Jump to content

Немецко-советская воздушная война 22 июня 1941 г.

Немецко-советская воздушная война 22 июня 1941 г.
Часть Восточного фронта . Второй мировой войны

Советские самолеты 15-го истребительного полка 8-й смешанной авиадивизии, уничтоженные ударами Люфтваффе, брошенные в южной части Каунасского аэродрома, 22 июня 1941 года.
Дата 22 июня 1941 г. ( 22.06.1941 )
Расположение
Результат немецкая победа
Были разгромлены многократно превосходящие силы советской авиации.
Воюющие стороны
 Советский Союз  Германия
Командиры и лидеры
Советский Союз Павел Жигарев
Советский Союз Aleksandr Novikov
Советский Союз Федор Мичугин
Советский Союз Aleksey Ionov
Советский Союз Борис Погребов
Советский Союз Fyodor Polynin
Нацистская Германия Герман Геринг
Нацистская Германия Ханс Йешоннек
Нацистская Германия Альберт Кессельринг
Нацистская Германия Александр Лёр
Нацистская Германия Альфред Келлер
Нацистская Германия Ханс-Юрген Штумпфф
Нацистская Германия В. фон Рихтгофен
Нацистская Германия Курт Пфлюгбайль
Нацистская Германия Бруно Лёрцер
Нацистская Германия Роберт Риттер фон Грайм
Сила
Советские Западные военные округа
Общий:
10,451 [1] боевой самолет
в том числе 5460 [2] одномоторные истребители
Общий:
3,297 [2] боевой самолет
в том числе 975 одномоторных истребителей [3]
Жертвы и потери
22 июня: > 2000 [4] боевой самолет
22-24 июня
Официальные советские данные:
3,922 [5] [6] боевой самолет
Оценки независимых исследователей:
недоступен [7]
22 июня
Официальные боевые потери Германии:
35 [8] [9] самолет
Оценки независимых исследователей:
55 [10] или 57 [11] самолет
22-24 июня
Официальные немецкие данные:
78 самолетов [12]

Немецко-советская воздушная война 22 июня 1941 года стала крупнейшим однодневным воздушным боем в военной истории. [13] Битва включала как воздушные бои , так и авиаудары по советским авиабазам . около 14 тысяч боевых самолетов В воздушной войне 22 июня 1941 года приняло участие , из них было уничтожено более 2000 боевых самолетов . Соотношение потерь оценивалось от 35:1 до 60:1 в пользу Люфтваффе .

Немцы одержали убедительную победу, продемонстрировали превосходство в тактике, мастерстве летчиков и, уничтожив значительные силы превосходящих по численности советских ВВС, завоевали господство в воздухе. [14] [15] [16] Поражение рассматривалось как вынуждение Советов запросить замену утраченных самолетов у западных держав, в результате чего в июле 1941 года было подписано англо-советское соглашение, закрепившее Советский Союз в качестве союзной державы , несмотря на давние идеологические разногласия и участие Советского Союза во вторжении в Польшу . [17]

Люфтваффе 21 июня.

[ редактировать ]

По состоянию на 21 июня Люфтваффе имело на всех фронтах в общей сложности 4948 боевых самолетов. В их число входили 1454 одномоторных истребителя и истребителя-бомбардировщика , 282 двухмоторных истребителя и истребителя-бомбардировщика, 196 двухмоторных истребителей-бомбардировщиков, 422 пикирующих бомбардировщика , 1503 двухмоторных бомбардировщика , 25 четырехмоторных бомбардировщиков , 244 гидросамолета и 822 самолета-разведчика . В последней готовности по состоянию на 21 июня 1941 г. в боевой готовности находилось около 3567 боевых самолетов (72%). Сюда входили 76% одномоторных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, 72% двухмоторных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, 72% ночных истребителей, 71% пикирующих бомбардировщиков и 66% двух- и четырехмоторных бомбардировщиков. [18]

Даже к началу операции «Барбаросса» на Западе оставались значительные силы Люфтваффе. Всего на Западе было около 33% всех имеющихся боевых самолетов (в том числе на Средиземноморском ТВД). Эта сила состояла из 31% всех одномоторных истребителей, 27% двухмоторных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, 100% ночных истребителей, 20% пикирующих бомбардировщиков, 37% двухмоторных бомбардировщиков, 100% четырех- бомбардировщики с двигателями. [18]

Советская авиация 21 июня.

