Аэро Водоходы
![]() | |
Тип компании | Акционерное общество |
---|---|
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность , оружейная промышленность |
Предшественник | Аэро - авиационный завод |
Основан | 25 февраля 1919 г |
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | По всему миру |
Ключевые люди | Виктор Сотона ( президент и генеральный директор ) |
Продукты | Самолеты, авиационные части |
Услуги | ТОиР, подготовка пилотов, аэропорт |
Всего активов | 5 384 688 000 чешских крон (2017 г.) ![]() |
Общий капитал | ![]() |
Количество сотрудников | 1,336 [2] (2020) |
Родитель | HSC Aerojet Zrt. |
Дочерние компании | Аэро (1929–1947) |
Веб-сайт | www.aero.cz |
Aero Vodochody (обычно Aero ) — чешская авиастроительная компания. Основные производственные мощности расположены в аэропорту Водоходы в округе Прага-Восточный , на муниципальных территориях Водоходы и Одолена Вода .
В эпоху холодной войны фирма была хорошо известна своей линейкой с реактивными двигателями учебно- тренировочных самолетов L -29 Delfin и L-39 Albatros . Компания также разработала модификации L-39, L-59 Super Albatros и L-159 Alca военного легкого боевого самолета . Считается, что компания «Аэро Водоходы» реализовала крупнейшую авиастроительную программу, которая когда-либо осуществлялась во всех странах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), за исключением самого Советского Союза . После падения коммунистического правительства в Чехословакии в 1989 году компания Aero Vodochody пережила период разрушения в бизнесе, потеряв большую часть рынка своих учебно-тренировочных самолетов. Продажи заметно снизились в 1990-е годы в Восточной Европе, а также в странах НАТО в результате мирного дивиденда .
В период с 1998 по 2004 год «Аэро Водоходы» контролировалась американской аэрокосмической компанией Boeing . [3] В октябре 2006 года компания была снова приватизирована и куплена чешско-словацкой инвестиционной группой Penta Investments примерно за 3 миллиарда чешских крон . [4] [3] «Аэро Водоходы» продолжает производить как целые самолеты, так и авиационные конструкции для аэрокосмической отрасли. Во время авиашоу в Фарнборо в 2014 году компания объявила о выпуске Aero L-39NG , модернизированной версии своего вездесущего L-39.
В 2021 году Penta Investments продала свою долю бизнеса HSC Aerojet Zrt.
История
[ редактировать ]
«Аэро Водоходы» ведет деятельность с момента своего основания в 1919 году. С 1929 года [5] и в 1951 году ее дочерняя компания Aero производила ряд автомобилей малого и среднего размера с двухтактными двигателями она также некоторое время производила Škoda 150 грузовик . В период с 1946 по 1947 год по лицензии . [ нужна ссылка ]
В 1950-е годы компания Aero Vodochody разработала L-29 Delfin учебно-тренировочный самолет ; собственной разработки в Чехословакии это был первый самолет с реактивным двигателем . Считается, что L-29, вероятно, был крупнейшей авиастроительной программой, которая осуществлялась в любой из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), за исключением самого Советского Союза . [6] В ходе программы было произведено более 3000 L-29; Сообщается, что из них около 2000 были доставлены в Советский Союз, где они служили стандартными учебно-тренировочными самолетами для советских ВВС . Из остальных, включавших как вооруженные, так и невооруженные модели, многие самолеты были поставлены в различные страны СЭВ, а другие экспортировались в различные зарубежные страны, включая Египет , Сирию , Индонезию , Нигерию и Уганду . [6] Сообщается, что этот тип использовался в активных боевых действиях в нескольких случаях, возможно, самым громким из которых была гражданская война в Нигерии в конце 1960-х годов и египетские L-29 против израильских танков во время короткой войны Судного дня 1973 года. [7]
