Аэро Л-159 АЛКА
Л-159 АЛКА | |
---|---|
L-159A Alca ВВС Чехии с AIM-9 Sidewinder | |
Роль | Легкий боевой самолет / усовершенствованный учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Аэро Водоходы |
Первый полет | 4 августа 1997 г. [1] |
Введение | апрель 2000 г. |
Статус | Оперативный |
Основные пользователи | Чешские ВВС Иракские ВВС |
Произведено | 1997–2003 и 2016–2017 гг. [2] |
Количество построенных | Л-159А: 72 |
Разработано на основе | Аэро Л-59 Супер Альбатрос |
Аэро L-159 ALCA [номер 1] — дозвуковой легкий боевой самолет и перспективный учебно-тренировочный самолет, разработанный в одноместном варианте L-159A и двухместном L-159B соответственно производства Чехии на фирме Aero Vodochody . Он был создан на основе учебно-тренировочного самолета Aero L-59 Super Albatros , который, в свою очередь, был разработан на основе серии Aero L-39 Albatros .
Разработка L-159 началась в 1993 году как инициатива по замене различных истребителей советской эпохи современным эквивалентом чешского производства; было решено не использовать схему с чистого листа, чтобы избежать чрезмерных затрат. Разработку поддержало правительство Чехии , которое заказало 72 одноместных самолета L-159A примерно на 50 миллиардов чешских крон для оснащения ВВС Чехии . В 1998 году компания Boeing стала стратегическим партнером как проекта, так и самой компании «Аэро Водоходы». 4 августа 1997 года L-159 совершил свой первый полет ; 10 апреля 2000 г. первый серийный самолет был поставлен ВВС Чехии. Дальнейшее развитие этого типа продолжалось, особенно двухместных моделей L-159.
В 2003 году чешский парк из 72 самолетов L-159A был сокращен до 24 из-за бюджетных ограничений. После нескольких лет хранения чешское правительство перепродало большую часть ненужных самолетов как военным, так и гражданским операторам, а именно ВВС Ирака и Draken International . L-159 активно использовался ВВС Ирака против повстанцев Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) в стране. На службе Дракена L-159 (в просторечии известный как « Мёд ») использовался в качестве самолёта-агрессора для обучения пилотов. [3] С 2007 года шесть самолетов L-159A были переоборудованы в учебно-тренировочные модели T1. В 2017 году компания Aero Vodochody официально возобновила производство этого типа и представила недавно построенный L-159T1 для ВВС Ирака; кроме того, чешские ВВС находились в процессе приобретения двухместных самолетов L-159T2. [4] [5]
Разработка
[ редактировать ]Сразу после Бархатной революции 1989 года президент Чехословакии Вацлав Гавел объявил о демобилизации чехословацкой оборонной промышленности. [6] Тем не менее, после распада Советского Союза в 1991 году чешская компания Aero Vodochody продолжила разработку базовой конструкции L-39 Albatros с целью увеличения экспорта. Получившийся в результате L-39MS, позже спроектированный как L-59 Super Albatros , отличался более мощным турбовентиляторным двигателем, усовершенствованной авионикой и был закуплен в больших количествах Египтом и Тунисом . [7] В 1993 году группа чешских военных специалистов запустила проект по созданию современного отечественного истребителя для замены устаревших советских самолетов. [6] Поскольку предложенная разработка сверхзвукового истребителя Aero LX оказалась дорогостоящей (до 2 миллиардов долларов США), вместо этого был одобрен к закупке менее дорогостоящий дозвуковой штурмовик L-159, созданный на базе L-39 Albatros. [8]