[ редактировать ]

Джеймс Дж. Шнайдер утверждал, что с 1929 года Иосиф Сталин намеревался создать « военное государство » в Советском Союзе как стране, которая постоянно готовилась к ведению крупномасштабной войны. [19]

Советы были уверены, что в случае войны с Германией они одержат легкую победу, разгромив Люфтваффе.

«То, что я услышал, превзошло все ожидания: столь хорошо продуманный и тщательно подготовленный удар не дал ожидаемых результатов. Я до сих пор не понимаю, как такое могло произойти: большевики встретили нас почти у границы», — вот что говорит шеф личного состава немецкого воздушного флота по советскому военному роману «Первый удар (Повесть о будущей войне)». В публикации, опубликованной в Советском военном издательстве в 1939 году, рассказывается, как было сорвано нападение немцев на советские аэродромы: четкая и слаженная деятельность всех советских служб ПВО, особенно постов воздушного наблюдения, позволила своевременно поднять в воздух истребители, а «сталинские соколы» полностью разгромили немецких летчиков и заставили их отступить. Книга, написанная в духе сталинских лозунгов «На удар поджигателей войны Красная Армия ответит тройным ударом» или « Красная Армия будет вести войну наступательно с целью уничтожить врага и добиться победы малокровием». «способствовал появлению хвастовства, высокомерия и явно переоценивал возможности советской авиации». [20] [21]

В конце 1930-х годов все еще заметно отставало советское двигателестроение от западных стандартов. На многих советских авиастроительных предприятиях использовалась устаревшая технология, работы тормозились маломощной опытно-производственной базой, плохой технической оснащенностью советских научных институтов. СССР пришлось закупать у западных стран, особенно США, и осваивать выпуск некоторых лицензионных комплектующих и авиационных материалов. Материаловедение отставало, а производство столь необходимого алюминия не удовлетворяло потребности промышленности. Поэтому большинство советских самолетов имели смешанную конструкцию с широким использованием дерева. Радиопромышленность не смогла обеспечить самолеты надежными и компактными радиостанциями и другим необходимым оборудованием, например навигационным. [22]

Не меньшие проблемы возникли и при решении кадрового вопроса. Бюрократия, инертность, стремление прежде всего к количественным показателям серьезно вредили укреплению военно-воздушной мощи Советского Союза. Негативное влияние на общую боеготовность оказала также чрезмерная идеологизация и большое внимание к «классовому» фактору при комплектовании ВВС РККА (80–90% будущих летчиков набирались из рабочих или крестьян). [23]

На совещании высшего командного состава, посвященном использованию видов Вооруженных Сил в предстоящей войне, состоявшемся за шесть месяцев до вторжения гитлеровцев, где высказывались порой самые противоречивые мнения. Докладчики высказали разные, порой прямо противоположные взгляды на оптимальную структуру ВВС, степень централизации управления, эффективность налетов на аэродромы противника и т. д. Это вызвало тревогу у Народного комиссара обороны Советского Союза маршала Семен Тимошенко , который сказал, подводя итоги: "У нас накоплен большой опыт применения ВВС в боевых действиях, но, как было отмечено на совещании, этот опыт еще не обобщен и не изучен. Более того, - и это может быть чревато серьезными последствиями - у руководства наших ВВС нет единого взгляда на такие вопросы, как формирование и планирование операций, оценка противника, способы ведения воздушной войны и навязывания своей воли противнику, выбор целей и т. д." . [24]

Значительная часть советских летчиков имела богатый боевой опыт. [25] из-за того, что советские ВВС недавно участвовали в боях над Финляндией в Зимней войне и против Японской империи на Востоке .

Черный день советской авиации

[ редактировать ]
Разбитый МиГ-3 , во время Барбароссы , 1941 год.

