Jump to content

Кампании на Балтийском море (1939–1945)

Кампании на Балтийском море (1939–1945)
Часть Восточного фронта . Второй мировой войны

Финский корабль береговой обороны «Вяйнямёйнен» , 1938 год.
Дата 1939–1945
Расположение
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Германия
 Финляндия (до 1944 г.) [ 1 ]
 Италия (1942–1943)
 Польша (1939)
 Советский Союз (с 1941 г.)
 Финляндия (с 1944 г.)

Кампании на Балтийском море проводились военно-морскими силами стран Оси и союзников в Балтийском море , Ботническом заливе , Финском заливе и прилегающих озерах Ладожском и Онежском на Восточном фронте войны Второй мировой . После первых боев между польскими и немецкими войсками основными участниками боевых действий были Кригсмарине и советский флот , причем Финляндия поддерживала немцев до 1944 года, а затем Советский Союз. Шведский флот и торговый флот сыграли важную роль, а британский Королевский флот планировал операцию «Кэтрин» по установлению контроля над Балтийским морем и его выходом в Северное море .

Хотя операции включали в себя надводные и подводные бои, воздушные бои, высадку десанта и поддержку крупномасштабных наземных боев, наиболее важной особенностью операций в Балтийском море были масштабы и масштабы минной войны , особенно в Финском заливе. Воюющие стороны установили более 60 000 морских мин и противотраловых заграждений, в результате чего мелководный Финский залив стал одним из самых заминированных акваторий в мире. [ 2 ]

Участники

[ редактировать ]

Финский флот

[ редактировать ]

Финский флот представлял собой небольшую профессиональную силу. В состав ВМФ в 1941 году входили:

ВМС Финляндии во время войн использовали несколько других судов (например, суда береговой охраны):

  • Четыре шлюпа - используются в основном в качестве эскорта и тральщиков.
  • Шесть катеров - меньшие суда, используемые в качестве эскорта и тральщиков.
  • 17 патрульных катеров класса ВМВ - используются в качестве малых торпедных катеров, канонерских катеров, охотников за подводными лодками и в других целях.

Военно-морской

[ редактировать ]

Первоначально немецкая Рейхсмарине ( довоенное название Кригсмарине ) страдала от ограничений, налагаемых договорными обязательствами после Первой мировой войны; однако к 1935 году Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение , которое позволило ей значительно расшириться. В том же году было принято название Кригсмарине . Несмотря на то, что это была большая, мощная и профессиональная сила, ей пришлось разделить свои активы между несколькими театрами военных действий, серьезно ограничив количество и размер кораблей, которые она могла развернуть в Балтийском море.

В начале операции «Барбаросса» 21 июня 1941 года немецкие военно-морские силы на Балтийском море состояли из

В сентябре 1941 года Германия сформировала временный «Балтенфлот» , в состав которого входили линкор «Тирпиц» , крейсеры «Адмирал Шеер» , «Эмден» , «Кёльн » , «Лейпциг» и «Нюрнберг» , эсминцы Z25 , Z26 , Z27 и 2-я эскадра торпедных катеров . Ему было поручено уничтожить советский Балтийский флот, если он попытается бежать в нейтральную Швецию. Поскольку этого не произошло, а воздушная разведка показала серьезные повреждения оставшихся кораблей советского Балтийского флота, Балтенфлот был расформирован до октября 1941 года. [ нужна ссылка ]

Польский флот

[ редактировать ]

Относительно небольшой польский флот сильно пострадал от нехватки средств, но все же смог действовать в начале войны :

  • Четыре больших эсминца
  • Пять подводных лодок
  • Один большой минный заградитель
  • Различные суда меньшего размера [ нужна ссылка ]
карта Балтийского моря в сентябре 1939 года

Советский Балтийский флот

[ редактировать ]

Советский Балтийский флот был крупнейшим из четырех флотов, входивших в состав ВМФ СССР им командовал Владимир Трибуц во время Второй мировой войны, и на протяжении всей войны . Первоначально Краснознаменный Балтийский флот имел базы только в восточной части Финского залива, но был крупнейшей военно-морской державой на Балтийском море. По мере развития Второй мировой войны он мог использовать военно-морские базы в Эстонии , Латвии и Литве , сначала в соответствии с условиями соглашений, навязанных Советским Союзом осенью 1939 года, а затем путем прямого доступа к базам после советской оккупации этих территорий. Прибалтика в июне 1940 года.

