Советские ВВС
Советские ВВС | |
---|---|
Военно-Воздушные Силы СССР Voenno-Vozdushnye Sily SSSR | |
Основан | 24 мая 1918 г. |
Расформирован | 14 февраля 1992 г. [ нужна ссылка ] |
Страна | Российская СФСР (1918–1922) Советский Союз (1922–1991) СНГ (1991–1992) |
Размер | 10 101 самолет (1973 г.) 7859 самолетов (1990 г.) |
Часть | Советские Вооруженные Силы |
Основной состав | Москва |
Маршировать | « Марш пилотов » |
Командиры | |
Главнокомандующий советскими ВВС | Посмотреть список |
Знаки отличия | |
Раундель | |
Самолет летал | |
Атака | Су-25 |
Бомбардировщик | Ил-28 , Су-24 , Ту-16 , Ту-22 , Ту-22М , Ту-95 , Ту-160 |
Электронный война | А-50 , Ту-126 |
боец | Ла-15 , МиГ-9 , МиГ-15 , МиГ-17 , МиГ-19 , МиГ-21 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , Су-7 , Су-17 , Су-27 , Як- 15 , Як-17 |
Вертолет | Ми-2 , Ми-8 , Ми-14 , Ми-17 |
Ударный вертолет | Ми-24 |
Перехватчик | MiG-25 , MiG-31 , Su-9 , Su-11 , Su-15 , Tu-128 , Yak-25 , Yak-27 , Yak-28P |
Транспорт | Ан-12 , Ан-22 , Ан-124 , Ил-76 |
Танкер | Ил-78 |
Советские силы Военно - воздушные как «Красные Военно-воздушные силы», были одной из военно-воздушных сил Советского Союза . Вторыми были Советские Силы ПВО . Военно-воздушные силы были сформированы из компонентов Императорской российской воздушной службы в 1917 году и столкнулись с самым большим испытанием. Вторая мировая война . Группы также участвовали в Корейской войне и распались вместе с самим Советским Союзом в 1991–92 годах. Активы бывших советских ВВС были впоследствии разделены на несколько военно-воздушных сил бывших советских республик , включая новые ВВС России. Force . « Марш пилотов » был его походной песней.
Происхождение
[ редактировать ]20 декабря 1917 года была образована Всероссийская коллегия управления воздушными силами Старой Армии (перевод неверен). Это был большевистский воздушный штаб, первоначально возглавляемый Константином Акашевым . Наряду с общей послевоенной военной реорганизацией, коллегия была преобразована в «Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот» ( Главвоздухфлот ), созданный 24 мая 1918 года и получивший ведомственный статус высшего управления «Главного управления». [1]
28 марта 1924 года оно стало Управлением ВВС СССР, а 1 января 1925 года — Управлением ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Советские Вооруженные Силы |
---|
Компоненты |
Звания советских воинов |
История советской армии |
После создания советского государства было предпринято много усилий по модернизации и расширению производства самолетов под руководством харизматичного и энергичного командующего генерала Якова Алксниса , который в конечном итоге стал жертвой Иосифа Сталина Великой чистки . [2] Производство отечественных самолетов значительно возросло в начале 1930-х годов, и к концу десятилетия советские ВВС представили Поликарпова И-15 и И-16, истребители а также бомбардировщики Туполева СБ , СБ-бис и ДБ-3 . [3]
Исторические ВВС России |
---|
Российская Империя |
Императорский военный воздушный флот (1909–1917) |
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика |
Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (1918–1991). |
СССР, Содружество Независимых Государств |
|
Российская Федерация |
|
строение 1927 года
[ редактировать ]В марте 1927 года организационная структура ВВС Красной Армии выглядела следующим образом: [4]
- Штаб ВВС РККА
- Штаб ВВС Московского военного округа
- Штаб 10-й бригады
- 25-й авиационный парк 1-го ранга, 26-й авиационный парк 2-го ранга, 27-й авиационный парк 3-го ранга, 28-й авиационный парк 3-го ранга
- 7-я, 30-я и 40-я авиационные эскадрильи.
- 20-й, 10-й, 45-й и 3-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб 10-й бригады
- Штаб ВВС Ленинградского военного округа
- Штаб 1-й бригады
- 1-й авиационный парк 1-го ранга
- 1-я, 28-я, 55-я и 57-я авиационные эскадрильи.
- 1-й, 41-й и 85-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб 3-й бригады
- 6-й авиационный парк 1-го ранга
- 11-я, 33-я и 34-я авиационные эскадрильи.
- 21-й отдельный авиационный отряд
- Штаб 1-й бригады
- Штаб ВВС Белорусского военного округа
- Штаб 2-й бригады
- 11-й авиационный парк 1-го ранга
- 22-я и 43-я авиационные эскадрильи
- 4-й и 43-й отдельные авиационные отряды
- Штаб 6-й бригады
- 13-й авиационный парк 1-го ранга
- 5-я, 9-я и 18-я авиационные эскадрильи.
- 84-й отдельный авиационный отряд
- Штаб 8-й бригады
- 15-й и 17-й авиационные парки 1-го ранга.
- 16-я и 52-я авиационные эскадрильи
- 5-й, 11-й, 23-й и 27-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб 2-й бригады
- Штаб ВВС Украинского военного округа
- 22-й авиационный парк 2-го ранга
- 24-я авиационная эскадрилья
- 30-й отдельный авиационный отряд
- Штаб 5-й бригады
- 20-й авиационный парк 1-го ранга
- 3-я, 20-я и 50-я авиационные эскадрильи.
- 14, 17, 37 и 83-е отдельные авиационные отряды.
- Штаб 7-й бригады
- 21-й авиационный парк 1-го ранга, 23-й авиационный парк 2-го ранга
- 31-я и 36-я авиационные эскадрильи
- 32-й и 8-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Северо-Кавказского военного округа
- 31-й и 32-й авиационные парки 3-го ранга.
- 26-й и 9-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Среднеазиатского военного округа
- 37-й и 38-й авиационные парки 3-го ранга.
- 35-й и 40-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Сибирского военного округа
- 41-й, 42-й и 43-й авиационные парки 3-го ранга.
- 25-й, 19-й и 6-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб ВВС Краснознаменной Кавказской армии
- 34-й и 35-й авиационные парки 3-го ранга.
- 44-й и 70-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Приволжского военного округа
- 39-й авиационный парк 3 ранга
- 42-й отдельный авиационный отряд
- Штаб ВВС Балтийского флота
- 62-й и 66-й отдельные авиационные отряды
- Штаб ВВС Черноморского флота
- 60-я авиационная эскадрилья
- 64-й, 55-й, 48-й, 50-й и 53-й отдельные авиационные отряды.
- Штаб ВВС Московского военного округа
Части, удостоенные почетных знаков: 7-я Дзержинская, 9-я Ворошиловская, 16-я Ультиматумная, 20-я Фрунзенская, 24-я Ильичская, 30-я Красная Московская, 40-я Ленинская авиационные эскадрильи, а также 6-й Сибирский ревком и 24-й Дальневосточный Ультиматум отдельные авиационные отряды. [4]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]Одно из первых крупных испытаний ВВС произошло в 1936 году во время Гражданской войны в Испании , в ходе которой новейшие советские и немецкие конструкции самолетов использовались друг против друга в ожесточенных боях воздух-воздух. Поначалу И-16 превосходили любые истребители Люфтваффе и сумели добиться местного превосходства в воздухе, где бы они ни применялись. Однако Советы отказались поставлять самолеты в достаточном количестве, и их воздушные победы вскоре были утеряны из-за их ограниченного использования. Позже Мессершмитты Bf 109, Франко, поставленные испанским националистическим военно-воздушным силам обеспечили превосходство в воздухе националистам , от которого они никогда не откажутся.
19 ноября 1939 года штаб ВВС вновь получил название Главного управления ВВС Красной Армии при штабе ВПРА.
Авиация и пропаганда 1930-х годов
[ редактировать ]Позитивный героизм
[ редактировать ]В начале 1930-х годов идеологический акцент сместился с коллективистской пропаганды на «позитивный героизм». [5] Вместо того, чтобы прославлять социалистический коллективизм как средство общественного развития, Коммунистическая партия Советского Союза начала возвышать людей, совершивших героические действия, продвигавшие дело социализма. [5] В случае с авиацией правительство начало прославлять людей, которые использовали авиационные технологии, а не прославлять саму технологию. Такие пилоты, как Валерий Чкалов , Георгий Байдуков , Александр Беляков и Михаил Громов , а также многие другие, были возведены в ранг героев за свои навыки пилотирования и достижения.
