Jump to content

Операция ЭФ (1941)

(Перенаправлено из «Рейда на Киркенес и Петсамо »)

Операция ЭФ (1941)
Часть войны-продолжения Второй мировой войны.

Схема, показывающая Киркенес и Петсамо (Паркина) [ а ]
Дата 30 июля 1941 г.
Расположение 69 ° 43'37 "N 30 ° 02'44" E  /  69,72694 ° N 30,04556 ° E  / 69,72694; 30.04556 (Киркенес)
69°33'38'' с.ш.; 31°13'40'' восточной долготы (Петсамо)
Результат Победа Оси
Воюющие стороны
 Великобритания Нацистская Германия Германия
 Финляндия
Командиры и лидеры
Джон Тови
Фредерик Уэйк-Уокер
Сила
29 альбакоров и 9 рыб-меч
15 Фулмаров (эскорт)
4 Харрикейна и 3 Фулмара (оборона флота)
2 авианосца
2 крейсера, 6 эсминцев
5 грузовых судов
Люфтваффе Истребители
Зенитные орудия
Жертвы и потери
13 убитых
25 взято в плен
16 самолетов уничтожено
1 грузовое судно затонуло
1 грузовой корабль поврежден
1 небольшой пароход затонул
2 самолета сбиты
несколько пристаней разрушено

Операция EF (1941) , а также Рейд на Киркенес и Петсамо состоялась 30 июля 1941 года, во время Второй мировой войны . После начала операции «Барбаросса» — вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года — авиация флота вылетела с авианосцев HMS Victorious and Furious для атаки торговых судов в северном норвежском порту Киркенес и северном финском порту Лиинахамари. в Петсамо .

Военный кабинет и Адмиралтейство настаивали на нападении адмирала Джона «Джека» Тови , командующего Флотом Метрополии , несмотря на его опасения, что перспективы успеха несоизмеримы с риском. Операция должна была стать неожиданностью, но на крайнем севере полуночное солнце в это время года делало маловероятным, что рейдовые силы останутся незамеченными.

Немецкий самолет миновал группу «П» , а самолет-носитель пролетел над кораблем во время полета в Киркенес и Петсамо, лишив нападавших внезапности. Силы Киркенеса были перехвачены тринадцатью немецкими истребителями и девятью «Штуками», когда самолет атаковал несколько кораблей, которые можно было увидеть в гавани, потопив один корабль и поджег другой. [ 1 ] Были сбиты одиннадцать «Альбакоров» и два истребителя «Фулмар» , потеряв два самолета Люфтваффе .

Силы, атакующие Петсамо, столкнулись с меньшим сопротивлением: потеряв Fulmar из-за отказа двигателя во время полета к цели, а Fulmar и Albacore были сбиты во время атаки. Незначительные повреждения были причинены причалам, верфи и резервуарам для хранения нефти.

Операция была дорогостоящей; двенадцать «Альбакоров» и четыре «Фульмара» были потеряны, девять человек убиты и 27 взяты в плен без заметного результата; два члена экипажа «Фулмара» достигли территории России после двух дней плавания на шлюпке.

Продолжение войны

[ редактировать ]

В начале сентября 1940 года Германия и Финляндия обнародовали соглашение о транзите для членов Люфтваффе для проезда через Финляндию в Киркенес на севере Норвегии, несмотря на то, что аналогичное соглашение действовало со Швецией с апреля 1940 года. [ 2 ] [ б ] В Директиве 21 , инструкции Адольфа Гитлера по операции «Барбаросса» , Мурманск должен был быть изолирован посредством военной операции по перерезанию железной дороги Мурманск-Ленинград протяженностью 840 миль (1350 км). Атака должна была помешать Красной Армии перебросить войска из внутренних районов и атаковать железорудные рудники на севере Швеции и никелевые рудники вокруг Печенги, в 62 милях (100 км) от Мурманска; База Люфтваффе в Киркенесе находилась еще в 50 км дальше. Разведка люфтваффе выявила в Мурманске значительный гарнизон, а также отличные железнодорожные сортировочные станции и портовые сооружения. [ 4 ]

