Морская война в Зимней войне
Зимняя война |
---|
Статьи |
Связанные темы |
Морская война в Зимней войне — морская часть Зимней войны между Финляндией и Советским Союзом , продолжавшаяся с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. В целом уровень активности военно-морского флота был низким. Однако Финляндия располагала батареями береговой артиллерии , принимавшими участие в боях вдоль ее побережья.
Военно-морской флот
[ редактировать ]
Активность военно-морского флота во время Зимней войны была низкой. К концу декабря Балтийское море начало замерзать, что сильно затруднило движение военных кораблей ; к середине зимы только ледоколы и подводные лодки еще могли двигаться . Другой причиной низкой активности военно-морского флота был характер присутствия советских военно-морских сил в этом районе. Балтийский флот представлял собой провинциальные силы береговой обороны, не имевшие ни подготовки, ни материально-технической структуры, ни десантных средств для проведения крупномасштабных операций. Более того, советский флот технологически уступал британскому Королевскому флоту и немецкой Кригсмарине . [ 1 ] И все же Балтийский флот был силен; в его составе было два линкора , один тяжелый крейсер , почти 20 эсминцев , 50 торпедных катеров , 52 подводные лодки и другие суда. Советы использовали для своих атак военно-морские базы в Палдиски , Таллинне и Лиепае в Эстонии и Латвии . [ 2 ]
ВМС Финляндии представляли собой силы береговой обороны с двумя кораблями береговой обороны , пятью подводными лодками, четырьмя канонерскими лодками , семью торпедными катерами, одним минным заградителем и шестью тральщиками . Два корабля береговой обороны, «Ильмаринен» и «Вяйнямёйнен» , были переброшены в гавань Турку , где использовались для усиления противовоздушной обороны. Их зенитки сбили над городом один-два самолета, и корабли оставались там до конца войны. [ 1 ] Помимо береговой обороны, ВМС Финляндии также защищали Аландские острова и торговые суда в Балтийском море — лишь незначительная часть флота могла вести наступательные военные действия. [ 2 ]
Кроме того, советская авиация бомбила финские суда и гавани, сбрасывала мины на морские пути . Тем не менее, потери финских торговых судов были невелики: в результате советских действий было потеряно всего 5 кораблей. Однако Вторая мировая война обошлась финским торговым судам дороже: всего 26 из них были потеряны в результате враждебных действий в 1939 и 1940 годах. Помимо действий Советского Союза, основными причинами потерь были морские мины в Северном море и германские Атаки подводных лодок. [ 2 ]
Береговая артиллерия
[ редактировать ]Помимо военно-морского флота, Финляндия имела батареи береговой артиллерии, защищавшие важные гавани и военно-морские базы вдоль побережья. Большинство батарей были остатками русского периода, самой большой была 152-мм (6,0 дюйма) пушка, но Финляндия модернизировала свои старые орудия и установила ряд новых батарей, самая крупная из которых изначально предназначалась для 305-мм (12,0 дюймов) артиллерийской батареи. перекрыть Финский залив советским кораблям с помощью батарей на эстонской стороне.
Первое морское сражение произошло у острова Руссарё , в пяти километрах южнее Ханко . 1 декабря 1939 года стояла хорошая погода и видимость была отличной. Финны заметили советский крейсер «Киров» и два эсминца. Когда конвой оказался на расстоянии 24 км (13 миль ; 15 миль ), финны открыли огонь из 234-мм береговых орудий. После пятиминутной стрельбы из четырех береговых орудий крейсер получил повреждения и отступил. Эсминцы остались неповрежденными, а «Киров» был отремонтирован на военно-морской базе, но потерял 17 человек и около 30 ранеными. Советы знали расположение финских береговых батарей, но были удивлены, поскольку их эффективная дальность была намного больше, чем ожидалось. Береговая артиллерия была устаревшей, но финнам удалось ее модернизировать и улучшить. [ 3 ]
Советские эсминцы «Гневный» и «Грозящий» атаковали финский маяк и форт у Утё 14 декабря 1939 года. Финская береговая артиллерия открыла огонь, и после непродолжительного боя эсминцы отошли при помощи дымовой завесы . Плохая видимость и густой дым поначалу убедили финнов, что один из эсминцев потоплен огнем береговой артиллерии.
Наибольшие боевые действия наблюдались в финских прибрежных фортах возле Карельского перешейка. Помимо поддержки сухопутных войск, советские военно-морские силы в течение декабря 1939 года неоднократно совершали атаки на форты. Финские форты неоднократно подвергались обстрелу линкоров ( «Марат» и «Октябрьская революция» ), а также советских эсминцев.
Береговая артиллерия оказала наибольшее влияние на сухопутную войну. Корабельные батареи вблизи фронта находились на хорошо защищенных фиксированных позициях, обладали более высокой скорострельностью и большей точностью, чем армейская полевая артиллерия, и совместно с армейской артиллерией помогали стабилизировать оборону Карельского перешейка. В марте 1940 года, когда Советы прорвали фронт, все резервы были брошены в бои под Выборгом. Советы попытались пересечь лед Выборгского залива и подойти к городу, но финская береговая артиллерия открыла огонь из своих самых тяжелых орудий, сломав лед под советскими войсками и не позволив чистому прорыву.
Советская блокада
[ редактировать ]Советский Союз объявил блокаду побережья Финляндии и охранял эту блокаду морской авиацией и подводными лодками. Первоначально советские подводные лодки следовали правилам призовых, но, поскольку этот тип операции не дал никаких результатов, Советский Союз объявил 20-мильную зону у побережья Финляндии зоной отчуждения и предупредил нейтральные корабли держаться от нее подальше. Однако поход подводных лодок не имел особого успеха и был прерван суровой зимой. За время Зимней войны советские подводные лодки потопили в общей сложности пять торговых судов: одно эстонское (« Кассари» ), два немецких ( «Рейнбек» и «Больгейм» ), одно шведское ( «Фенрис» ) и одно финское ( «Вилпас» ).
Еще четыре финских грузовых судна были потеряны в результате бомбардировки советскими ВВС финских портов. Один финский вспомогательный противолодочный корабль «Аура II » затонул 13 января 1940 года при сопровождении конвоя в Аландском море , недалеко от острова Мяркет , в бою против советской подводной лодки Щ-324 . Советское подразделение выпустило по конвою две торпеды, не попав в цель; во время контратаки метатель глубинных бомб дал осечку, и глубинная бомба взорвалась еще на борту, потопив финский эскорт. [ 4 ] «Аура II» была единственным финским военным кораблем, потерянным в войне. Советский Балтийский флот потерял подводную лодку С-2 во время блокады . После того, как образование льда помешало операциям подводных лодок, советская блокада основывалась исключительно на авиационном патрулировании и сбрасывании с самолетов мин.
См. также
[ редактировать ]- Кампания в Финском заливе , 1944–1945 гг.
- Кампании на Балтийском море (1939–1945)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Троттер 2002 , стр. 48–57.
- ^ Jump up to: а б с Эльфвегрен, Ээро (1999). «Морская война в Зимней войне». Ин Лескинен, Яри; Юутилайнен, Антти (ред.). Маленький гигант зимней войны (на финском языке) (1-е изд.). Общество с ограниченной ответственностью «Вернер Сёдерстрем». п.п. 677–693. ISBN 951-0-23536-9 .
- ^ Сильваст, Пекка (1999). «Первая победа ВМФ: Руссарё». Ин Лескинен, Яри; Юутилайнен, Антти (ред.). Маленький гигант зимней войны (на финском языке) (1-е изд.). Общество с ограниченной ответственностью «Вернер Сёдерстрем». п.п. 694–696. ISBN 951-0-23536-9 .
- ^ Бертке, Дональд А.; Смит, Гордон; Кинделл, Дон (2009). Вторая мировая война Морская война . Том. 1: Нацисты наносят удар первыми. Повседневные военно-морские действия с августа 1939 по март 1940 года. Дейтон, Огайо: Bertke Publications. п. 335. ИСБН 978-0-578-02941-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Троттер, Уильям Р. (2002) [1991]. Зимняя война: Русско-финнская война 1939–40 (5-е изд.). Нью-Йорк (Великобритания: Лондон): Workman Publishing Company (Великобритания: Aurum Press). ISBN 1-85410-881-6 .
Впервые опубликовано в США под названием «Ледяной ад: Русско-финская зимняя война 1939–40».