Tupolev SB
АНТ-40/СБ | |
---|---|
Финский трофейный СБ | |
Роль | Быстрый бомбардировщик |
Производитель | Туполев |
Дизайнер | Александр Архангельский |
Первый полет | 7 октября 1934 г. |
Введение | 1936 |
Ушедший на пенсию | 1950 ( ВВС Испании ) |
Основные пользователи | Советские ВВС Чехословацкие ВВС Китайские националистические ВВС ВВС |
Произведено | 1936–1941 |
Количество построенных | 6,656 |
Туполев АНТ-40 , также известный под служебным названием Туполев СБ ( русский : Скоростной бомбардировщик – Скоростной бомбардировщик – скоростной бомбардировщик) и одноимённое название разработки ЦАГИ-40 , был высокоскоростным двухмоторным трёхместным бомбардировщиком монопланом - , первым летал в 1934 году . Конструкция Туполева была передовой, но ей не хватало доработки, к большому разочарованию экипажей, обслуживающего персонала и Сталина , который отмечал, что «в авиации не бывает мелочей».
В численном отношении самый важный бомбардировщик в мире конца 1930-х годов СБ был первым современным самолетом с усиленной обшивкой , серийно производившимся в Советском Союзе , и, вероятно, самым грозным бомбардировщиком середины 1930-х годов. Он производился в Советском Союзе, а также строился по лицензии в Чехословакии . Многие версии участвовали в обширных боевых действиях в Испании , Китайской Республике , Монголии , Финляндии и в начале Второй мировой войны против Германии в 1941 году. Он также использовался в различных гражданских вариантах, в качестве тренеров и во многих второстепенных ролях. Успешный в гражданской войне в Испании, поскольку он опередил большинство существующих истребителей (состоящих в основном из бипланов), этот самолет устарел к 1941 году, более быстрые истребители (такие как Bf-109 ). поскольку к тому времени были представлены [ нужны разъяснения ] К июню 1941 года 94 процента бомбардировщиков ВВС Красной Армии ( ВВС РККА ) составляли СБ.
Разработка
[ редактировать ]В 1933 году Министерство ВВС СССР (УВВС) выпустило эскизное задание на скоростной бомбардировщик. Работа над этим предложением в ЦАГИ началась в январе 1934 года. СБ был спроектирован и разработан в КБ Туполева («Конструкторское бюро») коллективом под руководством А. А. Архангельского . Планировалось две версии — с Wright Cyclone радиальными двигателями (АНТ-40 РТс) и с Hispano-Suiza 12Y жидкостного охлаждения двигателями V12 (АНТ-40 ИС). навыки, полученные при проектировании самолетов МИ-3 Широко использовались и ДИ-8. Первые два прототипа были спроектированы как АНТ-40.1 и АНТ-40.2. Прототип с двигателем «Циклон» поднялся в воздух первым 7 октября 1934 года, а первый прототип с двигателем Hispano-Suiza (АНТ-40 1 [ 1 ] [ 2 ] ), имевший крыло большего размера, поднялся в воздух 30 декабря 1934 года, продемонстрировав превосходные характеристики. [ 3 ]
Второй самолет с двигателем Hispano-Suiza, АНТ-40 2, считался серийным прототипом, и его характеристики были впечатляющими. Однако у него возникли проблемы с прорезыванием зубов, из-за чего недовольный персонал-испытатель покрыл АНТ-40 2 плакатами с перечислением дефектов самолета перед визитом Серго Орджоникидзе , наркома тяжелой промышленности. Увидев эти плакаты, Орджоникидзе вызвал Туполева на встречу в Кремль, чтобы обсудить эти недостатки. Когда Туполев заявил, что большинство дефектов тривиальны, Иосиф Сталин сказал: [ 4 ]
нет мелочей В авиации ; все серьезно и любая неисправленная "мелочь" может привести к гибели самолета и его экипажа.