Техническая разработка L-159 ALCA, проводившаяся в компании «Аэро Водоходы» в период с 1994 по 1997 год, заключалась в основном в создании единственного двухместного прототипа L-159 на базе планера L-59 с использованием западных двигателей, авионики и систем вооружения. [9] с Rockwell Collins (в конечном итоге Boeing) в качестве интегратора авионики. [1] В 1995 году чешское правительство разместило крупный заказ на 72 одноместных самолета L-159A стоимостью около 50 миллиардов крон. Контракт был подписан 4 июля 1997 года. Количество поставляемых самолетов определялось численностью чешских ВВС на тот момент с учетом необходимости замены МиГ-23БН и Су-22 истребителей-бомбардировщиков , а также Су- 22. 25 штурмовиков. Из-за стоимости проекта чешское правительство решило, что стратегический партнер, компания Boeing , будет приглашен для сотрудничества с Aero Vodochody в этом предприятии в мае 1998 года. [10]
Первый полет первого прототипа L-159 (5831, «376 белый») состоялся 2 августа 1997 года в двухместной версии. 18 августа 1998 г. совершил первый полет одноместный прототип L-159А (5832, «356 белый»); он был выполнен в соответствии со спецификациями чешского заказчика. 10 апреля 2000 г. состоялась первая поставка L-159A ВВС Чехии. [1] Прототип (6073) двухместного варианта L-159B совершил первый полет 1 июня 2002 года. [11]
В октябре 2004 года чешское правительство объявило о приватизации Aero Vodochody, а Boeing решила выйти из участия как в L-159, так и в компании в целом. В октябре 2006 года Aero Vodochody была продана Penta Investments . [12] В 2009 году компания Aero Vodochody выбрала V-Dot Systems (отколовшуюся от Boeing) в качестве интегратора авионики L-159. [ нужна ссылка ] V-Dot заменит многофункциональные дисплеи (MFD) Honeywell и обновит процессоры миссии для поддержки новых функций. [13]
31 марта 2017 года, после 13-летней остановки производства L-159 после поставки последнего экземпляра ВВС Чехии, компания Aero Vodochody провела церемонию, посвященную возобновлению производства; новый L-159, предназначенный для ВВС Ирака . присутствовал [4] [14] В этой партии серийных самолетов было несколько улучшений, таких как использование мокрого крыла и повышенная выносливость; В то время также работали над дальнейшими усовершенствованиями. Сообщается, что компания вела переговоры с Аргентиной по теме L-159, которые, как сообщается, могли включать в себя создание сборочной линии в стране. [4]
Дизайн
[ редактировать ]L-159 ALCA предназначен для выполнения основной роли легкого боевого самолета (одноместный вариант L-159A) или легкого штурмовика и усовершенствованного / головного учебно-тренировочного истребителя (двухместные варианты L-159B и T). [15] [16] Конструкция Л-159 была заимствована у Л-39/59 по аэродинамической схеме, но в нее был внесен ряд изменений, направленных на улучшение его боевых возможностей. К ним относятся усиление планера, усиление кабины композитной и керамической баллистической броней , а также увеличение носовой части самолета для размещения радара. По сравнению с Л-59 количество подкрыльевых пилонов было увеличено с четырех до шести, а под фюзеляжем была добавлена новая точка подвески вместо пушки ГШ-23Л . [17]