Заполярные полеты 1937 года.
[ редактировать ]В мае 1937 года Сталин поручил летчикам Чкалову, Байдукову и Белякову совершить в истории первый 20 июня 1937 года авиаторы приземлили свой АНТ-25 в Ванкувере, штат Вашингтон . Месяц спустя Сталин приказал отправить второй экипаж, чтобы еще больше расширить границы современной авиационной техники. В июле 1937 года Михаил Громов вместе со своим экипажем Сергеем Данилиным и Андреем Юмашевым совершил такое же путешествие через Северный полюс и продолжил путь до Южной Калифорнии рекорд самого продолжительного беспосадочного перелета. [6]
Общественная реакция на трансполярные полеты была эйфорической. СМИ называли летчиков « большевистскими рыцарями культуры и прогресса». [7] Советские граждане отметили День авиации 18 августа с таким же рвением, как и годовщину Октябрьской революции . [8] Появилась литература, в том числе стихи, рассказы и романы, прославляющие подвиги знаменитостей-авиаторов. [6] Художественные фильмы, такие как «Победа» , «Сказки о героических авиаторах» и «Валерий Чкалов» , усилили образ «положительного героя», прославляя индивидуальность авиаторов в контексте социалистического правительства. [6] [9]
Фольклорные темы в авиационной пропаганде
[ редактировать ]Советская пропаганда , газетные статьи и другие средства массовой информации стремились связать советских граждан с соответствующими темами из повседневной жизни. В авиации сталинские пропагандисты опирались на русский фольклор . После успехов трансполярных полетов Чкалова и Громова в 1937 году количество примеров резко возросло. Авиаторов символически называли соколами (соколами), орлами (орлами) или богатырями (воинами). [10]
Газеты рассказывали традиционные русские рассказы ( сказки ) о летчиках, покоряющих время и пространство ( пространство ), преодолевающих барьеры и с триумфом выполняющих свои миссии. [11] Даже история каждого авиатора предполагает корни в древнерусских сказаниях и повествованиях — добродетельные герои, стремящиеся достичь конечной цели, встречающие и преодолевающие любые препятствия на своем пути. Используя фольклорную риторику, Сталин и советские пропагандисты связали достижения авиации с русским наследием, сделав авиацию более доступной для советского населения. Более того, в повествованиях подчеркивается самоотверженность авиаторов и преданность высшему социалистическому идеалу, указывая на советских лидеров как на вдохновителей и образцов для подражания. [11]
Советские пропагандисты также эксплуатировали патернализм в авиационной культуре. Средства массовой информации представили Сталина как пример и вдохновитель, отца и образец для подражания для самых выдающихся советских летчиков того периода. [12] Например, советские газеты, рассказывая истории встреч Сталина и Чкалова, говорили о патернализме Сталина по отношению к молодому летчику. Отцовская метафора была дополнена добавлением материнской фигуры — России, родины, которая произвела на свет таких героических сыновей «отца» Сталина, как Чкалов. [11]
Использование семейных метафор не только пробудило традиционную наследственную гордость и исторический русский патриотизм, но и укрепило имидж Сталина как великодушного лидера. Самое главное, патернализм способствовал распространению идеи подчинения личности власти. [11] Благодаря своим отцовским отношениям с советскими летчиками Сталин развил «этос почтительности и послушания». [12] советскому обществу, которому можно подражать.
Авиация и чистки
[ редактировать ]Успешные достижения советской авиации пришлись и на худшие дни Великой чистки. Заполярные полеты летом 1937 года произошли после ареста и расстрела большого количества офицерского состава Красной Армии . [13] Пятнадцать из шестнадцати армейских командиров были казнены; более трех четвертей старших офицеров ВВС были арестованы, казнены или освобождены от службы. [14] Освещение арестов в новостях было относительно небольшим по сравнению с освещением подвигов авиации, что отвлекало внимание от арестов. [15]
Ранний бой
[ редактировать ]Некоторый практический боевой опыт был получен при участии в гражданской войне в Испании и против Японии в приграничных конфликтах на Дальнем Востоке . Незадолго до начала войны с Германией советская добровольческая группа была отправлена в Китай для подготовки летчиков ВВС Китайской Республики для продолжающейся войны с японцами. Однако этот опыт оказался малопригодным во время Зимней войны против Финляндии в 1939 году, когда десятки неопытных советских пилотов бомбардировщиков и истребителей были сбиты относительно небольшим количеством пилотов финских ВВС . ВВС вскоре узнало, что установленные советские процедуры противовоздушной обороны, заимствованные из гражданской войны в Испании, такие как формирование оборонительных кругов при атаке, неэффективны против финнов, которые использовали тактику пикирования и масштабирования, чтобы сбивать своих советских противников в больших количествах.
На 1 января 1941 года, за шесть месяцев до операции «Барбаросса» , в ВВС Советской Красной Армии насчитывалось 363 900 военнослужащих, что составляло 8,65% всего личного состава вооруженных сил Советского Союза. [16] Первые три воздушные армии, получившие обозначение Воздушные армии специального назначения, были созданы в период с 1936 по 1938 год. [17] 5 ноября 1940 года они были преобразованы в Дальнюю бомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (до февраля 1942 года) из-за недостаточной боевой эффективности во время Зимней войны с Финляндией. [18]
Неудачи авиации в начале Второй мировой войны
[ редактировать ]Советская авиация 1930-х годов также оказала особое влияние на военные неудачи СССР в начале Второй мировой войны. К 1938 году Советский Союз располагал крупнейшими военно-воздушными силами в мире, но советский авиационный дизайн явно отставал от западных технологических достижений. [19] Вместо того, чтобы сосредоточиться на разработке тактических самолетов, советские инженеры разработали тяжелые бомбардировщики, пригодные только для дальних полетов, другими словами, самолеты, которые будут использоваться для рекордных полетов, подобных полету Чкалова. [20] [21] Сосредоточение внимания советского правительства на эффектных трюках и феноменальных рекордных миссиях истощило ресурсы, необходимые для советской обороны. Когда нацистская Германия напала на Советский Союз в июне 1941 года, быстро стало очевидно, что советские ВВС не готовы к войне. [22] Плохое планирование и отсутствие организации привели к тому, что самолеты остались на авиабазах, что позволило Люфтваффе уничтожить 4000 советских самолетов за первую неделю. [23]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Когда началась Вторая мировая война , Советские Вооруженные Силы еще не были готовы или пригодны для победы в войне: Иосиф Сталин сказал в 1931 году, что советская промышленность «отстает от 50 до 100 лет». [24] западные державы. К концу войны годовое производство советских самолетов резко возросло, достигнув в 1944 году 40 241 машины. За время войны было произведено 157 261 машина, из них 125 655 боевых типов. [25]
В начале войны ВВС Красной Армии состояли из Дальнебомбардировочной авиации (Дальнебомбардировочная авиация); Фронтовая авиация, обслуживающая различные фронты сухопутных войск; Армейская авиация; и Силовая авиация, все они подчиняются Государственного комитета обороны . Главному управлению ВВС Красной Армии [26] К середине 1943 года Фронтовая авиация поглотила армейскую и войсковую авиацию.