Начальник Генерального штаба Люфтваффе Ганс Йешоннек хотел начать воздушные атаки до того, как начнет стрелять немецкая артиллерия. Однако Гитлер и ОКВ решили, что это может дать Советам возможность рассредоточить свои авиационные части, и отклонили предложение Йешоннека . Гитлер отдал приказ нанести авиаудары по аэродромам на рассвете. Хотя многие новые экипажи немецких бомбардировщиков имели лишь ограниченную подготовку по пилотированию по приборам, Luftflotten преодолела проблему, отобрав вручную опытные экипажи, которые пересекали границу на большой высоте и пикировали на свои цели. Немцы намеренно в первую очередь нацелились на советские истребительные авиабазы, чтобы уничтожить потенциальное сопротивление их бомбардировщикам и пикирующим бомбардировщикам. [26]

Первые атаки начались в 03:00 22 июня. Советы, застигнутые врасплох, собрали свои самолеты аккуратными рядами, которые были уязвимы. Результаты оказались разрушительными. На аэродроме Пинск 39-й смешанный бомбардировочный авиационный полк 10-й смешанной авиационной дивизии потерял на земле 43 СБ и пять Пе-2 после атак КГ-3, потерявшей один бомбардировщик. Дальше на запад 33-й истребительный авиационный полк 10-й смешанной авиационной дивизии потерял 46 И-53 и И-16 от истребителей-бомбардировщиков JG 51. Мессершмитты Bf 110 из SKG 210 уничтожили 50 самолетов на аэродроме Кобрин , недалеко от штаба 10- я смешанная авиационная дивизия и 4-я советская армия . На аэродроме базировался 74-й штурмовой авиационный полк, потерявший за 22 июня 47 И-15, 5 И-153 и 8 самолетов Ил-2. Чуть позже KG 54 атаковала аэродромы в этом районе, а ее 80 Ju 88 уничтожили 100 советских самолетов. Однако Люфтваффе и их союзники были в небе далеко не одни. ВВС совершили 6000 боевых вылетов (по сравнению с 2272 самолетами немцев), а ВВС ЗОВО подняло в воздух 1900 самолетов. Они оказали ожесточённое сопротивление в воздухе, добившись нескольких успехов. Напористость и решимость советских летчиков были таковы, что они не обращали внимания на свои потери и сражались с решимостью, которая удивила немецких летчиков. В ряде случаев советские летчики таранили немецкие машины, используя тактику таран . [27]

Советские бипланы Р-5 и И-15бис, уничтоженные штурмовыми ударами люфтваффе на Каунасском военном аэродроме (СССР)

Ставке , ошеломленной первым штурмом, потребовалось несколько часов , чтобы осознать катастрофическую ситуацию и отреагировать. [28] Они приказали поднять в воздух все имеющиеся бомбардировщики ВВС. Без координации и истребительного сопровождения они понесли катастрофические потери и долетели буквально до «последнего человека». [29] Немцы оценили храбрость экипажей советских бомбардировщиков в этом отношении как не имеющую себе равных. В итоге бомбардировщики ВВС продолжали наступать, и несколько раз Bf 109 уничтожали целые соединения. [29] Всего через 10 часов после первых атак Оси, в 13:40, командующий ВВС Красной Армии (ВВС КА - русский : ВВС КА - Военно-воздушные силы Красной Армии ) Павел Жигарев приказал авиации дальнего действия вступить в бой. действие. 96-й полк дальней авиации 3-го бомбардировочного авиационного корпуса поднял в воздух 70 ДБ-3, но потерял 22, многие вернулись поврежденными. В таких обстоятельствах немецким летчикам-истребителям было очень легко атаковать бомбардировщики без сопровождения в условиях большого количества целей. JG 53 одержал 74 победы в воздухе при двух поражениях. III./JG 53 одержал 36 побед в воздухе и 28 на земле. JG 51 имел в своем составе 12 истребителей и 57 бомбардировщиков. На счету JG 54 45 побед в воздухе и 35 на земле, при этом один поврежденный Bf 109. На Bf 110 SKG 210 приходилось 334 советских самолета на 14 аэродромах. Он потерял семь Bf 110 уничтоженными или поврежденными. [29]

