Легкий крейсер

Легкий крейсер — тип малого или среднего военного корабля . Термин представляет собой сокращение словосочетания «легкий броненосный крейсер », описывающее небольшой корабль, несущий броню так же, как и броненосный крейсер: защитный пояс и палубу. До этого меньшие крейсеры представляли собой защищенную модель крейсера и имели только бронепалубу. Хотя они были легче и меньше других современных кораблей, они все же оставались настоящими крейсерами, сохраняя расширенный радиус действия и самодостаточность, позволяющую действовать независимо по всему миру. Крейсеры, оснащенные более крупными орудиями и более тяжелой броней по сравнению с большинством легких крейсеров, станут известны как тяжелые крейсеры , хотя обозначение «легких» и «тяжелых» крейсеров будет несколько различаться в зависимости от флота. На протяжении своей истории легкие крейсеры выполняли различные функции, в первую очередь в качестве кораблей сопровождения конвоев и кораблей управления эсминцами, а также в качестве разведчиков и судов поддержки боевых флотов.
Истоки и развитие
[ редактировать ]
Первые небольшие паровые крейсеры были построены для Британского Королевского флота : HMS Mercury спущен на воду в 1878 году. [1] Такие защищенные крейсера второго и третьего класса эволюционировали, постепенно становясь быстрее, лучше вооруженными и лучше защищенными. Германия взяла на себя инициативу в проектировании малых крейсеров в 1890-х годах, построив класс быстроходных крейсеров — «Газель», класс скопированный другими странами. Такие суда приводились в движение угольными котлами и поршневыми паровыми двигателями и частично полагались на устройство угольных бункеров для своей защиты. Внедрение водотрубных котлов, работающих на жидком топливе , и паротурбинных двигателей означало, что старые небольшие крейсеры быстро устарели. Более того, новое строительство не могло полагаться на защиту угольных бункеров, и поэтому ему пришлось бы использовать ту или иную форму боковой брони. британских Chatham Группа крейсеров класса Town отличалась от предыдущих проектов; с турбинной энергетической установкой, смешанным угольно-масляным топливом и 2-дюймовым защитным бронепоясом, а также палубой. Таким образом, по определению это были броненосные крейсера, несмотря на водоизмещение всего 4800 тонн; прибыл легкий броненосный крейсер. Первыми настоящими современными легкими крейсерами были Arethusa Класс , который работал на нефтяном топливе и использовал легкие машины типа эсминца, развивая скорость 29 узлов (54 км / ч).
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]
К мировой войне Первой британские легкие крейсеры часто имели либо два 6-дюймовых (152-мм) и, возможно, восемь 4-дюймовых (102-мм) орудий , либо единообразное вооружение из 6-дюймовых орудий на корабле водоизмещением около 5000 тонн, в то время как немецкие легкие крейсеры за время войны перешли от 4,1-дюймовых (104-мм) к 5,9-дюймовым (150-мм) орудиям. Строительство крейсеров в Великобритании продолжалось непрерывно до адмирала «Джеки» Фишера назначения Первым морским лордом в 1904 году. Частично из-за желания сократить чрезмерные расходы в свете растущей стоимости поддержания немецкого военно-морского производства, а частично из-за того, что он Почувствовав, что этот тип устарел, Фишер разрешил несколько новых крейсеров и сдал на слом 70 старых. Вера Фишера в то, что линейные крейсеры заменят легкие крейсеры для защиты коммерческого судоходства, вскоре оказалась непрактичной, поскольку высокая стоимость их постройки не позволяла иметь их в достаточном количестве для этого, а эсминцы были слишком малы для разведывательных задач. Группа из 21 крейсера типа «Таун», созданная в 1910 году, отлично зарекомендовала себя в разведке в любую погоду и могла нести достаточно топлива и боеприпасов для охраны судоходные пути . Класс Arethusa , запущенный три года спустя , также оказался успешным. Британские конструкторы продолжали расширять и совершенствовать конструкции последующих крейсеров на протяжении всей войны. [2] Корабли класса C были запущены в 1913 году, и из них остался HMS Caroline — единственный дошедший до нас после Ютландского сражения .