Одной из основных причин больших потерь самолетов в начальный период войны с Германией было не отсутствие современной тактики, а недостаток опытных пилотов и экипажей наземного обеспечения, уничтожение многих самолетов на взлетно-посадочных полосах из-за неспособности командования их рассеяние и быстрое продвижение войск Хир , заставившее советских летчиков обороняться во время операции «Барбаросса», столкнувшись при этом с более современными немецкими разработками. [27] За первые несколько дней вторжения в Советский Союз Люфтваффе уничтожило около 2000 советских самолетов, большая часть которых находилась на земле, потеряв всего 35 (из которых 15 не имели боевого назначения). [28]
Основными самолетами ВВС во время Великой Отечественной войны были бронированный штурмовик-моноплан Ил-2 « Штурмовик» и серия -115 конструкции ОКБ А.С. Яковлева ОКБ одномоторных истребителей , начиная с Як-1 и его преемников. [27] Ил-2 стал (построено 36 183 штуки) самым производимым военным самолетом всех времен, при этом четыре основные версии истребителей Як (Як-1, -3, -7 и -9) были немного более многочисленными, в общей сложности из них 36 716 человек. Эти два основных типа вместе составляли около половины численности ВВС на протяжении большей части войны. Як-1 представлял собой современную конструкцию 1940 года и имел простор для развития, в отличие от зрелого Messerschmitt Bf 109, выпущенного в 1935 году . Як -9 довел ВВС до паритета с Люфтваффе и в конечном итоге позволил им одержать верх, пока в 1944 году многие пилоты Люфтваффе сознательно не избегали боя с последним и лучшим вариантом, получившим внеочередной номер Як-3 . Другими основными типами ВВС были истребители Лавочкина (в основном Ла-5 ), Пе-2 «Петляков» двухмоторные штурмовики и простой, но функциональный и универсальный средний бомбардировщик Ил-4 .
31-й бомбардировочный авиационный полк, оснащенный Пе-2, был одним из первых гвардейских бомбардировочных подразделений в ВВС — 4-м гвардейским бомбардировочным авиаполком . [29] Звание присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в ходе оборонительных действий и контрнаступления советских войск под Тихвином.
Женщины
[ редактировать ]Единственные среди участников боевых действий Второй мировой войны, советские ВВС инициировали программу по привлечению женщин с имеющейся летной подготовкой в боевые авиационные группы. Марина Раскова , одна из очень немногих женщин в ВВС до войны, использовала свое влияние на Сталина для формирования трех женских авиаполков: 586-го истребительного авиационного полка , 587-го бомбардировочного авиационного полка и 588-го ночного бомбардировочного авиационного полка ( они же Ночные ведьмы .) Женщины управляли самолетами настолько тяжелыми, что иногда двум из них приходилось тянуть назад джойстик при взлете. [30]
Последние две части ВВС были переименованы в гвардейские. Помимо трех официальных полков, отдельные советские женщины иногда служили вместе с летчиками в группах, в остальном состоящих только из мужчин. [31] Женщины-летчицы, штурманы, артиллеристы, механики, специалисты по вооружению и другой женский наземный персонал составляли более 3000 военнослужащих ВВС . Женщины-пилоты совершили 24 000 боевых вылетов.
Инновации и ленд-лиз
[ редактировать ]Хотя на местах располагались десятки дивизий Красной Армии, сформированных из отдельных советских республик, авиационных полков, сформированных из национальных меньшинств, по-видимому, было очень мало, среди них был 1-й латышский ночной авиационный полк. [32]
Главный маршал авиации Александр Новиков руководил ВВС с 1942 года до конца войны, ему принадлежит заслуга внедрения ряда инноваций и систем вооружения. В последний год войны немецкие военные и гражданские лица, отступавшие в сторону Берлина, были преследованы присутствием «низколетящих самолетов», обстреливающих и бомбящих их, - деятельность, в которой даже древний Поликарпов По-2 , много летно-тренировочный (учебный) биплан конструкции 1920-х годов. Однако это была лишь малая часть того опыта, который Вермахт получил благодаря изощренности и превосходству красных ВВС. Только в одной стратегической операции Яссско-Кишинёвской стратегической наступательной операции и 5-я 17 -я воздушные армии и авиация морской авиации ЧФ добились превосходства в самолётах 3,3 к 1 над Luftflotte 4 и Королевскими ВВС Румынии , что позволило практически полностью освободиться от Воздушное преследование сухопутных войск 2-го и 3-го Украинских фронтов . [33]
Как и многие страны-союзники во Второй мировой войне, Советский Союз получал западные самолеты по ленд-лизу и англо-советскому соглашению , в основном Bell P-39 Airacobras , Bell P-63 Kingcobras , Curtiss P-40 Kittyhawks , Douglas A-20. Havocs , Hawker Hurricanes и North American B-25 Mitchell . Некоторые из этих самолетов прибыли в Советский Союз вовремя для участия в битве под Москвой, в частности в составе ПВО или советских войск ПВО. [34] Советские летчики на P-39 набрали наибольшее количество индивидуальных убийств среди всех, когда-либо летавших на американских самолетах. Два авиаполка были оснащены Supermarine Spitfire Mk.Vbs в начале 1943 года, но сразу же понесли огромные потери из-за дружественного огня , поскольку британские самолеты слишком напоминали немецкий Bf 109. [35] Тогда Советскому Союзу было поставлено около 1200 самолетов Spitfire Mk. IX 1943 года. Советским летчикам они нравились, но не подходили для советской боевой тактики и суровых условий на передовых аэродромах вблизи линии фронта. Спитфайры Мк. Поэтому IX были переданы в подразделения ПВО и использовали свои высотные характеристики для перехвата и преследования немецких бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. К 1944 году Spitfire IX был основным истребителем, использовавшимся в этой роли, и оставался таковым до 1947 года. На самолеты, полученные по ленд-лизу из США и Великобритании, приходилось почти 12% всей советской авиации. [36]
Величайшим советским асом-истребителем Второй мировой войны был Иван Никитович Кожедуб , одержавший 62 победы с 6 июля 1943 года по 16 апреля 1945 года. [37] лучший результат среди летчиков-истребителей союзников во Второй мировой войне.
Холодная война
[ редактировать ]Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2010 г. ) |
В 1945–46 ВВС армии ТПКА вновь стали ВВС СССР. Его возможности возросли, чему способствовала передача технологий Западом: сбитые самолеты Boeing B-29 Superfortress на Дальнем Востоке и британская передача реактивных двигателей Rolls-Royce Nene . Эти силы стали одной из лучших служб Советских Вооруженных Сил благодаря разнообразию типов самолетов, их возможностям, а также силе и подготовке пилотов. Его подразделение ПВО стало независимым компонентом вооруженных сил в 1949 году, а в 1954 году достигло статуса полноправных сил как Советские Силы ПВО .
В годы «холодной войны » советские ВВС были перевооружены, усилены и внедрены современные воздушные доктрины. На пике своего развития в 1980 году они могли использовать около 10 000 самолетов, что делало их крупнейшими в мире военно-воздушными силами того времени. [38]
Советские ВВС тайно участвовали в Корейской войне . Двенадцать истребительных дивизий численностью 26 000 пилотов участвовали в боях воздух-воздух с ВВС США и других союзников, нанеся значительные потери. 64- й истребительный авиационный корпус руководил советскими силами-перехватчиками. Чтобы сохранить свое участие в секрете, Иосиф Сталин приказал МиГ-15 советских ВВС, участвовавшим в конфликте, летать с опознавательными знаками Корейских народных ВВС и ВВС НОАК , носить китайскую форму и говорить только китайские по радио фразы. воздух. [39]
В 1977 году ВВС и советские Силы ПВО были реорганизованы в странах Балтии и Ленинградской области в качестве пробного запуска более крупной реорганизации в 1980 году, охватывающей всю страну. [40] Все истребительные части ПВО были переданы в состав ВВС, в Войсках ПВО остались только зенитно-ракетные части и радиолокационные части. 6 -я отдельная армия ПВО была расформирована, а 15-я воздушная армия стала Военно-воздушными силами Прибалтийского военного округа . [40] Затем эксперимент был применен по всей стране в 1980 году. [40] Две из трех авиационных школ Войск национальной противовоздушной обороны были переданы ВВС. [41]
Западные аналитики обнаружили, что советским неславянам , в том числе евреям, армянам и азиатам, как правило, запрещалось занимать руководящие должности и занимать элитные или стратегические должности в ВВС, РВСН и советском военно-морском флоте из-за сомнений в лояльности этнических группировок. меньшинства. Аналитик RAND С. Эндерс Уимбуш сказал: «Солдаты явно набираются таким образом, который отражает беспокойство общества. У среднего российского гражданина и советского политика, принимающего решения, есть вопросы о лояльности неславян, особенно выходцев из Центральной Азии». [42] Одом, писавший через восемь лет после распада СССР, отмечал, что 97% офицерского состава составляли русские, украинцы или белорусы. [43]
Во время холодной войны ВВС была разделена на три основных направления: авиацию дальнего действия (DA) с дальними бомбардировщиками ; Фронтовая авиация ( Фронтовая авиация - ФА), ориентированная на противовоздушную оборону поля боя, непосредственную поддержку с воздуха и пресечение ; и Военно-транспортная авиация ( Военно-транспортная авиация – ВТА), которая контролировала все транспортные самолеты. Советские Силы ПВО , которые использовали самолеты-перехватчики и ракеты класса «земля-воздух», в то время были отдельной и отдельной службой в советской военной организации. [44] Еще одной независимой службой была авиация ВМФ СССР — Советская морская авиация при Ставке ВМФ.
