Jump to content

Советская эвакуация Таллинна

Координаты : 59 ° 26'47 "с.ш. 24 ° 46'05" в.д.  /  59,446344 ° с.ш. 24,768033 ° в.д.  / 59,446344; 24.768033
Советская эвакуация Таллинна
Часть Второй мировой войны и войны-продолжения

Советский крейсер Киров, защищенный дымом, во время эвакуации Таллинна в августе 1941 года.
Дата 27–31 августа 1941 г.
Расположение
Результат Финско-немецкая победа
Воюющие стороны
 Финляндия
 Германия
 Советский Союз
Командиры и лидеры
Сила
1 «Киров» типа крейсер
190 судов меньшего размера
30 000 человек
Жертвы и потери
Неизвестный Более 12 000 погибших, из которых ~ 11 000 военнопленных (гражданские и военные)
28 крупных транспортов и вспомогательных кораблей
16 боевых кораблей [1]
6 небольших транспортов
34 торговых судна затоплены

Советская эвакуация Таллинна , также называемая минным боем Юминда , Таллиннской катастрофой или русским Дюнкерком , была советской операцией по эвакуации 190 кораблей Балтийского флота , частей Красной Армии и просоветского гражданского населения с окруженной главной базы флота в Таллинн в оккупированной Советским Союзом Эстонии в августе 1941 года. [1] У полуострова Юминда советский флот наткнулся на минное поле, установленное финским и немецким флотом, и неоднократно подвергался атакам авиации и торпедных катеров, неся большие потери.

Советские войска оккупировали Эстонию в июне 1940 года. После того, как 22 июня 1941 года началось вторжение Германии в Советский Союз , немецкие войска быстро продвигались через страны Балтии, и к концу августа столица Эстонии Таллинн была окружена немецкими войсками, а Большая часть Краснознамённого Балтийского флота была заперта в Таллиннской гавани.

В ожидании советского прорыва Кригсмарине и ВМС Финляндии 8 августа 1941 года начали установку минных полей у мыса Юминда на побережье Лахемаа . Пока советские тральщики пытались расчистить путь конвоям через минные поля, немецкая береговая артиллерия установила батарею 150-мм (5,9 дюйма) орудий возле мыса Юминда, а ВМС Финляндии собрали 2-ю флотилию моторно-торпедных катеров со сторожевыми катерами ВМВ9 , ВМВ10 , ВМВ11. и ВМВ17 . В то же время немецкая 3-я флотилия Schnellbootflottille с катерами S-26 , S-27 , S-39 , S-40 и S-101 была сосредоточена в Суоменлинне под Хельсинки . Немецкие бомбардировщики Junkers Ju 88 из Kampfgruppe 806, базирующиеся на аэродромах в Эстонии, были приведены в боевую готовность. 19 августа началось последнее немецкое наступление на Таллинн.

В ночь с 27 на 28 августа 1941 года советский 10-й стрелковый корпус вышел из боя с противником и высадился на транспорты в Таллинне.

Посадка была защищена дымовыми завесами. Однако разминирование за несколько дней до начала эвакуации было неэффективным из-за плохой погоды, а советских самолетов для защиты посадки не было. В результате этого, а также в результате сильного немецкого обстрела и бомбардировок с воздуха в гавани погибло не менее 1000 эвакуированных.

Перчатка в Финском заливе

[ редактировать ]
Переход кораблей Краснознамённого Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 года. Художник А. А. Блинков. (1946)
Таллиннский порт 1 сентября 1941 года после захвата немцами.

Двадцать крупных транспортов, восемь вспомогательных кораблей, девять малых транспортов, танкер, буксир и тендер были организованы в четыре конвоя под охраной советского крейсера «Киров» с адмиралом Владимиром Трибуцем на борту, двумя лидерами флотилии, девятью эсминцами, тремя торпедоносцами. катеров, двенадцать подводных лодок, десять современных и пятнадцать устаревших тральщиков, 22 тральщика, 21 охотник за подводными лодками, три канонерских катера, минный заградитель, тринадцать сторожевых кораблей и одиннадцать торпедных катеров. [2]

28 августа бомбардировочное крыло Люфтваффе Kampfgeschwader 77 (KG 77) и KGr 806 потопило пароход Vironia водоизмещением 2026 брт , Lucerne водоизмещением 1423 брт водоизмещением 2317 брт, Atis Kronvalds и ледокол Krisjanis Valdemars водоизмещением 2250 брт . Остальной советский флот был вынужден изменить курс. Им пришлось пройти через сильно заминированную территорию. В результате 21 советский военный корабль, в том числе пять эсминцев, подорвался на минах и затонул. 29 августа на счету Люфтваффе, усиленного КГ 76 , КГ 4 и КГ 1 , были потоплены транспортные корабли «Вторая пятилетка» (3974 брт), «Калпак» (2190 брт) и «Ленинградсовет» (1270 брт). Кроме того, корабли «Иван Папанин» , «Сауле» , «Казахстан» и «Серп и Молот» получили повреждения I./KG 4, который также потопил еще три. Погибло около 5000 советских солдат. [3] Вечером того же дня армада была атакована финскими и немецкими торпедными катерами, и хаотичная ситуация сделала невозможным организованное траление мин. В 22:00 наступила темнота, а в полночь советская армада остановилась и бросила якорь в заминированных водах. [ нужна ссылка ]

