Yakovlev Yak-15
Yak-15 | |
---|---|
![]() Единственный сохранившийся Як-15, выставленный в Техническом музее Вадима Задорожного, Москва (2012 г.) | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Производитель | Yakovlev |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | 280 |
История | |
Изготовлено | 1946–47 |
Дата введения | 1947 |
Первый полет | 24 апреля 1946 г. |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-3 |
Развитый в | Yakovlev Yak-17 |
Яковлев Як-15 ( русский : Яковлев Як-15 ; отчетное название НАТО : Перо , [ 1 ] USAF / DOD Обозначение Тип 2 [ 2 ] — первого поколения, советский турбореактивный истребитель разработанный Яковлева ОКБ сразу после Второй мировой войны . Основной фюзеляж принадлежал Як-3, поршневому истребителю модифицированному для установки переработанного немецкого двигателя Junkers Jumo 004 . Як-15 и шведский Saab 21R были единственными двумя самолетами, которые были успешно переоборудованы из поршневых двигателей и запущены в производство. [ 3 ] В 1947 году было построено 280 самолетов. Хотя номинально он был истребителем , в основном он использовался для подготовки пилотов с опытом работы с поршневыми двигателями для управления реактивными самолетами.
Дизайн
[ редактировать ]Разработка и описание
[ редактировать ]9 апреля 1945 года Совет Народных Комиссаров поручил ОКБ Яковлева разработать одноместный реактивный истребитель с одним немецким двигателем Jumo 004. Чтобы сэкономить время, Яковлев основал новую конструкцию (известную как Як-3-Юмо или Як-Юмо) на последней версии своего успешного истребителя Як-3 с поршневым двигателем. Поршневой двигатель был снят, а реактивный двигатель был установлен под носовой частью фюзеляжа так, чтобы его выхлопы выходили под середину фюзеляжа. Для защиты фюзеляжа стальной теплозащитный экран к его нижней части добавили . Более глубокая передняя часть фюзеляжа привела к тому, что конфигурация самолета напоминала «кабину со стрелой». [ 4 ] В металлический фюзеляж, за исключением носовой части самолета, было внесено очень мало изменений. Он был переконфигурирован для размещения двух 23-миллиметровых (0,91 дюйма) Нудельмана-Суранова НС-23 автопушек , дополнительного топливного бака над двигателем и самого двигателя. Никаких изменений в крылья не вносилось, за исключением исключения воздухозаборников маслорадиатора и изгиба переднего лонжерона в перевернутую U-образную форму для очистки двигателя. Вертикальный стабилизатор был немного увеличен, но хвостовое оперение не изменилось. Обычное шасси также не было модифицировано, за исключением хвостового колеса, в котором теперь использовалось несколько стальных рессор в качестве амортизаторов . Всего Як-Юмо имел на борту 590 кг (1300 фунтов) топлива. [ 5 ]

Рулежные испытания начались в октябре 1945 года, но теплозащитный экран оказался слишком коротким, и тепло выхлопа двигателя расплавило дюралюминиевую обшивку задней части фюзеляжа, а также резиновую шину хвостового колеса. Доработки по устранению проблем заняли до конца декабря. К этому времени был завершен второй прототип с цельнометаллическим хвостовым колесом и увеличенным хвостовым оперением. После нескольких рулежных испытаний его передали в Центральный аэрогидродинамический институт ( ЦАГИ ) для полномасштабных испытаний в аэродинамической трубе , которые продолжались до февраля 1946 года. 26 числа того же месяца Совнарком выдал требования о том, что самолет должен иметь максимальную скорость 770 км/ч (480 миль в час) на уровне моря и скорость 850 км/ч (530 миль в час) на высоте 5000 метров (16 400 футов). Он должен иметь возможность подняться на такую высоту в 4 + 1 ⁄ 2 минуты или меньше, а дальность полета должна составлять 500 километров (310 миль) при 90% максимальной скорости. Два прототипа должны были быть готовы к летным испытаниям 1 сентября. [ 6 ]
ОКБ Микояна -Гуревича вело разработку МиГ-9 В это же время . По словам историков авиации Билла Ганстона и Ефима Гордона , представители Яковлева и Микояна-Гуревича 24 апреля 1946 года бросили монетку, чтобы определить, какой самолет станет первым советским реактивным самолетом, который полетит. Яковлев проиграл, и Як-Юмо перед посадкой совершил один облет аэродрома. [ 7 ] Заводские летные испытания самолета были завершены 22 июня, но их ранний успех побудил Совет Министров 29 апреля издать новое требование на два самолета с двигателем РД-10 советского производства (известным как Як-15). , Як-15РД10 или Як-РД). Помимо нового двигателя, требование отличалось от предыдущего только дальностью полета 700 километров (430 миль) при оптимальной крейсерской скорости и снижением максимального потолка до 14 000 метров (45 930 футов). Два прототипа было приказано подготовить для летных испытаний 1 сентября 1946 года. [ 6 ]