По данным немецких отчетов, только на земле было уничтожено 1489 советских самолетов. [30] Поначалу эта статистика казалась едва ли заслуживающей доверия. Даже Герман Геринг отказался поверить этим цифрам и приказал их тайно проверить. Фактически немецкие офицеры, проверявшие аэродромы, которые вскоре захватил вермахт , насчитали более 2000 кораблекрушений. [31] Советские источники подтверждают эти цифры. Прибалтийский округ ВВС потерял 56 самолетов на 11 аэродромах. ВВС ЗОВО потеряло 738 самолетов из 1789 на 26 аэродромах. Киевский округ ВВС разбомбил 23 аэродрома, потеряно 192 самолета, из них 97 на земле. Кроме того, было уничтожено 109 учебных самолетов. Дальняя авиация и ВВС ВМФ сообщили о потере 336 самолетов. Целые подразделения были практически уничтожены. 9-я смешанная авиационная дивизия потеряла 347 самолетов из 409, в том числе большую часть из 57 МиГ-3 и 52 И-16 129-го истребительного авиационного полка. командир дивизии Сергей Черных . За провал был расстрелян [32] командованием Федора Мичугина была Только ВВС Одесса под румынскому готова к штурму, потеряв всего 23 самолета на шести авиабазах Эмануила Ионеску . авиационному корпусу [32] Ионеску потерял в этот день четыре процента своих сил, что стало худшими потерями румын за один день кампании 1941 года. [33]

Советские поврежденные истребители И-16, захваченные немцами на аэродроме Рига (СССР)

Всего произошло две волны атак Оси. Утром первая волна уничтожила 1800 самолетов при двух потерях, а вторая волна потеряла 33 машины Оси, но уничтожила 700 советских самолетов. [34] Советская официальная история ВВС допускает только «около» 1200 потерь. [35] В воздушных боях потери Оси были более значительными. В некоторых случаях потери Люфтваффе, соответствующие их численности, были «шокирующими»; KG 51 потерял 15 Ju 88 за один бой. KG 55 потерял над аэродромами 10 He 111. Напротив, другие бомбардировочные подразделения пострадали незначительно. KG 27 заявил, что на земле находилось 40 советских самолетов, потерь не было. Общие потери Люфтваффе на 22 июня составили 55 боевых самолетов; 14 Bf 109, 6 Bf 110, 11 He 111, два Ju 87, 21 Ju 87, один Do 17 и 6 разных типов. [36] Румынские ВВС потеряли четыре Blenheim, два истребителя PZL P-37, два Savoia-Marchetti SM.79 , один Potez 633 , один IAR 37 и один IAR 39 . [32] Советская статистика содержала значительное преувеличение и утверждала, что в первый день было уничтожено «более 200 самолетов противника». [37]

В следующие несколько месяцев баланс сил в воздухе изменился. На данный момент Люфтваффе . добилось превосходства в воздухе, если не господства Низкое мнение немцев о советских боевых возможностях подтвердилось и подкрепилось информацией, предоставленной пленными военнослужащими ВВС. Советский бомбардировочный флот был подорван; оставшиеся силы продолжали дорогостоящие атаки в тыл Германии. ВВС восстановилась после того, как неожиданность прошла. Осенняя погода также предоставила Советам передышку для частичного восстановления. [38]

Тактика и навыки пилотов Люфтваффе

[ редактировать ]

Среди опытных советских летчиков, сражавшихся во время Гражданской войны в Испании против Люфтваффе, против Японской империи в 1939 году и Финляндии в 1939/1940 годах, многие понимали, что войны нельзя избежать, и ожидали нападения Германии. Неожиданным для всех них стал характер воздушной войны, которую Люфтваффе навязала Советам с первых же часов. Прежде всего, немцы оказались очень настойчивыми в достижении своих целей. Так, для советской 10-й смешанной авиационной дивизии первый удар застал врасплох лишь 74-й штурмовой авиационный полк майора Б.Васильева. 123-й истребительный авиационный полк понес основные потери во время пятого налета, а 33-й истребительный авиационный полк понес основные потери во время четвертого. [39] В последнем случае девять немецких Мессершмиттов Bf 109 сумели обмануть бдительность постов обнаружения воздушных целей, подкравшись на предельно малой высоте, и за 40-минутную атаку сожгли 21 И-16 и 5 И-153. Полк был разгромлен менее чем за час. [40]