Первый серийный самолет, получивший обозначение СБ, сошел с конвейера еще в конце 1935 года, еще до АНТ- 40-2 . завершения программы летных испытаний [ 5 ] В серийное производство самолет поступил в 1936 году и до 1941 года выпускался на двух заводах — Государственном авиазаводе № 22 в Москве и № 125 в Иркутске . [ 6 ]
Несмотря на то, что сборочные линии постоянно подвергались модификациям, к концу 1936 года было поставлено около 400 СБ (некоторые из них были переправлены в Испанию), а 24 эскадрильи ВВС находились в процессе разработки новых моделей. бомбардировщик. [ 7 ] Показав отличные результаты в Гражданской войне в Испании, он получил народное название « Катюша » (Екатерина). [ 8 ]
В 1937 году между советским и чехословацким правительствами были заключены переговоры о поставке бомбардировщиков СБ и лицензии на местное производство в обмен на право производства «Шкода» образца 1936 года 75-мм горной пушки . Версия SB, которая должна была поставляться и впоследствии производиться по лицензии как Avia B-71, представляла собой SB 2M-100A, но оснащенную двигателем Hispano-Suiza 12-Ydrs производства Avia. Одиночный калибр 7,92 мм vz. 30 пулеметы заменил спаренные ШКАС в носовой части, аналогичное вооружение было предусмотрено на спинной и подфюзеляжной станциях. [ 9 ] [ 10 ]
К середине 1938 года в Чехословакию должно было быть переброшено 60 самолетов. Запланированная программа лицензионного производства проходила явно неторопливо, несмотря на все более опасную политическую ситуацию. К 15 марта 1939 года, когда немецкий Вермахт оккупировал Богемию и Моравию , ни один самолет чешской постройки не был поставлен. [ 9 ] [ 10 ]
Тем временем развитие SB продолжалось, в него вносились изменения, отражающие уроки ранних операций в Испании. версией SB возникли проблемы Поскольку при переоборудовании пилотов для управления учебно -тренировочной , в сентябре 1937 года был построен USB с модифицированной носовой частью, открытой кабиной для инструктора и двойным управлением. [ 11 ] [ 12 ] Проблемы также возникли с вооружением: носовые орудия имели ограниченный ход и поэтому малопригодны для лобовых атак, а позже самолеты были модифицированы с улучшенной областью обстрела. С 1940 года спинная артиллерийская позиция была заменена закрытой башней, а также была модифицирована подфюзеляжная артиллерийская позиция, которую было трудно использовать. [ 13 ] [ 14 ]
Самолет также постепенно оснащался усовершенствованными двигателями. Сначала он оснащался двигателем «Климов» М-100 — лицензионной версией двигателя Hispano-Suiza 12Ybrs, но вскоре его заменил более мощный М-100А, а с 1938 года — еще более мощный М-103. В то время как двигательная установка СБ 2-М103 изначально сохраняла лобовые радиаторы самолета М-100, создающие лобовое сопротивление, была разработана улучшенная двигательная установка с подвешенными под двигателями радиаторами. [ 15 ] 2 сентября 1937 г. М.Ю. Алексеев установил официальный рекорд высоты 12 246 м (40 177 футов) с нагрузкой 1000 кг (2200 фунтов) на СБ с двигателем М-103. Ранее он установил неофициальный рекорд - 12 695 м (41 650 футов). [ 16 ]
В попытке дальнейшего улучшения характеристик СБ, который к 1939 году устаревал, была разрешена разработка двух версий второго поколения: прямой замены СБ и специализированного пикирующего бомбардировщика. Уровневый бомбардировщик, известный как СН-МН или ММН, имел новое крыло уменьшенной площади и оснащался более мощными двигателями Климов М-105 . Характеристики были немногим лучше, чем у стандартного самолета, и от него отказались. Пикирующий бомбардировщик, получивший обозначение СБ-РК (позже переименованный в Архангельский Ар-2 по имени его конструктора, поскольку Туполев был заключен в тюрьму и находился в опале), был похож на ММН, но был оснащен пикирующими тормозами и был заказан в производство. [ 17 ] [ 18 ]
Несмотря на то, что СБ больше не был современным самолетом, производство продолжало расти в течение 1939 и 1940 годов, поскольку Советский Союз пытался нарастить мощь своих военно-воздушных сил, чтобы конкурировать с растущей угрозой нацистской Германии, насчитывавшей почти 4000 самолетов. строятся за эти два года. [ 19 ] СБ был снят с производства в начале 1941 года, его заменил Петляков Пе-2 . [ 20 ] Всего на заводе № 22 в Москве до его эвакуации в Казань было построено 5695 штук , а на заводе № 125 построено еще 1136 в Иркутске. [ 21 ] Три прототипа построили в ОКБ Туполева. [ 21 ] в то время как Aero Vodochody и Avia в Чехословакии построили 45 и 66 соответственно, [ 9 ] [ 12 ] Всего построено 6945 экземпляров.