Выгоды от мирного договора после Зимней войны еще больше помогли Балтийскому флоту, поскольку он приобрел базу в Ханко , Финляндия, а также побережье Карельского перешейка . Лиепая и Таллинн были основными военно-морскими базами Балтийского флота до операции «Барбаросса».

Советский военно-морской флот на Балтике, июнь 1941 г.

[ редактировать ]
Тип корабля Число Примечание/класс
Линкор 2 Гангутский класс
Крейсеры 2 Кировский класс
Лидеры разрушителей 2 Ленинградский класс
Разрушители (Современные) 17 3 Type 7 , 13 Type 7U , Opytny
Разрушители (старые) 7 2 Izyaslav-class , 4 Orfey-class , Yakov Sverdlov
Подводные лодки 65
Сопровождающие суда/канонерские лодки 7
Суда противоминной обороны 39
Моторные торпедные катера 48

Другие военно-морские силы на Балтийском море

[ редактировать ]
Железнорудный авианосец M/S Luleå в сопровождении шведского флота в день, когда он был потоплен советской подводной лодкой

Шведский флот был третьим по величине в Балтийском море. Хотя Швеция оставалась нейтральной во время войны, ее военно-морские корабли сопровождали и защищали конвои в шведских территориальных водах, время от времени атакуя вражеские подводные лодки глубинными бомбами. [ нужна ссылка ]

До Второй мировой войны Эстония, Латвия и Литва имели небольшие военно-морские силы. Во время оккупации и аннексии стран Балтии Советским Союзом в 1940 году они были присоединены к Советскому Балтийскому флоту. [ нужна ссылка ]

Походы на Балтийском море

[ редактировать ]

Операции до 1941 г.

[ редактировать ]

Вторжение в Польшу

[ редактировать ]

Польский флот участвовал в битве при Гданьском заливе и битве при Хель в 1939 году. Несколько его надводных кораблей были эвакуированы для продолжения войны из Великобритании ( операция «Пекин» ), но большинство судов осталось в Польше и было потоплено немецкими войсками. Польские подводные лодки некоторое время действовали на Балтике, пока не были интернированы в Швеции или не сбежали в Великобританию (см. Инцидент в Орзеле ) осенью 1939 года. Потери немецкого военно-морского флота во время вторжения составили тральщик.

Зимняя война между СССР и Финляндией 1939–1940 гг.

[ редактировать ]

Операции в 1941 году

[ редактировать ]
Советский пассажирский корабль «Иосиф Сталин» , использовавшийся для эвакуации войск из Ханко в ноябре 1941 года, поврежденный на мине 3 декабря 1941 года и захваченный немцами.

Зимняя война и оккупация Прибалтики поставили Краснознаменный Балтийский флот в сильное положение. Это был крупнейший флот на Балтийском море (два линкора, два тяжелых крейсера, 19 эсминцев, 68 подводных лодок и военно-морская авиация в составе 709 самолетов) с базами по всему Балтийскому побережью, а также в Ханко . В частности, длинное и уязвимое южное побережье Финляндии теперь было открыто для советского флота на всей своей длине.

Финский флот имел два филиала: старые, но хорошо сохранившиеся береговые укрепления, построенные русскими перед Первой мировой войной ( Морская крепость Петра Великого ), и собственно военно-морской флот, состоявший из двух кораблей береговой обороны, пяти подводных лодок и ряда меньших по размеру кораблей. ремесло. Кригсмарине могла предоставить лишь небольшую часть своих военно - морских сил, так как была вовлечена в битву за Атлантику . Главной заботой Германии в Балтийском море была защита маршрутов через Архипелаговое море , которое снабжало ее военную промышленность жизненно важной железной рудой, импортируемой из Швеции.

