Jump to content

Аэро Л-159 АЛКА

Л-159 АЛКА
L-159A Alca ВВС Чехии с AIM-9 Sidewinder
Роль Легкий боевой самолет / усовершенствованный учебно-тренировочный самолет
Производитель Аэро Водоходы
Первый полет 4 августа 1997 г. [1]
Введение апрель 2000 г.
Статус Оперативный
Основные пользователи Чешские ВВС
Иракские ВВС
Произведено 1997–2003 и 2016–2017 гг. [2]
Количество построенных Л-159А: 72
Разработано на основе Аэро Л-59 Супер Альбатрос

Аэро L-159 ALCA [номер 1] дозвуковой легкий боевой самолет и перспективный учебно-тренировочный самолет, разработанный в одноместном варианте L-159A и двухместном L-159B соответственно производства Чехии на фирме Aero Vodochody . Он был создан на основе учебно-тренировочного самолета Aero L-59 Super Albatros , который, в свою очередь, был разработан на основе серии Aero L-39 Albatros .

Разработка L-159 началась в 1993 году как инициатива по замене различных истребителей советской эпохи современным эквивалентом чешского производства; было решено не использовать схему с чистого листа, чтобы избежать чрезмерных затрат. Разработку поддержало правительство Чехии , которое заказало 72 одноместных самолета L-159A примерно на 50 миллиардов чешских крон для оснащения ВВС Чехии . В 1998 году компания Boeing стала стратегическим партнером как проекта, так и самой компании «Аэро Водоходы». 4 августа 1997 года L-159 совершил свой первый полет ; 10 апреля 2000 г. первый серийный самолет был поставлен ВВС Чехии. Дальнейшее развитие этого типа продолжалось, особенно двухместных моделей L-159.

В 2003 году чешский парк из 72 самолетов L-159A был сокращен до 24 из-за бюджетных ограничений. После нескольких лет хранения чешское правительство перепродало большую часть ненужных самолетов как военным, так и гражданским операторам, а именно ВВС Ирака и Draken International . L-159 активно использовался ВВС Ирака против повстанцев Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) в стране. На службе Дракена L-159 (в просторечии известный как « Мёд ») использовался в качестве самолёта-агрессора для обучения пилотов. [3] С 2007 года шесть самолетов L-159A были переоборудованы в учебно-тренировочные модели T1. В 2017 году компания Aero Vodochody официально возобновила производство этого типа и представила недавно построенный L-159T1 для ВВС Ирака; кроме того, чешские ВВС находились в процессе приобретения двухместных самолетов L-159T2. [4] [5]

Разработка

[ редактировать ]

Сразу после Бархатной революции 1989 года президент Чехословакии Вацлав Гавел объявил о демобилизации чехословацкой оборонной промышленности. [6] Тем не менее, после распада Советского Союза в 1991 году чешская компания Aero Vodochody продолжила разработку базовой конструкции L-39 Albatros с целью увеличения экспорта. Получившийся в результате L-39MS, позже спроектированный как L-59 Super Albatros , отличался более мощным турбовентиляторным двигателем, усовершенствованной авионикой и был закуплен в больших количествах Египтом и Тунисом . [7] В 1993 году группа чешских военных специалистов запустила проект по созданию современного отечественного истребителя для замены устаревших советских самолетов. [6] Поскольку предложенная разработка сверхзвукового истребителя Aero LX оказалась дорогостоящей (до 2 миллиардов долларов США), вместо этого был одобрен к закупке менее дорогостоящий дозвуковой штурмовик L-159, созданный на базе L-39 Albatros. [8]

