Yakovlev Yak-17
Yak-17 | |
---|---|
Як-17 в Центральном музее ВВС России , аэродром Монино | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Тбилисское авиационное производство |
Дизайнерская группа | Yakovlev |
Первый полет | июнь 1947 г. |
Введение | 1948 |
Ушедший на пенсию | начало 1960-х годов |
Основные пользователи | Советские ВВС Польские ВВС Румынские ВВС ВВС Народно-освободительной армии |
Произведено | 1948–1949 |
Количество построенных | 430 |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-15 |
Варианты | Yakovlev Yak-23 |
Яковлев Як-17 ( русский : Яковлев Як-17 ; ВВС США / Министерства обороны обозначение США Тип 16 , обозначение НАТО Feather ) [ 1 ] был одним из первых советских реактивных истребителей . Он был разработан на базе Як-15 , основным отличием которого было трехопорное шасси . Учебно-тренировочный вариант, известный как Як-17УТИ (по классификации НАТО « Магнит ») [ 1 ] был единственным советским реактивным учебно-тренировочным самолетом 1940-х годов. Як-17 вскоре был заменен гораздо более совершенным МиГ-15 Оба самолета были экспортированы в небольших количествах, и, начиная с 1950 года, .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После того, как на государственных приемочных испытаниях Як-15 в мае 1947 года было рекомендовано доработать самолет трехопорным шасси, более подходящим для реактивных самолетов, Яковлева ОКБ приступило к проектированию Як-15У или Як-15У-РД- 10 ( улоочшенный – улучшенный).
Пришлось перепроектировать главную передачу, чтобы колеса разместились позади центра тяжести самолета. Главная стойка была перенесена за передний лонжерон и в убранном состоянии заполняла большую часть пространства между лонжеронами. Это привело к серьезной переработке топливных баков и уменьшению их емкости всего до 680 литров (150 галлонов). Это потребовало добавления двух 200-литровых (44 имп галлонов; 53 галлона США) подвесных баков , которые висели под законцовкой каждого крыла. Добавление законцовочных баков потребовало изменения конструкции крыла, чтобы самолет мог по-прежнему выдерживать нагрузку в 12 g. На большинстве серийных самолетов был увеличен вертикальный стабилизатор, а перископ над лобовым стеклом был добавлен . Вооружение, системы и оборудование практически не изменились. [ 2 ]
Производство началось в 1948 году. Всего было выпущено 717 самолетов Як-15 и Як-17. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Як-17 впервые был публично показан на Дне советской авиации 1949 года на аэродроме Тушино .
В эксплуатации Як-17 имел большинство тех же недостатков, что и его предшественник, включая относительно низкую скорость и дальность полета, а также ненадежный двигатель (все еще созданный на базе немецкого Юнкерса Юмо 004 ) со сложной процедурой запуска. С другой стороны, его управление было очень простым и напоминало популярные винтовые истребители, такие как Як-3 и Як-9 . Это сделало его отличной переходной машиной к реактивным истребителям. В результате большая часть производства приходилась на учебно-тренировочную версию Як-17УТИ, и почти все серийные Як-17 представляли собой эту тандемную учебно-тренировочную версию с двойным управлением, которая удовлетворяла важную потребность во всех советских авиационных вооружениях. [ 2 ]
Уцелевшие Як-17 можно увидеть в Центральном музее ВВС в Монино , под Москвой, и в Пражском музее авиации в аэропорту Кбелы, недалеко от Праги , Чехия . Среди сохранившихся Як-17УТИ есть один экземпляр, хранящийся в Музее польской авиации в Кракове и Музее китайской авиации недалеко от Пекина .
Варианты
[ редактировать ]- Як-15У (Як-15У-РД-10) : улучшенный Як-15 с трехопорной ходовой частью и подвесными баками, ставший прототипом собственно Як-17.