На самолете установлен бесфорсажный турбовентиляторный Honeywell/ITEC F124-GA-100 двигатель с максимальной тягой 28 кН. Почти 2000 литров топлива хранятся в восьми внутренних баках (шесть в фюзеляже, два на законцовках крыла до четырех внешних подвесных баков ), а под крыльями размещается (два по 500 л и два по 350 л). Легкобронированная кабина оборудована катапультным креслом ВС-2Б, способным катапультировать пилота на нулевом эшелоне полета и нулевой скорости. Авионика самолета, основанная на MIL-STD-1553 шине данных , включает в себя Selex на базе кольцевого лазерного гироскопа Navigation and Attack Suite, инерциальную навигационную систему (INS) и систему глобального позиционирования (GPS). Данные о полете отображаются как на проекционном дисплее (ИЛС) FV-3000, так и на двух многофункциональных дисплеях (МФД). [15] [16] [18]
Связь обеспечивает пара Collins ARC-182 трансиверов . Самозащиту L-159 обеспечивают радиолокационный приемник оповещения Vinten Vicon 78 Series 455 Sky Guardian 200 (RWR) и дозатор соломы и факелов . [19] Варианты L-159A и T2 оснащены итальянским FIAR Grifo L многорежимным доплеровским радаром для всепогодных, дневных и ночных операций. Все варианты L-159 оснащены семью точками подвески (одной подфюзеляжной и шестью подкрыльевыми), способными нести внешние нагрузки до 2340 кг. Самолет может быть оснащен разнообразным вооружением — от неуправляемых бомб и ракетных блоков класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» до управляемых ракет или специальными устройствами для ведения воздушной разведки или радиоэлектронной борьбы . Например, он способен нести усовершенствованные блоки наведения, включая AN/AAQ-28(V) LITENING . [15] [16] [18]
Операционная история
[ редактировать ]Чешская Республика
[ редактировать ]Чешские ВВС являются основным эксплуатантом L-159. В 1995 году чешское правительство заказало 72 самолета, но после проверки решило сократить размер парка до 24 L-159, получивших новейшую модернизацию авионики, а остальные самолеты были помещены на долгосрочное хранение. [2] К 2016 году на вооружении ВВС Чехии имелось 16 самолетов L-159А и 5 самолетов L-159Т1. [20] 1 июня 2016 года компания Aero Vodochody получила заказ на модернизацию первой партии из 16 самолетов L-159 чешских ВВС. [21]
Ирак
[ редактировать ]15 октября 2012 года было объявлено, что Ирак согласился закупить 28 L-159 у правительства Чехии. [22] [23] В начале 2015 года Ирак подписал контракт на поставку 14 самолетов L-159, включая 12 L-159A и два L-159T1, для ВВС Ирака . [2] [24] Эта продажа вызвала политические споры в Соединенном Королевстве , поскольку потребовала отмены давнего запрета на экспорт британской радиолокационной технологии в Ирак. [25] Первые два чешских L-159 были доставлены в Ирак 5 ноября 2015 года. [26] [27] В мае 2016 года многочисленные иракские L-159 участвовали в атаках на позиции повстанцев Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) в городе Фаллуджа . [28] В октябре и ноябре 2016 года самолеты L-159 115-й эскадрильи участвовали в боях с силами ИГИЛ на южной окраине Мосула . [29] [30]
Поскольку угроза, исходящая от ИГИЛ в Ираке, уменьшилась, L-159 были помещены на временное хранение примерно в 2017 или 2018 году. В феврале 2022 года было объявлено, что иракские L159 были снова приняты на вооружение, хотя они были способны выполнять лишь ограниченные функции. операции изначально. [31] [32] он использовался при многочисленных ударах по повстанцам в укрытиях ИГИЛ в горах Хамрин в провинции Дияла . Сообщается, что в конце 2021 года [33] В начале 2022 года Ирак контактировал с Aero Vodochody по вопросу модернизации своего парка L-159. [34]
По состоянию на март 2023 года был сфотографирован иракский L159 с турецкой капсулой разведки, наблюдения и наведения Aselpod. [35] Это может означать, что иракцы нашли решение проблемы ограниченных возможностей иракских L159 класса «воздух-земля».
