Финская подводная лодка Весикко
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Европейская норка |
Заказал | 9 октября 1930 г. |
Строитель | Крайтон-Вулкан |
Заложен | 7 марта 1931 г. |
Запущен | 10 мая 1933 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 апреля 1934 г. |
В эксплуатации | 19 января 1936 г. |
Не работает | 1946 |
Статус | Корабль-музей |
Общие характеристики | |
Тип | Береговая подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 8,18 м (26 футов 10 дюймов) |
Черновик | 3,79 м (12 футов 5 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 150 м |
Дополнить | 4 офицера, 8 унтер-офицеров, 4 рядовых |
Датчики и системы обработки | 2×6 гидрофонов Atlas Works , 1 приемная станция ( групповое прослушивающее устройство ) |
Вооружение |
|
«Весикко» — подводная лодка , спущенная на воду 10 мая 1933 года в доке Крайтон-Вулкан в Турку . До 1936 года она называлась по верфьному номеру CV 707. Vesikko была заказана голландской машиностроительной компанией Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (немецкой подставной компанией ) в 1930 году в качестве прототипа коммерческой подводной лодки , являвшейся прототипом немецких подводных лодок типа II . Купленный финнами перед Второй мировой войной , он участвовал в Зимней войне и Войне-продолжении , потопив советский торговый корабль «Выборг» как свою единственную победу. После прекращения огня с союзниками в 1944 году Весикко вышел в отставку. После войны Финляндии запретили эксплуатировать подводные лодки, и она хранилась на хранении, пока не была превращена в корабль-музей.
«Весикко» была одной из пяти подводных лодок, служивших в составе ВМС Финляндии . Остальными четырьмя были три более крупные Vetehinen: класса лодки Vetehinen , Vesihiisi , Iku-Turso и маленькая Saukko . Слово «весикко» — финское название европейской норки .
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS) — немецкая подставная компания в Нидерландах , созданная для тайного проектирования нового немецкого подводного флота. По условиям Версальского мирного договора после Первой мировой войны Германии было запрещено строить и эксплуатировать подводные лодки, а также другое «наступательное» вооружение. Это привело к переносу исследований в области вооружений в зарубежные страны. Например, немецкие танки и самолеты испытывались и разрабатывались в Советском Союзе . Поэтому, в отличие от других подводных лодок ВМС Финляндии , «Весикко» не входила в действие Морского закона. Вместо этого это было частью секретного восстановления немецкого военно-морского флота, Рейхсмарине .
Целью немцев было разработать современный тип подводной лодки для использования во время всеобщей мобилизации ; технологии и стандарты должны были быть новыми и не основываться на разработках времен Первой мировой войны. Для этой цели были построены два прототипа: E1 в Испании и CV 707 в Финляндии . Последний позже был выбран в качестве первого типа подводной лодки для нового флота. Строительство обеих экспериментальных подводных лодок финансировалось Рейхсмарине.
Командующий Карл Бартенбах , вышедший в отставку с действительной службы в Рейхсмарине, работал секретным офицером связи в Финляндии. Его официальное звание — военно-морской эксперт Сил обороны Финляндии , и именно под его руководством Vetehinen 496-тонный класс и 100-тонный Saukko в Финляндии были построены . Оба типа подводных лодок были разработаны ИВС. Для ВМС Германии его задачей было контролировать разработку и строительство подводной лодки водоизмещением 200–250 тонн, которая по-прежнему будет соответствовать боевой эффективности класса Vetehinen . Вся задача получила название The Lilliput Project .
Официальное решение, разрешающее Весикко строительство в Финляндии, было принято в 1930 году после нескольких встреч с правительством Финляндии . Поскольку проект «Лилипутия» нарушил условия Версальского мирного договора, в соглашении не упоминалась Германия, и было решено, что новая подводная лодка может быть продана только странам, входящим в Лигу Наций . Потенциальные покупатели также должны были иметь права владения таким оружием. Правительство Финляндии получило первоочередное право на покупку подводной лодки.
