Композитная броня
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2009 г. ) |








Композитная броня — это тип брони транспортного средства, состоящий из слоев различных материалов, таких как металлы , пластмассы , керамика или воздух . Большинство композитных доспехов легче, чем их цельнометаллический эквивалент, но вместо этого занимают больший объем, обеспечивая такое же сопротивление пробитию. Можно спроектировать композитную броню более прочной, легкой и менее объемной, чем традиционная броня, но стоимость зачастую непомерно высока, что ограничивает ее использование особенно уязвимыми частями машины. Его основная цель — помочь победить осколочно-фугасные противотанковые (кумулятивные) снаряды.
HEAT представлял серьезную угрозу для бронетехники с момента его появления во Второй мировой войне . Легкие и небольшие кумулятивные снаряды, тем не менее, могли пробить сотни миллиметров самой прочной стальной брони . Способность большинства материалов противостоять кумулятивному нагреву подчиняется «закону плотности», который гласит, что проникновение струй кумулятивного заряда пропорционально квадратному корню из плотности гильзы кумулятивного заряда ( обычно меди ), деленной на квадратный корень из целевой плотности. С точки зрения веса более легкие мишени более выгодны, чем более тяжелые, но использование большого количества легких материалов имеет очевидные недостатки с точки зрения механической конструкции. Некоторые материалы имеют оптимальный компромисс с точки зрения плотности, что делает их особенно полезными в этой роли. [2]
История
[ редактировать ]Самая ранняя известная композитная броня для бронетехники была разработана в рамках США армии экспериментальной серии T95 в середине 1950-х годов. Т95 имел броню с кремниевым сердечником , которая содержала пластину из плавленого кварцевого стекла между катаными стальными пластинами. Останавливающее действие стекла превосходит стальную броню по толщине, и во многих случаях стекло более чем в два раза эффективнее стали по толщине. Хотя Т95 так и не поступил в производство, ряд его концепций был использован на M60 Patton , а на этапе разработки (как и XM60) броня с кремнистой сердцевиной, по крайней мере, рассматривалась для использования, хотя это не было особенностью производства. транспортные средства. [2]
Первое широкое применение композитной брони, судя по всему, было на советском Т-64 . Он использовал броню, известную как комбинация K , которая, по-видимому, представляет собой армированный стекловолокном пластик, зажатый между внутренним и внешним стальными слоями. Благодаря механизму, называемому тиксотропией , смола броне превращается в жидкость под постоянным давлением, что позволяет придавать изогнутые формы. В более поздних моделях Т-64, а также в более новых моделях используется карбидом бора, из смолы, наполненный заполнитель для значительного улучшения защиты. [ нужна ссылка ] . Советы также вложили значительные средства в реактивную броню , что давало им некоторую возможность контролировать качество даже после производства.
Среди стран и союзников НАТО наиболее распространенным типом композитной брони сегодня является броня Чобхэма . [ нужна ссылка ] впервые разработан и использован англичанами в экспериментальном танке FV 4211 , который был основан на компонентах танка Chieftain . Чобэм использует несколько невзрывоопасных реактивных броневых пластин (NERA), в которых слой эластомера (например, резины) находится между двумя пластинами стальной брони. Было показано, что это значительно увеличивает устойчивость к кумулятивным снарядам даже по сравнению с другими конструкциями композитной брони. Chobham оказался настолько усовершенствованным, что вскоре его стали использовать (ОБТ) США M1 Abrams на новом основном боевом танке и . Необходимость установки нескольких наклонных пластин вместе с внешним стальным слоем для защиты массива брони придает Challenger и Abrams их «плоский» вид.
У Советов/Русских была композитная броня, аналогичная западной «НЕРА», с резиновыми прокладками между стальными пластинами. [3] Было подтверждено, что эта броня находится внутри брони «Супер Долли Партон» Т-72Б, но есть подозрения, что она находится и внутри Т-80А, поскольку маловероятно, что Советы установили бы худшую броню в свой «превосходный» танк.
