Jump to content

Yakovlev Yak-28

(Перенаправлено с Як-28П )

Yak-28
Як-28 в полете
Общая информация
Тип Средний бомбардировщик
Разведка
Электронная война
Перехватчик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Yakovlev
Основные пользователи Советские ВВС
Количество построенных 1,180 [ 1 ]
История
Дата введения 1960
Первый полет 5 марта 1958 г.
Ушедший на пенсию 1992 (Беларусь)

Яковлев Як-28 ( русский : Яковлев Як-28 ) представляет собой стреловидное крыло , с турбореактивным двигателем боевой самолет , используемый Советским Союзом . Первоначально выпускавшийся как тактический средний бомбардировщик , он также производился в версиях для разведки , радиоэлектронной борьбы , перехватчика и учебно-тренировочных самолетов , известных в отчетах НАТО под названиями Brewer , Brewer-E , Firebar и Maestro соответственно. Созданный на основе прототипа Як-129 , совершивший первый полет 5 марта 1958 года, он начал поступать на вооружение в 1960 году.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Як-28 был первым [ 2 ] увиденный Западом на Тушинском авиасалоне в 1961 году . Западные аналитики первоначально полагали, что это истребитель , а не штурмовик и продолжение Як-25М , и он получил обозначение «Фонарик». После того, как его реальная роль была реализована, серия бомбардировщиков Як-28 была переименована в «Брюэр».

Як-28 имел большое среднерасположенное крыло со стреловидностью 45 градусов. Хвостовое оперение расположено посередине вертикального киля (с вырезами для обеспечения движения руля направления). На передних кромках устанавливались предкрылки, а на задних кромках крыла - щелевые закрылки. Два двигателя Туманский Р-11 турбореактивных , первоначально с тягой по 57 кН (12795 фунтов силы) каждый, были установлены в гондолах, как и на предыдущем Як-25 . Установленные на крыле двигатели и основные стойки велосипедного типа (дополненные выносными колесами в обтекателях возле законцовок крыла) были широко разнесены, что позволяло использовать большую часть фюзеляжа для топлива и оборудования. В основном он был дозвуковым, хотя Маха на большой высоте можно было превысить 1 .

Общий объем производства всех Як-28 составил 1180 штук.

Операционная история

[ редактировать ]

Этот самолет, пожалуй, наиболее известен героическими действиями капитана Бориса Капустина и лейтенанта Юрия Янова после того, как у Як-28, который они пилотировали, 6 апреля 1966 года произошла катастрофическая неисправность двигателя. Им было приказано отклониться от курса и попытаться приземлиться в советской зоне Германии. , но потерял управление самолетом и вошел в воздушное пространство Западного Берлина . Экипажу удалось избежать жилого комплекса, но он врезался в озеро Штёсензее [ де ] , не катапультировавшись. Их тела вместе с обломками были подняты из озера водолазами Королевского флота (прилетевшими из Портсмута) и специалистами по спасанию, которые также извлекли из самолета важные сверхсекретные материалы. Сюда входили двигатели, которые были доставлены в RAF Gatow для проверки RAF и американскими инженерами. Тела двух летчиков были возвращены в СССР со всеми воинскими почестями как советских, так и британских военнослужащих, и оба они были посмертно награждены орденами Красного Знамени . Первый двигатель был восстановлен 18 апреля 1966 года, а второй неделю спустя; оба двигателя были возвращены Советскому Союзу 2 мая 1966 года. [ 3 ]

Як -28П был снят с вооружения в начале 1980-х годов, но учебно-тренировочные и другие версии оставались на вооружении до распада Советского Союза и летали как минимум до 1992 года. Самолеты-разведчики и самолеты РЭБ в конечном итоге были заменены вариантами Су-24. .

Варианты

[ редактировать ]

Прототип

[ редактировать ]

Yak-129

Прототип Як-28. [ 4 ]

Yak-28UVP prototype ( ukorochennyy vzlyot i posahdka short takeoff and landing )

Yakovlev Yak-28U
Одноместный Як-28, переоборудованный для отработки техники укороченного взлета и посадки с баллонами JATO и тормозными парашютами. [ 4 ]

Прототип Як-28СР ( самолет-распылитель - самолет для распыления/опыления) первое применение СР. [ 4 ]

Самолет химического оружия для дозирования пыли или жидких отравляющих веществ из подкрыльевых баков/аппликаторов. Несмотря на рекомендации к производству, на ВВС они так и не были поставлены .