Немцы построили ряд легких крейсеров , полагая, что это хорошие многоцелевые суда. В отличие от британцев, которые строили как крейсеры дальнего действия, такие как класс «Таун», для защиты торговли, так и «разведывательные» крейсеры ближнего действия для поддержки флота, немцы построили одну серию легких крейсеров для обеих функций. По сравнению с британскими кораблями типа «разведчик» немецкие корабли были крупнее, медленнее и менее маневренными, но в ходе последовательной серии классов постоянно улучшались мореходные качества. Однако немцы очень опоздали с адаптацией 5,9-дюймовых орудий (не сделали этого до Пиллау класса в 1913 году); Упрямство гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица в этом вопросе превзошло желания других военно-морских сил Германии . Примерно в течение трех лет после британского типа «Веймут» серии «Таун», укомплектованного единым вооружением из 6-дюймовых орудий, и до немецкого типа «Пиллау» , немецкие легкие крейсера (такие как «Магдебург» и «Карлсруэ» крейсеры типа ) находились в составе быстрее, но имел более легкое 104-мм основное вооружение по сравнению со своими британскими аналогами класса Town. С «Пиллау» и «Висбаден» На крейсерах типа немцы последовали британскому примеру с более тяжелыми орудиями.
Ранее немецкие легкие крейсеры конкурировали с серией британских крейсеров-разведчиков , которые имели более высокую скорость - 25 узлов, но меньшие по размеру 3-дюймовые 12-фунтовые орудия или 4-дюймовые орудия. Немцы построили два последних «Бремен» крейсера типа в 1906 и 1907 годах, а в период с 1905 по 1908 год за ними последовали четыре «Кенигсберг» крейсера типа и два «Дрезден» крейсера типа . Эти два последних класса, более крупные и быстроходные, чем « Бременские », были Вооружение такое же (десять 4,1-дюймовых орудий) и меньше палубной брони. Другие крупные державы сконцентрировались на строительстве линкоров и построили несколько крейсеров. [3] Соединенные Штаты , Италия и Австро-Венгрия построили лишь несколько крейсеров-разведчиков, в то время как Япония и Испания добавили несколько экземпляров, основанных на британских проектах; Франция вообще ничего не построила.
Во время Первой мировой войны немцы продолжали строить более крупные крейсеры со 150-мм орудиями, в то время как британские крейсеры класса «Аретуза» и ранние крейсеры класса C вернулись к акценту на превосходную скорость с более легковооруженной конструкцией для поддержки флота.
Между войнами
[ редактировать ]

Соединенные Штаты возобновили строительство легких крейсеров в 1918 году, главным образом потому, что корабли, находившиеся в то время на вооружении, устарели. Первые из них, десять «Омаха» кораблей класса , имели водоизмещение 7050 тонн и были вооружены двенадцатью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. Восемь из этих орудий были установлены в двухэтажных казематах на носу и корме, что отражало довоенное предпочтение США к сильному огню с борта. Быстрые и маневренные, они были популярны в качестве морских лодок, несмотря на то, что в ненастную погоду они были очень мокрыми. [4]
Термин «легкий крейсер» получил новое определение в Лондонском военно-морском договоре 1930 года. Легкие крейсеры определялись как крейсеры с орудиями калибра 6,1 дюйма (155 мм) или меньше, а тяжелые крейсеры определялись как крейсеры с орудиями калибра до 8 дюймов. (203 мм). В обоих случаях корабли не могли иметь водоизмещение более 10 000 тонн.