Дизайн
[ редактировать ]СБ представлял собой цельнометаллический моноплан Климов М-100 с двумя 12-цилиндровыми двигателями водяного охлаждения (лицензионная версия двигателя Hispano-Suiza 12-Yrds), приводившими в движение двухлопастные металлические винты фиксированного шага . Двигатели имели сотового типа, лобовые радиаторы закрытые вертикальными с термостатическим охлаждающими заслонками управлением . На ранней стадии производства двигатель М-100 уступил место улучшенному двигателю М-100А с регулируемыми по земле трехшаговыми гребными винтами, скорость которого была увеличена до 423 км / ч (263 миль в час) на высоте 4000 м (13 000 футов). . Из-за широкого крыла с большим удлинением, которое обеспечивало ему хорошие высотные характеристики, советские экипажи прозвали СБ « Птеродактиль ». [ 22 ]
Операционная история
[ редактировать ]У СБ был ряд иностранных заказчиков. В основном они остались довольны характеристиками самолета. Были претензии к высокому уровню шума, тесноте боевого отделения, жесткой подвеске шасси и, в частности, к положению переднего стрелка, добраться до которого можно было только через люк под фюзеляжем, что не позволяло стрелку спастись в случае квашения или приземление на живот . Чехословакия подписала соглашение о производстве АНТ-40 как Авиа Б-71. [ 23 ]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]К 1 июля 1936 года в советские ВВС было поставлено всего 54 СБ. [ 24 ] это не помешало новому бомбардировщику Туполева оказаться в числе первых партий военной техники, отправленных Советским Союзом для поддержки испанских республиканцев, когда гражданская война в Испании. 17 июля 1936 года разразилась Первоначальная партия из 31 СБ прибыла в Картахену на борту советского самолета. Грузовой комсомол в октябре 1936 года выполняет свой первый вылет - бомбардировку четырьмя СБ аэродрома Таблада в Севилье 28 октября. СБ использовались для оснащения группы 12-й ВВС Испании , которая поначалу в основном комплектовалась советскими добровольцами и находилась под советским контролем. [ 25 ]
СБ мог превосходить Fiat CR.32 и Heinkel He 51 истребители- бипланы националистических сил, поэтому его было трудно перехватить, а единственным способом перехвата СБ было пикирование с большой высоты. [ 26 ] 29 мая 1937 года два СБ атаковали немецкий карманный линкор «Дойчланд» , приняв его за националистический крейсер «Канариас» , убив 31 и ранив еще 83 немецких моряка. [ 27 ] В июне – июле была получена вторая партия из 31 СБ, что позволило Grupo 12 вернуться в полную численность и новое подразделение Grupo 24. создать [ 28 ] Поставка Мессершмиттов Bf 109 для перевооружения немецкого легиона Кондор означала, что СБ больше не могла уклоняться от истребителей-националистов только за счет скорости, и потери возросли. [ 26 ]
Третья и последняя партия из 31 СБ прибыла в июне 1938 года. [ 29 ] позволяя операциям продолжаться, хотя потери по-прежнему были высокими. К моменту окончания Гражданской войны в апреле 1939 года было потеряно 73 СБ, из них 40 в результате действий противника. [ 26 ] Девятнадцать СБ были захвачены националистами и использованы для формирования эскадрильи бомбардировщиков. Хотя некоторые из них были модернизированы на французские двигатели Hispano-Suiza 12Ybrs для облегчения технического обслуживания, они по-прежнему испытывали нехватку запасных частей, и в апреле 1943 года только три были годны к полетам. Когда в декабре 1943 года были получены Юнкерсы Ju 88 , оставшиеся СБ использовались для периодических тренировочных полетов, пока в 1948 году их не сняли и не сдали на слом. [ 30 ]
Китай
[ редактировать ]В июле 1937 года Вторая китайско-японская война разразилась . Советский Союз подписал советско-китайский пакт о ненападении 21 августа 1937 года и в рамках этого соглашения поставил большое количество военной техники китайским националистам , а также развернул полные подразделения военно-воздушных сил, номинально укомплектованные советскими добровольцами. Первоначальная поставка 62 СБ была осуществлена в сентябре-октябре 1937 года, а боевые действия советских войск начались в декабре атаками на японские корабли на реке Янцзы . 23 февраля 1938 года, чтобы отпраздновать День Советской Армии , советские СБ совершили дальнюю атаку на японские аэродромы на Тайване, уничтожив 40 японских самолетов, уничтоженных на земле. [ 31 ] [ 32 ]
Еще 60 СБ были доставлены в Китай в начале 1938 года и активно использовались для атак японских войск во время битвы за Ухань . Потери были тяжелыми, что вынудило китайские подразделения СБ быть временно выведены из боя. Советские части, эксплуатирувшие СБ над Китаем, в 1939 году перевооружились на ДБ-3 «Ильюшин» , что позволило передать их СБ китайским частям, но китайцы использовали эти подкрепления ограниченно. [ 33 ]
Советский Союз поставил еще 100 СБ в 1941 году, незадолго до подписания советско-японского Пакта о нейтралитете . СБ постепенно вывели из передовых операций против японцев с поставкой более современных американских бомбардировщиков с 1942 года, частично замененных Lockheed Hudsons и B-25 Mitchells . Ограниченное количество СБ продолжало использоваться в небоевых целях, включая операции против опиумных плантаций, а затем было использовано против коммунистов, когда гражданская война в Китае в 1945 году, и окончательно было выведено из эксплуатации в 1946 году. вспыхнула [ 32 ] [ 34 ]
