Патрульный катер класса ВМВ
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | ВМВ |
Операторы | ![]() |
Построен | 1929–1935 |
В комиссии | 1931–1960 |
Завершенный | 20 |
Потерянный | 7 |
Ушедший на пенсию | 12 |
Сохранился | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Патрульный катер |
Длина | 25 м (82 фута) |
Луч | 4,10 м (13,5 футов) |
Черновик | 1 м (3 фута 3 дюйма) |
Движение | 2 × Maybach V-12, 1220 л.с. (910 кВт) |
Скорость | 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) |
Вооружение |
|
Примечания | Суда этого класса включают: ВМВ 1 – ВМВ 20. |
Патрульный катер класса VMV ( фин . Vartiomoottorivene ) — серия финских патрульных катеров , служивших в составе Береговой охраны Финляндии и ВМС Финляндии во время Второй мировой войны .
Разработка
[ редактировать ]Лодки VMV были разработаны компанией dipl.eng. Яакко Рахола из ВМС Финляндии. Конструкция была хорошей, что придавало лодкам отличные мореходные качества, высокую скорость и легкую конструкцию, а благодаря деревянному корпусу - устойчивость к магнитным минам. Лодки весили всего около 30 тонн, их длина составляла от 20 до 25 метров (от 65 футов 7 дюймов до 82 футов 0 дюймов). Стандартное вооружение состояло из одной 20-мм автоматической пушки, хотя в зависимости от требований они могли быть вооружены самым разнообразным вооружением. Первая лодка была заказана в декабре 1929 года у компании U. Suortin Veneveistämö в Хельсинки . Однако постройка этой лодки затянулась, и две лодки, заказанные в Германии, были готовы раньше первой финской. Следующие две лодки были заказаны в январе 1931 года у компании Uudenkaupungin Veneveistämö и были готовы к декабрю того же года. Затем был размещен еще один заказ на одну лодку от Турун Веневеистямо , и он был готов к 1932 году. Еще десять лодок были заказаны в 1934 году от компании Turun Veneveistämö. Турун Веневеистямо . Они были готовы к 1935 году.
ВМВ-1 – ВМВ-7 оснащались бензиновыми двигателями, а ВМВ-8 – ВМВ-17 – дизельными. ВМВ-3 и ВМВ-7 были уничтожены еще до войны: первый из-за возгорания двигателя в 1931 году, второй из-за взрыва в 1933 году.
Единственный сохранившийся катер ВМВ, ВМВ-11 , сегодня хранится в Морском музее Котки в оригинальном обмундировании 1930-х годов.
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]С началом Зимней войны вооружение лодки ВМВ было усовершенствовано за счет установки пулеметов, глубинных бомб и дымовых гранатометов. Во время Войны-продолжения дополнительное вооружение менялось в зависимости от миссии; например, они могли быть оснащены четырьмя или пятью морскими минами калибра 450 мм (18 дюймов) или двумя торпедами . Некоторые лодки ВМВ также использовались в качестве канонерских лодок и были оснащены 40-мм пушкой Бофорс и несколькими 20-мм пушками. Некоторые из них использовались в качестве охотников за подводными лодками и были оснащены 20-мм пушкой и глубинными бомбами. Ограниченные патрулированием прибрежных вод, катера ВМВ не участвовали ни в каких крупных боевых действиях во время Зимней войны. В ходе Войны-продолжения их основными задачами были противолодочная борьба и эскортное дежурство, хотя несколько катеров участвовали в боях за контроль над островами в Финском заливе .
Пять лодок ВМВ были потеряны во время войны, все в 1944 году. Два были потоплены во время воздушных налетов на Хельсинки , один был потерян советской авиацией возле Койвисто и два были потеряны при нападении немцев на Гогланд во время Лапландской войны .