Официальным днем ВВС был День советского воздушного флота , во время которого часто проводились заметные авиашоу, призванные продемонстрировать достижения советской авиации за последние годы на московском аэродроме Тушино . [45]
Распад Советского Союза
[ редактировать ]После распада Советского Союза в декабре 1991 года авиация и личный состав советских ВВС были разделены между новыми независимыми государствами. Россия получила большую часть этих сил, примерно 40% самолетов и 65% живой силы, которые составляют основу новых российских ВВС .
Силы в конце 1980-х годов
[ редактировать ]Авиационные средства советских ВВС были разделены на четыре типа войск (син. вид авиации ) — авиацию дальнего действия, фронтовую авиацию, военно-транспортную авиацию и армейскую авиацию (которая в случае войны перейдет в состав Сухопутных войск). В состав воздушных армий фронтовой авиации были включены учреждения подготовки летчиков.
Тип авиации | Авиационное подразделение | Высшие командные эшелоны | Примечания |
---|---|---|---|
Long Range Aviation ( дальная авиация ) | одна рука | Воздушные армии резерва Верховного военного командования (стратегического назначения) ( ВА РГК ( СН )) Главного штаба ВВС. | Включено:
|
Frontal Aviation ( фронтовая авиация ) | Fighter aviation ( истребительная авиация ) |
| Обеспечивал воздушное прикрытие сухопутных войск и сопровождение собственных авиационных средств. Второстепенные задачи включали наземную атаку с применением неуправляемых боеприпасов, воздушную разведку и тактический ядерный удар. В конце 1980-х годов в ее состав входили Су-27С, МиГ-29 и МиГ-23МЛД. |
Bomber aviation ( бомбардировочная авиация ) | Основная задача заключалась в прорыве средств ПВО противника и нанесении высокоточных ударов по объектам противника на оперативной глубине. Второстепенные задачи включали непосредственную поддержку с воздуха, воздушную разведку и тактический ядерный удар. В конце 1980-х годов в ее авиаполках эксплуатировались Су-24 и модернизированные Су-24М, а также несколько (не более 20) для подавления ПВО противника специализированных Су-24МП . | ||
Fighter-bomber aviation ( истребительно-бомбардировочная авиация ) | Основная задача заключалась в прорыве средств ПВО противника и нанесении высокоточных ударов по объектам противника на тактической глубине. Второстепенные задачи включали непосредственную поддержку с воздуха, воздушную разведку и тактический ядерный удар. В конце 1980-х годов в ее авиаполках эксплуатировались МиГ-27 и (в ограниченном количестве) Су-17М. | ||
Ground attack aviation ( штурмовая авиация ) | Основной задачей была непосредственная авиационная поддержка поля боя и уничтожение бронетанковых целей с малых и сверхмалых высот. Ее авиаполки летали на Су-25. | ||
Reconnaissance aviation ( разведывательная авиация ) | В состав разведывательной авиации входили подразделения двух типов:
| ||
Transport aviation ( транспортная авиация ) | Военно-транспортная авиация обеспечивала советским вооруженным силам стратегические воздушные перевозки и десантирование. Транспортная авиация обеспечивала возможности тактических перебросок, средств связи и медицинской эвакуации. В его состав входили смешанные авиаполки и смешанные авиационные эскадрильи, летавшие в основном на самолетах Ан-26 и вертолетах Ми-8. | ||
Special Aviation ( специальная авиация ) | Основные подразделения в этой категории включали самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки на базе модифицированных авиалайнеров, вертолеты РЭБ и РЛОБ, а также воздушные командные пункты, в основном на базе разведывательных эскадрилий Ми-8 и БПЛА . | ||
Military transport aviation ( Военно-транспортная авиация ) | одна рука | Штаб военно-транспортной авиации Главного штаба ВВС. | |
Army aviation ( армейская авиация ) | одна рука | В составе Воздушных армий в мирное время. В случае войны передать в Сухопутные войска. В конце 1990-х годов, накануне распада СССР, армейская авиация была передана в состав Сухопутных войск и стала одним из их родов войск. |
Высшие командные эшелоны ВВС
[ редактировать ]Оперативно подчинялся Главному штабу ВВС. | |||
---|---|---|---|
штаб-квартира | Примечания | ||
Units directly subordinated to the Main Staff of the Air Forces ( Части центрального подчинения Главного штаба ВВС ) | См. раздел «Непосредственное подчинение Главному штабу ВС» ниже. | Москва, РСФСР | |
Military Transport Aviation Command ( Командование военнотранспортной авиации ) | Москва, РСФСР | Принадлежал к Военно-транспортной авиации. | |
Aviation of the Reserve of the Supreme Military Command ( Авиация Резерва Главного Командования ) | 30th Smolenskaya Red Banner Air Army of Strategic Purpose ( 30-я Смоленская краснознаменная воздушная армия стратегического назначения ) | Иркутск, РСФСР. | Принадлежал к Дальней авиации. |
37th Air Army of Strategic Purpose ( 37-я воздушная армия стратегического назначения ) | Москва, РСФСР | Принадлежал к Дальней авиации. | |
46th Air Army of Strategic Purpose ( 46-я воздушная армия стратегического назначения ) | Смоленск, РСФСР. | Принадлежал к Дальней авиации. | |
4th Air Army of Operational Purpose ( 4-я воздушная армия оперативного назначения ) | Легница, Польская Народная Республика. | Принадлежал к Фронтовой авиации. В составе штаба ВВС в мирное время. Передать Верховному Главнокомандованию Западным стратегическим направлением управление в военное время. | |
24th Air Army of Operational Purpose ( 24-я воздушная армия оперативного назначения ) [46] | Vinnitsa, Ukrainian SSR | Принадлежал к Фронтовой авиации. В составе штаба ВВС в мирное время. Передать Верховному Главнокомандованию Юго-Западного стратегического направления управление в военное время. воздушная армия КМД Базировалась в Киевском военном округе в мирное время, в результате чего собственная 17-я краснознаменная ( 17-я краснознаменная воздушная армия ) в мирное время формировалась из учебных подразделений. | |
В оперативном подчинении военных округов и групп войск. | |||
High Command of the Forces of the Western Strategic Direction ( Главное командование войск Западного направления ) - HQ in Legnica, Polish People's Republic | |||
непосредственно подчиненный | (переведен из штаба ВВС в военное время): 4th Air Army of Operational Purpose ( 4-я воздушная армия оперативного назначения ) | Легница, Польская Народная Республика. | |
Western Group of Forces ( Западная группа войск ) | 16- я Краснознаменная воздушная армия | Вюнсдорф (пригород Цоссена ), Германская Демократическая Республика | Западная группа войск — это новое название недавно переименованной Группы советских войск в Германии , базирующейся в Германской Демократической Республике . |
Central Group of Forces ( Центральная группа войск ) | Никакой воздушной армии. (131-я смешанная авиационная дивизия) | Миловице , Чехословацкая Народная Республика. | Центральная группа войск базировалась на территории Чехословацкой Народной Республики . |
Northern Group of Forces ( Северная группа войск ) | Никакой воздушной армии. (4-я воздушная армия оперативного назначения базировалась в ЗО Северной группы войск.) | Северная группа войск базировалась на территории Польской Народной Республики . | |
Belorussian Military District ( Белорусский военный округ ) | 26th Red Banner Air Army ( 26-я краснознаменная воздушная армия ) | Minsk, Belarus SSR | 15 июня 1992 года приказом Министерства обороны Республики Беларусь № 05 штаб 26-й воздушной армии стал командованием Военно -воздушных сил Республики Беларусь . |