Советский ВМФ был застигнут врасплох первым нападением Германии на СССР 22 июня 1941 года и понес тяжелые потери во время эвакуации из стран Балтии и Финляндии. Кригсмарине начала закладку мин за несколько часов до фактического начала вторжения, что привело к немедленному эффекту: советский Балтийский флот потерял на минах эсминец на второй день войны. Быстрое наступление Германии вынудило советский флот покинуть свои базы на побережье Балтийского моря и эвакуироваться в сторону Таллинна и Кронштадта . [ 2 ]

Чтобы предотвратить прорыв Красного Флота, немцы в августе-сентябре 1941 года перебросили на Балтику крупную боевую группу, включавшую новый линкор «Тирпиц» , крейсеры и эсминцы, а также установили ряд минных полей в Финском заливе. Поскольку советский флот не предпринял попыток бежать в Атлантику или в нейтральную Швецию, Германия в конечном итоге отозвала свои крупные корабли. Позже финский корабль береговой обороны «Ильмаринен» был потоплен на минах во время операции «Северный ветер» , неудачной ложной операции. Финские подводные лодки и надводные силы неоднократно атаковали советские конвои в Ханко и обратно, но с ограниченным успехом из-за сильного советского сопротивления и отказов оборудования. В сообщении Ханко говорилось о прибытии транспорта с двумя неразорвавшимися финскими торпедами, торчащими из его корпуса. [ 2 ]

Поскольку военно-морские базы в Риге и Лиепае были потеряны из-за немецкого наступления, советский флот отступил в Таллинн, который к концу августа был окружен, что вынудило Советы провести эвакуацию по морю. Чтобы противостоять этому, немецкие и финские военно-морские силы сбросили 2400 мин, добавив к 600, которые уже находились на морских коммуникациях за пределами Таллинна. была выставлена ​​немецкая артиллерия На полуострове Юминда финские и немецкие торпедные катера , приведены в боевую готовность . Советская эвакуация состояла из 160 кораблей, на которых находилось 28 000 человек (включая коммунистическое руководство и их семьи, личный состав армии и флота, а также 10 000 эстонцев) и 66 000 коротких тонн (60 000 т) техники. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Эвакуация началась в ночь на 27 августа, одновременно с входом в город первых немецких войск. Во время посадки корабли находились под постоянными атаками немецких бомбардировщиков и артиллерии, которые продолжались, пока армада не достигла сильно заминированного полуострова Юминда. В полночь 28 августа армада наткнулась на минные поля, подвергнувшись атаке финских и немецких миноносцев. Потери были тяжелыми: 65 из 160 кораблей потеряно, еще несколько повреждено. Из 28 000 эвакуированных 16 000 погибли. Сравнительно небольшими средствами Кригсмарине и ВМС Финляндии нанесли серьёзный удар по Краснознамённому Балтийскому флоту, который отошёл в относительную безопасность морских минных заграждений и береговых укреплений Кронштадта . [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ]

В начале войны финские сухопутные войска изолировали базу в Ханко с ее 30-тысячным гарнизоном. Фронт там оставался статичным, и на окружающем архипелаге проводились лишь небольшие военно-морские и десантные действия. К концу лета 17-я финская дивизия, составлявшая основную часть осаждающих сил, покинула Ханко и направилась в Восточную Карелию . К декабрю 1941 года база была эвакуирована, потеряв свое значение как из-за продолжающейся блокады, так и из-за быстрого продвижения Германии к Ленинграду. Эвакуация проводилась несколькими колоннами, которыми удалось переправить в Ленинград около 23 тысяч военнослужащих. Флот понес потери от финских минных полей и береговой артиллерии, потеряв три эсминца и два крупных транспорта ( «Андрей Жданов» и «Иосиф Сталин» ), а также несколько меньших судов. После ухода советских войск финские войска взяли заброшенный и сильно заминированный Ханко. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]

Советские войска также покинули Берёзовые острова , а затем финские войска вошли и построили в этом районе форты. При доставке припасов в эти форты судно «Порккала» 28 ноября 1941 года натолкнулось на мину и затонуло. Позже она была отремонтирована, переоборудована и введена в эксплуатацию.