Испания
[ редактировать ]В 2009 году EADS-CASA испанская компания обменяла с ВВС США четыре CASA C-295 на три L-159A, два L-159T1 и 130 миллионов евро. [36] Позже два L-159T1 были возвращены EADS-CASA в Чехию в качестве компенсации за то, что C-295M не соответствовал требованиям противодействия ВВС на момент поставки. [37] Эта проблема была решена EADS-CASA три года спустя, а оставшиеся три L-159A перепроданы EADS-CASA компании Lewis Fighter Fleet LLC. [38] [39]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 2014 году было объявлено, что Draken International Inc. , гражданская американская компания, которая сотрудничает с военными США в области обучения пилотов, находится в процессе приобретения 21 самолета L-159 бывших чешских ВВС. [40] [41] [42] Сделка превратила Draken International в крупнейшие в мире частные военно-воздушные силы. [43] 30 сентября 2015 года компания «Аэро Водоходы» передала компании первый самолет L-159. [44] [45] Draken International установила контакты как с ВВС США, так и с Королевскими ВВС, чтобы использовать свои L-159 в качестве самолетов-агрессоров для обучения пилотов. [46] [47]
Отдельная компания Lewis Fighter Fleet LLC также эксплуатирует три L-159А для собственных целей. [48] Эти самолеты, ранее принадлежавшие EADS-CASA, были приобретены фирмой в июле 2013 года. [38] [39]
Варианты
[ редактировать ]Одноместный
[ редактировать ]- Л-159А
- L-159A ALCA — одноместный легкий многоцелевой боевой самолет, предназначенный для выполнения различных задач «воздух-воздух», «воздух-земля» и разведывательных задач. На самолете установлена многорежимная доплеровская РЛС Grifo-L (вариант x-диапазона многорежимной импульсно-доплеровской РЛС Grifo-F ), [49] для всепогодных, дневных и ночных операций. Он может нести широкий спектр стандартных запасов НАТО, включая ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также бомбы с лазерным наведением. L-159A находится на вооружении ВВС Чехии и Ирака. В ВВС Чехии используются две разные конфигурации: МФД Honeywell 4x4 дюйма или МФД Vdot 5x6,7 дюйма. Модернизация авионики спроектирована и разработана компанией V-Dot Systems Inc.
- 159E
- L-159E ALCA — экспортное обозначение L-159A, состоящего на вооружении компании Draken International . [50]
- Ф/А-259
- Боевой вариант впервые был представлен на авиашоу в Фарнборо 16 июля 2018 года. Разработан в сотрудничестве с Israel Aerospace Industries и оснащен двигателем Honeywell F124-GA-100. ВВС США Самолет предназначен для участия в программе легкой атаки/вооруженной разведки . [51] [52]
2-местный
[ редактировать ]- Л-159Б
- L-159B, также известный как L-159B Albatros II, [53] - это двухместная версия, в первую очередь предназначенная для продвинутой и оперативной/начальной подготовки истребителей. Конфигурация L-159B также может быть адаптирована к конкретным требованиям заказчика и адаптирована к потребностям базовой подготовки, а также к боевым задачам, включая задачи воздух-земля, патрулирование и разведку. 23 июля 2002 года чешские военные подписали письмо о намерениях о приобретении первых двух самолетов L-159B. Однако из-за бюджетных ограничений торговля не состоялась. Единственный прототип был переоборудован компанией «Аэро Водоходы» в демонстратор L-159T2X . Обозначение самолета было изменено 14 декабря 2015 года. [54] [55]
- 159Т1
- L-159T1 — это двухместный учебно-тренировочный самолет, используемый ВВС Чехии и Ирака. Все L-159T1 (за исключением одного недавно построенного L-159T1 для ВВС Ирака) представляют собой модифицированные планеры L-159A, снятые с хранения. В отличие от L-159А, у них всего по одному МФД в каждой кабине и нет радара. L-159T1 , серийный номер 6069, совершил свой первый полет 8 марта 2007 года, а первая партия из четырех самолетов была передана ВВС Чехии 23 ноября 2007 года. Еще два самолета были поставлены в августе и декабре 2010 года соответственно. L-159T1, серийный номер 6069, был передан Aero Vodochody 30 июня 2015 года в рамках иракского контракта, который включал передачу четырех активно используемых самолетов - трех L-159A и одного L-159T1 - ВВС Ирака. [54]