Техническая разработка L-159 ALCA, проводившаяся в компании «Аэро Водоходы» в период с 1994 по 1997 год, заключалась в основном в создании единственного двухместного прототипа L-159 на базе планера L-59 с использованием западных двигателей, авионики и систем вооружения. [9] с Rockwell Collins (в конечном итоге Boeing) в качестве интегратора авионики. [1] В 1995 году чешское правительство разместило крупный заказ на 72 одноместных самолета L-159A стоимостью около 50 миллиардов крон. Контракт был подписан 4 июля 1997 года. Количество поставляемых самолетов определялось численностью чешских ВВС на тот момент с учетом необходимости замены МиГ-23БН и Су-22 истребителей-бомбардировщиков , а также Су- 22. 25 штурмовиков. Из-за стоимости проекта чешское правительство решило, что стратегический партнер, компания Boeing , будет приглашен для сотрудничества с Aero Vodochody в этом предприятии в мае 1998 года. [10]

Первый прототип Л-159 (5831) в Пражском музее авиации.

Первый полет первого прототипа L-159 (5831, «376 белый») состоялся 2 августа 1997 года в двухместной версии. 18 августа 1998 г. совершил первый полет одноместный прототип L-159А (5832, «356 белый»); он был выполнен в соответствии со спецификациями чешского заказчика. 10 апреля 2000 г. состоялась первая поставка L-159A ВВС Чехии. [1] Прототип (6073) двухместного варианта L-159B совершил первый полет 1 июня 2002 года. [11]

В октябре 2004 года чешское правительство объявило о приватизации Aero Vodochody, а Boeing решила выйти из участия как в L-159, так и в компании в целом. В октябре 2006 года Aero Vodochody была продана Penta Investments . [12] В 2009 году компания Aero Vodochody выбрала V-Dot Systems (отколовшуюся от Boeing) в качестве интегратора авионики L-159. [ нужна ссылка ] V-Dot заменит многофункциональные дисплеи (MFD) Honeywell и обновит процессоры миссии для поддержки новых функций. [13]

31 марта 2017 года, после 13-летней остановки производства L-159 после поставки последнего экземпляра ВВС Чехии, компания Aero Vodochody провела церемонию, посвященную возобновлению производства; новый L-159, предназначенный для ВВС Ирака . присутствовал [4] [14] В этой партии серийных самолетов было несколько улучшений, таких как использование мокрого крыла и повышенная выносливость; В то время также работали над дальнейшими усовершенствованиями. Сообщается, что компания вела переговоры с Аргентиной по теме L-159, которые, как сообщается, могли включать в себя создание сборочной линии в стране. [4]

Кабина L-159 с оригинальными МФД Honeywell 4x4 дюйма.

L-159 ALCA предназначен для выполнения основной роли легкого боевого самолета (одноместный вариант L-159A) или легкого штурмовика и усовершенствованного / головного учебно-тренировочного истребителя (двухместные варианты L-159B и T). [15] [16] Конструкция Л-159 была заимствована у Л-39/59 по аэродинамической схеме, но в нее был внесен ряд изменений, направленных на улучшение его боевых возможностей. К ним относятся усиление планера, усиление кабины композитной и керамической баллистической броней , а также увеличение носовой части самолета для размещения радара. По сравнению с Л-59 количество подкрыльевых пилонов было увеличено с четырех до шести, а под фюзеляжем была добавлена ​​новая точка подвески вместо пушки ГШ-23Л . [17]

На самолете установлен бесфорсажный турбовентиляторный Honeywell/ITEC F124-GA-100 двигатель с максимальной тягой 28 кН. Почти 2000 литров топлива хранятся в восьми внутренних баках (шесть в фюзеляже, два на законцовках крыла до четырех внешних подвесных баков ), а под крыльями размещается (два по 500 л и два по 350 л). Легкобронированная кабина оборудована катапультным креслом ВС-2Б, способным катапультировать пилота на нулевом эшелоне полета и нулевой скорости. Авионика самолета, основанная на MIL-STD-1553 шине данных , включает в себя Selex на базе кольцевого лазерного гироскопа Navigation and Attack Suite, инерциальную навигационную систему (INS) и систему глобального позиционирования (GPS). Данные о полете отображаются как на проекционном дисплее (ИЛС) FV-3000, так и на двух многофункциональных дисплеях (МФД). [15] [16] [18]

