Антонов Ан-22
Ан-22 «Антей» | |
---|---|
![]() | |
Антонов Ан-22 | |
Роль | Стратегический авиалайнер |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Антонов |
Первый полет | 27 февраля 1965 г. |
Введение | 1967 |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Аэрофлот Антоновские авиалинии |
Произведено | 1966–1976 |
Количество построенных | 68 |
Антонов Ан-22 «Антей» ( русский : Ан-22 Антей , латинизированное : Ан-22 Антей ; [ 1 ] горит. ' Антей ' ; Обозначение НАТО : « Петух ») — тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Антонова в Советском Союзе . Оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, каждый из которых приводит в движение пару винтов встречного вращения , этот самолет стал первым широкофюзеляжным транспортным самолетом и на сегодняшний день остается крупнейшим в мире самолетом с турбовинтовым двигателем. Ан-22 впервые появился публично за пределами Советского Союза на Парижском авиасалоне 1965 года . После этого модель широко использовалась в крупных военных и гуманитарных воздушных перевозках для Советского Союза и до сих пор находится на вооружении ВКС России .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]


В конце 1950-х годов Советскому Союзу потребовался большой военно-транспортный самолет в дополнение к Ан-8 и Ан-12, которые тогда поступали на вооружение. [ 2 ] Первоначально известная как Ан-20, модель представляет собой обычный многомоторный высокоплан. [ 2 ] В начале 1960-х годов бюро «Антонов» изготовило в своих киевских мастерских деревянный макет модели, получившей обозначение «Модель 100». [ 2 ] Прототип, получивший теперь обозначение Ан-22, был выпущен 18 августа 1964 года и совершил первый полет 27 февраля 1965 года. [ 2 ] Прототип получил имя Antaeus (иногда с ошибкой в написании Antheus) и после четырех месяцев испытательных полетов был представлен на Парижском авиасалоне 1965 года . [ 2 ] Все самолеты были построены на Ташкентском государственном авиационном заводе , а первая военная поставка в авиатранспортное крыло Ивановской авиабазы состоялась в 1969 году. [ 2 ]
Самолет был спроектирован как стратегический авиалайнер , специально предназначенный для расширения возможностей советских Воздушно-десантных войск приземляться с их новыми на тот момент БМД-1 бронемашинами . В грузовом отсеке Ан-22 могут разместиться четыре БМД-1, тогда как у Ан-12 только одна .
Он способен взлетать с суровых, грунтовых и коротких взлетно-посадочных полос, что позволяет воздушно-десантным войскам выполнять воздушно-десантные операции . Это достигается за счет четырех пар винтов встречного вращения , аналогичных таковым на Ту-114 . Пропеллеры и выхлопные газы двигателей создают встречный поток над крыльями и большими двухщелевыми закрылками . Шасси повышенной прочности предназначено для сложных взлетно-посадочных полос. В ранних версиях давление в шинах можно было регулировать в полете для достижения оптимальных характеристик приземления. Эта функция была удалена в более поздних моделях.
Ан-22 имеет традиционную грузовую транспортную конструкцию с высокорасположенным крылом, обеспечивающим большое грузовое пространство длиной 33 м и полезным объемом 639 м³. Носовая часть фюзеляжа полностью герметична и вмещает от 5 до 8 членов экипажа и до 28 пассажиров, но давление в грузовом пространстве составляет всего 3,55 фунтов на квадратный дюйм / 0,245 бар, что позволяет сделать планер более легким. У шпангоута 14 расположена дверь, оборудованная гермопереборкой, отделяющая кабину грузопроводчика от основной грузовой кабины. Это позволяет открывать задние грузовые двери во время полета для высадки десантников и оборудования. Как и Ан-12, самолет имеет круглое сечение фюзеляжа. Ан-22 установил ряд мировых рекордов по грузоподъемности и высоте. [ нужна ссылка ]
Ан-22 имеет внешний вид увеличенной версии более раннего Ан-12, за исключением того, что он оснащен двойным хвостовым оперением . Это обеспечивает Ан-22 лучшие характеристики при выключенном двигателе и снижает ограничения по высоте ангаров. Также следует отметить большие массы, препятствующие трепетанию, на вершине каждого хвоста.