Дизайн
[ редактировать ]Броня Чобхэма поражает кумулятивные боеголовки, разрушая высокоскоростную струю, генерируемую боеголовкой. Внешняя стальная «взрывная» пластина детонирует снаряд и защищает композитный массив от взрыва, увеличивая способность брони к многократному попаданию. Пройдя через разрывную пластину, струя проникает в первую пластину НЕРА и начинает сжимать эластомер. Эластомер быстро достигает максимального сжатия и быстро расширяется, толкая две стальные пластины в противоположных направлениях. Именно движение стальных пластин нарушает струю, как за счет подачи большего количества материала на путь струи, так и за счет создания боковых сил, разрывающих струю. Эффективность системы была наглядно продемонстрирована в ходе «Бури в пустыне» , где ни один танк «Челленджер» британской армии не был потерян от танкового огня противника. (Однако один из них был уничтожен дружественным огнем 25 марта 2003 г., в результате чего погибли два члена экипажа после того, как снаряд HESH взорвался на командирском люке, в результате чего осколки с высокой скоростью попали в турель . [4] Броня типа Чобэм в настоящее время находится в третьем поколении и используется на современных западных танках, таких как британский Challenger 2 и американский M1 Abrams . «Абрамс» также уникален тем, что в нем используются броневые листы из обедненного урана в сочетании с композитной броней, что повышает общую защиту машины. Leopard 2A4 аналогичен использованию вольфрамовых вставок.
Использовать
[ редактировать ]Все современные основные боевые танки третьего поколения используют в своей конструкции композитные массивы брони. Хотя многие из этих машин имеют композитную броню, постоянно интегрированную с машиной, японские ОБТ Type 10 и Type 90 Kyū-maru , французский Leclerc , иранский Karrar , турецкий Altay , индийский Arjun , итальянский Ariete и китайские Type 96/98 и Type 99. В танках используется модульная композитная броня, в которой секции композитной брони можно легко и быстро заменять или модернизировать с помощью модулей брони. Использование модульной конструкции композитной брони обеспечивает гораздо более эффективную и простую модернизацию и замену брони.
Советские/российские основные боевые танки, такие как Т-90, Т-80 «Ус» и китайские Тип 96/99, используют композитную броню в тандеме с взрывоопасной реактивной броней (ДЗА), что затрудняет уничтожение кумулятивных боеприпасов, таких как кумулятивные снаряды и ракетные боеголовки. пробить лобовую и часть бортовой брони. Самые совершенные версии этой брони, такие как броня «Реликт» и «Контакт-5» , обеспечивают защиту не только от кумулятивных зарядов, но и от проникающих кинетических зарядов, используя силу взрыва для разрыва снаряда.
Накладная броня также использовалась в сочетании с композитной броней для обеспечения повышенной защиты и замены существующих композитных массивов на транспортном средстве. Немецкий Leopard 2A5 отличался характерными модулями ламинированной брони с наконечниками стрел, которые устанавливались непосредственно на композитные элементы башни, что значительно повышало защиту по сравнению с предыдущей моделью 2A4.
С тех пор композитную броню начали применять на небольших транспортных средствах, вплоть до с джип автомобилей размером . Многие из этих систем применяются в качестве модернизации существующей брони, что затрудняет их размещение по всей машине. Тем не менее, они часто оказываются на удивление эффективными; с керамической броней MEXAS Модернизация канадских M113 была проведена в 1990-х годах, после того как стало понятно, что она обеспечит большую защиту, чем недавно построенные БМП, такие как M2 Bradley . [ нужна ссылка ]
Импровизированный
[ редактировать ]В 2004 году американец Марвин Химейер использовал специальную композитную броню на своем Komatsu D355A бульдозере («который он называл MK Tank, а в популярной культуре — Killdozer»), который он использовал в ярости в ответ на спор с городом, в котором он жил. вопрос зонирования. Броня, в некоторых местах толщиной 1 фут (30 см), состояла из слоя бетона, зажатого между слоями стали , что успешно делало автомобиль неуязвимым для огня из стрелкового оружия и небольших взрывчатых веществ, используемых правоохранительными органами в попытке остановить автомобиль. .
См. также
[ редактировать ]- Усовершенствованная модульная броня (AMAP)
- Кохамская броня
- Комбинация К
- Составная броня
- Канчанская броня
- Мексика
- Пластиковый композит
- Пайкрит
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Основной боевой танк Леклерк» . www.tanks-encyclepedia.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Оценка кремнеземной брони танка XM60. Архивировано 5 июня 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ «ОБТ Т-72Б – первый взгляд на советскую специальную бронетехнику» . Журнал военной артиллерии : 4–8. 12 июня 2015 г.
- ^ «Министерство обороны Великобритании: Отчет армейской комиссии по расследованию» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2012 г. Проверено 6 июля 2016 г.