Хотя морские мины, превосходство в воздухе и быстрое продвижение Германии на суше в значительной степени нейтрализовали его тяжелые элементы, советский Балтийский флот в непосредственной близости от Ленинграда не был уничтожен. Береговая бомбардировка флота сыграла важную роль в спасении Ленинграда от первого немецкого нападения в сентябре. Линкор «Марат» был потоплен немецкими Junkers Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками в Кронштадте 23 сентября, но был частично спасен для использования в качестве статической батареи. Многие моряки Балтийского флота воевали на суше во время блокады Ленинграда . Кроме того, хотя некоторые острова Финского залива были потеряны в 1941 году, удерживались острова Сейскари и Лавансаари , которые в ходе войны оказались важными базами.

Операции в 1942 году

[ редактировать ]

В 1942 году Балтийский флот был ограничен немецкими минными полями в самой внутренней части Финского залива. Советы сохранили Ораниенбаумский плацдарм и отправили несколько подводных лодок в открытую Балтику через остров Лавансаари , который теперь оказался бесценной базой как для подводных лодок, так и для легких надводных сил. Подводные лодки атаковали немецко-финские, а также нейтральные суда с ограниченным успехом, потопив 18 кораблей, но потеряв 12 подводных лодок.

Хотя потери, нанесенные советскими подводными лодками, были довольно небольшими, их присутствие в Балтийском море нарушило транспортировку и вынудило суда использовать более безопасные прибрежные водные пути вместо более быстрых открытых морских маршрутов. Продолжающиеся действия советских подводных лодок вынудили немцев и финнов активизировать свои противолодочные усилия в Финском заливе, и во многом благодаря этим усилиям советские подводники встречали все большие трудности и потери, а побед над судами стран Оси все меньше.

В конце 1941 года Советы эвакуировали большую часть островов Финского залива. В январе 1942 года они отбили Суурсаари у небольшого финского отряда; два месяца спустя более крупные финские силы под сильным прикрытием с воздуха прошли по льду и отогнали советский гарнизон. Попытки Советского Союза вернуть остров привели к сражениям, которые продолжались на льду до апреля 1942 года. Финские и немецкие войска также захватили слабо защищенный Титарсаари . В июле 1942 года Советы попытались отобрать небольшой остров Сомери у финнов . Несмотря на первоначальный успех, советский десант был разгромлен, а поддерживающие его военно-морские подразделения были отброшены, что оказалось одним из крупнейших надводных действий, наблюдавшихся на Балтийском море во время Второй мировой войны. В ходе этого боя финские канонерские лодки «Турунмаа» и «Хямеенмаа» были повреждены советской авиацией. . [ 9 ]

Большую часть начала 1942 года финские подводные лодки провели в доках, где на них были установлены усовершенствованные устройства прослушивания и системы вооружения. В октябре 1942 года лодки были переброшены в Аландское море для охоты на советские подводные лодки, сумевшие прорвать противолодочные заграждения. Каждой из трех крупных финских подводных лодок удалось уничтожить по одной советской подводной лодке, из которых две были уничтожены торпедами, а одна – умышленным тараном. Противолодочные усилия в Аландском море оказались достаточно эффективными, чтобы советское командование сократило операции подводных лодок в этом районе. В ноябре 1942 года финские торпедные катера совершили налет на гавань контролируемого Советским Союзом Лавансаари, потопив канонерскую лодку «Красное знамя» на мелководье . Советы смогли восстановить и отремонтировать корабль, и через несколько месяцев он был возвращен в строй.