L -39 Albatros был разработан в 1960-х годах как замена Aero L-29 Delfin в качестве основного учебно-тренировочного самолета. [8] Быстро было представлено несколько специализированных вариантов базовой конструкции L-39. В 1972 году свой первый полет совершил специально построенный вариант буксира-мишени Л-39В. [9] В 1975 году первый учебно-боевой образец L-39ZO , оснащенный четырьмя подкрыльевыми узлами подвески , а также усиленным крылом и модифицированным шасси, совершил свой первый полет. [9] В 1977 году совершил первый полет первый легкий боевой вариант Л-39ЗА , оснащенный одной Грязева-Шипунова ГШ-23, пушкой установленной под фюзеляжем, в дополнение к четырем узлам подвески и усилениям Л-39ЗО. [9] [10] [11] По данным аэрокосмического издания Flight International , в конце 1980-х годов на рынке учебно-тренировочных самолетов ежегодно продавалось около 200 L-39. [12] Продажи L-39 снизились в 1990-е годы. Этот спад объясняется потерей внутреннего рынка учебно-тренировочных самолетов Варшавского договора, которому исторически продавалась значительная часть общего объема произведенных самолетов; обвинения в неспособности чехословацких банков финансировать оборонную промышленность и бездействие со стороны чехословацкого правительства; и обеспокоенность по поводу качества производственных стандартов. [12] В 1996 году производство Л-39 было прекращено. [9]
Компания Aero Vodochody разработала несколько улучшенных вариантов L-39, чтобы заменить его, и продолжает обширную поддержку и капитальный ремонт для существующих клиентов L-39. [13] L -59 Super Albatros был создан на базе L-39 и первоначально имел обозначение L-39MS . [14] Aero произвела всего несколько L-59, прежде чем прекратила производство. [15] Еще одной производной от L-39 Albatros стал L-159 Alca — модернизированная боевая версия. [16] Первоначально Aero Vodochody намеревалась разработать L-159 в партнерстве с Elbit, но вместо этого Министерство обороны Чехии выбрало Rockwell Collins в качестве партнера по программе. [17]
В 2010-е годы компания «Аэро Водоходы» занималась производством перспективного легкого боевого самолета L-159 и вертолета Sikorsky S-76 . Компания также активно присутствует в секторе авиастроения, производя кессон центроплана авиалайнера Alenia C-27J Spartan , дверные узлы для авиалайнеров Embraer 170 и Embraer 190 , кабину вертолета Sikorsky UH-60 Black Hawk , орудийный отсек. двери для истребителя Boeing F/A-18E/F Super Hornet , узлы и различные элементы авиалайнера семейства Airbus A320 , а также фиксированной передней кромки комплекты для авиалайнера Boeing 767 . [18] [19] Сообщается, что компания, вероятно, модернизирует взлетно-посадочную полосу в своем аэропорту Водоходы недалеко от Праги до международных стандартов аэропорта, что позволит ей лучше обслуживать бюджетные авиаперевозчики и чартерные рейсы, обслуживающие Прагу. [20]
В июле 2014 года компания Aero Vodochody представила программу L-39NG на авиасалоне в Фарнборо . [21] [ ненадежный источник? ] было сформировано партнерство К апрелю 2015 года между Aero Vodochody, американским оборонным подрядчиком Draken International и производителем двигателей Williams International для реализации программы и надлежащей подготовки L-39NG к конкуренции на рынке Северной Америки . [22] L-39NG разрабатывается и продается в два этапа. [23] Программа модернизации L-39NG (Этап 1) включает установку двигателя FJ44-4M и, опционально, авионики Этапа 2 на существующие L-39 Albatros. [22] Второй этап (Этап 2) представляет собой вновь построенный самолет L-39НГ с возможным использованием компонентов предыдущей модернизации до Этапа 1, когда исходный планер достигнет конца своего срока службы. [24] [25] [26] Первый этап формально завершился 14 сентября 2015 года первым полетом демонстратора технологий L-39NG (L-39CW). [27] 20 ноября 2017 года компания Aero Vodochody объявила о завершении разработки L-39CW; [28] 14 марта 2018 года они объявили, что L-39CW, оснащенный новым двигателем и новой авионикой, получил сертификат типа . [29] Новенький самолет L-39NG совершил первый полет 22 декабря 2018 года. В сентябре 2020 года, менее чем через два года, самолет был сертифицирован Управлением военной авиации Министерства обороны Чехии.