Яковлеву удалось без особых проблем адаптировать два существующих прототипа к РД-10, и один самолет участвовал в над Тушино пролете в августе 1946 года . На следующий день после показа с воздуха Иосиф Сталин вызвал Артема Микояна и Александра Яковлева в свой кабинет и приказал каждому ОКБ построить по 15 самолетов для участия в параде 7 ноября на Красной площади, посвященном годовщине Октябрьской революции . завод № 31 в Тбилиси, Для строительства нового самолета был выбран поскольку там еще строились обычные Як-3 и можно было легко перейти на реактивный истребитель. Все 15 самолетов были построены раньше срока, хотя они не имели никакой брони, имели увеличенный топливный бак вместо вооружения и имели неполную комплектацию авионики . Парад был отменен, два самолета были модифицированы одной 23-мм пушкой и приступили к государственным приемочным испытаниям, которые продолжались до апреля 1947 года. [ 8 ]
Испытания выявили ряд проблем: толстое крыло, унаследованное от Як-3, ограничивало максимальную скорость самолета, выхлопы двигателей повреждали поверхность аэродрома, кабина пилотов часто заполнялась дымом от керосина и масла, капавшего на двигатель, и самолет был очень ближний. Несмотря на эти проблемы, Як-15 оказался очень простым в управлении даже для пилотов, привыкших к истребителям с поршневыми двигателями, что побудило ВВС принять этот истребитель в качестве переоборудованного учебно-тренировочного самолета. [ 9 ]
Еще до завершения государственных приемочных испытаний Совет министров в декабре 1946 года приказал запустить самолет в производство. В период с января по апрель 1947 года должно было быть построено 50 самолетов, поровну разделенных между одноместными самолетами и двухместными учебно-тренировочными самолетами, вооруженными только одна пушка. Учебно-тренировочный самолет столкнулся с серьезными трудностями при разработке, и все самолеты первой партии были одноместными. Пятьдесят из них участвовали в первомайском полете в Москве в 1947 году. Всего до конца года было выпущено 280 Як-15, не считая прототипов. [ 10 ] Самолеты в небольшом количестве были переданы в истребительные авиационные полки, базировавшиеся в СССР, Польше, Румынии, Венгрии и Маньчжурии для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов. Маневренность самолета привела к тому, что в конце 1940-х годов его использовали ряд неофициальных акробатических групп. [ 11 ]
Единственный прототип двухместного учебно-тренировочного самолета стал первым самолетом первой серийной партии, построенным заводом № 31 осенью 1946 года. Заводские летные испытания прототипа начались только 5 апреля 1947 года, несмотря на основные отличия от прототипа. Одноместная версия ограничивалась перепроектированной носовой частью фюзеляжа, в которой была размещена дополнительная кабина для стажера на месте вооружения, а также открывающийся вбок фонарь . Первоначально учебно-тренировочный самолет обозначался как Як-Юмо вывозной , но в конечном итоге получил обозначение Як-21, хотя в некоторых документах он упоминается как Як-15В, Як-15УТ или Як-21В. Дальнейшие работы над учебно-тренировочным самолетом были отменены с успехом учебно-тренировочного варианта Як-17 с трехопорным шасси . [ 12 ]
Один Як-15 использовался для испытаний прототипа системы дозаправки в воздухе в 1949 году, хотя установка на истребителе и бомбардировщике Ту-2, использовавшемся в качестве танкера, были макетами для проведения испытаний и пригодности. [ 13 ]
Yak-17-RD10
[ редактировать ]29 апреля 1946 года, через пять дней после И-300 Микояна-Гуревича (прототип МиГ-9) и Як-Юмо совершения первых полетов , Совет Министров постановил ОКБ Яковлева приступить к проектированию нового самолета, аналогичного Як. -Юмо, использующий двигатель РД-10 с улучшенной аэродинамикой. В целом он напоминал оригинальный самолет, но крылья были полностью переработаны, появились аэродинамические профили с ламинарным потоком , конструкция хвостового оперения была увеличена катапультное кресло и установлено .
Спинка сиденья была бронированной, а пилота также защищало пуленепробиваемое лобовое стекло . Весь фонарь также был переработан с учетом нового лобового стекла. Шасси нельзя было разместить в тонких крыльях, поэтому его пришлось перепроектировать так, чтобы оно убиралось в фюзеляж. Рассматривались версии крыла с низкой и высокой нагрузкой, но для прототипа были выбраны крылья площадью 15 квадратных метров (160 квадратных футов) с низкой нагрузкой.