Монголия
[ редактировать ]Помимо самолетов, эксплуатируемых добровольцами против японцев над Китаем, СБ использовались в боях против японцев во время боев у озера Хасан на восточном участке китайско-российской границы в июле – августе 1938 года, при этом один СБ был потерян. [ 35 ] В мае 1939 года бои между советскими и японскими войсками возобновились на Халхин-Голе в Восточной Монголии. Хотя СБ не участвовали в майских воздушных боях, где советские войска понесли тяжелые потери, в июне в Монголию были переброшены два полка СБ, летавшие их первые миссии состоялись 26 июня. [ 36 ] СБ активно использовались против японских войск, когда они атаковали в начале июля. Советские полки СБ состояли из смеси ранних и более поздних СБ, чья разная скорость вызывала проблемы с поддержанием строя, в то время как японские истребители Накадзима Ки-27 умело использовали плохое оборонительное вооружение СБ, при этом радист управлял обеими спинными полками. и вентральные пушки. [ 35 ] Чтобы свести к минимуму потери японских истребителей, Советы изменили тактику, выполняя вылеты СБ на высоте более 6100 м (20 000 футов), где японцам было трудно перехватить. [ 37 ] СБ продолжали использоваться против японцев, поскольку советские и монгольские войска под командованием Георгия Жукова вели успешное наступление, пока в сентябре 1939 года не было подписано соглашение о прекращении огня.
Зимняя война
[ редактировать ]30 ноября 1939 года Советский Союз напал на Финляндию в ходе конфликта, который стал известен как Зимняя война , при этом силы, развернутые против Финляндии, включали несколько сотен СБ. Потери были тяжелыми: соединения бомбардировщиков часто оставались без сопровождения и были вынуждены действовать на малых высотах, где они были уязвимы для финского зенитного огня и истребителей. Если в 1936 году в Испании СБ могла опережать истребители противника, то к настоящему времени она была уязвима и плохо вооружена. СБ оснащались лыжами для работы с заснеженных аэродромов, что замедляло самолеты и делало их более уязвимыми, а необходимость носить тяжелую зимнюю одежду еще больше усложняла работу наводчика. [ 20 ] [ 38 ] К концу 15-недельной войны было потеряно не менее 100 СБ, [ 19 ] финны заявляют, что сбито около 200 человек, из них 92 - финские истребители. [ 20 ] [ 39 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]Когда Германия вторглась в Советский Союз переоборудование более современными самолетами, такими как Пе-2 в июне 1941 года, началось . Тем не менее, 94% советских оперативных бомбардировочных сил были оснащены СБ. [ 40 ] вдоль западных приграничных округов Советского Союза было развернуто 1500–2000 СБ. [ 41 ] [ 42 ] Люфтваффе « начали операцию Барбаросса» с скоординированных ударов по 66 крупным советским аэродромам. [ 41 ] уничтожив большую часть советской авиации на земле или в воздухе в первый день вторжения. СБ, пережившие кровавую бойню первого дня, по-прежнему использовались плохо, многие из них были потрачены впустую в несопровождаемых атаках на малых высотах по немецким танкам, где относительно большие размеры СБ и отсутствие брони делали его очень уязвимым для немецких легких зенитных артиллерийских установок . Немецкие истребители продолжали нести тяжелые потери. В течение нескольких дней потери вынудили большинство оставшихся СБ перейти к ночным атакам. [ 42 ]
СБ продолжали применяться при обороне Ленинграда и Москвы , преимущественно ночью, атакуя немецкую артиллерию. К декабрю 1941 года почти все СБ были либо заменены, либо потеряны. [ 41 ] хотя он широко использовался до марта 1942 года на Севере против Финляндии. [ 42 ] [ 43 ] СБ продолжали использоваться для небоевых задач, таких как десантирование припасов, буксировка планеров и обучение, и продолжали использоваться на Дальнем Востоке до 1945 года. [ 41 ]
Финское использование
[ редактировать ]Многие советские СБ разбились или совершили вынужденную посадку на финской земле во время Зимней войны, при этом финны спасли как можно больше самолетов, а те, что в лучшем состоянии, были отправлены в Valtion lentokonetehdas для возможного ремонта для использования финскими ВВС. К моменту войны-продолжения против Советского Союза пять СБ были отремонтированы (еще три добавлены позже), которые использовались для оснащения Lentolaivue 6 , морского патрулирования и штурмовых миссий. [ 19 ] [ 39 ] Эти самолеты были дополнены еще 16 СБ, закупленными в Германии, захватившей их в первые недели вторжения в Советский Союз. [ 44 ] Эти СБ использовали первые глубинные бомбы, сбрасываемые с воздуха, применявшиеся в бою. Финляндия потеряла семь СБ в результате аварий во время Войны-продолжения, при этом ни один из них не был потерян в бою, при этом финские СБ уничтожили три советские подводные лодки и 4000-тонное торговое судно. [ 45 ]
Варианты
[ редактировать ]- АНТ-35 - вариант авиалайнера. Также обозначается ПС-35 .