Был построен только один серийный вариант — стандартный Ан-22. [ нужны разъяснения ] Прототипы, такие как тот, который впервые был представлен на 1965 года Парижском авиасалоне , имели полностью остекленную носовую часть, в которой отсутствовал установленный в носовой части радар серийных моделей. На этих самолетах радар был установлен под обтекателем правой колесной арки, перед колесами. Антонов обозначил вариант с измененной электрической системой и дополнительной расширенной системой управления полетом Ан-22А, но это обозначение не использовалось военными. [ 2 ]
Вариант гражданского авиалайнера с удлиненным фюзеляжем, способным разместить 724 пассажира на верхней и нижней палубах, разрабатывался, но не был построен. [ 3 ]
Общий объем производства
[ редактировать ]Общий объем производства [ 4 ] | 1975 | 1974 | 1973 | 1972 | 1971 | 1970 | 1969 | 1968 | 1967 | 1966 | 1965 | 1964 | 1963 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
68 | 12 | 9 | 9 | 8 | 8 | 7 | 7 | 1 | 1 | 4 | 1 | 0 | 1 |
Варианты
[ редактировать ]

- Ан-22
- построили три оригинальных прототипа На заводе «Антонов» в Киеве со стеклянным носом.
- Амфибия Ан-22
- , Была предложена версия Ан-22 -амфибия но она не продвинулась дальше этапа масштабной модели.
- Ан-22
- Первоначальный серийный вариант с внешней системой запуска, в Ташкенте построено 37 штук .
- Ан-22А
- Усовершенствованный вариант с возможностью запуска с воздуха, модифицированной электрической системой и обновленным радио- и навигационным оборудованием, 28 штук построено в Ташкенте.
- Ан-22ПЗ
- Переоборудование двух Ан-22 для размещения центропланов или внешних крыльев Ан-124 или Ан-225 снаружи над фюзеляжем. Оснащен третьим центральным плавником. [ 5 ]
Несколько других вариантов Ан-22 были спроектированы и построены Антоновым, но так и не поступили в серийное производство, в частности самолет с ядерной установкой и платформа для баллистических ракет . [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Ан-22 изначально был построен для советских ВВС и Аэрофлота (государственной авиакомпании). Конверсия Ан-12 в ВВС началась в июле 1974 года. Были оснащены несколько частей Военно-транспортной авиации . 12-я Мгинская Краснознаменная военно-транспортная авиационная дивизия (базировалась в Мигалово ) была одной из частей, три полка которой были полностью укомплектованы Ан-22. Еще одним подразделением, находившимся на его вооружении, был 566-й Солнечногорский военно-транспортный авиационный полк, использовавший Ан-22 с 1970 по 1987 год.
Первым использованием Ан-22 была доставка советской гуманитарной помощи в Перу в июле 1970 года после землетрясения в Анкаше . Один Ан-22 пропал 18 июля во время этих спасательных рейсов. Ан-22 также использовались для доставки советской военной помощи Египту и Сирии во время войны Судного дня в 1973 году, в Анголу в 1975 году и в Эфиопию в 1977 году. [ 6 ]
Ан-22 из Мигалово использовались для первоначального развертывания советских Воздушно-десантных войск (ВДВ) во время советского вторжения в Афганистан в 1979 году . Один Ан-22 был сбит недалеко от Кабула 28 октября 1984 года при взлете, погибло около 250 человек, поскольку самолет использовался в качестве авианосца, вероятно, сбитый ракетой SA-7 . [ 7 ] В 1980 году один Ан-22 разбился в аэропорту Внуково , два — в Мигалово (в 1992 и 1994 годах).
В 1984 году военные Ан-22 использовались для доставки Ми-8 вертолетов в Эфиопию во время операций по ликвидации последствий засухи .
В 1986 году самолеты 8-го Военно-транспортного авиационного полка из Мигалово использовались для доставки материалов для последствий чернобыльской катастрофы ликвидации .
В 1987 году Ан-22 использовались для доставки военной техники в Анголу . Год спустя военные Ан-22 были использованы для доставки 15 000 тонн грузов и 1 000 человек личного состава для операции по ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 году .

