Jump to content

Воздушная война в Зимней войне

Воздушная война в Зимней войне была воздушным аспектом Зимней войны между Финляндией и Советским Союзом с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Хотя советские военно-воздушные силы значительно превосходили финские ВВС по численности, советская бомбардировочная кампания была в значительной степени неэффективной. а финские пилоты и зенитчики нанесли Советскому Союзу значительные потери.

Советские ВВС

[ редактировать ]
Советские Туполев СБ бомбардировщики появляются в небе над Хельсинки 30 ноября 1939 года.

Советский Союз пользовался превосходством в воздухе На протяжении всей войны . Советские ВВС поддержали вторжение Красной Армии примерно 2500 самолетами советских ВВС (наиболее распространенным из которых был бомбардировщик Туполев СБ-2 , [ 1 ] который показал свою эффективность во время гражданской войны в Испании . Однако ВВС оказалась не такой эффективной, как могли надеяться Советы. Материальный ущерб от атак бомбардировщиков был незначительным, поскольку Финляндия не предлагала много ценных целей для стратегических бомбардировок . Целями часто были небольшие деревенские склады небольшой стоимости. В Финляндии было всего несколько современных автомагистралей , поэтому железнодорожные основной целью бомбардировщиков были системы. Железнодорожные пути перерезались тысячи раз, но их легко ремонтировать, а поезда у финнов обычно отправлялись в течение нескольких часов. [ 1 ] Ущерб, нанесенный финским целям, также был уменьшен из-за плохой навигационной техники и минимальной точности бомбометания со стороны Советов. [ 2 ] а потери финнов были сокращены за счет эффективных мер предосторожности при воздушных налетах. Однако советские ВВС извлекли уроки из своих ранних ошибок и к концу февраля разработали более эффективную тактику. [ 3 ] Одним из таких успехов стал удар по аэродрому Руоколахти 29 февраля 1940 года. В полдень этого дня 40 истребителей И-16 и И-153 нанесли удар по базе, уничтожив три самолета на земле и еще три (два «Гладиатора» и один «Фоккер ») для потеря только одного И-16. [ 2 ]

Столица Финляндии Хельсинки подверглась бомбардировке в первый день войны ; ряд зданий был разрушен, около 200 человек погибли. [ 4 ] Однако после этого город подвергался рейдам лишь несколько раз. В целом Финляндия потеряла лишь 5 процентов своего общего человеко-часов производственного времени из-за советских бомбардировок. Тем не менее, от взрывов пострадали тысячи мирных жителей: Советский Союз совершил 2075 бомбардировок 516 населенных пунктов. [ 1 ] В результате воздушных налетов погибло 957 мирных жителей Финляндии. [ 5 ] Город Выборг , главный советский объект, был почти сровнен с землей в результате попадания почти 12 000 бомб. [ 6 ] В сообщениях советского радио и газет не упоминалось о нападениях на гражданские объекты. В январе 1940 года «Правда» продолжала подчеркивать, что ни один гражданский объект в Финляндии не был поражен, даже случайно. [ 7 ]

Советский самолет

[ редактировать ]

На момент начала боевых действий на вооружении советских ВВС имелись следующие самолеты: [ 8 ]

Истребители

Бомбардировщики

  • ДБ-3 Двухмоторный дальний бомбардировщик
  • СБ-2 Двухмоторный скоростной бомбардировщик ( «Катюша» — «Екатерина»).
  • СБ-2 бис
  • ТБ-3. Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик

Разведка

  • По-2 Многоцелевой биплан (« кукурузник »).

Морская авиация

  • МБР-2. Многоцелевая летающая лодка
  • MBR2 в

Цифры советских потерь во время конфликта варьируются от источника к источнику; По одной из оценок, потери составят 700–900 самолетов, большинство из которых — бомбардировщики: [ 2 ] При этом финские потери составили 62 самолета, еще 59 были повреждены и не подлежали ремонту. [ 9 ] Другой утверждает, что финская авиация сбила 240 советских самолетов, при этом зенитным огнем пришлось от 314 до 444 других. [ 10 ]

Финские ВВС

[ редактировать ]
финны заказали 18 британских Bristol Blenheim. легких бомбардировщиков В 1936 году

В начале войны Финляндия располагала очень небольшими военно-воздушными силами – всего 114 боевых самолетов, годных к боевой службе. Поэтому возможности финской авиации были весьма ограничены, а истребительная авиация в основном использовалась для отражения советских бомбардировщиков. Старомодная и малочисленная финская авиация не могла оказать поддержку финским сухопутным войскам. Поэтому финские ВВС применили ту же партизанскую тактику, что и финские сухопутные войска, рассредоточившись по временным аэродромам, часто состоящим только из замерзшего озера. [ 11 ] Несмотря на потери самолетов на протяжении всей войны, к концу войны финские ВВС выросли на 50 процентов. Большинство новых поставок самолетов прибыло в январе 1940 года. [ 12 ]

Финские ВВС также пересмотрели свою тактику; В воздушном бою финны использовали более гибкую схему « четыре пальца » (четыре самолета разделились на две пары, один летал низко, другой высоко, причем каждый самолет сражался независимо от других, но поддерживал в бою своего ведомого). превосходит советскую тактику, когда три истребителя летят строем Вик . Такое построение и кредо финских пилотов всегда атаковать, несмотря ни на что, способствовали неспособности советских бомбардировщиков нанести существенный ущерб финским позициям и населенным пунктам. [ 13 ]