Yak-28PM prototype

Чертеж Як-28-64 в трех проекциях, прототипа, так и не поступившего на вооружение.
Модернизированный Як-28П с двигателями Р11АФ3-300, летные испытания начались в 1963 году, но разработка была прекращена, когда Р11АФ3-300 не пошел в производство. Модификация «ПМ» с модернизированным двигателем установила рекорд скорости 2400 км/ч в 1963 году.

Yak-28URP prototype

Прототип высотного перехватчика, использующий ракетный двигатель для повышения характеристик на этапе перехвата.

Yak-28-64 prototype

Глубоко переработанный Як-28П с двигателями Туманский Р-11 F2-300, перенесенными в заднюю часть фюзеляжа с воздухозаборниками, доходящим до кабины, должен был составить конкуренцию Су-15 . Характеристики были очень разочаровывающими: они были медленнее, чем у Як-28П, а серьезные проблемы с реверсом элеронов привели к отказу от Як-28-64.

Yak-28VV proposition ( vertikahl'nyy vzlyot – vertical take-off)

Проект вертикального взлета и посадки с двумя подъемно-маршевыми двигателями Р-27АФ-300 и четырьмя подъемными двигателями Р39П-300 в носовой части фюзеляжа.

Yak-28LSh позиция

Проект лёгкого штурмовика, конкурирующего с Ил-102 и Су Т-8 , ликвидирован на ранней стадии.
Yakovlev Yak-28P

Yak-28A ( Izdeliye B )

Первый тип учебно-тренировочного самолета тактической бомбардировки. Радар и авионика на борту еще не завершены, поэтому предполагается, что он будет работать в течение дня. В основном он использовался в качестве тренировки по смене типов самолетов для членов экипажа и в качестве учебного материала на земле. После этого некоторые детали и расположение проводки были отражены в более поздних серийных моделях. [ 4 ]

Тип массового производства

[ редактировать ]
Тактический бомбардировщик Як-28Л с застекленной носовой частью.

Yak-28B ( Izdeliye 28B ; NATO reporting name: "Brewer-A" )

Производство Як-28 с установленной РЛС прицеливания и различными улучшениями, такими как приспособления для JATO бутылок . Заводской номер неизвестен. [ 5 ]

Yak-28L ( Izdeliye 28L ; NATO reporting name: "Brewer-B" )

Тактический бомбардировщик с наземной системой наведения, использующей триангуляцию от наземных передатчиков. Всего построено 111 штук. [ 5 ]

Yak-28I ( Izdeliye 28I ; NATO reporting name: "Brewer-C" )

Yakovlev Yak-28I
Тактический бомбардировщик с системой внутреннего прицеливания «Инициатива-2» с обзорной радиолокационной станцией 360 градусов. Всего построено 223 экземпляра. [ 5 ]

Yak-28U ( Izdeliye 28U ) ( uchebnyy – training) (NATO reporting name – "Maestro" )

Это был учебно-тренировочный самолет с двойным управлением и второй кабиной в носовой части для пилотов-студентов; Изготовлен в качестве прототипа в 1962 году. [ 5 ] Всего было построено 183 экземпляра. [ 5 ]
Yak-28R

Yak-28R ( Izdeliye 28R ; NATO reporting name: "Brewer-D" )

Специализированный тактический разведывательный вариант Як-28И с увеличенным пространством под фонарем пилота, увеличенным носовым остеклением со скошенной задней перегородкой, радаром «Инициатива-2» и пятью сменными поддонами, содержащими различную арматуру боевого оборудования. Прототип 1963 года. [ 5 ] Всего построено 183 экземпляра. [ 5 ]

Yak-28SR ( Izdeliye 28SR ) второе использование of SR. [ 4 ]

Самолет-тактический разведчик, оснащенный активной системой радиолокационных помех (СПС-141 или СПС-143). Производство было в очень небольших масштабах.