В сентябре 2021 года успешно завершилась сделка по продаже «Аэро Водоходы». [30] На основании соглашения, подписанного в июле 2021 года, венгерская компания HSC Aerojet Zrt. стал 100% владельцем Aero. В HSC Aerojet Zrt. контрольный пакет акций принадлежит венгерскому бизнесмену Кристофу Салай-Бобровницкому, а миноритарный пакет принадлежит чешской компании OMNIPOL as. В сделку также вошел аэропорт Водоходы.
Самолет
[ редактировать ]





Название модели | Первый полет | Количество построенных | Тип |
---|---|---|---|
Аэро Ае 01 | 1919 | 35 | Одномоторный учебно-тренировочный биплан; Hansa-Brandenburg BI построен по лицензии |
Аэро Ае 02 | 1920 | 1 | Одномоторный истребитель-биплан |
Аэро Ае 03 | 1 | Одномоторный самолет-разведчик-моноплан; отменено, пока еще не завершено | |
Аэро Ае 04 | 1921 | Одномоторный истребитель-биплан, разработанный на базе Ae 02. | |
Аэро А.8 | 1921 | 1 | Одномоторный авиалайнер-биплан |
Аэро А.10 | 1922 | 5 | Одномоторный авиалайнер-биплан |
Аэро А.11 | 1925 | ~250 | Одномоторный легкий бомбардировщик-биплан |
Аэро А.12 | 1923 | 93 | Одномоторный легкий бомбардировщик-биплан |
Аэро А.14 | 1922 | 25 | Одномоторный самолет-биплан-разведчик |
Аэро А.15 | 1923 | 24 | А.14 с двигателем Hiero L |
Аэро DH.50 | 1925 | 7 | Одномоторный авиалайнер-биплан; de Havilland DH.50 построен по лицензии [31] |
Аэро А.16 | Проект одномоторного ночного бомбардировщика-биплана | ||
Аэро А.17 | 1922 | Одноместный планер | |
Аэро А.18 | 1923 | 20 | Одномоторный истребитель-биплан |
Аэро А.19 | Проект одномоторного истребителя-биплана; отменено в пользу A.18 | ||
Аэро А.20 | 1923 | 1 | Прототип одномоторного истребителя-биплана; отменено в пользу A.18 |
Аэро А.21 | 1926 | 8 | Одномоторный ночной учебно-тренировочный биплан, разработанный на базе A.11. |
Аэро А.22 | 1924 | 3 | Одномоторный многоцелевой биплан на базе А.12. |
Аэро А.22 (II) | Проект четырехмоторного тяжелого бомбардировщика (1924 г.) | ||
Аэро А.23 | 1926 | 7 | Одномоторный авиалайнер-биплан |
Аэро А.24 | 1925 | 1 | Прототип двухмоторного бомбардировщика-биплана |
Аэро А.25 | 1925 | 15 | Одномоторный двухместный дневной учебно-тренировочный биплан, разработанный на базе A.11. |
Аэро А.26 | 1923 | 23 | Одномоторный самолет-биплан-разведчик |
Аэро А.27 | Проект двухмоторного бомбардировщика-биплана | ||
Аэро А.27 (II) | Проект двухмоторного 12-пассажирского авиалайнера | ||
Аэро А.28 | Двухместный тренер | ||
Аэро А.29 | 1926 | 9 | Одномоторный гидросамолет-биплан-разведчик, разработанный на базе A.11. |
Аэро А.30 | 1926 | 79 | Одномоторный легкий бомбардировщик-биплан на базе A.11. |
Аэро А.31 | Проект одноместного истребителя | ||
Аэро А.32 | 1927 | 116 | Одномоторный двухместный биплан армейского сотрудничества |
Аэро А.33 | Проект трехмоторного 14-местного авиалайнера-биплана (1928 г.) | ||
Аэро А.34 Кос | 1929 | 11 | Одномоторный спортивный самолет-биплан |
Аэро А.35 | 1928 | 12 | Одномоторный авиалайнер-моноплан с высокорасположенным крылом |
Аэро А.36 | Проект трехмоторного бомбардировщика-биплана (1926 г.) | ||