Carpathian Military District ( Прикарпатский военный округ ) | 14- я Краснознаменная воздушная армия | Львов, Украинская ССР. | |
(ВМС в оперативном подчинении): Twice awarded the Red Banner Baltic Fleet ( Дважды Краснознамённый Балтийский флот ) | ВВС Балтийского флота ( ВВС Балтийского флота ) | Kaliningrad, Kaliningrad Oblast, RSFSR | Принадлежал к морской авиации. |
(Войска ПВО оперативно приданы): | 2nd Separate Air Defence Army ( 2-я отдельная армия ПВО ) | Minsk, Belarus SSR | Принадлежал к Войскам ПВО. |
High Command of the Forces of the South-Western Strategic Direction ( Главное командование войск Южно-Западного направления ) - HQ in Chișinău , Moldavian SSR | |||
непосредственно подчиненный | (переведен из штаба ВВС в военное время): 24th Air Army of Operational Purpose ( 24-я воздушная армия оперативного назначения ) | Vinnitsa, Ukrainian SSR | |
Южная группа войск ( Южная группа войск ) | 36- я Краснознаменная воздушная армия | Дебрецен, Венгерская Народная Республика | Южная группа войск базировалась на территории Венгерской Народной Республики . |
Киевский военный округ ( Киевский военный округ ) | 17- я Краснознаменная воздушная армия | Киев, Украинская ССР. | Состоял из высших учебных заведений ВВС. |
Одесский военный округ ( Одесский военный округ ) | 5-я Краснознаменная воздушная армия | Одесса, Украинская ССР. | |
(ВМС в оперативном подчинении): | Военно-воздушные силы Черноморского флота ( ВВС Черноморского флота ) | Севастополь, Украинская ССР. | Принадлежал к морской авиации. |
High Command of the Forces of the Southern Strategic Direction ( Главное командование войск Южного направления ) - HQ in Baku , Azerbaijan SSR | |||
Северо-Кавказский военный округ ( Северо-Кавказский военный округ ) | Air Forces of the North Caucasus Military District ( ВВС Северо-Кавказского военного округа ) | ||
Закавказский военный округ ( Закавказский военный округ ) | 34-я воздушная армия | Тбилиси, Грузинская ССР. | |
Туркестанский военный округ ( Туркестанский военный округ ) | 73-я воздушная армия | Алма-Ата, Казахская ССР. | До 1 июня 1989 года воздушная армия ТВД представляла собой 49-ю воздушную армию (штаб — Ташкент, Узбекская ССР). 73-я воздушная армия контролировала средства ВВС Среднеазиатского военного округа . 1 июня 1989 года CAMD было расформировано и снова интегрировано в TMD. Таким образом, две воздушные армии также были объединены, при этом новое командование сохранило обозначение 73-й. |
High Command of the Forces of the Far East ( Главное командование войск Дальнего Востока ) - HQ in Ulan-Ude , RSFSR | |||
Far Eastern Military District ( Дальневосточный военный округ ) | 1st Red Banner Air Army ( 1-я краснознаменная воздушная армия ) | Хабаровск, РСФСР. | |
Transbaikal Military District ( Забайкальский военный округ ) | 23- я Краснознаменная воздушная армия | Chita, RSFSR | |
(ВМС в оперативном подчинении): | ВВС Тихоокеанского флота ( ВВС Тихоокеанского флота ) | Vladivostok, RSFSR | Принадлежал к морской авиации. |
внутренние военные округа | |||
Московский военный округ ( Московский военный округ ) | Air Forces of the Moscow Military District ( ВВС Московского военного округа ) | Бывшая 78-я воздушная армия. | |
Ленинградский военный округ ( Ленинградский военный округ ) | 76- я Краснознаменная воздушная армия | Leningrad, RSFSR | |
Прибалтийский военный округ ( Прибалтийский военный округ ) | 15-я воздушная армия | Рига, Латвийская ССР. | |
Приволжско-Уральский военный округ ( Приволжско-Уральский военный округ ) | Air Forces of the Volga-Ural Military District ( ВВС Приволжско-Уральского военного округа ) | Sverdlovsk (present-day Yekaterinburg), RSFSR | 1 сентября 1989 года Приволжский военный округ и Уральский военный округ были объединены в Приволжско-Уральский военный округ. Ввиду удаленности от линии фронта в условиях возможного вооруженного конфликта на два военных округа возлагалась в основном подготовка кадров (в том числе подготовка пилотов для ВВС). По этой причине вновь объединенный военный округ занимал 1-е место по общему количеству самолетов всех военных округов и группировок войск (1735 единиц), но с учетом только боевых самолетов оно сменилось на 16-е место. |
Сибирский военный округ ( Сибирский военный округ ) | Air Forces of the SIberian District ( ВВС Сибирского военного округа ) | Ввиду удаленности от линии фронта в условиях возможного вооруженного конфликта перед ЮВО велась в основном подготовка (в том числе подготовка пилотов для ВВС). По этой причине военный округ занимал медианное 9-е место по общему количеству самолетов среди всех военных округов и группировок войск, а если учитывать только боевую авиацию, то оно сменилось на последнее 19-е место. [47] | |
Кроме того, 34-й смешанный авиационный корпус ( 34-й смешанный авиационный корпус ), позже переименованный в ВВС 40-й армии, поддерживал 40-ю армию в Афганистане во время советско-афганской войны . Ее штаб находился в Кабуле, Демократическая Республика Афганистан , рядом со штабом самой 40-й армии.
Непосредственно подчиняется Главному штабу ВС.
[ редактировать ]Несколько соединений и авиационных частей находились в непосредственном подчинении Главного штаба ВВС ( Главного штаба ВВС ). [48] Они обеспечивали воздушный транспорт для высокопоставленных правительственных и военных чиновников, летные испытания или поддержку других областей исследований и разработок.
Подразделения, находящиеся в непосредственном подчинении Главного штаба :
- 21-я авиационная эскадрилья летающих лабораторий - Кубинка - Ан-12, Ан-26, Ми-8.
- 27-я вертолётная эскадрилья — Семипалатинск , Казахская ССР — Ми-8 (обеспечивала летную поддержку Семипалатинского полигона , ядерного полигона)
- 101-я испытательная авиационная эскадрилья (287-я по некоторым данным) — Нукус , Узбекская ССР — Ан-26, Ми-8 (оказывала поддержку 8-го полигона Станции химической защиты на плато Устюрт )
- 220-я испытательная авиационная эскадрилья специального назначения - Аральск, Казахская ССР - Ан-72, Ан-26, Ми-26, Ми-8, Ан-2 (обеспечивала бортовое телеметрическое наблюдение ракетного полигона Капустин Яр . аэродром также обеспечивал полеты связи на сверхсекретный полигон бактериологической борьбы «Бархан» на острове Возрождения )
- неопознанная авиационная эскадрилья - Клин - Ту-134, Ан-12, Ан-26, Ан-24, Ми-8 (авиабаза Клин также считалась "домашним" аэродромом авиации Войск ПВО и базировался смешанный авиаполк там с задачей обеспечить полеты связи Главного штаба Войск ПВО и повышение летной квалификации офицеров-летчиков высшего звена)
- Эскадрилья транспортной авиации — Приволжский (под Астраханью ) — Ил-18, Ан-26, Ми-8 (обеспечивала полеты связи 116-му Центру боевого применения авиации ПВО).
- 2-й Государственный центральный полигон (обозначение в некоторых источниках указано как) - Семипалатинск
- Эскадрилья транспортной авиации - ЗАТО "Курчатов-21" (также иногда обозначается как "Семипалатинск-21") - Ан-30РР, Ан-24РР, Ми-8/9 (РР - Радиационная разведка)
- Эскадрилья транспортной авиации - Семипалатинск (аэродром Жанасемей) - Ан-30, Ан-24РР
- 5-й Центральный научно-исследовательский институт (обозначение в некоторых источниках - Воронежский
- Составная авиационная эскадрилья - аэропорт Воронеж - Ил-20, Ми-8 ( РЭБ )
- 8-я авиационная дивизия специального назначения - Чкаловский
- 353-й авиационный полк специального назначения - Чкаловский - Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ил-76, Ан-72.
- 354-й авиационный полк специального назначения - Чкаловский - Ил-76, Ил-22, Ан-12, Ан-26, Ан-24.
