Jump to content

Патрульный катер класса ВМВ

Обзор класса
Имя ВМВ
Операторы  Финский флот
Построен 1929–1935
В комиссии 1931–1960
Завершенный 20
Потерянный 7
Ушедший на пенсию 12
Сохранился 1
Общие характеристики
Тип Патрульный катер
Длина 25 м (82 фута)
Луч 4,10 м (13,5 футов)
Черновик 1 м (3 фута 3 дюйма)
Движение 2 × Maybach V-12, 1220 л.с. (910 кВт)
Скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час)
Вооружение
  • 1 × 40-мм пушка
  • 1 × 20-мм пушка
  • Глубинные бомбы (опционально)
  • 2 × 450-мм торпеды (опционально)
  • 4–5 морских мин (опционально)
  • пулеметы (по желанию)
Примечания Суда этого класса включают: ВМВ 1 – ВМВ 20.

Патрульный катер класса VMV ( фин . Vartiomoottorivene ) — серия финских патрульных катеров , служивших в составе Береговой охраны Финляндии и ВМС Финляндии во время Второй мировой войны .

Разработка

[ редактировать ]

Лодки VMV были разработаны компанией dipl.eng. Яакко Рахола из ВМС Финляндии. Конструкция была хорошей, что придавало лодкам отличные мореходные качества, высокую скорость и легкую конструкцию, а благодаря деревянному корпусу - устойчивость к магнитным минам. Лодки весили всего около 30 тонн, их длина составляла от 20 до 25 метров (от 65 футов 7 дюймов до 82 футов 0 дюймов). Стандартное вооружение состояло из одной 20-мм автоматической пушки, хотя в зависимости от требований они могли быть вооружены самым разнообразным вооружением. Первая лодка была заказана в декабре 1929 года у компании U. Suortin Veneveistämö в Хельсинки . Однако постройка этой лодки затянулась, и две лодки, заказанные в Германии, были готовы раньше первой финской. Следующие две лодки были заказаны в январе 1931 года у компании Uudenkaupungin Veneveistämö и были готовы к декабрю того же года. Затем был размещен еще один заказ на одну лодку от Турун Веневеистямо , и он был готов к 1932 году. Еще десять лодок были заказаны в 1934 году от компании Turun Veneveistämö. Турун Веневеистямо . Они были готовы к 1935 году.

ВМВ-1 ВМВ-7 оснащались бензиновыми двигателями, а ВМВ-8 ВМВ-17 – дизельными. ВМВ-3 и ВМВ-7 были уничтожены еще до войны: первый из-за возгорания двигателя в 1931 году, второй из-за взрыва в 1933 году.

Единственный сохранившийся катер ВМВ, ВМВ-11 , сегодня хранится в Морском музее Котки в оригинальном обмундировании 1930-х годов.

Оперативное обслуживание

[ редактировать ]

С началом Зимней войны вооружение лодки ВМВ было усовершенствовано за счет установки пулеметов, глубинных бомб и дымовых гранатометов. Во время Войны-продолжения дополнительное вооружение менялось в зависимости от миссии; например, они могли быть оснащены четырьмя или пятью морскими минами калибра 450 мм (18 дюймов) или двумя торпедами . Некоторые лодки ВМВ также использовались в качестве канонерских лодок и были оснащены 40-мм пушкой Бофорс и несколькими 20-мм пушками. Некоторые из них использовались в качестве охотников за подводными лодками и были оснащены 20-мм пушкой и глубинными бомбами. Ограниченные патрулированием прибрежных вод, катера ВМВ не участвовали ни в каких крупных боевых действиях во время Зимней войны. В ходе Войны-продолжения их основными задачами были противолодочная борьба и эскортное дежурство, хотя несколько катеров участвовали в боях за контроль над островами в Финском заливе .