3 февраля 1941 года немецкая армия Норвегии получила приказ о проведении кампании, сделав защиту северной Норвегии своим приоритетом. Gebirgskorps Norwegen (Горный корпус Норвегии) ​​должен был действовать в Финляндии, защищая Печенгу в рамках операции «Рантье», пока Финляндия не объявила войну. Финны должны были прикрыть развертывание немецких войск в центральной Финляндии и отбить Ханко , а затем действовать на юго-западе, по обе стороны Ладожского озера , когда группа армий «Север» ( Heeresgruppe Nord ) выйдет к реке Двина, встретив немецкие войска. в Тихвине . Немецкое вторжение в Советский Союз началось 22 июня 1941 года, и началось немецкое наступление на Мурманскую железную дорогу. Операция «Платиновая лисица» (29 июня – 21 сентября), являющаяся частью более крупной операции «Серебряная лисица» (29 июня – 17 ноября). [ 5 ]

Советско-британское сотрудничество

[ редактировать ]

Советское руководство оказывало давление на британцев, чтобы они атаковали морские перевозки стран Оси из Петсамо и Киркенеса. Правительства в Лондоне и Вашингтоне осознавали важность Мурманска как перевалочного пункта для военной техники союзников. Адмиралтейство потребовало от адмирала Джона «Джека» Тови использовать авианосцы HMS Furious и Victorious в операциях против кораблей Оси у северной Норвегии и Финляндии. Тови подчеркнул риск, связанный с эксплуатацией авианосцев так близко к аэродромам Люфтваффе , в условиях полуночного солнца , которое в северной Норвегии длится примерно с 14 мая по 29 июля; Тови предложил провести наступательные операции южнее, подчеркнув уязвимость бомбардировщиков Swordfish и Albacore даже при сопровождении истребителей Fulmar . Премьер-министр Уинстон Черчилль настаивал на том, что новый союз между Великобританией и Советским Союзом нуждается в практическом воплощении на Крайнем Севере. Адмиралтейство отменило решение Тови и приказало ему провести операцию EF с участием кораблей Флота Метрополии не позднее 21 июля 1941 года. [ 6 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Немецкие военно-морские операции

[ редактировать ]

Немецкие подводные лодки U-81 и U-652 начали работу у Кольского залива в июле, а пять эсминцев перешли в Киркенес, чтобы присоединиться к учебному кораблю «Бремзе» и другим судам. [ 7 ] До вторжения Германии в Советский Союз Флот метрополии был в основном озабочен выходами из Северного моря из Норвегии в Гренландию. После 22 июня 1941 года акценты флота стали смещаться на север, от Норвегии к Арктике. [ 8 ]

Фейри Альбакор

Ни один авианосец не смог должным образом обучиться операциям морской авиации. У Furious было девять истребителей Fulmar из 800-й морской авиационной эскадрильи (800 NAS) и четыре Sea Hurricanes (880 NAS A Flight), девять Swordfish из 812 NAS и девять Albacores из 817 NAS были приняты на борт, но 817 NAS были введены в строй только в марте, многие из его пилоты были новичками, у которых не было возможности пройти квалификацию по приземлению на палубу HMS Argus , поскольку он был занят переправкой самолетов в Западную Африку или отработкой торпедных бомбардировок. [ 9 ] [ 10 ] «Викториус » с двенадцатью «Альбакорами» в 827 NAS, девятью в 828 NAS и двенадцатью «Фулмарами» из 809 NAS не мог работать с момента ввода в строй непосредственно перед охотой на «Бисмарк» . [ 9 ] [ 11 ] Командующий отрядом P контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер на HMS Devonshire отплыл из Скапа-Флоу 23 июля. [ 12 ]

