921 году. [ 88 ]
Корабль | Вооружение [ 80 ] | Броня [ 80 ] | Смещение [ 80 ] | Движение [ 80 ] | Услуга [ 88 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Висбаден | 8 × 15-см орудий SK L/45 | 60 мм | 6601 т (6497 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. | 1913 | 23 августа 1915 г. | Затоплен, 1 июня 1916 г. |
Франкфурт | 20 августа 1915 г. | Затоплен как мишень, 18 июля 1921 г. |
Кенигсбергский класс (1915 г.)
[ редактировать ]Второй класс «Кенигсберг» был утвержден в 1913 году и заложен с 1914 года. Они были названы в честь крейсеров, затонувших в первые месяцы войны. Они представляли собой постепенное улучшение по сравнению с классом «Висбаден» и были примерно на пятьсот тонн тяжелее. Они несли стандартные восемь 15-см орудий, передние опоры крыла были размещены на палубу выше для улучшения дуги стрельбы. В остальном они были идентичны предыдущим конструкциям легких крейсеров. [ 89 ]
Кенигсберг и Нюрнберг участвовали в боях во Второй битве при Гельголандской бухте, где первый был слегка поврежден. [ 90 ] Все четыре члена класса участвовали в операции «Альбион» на Балтике. [ 91 ] Крейсеры, за исключением «Эмдена» , также были назначены на запланированные заключительные действия флота в октябре 1918 года. [ 92 ] но мятеж среди немецких крупных кораблей вынудил отменить этот план. [ 93 ] Карлсруэ , Эмден и Нюрнберг были интернированы вместе с флотом в Скапа-Флоу, а Кенигсберг остался в Германии. Три крейсера были затоплены, но только Карлсруэ фактически затонул . Эмден и Нюрнберг были выброшены на берег британскими моряками и захвачены в качестве военных призов Францией и Великобританией соответственно. «Эмден» был сдан на слом в 1926 году, а «Нюрнберг» был потоплен в качестве цели в 1922 году. Тем временем Кенигсберг был сдан Франции в 1920 году и переименован в Мец ; [ 94 ] в конечном итоге она была списана в 1936 году. [ 53 ]
Корабль | Вооружение [ 89 ] | Броня [ 94 ] | Смещение [ 94 ] | Движение [ 94 ] | Услуга [ 94 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Кенигсберг | 8 × 15-см орудий SK L/45 | 60 мм | 7125 т (7012 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 28 кН. | 1914 | 12 августа 1916 г. | Списано, 1936 г. |
Карлсруэ | 1915 | 15 ноября 1916 г. | Затоплен, 21 июня 1919 г. | ||||
Эмден | 1914 | 16 декабря 1916 г. | Списан, 1926 г. | ||||
Нюрнберг | 1915 | 15 февраля 1917 г. | Потоплен как корабль-мишень , 1922 год. |
Брюммер класс
[ редактировать ]Два крейсера класса «Бруммер» турбины, строившиеся компанией «АГ Вулкан» для русского легкого крейсера «Светлана» были спроектированы в 1914 году, когда в связи с состоянием войны между Германией и Россией стали доступны . Немецкий флот поручил компании AG Vulcan разделить турбины пополам и спроектировать вокруг двигательной установки пару крейсеров-минеров. [ 95 ] [ б ] Из-за потребности в высокой скорости они были легко вооружены: всего четыре 15-см орудия. А чтобы еще больше помочь им в выполнении наступательных задач по установке мин, они были спроектированы так, чтобы напоминать британские крейсеры, чтобы помочь скрыть свою идентичность. [ 96 ]