Связь обеспечивает пара Collins ARC-182 трансиверов . Самозащиту L-159 обеспечивают радиолокационный приемник оповещения Vinten Vicon 78 Series 455 Sky Guardian 200 (RWR) и дозатор соломы и факелов . [19] Варианты L-159A и T2 оснащены итальянским FIAR Grifo L многорежимным доплеровским радаром для всепогодных, дневных и ночных операций. Все варианты L-159 оснащены семью точками подвески (одной подфюзеляжной и шестью подкрыльевыми), способными нести внешние нагрузки до 2340 кг. Самолет может быть оснащен разнообразным вооружением — от неуправляемых бомб и ракетных блоков класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» до управляемых ракет или специальными устройствами для ведения воздушной разведки или радиоэлектронной борьбы . Например, он способен нести усовершенствованные блоки наведения, включая AN/AAQ-28(V) LITENING . [15] [16] [18]

Операционная история

[ редактировать ]
L-159A ВВС Чехии со своим вооружением
артиллерийская установка ПЛ-20

Чешская Республика

[ редактировать ]

Чешские ВВС являются основным эксплуатантом L-159. В 1995 году чешское правительство заказало 72 самолета, но после проверки решило сократить размер парка до 24 L-159, получивших новейшую модернизацию авионики, а остальные самолеты были помещены на долгосрочное хранение. [2] К 2016 году на вооружении ВВС Чехии имелось 16 самолетов L-159А и 5 самолетов L-159Т1. [20] 1 июня 2016 года компания Aero Vodochody получила заказ на модернизацию первой партии из 16 самолетов L-159 чешских ВВС. [21]

15 октября 2012 года было объявлено, что Ирак согласился закупить 28 L-159 у правительства Чехии. [22] [23] В начале 2015 года Ирак подписал контракт на поставку 14 самолетов L-159, включая 12 L-159A и два L-159T1, для ВВС Ирака . [2] [24] Эта продажа вызвала политические споры в Соединенном Королевстве , поскольку потребовала отмены давнего запрета на экспорт британской радиолокационной технологии в Ирак. [25] Первые два чешских L-159 были доставлены в Ирак 5 ноября 2015 года. [26] [27] В мае 2016 года многочисленные иракские L-159 участвовали в атаках на позиции повстанцев Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) в городе Фаллуджа . [28] В октябре и ноябре 2016 года самолеты L-159 115-й эскадрильи участвовали в боях с силами ИГИЛ на южной окраине Мосула . [29] [30]

Поскольку угроза, исходящая от ИГИЛ в Ираке, уменьшилась, L-159 были помещены на временное хранение примерно в 2017 или 2018 году. В феврале 2022 года было объявлено, что иракские L159 были снова приняты на вооружение, хотя они были способны выполнять лишь ограниченные функции. операции изначально. [31] [32] он использовался при многочисленных ударах по повстанцам в укрытиях ИГИЛ в горах Хамрин в провинции Дияла . Сообщается, что в конце 2021 года [33] В начале 2022 года Ирак контактировал с Aero Vodochody по вопросу модернизации своего парка L-159. [34]

По состоянию на март 2023 года был сфотографирован иракский L159 с турецкой капсулой разведки, наблюдения и наведения Aselpod. [35] Это может означать, что иракцы нашли решение проблемы ограниченных возможностей иракских L159 класса «воздух-земля».