Операции в 1943 году

[ редактировать ]

Весной 1943 года страны Оси завершили масштабный минный и противолодочный заграждение через Финский залив, эффективно предотвращая набеги советских подводных лодок на немецкие корабли или срыв обучения подводных лодок . Советскому Союзу, по крайней мере, удалось потопить один из двух основных финских минных заградителей: «Риилахти» был торпедирован и потоплен 23 августа моторным торпедным катером ТК-94 . [ 10 ] Шесть советских подводных лодок погибли при попытке прорваться через заградительный огонь. Кроме того, 2 мая 1943 года, охраняя минные заграждения северо-восточнее Гогланда, финская канонерская лодка « Турунмаа » была серьезно повреждена в результате налета советской авиации (корабль был снят с мели и к 23 октября 1943 года был полностью отремонтирован). Кроме того, 16 сентября низколетящий торпедоносец Ил-4 застал врасплох финские эскортные суда «Уиско» и «Турсас» к северу от маяка Кери. Уйско затонул с потерей 18 человек, выжили только двое. [ 11 ]

Операции в 1944 году

[ редактировать ]
Место крушения Ниобеи в Котке

Советы начали наносить поражение странам Оси на суше в 1944 году, сняв блокаду Ленинграда и освободив Ораниенбаумский плацдарм в январе. В феврале 1944 года Финляндия потеряла ВМВ-12 и ВМВ-8 , потопленные во время налетов советской авиации на Хельсинки. Также был отбит советский десант на южном побережье Финского залива. Сопротивляясь на границе с Эстонией, страны Оси поддерживали блокаду минных полей до сентября, когда Финляндия подписала мир с Советским Союзом, а группа армий «Север» отступила из Эстонии . Кригсмарине . потеряла несколько тральщиков и зенитный крейсер « Ниобе» При этом Три немецких типа «Эльбинг» — торпедных катера Т22 , Т30 и Т32 — также погибли после наезда на минное поле в августе 1944 года.

Во время советского наступления на Финляндию летом 1944 года Красная Армия высадила десант на островах Койвисто . Части финских и немецких военно-морских сил столкнулись с советскими легкими военно-морскими частями и подвергались неоднократным воздушным атакам, в ходе которых ВМС Финляндии потеряли Tarmo и VMV 17 , Германия потеряла T 31 (в ходе битвы у острова Нерва ) и AF 32 , причем оба имели по несколько другие сосуды повреждены. Финские войска были беспрепятственно эвакуированы с островов, что открыло путь для советских десантных операций в Выборгском заливе . Легкие военно-морские силы Финляндии и Германии неоднократно совершали рейды в бухту под постоянными атаками авиации, артиллерии и торпедных катеров. Хотя во время рейдов не было потеряно ни одного корабля, почти все участвующие суда получили серьезные повреждения. Из финских кораблей наибольшие повреждения понесла вспомогательная канонерская лодка «Виена» во время нападения советской авиации. Военно-морские силы так и не достигли намеченного района, но их налеты помогли защитить острова Выборгского залива, отразив артиллерийский огонь, а также атаки советской авиации. [ 2 ] [ 12 ] Кроме того, 23 июня немецкий эсминец Z39 был поврежден советскими бомбардировщиками, стоя на якоре у Палдиски .

После вторжения союзников в Нормандию ( день Д ) гросс-адмирал Карл Дёниц перебросил большую часть немецкого надводного флота на Балтику, чтобы поддержать морской фланг немецкой армии. Тяжелый крейсер «Принц Ойген» обстрелял позиции Красной Армии под Ригой, а несколько подводных лодок проникли в Финский залив, потеряв шесть лодок Советскому Союзу. Особое значение имела потеря U-250 , потопленной советским охотником за подводными лодками МО-103 , поскольку Советам удалось восстановить обломки (несмотря на усилия Оси) со всеми ее секретами (включая новые акустические торпеды). [ 13 ] Также 16 июля 1944 года советскими бомбардировщиками был потоплен немецкий зенитный крейсер «Ниоба» , семьдесят членов экипажа «Ниобы» погибли и был сбит советский А-20. Кроме того, 25 июля 1944 года тральщик «Вилппула» и небольшой финский прибрежный тральщик «Меркуриус» были торпедированы одиноким бомбардировщиком типа «Бостон» (Douglas A-20 Havoc). Хотя эти два корабля позже были снова спущены на воду, ремонт их не был признан подлежащим ремонту.