Брюммер и Бремзе обычно действовали вместе на протяжении всей войны. Они участвовали в многочисленных минных постановках в 1916 и 1917 годах. [ 98 ] В октябре 1917 года два крейсера уничтожили британский конвой, направлявшийся в Норвегию, потопив два эсминца сопровождения и большую часть транспортов. [ 99 ] Оба были интернированы в Скапа-Флоу в конце войны; они были успешно затоплены в июне 1919 года. Brummer остается на дне гавани, но Bremse был поднят на слом в 1929 году и разобран в начале 1930-х годов. [ 94 ]
Корабль | Вооружение [ 100 ] | Броня [ 88 ] | Смещение [ 88 ] | Движение [ 88 ] | Услуга [ 94 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Напевая | 4 × 15-см орудия SK L/45 | 15 мм (0,59 дюйма) | 5856 т (5764 длинных тонны) | 2 вала, 2 паровые турбины, 28 кН. | 1915 | 2 апреля 1916 г. | Затоплен, 21 июня 1919 г. |
Тормоз | 1 июля 1916 г. | Затоплен, 21 июня 1919 г. |
Кельн класс
[ редактировать ]К 1916 году Германия потеряла в конфликте тринадцать легких крейсеров; было заказано десять новых легких крейсеров по проекту на основе предыдущего класса «Кенигсберг» . [ 101 ] В новую, более крупную конструкцию добавлена третья зенитная пушка диаметром 8,8 см (3,5 дюйма), а также гораздо более мощные торпедные аппараты диаметром 60 см (24 дюйма) по сравнению с торпедными аппаратами диаметром 50 см (20 дюймов), использовавшимися в более ранних классах. В остальном они были очень похожи, с одинаковой максимальной скоростью и бронезащитой. [ 102 ]
Только два корабля из десяти были достроены: «Кёльн» и «Дрезден» . Еще пять кораблей были спущены на воду, но не достроены - эти корабли получили имена - а у остальных трех только что были сделаны некоторые работы с килями , прежде чем работы прекратились. Эти последние три корабля были известны только под контрактными названиями. [ 103 ] У Кельна и Дрездена была очень ограниченная карьера, поскольку они завершились так поздно во время войны. Они оба участвовали в вылазке флота в северную часть Северного моря, пытаясь перехватить конвой из Великобритании в Норвегию под сильным эскортом. [ 92 ] [ 104 ] И их направили на неудачный последний боевой вылет в октябре 1918 года. [ 92 ] Оба крейсера были интернированы в Скапа-Флоу и затоплены там в июне 1919 года, и оба остаются на дне Скапа-Флоу. [ 103 ] [ 105 ]
Корабль | Вооружение [ 106 ] | Броня [ 107 ] | Смещение [ 107 ] | Движение [ 107 ] | Услуга [ 103 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Кёльн | 8 × 15-см орудий SK L/45 | 40 мм (1,6 дюйма) | 7486 т (7368 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 27,5 кН. | 1915 | 17 января 1918 г. | Затоплен, 21 июня 1919 г. |
Дрезден | 1916 | 28 марта 1918 г. | Затоплен, 21 июня 1919 г. | ||||
Висбаден | 1915 | — | Списано, 1920 г. | ||||
Магдебург | 1916 | — | Списано, 1922 г. | ||||
Лейпциг | 1915 | — | Списан, 1921 г. | ||||
Росток | 1915 | — | Списан, 1921 г. | ||||
Женская похвала | 1915 | — | Списан, 1921 г. | ||||
Заменить Кёльн | 1916 | — | Списан, 1921 г. | ||||
Замена Эмдена | 1916 | — | Списан, 1921 г. | ||||
Замена Карлсруэ | 1916 | — | Списано, 1920 г. |
ФК дизайны