В 2009 году EADS-CASA испанская компания обменяла с ВВС США четыре CASA C-295 на три L-159A, два L-159T1 и 130 миллионов евро. [36] Позже два L-159T1 были возвращены EADS-CASA в Чехию в качестве компенсации за то, что C-295M не соответствовал требованиям противодействия ВВС на момент поставки. [37] Эта проблема была решена EADS-CASA три года спустя, а оставшиеся три L-159A перепроданы EADS-CASA компании Lewis Fighter Fleet LLC. [38] [39]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В 2014 году было объявлено, что Draken International Inc. , гражданская американская компания, которая сотрудничает с военными США в области обучения пилотов, находится в процессе приобретения 21 самолета L-159 бывших чешских ВВС. [40] [41] [42] Сделка превратила Draken International в крупнейшие в мире частные военно-воздушные силы. [43] 30 сентября 2015 года компания «Аэро Водоходы» передала компании первый самолет L-159. [44] [45] Draken International установила контакты как с ВВС США, так и с Королевскими ВВС, чтобы использовать свои L-159 в качестве самолетов-агрессоров для обучения пилотов. [46] [47]

Отдельная компания Lewis Fighter Fleet LLC также эксплуатирует три L-159А для собственных целей. [48] Эти самолеты, ранее принадлежавшие EADS-CASA, были приобретены фирмой в июле 2013 года. [38] [39]

Варианты

[ редактировать ]

Одноместный

[ редактировать ]
Л-159А
Л-159А
L-159A ALCA — одноместный легкий многоцелевой боевой самолет, предназначенный для выполнения различных задач «воздух-воздух», «воздух-земля» и разведывательных задач. На самолете установлена ​​многорежимная доплеровская РЛС Grifo-L (вариант x-диапазона многорежимной импульсно-доплеровской РЛС Grifo-F ), [49] для всепогодных, дневных и ночных операций. Он может нести широкий спектр стандартных запасов НАТО, включая ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также бомбы с лазерным наведением. L-159A находится на вооружении ВВС Чехии и Ирака. В ВВС Чехии используются две разные конфигурации: МФД Honeywell 4x4 дюйма или МФД Vdot 5x6,7 дюйма. Модернизация авионики спроектирована и разработана компанией V-Dot Systems Inc.
159E
L-159E ALCA — экспортное обозначение L-159A, состоящего на вооружении компании Draken International . [50]
Ф/А-259
Боевой вариант впервые был представлен на авиашоу в Фарнборо 16 июля 2018 года. Разработан в сотрудничестве с Israel Aerospace Industries и оснащен двигателем Honeywell F124-GA-100. ВВС США Самолет предназначен для участия в программе легкой атаки/вооруженной разведки . [51] [52]

2-местный

[ редактировать ]
Л-159Б
Л-159Б
L-159B, также известный как L-159B Albatros II, [53] - это двухместная версия, в первую очередь предназначенная для продвинутой и оперативной/начальной подготовки истребителей. Конфигурация L-159B также может быть адаптирована к конкретным требованиям заказчика и адаптирована к потребностям базовой подготовки, а также к боевым задачам, включая задачи воздух-земля, патрулирование и разведку. 23 июля 2002 года чешские военные подписали письмо о намерениях о приобретении первых двух самолетов L-159B. Однако из-за бюджетных ограничений торговля не состоялась. Единственный прототип был переоборудован компанией «Аэро Водоходы» в демонстратор L-159T2X . Обозначение самолета было изменено 14 декабря 2015 года. [54] [55]
159Т1
159Т1
L-159T1 — это двухместный учебно-тренировочный самолет, используемый ВВС Чехии и Ирака. Все L-159T1 (за исключением одного недавно построенного L-159T1 для ВВС Ирака) представляют собой модифицированные планеры L-159A, снятые с хранения. В отличие от L-159А, у них всего по одному МФД в каждой кабине и нет радара. L-159T1 , серийный номер 6069, совершил свой первый полет 8 марта 2007 года, а первая партия из четырех самолетов была передана ВВС Чехии 23 ноября 2007 года. Еще два самолета были поставлены в августе и декабре 2010 года соответственно. L-159T1, серийный номер 6069, был передан Aero Vodochody 30 июня 2015 года в рамках иракского контракта, который включал передачу четырех активно используемых самолетов - трех L-159A и одного L-159T1 - ВВС Ирака. [54]
159Т1+
Прототип L-159T1+ с серийным номером 6067 (выпущенный как L-159A в 2003 году и переоборудованный в L-159T1 в 2007 году) был представлен компанией Aero Vodochody в марте 2017 года. Самолеты L-159T1+ характеризуются модернизированной системой боевого назначения, авионикой и новым установленным РЛС «Грифо-Л», обладающая теми же боевыми возможностями, что и одноместный Л-159А. [5] [21] Модернизацию T1+ четырех L-159T1 ВВС Чехии планируется завершить в декабре 2019 года. [56]
Л-159Т2
L-159T2 — двухместный учебно-тренировочный самолет с полной боевой возможностью, переоборудованный из хранящихся планеров L-159A. По сравнению с Л-159Т1 на нем выше доля вновь изготовленных компонентов и установлена ​​РЛС «Грифо-Л». [54] Вместо зеркального отображения приборов на заднем сиденье новый двухместный автомобиль будет иметь независимые приборы, взаимозаменяемые с L-159A, при использовании той же конфигурации программного обеспечения. ВВС Чехии заказали три самолета L-159T2, поставка которых запланирована на ноябрь 2018 года. [54] [57]

