Атомный самолет
Самолет с ядерной силовой установкой — это концепция самолета, работающего на ядерной энергии. Намерение состояло в том, чтобы создать реактивный двигатель , который будет нагревать сжатый воздух теплом ядерного деления, а не теплом сгорания топлива. [1] Во время холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз исследовали бомбардировщики с ядерными двигателями, большая выносливость которых могла бы повысить ядерное сдерживание , но ни одна страна не создала ни одного такого боевого самолета. [2]
Одной из неадекватно решенных проблем конструкции была необходимость в мощной защите для защиты экипажа и тех, кто находился на земле, от радиации; другие потенциальные проблемы включали борьбу со сбоями. [1] [3]
Некоторые конструкции ракет включали гиперзвуковые крылатые ракеты с ядерной установкой.
Однако появление межконтинентальных баллистических ракет и атомных подводных лодок в 1960-х годах значительно уменьшило стратегическое преимущество таких самолетов, и соответствующие проекты были отменены. [1]
Программы США [ править ]
NEPA и ANP [ править ]
В мае 1946 года ВВС США начали проект «Ядерная энергия для приведения в движение самолетов» (NEPA), в рамках которого проводились исследования до тех пор, пока в 1951 году программа «Ядерная энергетическая установка для самолетов» (ANP) не заменила NEPA. Программа ANP включала положения по изучению двух различных типы атомных реактивных двигателей: General Electric прямой воздушный цикл Pratt & Whitney и непрямой воздушный цикл . ANP планировала, что Convair модифицирует два B-36 по проекту MX-1589 . Один из B-36, NB-36H , должен был использоваться для изучения требований к защите воздушного реактора, а другой - X-6 ; однако программа была отменена до завершения строительства X-6. [ нужна ссылка ] [4]
Первая эксплуатация ядерного авиационного двигателя произошла 31 января 1956 года с использованием модифицированного двигателя General Electric J47 турбореактивного . [5] Программа авиационных ядерных силовых установок была прекращена президентом Кеннеди после его ежегодного бюджетного послания Конгрессу в 1961 году. [1]
Национальная лаборатория Ок-Риджа исследовала и разработала ядерные авиационные двигатели. Два экранированных реактора приводили в действие два двигателя General Electric J87 турбореактивных почти на полную тягу. Два экспериментальных реактора, HTRE-2 с неповрежденными турбореактивными двигателями и HTRE-3 со снятыми двигателями, находятся на объекте EBR-1 к югу от Национальной лаборатории Айдахо . [ нужна ссылка ]
США разработали эти двигатели для использования в новом, специально разработанном ядерном бомбардировщике WS-125 . Хотя президент Эйзенхауэр в конце концов прекратил ее, сократив NEPA и заявив Конгрессу, что программа не является срочной, он поддержал небольшую программу по разработке высокотемпературных материалов и высокоэффективных реакторов; эта программа была прекращена в начале правления администрации Кеннеди. [ нужна ссылка ]
Проект Плутон [ править ]
В 1957 году ВВС и Комиссия по атомной энергии США заключили контракт с Радиационной лабораторией Лоуренса на изучение возможности применения тепла ядерных реакторов к прямоточным воздушно-реактивным двигателям. [1] Это исследование стало известно как Проект Плутон . Эта программа должна была обеспечить двигатели для беспилотной крылатой ракеты под названием SLAM ( Supersonic Low Altitude Missile) . [1] В рамках программы удалось создать два испытательных двигателя, которые эксплуатировались на земле. 14 мая 1961 года первый в мире ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель «Тори-IIA», установленный на железнодорожном вагоне, ожил всего на несколько секунд. 1 июля 1964 года, через семь лет и шесть месяцев после своего рождения, «Проект Плутон» был отменен. [6]
Дирижабли [ править ]
Было несколько исследований и предложений по дирижаблям с ядерными двигателями , начиная с исследования Ф. В. Локка-младшего в 1954 году для ВМС США. [7] В 1957 году Эдвин Дж. Киршнер опубликовал книгу «Цеппелин в атомный век» . [8] который способствовал использованию атомных дирижаблей. В 1959 году компания Goodyear представила план создания дирижабля с ядерной установкой как для военного, так и для коммерческого использования. Несколько других предложений и статей были опубликованы в течение следующих десятилетий. [9]
Советские программы [ править ]
ядерный пугает Советский бомбардировщик
В выпуске журнала Aviation Week от 1 декабря 1958 года была опубликована статья «Советские летные испытания ядерного бомбардировщика», в которой утверждалось, что Советы значительно продвинулись в программе ядерных самолетов: [10] «Атомный бомбардировщик проходит летные испытания в Советском Союзе. Завершенный около шести месяцев назад, этот самолет летает в районе Москвы не менее двух месяцев. Его наблюдали как в полете, так и на земле широкий круг иностранных наблюдателей из коммунистических и некоммунистических стран». В отличие от американских разработок той же эпохи, носивших чисто экспериментальный характер, в статье отмечалось, что «советский самолет представляет собой прототип конструкции для выполнения военной задачи в качестве бортовой системы непрерывного оповещения и платформы для запуска ракет». Статью иллюстрировали фотографии, а также технические схемы предлагаемого макета; они были настолько широко распространены, что одна компания выпустила пластиковую модель самолета на основе схем в статье. К статье прилагалась редакционная статья на эту тему. [11]