Пять лодок ВМВ были потеряны во время войны, все в 1944 году. Два были потоплены во время воздушных налетов на Хельсинки , один был потерян советской авиацией возле Койвисто и два были потеряны при нападении немцев на Гогланд во время Лапландской войны .

Суда класса

[ редактировать ]
Корабль Запущен Расположение Скорость Судьба
ВМВ-1 1930 Германия 25 узлов Списан в 1950 г.
ВМВ-2 1930 Германия 25 узлов Списан в 1950 г.
ВМВ-3 1930 Хельсинки , Финляндия 23 узла Пропал (сгорел) 1931 г.
ВМВ-4
Бывший: Стерлинг
1916 Норвегия 16 узлов В отставке в 1939 г.
ВМВ-5 1931 Уусикаупунки , Финляндия 23 узла Списан в 1959 г.
ВМВ-6 1931 Уусикаупунки , Финляндия 23 узла Списан в 1960 г.
ВМВ-7 1932 Турку , Финляндия 23 узла Потерян (сгорел и затонул) 1933 г.
ВМВ-8 1935 Турку , Финляндия 23 узла Потерян (потоплен) 1944 г.
ВМВ-9 1935 Турку , Финляндия 23 узла Списан в 1960 г.
ВМВ-10 1935 Турку , Финляндия 23 узла Потерян (потоплен) 1944 г.
ВМВ-11 1935 Турку , Финляндия 23 узла Сохранился
ВМВ-12 1935 Турку , Финляндия 23 узла Потерян (потоплен) 1944 г.
ВМВ-13 1935 Турку , Финляндия 23 узла Списан в 1971 г.
ВМВ-14 1935 Турку , Финляндия 23 узла Потерян (потоплен) 1944 г.
ВМВ-15 1935 Турку , Финляндия 23 узла Списан в 1964 г.
ВМВ-16 1935 Турку , Финляндия 23 узла Списан в 1965 г.
ВМВ-17 1935 Турку , Финляндия 23 узла Потерян (потоплен) 1944 г.
ВМВ-18
Бывший: СП-1
1935 Порвоо , Финляндия 11 узлов Списан в 1958 г.
ВМВ-19
Бывший: СП-41
1943 Толккинен , Финляндия 10 узлов Списан в 1970 г.
ВМВ-20
Бывший: СП-42
1943 Толккинен , Финляндия 10 узлов Списан в 1970 г.
ВМВ-1 , ВМВ-2
ВМС Финляндии заказали две лодки у компании Abeking & Rasmussen в Бремене , Германия , в январе 1930 года, поскольку постройка первой лодки, будущей ВМВ-3 , затянулась. Эти лодки были готовы к июню 1930 года и приняты на вооружение в 1931 году. Они имели длину 25,00 м (82 фута 0 дюймов), ширину 4,10 м (13 футов 5 дюймов) и осадку 1,00 метра (3 фута 3 дюйма). . Они были оснащены двумя бензиновыми двигателями Maybach V-12 мощностью 1220 лошадиных сил (910 кВт). Корабли могли развивать скорость до 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час).
И ВМВ-1 , и ВМВ-2 отличились в борьбе с контрабандистами алкоголя в 1930-е годы. ВМВ-1 осуществила крупнейшую за всю историю конфискацию контрабандного алкоголя в Финляндии на Аландских островах . VMV 2 перехватил большое контрабандное судно, шхуну «Омар», в 1931 году. Большой контрабандный корабль S/S Relly пришел на помощь другому контрабандистскому кораблю и попытался потопить VMV 2 , таранив его, после чего началась дикая дуэль с применением стрелкового оружия. Несколько контрабандистов были ранены, но дикая поездка на лодке была решена благодаря хорошему мореплаванию экипажа ВМВ, и когда ВМВ открыл огонь из 20-мм пушки, контрабандисты сдались.
ВМВ 9