- 159Т1+
- Прототип L-159T1+ с серийным номером 6067 (выпущенный как L-159A в 2003 году и переоборудованный в L-159T1 в 2007 году) был представлен компанией Aero Vodochody в марте 2017 года. Самолеты L-159T1+ характеризуются модернизированной системой боевого назначения, авионикой и новым установленным РЛС «Грифо-Л», обладающая теми же боевыми возможностями, что и одноместный Л-159А. [5] [21] Модернизацию T1+ четырех L-159T1 ВВС Чехии планируется завершить в декабре 2019 года. [56]
- Л-159Т2
- L-159T2 — двухместный учебно-тренировочный самолет с полной боевой возможностью, переоборудованный из хранящихся планеров L-159A. По сравнению с Л-159Т1 на нем выше доля вновь изготовленных компонентов и установлена РЛС «Грифо-Л». [54] Вместо зеркального отображения приборов на заднем сиденье новый двухместный автомобиль будет иметь независимые приборы, взаимозаменяемые с L-159A, при использовании той же конфигурации программного обеспечения. ВВС Чехии заказали три самолета L-159T2, поставка которых запланирована на ноябрь 2018 года. [54] [57]
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Чехии - 16 самолетов L-159A, 5 L-159T1 и 3 L-159T2 на вооружении по состоянию на август 2016 года. [20]
- ВВС Ирака - заказано 12 самолетов L-159A и 2 самолета L-159T1; По состоянию на сентябрь 2016 года в строю находятся 6 Л-159А и 1 Л-159Т1. [2]
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Draken Europe (ранее Cobham ) — планируемый парк из 8 самолетов L-159E от Draken International , которые будут внесены в реестр CAA (G-XXXX). [58]
- Draken International - 21 самолет L-159E.
- ООО «Льюис Истребительный Флот» – три самолета Л-159А; [38] [39] внесен в реестр ФАУ . Самолет не имеет лицензии правительства Италии на экспорт радаров Selex Grifo-L. [59]
Операторы только для оценки
[ редактировать ]- Венгерские ВВС - один L-159B арендован с 2008 по 2010 год. [60]
- Ирландский авиационный корпус - L-159A оценивался как замена шести Fouga CM.170 Magisters легкой ударной эскадрильи. Чехия предложила Ирландии 3 L-39ZA бесплатно, если Ирландия купит шесть L-159A. Правительство Ирландии предпочло не реализовывать это предложение. [61]
Потенциальные операторы
[ редактировать ]11 мая 2023 года президент Чехии Петр Павел в радиоинтервью предложил Украине L-159. В зависимости от решения чешского правительства президент Павел заявил: «Стоит подумать, сможем ли мы предоставить Украине наши самолеты L-159. Как самолеты непосредственной боевой поддержки (самолеты) также могут существенно помочь Украине в контрнаступлении». Они также несут целый ряд западных вооружений, таких как: «Ракеты AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, AGM-65 Maverick и бомбы с лазерным наведением GBU-12 Paveway II и GBU-16 Paveway II». Это тоже чешский самолет, одобрение других стран не требуется. Это также модернизация самолета Aero L-39 «Альбатрос» , который используется в ВВС Украины. [62]
Технические характеристики (Л-159А)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft за 2003–2004 гг ., [63] Чешские военные веб-страницы [64] [65]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 (Л-159А), 2 (Л-159Б, Л-159Т1/Т2)
- Длина: 12,72 м (41 фут 9 дюймов)
- Размах крыла: 9,54 м (31 фут 4 дюйма), включая концевые баки.
- Высота: 4,87 м (16 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 18,8 м 2 (202 кв. фута)
- Профиль крыла : NACA 64A012. [66]
- Вес пустого: 4350 кг (9590 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 8000 кг (17637 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель Honeywell/ITEC F124-GA-100 турбовентиляторный , тяга 28,2 кН (6300 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 936 км/ч (582 миль в час, 505 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 960 км/ч (600 миль в час, 520 узлов).