Эсминец «Ахатес» подорвался на британской мине у берегов Исландии 25 июля, потерял носовую часть и был отбуксирован домой Энтони , после чего их заменили HMS Inglefield и «Икар» . Отряд P был разделен на Первую дивизию «Викториус» , крейсер «Девоншир» , эсминцы « Эскапад » , «Инглфилд» и « Икар» и вторую дивизию с «Фьюриос» , крейсер « Саффолк» и эсминцы « Интрепид » , «Эхо» и «Эклипс» . [ 12 ] Отряд P достиг Сейдисфьордюра (Сейдисфьорд) в Исландии 25 июля, дозаправился и на следующий день отплыл в Норвегию. [ 13 ] В ночь с 26 на 27 июля отряд «П» взял курс на место встречи примерно в 80 морских милях (150 км; 92 миль) к северо-востоку от Киркенеса и прибыл через три дня, пройдя сквозь туман и низкую облачность, что ограничивало полет, но помогало. скрыть свое присутствие. В 13:30 30 июля, когда они оказались в пределах досягаемости наземных самолетов и зависели от их истребительного прикрытия и зенитных орудий, пасмурная погода сменилась ясным небом. [ 14 ]

Передняя кабина экипажа HMS Victorious с самолетами Fulmars и Albacores на борту во время подготовки к норвежским операциям.

Ожидалось небольшое сопротивление со стороны Люфтваффе , несмотря на интенсивность немецких наземных операций в направлении Мурманска, и считалось, что «Фулмары» будут достаточным прикрытием с воздуха во время атаки. [ 15 ] Экипажу «Викториуса» было приказано атаковать Киркенес; двенадцать «Альбакоров» из 827 NAS и восемь из 828 NAS были вооружены торпедами и сопровождались девятью «Фулмарами» из 809 NAS. Экипажи 827 NAS должны были атаковать корабли вокруг Башни Киркенеса и Ланг-фьорда, а экипажи 828 NAS должны были атаковать Холменгрофьорд и якорную стоянку к востоку от острова Реной. [ 16 ] Если гавани опустеют, силы Победоносца нападут на железорудный завод. [ 11 ] Шесть Swordfish из 812 NAS от Furious были вооружены торпедами, а три - двумя бомбами по 250 фунтов (110 кг) и восемью зажигательными бомбами по 25 фунтов (11 кг) каждая. [ 17 ]

Шесть Альбакоров из 817 NAS несли торпеды, а три бомбардировщика имели ту же бомбовую нагрузку, что и бомбардировщики Swordfish, а шесть эскортов Fulmar из 800 NAS несли четыре 20-фунтовые (9,1 кг) фугасные бомбы для возможных целей. Если в гавани Петсамо не будет обнаружено ни одного судна, самолеты должны были атаковать резервуары для хранения нефти. [ 17 ] Бомбардировщик Heinkel He 111 появился в поле зрения и был обнаружен отправляющим радиосообщение более чем за час до начала налета. Уэйк-Уокер подумывал об отмене операции, поскольку немцы были предупреждены за час, но решили продолжить, и взлеты начались в 14:00. Победитель отправил двадцать бомбардировщиков и торпедоносцев, а Форсаж отправил девять бомбардировщиков и четыре Си Харрикейна (для охраны авианосцы) в воздухе. В 14:18 двенадцать Fulmars вылетели из Victorious , девять для сопровождения бомбардировщиков и три для патрулирования Force P, вскоре за ними последовали девять бомбардировщиков и шесть Fulmars из Furious . [ 18 ]

Маркировка Albacore N4389, 827-й морской авиационной эскадрильи , HMS Victorious , сбитого в ходе операции EF , июль 1941 года. Спасена, восстановлена ​​и выставлена ​​в Музее авиации флота.

Самолет «Викториуса» летел к солнцу на малой высоте, чтобы уклониться от радаров, но пролетел над немецким госпитальным кораблем, потеряв всякую оставшуюся надежду на внезапность. Самолет поднялся на высоту 3000 футов (910 м) над прибрежными горами, при этом подвергнувшись интенсивному зенитному огню. [ 16 ] Экипажи Люфтваффе в качестве уловки запустили флаги дня , но это не удалось, и наземный огонь усилился, а затем внезапно прекратился. Тринадцать истребителей Messerschmitt Bf 109 (Bf 109) и Messerschmitt Bf 110 (Bf 110) появились, сопровождая Junkers Ju 87 (Ju 87 Stuka ). от налета девять пикирующих бомбардировщиков [ 13 ]

Фотография истребителей Мессершмитт Bf 110.