[ редактировать ]В 1916 году немецкий военно-морской флот предложил серию проектов крейсеров флота, получивших обозначение Flottenkreuzer , вслед за классом Cöln . Проект, в котором подчеркивалась разведывательная роль и высокая скорость над боевой мощью, был основан на британских крейсерах С-класса по просьбе кайзера Вильгельма II . В результате первоначальная конструкция была намного меньше конструкции Cöln и имела всего пять 15-см орудий, но имела максимальную скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час). Затем последовали четыре модифицированных проекта, каждый из которых увеличивался в размерах и вооружении, пока окончательный проект «FK 4» не вернулся к размерам и вооружению предыдущих легких крейсеров. Это были только проектные исследования, [ 108 ] а ухудшение военной ситуации в Германии в последние два года войны вынудило ВМФ практически отказаться от строительства надводных военных кораблей в пользу подводных лодок . [ 109 ]
Корабль | Вооружение [ 108 ] | Броня [ 108 ] | Смещение [ 108 ] | Движение [ 108 ] | Услуга [ 108 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
ФК 1 | 5 × 15-см орудий SK L/45 | — | 3800 т (3740 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) | — | — | Только проектное исследование |
ФК 1а | 4850 т (4773 длинных тонны) | 2 вала, 2 паровые турбины, 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час) | — | — | |||
ФК 2 | 5350 т (5266 длинных тонн) | 2 вала, 2 паровые турбины, 32 кН. | — | — | |||
ФК 3 | 7 × 15-см орудия SK L/45 | 6900 т (6791 длинная тонна) | 2 вала, 2 паровые турбины, 32 кН. | — | — | ||
ФК 4 | 8 × 15-см орудий SK L/45 | 8650 т (8513 длинных тонн) | — | — |
Рейхсмарине и Кригсмарине
[ редактировать ]Эмден
[ редактировать ]«Эмден» был первым новым крейсером, спроектированным реформированной Рейхсмарине в начале 1920-х годов. По условиям Версальского договора новые конструкции могли иметь массу не более 6000 длинных тонн (6100 т). [ 110 ] Конструкция во многом заимствована у крейсеров конца Первой мировой войны. Хотя немцы хотели использовать спаренные орудийные башни для главной батареи корабля из 15-см орудий, Межсоюзная военно-морская контрольная комиссия отклонила этот проект и заставила конструкторов принять одиночные башни, чтобы ослабить конструкцию. [ 111 ] [ 112 ] Тем не менее, конструкция включала в себя несколько нововведений, в том числе широкое использование сварки вместо заклепок для снижения веса. [ 113 ]
Во время Второй мировой войны его использовали для постановки мин в Северном море. [ 114 ] для огневой поддержки сухопутных войск, а также в качестве корабля сопровождения конвоев и обучения курсантов. Она участвовала в операции Weserübung , вторжении в Норвегию в апреле 1940 года. Ее военная карьера закончилась в Киле в апреле 1945 года, когда британские бомбардировщики сильно повредили корабль, когда он находился в доке для ремонта. Ее команда посадила ее на мель, чтобы она не затонула, и в конечном итоге взорвала ее, используя заряды для подрыва, чтобы не дать союзникам захватить ее в мае. [ 115 ] В конце 1940-х годов обломки были списаны. [ 113 ]
Корабль | Вооружение [ 113 ] | Броня [ 113 ] | Смещение [ 113 ] | Движение [ 113 ] | Услуга [ 116 ] [ 117 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Эмден | 8 × 15-см орудий SK L/45 | 40 мм | 6990 длинных тонн (7102 т) | 2 вала, 2 паровые турбины, 29,5 узлов (54,6 км/ч; 33,9 миль в час) | 8 декабря 1921 г. | 15 октября 1925 г. | Разрушен 3 мая 1945 г. |
Кенигсбергский класс (1927 г.)