- Дальность действия: 1570 км (980 миль, 850 миль)
- Боевая дальность: 565 км (351 миль, 305 морских миль) ло-ло-ло, артиллерийская установка, 2 бомбы Mark 82 , 2 бомбы AIM-9 Sidewinder и 2 сбрасываемых бака емкостью 500 л (130 галлонов США; 110 имп галлонов).
- Практический потолок: 13 200 м (43 300 футов)
- Скорость набора высоты: 62 м/с (12 200 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: до 3 × ЗВИ ПЛ-20 Пламен 2 × 20-мм гондолы.
- Узлов подвески: всего 7: по 3 под каждым крылом (внешние пилоны только для ЗРК ) [64] и 1 под фюзеляжем, вмещающий до 2340 кг (5159 фунтов)
- Ракеты: ** ракетные блоки LAU-5002 (в каждой по 6 ракет CRV7 калибра 70 мм).
- Ракетные блоки ЛАУ-5003 (в каждой по 19 70-мм ракет CRV7)
- Ракеты: ** Ракеты «воздух-воздух» :
- Бомбы: различные бомбы с лазерным наведением и неуправляемые GBU , CBU.
- Боеприпасы комбинированного действия CBU-87
- Mark 82 Универсальные бомбы
- Mark 83 Универсальные бомбы
- GBU-12 Paveway II
- GBU-16 Paveway II
- Другие:
- по 500 л 2 подвесных бака (только внутренние узлы подвески) для перегоночных полетов или до 4 подвесных баков по 350 л (внутренние и средние узлы подвески) для тактических задач [64]
Авионика
Радар Грифо-Л
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- BAE Systems Хок
- Дассо/Дорнье Альфа Джет
- FMA IA-63 Пампа
- Кавасаки Т-4
- Текстрон ЭйрЛэнд Скорпион
- Yakovlev Yak-130 / Alenia Aermacchi M-346 Master
- Хунду JL-8
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фроули, Джеральд (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Фишвик, АКТ: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Стивенсон, Бет. «Аэро Водоходы» производит новый учебно-тренировочный самолет L-159 для Ирака . FlightGlobal . Flightglobal.com . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ «Гастроли «Honey Badgers» Дракена» . Ежемесячник ВВС . КЛЮЧЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Уорнс, Алан. «Aero возобновляет производство L-159 ALCA и рекламирует Аргентину как потенциального покупателя» . Джейн 360 . ИХС. Архивировано из оригинала 6 июня 2017 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «ВВС Чехии получат модернизированные самолеты L-159T1+» . Ежемесячник ВВС . КЛЮЧЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Родился, Ганс; Капарини, Марина; Халтинер, Карл; Кульманн, Юрген (2006). «Отечественный дозвуковой истребитель Л-159 АЛКА». Гражданско-военные отношения в Европе: уроки кризиса и институциональных изменений . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203964927 .
- ^ Фредриксен 2001, стр. 5.
- ^ «Аэро Л 159» . Чехословацкая авиация . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ «Аэро Л-159.5831, зав. № 5831» . ВХУ . Военно-исторический институт Праги. 21 марта 2013 года . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ «L-159 ALCA (Перспективный легкий боевой самолет)» . GlobalSecurity.org . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ «Чехи надеются, что тренажер имеет экспортный потенциал» . Рейс Интернешнл . 24 июля 2002 г.
- ^ «История» . aero.cz. Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ «IEE поставляет годный к полету дисплей для систем Vdot менее чем за 10 недель — от концепции до установки на самолет» . prnewswire.com. 17 августа 2011 г.
- ^ Хан, Билал (3 апреля 2017 г.). «Аэро Водоходы официально возрождает Л-159» . quwa.org.
- ^ Jump up to: а б с «Л-159 АЛКА» . Министерство обороны . Министерство обороны . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Самолет Л-159» . Аэро Водоходы . AERO Vodochody AEROSPACE Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Хиллебранд, Нильс. «Aero L-159 ALCA (Перспективный легкий боевой самолет)» . МИЛАВИЯ . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Аэро Водоходы L-159E ALCA» . Дракен Интернэшнл . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Путтре 2004, с. 106.