- АНТ-38 - недостроенный скоростной бомбардировщик 1934 года, возможно, связанный с АНТ-41. [ 46 ]
- АНТ-40 РЦ ( Райт Циклон ) или СБ : первый прототип с двигателями Райт-Циклон мощностью 545 кВт (730 л.с.) и размахом крыла 19,0 м (62 фута 4 дюйма). Он был завершен в сентябре 1934 года, а свой первый полет совершил 7 октября 1934 года. [ 1 ] [ 3 ] Он был поврежден при вынужденной посадке и переоборудован с двигателями Туманский М-87 мощностью 670 кВт (900 л.с.) , а вторая серия испытательных полетов была произведена с 5 февраля по 31 июля 1935 года. [ 47 ] Разработка не продолжалась, поскольку АНТ-40 ИС был лучше. [ 3 ] Использовалась как экспериментальная (лыжная экипировка и т.п.) модель.
- АНТ-40 ИС ( Hispano-Suiza ): прототипы с двигателями Hispano-Suiza 12Y мощностью 560 кВт (750 л.с.) и с увеличенным размахом (20,3 м (66 футов) 7 + 1 ⁄ дюйма ) крыльев. Два построены: первый АНТ-40-1 поднялся в воздух 30 декабря 1934 года, достигнув скорости 378 км/ч (235 миль в час) во время первоначальных испытаний и 402 км/ч (250 миль в час) во время последующих полетов. [ 1 ] [ 48 ] Второй экземпляр, АНТ-40 2 , с измененными крыльями и хвостовым оперением, появился в сентябре 1935 года и послужил серийным прототипом. [ 2 ]
- АНТ-41 - неродственный бомбардировщик-торпедоносец , схожий по компоновке с СБ, но более крупный и мощный. Один построен в 1936 году, заброшен после разрушения в результате крушения из-за сильного флаттера . [ 49 ]
- АНТ-46 — двухместный тяжелый истребитель, аналог АНТ-40 1 , но оснащенный двумя импортными двигателями «Гном-Рон 14К» мощностью 597 кВт (800 л.с.) и вооруженный двумя 100-мм безоткатными орудиями в крайних крыльях, четырьмя стационарными пулеметами в носовая часть и один гибко установленный пулемет в кабине наблюдателя. Один прототип с обозначением ВВС ДИ-8 впервые поднялся в воздух в августе 1935 года, но был заброшен после отказа от Леонида Курчевского и его последующего ареста. проектов безоткатных орудий [ 50 ] [ 51 ]
- АНТ-48 – проект высокоскоростного спортивного самолета.
- АНТ-49 - предлагаемый вариант дальней разведки с аэрофотокамерами в бомбоотсеке и топливными баками большего размера; проект отменен до того, как был построен прототип.
- СБ 2М-100 – первая серийная модель. Площадь крыла увеличена до 56,7 м. 2 (610 футов 2 ). Оснащен двигателями Климов М-100 (Hispano-Suiza 12Y, построенными по лицензии) с двухлопастными воздушными винтами. [ 49 ] [ 52 ]
- СБ 2М-100А - новые двигатели М-100А мощностью 642 кВт (860 л.с.) с трехлопастными воздушными винтами. [ 52 ] Выпускался с конца 1936 года. [ 7 ] Иногда неофициально называют SBbis .