Самолет Ан-22 часто видели на авиасалоне в Ле-Бурже был доставлен двигатель от Ан-124 , а в 1988 году на авиасалон в Фарнборо .
В конце 1980-х годов Ан-22 использовались для доставки Внутренних войск во многие региональные конфликты во время и после распада Советского Союза . В 1995 году они развернули российские миротворческие силы из 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии во время боснийской войны .
К середине 1990-х годов на вооружении оставалось около 45 Ан-22, в основном в ВВС России , но их постепенно заменяют более крупные Ан-124 с турбовентиляторными двигателями . Остальные Ан-22, судя по всему, эксплуатируются отдельной эскадрильей военно-транспортной авиации на базе Мигалово в Твери .
По состоянию на декабрь 2018 года на вооружении 76-й военно-транспортной авиационной эскадрильи в Твери находилось шесть Ан-22, к полетам годны только три самолета. Планируется, что они останутся на вооружении до 2033 года. [ 8 ]
Единственный Ан-22 (регистрационный номер UR-09307) находится на вооружении авиакомпании «Авиалинии Антонова» по состоянию на 26 сентября 2020 года, но потенциально был поврежден в 2022 году во время военных действий России на Украине. [ 9 ]
Операторы
[ редактировать ]
Военный
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- ВКС России 3 активны
Бывший
[ редактировать ]- 8-й военно-транспортный авиационный полк [ 10 ]
- Другие полки
Гражданский
[ редактировать ]
Текущий
[ редактировать ]- Авиалинии Антонова - единственный Ан-22 (регистрационный номер UR-09307) находился на вооружении Авиакомпании Антонова по состоянию на 26 сентября 2020 года. Сообщается, что во время вторжения России в Украину в 2022 году в битве за аэропорт Антонов 24 февраля 2022 года самолет получил значительные повреждения при пробитии снарядами. [ 11 ]
Бывший
[ редактировать ]- Эйр София (в аренде)
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]По состоянию на январь 2011 года произошло 9 потерь корпуса, в общей сложности 95 человек погибли. [ нужна ссылка ]
Дата | Регистрация | Расположение | Погибшие | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
18 июля 1970 г. | СССР-09303 | Атлантический океан возле международного аэропорта Кеблавик , Исландия | Всего 7 пассажиров + 15 членов экипажа. | Перевозил гуманитарную помощь в Лиму , Перу .
Радарный контакт был потерян через 47 минут после взлета из международного аэропорта Кеблавик . [ 12 ] |
28 декабря 2010 г. | РА-09343 | Near Krasny Oktyabr ( Tula Oblast , Russia) | Все 12 членов экипажа
(без пассажиров) |
RA-09343 ВВС России разбился, погибли все двенадцать членов экипажа. Самолет выполнял позиционный рейс из аэропорта Воронежа на авиабазу Мигалово . [ 13 ] Самолет находился на хранении с 2001 года и был возвращен в летное состояние в январе 2010 года. [ 14 ] [ 15 ] |
Технические характеристики (Ан-22)
[ редактировать ]
Данные всех самолетов мира Джейн, 1991–92 гг. [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5–6 человек
- Вместимость: 28–29 человек / максимальная полезная нагрузка 80 000 кг (176 370 фунтов).
- Длина: примерно 57,92 м (190 футов 0 дюймов) (в зависимости от конфигурации носовой части)
- Размах крыла: 64,4 м (211 футов 3 дюйма)
- Высота: 12,53 м (41 фут 1 дюйм)
- Площадь крыла: 345 м² 2 (3710 кв. футов)
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-5-16; Совет: ЦАГИ С-5-13 [ 17 ]
- Вес пустого: 114 000 кг (251 327 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 250 000 кг (551 156 фунтов)
- Запас топлива: максимум 43 000 кг (94 799 фунтов)
- Силовая установка: 4 двигателя Кузнецова НК-12МА турбовинтовых мощностью 11 000 кВт (15 000 л.с.) каждый (эквивалент).
