Yakovlev Yak-27
Yak-27 | |
---|---|
![]() Як-27Р в Центральном музее ВВС, Монино | |
Общая информация | |
Тип | Самолет-разведчик |
Производитель | Yakovlev |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | Прототипы + 165 серийных построено |
История | |
Изготовлено | 1958 – 1962 |
Дата введения | 1960 |
Ушедший на пенсию | Конец 1970-х (Советский Союз) |
Разработано на основе | Yakovlev Yak-25 |
Як -27 ( по классификации НАТО «Фонарик-С» ) — семейство советских сверхзвуковых самолетов, разработанных в 1958 году на основе прототипа Як-121 . Самым построенным вариантом был тактический разведчик Як-27Р ( по классификации НАТО «Мангровый лес» ).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Прототип Як-121 был разработан как преемник семейства Як-25 и стал базой для семейства сверхзвуковых самолетов-перехватчиков и тактических разведчиков Як-27. Перехватчики Як-27 и Як-27К, вооруженные пушками и ракетами К-8 соответственно, достигли своих требований или превысили их, но по характеристикам уступили Су-9 , поэтому производство не было разрешено. Версия высотного перехватчика Як-27В была преобразована из прототипа Як-121 путем установки Душкин С-155 в хвостовой части фюзеляжа ракетного ускорителя Туманского РД-9АКЕ. массой 1300 кгс (2866 фунт-ф) и форсажного двигателя турбореактивные двигатели . Хотя характеристики были очень хорошими: во время испытаний он достиг высоты 23 000 м (75 400 футов), разработка была остановлена из-за проблем с обслуживанием ракетного двигателя Душкин С-155.
Специализированный высотный фоторазведывательный вариант перехватчика Як-27 получил название Як-27Р (обозначение НАТО «Мангровые заросли»). Обтекатель с и радар заменены на остекленную носовую часть для наблюдателя-штурмана, добавлены две фотокамеры, Нудельмана-Рихтера НР-23 левого борта убрана пушка . У него было более длинное крыло размахом 11,82 м (38 футов 9 дюймов), два турбореактивных двигателя Туманского РД-9АФ и максимальная скорость около 1285 км/ч (798 миль в час) на большой высоте. Он имел практический потолок 16 500 м (54 000 футов) и дальность полета 2380 км (1480 миль) с двумя крыльевыми баками. На заводе № 292 в Саратове было выпущено около 180 самолетов .
Операционная история
[ редактировать ]Як-27Р поступил на вооружение ВВС СССР в 1960 году и предназначался для замены дозвукового самолета-разведчика Ил-28 . Однако, несмотря на большую скорость и потолок, дальность полета у него была меньше. Як-27Р также имел некоторые эксплуатационные ограничения и управлялся на сверхзвуковой скорости только самыми опытными пилотами. Низкое расположение двигателей делало их склонными к попаданию посторонних предметов с неулучшенных взлетно-посадочных полос переднего базирования. С увеличением охвата зенитными ракетами Европы высотный Як-27Р зачастую был более ограниченным, чем Ил-28. Як-27Р был выведен из эксплуатации в начале 1970-х годов и заменен Як-28Р и МиГ-25Р .
Варианты
[ редактировать ]- Yak-27
- Сверхзвуковой перехватчик на базе Як-121 , вооруженный двумя 30-мм пушками, на вооружение не поступил.
- Yak-27F
- Переоборудование одного Як-27Р с направленными вниз телекамерами в хвостовой части фюзеляжа.
- Yak-27K ( Yak-27K-8 )
- Вариант перехватчика Як-27 , вооруженный двумя ракетами К-8, на вооружение не поступил.
- Yak-27R
- Тактическая разведывательная версия Як-27 , самый массовый вариант, построено около 180 экземпляров.
- Yak-27LSh , ( lyzh noye sha see - ski undercarriage)
- Модификация Як-27Р с единственной убирающейся лыжей под центральным фюзеляжем и увеличенными носовыми колесами.
- Yak-27RN
- Разведывательный вариант Як-27 прошел летные испытания, дальше ничего не известно.
- Yak-27V
- Высотный перехватчик, всего один прототип, переоборудованный из Як-121 . Имел вспомогательный ракетный двигатель.
- Yak-121
- Прототип семейства Як-27 .
Операторы
[ редактировать ]- Советские ВВС [ 1 ]
- 11-й отдельный Витебский разведывательный полк (1966–70, Ной-Вельцов, ГДР)
- 47-й отдельный гвардейский разведывательный полк (первый Як-27Р получил в мае 1959 года. Последние самолеты списаны в середине 1970-х годов и заменены -25РБ ; базируется в Шаталово МиГ Московского военного округа )
- 48th Independent Guards Nizhegorodsky Reconnaissance Regiment (1958–72, Kolomiya, western Ukraine)
- 98-й отдельный гвардейский Висленский разведывательный полк (? 1961-73, Мончегорск , Кольский полуостров)
- 164-й отдельный гвардейский Керченский отдельный разведывательный полк (1961–73, Бжег, Польша)
- 511-й отдельный Ясский разведывательный полк (1960–65, Буялык, под Одессой) [ 2 ]
- 886-й отдельный Сталинградский разведывательный полк (1966–70, Екабпилс , Латвия)
Выжившие
[ редактировать ]Як-27Р хранится в Центральном музее ВВС в Монино , под Москвой, Россия. [ 3 ]
В Германии сохранились еще два планера: один в Музее Хьюго Юнкерса в Дессау, а другой в Техническом музее Шпейера, однако последний находится в плохом состоянии.
Технические характеристики (Як-27Р)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 18,55 м (60 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 11,82 м (38 футов 9 дюймов)
- Высота: 4,05 м (13 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 28,94 м 2 (311,5 кв. футов)
- Вес пустого: 6983 кг (15395 фунтов)
- Полная масса: 10700 кг (23589 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 13 600 кг (29 983 фунта)
- Силовая установка: 2 двигателя Туманский РД-9Ф турбореактивных тягой по 37,2 кН (8400 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1285 км/ч (798 миль в час, 694 узла)
- Дальность: 2380 км (1480 миль, 1290 миль)
- Практический потолок: 16 550 м (54 300 футов)
- Скорость набора высоты: 95 м/с (18700 футов/мин)
Вооружение
- 1х 23-мм Нудельмана-Рихтера НР-23 пушка
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Отдельные разведывательные авиационные полки ВВС (1945-91).
- ^ «511-й отдельный разведывательный авиационный полк» .
- ^ [1] Домашняя страница Монино
- Гордон, Ефим (2005). ОКБ Яковлева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли: Мидленд.