Судном в гавани оказался учебный корабль Кригсмарине и два грузовых судна среднего размера, которые подверглись нападению, в результате чего бомбы попали в два торговых судна, заявленных после рейда. Эскорт «Фулмара» попытался отвлечь немецкие истребители от «Альбакоров» и сбил Bf 110, потеряв два «Фулмара». Альбакоры быстро выпустили свои торпеды, чтобы уйти от зенитного огня, потопив одно судно водоизмещением 2000 тонн (2000 тонн), поджег другое и причинив незначительный ущерб на берегу. [ 13 ] «Альбакоры» пытались уйти от немецких истребителей, имея преимущество превосходной маневренности, но одиннадцать были сбиты зенитным огнем и истребителями Люфтваффе . Пилот 827 NAS заявил, что Ju 87 пролетел перед его Альбакором, и это утверждение позже было подтверждено немецкими записями. [ 19 ] [ с ]

Furious отправил девять Swordfish из 812 NAS и девять Albacore из 817 NAS для рейда на Петсамо. «Фулмар» был потерян из-за отказа двигателя перед атакой, а остальные нашли гавань почти пустынной, за исключением зенитных орудий. Самолеты сбросили торпеды на небольшой корабль и причалы, но они были деревянными и их легко заменить. 800 бомбардировщиков NAS Fulmar атаковали верфь и резервуары для хранения нефти, но не принесли особого эффекта. [ 19 ] Нападавшие были перехвачены истребителями Bf 109; Были сбиты Альбакор и Фулмар. [ 20 ]

Последствия

[ редактировать ]
Фейри Фулмар Мк I

К вечеру уцелевшие самолеты приземлились на своих авианосцах, и отряд «П» отправился обратно в Скапа-Флоу. 31 июля Дорнье Do 18 начал следить за силами, пока два «Си Харрикейна» не сбили его. [ 19 ] Командир Форсажа созвал рейд

... горький удар для атакующих сил, которые были готовы к действительно большим событиям, обнаружив, что они прошли более двух тысяч миль, чтобы атаковать место без единой реальной военной цели.

Капитан Артур Талбот [ 21 ]

В 2005 году Рон Маккей назвал рейд «безоговорочной катастрофой»; двенадцать Альбакоров и четыре Фулмара были потеряны, 36 человек пострадали. Уязвимость самолетов «Альбакор» и «Фулмар» против современных истребителей была продемонстрирована, но «Суордфиш» 812 NAS избежал потерь, возможно, потому, что налет на Петсамо встретил меньшее сопротивление, чем налет на Киркенес. [ 19 ] Маккей писал, что было бы лучше послать «Си Харрикейны» для прикрытия рейда, несмотря на то, что, оглядываясь назад, можно предположить, что четырех «Си Харрикейнов» вряд ли было достаточно для защиты кораблей. [ 22 ]

Цветная фотография небольшого кладбища с примерно 40 темно-серыми надгробиями.
Трое британских летчиков, погибших во время налета, были похоронены в разделе «Военные могилы Содружества» на Тромсё . главном кладбище

В 2005 году Рон Маккей написал, что девять экипажей авиации флота были убиты, 27 взяты в плен и двое мужчин были спасены советскими войсками после двух дней пребывания в море на лодке. В 2022 году Дэвид Хоббс написал, что история побега на лодке не соответствует действительности. [ 23 ] В 2012 году Бен Джонс написал, что в ходе налетов было потеряно 16 самолетов, а в 2014 году Мартин Чорлтон написал, что Викториус потерял в ходе налета 13 самолетов «Альбакор» и их экипажи. [ 24 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Эскадрильи Альбакора были переведены из Викториуса в августе и заменены 817 и 832 NAS. «Викториус» вошел в состав Отряда М, действовавшего в направлении острова Медвежий и на подходах к Белому морю, во время операции «Дервиш» . 3 сентября началась атака кораблей, шедших из Тромсё в Киркенес, но когда облачность рассеялась, командиры соединений прервали атаку в соответствии со своими инструкциями из-за риска перехвата истребителями Люфтваффе, базирующимися в Банаке. Отряд М оставался у норвежского побережья, и 12 сентября была совершена атака на корабли и береговые сооружения в Будё, в результате чего затонул один корабль и был причинен ущерб алюминиевому заводу в Гломфьорде . [ 19 ]