- УТИ Як-17-РД10 (Як-21Т) : (не имеет отношения к более раннему Як-17-РД10 ) Двухместный учебно-тренировочный вариант Як-15У с длинным тепличным навесом над тандемными кабинами и трехопорным шасси.
- Як-21Т : ( Т от «Трёхколесное шасси» — «трехколесное шасси»). Альтернативное обозначение УТИ Як-17-РД10. Не имеет отношения к более раннему Як-21.
- Як-17 : серийные истребители с трехопорной ходовой частью.
- Як-17УТИ : Самый массовый вариант Як-17, Як-17УТИ представлял собой тандемный учебно-тренировочный самолет с двойным управлением. [ 2 ] Запас топлива был значительно уменьшен из-за исключения баков на законцовках крыла. Первоначально планировалось установить один пулемет УБС , но на серийных самолетах от него отказались. В США этот самолет был известен как «Тип 26» и получил отчетное название ASCC «Магнит». [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]- Болгарские ВВС эксплуатировали небольшое количество Як-17УТИ в период с 1951 по 1954 год.
- ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) получили один Як-17УТИ для обучения пилотов МиГ-9 . В 1950-1951 годах импортировано 43 Як-17. Позже их использовали при переоборудовании бывших пилотов Ла-9 и Ла-11 на МиГ-15 .
- Чехословацкие ВВС испытали один Як-17.
- В период с 1950 по 1955 год ВВС Польши эксплуатировали три Як-17 (расшифровывается как Jak-17 ) и 11 Як-17УТИ (известных как Jak-17UTI или Jak-17W ).
- Институт Лотництва получил один Як-17 от ВВС Польши и использовал его с гражданской маркировкой SP-GLM для испытаний в период с 1957 по 1960 год.
- С 1951 по 1958 год ВВС Румынии эксплуатировали девять Як-17УТИ в качестве учебно-тренировочных самолетов Як-23.
- Советские ВВС эксплуатировали самолеты Як-17 с 1948 по начало 1950-х годов.
Технические характеристики (Як-17)
[ редактировать ]Данные ранних советских реактивных истребителей [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,78 м (28 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 9,2 м (30 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 14,85 м 2 (159,8 кв. футов)
- Вес пустого: 2081 кг (4588 фунтов)
- Полная масса: 3323 кг (7326 фунтов)
- Запас топлива: 553 кг (1219 фунтов) (внутренний), 884 кг (1949 фунтов) (с подвесными баками)
- Силовая установка: 1 Климов РД-10А , тяга 9,8 кН (2200 фунтов силы). осевой турбореактивный двигатель
Производительность
- Максимальная скорость: 744 км/ч (462 миль в час, 402 узла) на высоте 4250 м (13 940 футов).
- Дальность: 395 км (245 миль, 213 миль)
- Перегоночная дальность: 710 км (440 миль, 380 миль) с сбрасываемыми баками на высоте 8000 м (26000 футов).
- Практический потолок: 11 900 м (39 000 футов)
- Скорость набора высоты: 17,6 м/с (3460 футов/мин) на уровне моря.
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 6,5 минут.
- Нагрузка на крыло: 189 кг/м 2 (39 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,31
Вооружение
- Орудия: 2 × 23-мм (0,91 дюйма) Нудельмана-Суранова НС-23 К автопушки с боезапасом 105 снарядов на ствол.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Парш, Андреас; Мартынов Алексей Владимирович «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . www.designation-systems.net . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ганстон 1995 г.
- ^ Гордон и Комиссаров 2014, стр. 141, 146
Библиография
[ редактировать ]- Гордон Ефим и Комиссаров Дмитрий. Ранние советские реактивные истребители . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2014. ISBN 978-1-90210935-0 .
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. «Полная книга бойцов». Лондон: Книги Саламандры. 1994. ISBN 1-85833-777-1 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Миколайчук, Мариан. Як-23: первые реактивные истребители Яковлева . Сандомирес, Польша: Stratus, 2008. ISBN 978-83-89450-54-8 .