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]
 Чешская Республика
  • ВВС Чехии - 16 самолетов L-159A, 5 L-159T1 и 3 L-159T2 на вооружении по состоянию на август 2016 года. [20]
 Ирак
  • ВВС Ирака - заказано 12 самолетов L-159A и 2 самолета L-159T1; По состоянию на сентябрь 2016 года в строю находятся 6 Л-159А и 1 Л-159Т1. [2]

Гражданские операторы

[ редактировать ]
L-159E компании Draken International
 Великобритания
 Соединенные Штаты

Операторы только для оценки

[ редактировать ]
 Венгрия
 Ирландия

Потенциальные операторы

[ редактировать ]
 Украина

11 мая 2023 года президент Чехии Петр Павел в радиоинтервью предложил Украине L-159. В зависимости от решения чешского правительства президент Павел заявил: «Стоит подумать, сможем ли мы предоставить Украине наши самолеты L-159. Как самолеты непосредственной боевой поддержки (самолеты) также могут существенно помочь Украине в контрнаступлении». Они также несут целый ряд западных вооружений, таких как: «Ракеты AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, AGM-65 Maverick и бомбы с лазерным наведением GBU-12 Paveway II и GBU-16 Paveway II». Это тоже чешский самолет, одобрение других стран не требуется. Это также модернизация самолета Aero L-39 «Альбатрос» , который используется в ВВС Украины. [62]

Технические характеристики (Л-159А)

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft за 2003–2004 гг ., [63] Чешские военные веб-страницы [64] [65]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 (Л-159А), 2 (Л-159Б, Л-159Т1/Т2)
  • Длина: 12,72 м (41 фут 9 дюймов)
  • Размах крыла: 9,54 м (31 фут 4 дюйма), включая концевые баки.
  • Высота: 4,87 м (16 футов 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 18,8 м 2 (202 кв. фута)
  • Профиль крыла : NACA 64A012. [66]
  • Вес пустого: 4350 кг (9590 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 8000 кг (17637 фунтов)
  • Силовая установка: 1 двигатель Honeywell/ITEC F124-GA-100 турбовентиляторный , тяга 28,2 кН ​​(6300 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 936 км/ч (582 миль в час, 505 узлов)
  • Никогда не превышайте скорость : 960 км/ч (600 миль в час, 520 узлов).
  • Дальность действия: 1570 км (980 миль, 850 миль)
  • Боевая дальность: 565 км (351 миль, 305 морских миль) ло-ло-ло, артиллерийская установка, 2 бомбы Mark 82 , 2 бомбы AIM-9 Sidewinder и 2 сбрасываемых бака емкостью 500 л (130 галлонов США; 110 имп галлонов).
  • Практический потолок: 13 200 м (43 300 футов)
  • Скорость набора высоты: 62 м/с (12 200 футов/мин)