Вскоре в Вашингтоне были выражены опасения, что «русские на три-пять лет опередили США в области атомных авиационных двигателей и что они продвинутся еще дальше, если США не будут продвигаться вперед со своей собственной программой». [12] Эти опасения вызвали продолжающееся, но временное финансирование собственной программы США. [ нужна ссылка ]
Позже выяснилось, что самолетом на фотографиях был обычный Мясищев М-50 Баундер , стратегический бомбардировщик средней дальности, который по своим характеристикам напоминал ВВС США эксплуатируемый B-58 Hustler, . Конструкция была признана неудачной, так и не поступила на вооружение и была представлена публике в День советской авиации в 1963 году в Монино , положив конец этому вопросу. [13]
Tupolev Tu-119 [ edit ]
Результатом советской программы разработки атомной авиации стал экспериментальный Ту-95ЛАЛ ( русский : ЛАЛ- Летающая Атомная Лаборатория , букв. «Летающая ядерная лаборатория»), который произошел от бомбардировщика Ту-95 , но с реактором, встроенным в бомбу. залив. [1] Сообщается, что с 1961 по 1969 год самолет совершил до 40 полетов. [14] Основной целью этапа полета была проверка эффективности радиационной защиты. Следующий проект, Ту-119, планировалось иметь два обычных турбовинтовых двигателя и два ядерных реактивных двигателя прямого цикла, но так и не был реализован. Несколько других проектов, таких как сверхзвуковой Ту-120 , [15] дошел только до стадии проектирования. [16] [17]
Русские программы [ править ]
В феврале 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия разработала новую крылатую ракету с ядерной силовой установкой и ядерной боеголовкой, которая может обойти средства противовоздушной и противоракетной обороны и поразить любую точку земного шара. [1] Согласно заявлениям, ее первые летные испытания состоялись в 2017 году. Утверждалось, что ракета будет оснащена «маленькой сверхмощной силовой установкой, которая может быть размещена внутри корпуса крылатой ракеты и гарантировать дальность полета, в десять раз большую, чем что и у других ракет». На видео видно, как ракеты уклоняются от систем защиты над Атлантикой, пролетают над мысом Горн и, наконец, на север, в сторону Гавайев. [18] [19] [20] [21] На сегодняшний день нет общедоступных доказательств, подтверждающих эти заявления. Пентагон заявил, что ему известно о российских испытаниях крылатой ракеты с ядерной установкой, но система все еще находится в стадии разработки и потерпела крушение в Арктике в 2017 году. [22] [23] [24]
Исследователь корпорации RAND, специализирующийся на России, сказал: «Я думаю, они не блефуют, они провели летные испытания этой штуки. Но это невероятно». [25] По словам сотрудника CSIS, такая ракета с ядерной установкой «имеет почти неограниченную дальность действия – она может летать в течение длительного периода времени, прежде чем приказать ей поразить что-нибудь». [26] Заявления Путина и видео, демонстрирующее концепцию ракеты в полете, позволяют предположить, что это не сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, подобный проекту «Плутон» , а дозвуковая машина с турбореактивным или турбовентиляторным двигателем с ядерным нагревом. [ нужна ссылка ]
Новая крылатая ракета получила 9М730 Буревестник название « . » [27]
См. также [ править ]
- Ядерная силовая установка самолета
- Эксперимент с авиационным реактором
- Лаборатория ядерных самолетов Джорджии
- Индуцированное гамма-излучение может стать источником энергии для самолетов
- Список самолетов с атомными двигателями
- Компактный термоядерный реактор Lockheed Martin
- Ядерная тепловая ракета
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Галлахер, Шон (22 марта 2018 г.). «Лучшая плохая идея? Почему путинская ракета с ядерной установкой возможна… и ужасна» . Арс Техника . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Рул, Кристиан (20 января 2019 г.). «Почему нет атомных самолетов» . Атлантика . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ Вайд, Джек (21 июня 2021 г.). «Программа пилотируемых ядерных самолетов» (PDF) . Министерство обороны США . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Торнтон, Г. (26–28 февраля 1963 г.). Введение в ядерную двигательную установку: Лекция 1: Введение и предыстория. Сервер технических отчетов НАСА (Отчет). hdl : 2060/19640019868 .
- ^ «США ТИХО УБИВАЮТ СВОЮ АТОМНУЮ РАКЕТУ; проект Плутон отменен после затрат в 200 миллионов долларов» . Компания «Нью-Йорк Таймс» . 13 июля 1964 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Атомные дирижабли Джона Дж. Геохегана. Первоначально опубликовано в январском номере журнала Aviation History за 2013 год .
