Jump to content

Легкий крейсер

(Перенаправлено с Легких крейсеров )
HMS Belfast — один из последних сохранившихся лёгких крейсеров. Он несет 12 6-дюймовых орудий и имеет водоизмещение 11 553 тонны - «легким» во время Второй мировой войны называли размер орудия, а не водоизмещение.

Легкий крейсер — тип малого или среднего военного корабля . Термин представляет собой сокращение словосочетания «легкий броненосный крейсер », описывающее небольшой корабль, несущий броню так же, как и броненосный крейсер: защитный пояс и палубу. До этого меньшие крейсеры представляли собой защищенную модель крейсера и имели только бронепалубу. Хотя они были легче и меньше других современных кораблей, они все же оставались настоящими крейсерами, сохраняя расширенный радиус действия и самодостаточность, позволяющую действовать независимо по всему миру. Крейсеры, оснащенные более крупными орудиями и более тяжелой броней по сравнению с большинством легких крейсеров, станут известны как тяжелые крейсеры , хотя обозначение «легких» и «тяжелых» крейсеров будет несколько различаться в зависимости от флота. На протяжении своей истории легкие крейсеры выполняли различные функции, в первую очередь в качестве кораблей сопровождения конвоев и кораблей управления эсминцами, а также в качестве разведчиков и судов поддержки боевых флотов.

Истоки и развитие

[ редактировать ]
HMS Меркурий

Первые небольшие паровые крейсеры были построены для Британского Королевского флота : HMS Mercury спущен на воду в 1878 году. [1] Такие защищенные крейсера второго и третьего класса эволюционировали, постепенно становясь быстрее, лучше вооруженными и лучше защищенными. Германия взяла на себя инициативу в проектировании малых крейсеров в 1890-х годах, построив класс быстроходных крейсеров — «Газель», класс скопированный другими странами. Такие суда приводились в движение угольными котлами и поршневыми паровыми двигателями и частично полагались на устройство угольных бункеров для своей защиты. Внедрение водотрубных котлов, работающих на жидком топливе , и паротурбинных двигателей означало, что старые небольшие крейсеры быстро устарели. Более того, новое строительство не могло полагаться на защиту угольных бункеров, и поэтому ему пришлось бы использовать ту или иную форму боковой брони. британских Chatham Группа крейсеров класса Town отличалась от предыдущих проектов; с турбинной энергетической установкой, смешанным угольно-масляным топливом и 2-дюймовым защитным бронепоясом, а также палубой. Таким образом, по определению это были броненосные крейсера, несмотря на водоизмещение всего 4800 тонн; прибыл легкий броненосный крейсер. Первыми настоящими современными легкими крейсерами были Arethusa Класс , который работал на нефтяном топливе и использовал легкие машины типа эсминца, развивая скорость 29 узлов (54 км / ч).

Первая мировая война

[ редактировать ]
HMS Gloucester , один из классов Town, 1917 год.

К мировой войне Первой британские легкие крейсеры часто имели либо два 6-дюймовых (152-мм) и, возможно, восемь 4-дюймовых (102-мм) орудий , либо единообразное вооружение из 6-дюймовых орудий на корабле водоизмещением около 5000 тонн, в то время как немецкие легкие крейсеры за время войны перешли от 4,1-дюймовых (104-мм) к 5,9-дюймовым (150-мм) орудиям. Строительство крейсеров в Великобритании продолжалось непрерывно до адмирала «Джеки» Фишера назначения Первым морским лордом в 1904 году. Частично из-за желания сократить чрезмерные расходы в свете растущей стоимости поддержания немецкого военно-морского производства, а частично из-за того, что он Почувствовав, что этот тип устарел, Фишер разрешил несколько новых крейсеров и сдал на слом 70 старых. Вера Фишера в то, что линейные крейсеры заменят легкие крейсеры для защиты коммерческого судоходства, вскоре оказалась непрактичной, поскольку высокая стоимость их постройки не позволяла иметь их в достаточном количестве для этого, а эсминцы были слишком малы для разведывательных задач. Группа из 21 крейсера типа «Таун», созданная в 1910 году, отлично зарекомендовала себя в разведке в любую погоду и могла нести достаточно топлива и боеприпасов для охраны судоходные пути . Класс Arethusa , запущенный три года спустя , также оказался успешным. Британские конструкторы продолжали расширять и совершенствовать конструкции последующих крейсеров на протяжении всей войны. [2] Корабли класса C были запущены в 1913 году, и из них остался HMS Caroline — единственный дошедший до нас после Ютландского сражения .