Тактика немецкой авиации заключалась в попеременных налетах на аэродромы истребителей и бомбардировщиков малыми и средними группами в зависимости от советского противодействия. А поскольку многие аэродромы вообще не имели систем ПВО, а другие имели один-два зенитных пулемета, то элементарных укрытий для летного и технического персонала не было, самолеты были повсюду толпились и не были замаскированы, Люфтваффе действовало очень эффективно и почти безнаказанно. Аэродром советского 122-го истребительного авиационного полка под Лидой подвергся четырем налетам немецких бомбардировщиков (в одном случае действовали истребители-бомбардировщики) без какого-либо истребительного сопровождения. [41]

Весьма существенным фактором, повлиявшим на резкое снижение боеспособности советских ВВС, стала потеря управления в большинстве частей ВВС – авиационных дивизиях, полках. Особенно плохо дела обстояли на советском Западном фронте, где штаб фронтовой авиации в первые три дня войны практически бездействовал. Многие командиры авиаполков ставили перед своими подчиненными задачи по ведению боевых действий без согласования с вышестоящим штабом. [42]

Общего плана вывода советских авиационных частей из-под немецкого нападения не существовало. В этих условиях не все командиры принимали решения, адекватные сложившейся ситуации, и пытались маневрировать своими силами. Но и их ждала неудача, поскольку оказалось, что Люфтваффе прекрасно знали расположение советских запасных аэродромов, а также полевых площадок вблизи границы. Поэтому те советские части, которые смогли передислоцироваться 22 июня, пострадали не меньше остальных. Советских летчиков учили: кто может быть выше противника – тот и доминирует в бою. В реальной жизни немецкая авиация действовала на малых, а иногда и предельно малых высотах. В этих условиях советские летчики-истребители, прежде всего те, кто пилотировал новые МиГ-3 и Яковлев Як-1, часто не справлялись с машинами. В немецких сводках указывалось, что часто пилоты МиГ-3, ведя бой на малой высоте, не справлялись с пилотированием, входили в штопор и терпели крушения. Основная тяжесть воздушных боев легла на ветеранов: Поликарпов И-16 , Поликарпов И-153 , Поликарпов И-15бис . Во многих случаях недоработанные «МиГ-3» и « Петляков Пе-2 » оказывались бесполезным балластом. [43]

Отличия воздушной войны на Восточном фронте и Западном фронте

[ редактировать ]

По мнению известных авторов нескольких десятков книг [44] [45] был сбит самолет о воздушной войне на Восточном фронте: «Для русских и немецких летчиков самой страшной судьбой было попасть в плен. Когда над Великобританией , экипаж Люфтваффе был обречен оставаться в лагере для военнопленных до конца войны. войну, но были уверены, что выживут. То же самое произошло с англичанами и американцами, когда их сбили над Третьим рейхом. Однако на Восточном фронте все было по-другому, стремясь внушить солдатам преданность. Родина», а попадание в плен считалось позором и предательством. По приказу Сталина семьи попавших в плен были репрессированы и лишены еды. Смертность советских военнопленных в немецких лагерях также была очень высокой. попасть в плен зачастую было хуже смерти. Часто спасавшиеся или совершавшие аварийную посадку немецкие летные экипажи были немедленно убиты местными жителями или разгневанными солдатами Красной Армии. [46] Если летчики добрались до лагеря для военнопленных, там их ждали ужасы и лишения. В общем, на Востоке, где шла «война на смерть», у летчиков не было никакой гарантии, что они выживут! Поэтому, оказавшись на территории противника, они сначала покинули место высадки и скрылись, а затем попытались пробраться к линии фронта и добраться до своих войск». [47]

Сравнение достоверности советских и немецких заявлений о воздушных победах

[ редактировать ]

Независимый анализ западных (но не немецких) исследователей показывает, что немецкие асы очень точно подсчитали количество уничтоженных советских самолетов. В отличие от немцев, советские летчики преувеличивали свои победы как минимум в 4 раза. [48]

Немецко-советская воздушная война Потери Германии потери СССР
Советские претензии Соотношение немецкий подтвердил Немецкие претензии Соотношение Советский подтвердил
Полностью уничтоженный боевой самолет в воздухе 22 июня 1941 г. 243 [48] 7:1 или 4:1 35 [49] или 55 [48] или 57 [50] 322 [48] 1:1 336 [48]
Полностью уничтоженные боевые самолеты в воздухе и на земле 22.06-31.12.41. 7,888 [51] 4:1 2,093 [52] 17,745 [53] 1,1:1 15,840 [54]