- СБ 2М-100А модернизированный — новая кормовая артиллерийская установка с надфюзеляжной башней МВ-3. Испытан в мае 1937 г. Принят, но в производство не поступил. [ 12 ] [ 52 ]
- СБ-бис - прототип с двигателями Климов М-103 мощностью 716 кВт (960 л.с.) , двойным управлением и винтами регулируемого шага. Он совершил полет в сентябре 1937 года, но увеличение веса привело к снижению характеристик. [ 52 ]
- СБ-бис2 - прототип двигателя М-103 с полированными крыльями. Небольшой прирост производительности. Никакого производства. [ 12 ] [ 52 ]
- СБ-бис3 - третий прототип с двигателем М-103, с новыми мотогондолами с радиаторами, перенесенными под двигатели, а не с лобовыми радиаторами, которые были на более ранних самолетах. Испытания проводились с 1 ноября 1937 г. по 17 января 1938 г., при этом испытания показали увеличение максимальной скорости до 446 км/ч (277 миль в час). [ 52 ] Позже усовершенствования были включены в серийные самолеты. [ 12 ]
- СБ 2М-103 — 10-я серия. Серийный вариант 1938 года с двигателями М-103, оригинальными лобовыми радиаторами и усиленной конструкцией. Оснащен аварийными органами управления полетом для штурмана, возможностью установки убирающихся лыж и двумя внешними топливными баками емкостью 368 литров. [ 12 ] [ 52 ]
- СБ 2М-103 – 14-я серия. Производство конца 1939 года, с двигателем М-103 и доработанными гондолами и радиаторами, испытанными в СБбис3. [ 12 ] [ 52 ]
- СБ 2М-103 – 18-я серия. Дальнейшая улучшенная серийная версия с фиксированными воздухозаборниками радиатора и частично полированными крыльями. Трехлопастные винты изменяемого шага ВИШ-22. Оснащен спинной турелью МВ-3. [ 12 ] [ 52 ]
- СБ 2М-104 — Примерно 30–50. [ 12 ] [ 53 ] Самолеты комплектовались двигателями М-104, но двигатель не выпускался серийно. [ 12 ]
- СБ 2М-106 — несколько самолетов укомплектованы двигателями М-106, но двигатель не производится. [ 12 ]
- USB – тренажер с двойным управлением, где инструктор сидит в открытой кабине в носовой части, заменяя штурмана. Построено более 120 машин на базе М-100А или М-103. [ 11 ] [ 12 ]
- СБ-МН ( Меньше несущие - уменьшенная площадь) или ММН ( Модификация меньше несущие ) — бомбардировщик второго поколения с двигателями М-105 мощностью 783 кВт (1050 л.с.) и с новым крылом с 22 высокоподъемными аэродинамическими профилями NACA , уменьшенными. площадь и размах крыла (18,0 м (59 футов) 0 + 3/4 дюйма . ) Один построен. [ 17 ] [ 54 ]
- СБ-РК ( Разрезное крыло - щелевое крыло) - пикирующий бомбардировщик, разрабатывавшийся параллельно с СБ-МН. Те же крылья, что и у СБ-МН, но с большими закрылками с прорезями, которые можно использовать в качестве тормозов пикирования. Радиаторы охлаждения были расположены внутри крыльев, воздухозаборник находился в передней части, а выхлопной - на верхней поверхности крыла. Оснащен тремя пулеметами ШКАС и мог нести шесть бомб по 100 кг (220 фунтов) или две бомбы по 250 кг (550 фунтов) внутри или бомбы по 1500 кг (3300 фунтов) снаружи. Запущен в производство как Архангельский Ар-2 . 200 построено до того, как его заменили Пе-2 и Ту-2 . [ 17 ] [ 54 ]
- СББ-1 - последняя версия СБ Архангельского, основанная на СБ-МН и -РК, с еще меньшими крыльями (16,0 м (52 фута) размах 5 + 7 ⁄ 8 дюймов), двойной хвост и другие изменения. Альтернативное Б. обозначение Один прототип совершил полет в 1940 году, но не производился. [ 54 ]
- Авиа Б-71 - лицензионный СБ 2М-100А, построенный в Чехословакии. [ 10 ]
- ПС-40 — грузовая версия для Аэрофлота , с двигателями М-100А и без всего военного оборудования. Способен перевозить груз или шесть пассажиров. 100 поставлено в 1938 году. [ 12 ] [ 55 ]
- ПС-41 - Переоборудование СБ 2М-103 в грузовой самолет Аэрофлота. ПС-41бис с подкрыльевыми топливными баками. [ 12 ] [ 55 ]
- Птеродактиль - СБ 2М-103 с неубирающимся трехопорным шасси . Один переоборудованный в 1940 году. [ 18 ]
Операторы
[ редактировать ]- Болгарские ВВС эксплуатировали 32 самолета Avia B-71, переименованных в Avia-Katiusza Ě-8.
- Осенью 1937 года китайские националистические ВВС получили 62 бомбардировщика СБ 2М-100. В период с августа 1938 по июнь 1941 года Советский Союз поставил еще 3 бомбардировщика СБ 2М-100 и СБ 2М-105.
- Реорганизованные ВВС Китайской Республики имели два бомбардировщика Туполева, на которых пилотировали дезертировавшие пилоты-националисты.
- В апреле и мае 1938 года Чехословацкие ВВС получили 60 СБ российского производства с двигателями Hispano Suiza 12Ybrs. Еще 101 бомбардировщик и 60 самолетов-разведчиков было приказано построить по лицензии как Avia B-71, но был построен только 101.