СМС Бремен

Немцы построили ряд легких крейсеров , полагая, что это хорошие многоцелевые суда. В отличие от британцев, которые строили как крейсеры дальнего действия, такие как класс «Таун», для защиты торговли, так и «разведывательные» крейсеры ближнего действия для поддержки флота, немцы построили одну серию легких крейсеров для обеих функций. По сравнению с британскими кораблями типа «разведчик» немецкие корабли были крупнее, медленнее и менее маневренными, но в ходе последовательной серии классов постоянно улучшались мореходные качества. Однако немцы очень опоздали с адаптацией 5,9-дюймовых орудий (не сделали этого до Пиллау класса в 1913 году); Упрямство гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица в этом вопросе превзошло желания других военно-морских сил Германии . Примерно в течение трех лет после британского типа «Веймут» серии «Таун», укомплектованного единым вооружением из 6-дюймовых орудий, и до немецкого типа «Пиллау» , немецкие легкие крейсера (такие как «Магдебург» и «Карлсруэ» крейсеры типа ) находились в составе быстрее, но имел более легкое 104-мм основное вооружение по сравнению со своими британскими аналогами класса Town. С «Пиллау» и «Висбаден» На крейсерах типа немцы последовали британскому примеру с более тяжелыми орудиями.

Ранее немецкие легкие крейсеры конкурировали с серией британских крейсеров-разведчиков , которые имели более высокую скорость - 25 узлов, но меньшие по размеру 3-дюймовые 12-фунтовые орудия или 4-дюймовые орудия. Немцы построили два последних «Бремен» крейсера типа в 1906 и 1907 годах, а в период с 1905 по 1908 год за ними последовали четыре «Кенигсберг» крейсера типа и два «Дрезден» крейсера типа . Эти два последних класса, более крупные и быстроходные, чем « Бременские », были Вооружение такое же (десять 4,1-дюймовых орудий) и меньше палубной брони. Другие крупные державы сконцентрировались на строительстве линкоров и построили несколько крейсеров. [3] Соединенные Штаты , Италия и Австро-Венгрия построили лишь несколько крейсеров-разведчиков, в то время как Япония и Испания добавили несколько экземпляров, основанных на британских проектах; Франция вообще ничего не построила.

Во время Первой мировой войны немцы продолжали строить более крупные крейсеры со 150-мм орудиями, в то время как британские крейсеры класса «Аретуза» и ранние крейсеры класса C вернулись к акценту на превосходную скорость с более легковооруженной конструкцией для поддержки флота.

Между войнами

[ редактировать ]
USS Raleigh , крейсер типа «Омаха» , 1942 год. Обратите внимание на казематы в носовой части.
Аргентинский крейсер ARA General Belgrano (бывший USS Phoenix )

Соединенные Штаты возобновили строительство легких крейсеров в 1918 году, главным образом потому, что корабли, находившиеся в то время на вооружении, устарели. Первые из них, десять «Омаха» кораблей класса , имели водоизмещение 7050 тонн и были вооружены двенадцатью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. Восемь из этих орудий были установлены в двухэтажных казематах на носу и корме, что отражало довоенное предпочтение США к сильному огню с борта. Быстрые и маневренные, они были популярны в качестве морских лодок, несмотря на то, что в ненастную погоду они были очень мокрыми. [4]

Термин «легкий крейсер» получил новое определение в Лондонском военно-морском договоре 1930 года. Легкие крейсеры определялись как крейсеры с орудиями калибра 6,1 дюйма (155 мм) или меньше, а тяжелые крейсеры определялись как крейсеры с орудиями калибра до 8 дюймов. (203 мм). В обоих случаях корабли не могли иметь водоизмещение более 10 000 тонн.

USS Brooklyn головной корабль своего класса.