- ^ Jump up to: а б Соушек 2016, стр. 4–8.
- ^ Jump up to: а б Уорнс, Алан. «Аэро» модернизирует чешские L-159 . Ежемесячник ВВС . КЛЮЧЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Дональд, Дэвид (19 октября 2012 г.). «Ирак выбирает Aero Vodochody L-159 для учебных нужд» . ainonline.com.
- ^ Джонстон, Крис (4 августа 2014 г.). «Прорыв в продажах L-159 Ираку не за горами» . английский.radio.cz.
- ^ «Правительство Чехии одобрило продажу истребителей Ираку» . Рейтер . Прага. 9 марта 2015 г.
- ^ Боффи, Дэниел (14 февраля 2016 г.). «Дэвид Кэмерон в напряжении из-за отмены запрета на продажу чешских истребителей» . Хранитель .
- ^ «Первый чешский резервный самолет L-159 доставлен в Ирак» . Чешские новости . Чешское информационное агентство (ЧТК) . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Дженнингс, Гарет. «Ирак получил первые самолеты L-159 из Чехии» . IHS Jane’s 360 . ИХС . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ «Новая формула в битве за Фаллуджу» . Аль Джазира. 25 мая 2016 г.
- ^ «Самолеты L-159 впервые в борьбе с исламистами. Иракская армия развернула их под Мосулом» . ceskatelevize.cz
- ^ Джонстон, Крис (27 октября 2017 г.). «Самолет L-159 чешского производства, использовавшийся в боях на подступах к Мосулу» . английский.radio.cz.
- ^ «ВВС Ирака возобновляют использование ударных самолетов L-159» . Ирак-businessnews.com. 18 февраля 2022 г.
- ^ Бинни, Джереми (15 февраля 2022 г.). «Иракские L-159 возвращаются в строй» . Janes.com.
- ^ «Иракские ВВС бомбят укрытия Исламского государства в горах» . 22 ноября 2021 г.
- ^ «Министр обороны Ирака посетил компанию Aero Vodochody, чтобы обсудить текущие и будущие деловые отношения» . aero.cz. 13 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Ирак становится заказчиком турецкой системы воздушного прицеливания Aselpod | Shephard» .
- ^ «Чехия приобретает у EADS-CASA четыре самолета C-295 за 130 миллионов пять истребителей L-159 » . Infodefensa Spain News [Новости обороны Испании] (на испанском языке). Infodefensa.com. 21 апреля 2009 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «В Чехию вернули L-159 в качестве компенсации за самолет CASA» [В Чехию вернули L-159 в качестве компенсации за самолет CASA]. ČT24 — Чешское телевидение [CT24 — Чешское телевидение] (на чешском языке). Ceskatelevize.cz 30 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Висингр, Лукаш (10 ноября 2015 г.). «Наш L-159 в Ираке. Конец бесконечной истории?» [L-159 в Ираке. Конец бесконечной истории?]. Эхо 24 (на чешском языке). ЭХО МЕДИА . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Возобновление производства L-159 ALCA» [производство L-159 ALCA будет возобновлено]. Альтаир (на польском языке). Авиаагентство Альтаир. 25 марта 2017 года . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Чешские L-159: от дешевого к хорошему дому» . Ежедневник оборонной промышленности . 5 января 2014 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «Чехи поставят военные самолеты в США» The Daily Star – Ливан . Ливан. 2 января 2014 г.
- ^ «Аэро Водоходы перезапускают Л-39». Неделя авиации и космических технологий . 176 (27). Нью-Йорк: Penton Media: 10. 4 августа 2014 г. ISSN 0005-2175 .
- ^ «АНАЛИЗ: Как Draken International стала крупнейшими в мире частными военно-воздушными силами» . Рейс Интернешнл. 3 сентября 2014 г.
- ^ «Американская компания Draken закупит 21 самолет L-159 и до конца года получит 8 самолетов» . ČeskéNoviny.cz . 30 сентября 2015 г.