Суда класса
[ редактировать ]Корабль | Запущен | Расположение | Скорость | Судьба |
---|---|---|---|---|
ВМВ-1 | 1930 | Германия | 25 узлов | Списан в 1950 г. |
ВМВ-2 | 1930 | Германия | 25 узлов | Списан в 1950 г. |
ВМВ-3 | 1930 | Хельсинки , Финляндия | 23 узла | Пропал (сгорел) 1931 г. |
ВМВ-4 Бывший: Стерлинг |
1916 | Норвегия | 16 узлов | В отставке в 1939 г. |
ВМВ-5 | 1931 | Уусикаупунки , Финляндия | 23 узла | Списан в 1959 г. |
ВМВ-6 | 1931 | Уусикаупунки , Финляндия | 23 узла | Списан в 1960 г. |
ВМВ-7 | 1932 | Турку , Финляндия | 23 узла | Потерян (сгорел и затонул) 1933 г. |
ВМВ-8 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Потерян (потоплен) 1944 г. |
ВМВ-9 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Списан в 1960 г. |
ВМВ-10 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Потерян (потоплен) 1944 г. |
ВМВ-11 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Сохранился |
ВМВ-12 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Потерян (потоплен) 1944 г. |
ВМВ-13 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Списан в 1971 г. |
ВМВ-14 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Потерян (потоплен) 1944 г. |
ВМВ-15 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Списан в 1964 г. |
ВМВ-16 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Списан в 1965 г. |
ВМВ-17 | 1935 | Турку , Финляндия | 23 узла | Потерян (потоплен) 1944 г. |
ВМВ-18 Бывший: СП-1 |
1935 | Порвоо , Финляндия | 11 узлов | Списан в 1958 г. |
ВМВ-19 Бывший: СП-41 |
1943 | Толккинен , Финляндия | 10 узлов | Списан в 1970 г. |
ВМВ-20 Бывший: СП-42 |
1943 | Толккинен , Финляндия | 10 узлов | Списан в 1970 г. |
- ВМВ-1 , ВМВ-2
- ВМС Финляндии заказали две лодки у компании Abeking & Rasmussen в Бремене , Германия , в январе 1930 года, поскольку постройка первой лодки, будущей ВМВ-3 , затянулась. Эти лодки были готовы к июню 1930 года и приняты на вооружение в 1931 году. Они имели длину 25,00 м (82 фута 0 дюймов), ширину 4,10 м (13 футов 5 дюймов) и осадку 1,00 метра (3 фута 3 дюйма). . Они были оснащены двумя бензиновыми двигателями Maybach V-12 мощностью 1220 лошадиных сил (910 кВт). Корабли могли развивать скорость до 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час).
- И ВМВ-1 , и ВМВ-2 отличились в борьбе с контрабандистами алкоголя в 1930-е годы. ВМВ-1 осуществила крупнейшую за всю историю конфискацию контрабандного алкоголя в Финляндии на Аландских островах . VMV 2 перехватил большое контрабандное судно, шхуну «Омар», в 1931 году. Большой контрабандный корабль S/S Relly пришел на помощь другому контрабандистскому кораблю и попытался потопить VMV 2 , таранив его, после чего началась дикая дуэль с применением стрелкового оружия. Несколько контрабандистов были ранены, но дикая поездка на лодке была решена благодаря хорошему мореплаванию экипажа ВМВ, и когда ВМВ открыл огонь из 20-мм пушки, контрабандисты сдались.

- Во время войны ВМВ 1 служил в составе Varmistuslaivue , а ВМВ 2 отвечал за противолодочную борьбу (1939–1941). В 1942 году оба судна входили в состав 1. Vartiomoottorivenelaivue . ВМВ 1 принял участие в операции, приведшей к потоплению финского корабля береговой обороны «Ильмаринен» . Столкнувшись с опасностью взрыва, она спасла 57 человек из перевернутого корпуса « Ильмаринена» . Она также участвовала в сражении при Бенгтшере 26 июля 1941 года вместе с VMV 2 , VMV 13 и VMV 14 . Она также участвовала в операции по затоплению минного заградителя «Риилахти» . Она спасла из воды 11 человек, в том числе командира Риилахти капитан-лейтенанта Осмо Кивилинну, который позже скончался от полученных ранений. После войны оба судна участвовали в минно-тральных операциях. Оба судна были списаны в 1951 году, прослужив гораздо дольше, чем предполагалось изначально.
- ВМВ 3
- Первый заказ VMV был частично размещен на Ares Motorverkstad (двигатель), а частично у E. Suortin Veneveistämö в Хельсинки (корпус) в декабре 1929 года. Лодка была готова к ноябрю 1930 года. Судно было уничтожено в первый же день службы из-за пожара в моторных отделениях 10 июня 1931 года. Пожар нанес кораблю большой ущерб, и вскоре лодку пришлось сдать на слом. .
- ВМВ 4
- VMV 4 изначально был построенным в Норвегии судном для контрабандистов под названием Sterling . Позже в 1931 году она была конфискована финскими властями и передана береговой охране. Она была продана гражданскому покупателю в 1939 году.
- ВМВ 5 , ВМВ 6
- Еще две лодки были заказаны у Uudenkaupungin Veneveistämö в Уусикаупунки в январе 1931 года. Они были практически идентичны VMV 3 , лишь с некоторыми незначительными отличиями. ВМВ 5 и ВМВ 6 были готовы к декабрю 1931 года. Эти лодки имели более высокую надстройку по сравнению с другими лодками ВМВ и их можно было легко отличить от других лодок ВМВ. ВМВ 5 входил в состав противолодочной флотилии во время Зимней войны, а во время Войны-продолжения оба корабля принадлежали 1-й и 2-й эскортной флотилиям. ВМВ 5 и ВМВ 6 были списаны в 1959–60.
- ВМВ 7
- Следующая лодка была заказана у Турун Веневеистямё в апреле 1932 года. Внешне она была идентична VMV 3 , а интерьер был похож на VMV 5 . Эта лодка была готова к 1932 году, однако внутренний взрыв уничтожил лодку в 1933 году. Это привело к перепроектированию будущих лодок ВМВ, и последующие суда получили дизельные двигатели.