После 1930 года большинство военно-морских держав сконцентрировались на строительстве легких крейсеров, поскольку они уже достигли максимальных ограничений для тяжелых крейсеров, разрешенных Вашингтонским договором. Япония заложила четыре «Могами» крейсера типа в период с 1931 по 1934 год. [5] Политический климат 1936–1939 годов придал обновленному строительству легких крейсеров дополнительную актуальность. За этот период британцы построили 11 кораблей, кульминацией которых стали два корабля класса Town , вооруженные 12 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. Новые корабли были крупнее и лучше бронированы, чем другие британские договорные крейсеры, с 4,5-дюймовым (114 мм) поясом в Таунах и развивали скорость 32,5 узла, но по большей части старались оставаться в рамках прошлых договорных ограничений. США также попытались следовать договорным ограничениям, построив в период с 1938 по сентябрь 1939 года семь из девяти «Бруклин» крейсеров класса . Эти корабли были ответом японским кораблям «Могами » и свидетельствовали о росте напряженности на Тихоокеанском театре военных действий. Япония, теперь считающая, что у нее нет никаких ограничений, начала перевооружение своих «Могами » десятью 8-дюймовыми (203-мм) орудиями. [6] Таким образом, они были преобразованы в тяжелые крейсеры.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Военный корабль США Атланта

Во время Второй мировой войны легкие крейсеры имели орудия калибра от 5 дюймов (127 мм) американских зенитных Atlanta крейсеров класса и 5,25 дюйма британских Dido зенитных крейсеров класса до 6,1 дюйма, хотя наиболее распространенный размер был 6 дюймов. , максимальный размер, разрешенный Лондонским военно-морским договором, чтобы корабль считался легким крейсером. Большинство японских легких крейсеров имели 5,5-дюймовые орудия и вряд ли могли считаться принадлежащими к тому же классу, что и легкий крейсер ВМС США, вдвое больший по размеру и имеющий более чем в два раза большую огневую мощь. Суда Atlanta и Dido возникли из-за тактической потребности в кораблях для защиты авианосцев, линкоров и конвоев от атак с воздуха. [7]

Соединенные Штаты перейдут на полное военное производство легких крейсеров типа Кливленд», « которых будет произведено 27 штук. Не желая допускать изменений, замедляющих производство, Соединенные Штаты позволили строить корабли этого класса со значительным избыточным весом. Они обеспечивали зенитную проверку быстроходных авианосцев, береговую бомбардировку и противоэсминцевую проверку флота США. Они заменили главную орудийную башню на дополнительные установки ПВО, управления огнем и радиолокации по сравнению с классом Brooklyn . [8]

Легкие крейсеры сегодня

[ редактировать ]

BAP Almirante Grau ВМС Перу был последним легким крейсером в строю, выведенным в отставку в 2017 году и проданным на слом в июле 2022 года. Четыре сохранились как корабли-музеи : HMS Belfast в Лондоне , HMS Caroline в Белфасте , USS Little Rock в Буффало, Нью-Йорк , и Михаил Кутузов в Новороссийске . К подобным кораблям относятся защищенные крейсеры «Аврора» ( «Санкт-Петербург» ) и USS «Олимпия» ( «Филадельфия», «Пенсильвания» ), а также носовая часть «Апулии» ( «Гардоне Ривьера» ).

Классификация ВМС США

[ редактировать ]

В ВМС США легкие крейсеры имеют классификационный индекс корпуса CL . После 1931 года как тяжелые , так и легкие крейсеры были отнесены к общей последовательности CL/CA.

После Второй мировой войны ВМС США создали несколько подвариантов легких крейсеров: крейсер «Хантер-киллер» (CLK) , зенитный крейсер (CLAA) , легкий командный крейсер (CLC) и легкий ракетный крейсер (CLG) . Все такие корабли выведены из эксплуатации.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Билер, Джон (2001). Рождение линкора: проект британского крупного корабля 1870–1881 гг . Издательство Военно-морского института. п. 40. ИСБН  1-55750-213-7 .
  2. ^ Конроя, с. 2.
  3. ^ Конвея, стр. 152–53; Осборн, с. 73-75.
  4. ^ Конвея, стр. 119–20.
  5. ^ Осборн, стр. 112–13.
  6. ^ Осборн, стр. 116–17.
  7. ^ Осборн, с. 117.
  8. Крейсеры США: иллюстрированная история Фридман, Норман, стр. 259–265.

Библиография

[ редактировать ]
  • Осборн, Эрик В., Крейсеры и линейные крейсеры: иллюстрированная история их влияния (ABC-CLIO, 2004). ISBN   1-85109-369-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 246bc54829b717c5ba5afb3301868ee1__1718305620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/e1/246bc54829b717c5ba5afb3301868ee1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Light cruiser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)