Рано утром 29 августа бомбардировщики Ju 88 атаковали остатки конвоев у Суурсаари , потопив два транспорта. неповрежденные корабли шли с максимальной скоростью, чтобы добраться до безопасных батарей Кронштадта . Сильно поврежденное торговое судно «Казахстан» высадило на борт 2300 человек из 5000 человек и направилось в Кронштадт. В последующие дни корабли, действовавшие из Суурсаари, спасли 12 160 выживших. [2]

В ходе советской эвакуации Таллинна удалось эвакуировать 165 кораблей, 28 000 пассажиров и 66 000 тонн оборудования. [4] [5] Всего затонуло или получило непоправимые повреждения 84 судна. [6] Предполагается, что по меньшей мере 12 400 человек утонули при обстоятельствах, малоизвестных за пределами бывшего Советского Союза. [7] режим долго преуменьшал это событие сталинский После войны . Эвакуация, возможно, стала самой кровавой морской катастрофой со времен битвы при Лепанто . [ нужна ссылка ]

25 августа 2001 года в Юминде был открыт мемориал. [8]

Неполный список затонувших кораблей

[ редактировать ]
Памятник Джуминде
Могилы мужчин, погибших в Эстиранде на Прангли , где он был выброшен на берег. острове
  • Пассажирский корабль SS Vironia - подорвался на мине у мыса Юминда и затонул за 5 минут. Погибли 1300 человек. [9]
  • Грузовой корабль SS Eestirand / VT-532 - атакован и поврежден немецкими бомбардировщиками и выброшен на берег у острова Прангли. В результате первого нападения погибли по меньшей мере 44 человека. [10]
  • Подводная лодка С-5 - 28 августа 1941 г., Финский залив. [11]
  • Подводная лодка Щ-301 - 28 августа 1941 г., у мыса Юминда. [11]
  • Destroyer Yakov Sverdlov - 28 August 1941, off Mohni island [11]
  • Эсминец Калинин - 28 августа 1941 года, у мыса Юминда. [11]
  • Эсминец «Артем» — 28 августа 1941 года, у мыса Юминда. [11]
  • Эсминец Володарский - 28 августа 1941 г., у мыса Юминда. [11]
  • Эсминец «Скорый» - 28 августа 1941 года, у мыса Юминда. [11]
  • Патрульный корабль «Снег» - 28 августа 1941 г., у мыса Юминда. [11]
  • Патрульный корабль Циклон - 28 августа 1941 года, у мыса Юминда. [11]
  • Канонерская лодка И-8 - 28 августа 1941 г., у мыса Юминда. [11]
  • Сапер № 71 ( «Краб» ) — 28 августа 1941 года, у мыса Юминда. [11]
  • Сапер № 42 ( «Ленводпуть-13» ) — 28 августа 1941 года, у мыса Юминда. [11]
  • Эверита (3251грт) — транспорт с примерно 1570 солдатами на борту затонул через минуту после взрыва. Спасено не более десяти человек. [12]
  • ВТ-530/Элла (1522грт) — советский пассажирский корабль подорвался на мине и затонул в Балтийском море у мыса Юминда. Ее капитан, а также 643 члена экипажа и пассажиров погибли. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Харрисон Э. Солсбери (2003). «Таллиннская катастрофа; русский Дюнкерк». 900 дней: Блокада Ленинграда . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. стр. 221–242. ISBN  9780306812989 .
  2. ^ Jump up to: а б Поттер, Элмар П.; Нимиц, Честер В. (1986). «Война на море в Прибалтике». В Ровере, Дж. (ред.). Морская сила. История морской войны от древности до наших дней [ Морская мощь. Военно-морская история . Херршинг: Манфред Павляк Verlagsgesellschaft mbH. стр. 602–622. ISBN  3-88199-082-8 .
  3. ^ Бергстрем 2007а, стр. 60.
  4. ^ «Финский флот в войне-продолжении, 1941 год» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 года.
  5. ^ «Морская война на Балтийском море 1941-1945 гг.» . www.feldgrau.com . Проверено 5 января 2019 г.
  6. ^ Йоханнес Кябин: Великий Октябрь и Эстония . Периодические издания, Таллинн, 1975. с. 88.
  7. ^ " Юминда, 28.8.1941: В память утонувших - всех 12 000 человек" Helsingin Sanomat 5 сентября 2010 г." . Проверено 5 января 2019 г.
  8. ^ «Президент республики отправит венок к мемориалу жертвам минного сражения в Юминде» . vp1992-2001.president.ee . Проверено 5 января 2019 г.
  9. ^ Место крушения
  10. ^ «Эстирандское грузовое судно 1910-1941 гг.» . Место крушения . Проверено 26 ноября 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кривошеев, ГФ (1997). Советские потери и боевые потери в ХХ веке . Лондон: Книги Гринхилла. стр. 265–271. ISBN  1-85367-280-7 .
  12. ^ Место крушения
  13. ^ Место крушения

Литература

[ редактировать ]
  • Бергстрем, Кристер (2007a). Барбаросса - Воздушный бой: июль – декабрь 1941 года. Лондон: Chevron/Ian Allan. ISBN   978-1-85780-270-2 .
  • Мати Уун: Юминдский морской бой 1941 года - событие мира в наших морях (Юминдаский морской бой 1941 года - событие мира в наших морях), Juminda Sentinel, Джуминда, 2006, ISBN   978-9-9859-6093-6 . (Эстонский)

59 ° 26'47 "с.ш. 24 ° 46'05" в.д.  /  59,446344 ° с.ш. 24,768033 ° в.д.  / 59,446344; 24.768033

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7132c189aa0d5fdd54787790471ca67d__1721820360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/7d/7132c189aa0d5fdd54787790471ca67d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet evacuation of Tallinn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)