- (355-й авиационный полк особого назначения - Чкаловский - расформирован в 1989 году и включён в состав 353-го авиационного полка вместе с самолётами Ту-134 и Ту-154)
- Сводная авиационная эскадрилья - Чкаловский - Ил-80 (4 самолета), Ил-76РТ (2 самолета) (придана 8-й АДСП для управления воздушным движением, наземного обеспечения и технического обслуживания, но подчиняется непосредственно Минобороны. Ил-80 был вариантом воздушного командного пункта Ил -86 и советским аналогом Е-4 . Четыре Ил-80 получили командную оперативную группу офицеров, назначенных Министерством обороны, во время дежурства в воздухе. Два Ил-76РТ были ретрансляционными. Самолеты (РТ — «ретранслятор») и не имели на борту командно-оперативной группы. Они обеспечивали сверхвысокочастотную связь между советской ядерной триадой и командными центрами и были оборудованы антенной решеткой, общая длина которой могла достигать 6 километров. ПЛАРБ ВМФ и Дальняя авиация ВВС обычно использовали альтернативные каналы связи, поэтому основной задачей для Ил-76РТ оставалось обеспечение связи с РВСН . Система управления получила обозначение «Звено цепи» . Звено" ) и включал в себя Ил-80, Ил-76РЦ, подземные шахтные «Периметр» и железнодорожные ракеты командного оповещения «Горн» .
- Главное командование войск Южного стратегического направления — Баку , Азербайджанская ССР.
- 300-я смешанная авиационная эскадрилья - Кала - Ту-154, Ту-134, Ил-22, Ан-26, Ан-24, Ми-6, Ми-8/9, Ка-27ПС, Ан-2, Ми-2.
- Главное командование войск Юго-Западного стратегического направления — Кишинев , Молдавская ССР
- 153-я смешанная авиационная эскадрилья - Кишинев - Ту-134, Ил-22, Ан-72, Ан-26, Ан-24, Ми-8/9.
- Организация Варшавского договора
- 929-й Государственный летно-испытательный центр имени В.П. Чкалова Минобороны СССР - Ахтубинск (испытания каждого типа военных самолетов, предназначенных для ВВС, Войск ПВО, Морской авиации и на экспорт)
- 75th Composite Aviation Regiment - Akhtubinsk - Ан-12, Ан-26, Ан-24, Ан-72, Ту-154, Ми-8
- 333-й смешанный авиационный полк - Ахтубинск - Ту-16, МиГ-21.
- Центр подготовки летчиков-испытателей ВВС - Ахтубинск - МиГ-21, Л-39, Як-40, Ан-26, Ми-8.
- Сводный авиационный полк специального назначения - Су-27, МиГ-29, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ка-29, Ан-12, Ан-72, Ил-38, Ту-142, МИ-6. , Ми-8, Як-38 (лётные испытания морской авиации)
- 368-я смешанная авиационная эскадрилья - аэропорт Нальчик - Ан-12, Ми-8 (горные испытания)
- 47-я смешанная авиационная эскадрилья - Ан-26, Ми-8.
- Составная авиационная эскадрилья - Ил-76, Ан-12, Ан-72, Ан-26.
- Вертолетная эскадрилья - Ми-26, Ми-6, Ми-8.
- Авиационный рейс (возможно, два отдельных авиарейса с базированием в Чкаловском, один на Ил-20, другой на Ил-22)
- Нижнетагильский институт испытания металлов
- Летно-испытательная база - аэродром Салка, Нижний Тагил - Ту-16, Су-24, Су-25, МиГ-21, Ан-12, Ан-24 (испытания авиационного вооружения)
Военно-транспортная авиация
[ редактировать ]Советская Военно-транспортная авиация в конце 1980-х годов имела следующую структуру: [49]
Военно-транспортное авиационное командование , Москва, РСФСР.
- 18-я гвардейская Таганрогская, ордена Красного Знамени, орденов Суворова и ордена Кутузова военно-транспортная авиационная дивизия , Шяуляй , Литовская ССР
- 128-й гвардейский Ленинградский ордена Краснознамённый военно-транспортный авиационный полк, Паневежис , Литовская ССР — Ильюшин Ил-76М
- 196-й гвардейский Минский военно-транспортный авиационный полк, Тарту , Эстонская ССР — Ильюшин Ил-76М
- 600-й военно-транспортный авиационный полк, Кедайняй , Литовская ССР — Ил-76
- 117-й Берлинский ордена Кутузова авиационный полк радиоэлектронной борьбы , Шяуляй , Литовская ССР — Антонов Ан-12ПП/ППС
- 6-я гвардейская Запорожская , ордена Богдана Хмельницкого, военно-транспортная авиационная дивизия, Кривой Рог , Украинская ССР [50]
- 37-й военно-транспортный авиационный полк, Арциз , Украинская ССР — Ил-76
- 338-й военно-транспортный авиационный полк, Запорожье , Украинская ССР — Ил-76
- 363-й Черкасский ордена Суворова и орденов Богдана Хмельницкого военно-транспортный авиационный полк, Кривой Рог , Украинская ССР — Ильюшин Ил-76
- 7-я военно-транспортная авиационная дивизия Мелитополь , Украинская ССР.
- 25th Moskovskiy Military Transport Aviation Regiment - Ilyushin Il-76
- 175-й военно-транспортный авиационный полк - Ильюшин Ил-76
- 369-й военно-транспортный авиационный полк - Ильюшин Ил-76
- 3-я гвардейская Смоленская ордена Суворова и Кутузова военно-транспортная авиационная дивизия, Витебск , Белорусская ССР
- 110th Military Transport Aviation Regiment, Krechevitsy (near Novgorod ), RSFSR - Ilyushin Il-76
- 334-й Берлинский Краснознамённый , Витебск , Белорусская ССР — Ильюшин Ил-76
- 12th Mginskaya Red Banner Military Transport Aviation Division , Tver , RSFSR
- 566-й Солнечногорский , ордена Красного Знамени и Кутузова военно-транспортный авиационный полк, Сешта (под Брянском ), РСФСР — Антонов Ан-124
- 978-й военно-транспортный авиационный полк, Сешта (под Брянском ), РСФСР — Ан-124 (2 эскадрильи), Ил-76 (1 эскадрилья)
- 8th Military Transport Aviation Regiment, Tver, RSFSR - Antonov An-22
- 81-й военно-транспортный авиационный полк, Иваново - Северный - Ан-22
- отдельные полки Военно-транспортной авиации:
- 192nd Guards Kerchenskiy Red Banner Military Transport Aviation Regiment, Ukkurey , Chita Oblast, RSFSR - Ilyushin Il-76MD
- 708th Military Transport Aviation Regiment, Taganrog , Rostov Oblast, RSFSR - Ilyushin Il-76MD
- 930th Komsomolskiy Transylvanskiy Red Banner Military Transport Aviation Regiment, Zavitinsk , Amur Oblast, RSFSR - Antonov An-12
- 194-й Краснознамённый гвардейский Брянский военно -транспортный авиационный полк имени Н. Ф. Гастелло , Фергана , Узбекская ССР — Антонов Ан-12
- учебные заведения
- 610-й Центр боевой подготовки и переоборудования летного состава Военно-транспортной авиации, Иваново - Северный - Ил-76 (2 учебных и 1 испытательно-оценочная эскадрильи)
- мобилизационные средства военного времени
- Государственный авиаперевозчик «Аэрофлот» был мобилизационным резервом Военно-транспортной авиации на время войны, при этом некоторые самолеты Ил-76 гражданской авиакомпании сохранили кормовые турели самообороны ( Аэрофлот Ил-76МД ).
- средства воздушной перевозки за пределами Военно-транспортной авиации
- 8-я авиационная дивизия специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — транспортно-командная авиационная часть высших должностных лиц СССР.
- 70-й транспортный полк специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — Ильюшин Ил-62 , Ил-86 , Ил-76
- 353-й транспортный полк специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — Ан-12 , Ан-26 , Ан-24
- 354-й транспортный полк специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — Туполев Ту-134 , Ту-154
- Отдельная авиационная эскадрилья управления и ретрансляции, Москва — Авиабаза Чкаловский , РСФСР — Ил-80 , Ил-82
- В каждом командовании Стратегического направления и в каждом военном округе также имелся сводный авиационный полк, в состав которого входили транспортные самолеты Ан-24, Ан-26 (возможно, Ан-12), вертолеты Ми-8 (возможно) Ми-2 и Ту-134 в качестве командующий стратегическим направлением или личной транспортной авиацией военного округа.