По словам новозеландского военного историка Дэвида Стахела : «В первые дни Барбароссы Люфтваффе устроили резню советским военно-воздушным силам». [55]

На основании советских донесений, полученных из приграничных районов 22 июня (очевидно, крайне неполных из-за хаоса, растерянности и поспешного отступления советских войск), штаб ВВС Красной Армии пришел к выводу, что не менее 1136 советских боевых самолетов (в том числе 10 из Черных ВВС Морского флота ) были полностью уничтожены в первый день войны. [56] Отсюда и возникла известная теперь цифра в 1200 потерянных советских самолетов. В немецких сообщениях утверждается, что 322 советских самолета были сбиты в воздухе и 1489 уничтожены на земле. [57] Последняя цифра получена путем подсчета трофейных самолетов, обнаруженных на аэродромах и посадочных площадках. Детальное изучение захваченных немцами машин и опубликованные фотографии показали, что не все советские истребители, бомбардировщики и штурмовики получили серьезные повреждения в результате воздушных налетов. Зачастую самолеты взрывались и сжигались не немецкими бомбами, а собственными экипажами при отступлении из-за невозможности эвакуировать технику в хаосе отступления. В первый день войны, по весьма неполным советским архивным данным, достоверные советские потери составили не менее 2000 боевых самолетов. [58]

По немецким данным, 22 июня на земле и в воздухе было уничтожено 1811 советских самолетов, 23 июня — еще 755, а всего за два дня войны — 2546. Советские официальные потери дают (даже несмотря на очевидную неполноту данных из-за утраты документов при поспешном отступлении) еще большую цифру — 2949. [59] Таким образом, Люфтваффе недооценили количество уничтоженных советских самолетов. [60] Другой западный (негерманский) источник сообщает, что потери немцев за 22-24 июня составили 78 боевых самолетов против 3922 полностью уничтоженных советских самолетов. [61]

Комментируя потери Германии 22 июня, немецкий историк Й. Прин пишет, что такие потери были не самыми высокими для Люфтваффе . Так, 18 августа 1940 года немцы потеряли безвозвратно потерянные из-за британского противодействия 77 самолетов и 163 летного состава, а 15 сентября того же года - 61 и 188 соответственно. Первый день агрессии против Советского Союза стоил жизни 133 членам экипажа. [62]

Согласно официальной немецкой истории Второй мировой войны: «Атаки ранним утром 22 июня были направлены в первую очередь против тридцати одного аэродрома и предполагаемых штабов старших штабов, казарм, артиллерийских позиций, бункеров и нефтехранилищ. Первоначально советские истребители не проявляли особого желания вступать в бой и отворачивались на значительном расстоянии, если советский зенитный огонь изначально был слабым. Утром 22 июня Советы потеряли в общей сложности 890 самолетов, из них 222. В воздушных боях или от зенитного огня и 668 на земле Люфтваффе, с другой стороны, потеряли только 18 самолетов. К полуночи 22 июня советские потери возросли до 1811 самолетов, из них 1489 были уничтожены. на земле и 322 уничтоженных преимущественно в воздухе. Потери немцев возросли до 35 самолетов. В первые дни атаки воздушная разведка обнаружила множество ранее неизвестных аэродромов с большим количеством самолетов, что вызвало необходимость продолжения массированных атак Люфтваффе на советскую авиацию. единиц в последующие дни. С 23 по 26 июня было атаковано 123 аэродрома. К концу июня было потеряно около 330 немецких самолетов, тогда как общее количество уничтоженных советских самолетов составило 4614, из них 1438 в воздухе и 3176 на земле. К концу боев в приграничном районе 12 июля эта цифра возросла до 6857 уничтоженных советских самолетов против 550 общих потерь с немецкой стороны». [63]

Немецко-советское сражение 22 июня не имеет себе равных в военной истории. [64] Люфтваффе начали наступление против Советов, которые были предупреждены и готовились отразить атаку Германии. Хотя немцы уступали Советам более чем в 5 раз по количеству одномоторных истребителей, благодаря лучшей тактике и летчикам они смогли захватить превосходство в воздухе и нанести большие потери советским ВВС. [65]