- ВМВ 8 - ВМВ 17
- В 1934 году ВМС Финляндии объявили конкурс на десять лодок ВМВ. Turun Veneveistämö победил и получил орден в марте 1934 года. Эти лодки были на 1 м длиннее и имели большее водоизмещение, чем предыдущие лодки. Лодки были готовы к 1935 году.
- ВМВ 8 принадлежала эскортной флотилии во время Зимней войны и 2-й патрульной флотилии во время Войны-продолжения. Он был потоплен у причала во время советской бомбардировки Хельсинки 26 февраля 1944 года.
- ВМВ 9 принадлежал Эскортной флотилии во время Зимней войны, Флотилии моторных торпедных катеров в 1941 году и 2-й патрульной флотилии с 1942 по 1944 год.
- ВМВ 10 принадлежала эскортной флотилии во время Зимней войны, флотилии моторных торпедных катеров в 1941 году и 2-й патрульной флотилии с 1942 по 1944 год. Она была потоплена немецким артиллерийским огнем 15 сентября 1944 года, когда немцы пытались захватить остров Гогланд от финнов во время операции «Танне Ост» .
- ВМВ 11 служил с 1939 по 1941 год в составе флотилии моторных торпедных катеров, а затем во 2-й патрульной флотилии. Сегодня он сохранен и восстановлен в первоначальном виде и выставлен в Морском музее в Котке.
- ВМВ 12 принадлежала эскортной флотилии во время Зимней войны и 2-й патрульной флотилии во время Войны-продолжения. Он был потоплен у причала в Хельсинки советскими бомбардировщиками во время налета 6 февраля 1944 года.
- ВМВ 13 входили в состав эскортной флотилии во время Зимней войны и в состав 1-й и 2-й патрульных флотилий во время Войны-продолжения. Она участвовала в битве при Бенгтшере , где спасла 13 человек. Позже, 12 октября 1942 года, она потопила советскую подводную лодку типа «Щука» Щ-311 вместе с ВМВ-15 . В 1972 году она использовалась в качестве водного автобуса в Калайоки, Кеминярви и Каяане. Ее списали на слом в начале 2000-х годов.
- ВМВ 14 служил в период с 1939 по 1940 год в качестве охотника за подводными лодками, а во время войны-продолжения в составе эскортной флотилии, а также 1-й и 2-й патрульных флотилий. Он был потоплен немецким артиллерийским огнем в гавани Сууркюля на острове Гогланд 15 сентября 1944 года, когда немцы пытались захватить остров.
- ВМВ 15 принадлежала Противолодочной флотилии во время Зимней войны, эскортной флотилии, а также 1-й и 2-й патрульным флотилиям во время Войны-продолжения. Вместе с ВМВ 13 участвовала в потоплении советской подводной лодки Щ-311 12 октября 1942 года. Повреждена во время авианалета западнее острова Койвисто 18 июня 1942 года.
- ВМВ 16 принадлежала Противолодочной флотилии во время Зимней войны, эскортной флотилии, а также 1-й и 2-й патрульным флотилиям во время Войны-продолжения.
- ВМВ 17 принадлежала Эскортной флотилии во время Зимней войны, флотилии моторных торпедных катеров, а также 1-й и 2-й патрульным флотилиям во время войны-продолжения. Она была повреждена обстрелом 22 мая 1943 года во время патрулирования. Двое мужчин были убиты и один ранен, однако ей удалось не потопить два советских судна МО207 и МО303. ВМВ 17 был потоплен советской авиацией 6 февраля 1944 года вблизи острова Койвисто. Те, что пережили войну, в последующие годы были последовательно списаны, последний раз в 1970 году.
- ВМВ 18 – ВМВ 20
- VMV 18 , VMV 19 и VMV 20 первоначально использовались для морской подготовки финской гражданской гвардией . Лодки были переданы Береговой охране в 1944 году, когда Гражданскую гвардию пришлось расформировать. Лодки имели водоизмещение 21–22 тонны и могли развивать скорость до 10–11 узлов (19–20 км/ч; 12–13 миль в час). ВМВ 18 (бывший СП-1 ) был построен в Порвоо в 1935 году. ВМВ 19 (бывший СП-41 ) и ВМВ 20 (бывший СП-42 ) были построены в Толккинене в 1943 году. ВМВ 18 списан в 1958 году. .
Потери военного времени
[ редактировать ]Корабль | Дата | Расположение | Причина |
---|---|---|---|
ВМВ-8 | 26 февраля 1944 г. | Пришвартовавшись к пирсу в Хельсинки | Советские бомбардировки |
ВМВ-10 | 14 сентября 1944 г. | Во время причала на Гогланде | Немецкая корабельная артиллерийская стрельба |
ВМВ-12 | 6 февраля 1944 г. | Пришвартовавшись к пирсу в Хельсинки | Советские бомбардировки |
ВМВ-14 | 14 сентября 1944 г. | Во время причала на Гогланде | Немецкая корабельная артиллерийская стрельба |
ВМВ-17 | 18 июня 1944 г. | Возле Березовых островов | Советский самолет |