После перемирия Финляндии с Советским Союзом немцы попытались захватить стратегические позиции в Финляндии. В Прибалтике это включало неудавшуюся операцию «Танне Ост» и отмененную операцию «Танне Вест».

В конце августа и сентябре немцы покинули Эстонию, успешно эвакуировав на кораблях 91 000 солдат и 85 000 гражданских беженцев. Это, в сочетании с использованием финских баз и прибрежных морских путей, позволило Советам обойти ранее непреодолимый противолодочный барьер. В ходе Моонзундской десантной операции Красная Армия и Балтийский флот в сентябре захватили острова Эстонии и к концу октября завершили свои операции в Эстонии. Кригсмарине противодействовала этому наступлению , обстреляв Красную Армию, эсминцы Z35 и Z36 были потоплены в декабре, а эсминец Z28 был поврежден советской авиацией в октябре (пришлось ремонтировать до февраля 1945 г.).

Операции в 1945 году

[ редактировать ]

В 1945 году, когда Красная Армия продвигалась дальше на территорию Германии, Кригсмарине участвовала в эвакуации беженцев и бомбардировках Советского Союза. Советский надводный флот оставался в районе Ленинграда из-за минных полей и плохого состояния кораблей, но советские подводные лодки действовали очень активно, потопив с большими потерями лайнеры «Вильгельм Густлофф» , «Генерал фон Штойбен» и «Гойя» , эвакуировавшие беженцев из Восточной Пруссии . жизни. Советы совершили единственный значительный рейд, используя торпедные катера, чтобы торпедировать и серьезно повредить в Данцигской бухте современный немецкий эсминец Z34 , но никаких других подобных действий не повторялось. [ 14 ] Другие советские действия в Данцигском заливе включали установку небольшого поля мин, заложенного подводной лодкой L-21 , потопление одной подводной лодки ( U-367 ) и двух торпедных катеров ( T3 и T5 ), при этом эсминец Z43 получил повреждения. [ 15 ] Кроме того, немецкий вспомогательный крейсер «Орион» затонул недалеко от Свинемюнде с тяжелыми человеческими жертвами в результате двух бомб, сброшенных советским самолетом.

Операции на Ладожском и Онежском озерах.

[ редактировать ]

Перед Второй мировой войной советские и финские военно-морские силы на Ладожском озере (фи. Лаатокка ) были ограничены Тартуским договором 1920 года , который ограничивал максимальное водоизмещение кораблей 100 длинными тоннами (100 т ), а максимальный калибр оружия — 47 мм. (1,85 дюйма).

Операции 1939–1940 гг.

[ редактировать ]

Ладожское озеро стало частью поля боя во время Зимней войны, хотя на протяжении большей части этого конфликта оно оставалось замороженным, что ограничивало использование военно-морских сил на озере. По мере того как зима продолжалась, передвижение войск и снабжения по льду становилось все более важным: финны окружили большое советское соединение на северном берегу озера, недалеко от Китиля, в мотти . В отличие от многих других окруженных советских формирований, войска в Китиле смогли выжить благодаря путям снабжения, проходящим по льду. Финские войска неоднократно пытались остановить эти операции, укрепляя острова рядом с ледяной дорогой и прорезая трещины во льду.

Операции 1941–1944 гг.