Финские летчики-истребители часто пикировали в советские соединения, превосходившие их численностью в десять, а то и в двадцать раз, а соединения советских бомбардировщиков стали опасаться даже одиночных финских истребителей, поскольку знали, что пилот не позволит им пройти незамеченными. Целые эскадрильи могли исчезнуть во время миссий над Финляндией, а те, кто остался на своих базах в Эстонии, могли только догадываться о том, что произошло. [ 14 ] Однажды 6 января 1940 года финский ас Йорма Калеви Сарванто столкнулся с группой из семи бомбардировщиков ДБ-3 и сбил шесть всего за 4 минуты. [ 2 ]

Финский самолет

[ редактировать ]

К началу боевых действий финских ВВС в распоряжении было 146 самолетов всех типов, организованных в 12 эскадрилий. Основными истребителями были

Также было 18 Bristol Blenheim бомбардировщиков , построенных по лицензии. В 1939 году в Италии был размещен заказ на 25 Fiat G.50 истребителей ; два собирались в Швеции, когда началась война.

Во время войны ряд самолетов был заказан из-за границы: [ 13 ]

Также существовала шведская добровольческая эскадрилья 19-го летного полка ВВС Финляндии, отвечавшая за противовоздушную оборону Северной Финляндии. Он был оснащен 12 истребителями-бипланами Gloster Gladiator II и 5 бомбардировщиками-бипланами Hawker Hart .

Благодаря этому усилению финские ВВС имели большую силу в конце конфликта, чем в начале; однако им редко удавалось выставить более 100 самолетов одновременно вопреки расширяющимся обязательствам ВВС. [ 2 ]

Финские истребители сбили 240 подтвержденных советских самолетов, тогда как финские потери составили 26. Финская передовая авиабаза часто состояла только из замерзшего озера, ветроуказателя , телефонного аппарата и нескольких палаток. [ 15 ] Предупреждения о воздушной тревоге были даны финскими женщинами, организованными организацией « Лотта Свард» . Финские зенитчики сбили от 314 до 444 советских самолетов. [ 1 ]

Финские асы

[ редактировать ]

Следующие финские пилоты стали асами (одержав пять подтвержденных побед) во время войны. [ 9 ]

имя подтвержденный неподтвержденный
Лейтенант Йорма Сарванто 13 4
Лейтенант Тату Хухананти 6 4
С/М. Виктор Пец 7 ½ 2
С/М Келпо Вирта 5 1
Лейтенант Урхо Ниеминен 5 1
Лейтенант Т. Вуоримаа 4 2 ½
Капитан Эркки Олави Эрнрут 7 4

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Троттер 2002 , стр. 187–193.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Хардести с. 52
  3. ^ Троттер (2002) , с. 193
  4. ^ Энгл с. 22
  5. ^ Куренмаа, Пекка; Лентиля, Риитта (2005). «Военные потери». Ин Лескинен, Яри; Юутилайнен, Антти (ред.). Маленький гигант войны-продолжения (на финском языке) (1-е изд.). Общество с ограниченной ответственностью «Вернер Сёдерстрем». п.п. 1150–1162. ISBN  951-0-28690-7 .
  6. ^ Троттер (2002) , стр. 187–188.
  7. ^ Тиллотсон (1993) , с. 157
  8. ^ Хардести, стр. 250-1.
  9. ^ Jump up to: а б Энгл с. 62
  10. ^ Троттер, стр. 187–193.
  11. ^ Энгл с. 60
  12. ^ Пелтонен, Мартти (1999). «Воздушная борьба в зимней войне». Ин Лескинен, Яри; Юутилайнен, Антти (ред.). Маленький гигант зимней войны (на финском языке) (1-е изд.). Общество с ограниченной ответственностью «Вернер Сёдерстрем». п.п. 606–649. ISBN  951-0-23536-9 .
  13. ^ Jump up to: а б ВВС Финляндии во Второй мировой войне, Хейкки Никунен. Архивировано 7 августа 2016 г. в Wayback Machine на сайте Century-of-Flight.net.
  14. ^ Энгл с. 58
  15. ^ Энгл, Паананен, стр. 56–62

Библиография

[ редактировать ]
  • Энгл, Элоиза / Паананен, Лаури (1973) Зимняя война , Сиджвик и Джексон ISBN   0 283 97949 6
  • Хардести, Фон (1982) Красный Феникс: подъем советской авиации 1941–1945 Arms and Armor Press ISBN   0-85368-565-7
  • Троттер, Уильям Р. (2002) [1991]. Зимняя война: Русско-финнская война 1939–40 (5-е изд.). Нью-Йорк (Великобритания: Лондон): Workman Publishing Company (Великобритания: Aurum Press). ISBN  1-85410-881-6 . Впервые опубликовано в США под названием «Ледяной ад: Русско-финская зимняя война 1939–40».
  • Стенман, Кари (июль – август 2001 г.). «От Великобритании до Финляндии: припасы для Зимней войны». Любитель воздуха . № 94. С. 56–59. ISSN   0143-5450 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4814ba054a87d23855084ed282b6ef5__1721771340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/f5/a4814ba054a87d23855084ed282b6ef5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aerial warfare in the Winter War - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)