Аэро А.38 | 1929 | 6 | Однодвигательный 10-местный авиалайнер-биплан. |
Аэро А.40 | Проект гоночного биплана (1926 г.) | ||
Аэро А.42 | 1929 | 2 | Одномоторный высокоплан-бомбардировщик-моноплан. |
Аэро А.44 | Проект двухмоторного тяжелого бомбардировщика-моноплана (1931 г.) | ||
Аэро А.46 | 1931 | 1 | Одномоторный двухместный учебно-тренировочный биплан |
Аэро А.48 | Проект 8-местного трехмоторного авиалайнера-моноплана с высоким расположением крыла (1932 г.) | ||
Аэро А.49 | Двухместный сверхлегкий самолет с зонтичным крылом; проиграл Летову С-39 | ||
Аэро А.55 | Проект одномоторного сверхлегкого самолета | ||
Аэро А.60 | Проект трехмоторного свободнонесущего авиалайнера-моноплана с низкорасположенным крылом (1931 г.) | ||
Аэро А.100 | 1933 | 44 | Одномоторный двухместный биплан-разведчик/легкий бомбардировщик |
Аэро А.101 | 1934 | 50 | Одномоторный двухместный биплан-разведчик/легкий бомбардировщик |
Аэро А.102 | 1934 | 2 | Прототип одномоторного одноместного истребителя-моноплана с высоким крылом «чайка»; проиграл Авиа Б.35 |
Аэро А.104 | 1937 | 2 | Прототип одномоторного двухместного легкого бомбардировщика-моноплана с зонтичным крылом. |
Аэро А.125 | 12 | А.25 с двигателем Breitfield & Danek Perun I. | |
Аэро А.130 | 1 | Прототип A.30 с двигателем Bristol Jupiter производства Walter. | |
Аэро А.134 | 1934 | 1 | Прототип А.34 с радиальным двигателем Walter NZ 85 |
Аэро А.200 | 1934 | 2 | Одномоторный четырехместный спортивный самолет с низкорасположенным крылом. |
Аэро МБ.200 | 1935 | 74 | Двухмоторный бомбардировщик-моноплан; Bloch MB.200 построен по лицензии |
Аэро А.202 | Проект двухмоторного 14-местного свободнонесущего низкоплана-моноплана; конкурент Авиа 57 | ||
Аэро А.204 | 1936 | 1 | Прототип двухмоторного 8-местного низкоплана-моноплана. |
Аэро А.206 | Двухмоторный моноплан-разведчик/легкий бомбардировщик на базе А.204. | ||
Аэро А.210 | Проект четырехмоторного авиалайнера; похож на А.202 | ||
Аэро А.212 | Проект двухмоторного многоцелевого самолета (1937 г.); Предшественник Ae 45, но с более традиционным внешним видом. | ||
Аэро А.230 | 25 | Серийная версия А.30 | |
Аэро А.300 | 1938 | 1 | Двухмоторный средний бомбардировщик с низкорасположенным крылом на базе A.304. |
Аэро А.302 | Проект двухместного низкоплана-истребителя/штурмовика-моноплана | ||
Аэро А.304 | 1937 | 19 | Двухмоторный бомбардировщик-моноплан на базе А.204. |
Аэро А.321 | Ударная версия А.32 для Финляндии | ||
Аэро А.330 | А.30 с двигателем Praga ESV | ||
Аэро А.351 | А.35 развитие | ||
Аэро А.404 | Проект двухмоторного бомбардировщика-моноплана на базе А.304 | ||
Аэро А.430 | Первоначальное обозначение A.100 | ||
Аэро С-3 | Двухмоторный учебно-тренировочный моноплан; Siebel Si 204 построен по лицензии | ||
Аэро С-4/С-104 | Одномоторный учебно-тренировочный биплан; Bücker Bü 131 построен по лицензии | ||
Аэро С-103 | Авиалайнерная версия С-3 | ||
Аэро Д-44 | Военно-транспортный вариант С-3 | ||
Аэро Ае-45 | 1947 | 200 | Двухмоторный многопланный самолет-моноплан |
Аэро Ае 50 | 1949 | 1 | Одномоторный самолет-разведчик-моноплан. |