[ редактировать ]Третий класс крейсеров, названный в честь столицы Восточной Пруссии, радикально отличался от более ранних проектов крейсеров. [ с ] Для главной батареи была принята новая трехорудийная башня: одна носовая и две кормовые в суперстрелковой паре , смещенные от центральной линии. Были использованы новые, более длинные орудия модели C/25 . Особенностью этого класса крейсеров также было широкое использование сварки, а дизельные двигатели использовались в сочетании с турбинами для увеличения радиуса плавания, хотя одновременно мог работать только один комплект двигателей. [ 118 ]
Все три корабля участвовали в патрулировании невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1939 годах. После начала войны использовались для постановки оборонительных минных полей вместе с «Эмденом» , [ 119 ] а в апреле 1940 г. участвовал во вторжении в Норвегию. [ 120 ] Два из трёх крейсеров, «Карлсруэ» и «Кёнигсберг» , были потоплены во время вторжения; Карлсруэ был торпедирован британской подводной лодкой у Кристиансанна , а Кенигсберг был потоплен британскими пикирующими бомбардировщиками в Бергене . [ 121 ] Кельн После завершения кампании использовался в различных целях, в том числе в качестве испытательного полигона для эксплуатации вертолета Flettner Fl 282 в море. Он был разбомблен и потоплен американскими тяжелыми бомбардировщиками в Вильгельмсхафене в марте 1945 года, однако затонул на мелководье на ровном киле, что позволило его орудиям оказывать огневую поддержку немецким войскам до конца войны. [ 122 ] [ 123 ]
Корабль | Вооружение [ 118 ] | Броня [ 124 ] | Смещение [ 124 ] | Движение [ 125 ] | Услуга [ 118 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Кенигсберг | 9 × 15-см пушки SK C/25 | 40 мм | 7700 длинных тонн (7824 т) | 3 вала, 4 паровые турбины, 2 дизеля , 32 кН. | 12 апреля 1926 г. | 17 апреля 1929 г. | Потоплен, 10 апреля 1940 г. |
Карлсруэ | 27 июля 1926 г. | 6 ноября 1929 г. | Потоплен, 9 апреля 1940 г. | ||||
Кёльн | 7 августа 1926 г. | 15 января 1930 г. | Потоплен, 3 марта 1945 г. |
Лейпциг класс
[ редактировать ]«Лейпциг» и «Нюрнберг» были классом, последовавшим за тремя кораблями класса «Кенигсберг» . [ д ] Они были построены по измененной конструкции, включавшей возврат кормовых башен на центральную линию. Еще одним важным изменением стала новая система передач, которая позволяла дизельному и турбинному двигателям работать одновременно, что позволяло более легкой силовой установке достигать той же скорости, что и более ранние корабли. [ 127 ] Они также были оснащены выпуклыми носами для повышения их гидродинамической эффективности. [ 128 ] Два крейсера не были идентичными: «Лейпциг» имел надстройку, аналогичную «Кёнигсбергу », тогда как «Нюрнберг» имел гораздо более крупную конструкцию. Нюрнберг также был укомплектован гораздо более мощной зенитной батареей. [ 126 ]
И Лейпциг , и Нюрнберг были задействованы в патрулировании невмешательства в испанских водах в конце 1930-х годов. [ 129 ] [ 130 ] Британской подводной лодке HMS Salmon удалось торпедировать оба крейсера 13 декабря 1939 года, но оба корабля вернулись в порт для ремонта. [ 131 ] После этого оба крейсера были выведены из боевой службы и использовались в качестве учебных кораблей. [ 132 ] [ 133 ] В октябре 1944 года «Лейпциг» был протаранен и сильно поврежден тяжелым крейсером «Принц Ойген» ; ремонт был сочтен нерентабельным, и поврежденный корабль использовался для огневой поддержки отступающих немецких войск в районе Готенхафена (Гдыня) в марте 1945 года. После войны он использовался как казарменный корабль и затонул в июле 1946 года. [ 134 ] Тем временем Нюрнберг был захвачен Советским Союзом в качестве военного трофея и введен в состав Советского ВМФ под именем адмирала Макарова ; она служила на Балтийском флоте до конца 1950-х годов и где-то в 1960 году была разобрана на металлолом. [ 135 ]