  1. ^ Найджел Аски, Операция «Барбаросса: полный организационный и статистический анализ и военное моделирование», том IIA, 2013, стр. 259
  2. ^ Jump up to: а б Найджел Аски, 2013, с. 259
  3. ^ Найджел Аски, 2013, с. 258
  4. ^ Д. Б. Хазанов «1941. Сталинские соколы против Люфтваффе», 2010, p. 95 calculated on basis Soviet archives: ЦАМО РФ Ф. 35. Оп. 107559. Д. 6. Л. 4 – 6, 40 – 82
  5. ^ Бергстрем, Кристер и Михайлов, Андрей. Черный Крест Красная Звезда: Воздушная война на Восточном фронте. Том 1: Операция Барбаросса, 1941. Тихоокеанская военная история, 2000, стр. 22-24.
  6. ^ Д. Б. Хазанов, 2010, p. 95 calculated on basis Soviet archives: ЦАМО РФ Ф. 35. Оп. 107559. Д. 6. Л. 4 – 6, 40 – 82
  7. ^ доступ к советским архивам закрыт для западных исследователей
  8. ^ Германия и Вторая мировая война, Оксфорд, 1998, том 4, с. 764
  9. ^ Кристофер Шорс, Истребительные части Люфтваффе в России 1941-45, Оспри, 1978. С. 5.
  10. ^ Бергстрем, 2000, стр. 47.
  11. ^ Д. Б. Хазанов «1941. Сталинские соколы против Люфтваффе», 2010, p. 97 calculated on basis German archives: BA/MA RL 2 III/1177 «Flugzeugunfaelle und Verluste bei den (fliegende) Verbaenden»
  12. ^ Хардести, Фон (2012). Восстание Красного Феникса: Советские ВВС во Второй мировой войне. Университетское издательство Канзаса, с. 9
  13. ^ Бергстрем, Кристер и Михайлов, Андрей. Черный Крест Красная Звезда: Воздушная война на Восточном фронте. Том 1: Операция Барбаросса, 1941 год. Тихоокеанская военная история, 2000, стр. 1
  14. ^ Бергстрем 2000, стр. 29-42
  15. ^ Кристофер Шорс, 1978, с. 3-6
  16. ^ Германия и Вторая мировая война, 1998, том 4, с. 763-766
  17. ^ Лукас, Ричард К. (1 ноября 1966 г.). «Воздействие «Барбароссы» на советские ВВС и связанные с этим обязательства самолетов Соединенных Штатов, июнь-октябрь 1941 года» . Историк . 29 (1): 60–80. дои : 10.1111/j.1540-6563.1966.tb01767.x . ISSN   0018-2370 .
  18. ^ Jump up to: а б Найджел Аски, 2013, с. 265
  19. ^ Джеймс Дж. Шнайдер, Структура стратегической революции: тотальная война и корни советского военного государства. (Новато, Калифорния: Presidio Press, 1994), стр. 1–5.
  20. ^ Д. Б. Хазанов, 2010, p. 27
  21. ^ Фронтовая иллюстрация 2000, №3, Операция Барбаросса. Воздушные сражения 1941 года, p. 2
  22. ^ Д. Б. Хазанов «1941. Сталинские соколы против Люфтваффе», 2010, p. 23
  23. ^ Хазанов Д.Б. Немецкие асы на Восточном фронте. Ч. 1. М., 2004. p. 12
  24. ^ Русский архив. Великая Отечественная, Volume 1, М., 1993, p. 357
  25. ^ Журнал славянских военных исследований, 2019, Том. 32, № 2, с. 292
  26. ^ Лич, Барри. Стратегия Германии против России 1939–1941 гг. Оксфорд: Clarendon Press, 1973, стр. 99, 129–130.
  27. ^ Бегстрем 2007, стр. 14-16.
  28. ^ Бегстрем 2007, стр. 17-18.
  29. ^ Jump up to: а б с Бергстрем 2007, стр. 19.
  30. ^ Кристофер Шорс, 1978. С. 5.
  31. ^ Беккер К., Высота атаки 4000, Гамбург, 1964, с. 279
  32. ^ Jump up to: а б с Бергстрем 2007, стр. 20.
  33. ^ Статьев, Александр. «Орлы Антонеску против сталинских соколов: ВВС Румынии, 1920-1941», в «Журнале военной истории», том 66, № 4 (октябрь 2002 г.), стр. 1097.