- ВВС Финляндии располагали 24 бомбардировщиками СБ. Первые восемь самолетов (семь с двигателями М-103, один с двигателями М-100) были захвачены во время Зимней войны , еще 16 самолетов были переоборудованы из трофейных немцев материалов в период с 5 ноября 1941 по 27 августа 1942 года. Все самолеты были переоборудованы. с двигателями М-103 и использовались в качестве противолодочных самолетов в составе эскадрильи LeLv 6. Два самолета были восстановлены и использовались в качестве учебно-тренировочных. ВВС Финляндии отозвали все самолеты СБ в 1945 году, и все они были списаны в 1950 году. [ 19 ]
- Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты, в том числе чешские Avia B-71 и советские СБ.
- Польские ВВС эксплуатировали несколько самолетов УСБ 2М-103 для тренировок после Второй мировой войны.
- Словацкие ВВС эксплуатировали один самолет Avia B-71 до 18 апреля 1943 года, когда ЧТК Антон Ванко и четыре других летчика перебежали вместе с ним в Турцию. [ 31 ] [ 56 ]
- Советские ВВС
- Аэрофлот получил неизвестное количество снятых с вооружения военных самолетов СБ 2М-100 в 1938 году и после ремонта использовал их под обозначением ПС-40. Еще одна партия снятых с вооружения бомбардировщиков СБбис 3 была перестроена в 1940 году и использовалась под обозначением ПС-41.
- Республиканские ВВС Испании получили свои первые 31 бомбардировщик СБ 2М-100А 14 октября 1936 года. Вторая партия из 31 самолета была поставлена в июне – июле 1937 года, а последняя партия из 31 самолета - в 1938 году. Всего Советский Союз поставил 93 СБ. в Испанию. [ 30 ]
- Националистические ВВС Испании захватили 19 бомбардировщиков СБ 2М-100А. Все они были отремонтированы, а советские двигатели М-100 были заменены на французские Hispano Suiza 12Ybrs. Эти самолеты использовались в оперативных целях, а затем для учебных целей и были сняты с вооружения в 1950 году. Испанские пилоты называли трофейные бомбардировщики СБ «Катюска» .
Самолет на выставке
[ редактировать ]После послевоенной сталинской зачистки в 1950-х годах многие АНТ-40, пережившие Вторую мировую войну, были списаны. Однако в конце 1970-х годов советская авиационная газета « Воздушный транспорт » направила экспедицию под руководством Евгения Коноплева для обследования АНТ-40, вынужденного приземлиться во время снежной бури в районе Южно-Муйского хребта в Прибайкалье. Коноплев счел то, что они нашли обнадеживающим, поскольку самолет находился в довольно приличном состоянии, и, в свою очередь, возглавил группу пилотов ВВС, чтобы вернуть самолет. Он был возвращен в Москву и восстановлен группой туполевцев-добровольцев. Отреставрированный самолет был представлен в апреле 1982 года в Центральном музее ВВС на аэродроме Монино . Еще один АНТ-40 выставлен в Верхней Пышме. [ 57 ]
Репродукция SB строится Ассоциацией аэродромов Ла-Сения в Ла-Сении, Каталония . [ 58 ]
Технические характеристики (СБ 2М-103)
[ редактировать ]Данные СБ:Радикальный Туполев [ 59 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 12,57 м (41 фут 3 дюйма)
- Размах крыльев: 20,33 м (66 футов 8 дюймов)
- Высота: 3,6 м (11 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 56,7 м 2 (610 кв. футов)
- Профиль :
корень: ЦАГИ -6 мод. (16%);
совет: мод ЦАГИ-6 (12,5%) [ 60 ] - Вес пустого: 4768 кг (10 512 фунтов)
- Полная масса: 6308 кг (13907 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 7880 кг (17372 фунта)
- Силовая установка: 2 поршневых Климов М-103 В-12 жидкостного охлаждения мощностью 716 кВт (960 л.с.) каждый. двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 450 км/ч (280 миль в час, 240 узлов) на высоте 4100 м (13 500 футов).
- Дальность: 2300 км (1400 миль, 1200 миль)
- Практический потолок: 9300 м (30 500 футов)
- Время набора высоты:
- 1000 м (3300 футов) за 1 минуту 48 секунд
- 9000 м (30 000 футов) за 32 минуты
Вооружение
- Орудия: 4 × 7,62-мм пулемета ШКАС (два в носовой, один в спинной и один в подфюзеляжной позиции).
- Бомбы: 6 бомб по 100 кг (220 фунтов) или шесть бомб по 50 кг (110 фунтов) в бомбоотсеке, 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов) на стойках крыла.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, стр.405.
- ^ Jump up to: а б Air International , январь 1989 г., с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Maslov 2007, p.64.
- ^ Air International , январь 1989 г., стр. 46–47.
- ^ Air International , январь 1989 г., стр. 47, 49.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, стр.80.
- ^ Jump up to: а б Air International , январь 1989 г., с. 51.