Строительство CV 707 началось в 1931 году в доке Крайтон-Вулкан в Турку. На момент постройки CV 707 была одной из самых совершенных конструкций подводных лодок. Например, максимальная глубина была вдвое больше, чем у более ранних немецких подводных лодок, а ее корпус мог быть полностью построен с помощью электросварки. За счет устранения заклепок повысилась устойчивость к давлению воды, уменьшились утечки масла, а процесс строительства ускорился. Немцы испытывали CV 707 на архипелаге Турку в 1933–34 годах.
Весикко был прототипом немецких подводных лодок Type II . Шесть подводных лодок Типа IIA (от U-1 до U-6), которые были почти идентичны Весикко, были построены в доке Deutsche Werke в Киле было построено 44 подводные лодки Типа IIB, IIC и IID. , а после них до и во время Второй мировой войны .
История обслуживания
[ редактировать ]Согласно соглашению между Министерством обороны Финляндии и компанией Crichton-Vulcan, Финляндия имела основной вариант покупки до 1937 года, а правительство Финляндии приняло подлодку в свои руки в августе 1934 года. После того как финский парламент одобрил приобретение в 1936 году, Подводная лодка вошла в состав ВМС Финляндии под названием Vesikko .
Зимняя война
[ редактировать ]Весикко был переброшен вместе с Весихииси в район Ханко 30 ноября 1939 года, когда несколько советских надводных бойцов направлялись в этот район. Однако подводная лодка не успела прибыть на перехват « Кирова» и его эскорта. Весикко смог подобраться достаточно близко, чтобы увидеть крейсер, но не смог выйти на огневую позицию, поскольку ему пришлось уклоняться от артиллерийского огня. [1]
Когда 17 декабря и два последующих дня Советы отправили линкор «Октябрьская революция» для бомбардировки финских позиций в Койвисто , ВМС Финляндии решили послать Весикко на его охоту. Однако к тому времени, когда подводная лодка днем позже достигла этого района, советский линкор «Марат» , подвергшийся бомбардировке в тот день, уже ушел, а температура упала до -15 ° C (5 ° F), что помешало подводной лодке нырнуть. [1]
Продолжение войны
[ редактировать ]Летом 1941 года все финские подводные лодки были вновь готовы к боевым действиям и направились в район плацдарма в Финском заливе. базой Весикко Операционной должен был стать остров Вахтерпяя недалеко от города Ловииса . Когда 25 июня началась Война-продолжение , всем подводным лодкам было приказано патрулировать восточную часть Финского залива . 3 июля 1941 года «Весикко» потопил советское торговое судно « Выборг» к востоку от острова Гогланд . Атака была произведена на расстоянии 700 метров (770 ярдов) от цели; Первая торпеда была выпущена в 13:25 и попала в корму цели. Цель остановилась, но, похоже, не тонула, поэтому Весикко выпустил еще одну торпеду, которая не взорвалась. Очень скоро после удара три советских патрульных катера начали преследовать Весикко и пытались уничтожить его глубинными бомбами и помочь поврежденному кораблю, но не смогли выполнить ни одну задачу. Выборг затонул 3 июля в 14:15. [2]
Советская историография позже преуменьшала значение гибели Выборга , настаивая на том, что несколько подводных лодок и немецких военно-морских бомбардировщиков атаковали корабль одновременно и что по нему было выпущено более двадцати торпед. [3] Осенью 1941 года Весикко действовал из Хельсинки и совершил три патрулирования к побережью Эстонии . В 1942 году, оснащенный стойкой для глубинных бомб, он сопровождал конвои в Аландском море и охотился на предполагаемые вражеские подводные лодки возле Хельсинки. [4]
В начале июня 1944 года Весикко сопровождал колонны, эвакуировавшие людей с Карельского перешейка . В связи с перемирием между Финляндией и Советским Союзом «Весикко» было приказано вернуться в порт 19 сентября 1944 года. Последний раз «Весикко» выходил в море в качестве боевого корабля ВМС Финляндии в декабре 1944 года.