Аэро Ае-53 | Проект высокоплана-десантника (1953 г.) | ||
Аэро Ае-58 | Проект двухмоторного низкорасположенного легкого транспортного моноплана на 8-12 пассажиров. | ||
Аэро Ае-145 (И) | Проектируемая более крупная пятиместная версия Ае-45 с двигателями Walter Minor 6-III и трехопорным шасси (1948-1949). | ||
Аэро Ае-145 (II) | 1959 | Версия Ae 45 с двигателями Motorlet M332 с наддувом. | |
Аэро Ае-148 | Проект двухмоторного 12-пассажирского авиалайнера (1949 г.) | ||
Аэро Ае-245 | Ае 145(II) с хвостовым колесом; только проект | ||
Аэро Ае-345 | Планер Ae 45 с двигателями Walter Minor 6-III; только проект | ||
ЛБ П-1 | Двухмоторный высокоскоростной учебно-курьерский низкоплан; разработка Ходек HK.101 | ||
ЛБ П-3 | Проект штурмового и учебного транспортного планера; превратился в Ае-53 | ||
ЛБ П-16 | Проект четырехмоторного низкоплана среднего транспортного моноплана (1951 г.) | ||
Аэро Б-34 | Проект низкоплана реактивного штурмовика | ||
Aero HC-2 Хели Бэби | 1954 | 23 | Одномоторный многоцелевой вертолет |
Аэро L-60 Бригадир | 1953 | 273 | Одномоторный многопланный самолет-моноплан |
Аэро Л-260 | Проект высокопланного 10-местного многоцелевого самолета (1970 г.) | ||
Аэро Л-29 Дельфин | 1959 | 3,665 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
Аэро Л-229 | Одноместный легкий штурмовой вариант Л-29; только проект | ||
Аэро Л-260 | Модификация Л-60 с двигателем Прага М-208Д. | ||
Аэро Л-360 | Одномоторный многопланный самолет-моноплан | ||
Аэро Л-429 | Пилотажный самолет-моноплан с одним реактивным двигателем | ||
Аэро С-102 | 821 | Одномоторный реактивный истребитель; Микоян-Гуревич МиГ-15, построенный по лицензии. | |
Аэро С-103 | 620 | Одномоторный реактивный истребитель; Микоян-Гуревич МиГ-15бис, построенный по лицензии | |
Аэро С-104 | Одномоторный реактивный истребитель; Микоян-Гуревич МиГ-17 построенный по лицензии | ||
Аэро С-105 | 103 | Двухмоторный истребитель; Микоян-Гуревич МиГ-19, построенный по лицензии. | |
Аэро С-106 | 194 | Одномоторный истребитель; Микоян-Гуревич МиГ-21 построенный по лицензии | |
Аэро Л-39 Альбатрос | 1968 | 2,900 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
Аэро Л-270 | Одномоторный многоцелевой самолет | ||
Аэро Л-59 Супер Альбатрос | 1986 | 71 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем, разработанный на базе Л-39. |
Аэро Ае 270 Спирит | 2000 | Многоцелевой самолет-моноплан с одним турбовинтовым двигателем | |
Аэро Л-159 АЛКА | 1997 | 72 | Легкий штурмовик-моноплан с одним реактивным двигателем |
Аэро Л-39НГ | 2018 | 5 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем [32] |
Аэро F/A-259 Страйкер | Штурмовик-моноплан с однореактивным двигателем [33] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Aero Vodochody AEROSPACE as, Годовой отчет за 2020 г.
- ^ Aero Vodochody AEROSPACE as, Годовой отчет за 2020 г., стр. 22
- ^ Перейти обратно: а б «История» . Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ "Профиль компании" . Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ Тучек 2017 , стр. 97.