- 8-я авиационная дивизия специального назначения, Москва — авиабаза Чкаловский , РСФСР — транспортно-командная авиационная часть высших должностных лиц СССР.
Учебные училища ВВС и ПВО.
[ редактировать ]В список военных училищ «Красной звезды» от 17 января 1980 года входило 24 училища ВВС. [51] Сообщалось о девяти высших авиационных школах пилотов (в том числе Борисоглебском высшем военном авиационном училище летчиков в Борисоглебске ), двух штурманских училищах (в том числе Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов/50 лет ВЛКСМ ), Харьковском высшем военном авиационном училище. Командное училище связи, пять трехклассных техникумов, шесть инженерных училищ ВВС (в том числе Киевское высшее военное авиационное инженерное училище ), Курганское высшее военно-политическое авиационное училище.
В 1988 году в состав школ входили: [52]
- 5-й Центральный курс подготовки и усовершенствования авиационного персонала, г. Фрунзе , Чуйская область , Киргизская ССР (штаб ВВС)
- 796-й Краснознаменный центр подготовки офицеров для истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации, г. Тоцкое , Оренбургская область (штаб ВВС)
- Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО (ВВС Северо-Кавказского военного округа )
- Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВС Приволжско -Уральского военного округа )
- Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков (штаб Барнаул , Алтайский край ) (ВВС Сибирского военного округа) — 44-й (Панфиловский) , 54-й, 99-й, 662-й учебные авиаполки в 1990 году. [53]
- Borisoglebsk Higher Military Aviation School of Pilots ( Borisoglebsk , VVS NCMD)
- Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.
- Kacha Higher Military Aviation School of Pilots ( Volgograd , HQ VVS)( ru:Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков )
- Канское военное авиационное училище пневматических стрелков-радистов ВВС ( г. Канск , ВВС Сибирского военного округа)
- Krasnodar Higher United Flight-Technical School ( Krasnodar , VVS NCMD; ru:Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков )
- Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков ( Оренбург , ВВС Приволжско-Уральского военного округа)
- Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков (Саратов, ВВС Приволжско-Уральского военного округа; вертолетная подготовка)
- Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО ( Ставрополь , ВВС Северо-Кавказского военного округа )
- Сызранское высшее военное авиационное училище пилотов
- Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков ( Тамбов , Тамбовская область , ВВС Московского военного округа )
- Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков ( Уфа )
- Yeysk Higher Military Aviation School for Pilots ( Yeysk , ru:Ейский высший военный авиационный институт )
- 17-я воздушная армия ( Киевский военный округ , преимущественно учебная армия)
- Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков ( Чернигов , ВВС Киевского военного округа )
- Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков ( Харьков - Чугуев , ВВС Киевского военного округа )
- Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов ( Луганск )
Существует также список баз советских ВВС с указанием различных авиабаз этих сил.
Главнокомандующие
[ редактировать ]Инвентаризация ВВС СССР в 1990 году
[ редактировать ]- 175 стратегических бомбардировщиков [54]
- 160 Tupolev Tu-95
- 15 Tupolev Tu-160
- 390 средних бомбардировщиков [54]
- 80 Tupolev Tu-16
- 120 Tupolev Tu-22
- 190 Туполев Ту-22М
- 1275 бойцов
- 50 Mikoyan-Gurevich MiG-21
- 595 Mikoyan-Gurevich MiG-23
- 90 Су-27
- 540 Mikoyan MiG-29
- 2510 штурмовиков [55]
- 535 Сухой Су-17
- 830 Су-24
- 340 Су-25
- 905 Mikoyan MiG-27
- 74 танкера
- 14 Ильюшин Ил-78
- 40 Myasishchev M-4 'Molot'
- 20 Tupolev Tu-16
- 835 самолетов разведки и радиоэлектронного противодействия (РЭБ)
- 50 Mikoyan-Gurevich MiG-21
- 160 Mikoyan-Gurevich MiG-25
- 135 Су-17
- 150 Су-24
- 170 Yakovlev Yak-28
- 120 Tupolev Tu-16
- 20 Туполев Ту-22М
- 30 Ильюшин Ил-22
- 577 транспортных самолетов
- 12 Антонов Ан-124
- 55 Антонов Ан-22
- 125 Антонов Ан-12
- 385 Ильюшин Ил-76
- 2935 гражданских и других транспортных самолетов, обычно самолетов Аэрофлота , которые легко переоборудовались.
Эволюция раунделя
[ редактировать ]Красная пятиконечная звезда без каймы использовалась до 1943 года. | |
Красная звезда с черной круглой каймой внутри звезды иногда использовалась в 20-х и 30-х годах. [56] | |
Красная звезда с черной каймой использовалась в период с 1941 по 1943 год, но постепенно была снята с производства. [56] | |
В начале сороковых годов многие военно-воздушные силы по всему миру начали обводить свои медали белой каймой. Советский Союз тоже экспериментировал с этим. [56] В конце 1942 года почти повсеместно стали обводить белой краской красные звезды; В 1943 году стандартным опознавательным знаком ВВС Красной Армии стала звезда с белой каймой. [57] | |
Красная звезда с желтой каймой в 1942-1945 годах использовалась крайне редко. [56] | |
Красная звезда с выпуклой штриховкой и бело-красной каймой известна как «Кремлевская звезда». Использовался умеренно в 1940-1945 гг. [56] | |
Красная пятиконечная звезда с бело-красной каймой впервые начала появляться на советских самолетах в конце 1943 года и стала широко использоваться в последующие годы. С 1945 года такая звезда использовалась практически повсеместно. Опознавательный знак был нанесен на верхнюю и нижнюю поверхности крыла, вертикальное оперение и борта хвостовой части фюзеляжа. В пятидесятых годах этот вариант опознавательного знака назывался звездой победы. Применялся в ВВС СССР до его распада, в ВВС России до 2010 года и вновь с 2013 года. В настоящее время находится на вооружении Вооружённых Сил Республики Беларусь . |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Главное управление Военно-Воздушных сил Красной Армии" [GUVVS] (in Russian). RKKA. Archived from the original on 29 May 2008 . Retrieved 31 May 2008 . ; «Структура управления советскими ВВС в 1918–1941 гг.» . О воздушной силе. 2008. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Хайэм и Гринвуд 1998 , стр. 40–46.
- ^ warintheskies.com, Майк Колклаф. «Советские ВВС (ВВС)» . www.warintheskies.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Yeliseyev 2016 , p. 472.
- ^ Jump up to: а б Палмер 2006 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б с Палмер 2006 , с. 230.
- ^ Бэйлз 1976 , с. 63.
- ^ Бергман, Джей (январь 1998 г.). «Валерий Чкалов: советский летчик как новый советский человек». Журнал современной истории . 33 (1): 136. дои : 10.1177/003200949803300108 . S2CID 157937639 .
- ^ Фитцпатрик, Шейла (1999). Повседневный сталинизм: обычная жизнь в необычные времена: Советская Россия в 1930-е годы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 73.
- ^ Палмер 2005 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д Палмер 2005 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Бергман, стр.149
- ^ Бэйлз 1976 , стр. 63–4.
- ^ Палмер 2006 , с. 248.
- ^ Бэйлз 1976 , с. 64.
- ^ Хардести 1991 , с. 55.
- ^ 2-я воздушная армия была создана 15 марта 1937 года на Дальнем Востоке, а несколько позже — 3-я воздушная армия в Северо-Кавказском военном округе .
- ^ «Харин» . Все тузы .
- ^ Бэйлз 1976 , с. 73.
- ^ Бэйлз 1976 , с. 69.
- ↑ Бэйлз цитирует статью красного генерала ВВС Алксниса: «Конструктор, создающий и оборудующий самолет, должен быть ориентирован не на феноменально одаренных летчиков, а на рядовых пилотов».
- ^ Бэйлз 1976 , с. 55.
- ^ Уайтинг, Кеннет (1986). Советская ВВС (переработанная ред.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 125.
- ^ «Почему Сталин пришел к власти?» . Социалистический рабочий онлайн . 1 августа 2003 года. Архивировано из оригинала 10 января 2011 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Хардести 1991 , с. 225.
- ^ Гланц, Возрождение Колосса, 311.
- ^ Jump up to: а б Бакли, Джон (1999). Воздушная мощь в эпоху тотальной войны . Издательство Университета Индианы. стр. 134, 143. ISBN. 0-253-33557-4 .