Во время войны ВМВ 1 служил в составе Varmistuslaivue , а ВМВ 2 отвечал за противолодочную борьбу (1939–1941). В 1942 году оба судна входили в состав 1. Vartiomoottorivenelaivue . ВМВ 1 принял участие в операции, приведшей к потоплению финского корабля береговой обороны «Ильмаринен» . Столкнувшись с опасностью взрыва, она спасла 57 человек из перевернутого корпуса « Ильмаринена» . Она также участвовала в сражении при Бенгтшере 26 июля 1941 года вместе с VMV ​​2 , VMV 13 и VMV 14 . Она также участвовала в операции по затоплению минного заградителя «Риилахти» . Она спасла из воды 11 человек, в том числе командира Риилахти капитан-лейтенанта Осмо Кивилинну, который позже скончался от полученных ранений. После войны оба судна участвовали в минно-тральных операциях. Оба судна были списаны в 1951 году, прослужив гораздо дольше, чем предполагалось изначально.
ВМВ 3
Первый заказ VMV был частично размещен на Ares Motorverkstad (двигатель), а частично у E. Suortin Veneveistämö в Хельсинки (корпус) в декабре 1929 года. Лодка была готова к ноябрю 1930 года. Судно было уничтожено в первый же день службы из-за пожара в моторных отделениях 10 июня 1931 года. Пожар нанес кораблю большой ущерб, и вскоре лодку пришлось сдать на слом. .
ВМВ 4
VMV 4 изначально был построенным в Норвегии судном для контрабандистов под названием Sterling . Позже в 1931 году она была конфискована финскими властями и передана береговой охране. Она была продана гражданскому покупателю в 1939 году.
ВМВ 5 , ВМВ 6
Еще две лодки были заказаны у Uudenkaupungin Veneveistämö в Уусикаупунки в январе 1931 года. Они были практически идентичны VMV 3 , лишь с некоторыми незначительными отличиями. ВМВ 5 и ВМВ 6 были готовы к декабрю 1931 года. Эти лодки имели более высокую надстройку по сравнению с другими лодками ВМВ и их можно было легко отличить от других лодок ВМВ. ВМВ 5 входил в состав противолодочной флотилии во время Зимней войны, а во время Войны-продолжения оба корабля принадлежали 1-й и 2-й эскортной флотилиям. ВМВ 5 и ВМВ 6 были списаны в 1959–60.
ВМВ 7
Следующая лодка была заказана у Турун Веневеистямё в апреле 1932 года. Внешне она была идентична VMV 3 , а интерьер был похож на VMV 5 . Эта лодка была готова к 1932 году, однако внутренний взрыв уничтожил лодку в 1933 году. Это привело к перепроектированию будущих лодок ВМВ, и последующие суда получили дизельные двигатели.
ВМВ 8 - ВМВ 17
В 1934 году ВМС Финляндии объявили конкурс на десять лодок ВМВ. Turun Veneveistämö победил и получил орден в марте 1934 года. Эти лодки были на 1 м длиннее и имели большее водоизмещение, чем предыдущие лодки. Лодки были готовы к 1935 году.
ВМВ 8 принадлежала эскортной флотилии во время Зимней войны и 2-й патрульной флотилии во время Войны-продолжения. Он был потоплен у причала во время советской бомбардировки Хельсинки 26 февраля 1944 года.
ВМВ 9 принадлежал Эскортной флотилии во время Зимней войны, Флотилии моторных торпедных катеров в 1941 году и 2-й патрульной флотилии с 1942 по 1944 год.
ВМВ 10 принадлежала эскортной флотилии во время Зимней войны, флотилии моторных торпедных катеров в 1941 году и 2-й патрульной флотилии с 1942 по 1944 год. Она была потоплена немецким артиллерийским огнем 15 сентября 1944 года, когда немцы пытались захватить остров Гогланд от финнов во время операции «Танне Ост» .
ВМВ 11 служил с 1939 по 1941 год в составе флотилии моторных торпедных катеров, а затем во 2-й патрульной флотилии. Сегодня он сохранен и восстановлен в первоначальном виде и выставлен в Морском музее в Котке.
ВМВ 12 принадлежала эскортной флотилии во время Зимней войны и 2-й патрульной флотилии во время Войны-продолжения. Он был потоплен у причала в Хельсинки советскими бомбардировщиками во время налета 6 февраля 1944 года.