[ редактировать ]

Когда началась операция «Барбаросса» и «Война-продолжение» , Ладожское озеро снова стало полем боя. Первой задачей Советов была эвакуация войск Красной Армии, застрявших на северном берегу озера наступающими финскими войсками. Этот вывод был по большей части успешным, советские войска понесли лишь незначительные потери. После того, как немецкое наступление на Ленинград осадило город, пути снабжения через озеро приобрели первостепенное значение для советских защитников. Поскольку образование льда не позволяло кораблям перевозить припасы, на озерном льду были проложены ледяные дороги, образующие Дорогу Жизни . [ 2 ]

Когда финские войска достигли Онежского озера (фин. Ääninen ) в 1941 году, они захватили несколько советских кораблей и подняли другие, которые были потоплены на мелководье отступающими советскими войсками. Некоторые из них были вооружены финнами. Захваченный советский военный корабль, переименованный в ВТВ-1 (сторожевая канонерская лодка № 1), был доставлен в Онегу для поддержки военно-морских операций; однако большинство имеющихся у финнов кораблей были устаревшими и неспособными бросить вызов даже небольшим советским силам, действовавшим на озере. [ 16 ]

Определив, что шансы успешно бросить вызов советским военно-морским силам в сезон открытой воды невелики, финны сделали упор на дальнее патрулирование, чтобы атаковать советские лодки, пока они еще стоят в доке. Их первая успешная операция состоялась на замерзшем озере весной 1942 года, когда финский патруль пересек лед и поджег несколько советских барж. Небольшие стычки продолжались на протяжении всего 1942 года. В ходе примечательного боя 4 сентября три финских корабля, сопровождавшие буксир, вступили в бой с вооруженным советским пароходом, а затем с двумя патрульными катерами, но безрезультатно. Зимой 1942–1943 гг. «Онега» не замерзла должным образом, что мешало действиям на льду. Еще одно безрезультатное столкновение между советскими и финскими военно-морскими силами произошло 13 сентября 1943 года. Зима 1943–1944 годов также была довольно теплой, что позволяло кораблям плавать по Онеге в течение всего сезона. [ 16 ]

Итальянский миноносец MAS 528 на Ладожском озере летом 1942 года, во время блокады Ленинграда .

К лету 1942 года финны перевезли только устаревшие МТБ «Сису» на Ладогу . Остальная часть их военно-морских сил состояла из небольших гражданских лодок и транспортных судов, захваченных у Советов. Германия и Италия также направили в Ладогу часть военно-морских сил, сформировав Военно-морской отряд «К» . Используя в основном итальянские торпедные катера , немецкие артиллерийские баржи и катера-минные заградители, военно-морской отряд несколько раз пытался перехватить ленинградские конвои снабжения на Ладоге. Их перевезли, когда озеро начало замерзать, и они не вернулись в следующем году, поскольку в январе 1943 года Советскому Союзу удалось открыть сухопутный путь в Ленинград. Финны купили несколько немецких барж и пехотных катеров и использовали их. на Ладоге; они также купили итальянские торпедные катера и использовали их на Балтике. [ 2 ]

Поскольку береговая транспортная сеть имела относительно ограниченную полезность, основной задачей финских военно-морских сил была защита транспортировки материалов по озеру. В 1943 году военно-морская активность на озере была незначительной. Однако в 1944 году советское наступление через реку Свирь (с целью захвата Сортавалы на северной оконечности озера) включало высадку десанта в Тулоксе на восточном берегу. Была высажена одна советская бригада морской пехоты, которая позже была усилена второй. Превосходство СССР в воздухе и на море не позволяет финским военно-морским силам бросить им вызов; однако по мере продолжения советского наступления финская флотилия , усиленная тремя устаревшими торпедными катерами и тремя дополнительными баржами, приобретенными у немцев, поддерживала сухопутные войска своей артиллерией и отражала советские рейды на северной оконечности озера. Когда было объявлено о прекращении огня, большая часть финских военно-морских сил была эвакуирована по сухопутным путям через согласованную границу. Советы потребовали бывшие немецкие баржи и пехотные катера и получили их в августе 1945 года в Хельсинки. [ 2 ]