В военное время командирами подводной лодки были несколько офицеров: лейтенант. Кауко Пекканен (1939), капитан. Лейтенант Олави Айттола (1940 и 1941), капитан. Лейтенант Антти Лейно (1942), капитан. Лейтенант Пентти Айраксинен (1942), капитан. Лейтенант Ээро Паккала (1943), капитан. Лейтенант Олави Сюрьянен (1943) и капитан. Лейтенант Лаури Парма (1944).
Корабль-музей
[ редактировать ]

В январе 1945 года Комиссия союзников, ответственная за контроль за соблюдением Мирного договора, приказала разоружение финских подводных лодок, а в 1947 году по условиям Парижского мирного договора Силам обороны Финляндии было запрещено иметь какие-либо подводные лодки. Финские подводные лодки Vetehinen , Vesihiisi , Iku-Turso и Saukko были проданы Бельгии для сдачи на слом в 1953 году. Весикко пощадили, потому что Силы обороны Финляндии надеялись, что Финляндия сможет в будущем снова получить разрешение на использование подводных лодок, и Весикко тогда должен был использоваться в учебных целях. Весикко хранился на доке Valmet Oy в районе Катаянокка в Хельсинки.
В 1959 году ВМС Финляндии решили продать «Весикко» , поскольку Финляндии не удалось снова получить право на использование подводных лодок, а также потому, что компания Valmet Oy жаловалась, что старая подводная лодка мешает работе в доке. Благодаря Институту военной истории и бывшим офицерам-подводникам продажу отменили и Весикко передали в Военный музей.
Военный музей перевез Весикко на остров Сусисаари в Суоменлинне , на берегу Артиллерийской бухты, и восстановил подводную лодку. Процесс восстановления длился более десяти лет и был очень трудным; большая часть оборудования была вывезена после войны и использована в других целях. Кроме того, Весикко подвергся вандализму на скамье подсудимых. Однако благодаря пожертвованиям и волонтерской работе реставрация была завершена, и Весикко открылся как музей к годовщине ВМС Финляндии, 9 июля 1973 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Киянен, Калерво (1968). ВМС Финляндии 1918–1968 I [ ВМС Финляндии 1918–1968, часть I ]. Хельсинки: Meriupseeriyhdistys/Otava. п.п. 248–250.
- ^ Киянен, Калерво (1968). ВМС Финляндии 1918–1968 II [ ВМС Финляндии 1918–1968, часть II ]. Хельсинки: Meriupseeriyhdistys/Otava. п.п. 17–18.
- ^ Киянен: Внимание к погружению - финские подводные лодки в военных и мирных операциях ; Лайвастолехти 1977. ISBN 951-95457-0-0 (ред.), с. 212
- ^ Киянен, Калерво (1968). ВМС Финляндии 1918–1968 II [ ВМС Финляндии 1918–1968, часть II ]. Хельсинки: Meriupseeriyhdistys/Otava. стр. 94.
Библиография
[ редактировать ]- Аткинсон, Криспен (август 2021 г.). Осборн, Ричард (ред.). «Финская подводная лодка Весикко ». Военные корабли: Приложение морских новостей . 75 (8): 399–401. ISSN 0966-6958 .
- Рёсслер, Эберхард (1999). Подводная лодка типа II. «Каноэ-долбленка» . От оригинала к модели (на немецком языке). Бонн: Бернард и Грефе . ISBN 3-7637-6023-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья на uboat.net о Весикко
- Голландские экспортные подводные лодки - Инженерное бюро судостроения. Архивировано 4 марта 2016 г. на archive.today.
- фотографии Весикко (1). Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- фотографии Весикко (2)
- фотографии Весикко (3)
- Подводная лодка Весикко
- Виртуальная выставка о подводной лодке Весикко (на английском языке)
60 ° 08'33,1 "N 024 ° 59'22,5" E / 60,142528 ° N 24,989583 ° E