Демянский карман
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2008 г. ) |
Демянский карман | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Восточного фронта . Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия | Советский Союз | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Pavel Kurochkin | |||||||
Задействованные подразделения | |||||||
16-я армия | Северо-Западный фронт | ||||||
Сила | |||||||
100 000 (первоначально) [2] [3] 31,000 [4] (подкрепления) | 400 000 (первоначально) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
9,000 [5] КИА и МВД 46,000 [6] ВИА 265 самолетов уничтожено Общий : 55,000 | 88 908 убитых и пропавших без вести 156 603 раненых Общий : 245,500 [7] |
Демянский котёл ( нем . Kessel von Demjansk ; русский : Демя́нский котёл ) — название, данное котёлу немецких войск, окруженному Красной Армией вокруг Демянска , к югу от Ленинграда , во время Второй мировой войны Восточного фронта . Карман просуществовал в основном с 8 февраля по 21 апреля 1942 года.
Гораздо меньшие силы были окружены в Холмском котле у города Холм , примерно в 100 км (62 мили) к юго-западу. Оба возникли в результате отступления немцев после их поражения в битве под Москвой .
Успешная оборона Демянска была достигнута за счет использования воздушного моста и стала значительным событием в современной войне . Ее успех во многом способствовал решению Верховного командования армии применить ту же тактику во время Сталинградской битвы , но тогда ему не удалось спасти Шестую армию под командованием Фридриха Паулюса .
Окружение
[ редактировать ]Окружение началось как Демянская наступательная операция, первый этап которой проводился с 7 января по 20 мая 1942 года по инициативе генерал-лейтенанта Павла Курочкина командующего Северо-Западным фронтом . Намерение состояло в том, чтобы разорвать связь между немецкими позициями в Демянске и Старорусской железной дорогой, которая образовывала пути сообщения 16-й немецкой армии . Однако из-за очень сложной лесистой и болотистой местности и сильного снежного покрова первоначальное наступление фронта было очень скромным, несмотря на упорное сопротивление.
8 января Ржевско-Вяземское стратегическое наступление Красная Армия начала . Это включало планирование предыдущего фронта в Торопецко-Холмскую наступательную операцию с 9 января по 6 февраля 1942 года, которая сформировала южные клещи атаки, которая положила начало второму этапу Демянской наступательной операции «Северные клешни» с 7 января по 20 мая, в ходе которой были окружены 16-й немецкой армии (генерал-полковник Эрнст Буш ) 2-й армейский корпус и части 10-го армейского корпуса зимой 1941/1942 года.
Немецкие силы внутри котла состояли из:
- X армейский корпус (генерал Кристиан Хансен )
- 30-я пехотная дивизия (генерал-лейтенант Курт фон Типпельскирх )
- 290-я пехотная дивизия (генерал-лейтенант Теодор фон Вреде )
- Дивизия СС «Тотенкопф» (обергруппенфюрер Теодор Эйке )
- 12-я пехотная дивизия (оберст Карл Хернекамп )
- 32-я пехотная дивизия (генерал-майор Вильгельм Бонштедт )
- 123-я пехотная дивизия (генерал-майор Эрвин Раух )
- Вспомогательные агрегаты
- подразделения Полка полиции Север
- подразделения Имперской службы труда
- подразделения организации Тодт
- два отделения 5-го литовского шуцманшафтного батальона
в общей сложности около 90 000 немецких солдат и около 10 000 вспомогательных войск. Их командиром был генерал Вальтер фон Брокдорф-Алефельдт , командующий 2-м армейским корпусом.
Наступление Северо-Западного фронта
[ редактировать ]Целью наступления Северо-Западного фронта было окружение всего северного фланга сил 16-й армии, лишь небольшой частью которой был 2-й армейский корпус, и советское командование отчаянно пыталось сохранить движение фронта даже после этого успеха. Первый удар нанесли 11-я армия , 1-я ударная армия , а также 1-й и 2-й гвардейские стрелковые корпуса выделенные для операции из резерва Ставки . Второй удар был нанесен 12 февраля 3-й и 4-й ударными армиями Калининского фронта с дополнительным планом прямого удара по окруженным немецким войскам путем ввода двух воздушно-десантных бригад для поддержки наступления 34-й армии . [8] Фронт вскоре успокоился, поскольку советское наступление застопорилось из-за труднопроходимой местности и плохой погоды.
Убедившись, что карман может быть обеспечен ежедневной потребностью в 300 коротких тонн (270 т ) припасов. [2] Люфтфлотом 1 Гитлер приказал окруженным дивизиям удерживать позиции до прихода на смену. В котле находились два действующих аэродрома в Демянске и Песках, способные принимать транспортные самолеты. С середины февраля погода значительно улучшилась, и, хотя в это время на земле еще лежало немало снега, операции по пополнению запасов в целом были очень успешными из-за бездействия советских ВВС (ВВС) в этом районе. [2] Однако в операции были задействованы все транспортные возможности Luftflotte 1, а также элементы ее бомбардировочной авиации.
Зимой и весной Северо-Западный фронт предпринял ряд атак на «Рамушевский коридор», который образовывал хрупкую связь между Демьянском и Старой Руссой, но не смог сократить котел.
Разразиться
[ редактировать ]21 марта 1942 года немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха предприняли попытку маневра через «Рамушевский коридор». Советское сопротивление на реке Ловать отложило наступление 2-го корпуса до 14 апреля. В течение следующих нескольких недель этот коридор был расширен. Боевая группа смогла прорвать осаду 22 апреля, но боевые действия принесли тяжелые потери. [9] Из примерно 100 000 человек, первоначально находившихся в котле, 3335 человек погибли и более 10 000 были ранены.