- ^ Врублова, Тереза. «Aero передает первый самолет L-159 компании Draken» . Аэро Водоходы . AERO Vodochody AEROSPACE Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Эллисон, Джордж (8 апреля 2022 г.). «Дракен предоставит самолеты «агрессора» для борьбы с самолетами британских ВВС» . ukdefencejournal.org.uk.
- ^ Оливер, Дэвид (19 апреля 2022 г.). «Новая тренировка Aggressor для истребительных эскадрилий Королевских ВВС» . edrmagazine.eu.
- ^ «3 Aero L-159 ALCA prodány do USA» [3 Aero L-159 ALCA, проданные в США] (на чешском языке). Форум.valka.cz. 29 июля 2013 г.
- ^ «GRIFO — семейство импульсных доплеровских радаров» (PDF) . Галилео Авионика. Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2004 года.
- ^ «Аэро Водоходы L-159E ALCA» . Дракен Интернэшнл. Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года.
- ^ Дженнингс, Гарет (16 июля 2018 г.). «Фарнборо 2018: Aero представляет легкий штурмовик F/A-259» . IHS Jane’s 360 . Фарнборо. Архивировано из оригинала 16 июля 2018 года . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Моррисон, Мердо (16 июля 2018 г.). «ФАРНБОРУ: Aero Vodochody представляет F/A-259 для заявки на OA-X» . Полет Глобал . Лондон. Архивировано из оригинала 17 июля 2018 года . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ «Посмотрите на производство учебно-тренировочных самолетов для армейских летчиков» . technet.idnes.cz. 17 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чадил, Ян (2017). «Аэро Л-159Т2 АЛКА». Авиация + Космонавтика (на чешском языке). Том. 93, нет. 1. Магнит Пресс, Словакия. стр. 40–44. ISSN 0024-1156 .
- ^ «Аэро Л-159Т2 АЛКА» . Магнит Пресс. 26 января 2017 г.
- ^ Хоттмар, Алеш (17 января 2018 г.). «Двухместные Алька проходят доработку и модернизацию ПП2000» [Двухместные Алька проходят доработку и модернизацию ПП2000]. czechairforce.com . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ «Аэро продолжит обслуживать армейские машины, выиграв контракты на 2,5 миллиарда долларов» . iDNES.cz (на чешском языке). МАФРА. 23 сентября 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Чешские L-159 идут в наступление при подготовке пилотов британских ВВС» . ТУЗ . 20 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Запрос на марку/модель» . Реестр ФАУ . Федеральное управление гражданской авиации. Архивировано из оригинала 28 марта 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Фойтик, Якуб (октябрь 2015 г.). «Новые испытательные полеты и поставки – Военное подразделение Аэро» [Недавние испытательные полеты и поставки – Военное подразделение Аэро]. Л+К (10): 4–9. ISSN 0024-1156 .
- ^ «Ирландский суверенитет простирается лишь на очень большую высоту» . Irishecho.com. 23 июня 2015 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ «Чехия может предоставить Украине легкий боевой самолет Aero L-159 ALCA» . межа.медиа. 11 мая 2023 г. Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Джексон 2003, стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б с «212. Тактическая эскадрилья — Часлав» . Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Л-159 Алька» . lznamest.army.cz. Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фредриксен, Джон К. (2001). Международные военные птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО. ISBN 9781576073643 .
- Джексон, Пол (2003). Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-2537-5 .
- Путтре, Майкл (2004). Путтре, Майкл (ред.). Международный справочник по электронному противодействию . Артех Хаус. ISBN 9781580538985 .
- Соушек, Томаш (15 августа 2016 г.). «Чешские ВВС». В Чадиле, Ян (ред.). Ежегодник ВВС Чехии за 2016 год (на чешском и английском языках). Прага: журнал L+K и Magnet Press, Словакия. стр. 4–8. ISBN 978-80-89169-35-1 .