Невзрывоопасная реактивная броня
Невзрывоопасная реактивная броня ( NxRA ), также известная как неэнергетическая реактивная броня ( NERA ), представляет собой тип брони транспортного средства, используемой современными основными боевыми танками и тяжелыми боевыми машинами пехоты . Преимущества НЕРА перед динамической броней взрывного действия (ДЗЗ) заключаются в ее дешевизне, многопоражаемости, [1] и простота установки на бронетехнику из-за его невзрывоопасности. [2]
Рабочий механизм
[ редактировать ]Принцип действия НЕРА основан на отклонении скорости ударной волны, распространяющейся в различных материалах.
Когда снаряд, например кумулятивный заряд , попадает в переднюю металлическую пластину NERA, внутри генерируется высокоскоростная ударная волна. Ударная волна распространяется через металлическую пластину, пока не встретит замкнутый неметаллический слой с упругими свойствами , например резину. Из-за более низкой скорости распространения неметаллического материала ударная волна преломляется аналогично тому, как свет преломляется в воде. Затем ударная волна покидает неметаллический слой и сталкивается с металлической задней пластиной NERA. Из-за предварительного преломления направление распространения через заднюю пластину отличается от того, которое было через первую пластину. Это вызывает быстрое ускорение металлической задней пластины в этом новом направлении. Эта деформация в сочетании с первой пластиной достаточно сильна, чтобы разрезать снаряд или иным образом разрушить его. [3] [4]
Макет
[ редактировать ]NERA обычно состоит из трехслойной композитной сэндвич-структуры с наклоном от 50° до 60°. [5] Чтобы гарантировать превосходную способность многократного поражения против угроз, сэндвичи перекрываются в разнесенной конфигурации, образуя массив. [6]
Материалы
[ редактировать ]Две металлические пластины сэндвича NERA изготовлены из стали различной твердости и толщины. из обедненного урана . Также были испытаны пластины [7] резина и пластик Первоначально в качестве внутреннего неметаллического материала использовались , но современные материалы теперь включают пену , нейлон , поликарбонат , стекло , эластомер и более энергоемкие материалы, такие как полимер глицидилазида (GAP). [8]
История
[ редактировать ]Британские разработки
[ редактировать ]
Угроза, исходящая от противотанковых управляемых ракет, была четко осознана FVRDE , и в результате в 1963 году была начата исследовательская программа. Программа носила в основном эмпирический характер и возглавлялась доктором Г. Н. Харви, тогдашним помощником директора по исследованиям FVRDE ( которому обычно приписывают изобретение доспехов Чобэма ) в сотрудничестве с Дж. П. Дауни, который отвечал за обширную серию огневых испытаний.Программа исследований начала приносить плоды в 1964 году и к следующему году привела к созданию новой формы брони, которая была более чем в два раза эффективнее против кумулятивных зарядов , чем катаная гомогенная броня того же веса, и, по крайней мере, столь же эффективна. в качестве последнего против бронебойных снарядов кинетической энергии . Новую броню тогда назвали броней Чобхэма, по местонахождению FVRDE. [9]
В 1968 году начались работы по ее применению на танках, а также было проведено технико-экономическое обоснование (под кодовым названием «Альмагест») установки брони «Чобхэм» (также называемой «Берлингтон») на основной боевой танк «Чифтен» . Использовались два разных комплекта брони Chobham: броня юбки состояла в основном из стальных коробок, содержащих сэндвичи из пластика и стали, расположенных по принципу сборки жалюзи, в то время как передняя броня корпуса состояла из стержневой брони, установленной на стальной разрывной пластине с тремя сэндвичами, состоящими из каждого. из трех-пяти слоев пластика и стали под ним. [10]
К февралю 1970 года было принято решение о создании опытного танка на базе Chieftain Mk. 3 компонента, которые будут включать в себя броню Чобхэма. Тестовая машина была построена на заводе FVRDE за 13 месяцев и получила обозначение FV4211. Помимо брони Chobham, FV4211 был также первым основным боевым танком, корпус которого был изготовлен из сварных алюминиевых пластин для снижения веса.
Российские разработки
[ редактировать ]Летом 1977 года образцы доспехов Чобхэма были переправлены контрабандой из Западной Германии в Восточную Германию советскими агентами . [я]
В начале 1980-х годов НИИ Стали совместно с Уралвагонзаводом разработал новую башню для позднего выпуска Т-72А с броневыми вставками «отражающие листы». К сентябрю 1982 года литая башня под кодовым названием 172.10.077СБ была запущена в мелкосерийное производство. [ii] «Супер Долли Партон и затем был назван западными наблюдателями » из-за своей выдающейся формы. Каждая матрица отражающих пластин состояла из трех слоев; Тяжелая броневая пластина, резиновая прослойка и тонкая металлическая пластина склеены между собой. [11]
Французские разработки
[ редактировать ]К концу 1979 года компания AMX - APX приступила к дальнейшим исследованиям композитной брони для будущего основного боевого танка AMX-40 . Чтобы сохранить конкурентоспособность на внешнем рынке, новая броня должна была представлять собой технологический прорыв по сравнению с разнесенной броней, ранее разработанной для AMX-32 . [12]
Кроме того, штаб французской армии (EMAT) возлагал большие надежды на программу EPC, которая должна была привести к созданию основного боевого танка Leclerc . Защита от современных угроз — краеугольный камень программы. Отделом исследований брони AMX-APX в то время руководили Морис Бурже и его помощник Даниэль Валле, оба были учеными-оружейниками и тесно сотрудничали с Франко-германским научно-исследовательским институтом Сен-Луи (ISL) и Центральным техническим учреждением Оружие в Аркейе (ETCA). По контракту с Техническим центром наземного вооружения (CETAM) в Бурже они разработали первую конфигурацию того, что позже будет названо PAC или Plaques Accélérées par Chocs (по-французски «Ударно-ускоренные пластины»), принцип работы и расположение которого могут быть по сравнению с невзрывоопасной реактивной броней (NERA).