- ^ Перейти обратно: а б «Продажа в Восточную Европу». Архивировано 28 октября 2017 г. в Wayback Machine Flight International , 13 июня 1974 г., с. 174.
- ^ Фредриксен 2001, стр. 4.
- ^ Джексон, Роберт (2011). Самолеты с 1914 года по наши дни . п. 174. ИСБН 978-1-907446-02-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Программа Л-39». Архивировано 18 апреля 2016 г. в Wayback Machine Aero Vodochody , дата обращения: 17 апреля 2016 г.
- ^ «Справочник военных самолетов: Aero Vodochody». Архивировано 4 мая 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 29 июля 1998 г.
- ^ "Чехословакия: Aero L-39 Альбатрос". Архивировано 6 мая 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 4 июля 1981 г. с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Жериорский, Анджей. «Бизнес-анализ: дилеммы в Праге». Архивировано 7 мая 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 5 апреля 1994 г.
- ^ Седлак, Любомир. «Аэро Водоходы» выставлены на продажу. Архивировано 28 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 17 мая 2005 г.
- ^ Озеро 2000, с. 128.
- ^ «Аэро» . Аэро Водоходы . Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Гержанич, Майкл. «Чешский нападающий». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 13 октября 1999 г.
- ^ Поцелуй 1997, стр. 48-49.
- ^ «Прочие авиационные конструкции» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 27 октября 2010 г.
- ^ «Аэроструктуры» . Архивировано из оригинала 8 марта 2010 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ «Группа компаний | АЭРО Водоходы» . Архивировано из оригинала 13 января 2010 года . Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ «Многоцелевой учебно-тренировочный самолет Л-39НГ, Чехия» . airforce-technology.com . Kable, торговое подразделение Kable Intelligence Limited . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Draken International предложит модернизацию следующего поколения самолетов Aero L-39» . Рейтер . Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года . Проверено 23 июня 2015 г.
- ^ «Дорожная карта проекта» . Л-39НГ . AERO Vodochody AEROSPACE как Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ «Л-39НГ объявил первых заказчиков» . L-39 Следующее поколение . AERO Vodochody AEROSPACE как Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ «Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Л-39НГ совершил первый боевой вылет». Flight International : 17. 22 сентября 2015 г.
- ^ Стивенсон, Бет. «Л-39НГ переходит к следующему этапу испытаний» . FlightGlobal . Flightglobal.com . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Дженнингс, Гарет. "Пусковым заказчиком L-39NG должны стать ВВС Чехии, - говорит начальник" . IHS Джейн 360 . IHS.com . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ «Aero завершила разработку L-39CW» . Сайт «Аэро Водоходы» . 20 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 1 января 2018 г.
- ^ «Новый прогресс в разработке L-39NG: L-39CW получил сертификат типа» . АЭРО Водоходы . 14 марта 2018 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Продажа Aero Vodochody завершена назначением на должность генерального директора Виктора Сотона | AERO Vodochody AEROSPACE as» www.aero.cz . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Крук, Джон (1997). Воздушный транспорт за первые пятьдесят лет . Серия архивных фотографий. Страуд: Чалфорд. п. 21. ISBN 0-7524-0790-2 .
- ^ «Аэро Водоходы» начинает производство комплектующих для учебно-тренировочного самолета Л-39НГ . Военно-воздушные технологии . 23 июля 2017 г.
- ^ «Aero и IAI представили многоцелевой самолет F/A-259 Striker» . Aero.cz. 19 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг. АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-576-07364-5 .
- Поцелуй, Юдит. Оборонная промышленность в Центрально-Восточной Европе: реструктуризация и конверсия . СИПРИ, 1997. ISBN 0-1982-9280-5 .
- Лейк, Джон. «Семейство Aero L-39 Альбатрос: Брифинг по вариантам». World Air Power Journal , том 43, зима 2000 г. Лондон: Aerospace Publishing. стр. 116–131. ISBN 1-86184-055-1 .
- Тучек, Ян (2017). Автомобили Первой республики 1918–1938 гг. (на чешском языке). Прага: Издательство Града. ISBN 978-80-271-0466-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]