Отсутствие сопротивления истребителей привело к планированию второго рейда, но он был отменен, когда силы были замечены He 111. Победитель нес два истребителя Grumman Martlet, заимствованные у Argus , которые догнали немецкий бомбардировщик и сбили его. Две летающие лодки Blohm & Voss BV 138 начали преследовать силы, и FAA Fulmars обнаружили, что не могут пробить их броню Browning .303 огнем из пулемета . Рейд 9 октября был затруднен из-за сильного волнения на море, и пять из 13 находившихся на палубе «Альбакоров» были повреждены; трем Альбакорам удалось найти и атаковать грузовое судно. Во второй половине дня восемь сводных экипажей 817 и 832 NAS атаковали два торговых судна, которых сопровождали зенитные корабли, и добились нескольких попаданий бомб, при этом один экипаж корабля перешел в свои спасательные шлюпки. [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Полуостров Рыбачий (зеленый цвет), отошел Советскому Союзу после Зимней войны 1939–40 годов ; территория, переданная СССР по Московскому перемирию 1944 года , выделена желтым цветом; Янискоски в красном, продан СССР в 1947 году.
  2. ^ Финляндия участвовала в войне как соучастник войны в так называемой Войне-продолжении (25 июня 1941 г. - 19 сентября 1944 г.). Этот термин был выбран для обозначения продолжения Зимней войны, а не сговора с нацистским вторжением. [ 3 ]
  3. ^ Авторы расходятся во мнениях относительно заявленного количества самолетов. Стертивант писал, что были сбиты один Bf 109 и два Bf 110; На веб-сайте Архива авиации флота есть два Bf 109 и один Bf 110. На странице 3172 Тови приводит официальные номера одного Bf 109, двух Bf 110 и одного Ju 87. [ 13 ]
  • Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-108-2 .
  • Хоббс, Дэвид (2022). Авиация флота и война в Европе 1939–1945 гг . Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN  978-1-5267-9979-1 .
  • Джонс, Бен (2012). Авиация флота во Второй мировой войне 1939–1941 гг.: Норвегия, Средиземноморье и «Бисмарк» . Публикации Общества военно-морских рекордов. Том. Я (электронная книга под ред.). Фарнхэм: Эшгейт для Общества звукозаписи ВМФ. ISBN  978-1-4094-5737-4 .
  • Лунде, ХО (2011). Война выбора Финляндии: проблемная немецко-финская коалиция во Второй мировой войне (цифровое издание). Ньюбери: Каземат. ISBN  978-1-61200-037-4 .
  • Маккей, Р. (2005). Авиация британского флота во Второй мировой войне . Атглен, Пенсильвания: Шиффер. ISBN  0-7643-2131-5 .
  • Мерфретт, М. (2008). Военно-морская война 1919–1945: Оперативная история нестабильной войны на море (под ред. электронной книги). Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-203-88998-5 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 . Проверено 13 июля 2018 г.
  • Стертивант, Рэй (1990). Британская военно-морская авиация: авиация флота 1917–1990 гг . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN  0-85368-938-5 .
  • Стертивант, Рэй (2000) [1993]. История рыбы-меч (2-е изд.). Лондон: Касселл. ISBN  0-304-35711-1 .
  • Рэгг, Д. (2003). Справочник авиации ВМФ 1939–1945 гг . Страуд: Саттон. ISBN  978-0-7509-3430-5 .

Журналы

  • Чорлтон, М., изд. (2014). «Британские авианосцы Второй мировой войны». Отгрузки ежемесячно . Кадэм, Кент: Kelsey Media Group. ISBN  978-1-909786-27-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 075057160b204d30bd7e9c27eda90c5f__1719211020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/5f/075057160b204d30bd7e9c27eda90c5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation EF (1941) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)