Вооружение

Авионика
Радар Грифо-Л

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Акроним от Advanced Light Combat Aircraft. Также известен как L-159 Alca .
  1. ^ Jump up to: а б с Фроули, Джеральд (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Фишвик, АКТ: Аэрокосмические публикации. ISBN  1-875671-55-2 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Стивенсон, Бет. «Аэро Водоходы» производит новый учебно-тренировочный самолет L-159 для Ирака . FlightGlobal . Flightglobal.com . Проверено 19 декабря 2016 г.
  3. ^ «Гастроли «Honey Badgers» Дракена» . Ежемесячник ВВС . КЛЮЧЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО . Проверено 25 июля 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Уорнс, Алан. «Aero возобновляет производство L-159 ALCA и рекламирует Аргентину как потенциального покупателя» . Джейн 360 . ИХС. Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 25 июля 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б «ВВС Чехии получат модернизированные самолеты L-159T1+» . Ежемесячник ВВС . КЛЮЧЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО . Проверено 25 июля 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б Родился, Ганс; Капарини, Марина; Халтинер, Карл; Кульманн, Юрген (2006). «Отечественный дозвуковой истребитель Л-159 АЛКА». Гражданско-военные отношения в Европе: уроки кризиса и институциональных изменений . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9780203964927 .
  7. ^ Фредриксен 2001, стр. 5.
  8. ^ «Аэро Л 159» . Чехословацкая авиация . Проверено 15 марта 2017 г.
  9. ^ «Аэро Л-159.5831, зав. № 5831» . ВХУ . Военно-исторический институт Праги. 21 марта 2013 года . Проверено 16 марта 2017 г.
  10. ^ «L-159 ALCA (Перспективный легкий боевой самолет)» . GlobalSecurity.org . Проверено 15 марта 2017 г.
  11. ^ «Чехи надеются, что тренажер имеет экспортный потенциал» . Рейс Интернешнл . 24 июля 2002 г.
  12. ^ «История» . aero.cz. Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
  13. ^ «IEE поставляет годный к полету дисплей для систем Vdot менее чем за 10 недель — от концепции до установки на самолет» . prnewswire.com. 17 августа 2011 г.
  14. ^ Хан, Билал (3 апреля 2017 г.). «Аэро Водоходы официально возрождает Л-159» . quwa.org.
  15. ^ Jump up to: а б с «Л-159 АЛКА» . Министерство обороны . Министерство обороны . Проверено 15 марта 2017 г.
  16. ^ Jump up to: а б с «Самолет Л-159» . Аэро Водоходы . AERO Vodochody AEROSPACE Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
  17. ^ Хиллебранд, Нильс. «Aero L-159 ALCA (Перспективный легкий боевой самолет)» . МИЛАВИЯ . Проверено 15 марта 2017 г.
  18. ^ Jump up to: а б «Аэро Водоходы L-159E ALCA» . Дракен Интернэшнл . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
  19. ^ Путтре 2004, с. 106.
  20. ^ Jump up to: а б Соушек 2016, стр. 4–8.
  21. ^ Jump up to: а б Уорнс, Алан. «Аэро» модернизирует чешские L-159 . Ежемесячник ВВС . КЛЮЧЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО . Проверено 26 июля 2017 г.
  22. ^ Дональд, Дэвид (19 октября 2012 г.). «Ирак выбирает Aero Vodochody L-159 для учебных нужд» . ainonline.com.
  23. ^ Джонстон, Крис (4 августа 2014 г.). «Прорыв в продажах L-159 Ираку не за горами» . английский.radio.cz.
  24. ^ «Правительство Чехии одобрило продажу истребителей Ираку» . Рейтер . Прага. 9 марта 2015 г.
  25. ^ Боффи, Дэниел (14 февраля 2016 г.). «Дэвид Кэмерон в напряжении из-за отмены запрета на продажу чешских истребителей» . Хранитель .
