Klimov M-103
М-103 | |
---|---|
![]() | |
Климов М-103 на выставке в Музее польской авиации | |
Тип | V12 Рядный двигатель |
Производитель | Klimov |
Первый запуск | Октябрь 1936 г. |
Количество построенных | 11,681 |
Разработано на основе | Klimov M-100 |
Развитый в | Klimov M-105 |
Климов М-103 — V12, жидкостного охлаждения поршневой авиационный двигатель использовавшийся советскими самолетами во время Второй мировой войны. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]М-103 представлял собой дальнейшее развитие двигателя Климова М-100, который сам по себе был лицензионной копией французского Hispano-Suiza 12Ybrs . Он отличался от обоих двигателей по ряду аспектов, таких как увеличенная степень сжатия, увеличенная степень нагнетания, увеличенные обороты в минуту, усиленные блоки цилиндров, новый коленчатый вал, более агрессивный распределительный вал и цилиндры с плоским дном. Разработанный в 1936 году, он был готов к испытаниям в октябре 1936 года. Первые две модели не прошли испытания из-за трещин в блоках цилиндров, и двигатель был повторно представлен на испытания в 1937 году. После прохождения испытаний он был допущен к производству в 1938 году, и до 1942 года было произведено 11 681 экземпляр. на своем заводе в Рыбинске . За М-103 последовал М-105.
Варианты
[ редактировать ]- М-103А — цилиндры диаметром 148 мм вместо 150 мм.
- М-103П — пушка ШВАК, способная вести огонь через обтекатель двигателя.
- М-103СП - предлагаемая версия с двумя двигателями, соединенными с общим коленчатым валом.
- М-103Г — с гликолевым, а не водяным охлаждением.
- М-103А-ТК — с экспериментальным турбонагнетателем.
- М-103У — вариант с увеличенным ресурсом.
- М-104 — по сути М-103А с двухскоростным одноступенчатым нагнетателем для повышения производительности. построено 232.
Приложения
[ редактировать ]- Bolkhovitinov S
- Бериев МБР-7
- Поликарпова ЦКБ-44
- Поликарпов ВИТ-1 и ВИТ-2
- Tupolev SB
- Yakovlev Yak-2
- Yakovlev Yak-12
- Yakovlev Yak-22
Технические характеристики (М-103А)
[ редактировать ]Данные из [ 2 ]
Общие характеристики
- Тип: Двенадцатицилиндровый двигатель V12 с наддувом и жидкостным охлаждением, 60°.
- Диаметр цилиндра : 148 мм (5,826 дюйма)
- Ход : 170 мм (6,693 дюйма)
- Рабочий объем : 35 101 литр (2142,2 куб. Дюймов)
- Длина: 1971 мм (77,6 дюйма)
- Ширина: 764 мм (30,08 дюйма)
- Высота: 942 мм (37,08 дюйма)
- Сухой вес : 500 кг (1101 фунт)
Компоненты
- Клапанный механизм : один впускной и один выпускной клапан, заполненный натрием, на цилиндр, приводимый в действие одним верхним распределительным валом на каждый ряд.
- Нагнетатель : Односкоростной компрессор центробежного типа с зубчатым приводом. Передаточное число: 11,0:1. Максимальное ускорение на взлете: 1100 мм рт.ст. (43,30 МП). Максимальное усиление на высоте: 920 мм рт.ст. (36,22 МП). Критическая высота: 4000 м (13 123 фута).
- Топливная система: Шесть карбюраторов К-100А (лицензионная копия саморегулирующегося карбюратора Solex-Hispano 56S2)
- Тип топлива: 90 (минимальная марка), 95 или 100 октан. [ 3 ]
- Система охлаждения: жидкостное охлаждение.
- Редуктор : 2:3
Производительность
- Выходная мощность:
- 1000 л.с. (745 кВт) при 2450 об/мин на взлете, давление наддува 1,44 Атм (43,30 МПа)
- 960 л.с. (715 кВт) при 2400 об/мин на высоте 13 123 футов (4000 м), давление наддува 1,21 Атм (36,22 МПа)
- 500 л.с. (372 кВт) при 2450 об/мин на высоте 30 839 футов (9 400 м)
- Удельная мощность : 21,22 кВт/л (0,466 л.с./дюйм³)
- Степень сжатия : 6,6:1
- Удельный расход топлива : 328 г/(кВт•ч) (0,54 фунта/(л.с.•ч))
- Расход масла: 11 г/(кВт•ч) (0,28 унции/(л.с.•ч))
- Отношение мощности к весу : 1,50 кВт/кг (0,916 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ганстон 1989, с. 90.
- ^ Государственный авиационный завод (1943 г.). Испано-Сюиза 12Y-31, М-103, М-105. Описание конструкции, инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию [Госавиазавод «Государственный авиационный завод»: Hispano-Suiza 12Y-31, М-103, М-105. Инструкции по использованию и техническому обслуживанию.] Хельсинки: Техническое руководство по техническому обслуживанию и запасным частям правительства Финляндии. Национальная библиотека Финляндии.
- ↑ Во время войны советские ВВС без проблем использовали автомобильный бензин и всевозможные смеси.
Библиография
[ редактировать ]- Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Англия. Патрик Стивенс Лимитед, 1989 год. ISBN 1-85260-163-9
- Котельников, Владимир (2005). Российские поршневые авиационные двигатели . Crowood Press Ltd., стр. 137–138.