Корабль | Вооружение [ 118 ] | Броня [ 124 ] | Смещение [ 124 ] | Движение [ 125 ] | Услуга [ 126 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Лейпциг | 9 × 15-см пушки SK C/25 | 30 мм (1,2 дюйма) | 8100 т (7972 длинных тонны) | 3 вала, 2 паровые турбины, 4 дизеля , 32 кН. | 28 апреля 1928 г. | 8 октября 1931 г. | Затоплен, июль 1946 г. |
Нюрнберг | 9040 т (8897 длинных тонн) | 1934 | 2 ноября 1935 г. | Списано, гр. 1960 год |
М класс
[ редактировать ]Класс М был утвержден Планом Z в 1939 году, хотя проектные работы начались еще в 1936 году; эти корабли предназначались для использования в качестве разведывательных подразделений для коммерческих рейдовых эскадрилий, предусмотренных планом. [ 136 ] [ 137 ] Военно-морской флот предъявлял очень высокие требования к дальнобойности, тяжелому вооружению, бронезащите от орудий корабельного калибра и высокой скорости, что вынудило конструкторов пойти на компромисс в важнейших аспектах конструкции, включая броню и вооружение, которые были слишком слабый. Это заставило конструкторский состав переработать планы двух последних кораблей, чтобы исправить некоторые из этих недостатков. Работы по первым двум кораблям начались в 1938 году, но начало войны в сентябре 1939 года заставило ВМФ отказаться от работ по боевым кораблям, которые не удалось завершить в короткие сроки. В результате эти два корабля были списаны, а остальные четыре так и не были заложены. [ 138 ]
Корабль | Вооружение [ 139 ] | Броня [ 137 ] | Смещение [ 137 ] | Движение [ 138 ] | Услуга [ 139 ] [ 140 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
М | 8 × SK C/28 15-см орудия | 25 мм | 8500 т (8366 длинных тонн) | 3 вала, 2 паровые турбины, 4 дизельных двигателя , 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) | 1938 | — | Списано, 1939 г. |
Н | |||||||
ТО | — | — | |||||
П | |||||||
вопрос | 9300 т (9153 длинных тонны) | ||||||
Р |
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Историк Эрих Грёнер утверждает, что полная загрузка определялась как «[равная] типовому водоизмещению плюс полная загрузка мазута, дизельного топлива, угля, резервной питательной воды для котлов, авиационного топлива и специального оборудования». [ 4 ]
- ^ окружает давний миф Происхождение турбин класса Brummer . Многие авторы повторяют утверждение, что турбины, о которых идет речь, были заказаны для «Бородино» типа линейного крейсера «Наварин» . [ 88 ] [ 89 ] [ 96 ] но, по мнению историков Додсона и Ноттельмана, это невозможно с инженерной точки зрения, так как Наварин получил турбины типа Парсонса использовались комплекты турбин высокого и низкого давления , в которых для привода разных винтовых винтов , которые было бы невозможно разделить между двумя корабли. Они отмечают, что « Бруммеры » получили турбины типа Кертиса, в которых на каждом карданном валу сочетались турбины высокого и низкого давления. Более того, согласно сохранившимся записям, Додсон и Ноттельманн указывают, что Наварина турбины были заказаны у Франко-русского завода в Санкт-Петербурге , а не у AG Vulcan. [ 97 ]
- ^ Этот класс иногда называют классом K, потому что названия всех трех судов начинаются с этой буквы. [ 118 ]
- ^ Эти суда иногда рассматриваются как уникальные корабли, а не как представители какого-то класса из-за их несколько разных конструкций. [ 126 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хервиг , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и Кэмпбелл и Сич , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 28.
- ^ Грёнер , с. ix.
- ^ Лион , с. 258.
- ^ Лион , с. 249.
- ^ Осборн , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , стр. 101–102.
- ^ Сотрудники 2011 , стр. 21–24.
- ^ Кэмпбелл , стр. 392–393.
- ^ Полмар и Нут , с. 45.
- ^ Ровер , стр. 294.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , стр. 99–102.
- ^ Лион , стр. 258–259.
- ^ Jump up to: а б Лион , с. 259.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 103–104.
- ^ Сотрудники 2008 , стр. 34–37, 74–76.
- ^ Таррант , с. 296.