  26. ^ «Первый чешский резервный самолет L-159 доставлен в Ирак» . Чешские новости . Чешское информационное агентство (ЧТК) . Проверено 5 ноября 2015 г.
  27. ^ Дженнингс, Гарет. «Ирак получил первые самолеты L-159 из Чехии» . IHS Jane’s 360 . ИХС . Проверено 5 ноября 2015 г.
  28. ^ «Новая формула в битве за Фаллуджу» . Аль Джазира. 25 мая 2016 г.
  29. ^ «Самолеты L-159 впервые в борьбе с исламистами. Иракская армия развернула их под Мосулом» . ceskatelevize.cz
  30. ^ Джонстон, Крис (27 октября 2017 г.). «Самолет L-159 чешского производства, использовавшийся в боях на подступах к Мосулу» . английский.radio.cz.
  31. ^ «ВВС Ирака возобновляют использование ударных самолетов L-159» . Ирак-businessnews.com. 18 февраля 2022 г.
  32. ^ Бинни, Джереми (15 февраля 2022 г.). «Иракские L-159 возвращаются в строй» . Janes.com.
  33. ^ «Иракские ВВС бомбят укрытия Исламского государства в горах» . 22 ноября 2021 г.
  34. ^ «Министр обороны Ирака посетил компанию Aero Vodochody, чтобы обсудить текущие и будущие деловые отношения» . aero.cz. 13 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  35. ^ «Ирак становится заказчиком турецкой системы воздушного прицеливания Aselpod | Shephard» .
  36. ^ «Чехия приобретает у EADS-CASA четыре самолета C-295 за 130 миллионов пять истребителей L-159 » . Infodefensa Spain News [Новости обороны Испании] (на испанском языке). Infodefensa.com. 21 апреля 2009 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
  37. ^ «В Чехию вернули L-159 в качестве компенсации за самолет CASA» [В Чехию вернули L-159 в качестве компенсации за самолет CASA]. ČT24 — Чешское телевидение [CT24 — Чешское телевидение] (на чешском языке). Ceskatelevize.cz 30 июля 2012 г.
  38. ^ Jump up to: а б с Висингр, Лукаш (10 ноября 2015 г.). «Наш L-159 в Ираке. Конец бесконечной истории?» [L-159 в Ираке. Конец бесконечной истории?]. Эхо 24 (на чешском языке). ЭХО МЕДИА . Проверено 27 июля 2017 г.
  39. ^ Jump up to: а б с «Возобновление производства L-159 ALCA» [производство L-159 ALCA будет возобновлено]. Альтаир (на польском языке). Авиаагентство Альтаир. 25 марта 2017 года . Проверено 27 июля 2017 г.
  40. ^ «Чешские L-159: от дешевого к хорошему дому» . Ежедневник оборонной промышленности . 5 января 2014 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
  41. ^ «Чехи поставят военные самолеты в США» The Daily Star – Ливан . Ливан. 2 января 2014 г.
  42. ^ «Аэро Водоходы перезапускают Л-39». Неделя авиации и космических технологий . 176 (27). Нью-Йорк: Penton Media: 10. 4 августа 2014 г. ISSN   0005-2175 .
  43. ^ «АНАЛИЗ: Как Draken International стала крупнейшими в мире частными военно-воздушными силами» . Рейс Интернешнл. 3 сентября 2014 г.
  44. ^ «Американская компания Draken закупит 21 самолет L-159 и до конца года получит 8 самолетов» . ČeskéNoviny.cz . 30 сентября 2015 г.
  45. ^ Врублова, Тереза. «Aero передает первый самолет L-159 компании Draken» . Аэро Водоходы . AERO Vodochody AEROSPACE Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
  46. ^ Эллисон, Джордж (8 апреля 2022 г.). «Дракен предоставит самолеты «агрессора» для борьбы с самолетами британских ВВС» . ukdefencejournal.org.uk.
  47. ^ Оливер, Дэвид (19 апреля 2022 г.). «Новая тренировка Aggressor для истребительных эскадрилий Королевских ВВС» . edrmagazine.eu.
  48. ^ «3 Aero L-159 ALCA prodány do USA» [3 Aero L-159 ALCA, проданные в США] (на чешском языке). Форум.valka.cz. 29 июля 2013 г.