- Гребные винты: 8-лопастной гребной винт противоположного вращения, постоянной скорости и реверсивного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 740 км/ч (460 миль в час, 400 узлов)
- Дальность: 5000 км (3100 миль, 2700 миль) с максимальной полезной нагрузкой
- 10 950 км (6 800 миль; 5 910 миль) с максимальным запасом топлива и полезной нагрузкой 45 000 кг (99 208 фунтов)
- Практический потолок: 9100 м (29900 футов)
- Нагрузка на крыло: 724,6 кг/м 2 (148,4 фунта/кв. фут) макс.
- Мощность/масса : 0,1789 кВт/кг (0,1088 л.с./фунт) макс.
- Разбег: 1300 м (4265 футов)
- Посадочный пробег: 800 м (2625 футов)
На дисплее
[ редактировать ]Бывший Ан-22 ВВС Украины выставлен в Техническом музее Шпейера в Шпейере, Германия .
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Антонов Ан-12 - советский транспортный самолет средней дальности.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Douglas C-133 Cargomaster - американский тяжелый четырехмоторный турбовинтовой военный самолет, 1956 г.
- Boeing C-17 Globemaster III - американский четырехмоторный военно-транспортный самолет.
- Ильюшин Ил-76 – российский тяжелый военно-транспортный самолет.
- Сиань Y-20 - китайский военно-транспортный самолет
- Airbus A400M Atlas - многонациональный четырехмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолет.
- Short Belfast — британский военно-транспортный самолёт.
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ назван в честь мифического греческого полугиганта.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Себастьян Захариас (июнь 2001 г.). «Антонов Ан-22 Анфей». Мир авиалайнеров . стр. 58–62. ISSN 1465-6337 .
- ^ Тейлор 1969, с. 466
- ^ "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Архивировано из оригинала 25 августа 2018 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov Air International January 2006, pp. 35–36.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov Air International January 2006, pp. 36–37.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov Air International January 2006, p. 37.
- ^ Тагваи, Бабак (январь 2019 г.). «Ан-22 в войне с террором». Эйр Интернешнл . Том. 96, нет. 1. С. 20–21. ISSN 0306-5634 .
- ^ "АЭРОПОРТ ГОСТОМЕЛЬ. Здесь был "русский мир" " . YouTube . 2 April 2022.
- ^ «8-й военно-транспортный авиационный полк» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-22А УР-09307 Аэропорт Киев-Гостомель (GML)» .
- ^ «Антонов АН-22 Антей» . www.airwar.ru . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ «RA09343 Описание аварии» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 25 июня 2011 года . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ «Антонов Ан-22А, рейс № RA-09343» . Русские самолеты. Архивировано из оригинала 23 января 2011 года . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ «Гигантский грузовой самолет Ан-22 разбился в сельской местности России» . Новости Би-би-си . 29 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 26 января 2011 года . Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Ламберт, Марк; и др., ред. (1991). Все самолеты мира Джейн: 1991–92 . Информационная группа Джейн. ISBN 9780710609656 . OCLC 1035932568 . Проверено 12 сентября 2019 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Александр, Жан (1975). Русские самолеты с 1910 года . Лондон: Purnell Book Services.
- Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitry; Komissarov, Sergei (January 2006). "Antonov An-22: A Venerable Giant". Air International . pp. 30–37.
- Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Оспри: Лондон. ISBN 1-85532-405-9 .
- Страуд, Джон (1968). Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-00126-5 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1969). Самолеты всего мира Джейн, 1969–70 . Лондон: Sampson Low Marston & Co., Ltd. ISBN 0-354-000-519 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петр Бутовский, «Анализ авиации – Российская Федерация, часть 2» в журнале International Air Power Review, том 13, лето 2004 г., AIRtime Publishing Inc., Норуолк, Коннектикут.
- Гебель, Грег (1 января 2006 г.). «Антоновские великаны» . Воздушные векторы . Архивировано из оригинала 12 августа 2006 года . Проверено 28 июня 2006 г.
- «Антонов Ан-22 Анфей» . авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 18 июня 2006 года . Проверено 28 июня 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- самолет Антонов
- Советский грузовой самолет 1960-х годов.
- Советский военно-транспортный самолет 1960-х годов.
- Самолет с винтами встречного вращения
- Четырехмоторный самолет-тягач
- Четырехмоторный турбовинтовой самолет
- Высокоплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1965 году.
- Двухпалубный самолет
- Двухкилевой самолет