- ^ Халперн , стр. 191–192.
- ^ Персонал 2008 , с. 4.
- ^ Ровер , стр. 264.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 102.
- ^ Грёнер , стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэмпбелл и Сич , с. 157.
- ^ Грей , с. 184.
- ^ Фарвелл , с. 128.
- ^ Халперн , с. 77.
- ^ Фарвелл , с. 133.
- ^ Беннетт , стр. 132–134.
- ^ Хервиг , стр. 154–155.
- ^ Беннетт , с. 125.
- ^ Сотрудники 2011 , стр. 7–11.
- ^ Таррант , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 104.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 157–163.
- ^ Форстмайер , стр. 2–4.
- ^ Дельгадо , стр. 169–170.
- ^ Халперн , стр. 79–80.
- ^ Сотрудники 2011 , стр. 34–35, 73.
- ^ Мюллер , стр. 16–17.
- ^ Дельгадо , стр. 168–169.
- ^ Форстмайер , стр. 10–14.
- ^ Форстмайер , стр. 16–19.
- ^ Форстмайер , с. 2.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 140, 157–159.
- ^ Халперн , с. 184.
- ^ Сотрудники 2011 , стр. 19, 21.
- ^ Халперн , стр. 45, 197–198.
- ^ Персонал 2008 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смигельский , стр. 201.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 159.
- ^ Хервиг , с. 150.
- ^ Халперн , с. 15.
- ^ Халперн , стр. 51–58.
- ^ Хоунам-Мик и др. , с. 95.
- ^ Беннетт , стр. 145–150.
- ^ Кэмпбелл , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Фраккароли , с. 264.
- ^ Грёнер , стр. 107–108.
- ^ Грёнер , стр. 107–109.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 160–161.
- ^ Халперн , с. 79.
- ^ Беннетт , с. 131.
- ^ Таррант , стр. 38–42, 53–54, 114, 287.
- ^ Кэмпбелл , стр. 291, 295, 316.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 109.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 83–85.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , стр. 109–110.
- ^ Таррант , стр. 62, 130–131, 186–187, 292.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 161.
- ^ Халперн , с. 197.
- ^ Таррант , стр. 62, 220.
- ^ Кэмпбелл , с. 295.
- ^ Фраккароли , с. 265.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 111.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 161–162.
- ^ Таррант , стр. 127–141.
- ^ Кэмпбелл , стр. 294–295.
- ^ Таррант , стр. 62, 127–128.
- ^ Кэмпбелл , с. 149.
- ^ Сотрудники 2008 , стр. 3–4.
- ^ Вудворд , стр. 90, 183.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл и Сич , с. 162.
- ^ Халперн , с. 377.
- ^ Персонал 2008 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б с Вудворд , с. 116.
- ^ Таррант , стр. 281–282.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гренер , с. 113.
- ^ Додсон и Ноттельманн , стр. 186, 190–192.
- ^ Jump up to: а б Новик , с. 185.
- ^ Додсон и Ноттельманн , с. 190.
- ^ Новик , с. 188.
- ^ Халперн , с. 376.
- ^ Новик , с. 185–188.
- ^ Хервиг , с. 205.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 162–163.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 114–115.
- ^ Халперн , стр. 418–419.
- ^ Вилле , с. 392.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , стр. 116–117.
- ^ Вейр , с. 179.
- ^ См.: Версальский договор, раздел II: Морские положения, статьи 181 и 191.
- ^ Уильямсон , с. 9.
- ^ О'Брайен , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 118.
- ^ Ровер , стр. 2.
- ^ Уильямсон , стр. 11–13.
- ^ Сиехе , с. 229 .
- ^ Уильямсон , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д и Сиече , с. 230 .
- ^ Уильямсон , стр. 14–24.
- ^ Ровер , стр. 18.
- ^ Уильямсон , стр. 17, 21.
- ^ Уильямсон , стр. 33–34.
- ^ Ровер , стр. 404.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б с Сиече , с. 231 .