ВМВ 13 входили в состав эскортной флотилии во время Зимней войны и в состав 1-й и 2-й патрульных флотилий во время Войны-продолжения. Она участвовала в битве при Бенгтшере , где спасла 13 человек. Позже, 12 октября 1942 года, она потопила советскую подводную лодку типа «Щука» Щ-311 вместе с ВМВ-15 . В 1972 году она использовалась в качестве водного автобуса в Калайоки, Кеминярви и Каяане. Ее списали на слом в начале 2000-х годов.
ВМВ 14 служил в период с 1939 по 1940 год в качестве охотника за подводными лодками, а во время войны-продолжения в составе эскортной флотилии, а также 1-й и 2-й патрульных флотилий. Он был потоплен немецким артиллерийским огнем в гавани Сууркюля на острове Гогланд 15 сентября 1944 года, когда немцы пытались захватить остров.
ВМВ 15 принадлежала Противолодочной флотилии во время Зимней войны, эскортной флотилии, а также 1-й и 2-й патрульным флотилиям во время Войны-продолжения. Вместе с ВМВ 13 участвовала в потоплении советской подводной лодки Щ-311 12 октября 1942 года. Повреждена во время авианалета западнее острова Койвисто 18 июня 1942 года.
ВМВ 16 принадлежала Противолодочной флотилии во время Зимней войны, эскортной флотилии, а также 1-й и 2-й патрульным флотилиям во время Войны-продолжения.
ВМВ 17 принадлежала Эскортной флотилии во время Зимней войны, флотилии моторных торпедных катеров, а также 1-й и 2-й патрульным флотилиям во время войны-продолжения. Она была повреждена обстрелом 22 мая 1943 года во время патрулирования. Двое мужчин были убиты и один ранен, однако ей удалось не потопить два советских судна МО207 и МО303. ВМВ 17 был потоплен советской авиацией 6 февраля 1944 года вблизи острова Койвисто. Те, что пережили войну, в последующие годы были последовательно списаны, последний раз в 1970 году.
ВМВ 18 ВМВ 20
VMV 18 , VMV 19 и VMV 20 первоначально использовались для морской подготовки финской гражданской гвардией . Лодки были переданы Береговой охране в 1944 году, когда Гражданскую гвардию пришлось расформировать. Лодки имели водоизмещение 21–22 тонны и могли развивать скорость до 10–11 узлов (19–20 км/ч; 12–13 миль в час). ВМВ 18 (бывший СП-1 ) был построен в Порвоо в 1935 году. ВМВ 19 (бывший СП-41 ) и ВМВ 20 (бывший СП-42 ) были построены в Толккинене в 1943 году. ВМВ 18 списан в 1958 году. .

Потери военного времени

[ редактировать ]
Корабль Дата Расположение Причина
ВМВ-8 26 февраля 1944 г. Пришвартовавшись к пирсу в Хельсинки Советские бомбардировки
ВМВ-10 14 сентября 1944 г. Во время причала на Гогланде Немецкая корабельная артиллерийская стрельба
ВМВ-12 6 февраля 1944 г. Пришвартовавшись к пирсу в Хельсинки Советские бомбардировки
ВМВ-14 14 сентября 1944 г. Во время причала на Гогланде Немецкая корабельная артиллерийская стрельба
ВМВ-17 18 июня 1944 г. Возле Березовых островов Советский самолет
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38bf26dfa4fac27d9a3682cfa1ee21e8__1713684660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/e8/38bf26dfa4fac27d9a3682cfa1ee21e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
VMV-class patrol boat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)