Ожидалось, что на высоте 5000 метров Як-17-РД10, как назвали новый истребитель, будет развивать максимальную скорость 822 км/ч (511 миль в час); значительное улучшение по сравнению с серийным Як-15. Самолет был завершен 3 сентября, а наземные испытания продолжались до 26 сентября, но он так и не поднялся в воздух, поскольку Як-15 уже был заказан в производство, а его обычное шасси уже было признано устаревшим. [ 13 ]
Выжившие
[ редактировать ]Як-15, «Желтый 37», хранящийся в Техническом музее Вадима Задорожного Подмосковном . Сохранился только один Его приобрел технический музей после ликвидации музея ОКБ Яковлева в 2006 году. [ 14 ]
Варианты
[ редактировать ]Data from: OKB Yakovlev [ 15 ]
- Як-Юмо (Як-3-Юмо) : первые прототипы серии Як-15 с трофейными двигателями Jumo 004.
- Як-15-РД10 : (также называемый Як-РД) Первоначальное обозначение прототипов и самолетов ранней серии с двигателями РД-10 советского производства (копии Jumo 004) без вооружения или с уменьшенным вооружением.
- Як-15 : Серийный самолет с полным вооружением.
- Як-21 : двухместный учебный вариант Як-15. Один построен, но не продолжен из-за успеха учебно-тренировочной версии Як-17. [ 16 ]
- Yak-15V : (V - Vyvozny - familiarisation trainer) Alternative designation for the Yak-21.
- Yak-15U : (U - Uchebnotrenirovochnyy - training) Alternative designation for the Yak-21.
- Як-15У (Яковлев Як-15У-РД10) : (У - улоочшенный - улучшенный) Усовершенствованный Як-15 с трехопорным шасси и подвесными баками, стал прототипом собственно Як-17.
Похожие, но не связанные самолеты
[ редактировать ]Як-17-РД10 : экспериментальный самолет, внешне похожий на самолет Як-Юмо, но фактически в значительной степени новый, с улучшенной аэродинамикой, катапультным креслом и защитой пилота. Единственный прототип так и не поднялся в воздух после того, как дальнейшая разработка была отменена 26 сентября 1946 года из-за проведения рулежных испытаний. [ 13 ]
Пользователи
[ редактировать ]Технические характеристики (Як-15)
[ редактировать ]
Данные ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов [ 17 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 8,7 м (28 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 9,2 м (30 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 14,85 м 2 (159,8 кв. футов)
- Пустой вес: 1852 кг (4083 фунта)
- Полная масса: 2638 кг (5816 фунтов)
- Запас топлива: 590 кг (1300 фунтов)
- Силовая установка: 1 Климов РД-10 турбореактивный двигатель , тяга 8,8 кН (2000 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 786 км/ч (489 миль в час, 425 узлов)
- Боевая дальность: 510 км (320 миль, 280 миль)
- Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
- Скорость набора высоты: 21,6 м/с (4250 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 197 кг/м 2 (40 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- Орудия: 2 × 23-мм (0,91 дюйма) Нудельмана-Суранова НС-23 пушки по 60 снарядов каждая.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гордон 2002, с. 51
- ^ Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет». Обозначение-systems.net, 2008. Дата обращения: 19 августа 2011 г.
- ^ Ганстон 1995, с. 472
- ^ Гринвуд, Хайэм и Хардести 1998, с. 150.
- ^ Гордон 2002, стр. 47, 61.
- ^ Jump up to: а б Гордон 2002, с. 50
- ^ Ганстон и Гордон, с. 106
- ^ Гордон 2002, с. 51
- ^ Гордон 2002, стр. 58–59.
- ^ Гордон 2002, стр. 59–61.
- ^ Миколайчук, стр. 13, 15
- ^ Гордон 2002, стр. 51, 64.
- ^ Jump up to: а б с Гордон 2002, с. 62
- ^ Gordon & Komissarov 2014, pp. 117, 119
- ^ Gordon, Yefim; Dmitry; Sergey Komissarov (2005). OKB Yakovlev . Hinkley: Midland Publishing. ISBN 1-85780-203-9 .
- ^ Гордон 2002, с. 64
- ^ Гордон и Комиссаров 2014, с. 161
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим. Ранние советские реактивные истребители . Хинкли, Великобритания: Мидленд, 2002. ISBN 1-85780-139-3
- Гордон, Ефим и Дмитрий Комиссаровы. Ранние советские реактивные истребители . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2014. ISBN 978-1-90210-935-0
- Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссарев. ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Англия: Мидленд, 2005. ISBN 1-85780-203-9
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Полная книга бойцов . Нью-Йорк: Смитмарк, 1994. ISBN 0-8317-3939-8
- Гринвуд, Джон Т., Робин Хайэм и фон Хардести. Российская авиация и авиация в ХХ веке . Милтон-Парк, Великобритания: Рутледж, 1998. ISBN 978-0-7146-4784-5
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9
- Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон: Путнэмские книги по аэронавтике, 1997. ISBN 1-55750-978-6
- Миколайчук, Мариан. Як-23: первые реактивные истребители Яковлева . Сандомирес, Польша: Stratus, 2008. ISBN 978-83-89450-54-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]