Позднее Бурже и Валле работали над его интеграцией в танк «Леклерк» в виде съемных композитных модулей. [13] За свою работу они были удостоены премии «Инженер Шансон» 1987 года. [14]
Иракские события
[ редактировать ]
В 1989 году Управление военного производства Ирака (MPA) представило комплект композитной брони для Т-55 на Багдадской международной выставке военных технологий, также известной как Багдадская ярмарка оружия. [15] Эта аппликационная броня устанавливалась на небольшое количество танков до войны в Персидском заливе. Эти танки были известны в иракской армии как Al Faw и Enigma разведывательным службам НАТО из-за их неизвестной на тот момент природы.В ходе боевого применения в битве при Хафджи броня показала свою эффективность против MILAN противотанковых управляемых ракет . [16] Послевоенная оценка накладной брони захваченного Аль-Фау показала, что каждый броневой блок содержал разнесенный массив из нескольких сэндвичей из алюминиевых и стальных листов с резиновой прослойкой. [iii] Эта композитная броня основывалась на защитном механизме с эффектом выпуклости, и испытания показали, что эта конструкция в два раза эффективнее стали против кумулятивного оружия, но не более эффективна, чем сталь против бронебойных снарядов.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Дугласа Девина, подписчика журнала ARMOR армии США, в котором он ссылается на статью 1977 года из лондонской Daily Express, британской газеты.
- ↑ Согласно статье «Т-72: Часть 2», опубликованной в «Танкоград» , специализирующемся на советской бронетехнике. блоге
- ^ По видео Т55-Энигма — Проектирование и разработка танка — Интересная модификация иракской брони .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ админ (25 апреля 2006 г.). «Дополнение — Костюмы реактивной брони» . Обновление обороны . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «Разрабатываемые технологии реактивной брони для боевых танков» . www.asminternational.org . ПЕРЕДОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРОЦЕССЫ/СЕНТЯБРЬ 2001 ГОДА . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Шассилан, Марк. «Не прокалываться». Специальные рейды (5): 56.
- ^ админ (25 апреля 2006 г.). «Дополнение — Костюмы реактивной брони» . Обновление обороны . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Шассилан, Марк (март – апрель 2018 г.). «Балистическая защита современных персонажей». № 66. Журнал Trucks & Tanks. Характер. п. 76.
- ^ Атаман Мк. 5/2 предварительное проектное исследование . Чертси: Национальный архив Великобритании. 1970. с. 2.
- ^ GB 2377984 , Джеффри Флэтли, «Скрытность/броня», опубликовано 29 января 2003 г., передано Бруксу Бэтчеллору.
- ^ Шассилан, Марк. «Не прокалываться». Специальные рейды (5): 56.
- ^ Бад, Роберт; Гаммет, Филип (1999). Холодная война, горячая наука: прикладные исследования в британских оборонных лабораториях, 1945–1990 гг . Рутледж. стр. 134–135. ISBN 978-9057024818 .
- ^ Технико-экономическое обоснование установки Берлингтона (брони Чобхэма) на танк Chieftain (изд. Национального архива Великобритании). Чертси: ФВРДЕ. 1969.
- ^ Уорфорд, Джеймс М. (май 2002 г.). «ОБТ Т-72Б – первый взгляд на советскую специальную бронетехнику». Журнал военной артиллерии . 12 (3).
- ^ Шассилан, Марк (март – апрель 2018 г.). «Балистическая защита современных персонажей». № 66. Журнал Trucks & Tanks. Характер. п. 75.
- ^ Шассилан, Марк (март – апрель 2018 г.). «Балистическая защита современных персонажей». № 66. Журнал Trucks & Tanks. Характер. п. 76.
- ^ «45-я премия AAT – ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНЖЕНЕР ПЕСНИ» (PDF) . starnav.fr . Ассоциация сухопутного вооружения . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Уиллис, Гай (июнь 1989 г.). «Открой кунжут!». Обзор международной обороны . № 6/1989. п. 835.
- ^ Залога, Стивен Дж. (25 июля 2004 г.). Основные боевые танки Т-54 и Т-55 1944-2004 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. п. 36. ISBN 1841767921 .