  49. ^ «GRIFO — семейство импульсных доплеровских радаров» (PDF) . Галилео Авионика. Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2004 года.
  50. ^ «Аэро Водоходы L-159E ALCA» . Дракен Интернэшнл. Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года.
  51. ^ Дженнингс, Гарет (16 июля 2018 г.). «Фарнборо 2018: Aero представляет легкий штурмовик F/A-259» . IHS Jane’s 360 . Фарнборо. Архивировано из оригинала 16 июля 2018 года . Проверено 17 июля 2018 г.
  52. ^ Моррисон, Мердо (16 июля 2018 г.). «ФАРНБОРУ: Aero Vodochody представляет F/A-259 для заявки на OA-X» . Полет Глобал . Лондон. Архивировано из оригинала 17 июля 2018 года . Проверено 17 июля 2018 г.
  53. ^ «Посмотрите на производство учебно-тренировочных самолетов для армейских летчиков» . technet.idnes.cz. 17 мая 2007 г.
  54. ^ Jump up to: а б с д Чадил, Ян (2017). «Аэро Л-159Т2 АЛКА». Авиация + Космонавтика (на чешском языке). Том. 93, нет. 1. Магнит Пресс, Словакия. стр. 40–44. ISSN   0024-1156 .
  55. ^ «Аэро Л-159Т2 АЛКА» . Магнит Пресс. 26 января 2017 г.
  56. ^ Хоттмар, Алеш (17 января 2018 г.). «Двухместные Алька проходят доработку и модернизацию ПП2000» [Двухместные Алька проходят доработку и модернизацию ПП2000]. czechairforce.com . Проверено 18 ноября 2018 г.
  57. ^ «Аэро продолжит обслуживать армейские машины, выиграв контракты на 2,5 миллиарда долларов» . iDNES.cz (на чешском языке). МАФРА. 23 сентября 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
  58. ^ «Чешские L-159 идут в наступление при подготовке пилотов британских ВВС» . ТУЗ . 20 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
  59. ^ «Запрос на марку/модель» . Реестр ФАУ . Федеральное управление гражданской авиации. Архивировано из оригинала 28 марта 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  60. ^ Фойтик, Якуб (октябрь 2015 г.). «Новые испытательные полеты и поставки – Военное подразделение Аэро» [Недавние испытательные полеты и поставки – Военное подразделение Аэро]. Л+К (10): 4–9. ISSN   0024-1156 .
  61. ^ «Ирландский суверенитет простирается лишь на очень большую высоту» . Irishecho.com. 23 июня 2015 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  62. ^ «Чехия может предоставить Украине легкий боевой самолет Aero L-159 ALCA» . межа.медиа. 11 мая 2023 г. Проверено 18 мая 2023 г.
  63. ^ Джексон 2003, стр. 100–101.
  64. ^ Jump up to: а б с «212. Тактическая эскадрилья — Часлав» . Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
  65. ^ «Л-159 Алька» . lznamest.army.cz. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
  66. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фредриксен, Джон К. (2001). Международные военные птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО. ISBN  9781576073643 .
  • Джексон, Пол (2003). Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN  0-7106-2537-5 .
  • Путтре, Майкл (2004). Путтре, Майкл (ред.). Международный справочник по электронному противодействию . Артех Хаус. ISBN  9781580538985 .
  • Соушек, Томаш (15 августа 2016 г.). «Чешские ВВС». В Чадиле, Ян (ред.). Ежегодник ВВС Чехии за 2016 год (на чешском и английском языках). Прага: журнал L+K и Magnet Press, Словакия. стр. 4–8. ISBN  978-80-89169-35-1 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f12c25f46abb83d66beb7cfaf0b1f6b__1719950520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/6b/9f12c25f46abb83d66beb7cfaf0b1f6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aero L-159 ALCA - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)