- ^ Болезни , с. 230–231.
- ^ Уитли, № 1 , с. 235.
- ^ Уильямсон , с. 36.
- ^ Уитли, № 2 , с. 250.
- ^ Ровер , стр. 10–11.
- ^ Уильямсон , с. 37.
- ^ Уитли, № 2 , стр. 252–254.
- ^ Уильямсон , стр. 38–39.
- ^ Уитли, № 2 , стр. 254–255.
- ^ Забецкий , стр. 901.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 124–125.
- ^ Jump up to: а б Сиече , с. 232 .
- ^ Грёнер , с. 125.
Ссылки
[ редактировать ]- Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN 978-1-84415-300-8 .
- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-55821-759-1 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Дельгадо, Джеймс П. (2004). Приключения морского охотника: В поисках знаменитых кораблекрушений . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. ISBN 1-926685-60-1 .
- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Фарвелл, Байрон (1989). Великая война в Африке, 1914–1918 гг . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0-393-30564-7 .
- Форстмайер, Фридрих (1972). «СМС Эмден, малый защищенный крейсер 1906–1914 гг.». В Престоне, Энтони (ред.). Профиль военного корабля 25 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 1–24.
- Фраккароли, Альдо (1986). "Италия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 252–290. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грей, JAC (1960). Американское Самоа, История Американского Самоа и его военно-морской администрации США . Аннаполис: Издательство Военно-морского института.
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0456-9 .
- Хаунам-Мик, RSS; и др. (2000). «Вопрос 3/99: Гибель немецкого легкого крейсера Бреслау». Военный корабль Интернешнл . XXXVII (1). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 92–95. ISSN 0043-0374 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Мюллер, Майкл (2007). Канарис: Жизнь и смерть гитлеровского шпиона . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-101-3 .
- Новик, Антон (1969). «История крейсеров Брюммер и Бремзе». Военный корабль Интернешнл . 3 . Толедо: Международная организация военно-морских исследований : 185–189.
- О'Брайен, Филлипс Пейсон (2001). Технологии и военно-морской бой в двадцатом веке и за его пределами . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-5125-5 .
- Осборн, Эрик В. (2004). Крейсеры и линейные крейсеры . Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-369-4 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-570-4 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Смигельски, Адам (1985). "Франция". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 190–220. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Персонал, Гэри (2008). Битва за Балтийские острова . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84415-787-7 .
- Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84884-182-6 .
- Таррант, В.Е. (1995). Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
- Вейр, Гэри (1992). Строительство кайзеровского флота . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-929-8 .
- Уитли, MJ (1983). «Менее известные военные корабли Кригсмарине № 1: Легкий крейсер Нюрнберг». Военный корабль . VI (23). Лондон: Conway Maritime Press: 234–238. ISBN 978-0-87021-981-8 .
- Уитли, MJ (1983). «Менее известные военные корабли Кригсмарине № 2: Легкий крейсер Нюрнберг». Военный корабль . VI (24). Лондон: Conway Maritime Press: 250–255. ISBN 978-0-87021-981-8 .
- Вилле, Питер (2005). Звуковые изображения океана: в исследованиях и мониторинге . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-3-540-24122-5 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие легкие крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-503-7 .
- Вудворд, Дэвид (1973). Крах власти: мятеж на флоте открытого моря . Arthur Barker Ltd. Лондон: ISBN 978-0-213-16431-7 .
- Забекки, Дэвид Т. (1999). Вторая мировая война в Европе . Том. 1. Нью-Йорк: Паб «Гарланд». ISBN 978-0-8240-7029-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2004). Малые крейсеры 1903–1918: классы от Бремена до Кельна [ Малые крейсеры 1903–1918: классы от Бремена до Кельна ] (на немецком языке). Мюнхен: Бернард и Грефе Верлаг. ISBN 3-7637-6252-3 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Немецкие легкие крейсеры Второй мировой войны: военные корабли Кригсмарине . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 9781848321946 .
- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .