Воздушная война в Зимней войне
Зимняя война |
---|
Статьи |
Связанные темы |
Воздушная война в Зимней войне была воздушным аспектом Зимней войны между Финляндией и Советским Союзом с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Хотя советские военно-воздушные силы значительно превосходили финские ВВС по численности, советская бомбардировочная кампания была в значительной степени неэффективной. а финские пилоты и зенитчики нанесли Советскому Союзу значительные потери.
Советские ВВС
[ редактировать ]Советский Союз пользовался превосходством в воздухе На протяжении всей войны . Советские ВВС поддержали вторжение Красной Армии примерно 2500 самолетами советских ВВС (наиболее распространенным из которых был бомбардировщик Туполев СБ-2 , [ 1 ] который показал свою эффективность во время гражданской войны в Испании . Однако ВВС оказалась не такой эффективной, как могли надеяться Советы. Материальный ущерб от атак бомбардировщиков был незначительным, поскольку Финляндия не предлагала много ценных целей для стратегических бомбардировок . Целями часто были небольшие деревенские склады небольшой стоимости. В Финляндии было всего несколько современных автомагистралей , поэтому железнодорожные основной целью бомбардировщиков были системы. Железнодорожные пути перерезались тысячи раз, но их легко ремонтировать, а поезда у финнов обычно отправлялись в течение нескольких часов. [ 1 ] Ущерб, нанесенный финским целям, также был уменьшен из-за плохой навигационной техники и минимальной точности бомбометания со стороны Советов. [ 2 ] а потери финнов были сокращены за счет эффективных мер предосторожности при воздушных налетах. Однако советские ВВС извлекли уроки из своих ранних ошибок и к концу февраля разработали более эффективную тактику. [ 3 ] Одним из таких успехов стал удар по аэродрому Руоколахти 29 февраля 1940 года. В полдень этого дня 40 истребителей И-16 и И-153 нанесли удар по базе, уничтожив три самолета на земле и еще три (два «Гладиатора» и один «Фоккер ») для потеря только одного И-16. [ 2 ]
Столица Финляндии Хельсинки подверглась бомбардировке в первый день войны ; ряд зданий был разрушен, около 200 человек погибли. [ 4 ] Однако после этого город подвергался рейдам лишь несколько раз. В целом Финляндия потеряла лишь 5 процентов своего общего человеко-часов производственного времени из-за советских бомбардировок. Тем не менее, от взрывов пострадали тысячи мирных жителей: Советский Союз совершил 2075 бомбардировок 516 населенных пунктов. [ 1 ] В результате воздушных налетов погибло 957 мирных жителей Финляндии. [ 5 ] Город Выборг , главный советский объект, был почти сровнен с землей в результате попадания почти 12 000 бомб. [ 6 ] В сообщениях советского радио и газет не упоминалось о нападениях на гражданские объекты. В январе 1940 года «Правда» продолжала подчеркивать, что ни один гражданский объект в Финляндии не был поражен, даже случайно. [ 7 ]
Советский самолет
[ редактировать ]На момент начала боевых действий на вооружении советских ВВС имелись следующие самолеты: [ 8 ]
Истребители
- И-15 : истребитель-биплан ( «Чайка» — «чайка»).
- И-15 бис: (улучшенная версия И-15)
- Истребитель-моноплан И-16 ( Ишак — «осел»; называли Сиипиорава , « белка-летяга ») финны
- автобус И-16
- Истребитель-биплан И-153 (также называемый Чайка ; вариант И-15)
Бомбардировщики
- ДБ-3 Двухмоторный дальний бомбардировщик
- СБ-2 Двухмоторный скоростной бомбардировщик ( «Катюша» — «Екатерина»).
- СБ-2 бис
- ТБ-3. Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик
Разведка
- По-2 Многоцелевой биплан (« кукурузник »).
Морская авиация
- МБР-2. Многоцелевая летающая лодка
- MBR2 в
Цифры советских потерь во время конфликта варьируются от источника к источнику; По одной из оценок, потери составят 700–900 самолетов, большинство из которых — бомбардировщики: [ 2 ] При этом финские потери составили 62 самолета, еще 59 были повреждены и не подлежали ремонту. [ 9 ] Другой утверждает, что финская авиация сбила 240 советских самолетов, при этом зенитным огнем пришлось от 314 до 444 других. [ 10 ]
Финские ВВС
[ редактировать ]В начале войны Финляндия располагала очень небольшими военно-воздушными силами – всего 114 боевых самолетов, годных к боевой службе. Поэтому возможности финской авиации были весьма ограничены, а истребительная авиация в основном использовалась для отражения советских бомбардировщиков. Старомодная и малочисленная финская авиация не могла оказать поддержку финским сухопутным войскам. Поэтому финские ВВС применили ту же партизанскую тактику, что и финские сухопутные войска, рассредоточившись по временным аэродромам, часто состоящим только из замерзшего озера. [ 11 ] Несмотря на потери самолетов на протяжении всей войны, к концу войны финские ВВС выросли на 50 процентов. Большинство новых поставок самолетов прибыло в январе 1940 года. [ 12 ]
Финские ВВС также пересмотрели свою тактику; В воздушном бою финны использовали более гибкую схему « четыре пальца » (четыре самолета разделились на две пары, один летал низко, другой высоко, причем каждый самолет сражался независимо от других, но поддерживал в бою своего ведомого). превосходит советскую тактику, когда три истребителя летят строем Вик . Такое построение и кредо финских пилотов всегда атаковать, несмотря ни на что, способствовали неспособности советских бомбардировщиков нанести существенный ущерб финским позициям и населенным пунктам. [ 13 ]
Финские летчики-истребители часто пикировали в советские соединения, превосходившие их численностью в десять, а то и в двадцать раз, а соединения советских бомбардировщиков стали опасаться даже одиночных финских истребителей, поскольку знали, что пилот не позволит им пройти незамеченными. Целые эскадрильи могли исчезнуть во время миссий над Финляндией, а те, кто остался на своих базах в Эстонии, могли только догадываться о том, что произошло. [ 14 ] Однажды 6 января 1940 года финский ас Йорма Калеви Сарванто столкнулся с группой из семи бомбардировщиков ДБ-3 и сбил шесть всего за 4 минуты. [ 2 ]
Финский самолет
[ редактировать ]К началу боевых действий финских ВВС в распоряжении было 146 самолетов всех типов, организованных в 12 эскадрилий. Основными истребителями были
- 15 Bristol Bulldog IV , принятых на вооружение в 1935 году,
- 41 более современный Fokker D.XXI.
- 65 старых самолетов «Фоккер» различных типов; Фоккер СХ и Фоккер КВ.
- 15 Блэкберн Рипонс
Также было 18 Bristol Blenheim бомбардировщиков , построенных по лицензии. В 1939 году в Италии был размещен заказ на 25 Fiat G.50 истребителей ; два собирались в Швеции, когда началась война.
Во время войны ряд самолетов был заказан из-за границы: [ 13 ]
- 30 истребителей-бипланов Gloster Gladiator II из Великобритании.
- 12 бомбардировщиков Bristol Blenheim IV из Великобритании.
- 30 Morane-Saulnier MS406 истребителей из Франции
- 44 истребителя Brewster 239 из США.
- 24 кроссовки Gloster Gauntlet из Южной Африки.
- 10 Fiat G.50 истребителей из Италии
- 12 истребителей Hawker Hurricane I из Великобритании.
- 12 самолетов-разведчиков Westland Lysander из Великобритании
- 2 Бристольских бульдога из Швеции
- 3 учебно-тренировочных биплана J6B Jaktfalken из Швеции
- 3 самолета-разведчика Fokker CVD из Швеции
- 2 самолета-разведчика Koolhoven FK52 и 1 Douglas DC-2 от графа фон Розена, Швеция. транспортный самолет
- 6 истребителей Caudron C.714 из Франции, которые так и не поступили на вооружение финских истребительных эскадрилий из-за плохих характеристик и непригодности для действий с коротких взлетно-посадочных полос в Финляндии.
Также существовала шведская добровольческая эскадрилья 19-го летного полка ВВС Финляндии, отвечавшая за противовоздушную оборону Северной Финляндии. Он был оснащен 12 истребителями-бипланами Gloster Gladiator II и 5 бомбардировщиками-бипланами Hawker Hart .
Благодаря этому усилению финские ВВС имели большую силу в конце конфликта, чем в начале; однако им редко удавалось выставить более 100 самолетов одновременно вопреки расширяющимся обязательствам ВВС. [ 2 ]
Финские истребители сбили 240 подтвержденных советских самолетов, тогда как финские потери составили 26. Финская передовая авиабаза часто состояла только из замерзшего озера, ветроуказателя , телефонного аппарата и нескольких палаток. [ 15 ] Предупреждения о воздушной тревоге были даны финскими женщинами, организованными организацией « Лотта Свард» . Финские зенитчики сбили от 314 до 444 советских самолетов. [ 1 ]
Финские асы
[ редактировать ]Следующие финские пилоты стали асами (одержав пять подтвержденных побед) во время войны. [ 9 ]
имя | подтвержденный | неподтвержденный |
---|---|---|
Лейтенант Йорма Сарванто | 13 | 4 |
Лейтенант Тату Хухананти | 6 | 4 |
С/М. Виктор Пец | 7 ½ | 2 |
С/М Келпо Вирта | 5 | 1 |
Лейтенант Урхо Ниеминен | 5 | 1 |
Лейтенант Т. Вуоримаа | 4 | 2 ½ |
Капитан Эркки Олави Эрнрут | 7 | 4 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Троттер 2002 , стр. 187–193.
- ^ Jump up to: а б с д и Хардести с. 52
- ^ Троттер (2002) , с. 193
- ^ Энгл с. 22
- ^ Куренмаа, Пекка; Лентиля, Риитта (2005). «Военные потери». Ин Лескинен, Яри; Юутилайнен, Антти (ред.). Маленький гигант войны-продолжения (на финском языке) (1-е изд.). Общество с ограниченной ответственностью «Вернер Сёдерстрем». п.п. 1150–1162. ISBN 951-0-28690-7 .
- ^ Троттер (2002) , стр. 187–188.
- ^ Тиллотсон (1993) , с. 157
- ^ Хардести, стр. 250-1.
- ^ Jump up to: а б Энгл с. 62
- ^ Троттер, стр. 187–193.
- ^ Энгл с. 60
- ^ Пелтонен, Мартти (1999). «Воздушная борьба в зимней войне». Ин Лескинен, Яри; Юутилайнен, Антти (ред.). Маленький гигант зимней войны (на финском языке) (1-е изд.). Общество с ограниченной ответственностью «Вернер Сёдерстрем». п.п. 606–649. ISBN 951-0-23536-9 .
- ^ Jump up to: а б ВВС Финляндии во Второй мировой войне, Хейкки Никунен. Архивировано 7 августа 2016 г. в Wayback Machine на сайте Century-of-Flight.net.
- ^ Энгл с. 58
- ^ Энгл, Паананен, стр. 56–62
Библиография
[ редактировать ]- Энгл, Элоиза / Паананен, Лаури (1973) Зимняя война , Сиджвик и Джексон ISBN 0 283 97949 6
- Хардести, Фон (1982) Красный Феникс: подъем советской авиации 1941–1945 Arms and Armor Press ISBN 0-85368-565-7
- Троттер, Уильям Р. (2002) [1991]. Зимняя война: Русско-финнская война 1939–40 (5-е изд.). Нью-Йорк (Великобритания: Лондон): Workman Publishing Company (Великобритания: Aurum Press). ISBN 1-85410-881-6 .
Впервые опубликовано в США под названием «Ледяной ад: Русско-финская зимняя война 1939–40».
- Стенман, Кари (июль – август 2001 г.). «От Великобритании до Финляндии: припасы для Зимней войны». Любитель воздуха . № 94. С. 56–59. ISSN 0143-5450 .