- ^ Рэтли III, майор Лонни О (март – апрель 1983 г.). «Урок истории: Люфтваффе и Барбаросса» . Обзор воздушного университета . База ВВС США Максвелл: воздушная и космическая мощь. Архивировано из оригинала 25 сентября 2014 года . Проверено 18 декабря 2015 г.
- ↑ Майкл Холм, 4-й гвардейский Новгородский бомбардировочный авиационный полк. Архивировано 18 марта 2012 года в Wayback Machine . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ Рейган, Джеффри. Военные анекдоты (1992) с. 56, Издательство Гиннесс ISBN 0-85112-519-0
- ^ Хардести 1991 , с. 193.
- ^ «1-й Латышский ночной авиационный полк ( легкобомбардировочный режицкий )» (на русском языке). AllAces.ru. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Вагнер, Рэй (ред.) и Лиланд Фетцер (пер.). Советские ВВС во Второй мировой войне: Официальная история . Мельбурн: Wren Publishing, 1973, стр.301. ISBN 0-85885-194-6 .
- ^ Хилл, Александр (2007). «Британская помощь по ленд-лизу и советские военные усилия, июнь 1941 – июнь 1942». Журнал военной истории . 71 (3): 773–808. дои : 10.1353/jmh.2007.0206 . JSTOR 30052890 . S2CID 159715267 .
- ^ Хардести 1991 , с. 135.
- ^ Красный Феникс , с. 253 (Приложения)
- ^ «История авиации: Интервью с советским асом Великой Отечественной войны Иваном Кожедубом» . ИсторияНет . 12 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2016 г. . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Хеймс, Дэвид Р. «Русские авиационные полки 1941–» . Самолет. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года.
- ^ Карсон 2018 , стр. 157–163.
- ^ Jump up to: а б с Холм 2011 .
- ^ Скотт и Скотт, Вооруженные Силы СССР, Третье издание, 1984, 165.
- ^ «СССР: Военная машина Москвы» . Время . 23 июня 1980 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Одом 1998 , стр. 45–46.
- ^ Зикель и Киф 1991 .
- ^ Предыстория МАКСа - содержит полную информацию о российских и советских авиасалонах.
- ^ Стивен Дж. Залога, «Вооруженные силы Украины», Jane's Intelligence Review , март 1992 г., стр.135.
- ^ Jump up to: а б Drozdov 2016 .
- ^ Drozdov 2016 , pp. 9–10.
- ^ "ввс" . 20 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Фесков и др. 2004, стр. 146.
- ^ Кристина Ф. Шелтон, «Советская система военного образования для ввода в эксплуатацию и подготовки офицеров» [ мертвая ссылка ] , библиографическое описание и ссылка на документ в формате PDF , Приложение.
- ^ Холм, Майкл. «Летные школы и учебные центры» . WW2.ДК. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков» . ww2.dk . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Россия: Дальняя авиация» . GlobalSecurity.org. 2010. Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ «Россия: Инвентаризация ВВС» . GlobalSecurity.org. 2010. Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эрик Пилавский, цвета истребителей Советских ВВС 1941-1945 гг., Classic Publications.
- ^ Схема построения звезд Archived 2013-04-20 at the Wayback Machine .// Yandex.Photos
- Карсон, Остин (31 декабря 2018 г.). Секретные войны: скрытый конфликт в международной политике . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9780691184241-006 . ISBN 978-0-691-18424-1 . S2CID 239293400 .
- Drozdov, Sergey (March 2016). "Была такая авиация... Эхо былой воздушной мощи" [There Once Was Such Aviation... Echo of Air Power Past]. Авиация и космонавтика [Aviation and Spaceflight] .
- Хардести, Фон (1991) [1982]. «Где были наши ВВС?» . Красный Феникс: Расцвет советской авиации 1941–1945 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 55 . ISBN 0-87474-510-1 .
- Хайэм, Робин; Гринвуд, Джон Т. (1998). Российская авиация и авиация в ХХ веке . Рутледж Пресс. ISBN 978-0-7146-4784-5 .
- Холм, Майкл (23 августа 2011 г.). «1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия» . WW2.ДК. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года.
- Одом, Уильям Э (2000). Крах советской армии . Издательство Йельского университета.
- Палмер, Скотт (2006). Диктатура в воздухе: авиационная культура и судьба современной России . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85957-3 .
- Палмер, Скотт (2005). «Икар, Восток: символические контексты бегства русских». Славянский и восточноевропейский журнал . 49 (1). дои : 10.2307/20058219 . JSTOR 20058219 .
- Скотт, Харриет Фаст; Скотт, Уильям Ф. (1984). Вооруженные Силы СССР (3-е изд.).
- Залога, Стив; Волстад, Рон (1987). Внутри Советской Армии сегодня .
- Зикель, Раймонд Э; Киф, Юджин К. (1991). Советский Союз: страноведение . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. Федеральный исследовательский отдел. Продается Супт. доц., УСГПО
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт. Советские самолеты и авиация, 1917–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1994. ISBN 1-55750-770-8 .
- Бэйлз, Кендалл (1976). «Технология и легитимность: советская авиация и сталинизм в 1930-е годы». Технологии и культура . 17 (1): 55–81. дои : 10.2307/3103253 . JSTOR 3103253 . (январь 1976 г.)
- Бергман, Джей (январь 1998 г.). «Валерий Чкалов: советский летчик как новый советский человек». Журнал современной истории 33 (1): 136.
- Бойд, Александр. Советские ВВС с 1918 года . Нью-Йорк: Штейн и Дэй, 1977. С разделом черно-белых фотопластинок и диаграмм. карты и диаграммы вместе с указателем. Впервые опубликовано в журнале «Советские ВВС» Макдональдом и Джейнсом (Великобритания) в 1977 году.
- Купер, Том (июль – август 2002 г.). « Флоггеры» в действии: первые МиГ-23 в оперативной эксплуатации». Air Enthusiast . № 100. С. 56–67. ISSN 0143-5450 .
- Уимбуш, С. Эндерс; Алексиев, Алекс (1982). Этнический фактор в Советских Вооружённых Силах . РЭНД.
- Гость, Карл-Фредрик. «Обратный разговор». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 78–79. ISSN 0143-5450 .
- Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (ноябрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (104): 37–56. ISSN 1243-8650 .
- Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (декабрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (105): 50–56. ISSN 1243-8650 .
- Лоза, Д.Ф. Атака аэрокобр: советские асы, американские P-39 и воздушная война против Германии . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса, 2001. ISBN 0-7006-1140-1 .
- Мейсон, Ричард Энтони и Джон Уильям Рэнсом Тейлор. Авиация, стратегия и действия советских ВВС. Лондон: Джейн, 1986.
- Мойнахан, Брайан (1989). Когти медведя: История Красной Армии от революции до наших дней .
- Палмер, Скотт (2005). «Икар, Восток: символические контексты бегства русских». Славянский и Восточноевропейский журнал 49 (1): 38.
- Пеннингтон, Рейна. (2002) Крылья, женщины и война: советские летчицы в боях Второй мировой войны . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса, 2002. ISBN 0-7006-1145-2 .
- Фон Хардести; Илья Гринберг (2012). Восстание Красного Феникса: Советские ВВС во Второй мировой войне (2-е изд.). Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-1828-6 .
- Вагнер, Рэй (редактор), Фетцер, Лиланд (пер.), Советские ВВС во Второй мировой войне: официальная история , Wren Publishing, Мельбурн, 1973 г. ISBN 0-85885-194-6
- Уайтинг, Кеннет (1986). Советская авиация (переработанная ред.). Боулдер, Колорадо: Westview Press.
- Yeliseyev, Sergey (2016). Организационное строительство отечественных военно-воздушных сил (1930–1931 гг.) (PDF) (in Russian). Moscow: Center of Military Strategic Research, Military Academy of the General Staff.
- "Советские Войска ПВО в последние годы Союза ССР. Часть 1" by A.G. Lenskiy and M.M. Tsybin, Saint Petersburg 2013, 164 pages
- "Все истребительные авиаполки Сталина" by V. Anokhin and M Bykhov, Moscow 2014, 944 pages
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Диктатура авиации Веб-сайт и блог, посвященные истории советской/российской авиации.
- Globalsecurity.org о российском воздушном вооружении, полезном для структуры советских ВВС