К моменту восстановления наземной связи с Холмом и Демьянском в мае 1942 года Luftflotte 1 совершила в эти карманы 14 455 самолето-вылетов. Всего в очаги было доставлено 24 303 тонны припасов и техники, а также 15 446 пополнений и вывезено 22 093 раненых. [10]
Цена Люфтваффе была значительной: было потеряно 265 самолетов, в том числе 106 Junkers Ju 52, 17 Heinkel He 111 и два Junkers Ju 86 . Кроме того, погибло 387 летчиков. [11] Ричард Овери утверждает, что переброска по воздуху в Демьянск была пирровой победой , ссылаясь на потерю более 200 самолетов и их экипажей, «когда годовое производство транспортных средств составляло всего 500; и все это ради спасения 90 000 немецких солдат, 64 000 из которых были либо убиты, либо ранены». или слишком болен для службы» к концу воздушного транспорта. [12]
Бои в этом районе продолжались до 28 февраля 1943 года. Советские войска вернули Демянск только 1 марта 1943 года, после организованного вывода немецких войск.
Влияние на будущие операции
[ редактировать ]Успех Люфтваффе убедил рейхсмаршала Германа Геринга и Гитлера в том, что они смогут проводить эффективные операции по воздушным перевозкам на Восточном фронте. [11] Более того, это «укрепило уверенность Гитлера в том, что окруженные войска должны автоматически удерживать свою территорию. [13]
После того, как 6-я немецкая армия была окружена в Сталинградской битве, Геринг убедил Гитлера пополнить запасы осажденных войск по воздуху, пока до них не доберется помощь . [14] Однако сам масштаб усилий, требуемых в Сталинграде, рассчитанный на 750 тонн в день, значительно превышал ныне истощенные мощности Люфтваффе. [15] против усилившихся советских ВВС. В результате воздушных перебросок в Сталинград в конечном итоге не удалось доставить достаточное количество грузов до того, как аэродромы были захвачены Советским Союзом, и, по оценкам немцев, они потеряли 488 транспортных средств, а также 1000 человек личного состава. [16] Несмотря на очевидные недостатки воздушной перевозки, Гитлер отказал 6-й армии в разрешении на попытку прорыва. У оставшихся 300 000 немецких солдат, оказавшихся в городе, закончились припасы, и они были вынуждены сдаться в феврале 1943 года, потеряв 100 000 солдат в боях с ноября 1942 года по февраль 1943 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гланц 2001 , стр. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Хейворд 1997 , с. 24.
- ^ Бивор 1999 , с. 43.
- ^ Найджел Аски, Операция «Барбаросса: полный организационный и статистический анализ и военное моделирование», том IIA, 2013, стр. 539
- ^ Найджел Аски, Том IIA, 2013, стр. 539
- ^ Найджел Аски, Том IIA, 2013, стр. 539
- ^ "Г.Ф.Кривошеев (под редакцией). Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил" . Lib.ru . Retrieved 2017-06-23 .
- ^ Резерфорд 2008 , с. 359.
- ^ Резерфорд 2008 , с. 365.
- ^ Форчик 2012 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Бергстрем 2007 , с. 23.
- ^ Овери 1980 , с. 414.
- ^ Бивор 1999 , стр. 43–44.
- ^ Бивор 2012 , с. 286.
- ^ Хейворд 1997 , стр. 24–26.
- ^ Бивор 1999 , стр. 292, 398.
Источники
[ редактировать ]- Бивор, Энтони (1999). Сталинград . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 9780140249859 – через Интернет-архив.
- Бивор, Энтони (2012). Вторая мировая война . Нью-Йорк: Книги Бэк-Бэй. ISBN 978-0-316-02374-0 – через Интернет-архив.
- Бергстрем, Кристер (2007). Сталинград: Воздушный бой: 1942-январь 1943 года . Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-276-4 .
- "Сборник. На Северо-Западном фронте — М.: «Наука», 1969" [Collection. On the North-Western Front — Moscow: "Nauka", 1969], victory.mil.ru , archived from the original on 24 February 2008
- Гланц, Дэвид (октябрь 1992 г.). «Призраки Демянска: Памяти воинов 1-го советского воздушно-десантного корпуса». Журнал военной истории . 56 (4): 617–650. дои : 10.2307/1986164 . JSTOR 1986164 .
- Гланц, Дэвид (2001). «Советско-германская война 1941-1945 годов: Мифы и реалии: Обзорный очерк» . Институт Строма Термонда . Архивировано из оригинала 22 июля 2017 года . Проверено 2 мая 2016 г.
- Хейворд, Джоэл (весна 1997 г.). «Сталинград: анализ решения Гитлера о воздушных перевозках» (PDF) . Журнал «Воздушная мощь» . 11 (1): 21–37.
- Овери, Ричард (июль 1980 г.). «Гитлер и воздушная стратегия». Журнал современной истории . 15 (3): 405–421. дои : 10.1177/002200948001500302 . JSTOR 260411 . S2CID 162229330 .
- Резерфорд, Джефф (2008). «Жизнь и смерть в Демянском котле: 123-я стрелковая дивизия в бою и оккупации». Центральноевропейская история . 41 (3): 347–380. дои : 10.1017/S0008938908000551 . JSTOR 20457366 . S2CID 145326850 .
- Форчик, Роберт (2012). Демянск 1942-1943: Замерзшая крепость . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 9781849085526 .
57 ° 39'00 ″ с.ш. 32 ° 28'00 ″ в.д. / 57,6500 ° с.ш. 32,4667 ° в.д.