- ^ Maslov 2007, p. 75.
- ^ Jump up to: а б с Air International , февраль 1989 г., стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б с Maslov 2007, p.78.
- ^ Jump up to: а б Air International , февраль 1989 г., с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ганстон 1995, стр. 406.
- ^ Air International , февраль 1989 г., стр. 80–81.
- ^ Maslov 2007, p.74.
- ^ Maslov 2007, pp. 67–70.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Air International , март 1989 г., стр. 148–149.
- ^ Jump up to: а б Maslov 2007, p. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Maslov 2007, p. 79.
- ^ Jump up to: а б с Air International , март 1989 г., с. 153.
- ^ Jump up to: а б Даффи и Кандалов 1996, с. 222.
- ^ Джексон 2003 с. 150.
- ^ Джексон 2003 с. 151.
- ^ Maslov 2007, p. 67.
- ^ Мартинес 1986, стр. 45–47.
- ^ Jump up to: а б с Maslov 2007, p.76.
- ^ Мартинес 1986, стр. 49.
- ^ Мартинес 1986, стр.51.
- ^ Air International , март 1989 г., стр. 151.
- ^ Jump up to: а б Мартинес 1987, стр.55.
- ^ Jump up to: а б Air International , февраль 1989 г., с. 101.
- ^ Jump up to: а б Maslov 2007, pp. 77–78.
- ^ Air International , март 1989 г., стр. 150–151.
- ^ Air International , февраль 1989 г., стр. 153–154.
- ^ Jump up to: а б Maslov 2007, pp. 76–77.
- ^ Уолг 1997, стр. 2–3.
- ^ Уолг 1997, стр. 4–5.
- ^ Maslov 2007, pp. 78–79.
- ^ Jump up to: а б Стенман 1982, с. 10.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Maslov 2007, p. 80.
- ^ Jump up to: а б с Air International , март 1989 г., с. 154.
- ^ Стенман 1985, с. 17.
- ^ Стенман 1985, стр. 12–13.
- ^ Стенман 1985, стр. 10, 20.
- ^ Ганстон 1995, с. 404.
- ^ Air International , январь 1989 г., стр. 45.
- ^ Maslov 2007, pp. 64, 66.
- ^ Jump up to: а б Ганстон 1995, стр. 407.
- ^ Ганстон 1995, с. 408.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Maslov 2007, p. 68.
- ^ Maslov 2007, p. 70.
- ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Air International , март 1989 г., стр. 150.
- ^ «АВИА Б 71» . cs-letci.com .
- ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 83–84.
- ^ «Россия передала испанскому музею части советского бомбардировщика СБ-2» . РИА Новости . 3 марта 2020 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Air International , февраль 1989 г., с. 78.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бивор, Энтони. Сталинград . Лондон: Penguin Books, 1999. ISBN 0-14-024985-0 .
- Даффи, Пол и Андрей Кандалов. Туполев: Человек и его самолет . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1996. ISBN 1-85310-728-X .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Куликов Виктор и Михулек Роберт. Туполев С.Б., Авиационные монографии 83 . Гданьск, AJ-Press, 2002. ISBN 83-7237-113-X (польское издание).
- Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны – Разработка – Вооружение – Технические характеристики . Лондон, Янтарные книги, 2003. ISBN 978-1-85605-751-6 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Мартинес, Луис Гарсия. «Лос Катюскас». Air Enthusiast , тридцать два, декабрь 1986 г. - апрель 1987 г. Бромли, Великобритания: Pilot Press, 1987. ISSN 0143-5450 . стр. 45–55.
- Маслов Михаил. «База данных: Бомбардировщики Туполев СБ». Самолет , Январь 2007, Том 35, вып. 1. С. 62–87.
- Инструкция МПМ (Modely Plastikvym Modelarum) к модельному комплекту СБ 2М-100
- «СБ: Радикальный Туполев». Air International , январь 1989 г. Том 36, № 1. стр. 44–51. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634 .
- «СБ: Радикальный Туполев, часть вторая». Air International , февраль 1989 г. Том 36, № 2. стр. 77–89, 100–102. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634 .
- «СБ: Радикальный Туполев, часть третья». Air International , март 1989 г. Том 36, № 3. стр. 148–155. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634 .
- Стенман, Кари. «Антисоветские Туполевы: российские бомбардировщики Финляндии». Air Enthusiast , Twenty Seven, март – июнь 1985 г., стр. 9–20. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0143-5450 .
- Уолг, А.Дж. «Крылья над степями: воздушная война в Монголии 1930–45: Часть вторая». Air Enthusiast , № 67, январь/февраль 1997 г., стр. 2–5. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450 .
- https://web.archive.org/web/20110605015707/http://www.aviation.ru/Tu/#ANT-40