  34. ^ Хутон, ER Орел в огне: Падение Люфтваффе. Weidenfeld Military, 1997, с. 95.
  35. ^ Советские ВВС во Второй мировой войне: официальная история / Издание Министерства обороны СССР; перевод [с русского] Леланда Фетцера; под редакцией Рэя Вагнера, Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз, 1974, стр. 35.
  36. ^ Бергстрем, 2000, стр. 47.
  37. ^ Фетцер и Вагнер 1974, с. 36.
  38. ^ Буг, Хорст с Юргеном Фёрстером, Иоахимом Хоффманом, Эрнстом Клинком, Рольфом-Дитером Мюллером и Гердом Р. Юбершером, Эвальдом Озерсом. Германия и Вторая мировая война, том IV: Нападение на Советский Союз, Clarendon Press, 1998, с. 766.
  39. ^ Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945. М., 1985. p. 36.
  40. ^ Кожевников М.Н., 1985. с. 36.
  41. ^ Д. Б. Хазанов, 2010, p. 91
  42. ^ 1941 год – опыт планирования и применения Военно-воздушных сил, уроки и выводы. М., 1989. p. 14
  43. ^ Д. Б. Хазанов, 2010, p. 92
  44. ^ Дегтев Дмитрий; Зубов Дмитрий (2 февраля 2024 г.). Воздушный бой за Москву 1941-1942 гг . Pen & Sword Books Limited. ISBN  978-1526774460 .
  45. ^ «Страница поиска» . Амазонка . Проверено 3 февраля 2024 г. [ нужен лучший источник ]
  46. ^ Дмитрий Дегтев, Дмитрий Зубов, Воздушный бой за Москву, 1941–1942, 2021, с. 23
  47. ^ Dmitry Degtev, Dmitry Zubov, 2021, p. 22-23
  48. ^ Jump up to: а б с д и Бегстрем 2007, стр. 47.
  49. ^ Германия и Вторая мировая война, 1998, том 4, с. 764
  50. ^ Д. Б. Хазанов «1941. Сталинские соколы против Люфтваффе», 2010, p. 97 calculated on basis BA/MA RL 2 III/1177 «Flugzeugunfaelle und Verluste bei den (fliegende) Verbaenden»
  51. ^ Бегстрем 2007, стр. 253.
  52. ^ Бегстрем 2007, стр. 254-255.
  53. ^ Бегстрем 2007, стр. 252.
  54. ^ Бегстрем 2007, стр. 252.
  55. ^ Стахель, Дэвид (2009). Операция «Барбаросса» и поражение Германии на Востоке. Кембриджские военные истории (переиздание). Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2012 г.). п. 301
  56. ^ Пшеняник Г.А. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенней кампании 1941 г.: М., 1961. p. 64.
  57. ^ Кристофер Шорс, 1978, с. 5
  58. ^ Д. Б. Хазанов, 2010, p. 95
  59. ^ Фронтовая иллюстрация 2000, №3, Операция Барбаросса. Воздушные сражения 1941 года, p. 46.
  60. ^ Фронтовая иллюстрация 2000, №3, p. 46.
  61. ^ Хардести, Фон (2012). Восстание Красного Феникса: Советские ВВС во Второй мировой войне. Университетское издательство Канзаса, с. 9
  62. ^ Прин Дж. Развертывание Jagdgeschwader 77 с 1939 по 1945 год. Гамбург, 1993. с. 641
  63. ^ Германия и Вторая мировая война, 1998, том 4, с. 764
  64. ^ Кирчубель, Роберт (2013). Операция «Барбаросса: Немецкое вторжение в Советскую Россию», Osprey Publishing, стр. 13
  65. ^ Кристофер Шорс, 1978, с. 3
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3148367291302f6d3f34c4f540266e37__1721933760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/37/3148367291302f6d3f34c4f540266e37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German-Soviet air war 22 June 1941 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)