После 1930 года большинство военно-морских держав сконцентрировались на строительстве легких крейсеров, поскольку они уже достигли максимальных ограничений для тяжелых крейсеров, разрешенных Вашингтонским договором. Япония заложила четыре «Могами» крейсера типа в период с 1931 по 1934 год. [5] Политический климат 1936–1939 годов придал обновленному строительству легких крейсеров дополнительную актуальность. За этот период британцы построили 11 кораблей, кульминацией которых стали два корабля класса Town , вооруженные 12 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. Новые корабли были крупнее и лучше бронированы, чем другие британские договорные крейсеры, с 4,5-дюймовым (114 мм) поясом в Таунах и развивали скорость 32,5 узла, но по большей части старались оставаться в рамках прошлых договорных ограничений. США также попытались следовать договорным ограничениям, построив в период с 1938 по сентябрь 1939 года семь из девяти «Бруклин» крейсеров класса . Эти корабли были ответом японским кораблям «Могами » и свидетельствовали о росте напряженности на Тихоокеанском театре военных действий. Япония, теперь считающая, что у нее нет никаких ограничений, начала перевооружение своих «Могами » десятью 8-дюймовыми (203-мм) орудиями. [6] Таким образом, они были преобразованы в тяжелые крейсеры.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны легкие крейсеры имели орудия калибра от 5 дюймов (127 мм) американских зенитных Atlanta крейсеров класса и 5,25 дюйма британских Dido зенитных крейсеров класса до 6,1 дюйма, хотя наиболее распространенный размер был 6 дюймов. , максимальный размер, разрешенный Лондонским военно-морским договором, чтобы корабль считался легким крейсером. Большинство японских легких крейсеров имели 5,5-дюймовые орудия и вряд ли могли считаться принадлежащими к тому же классу, что и легкий крейсер ВМС США, вдвое больший по размеру и имеющий более чем в два раза большую огневую мощь. Суда Atlanta и Dido возникли из-за тактической потребности в кораблях для защиты авианосцев, линкоров и конвоев от атак с воздуха. [7]
Соединенные Штаты перейдут на полное военное производство легких крейсеров типа Кливленд», « которых будет произведено 27 штук. Не желая допускать изменений, замедляющих производство, Соединенные Штаты позволили строить корабли этого класса со значительным избыточным весом. Они обеспечивали зенитную проверку быстроходных авианосцев, береговую бомбардировку и противоэсминцевую проверку флота США. Они заменили главную орудийную башню на дополнительные установки ПВО, управления огнем и радиолокации по сравнению с классом Brooklyn . [8]
Легкие крейсеры сегодня
[ редактировать ]BAP Almirante Grau ВМС Перу был последним легким крейсером в строю, выведенным в отставку в 2017 году и проданным на слом в июле 2022 года. Четыре сохранились как корабли-музеи : HMS Belfast в Лондоне , HMS Caroline в Белфасте , USS Little Rock в Буффало, Нью-Йорк , и Михаил Кутузов в Новороссийске . К подобным кораблям относятся защищенные крейсеры «Аврора» ( «Санкт-Петербург» ) и USS «Олимпия» ( «Филадельфия», «Пенсильвания» ), а также носовая часть «Апулии» ( «Гардоне Ривьера» ).
Классификация ВМС США
[ редактировать ]В ВМС США легкие крейсеры имеют классификационный индекс корпуса CL . После 1931 года как тяжелые , так и легкие крейсеры были отнесены к общей последовательности CL/CA.
После Второй мировой войны ВМС США создали несколько подвариантов легких крейсеров: крейсер «Хантер-киллер» (CLK) , зенитный крейсер (CLAA) , легкий командный крейсер (CLC) и легкий ракетный крейсер (CLG) . Все такие корабли выведены из эксплуатации.
См. также
[ редактировать ]- Броненосный крейсер
- Линейный крейсер
- Тяжелый крейсер
- Список крейсеров Второй мировой войны
- Защищенный крейсер
- Незащищенный крейсер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Билер, Джон (2001). Рождение линкора: проект британского крупного корабля 1870–1881 гг . Издательство Военно-морского института. п. 40. ИСБН 1-55750-213-7 .
- ^ Конроя, с. 2.
- ^ Конвея, стр. 152–53; Осборн, с. 73-75.
- ^ Конвея, стр. 119–20.
- ^ Осборн, стр. 112–13.
- ^ Осборн, стр. 116–17.
- ^ Осборн, с. 117.
- ↑ Крейсеры США: иллюстрированная история Фридман, Норман, стр. 259–265.
Библиография
[ редактировать ]- Осборн, Эрик В., Крейсеры и линейные крейсеры: иллюстрированная история их влияния (ABC-CLIO, 2004). ISBN 1-85109-369-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]