- ^ Цеппелин в атомный век: прошлое, настоящее и будущее жесткого самолета легче воздуха , Киршнер, Эдвин Дж. Опубликовано University of Illinois Press (1957)
- ^ ЮРИХ, ЛЕО (1 января 1960 г.). «Атомный дирижабль». САЭ Мобилус . Серия технических документов SAE. 1 . САЭ Интернешнл. дои : 10.4271/600278 .
- ↑ Советские летные испытания ядерного бомбардировщика , Aviation Week, 1 декабря 1958 г., стр. 27.
- ^ «Модельархивы» . modelarchives.free.fr . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Возможность создания советского ядерного самолета признана , Форд Истман, Aviation Week, 19 января 1959 г., стр. 29.
- ^ «Российский ядерный бомбардировщик АВРОРА: истоки» . Модельные архивы . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Эйткен, А. (продюсер), Кереван, Г. (сценарист/исполнительный продюсер), «Самолеты, которые никогда не летали»: ядерный бомбардировщик», Alba Communications (для Discovery Europe), 2003 г.
- ^ " "120" (Ту-120): Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с ядерной силовой установкой" [«120» (Ту-120): Long-range nuclear-powered supersonic bomber] (in Russian). testpilot.ru . Retrieved 12 August 2019 .
- ^ Баттлер и Гордон 2004 , стр. 78–83.
- ^ Двоеточие 2009
- ^ «Путин раскрывает новую российскую систему противоракетной обороны» . www.defenseworld.net . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ «Путин заявляет о создании неудержимой ракеты с ядерной установкой» . ТАСС . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Трояновский, Антон (1 марта 2018 г.). «Путин утверждает, что Россия разрабатывает ядерное оружие, способное обойти противоракетную оборону» . Вашингтон Пост . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ «Путин говорит, что «ни у кого в мире нет ничего подобного» всемогущей ядерной ракете» . США сегодня . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Бамп, Филип (1 марта 2018 г.). «Что на самом деле означают недавно анонсированные Россией ядерные системы» . Вашингтон Пост . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Макфаркуар, Нил; Сэнгер, Дэвид Э. (1 марта 2018 г.). «Непобедимая ракета Путина нацелена на уязвимые места США» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (2 марта 2018 г.). «США тайно наблюдали, как разбиваются и горят российские крылатые ракеты с ядерными двигателями» . thedrive.com . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Брамфил, Джефф (март 2018 г.). «Эксперты ошеломлены заявлением России о ядерной ракете неограниченной дальности» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Параллели . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Баумгартнер, Пит (март 2018 г.). «Вопросы и ответы: эксперт по вооружениям говорит, что хвастовство Путина в отношении оружия выглядит как «излишнее убийство» » . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Фиоренца, Николас (23 марта 2018 г.). «Названо новое российское оружие» . Джейн 360 . Информационная группа Джейн . Архивировано из оригинала 31 июля 2018 года . Проверено 12 августа 2019 г.
Общие и цитируемые источники [ править ]
- Колон, Рауль (7 марта 2009 г.). «Советские эксперименты с ядерными бомбардировщиками» . Интернет-музей истории авиации. Архивировано из оригинала 6 января 2012 года . Проверено 3 января 2012 г.
- Баттлер, Тони; Гордон, Ефим (2004). «6: Ядерная энергетика и летающие крылья» . Советские секретные проекты: Бомбардировщики с 1945 года . Хинкли: Паб Midland. ISBN 1-85780-194-6 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 8 января 2012 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Краткий обзор программы НБ-36
- Эксперимент с реактором на расплавленной соли (первоначально предназначался для движения самолетов)
- СОВЕТСКИЙ СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫЙ АТОМНЫЙ САМОЛЕТ М-60 Портал «Академи» на сайте портала «Академи» (на английском языке)
- КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПРОГРАММА GE DIRECT ВОЗДУШНОГО ЦИКЛА АВИАЦИОННЫХ ЯДЕРНЫХ ДВИЖЕНИЙ (на английском языке)
- «Летающие» реакторы и нейтронная связь (на английском языке)
- Описания эксперимента Ту-95: [1] [2] (на русском языке)
- СОВЕТСКИЙ СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫЙ АТОМНЫЙ САМОЛЕТ М-60 Портал «Академи» на сайте портала «Академи» (на английском языке)
- Книга «Распад программы самолетов с атомными двигателями» , полученная 21 декабря 2009 г., включает библиографию.
- «Полет на ядерном топливе», «Американские усилия по созданию [ sic ] бомбардировщика с ядерной установкой», автор Рауль Колон, получено 21 декабря 2009 г.
- «Обзор ученого: первый атомный самолет» Джеральда Вендта за 1951 год, очень хорошая статья с иллюстрациями на тему использования атомного реактора для питания самолета.
- «Конференция за круглым столом рассматривает - атомный самолет» Popular Mechanics , апрель 1957 г., стр. 100–105.