Yak-28TARK ( televiszionnyy aviatsionnyy razveddyvatel'nyy kompleks ) [ 4 ]

Система телевизионной разведки для отправки изображений в реальном времени на наземную базу. Резервное копирование обеспечивается фотокамерой с фокусным расстоянием 190 мм.

Yak-28RR ( Izdeliye 28RR )

Самолет радиационной разведки с блоками отбора проб воздуха RR8311-100 для сбора проб в результате ядерных испытаний. Блоки были специально разработаны для Як-28РР, но стали стандартными для всех последующих самолетов радиационной разведки. Модификация ряда существующих самолетов Як-28Р. [ 5 ]

Yak-28RL

Самолет радиационной разведки, спроектированный с использованием модулей для отбора проб воздуха RR8311-100, без какого-либо другого специального оборудования. Модификация ряда существующих самолетов Як-28Л. [ 5 ]
Яковлев Як-28R и Як-28PP

Як-28ПП ( Изелие 28ПП ) (по классификации НАТО — «Пивовар-Э» )

Развернутый в 1970 году, он примечателен как первый [ 2 ] Советский самолет радиоэлектронного противодействия (РЭБ). Он был безоружен, с обширным комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в бомбоотсеке. [ 2 ] а также различные антенны и диэлектрические панели для передачи сигналов помех. Избыточное тепло, выделяемое средствами постановки помех, отводилось теплообменниками под центропланом фюзеляжа; в него не входил обтекатель. [ 2 ] Произведено в 1970-х годах в неизвестном количестве. [ 5 ]


Yak-28P ( Izdeliye 40 ) (NATO reporting name – "Firebar" )

Специализированная версия дальнего перехватчика Як-28П разрабатывалась с 1960 года и поступила на вооружение с 1964 года. [ 5 ] В нем отказались от внутреннего отсека вооружения в пользу дополнительных фюзеляжных баков (его запас топлива был значительным и ограничивался скорее весом, чем объемом) и добавили новую РЛС перехвата « Ориол-Д», совместимую с Р-98 (АА-3 «Анаб»). ') ракета «воздух-воздух» . «Модернизированные» Як-28П позднего выпуска имели более длинный обтекатель чисто конической формы и усиленное вооружение. Производилось до 1967 года, всего построено 435 экземпляров. [ 5 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Россия
 Советский Союз
 Туркменистан
 Украина
  • ВВС Украины эксплуатировали 35 самолетов.
    • 118-й отдельный авиационный полк Э. В. Чортков (Як-28 Брюэр Е (30), Су-24МП (12)) внесен в список в начале 1994 г. (Air Forces Monthly, март 1994 г.)

Технические характеристики (Як-28П)

[ редактировать ]
Yakovlev Yak-28P gate guardian at Irkutsk .

Данные из [ нужна ссылка ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 21,6 м (70 футов 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 12,5 м (41 фут 0 дюймов)
  • Высота: 3,95 м (13 футов 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 37,6 м 2 (405 кв. футов)
  • Вес пустого: 9970 кг (21980 фунтов) [ 6 ]
  • Полная масса: 15 000 кг (33 069 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 20 000 кг (44 092 фунта)
  • Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя Туманский Р-11 с форсажной камерой, тяга 46 кН (10 000 фунтов силы) каждый всухую, 62 кН (14 000 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1840 км/ч (1140 миль в час, 990 узлов)
  • Дальность: 2500 км (1600 миль, 1300 миль)
  • Практический потолок: 16 750 м (54 950 футов)
  • Нагрузка на крыло: 531 кг/м 2 (109 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,62

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Самолет РЭБ Як-28ПП
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор 1976, стр. 520–521.
  3. ^ Британские документы FO понижены и опубликованы в 2017 году.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Gordon, Yefim. OKB Yakovlev . London: Ian Allan, 2005. ISBN   1-85780-203-9 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гебель, Грег. «Як-25 и Як-28». AirVectors. Проверено: 17 июля 2012 г.
  6. ^ «Домашняя страница немецкого языка Сухой [типы в кавычках]» . www.uchoj.com . Проверено 26 сентября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 419492aaf650ebb516c36e23f9d87e10__1725752040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/10/419492aaf650ebb516c36e23f9d87e10.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-28 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)