Когда в 1944 году Советы начали наступление на Карельском перешейке, финны, ожидая нового наступления ближе к Онеге, уже начали эвакуацию региона. С 16 по 27 июня финские военно-морские силы успешно защитили эвакуационные конвои, после чего корабли были разоружены и затоплены. только ВТВ-1 Спасли , который переправили по железной дороге на Балтику. Советские военно-морские силы начали наступление на Онегу 26 июня, а к моменту высадки десанта в Петрозаводске 28 июня финны уже покинули этот район. [ 16 ]

Финские военно-морские силы на Онежском озере

[ редактировать ]
Имя Тип Роль Вооружение
  • Медвежий холм
  • Контупохья
Гребные пароходы Канонерская лодка
  • 1–3 × 75-мм пушка (а)
  • 0–2 × 40-мм пушка (и)
  • 2–3 × 20-мм орудия
ВТВ-1 Патрульный катер (захвачен в 1941 г.) Канонерская лодка
  • 1 × 76,2-мм пушка
  • 1 × 20-мм пушка
  • 6 × пулеметов
  • Преследование
  • Храбрость
  • Ильмари
  • Лимузин
Буксиры Патрульный катер
  • 1–2 × 40 или 45-мм пушка (а)
  • 1 × 20-мм пушка
14 лодок Моторная лодка
  • Патрульный катер
  • Тральщик
  • 2 × 20-мм противотанковое ружье
  • 2 × пулемета

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «С-7 ВМФ СССР — Советская подводная лодка класса С (Сталинец) — Боевые корабли союзников Второй мировой войны — uboat.net» .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Киянен, Калерво (1968). ВМС Финляндии 1918–1968 гг. II . Хельсинки: Meriupseeriyhdistys/Otava.
  3. ^ Jump up to: а б " "ВМС Финляндии во Второй мировой войне – Минная война" " . Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года . Проверено 22 мая 2010 г.
  4. ^ Jump up to: а б feldgrau.com: «Морская война на Балтийском море 1941–1945 гг.»
  5. ^ " "Финский флот в войне-продолжении, 1941 год" " . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 года . Проверено 22 мая 2010 г.
  6. ^ " "Финский флот в войне-продолжении, 1941 год" " . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 года . Проверено 22 мая 2010 г.
  7. ^ Маннергейм, Г (1952). Маннергейм, Мемуары, том второй . Хельсинки: Отава. п.п. 370–372.
  8. ^ "Финский флот в войне-продолжении, 1941 год" [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ «Финский флот в войне-продолжении, 1942 год» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2018 года . Проверено 30 июля 2020 г.
  10. ^ «Финский флот в войне-продолжении, 1943 год» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
  11. ^ «Финский флот в войне-продолжении, 1943 год» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
  12. ^ Аромаа, Яри (11 июля 2007 г.). «Финский флот во Второй мировой войне» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
  13. ^ «Катер типа VIIC U-250 — Немецкие подводные лодки Второй мировой войны — uboat.net» . Проверено 21 декабря 2014 г.
  14. ^ Майкл Эммерих. «История Z34» . Проверено 21 декабря 2014 г.
  15. ^ «Л-21» . Проверено 1 августа 2016 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Киянен, Калерво (1968). ВМС Финляндии 1918–1968 гг. II . Хельсинки: Meriupseeriyhdistys/Otava. п.п. 198–212.

Библиография

[ редактировать ]
  • Руге, Фредрих – Советы как военно-морские противники 1979, Naval Press Annapolis ISBN   978-0-87021-676-3
  • Джексон, Роберт – Битва за Балтику 2007, ISBN   978-1-84415-422-7

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc49e598ec401c0fb1fdb3dce1a61bf5__1720826280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/f5/fc49e598ec401c0fb1fdb3dce1a61bf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baltic Sea campaigns (1939–1945) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)