Jump to content

Polikarpov I-15

(Перенаправлено с Поликарпова И-15бис )
И-15 и И-15бис
И-15 бис
Роль боец
Производитель Поликарпов
Дизайнер Николаи Николаевич Поликарпов
Первый полет Октябрь 1933 г.
Введение 1934
Статус ушедший на пенсию
Основные пользователи Советские ВВС
Республиканские ВВС Испании
Китайские националистические ВВС
ВВС Монгольской народной армии
Произведено 1934–1937 [ 1 ]
Количество построенных 3313 (плюс 3437 И-153) [ 1 ]
Разработано на основе Polikarpov I-5
Варианты Polikarpov I-153

Поликарпов И-15 ( русский : И-15 ) — советский биплан истребитель- 1930-х годов. По прозвищу Чайка ( русский : Чайка , «Чайка») из-за загнутых верхних крыльев. [ 2 ] [ 3 ] он в большом количестве эксплуатировался в советских ВВС и вместе с монопланом Поликарпова И-16 был одним из штатных истребителей испанских республиканцев во время Гражданской войны в Испании , где его называли Chato (курносый). [ 4 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Поликарпов И-15 с откинутым верхним крылом

Проектирование 14-го истребителя ВВС И -14 началось как передовой (для того времени) моноплан под руководством Андрея Туполева . Он забеспокоился, что проект не созреет, и на всякий случай заказал два резервных биплана I-14A и B. Поликарпов только что вышел из тюрьмы в августе 1932 года и получил проект И-14А. Когда И-14 и И-14А были заказаны в производство, разработка Поликарпова, развитие истребителя И-5, стала знаменитым И-15 . [ нужна ссылка ]

Первый полет совершил в октябре 1933 года под управлением В.П. Чкалова на импортном двигателе Райт Р-1820 «Циклон» . [ 5 ] И-15, также известный под названием разработки ЦКБ-3 , представлял собой небольшой истребитель-биплан с крылом типа «чайка». Крылья с одним отсеком имели деревянную конструкцию, а фюзеляж - смешанную конструкцию из стали и дюраля, с тканевой обшивкой задней части фюзеляжа. [ 3 ]

Производство началось в 1934 году, первоначально на нем использовался Швецов М-22, лицензионная версия «Бристоль Юпитер» радиального двигателя . [ 6 ] Хотя самолет с двигателем М-22 был менее мощным, чем «Циклон», он все же превосходил пришедший на смену И-5, демонстрируя отличную маневренность. [ 3 ] мощностью 515 кВт (691 л.с.) производство перешло на двигатель Швецова М-25 (лицензионный метрический «Циклон»). В конце 1936 года [ 2 ] Всего был построен 671 И-15: 284 в Советском Союзе и еще 287 по лицензии CASA в Испании. [ 7 ]

Верхнее крыло И-15 с чайком не нравилось некоторым пилотам, так как считалось, что оно ограничивает обзорность, поэтому КБ Поликарпова выпустило доработанную версию, снова оснащенную М-25, с верхним крылом без чайки большего размаха. [ 6 ] [ 2 ] Эту версию, И-15бис, начали производить в 1937 году. [ 8 ] Всего к моменту окончания производства в 1940 году было поставлено 2408 И-15бис. [ 2 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Китайский Поликарпов И-15бис с летчиком Сюй Цзисяном из 17-го ПС 5-го ПГ, сражавшегося с новым истребителем завоевания превосходства в воздухе IJNAF A6M Zero-sen 13 сентября 1940 года на И-15бис во время боя за Чунцин. [ 9 ] [ 10 ]

В августе 1937 года китайское гоминьдановское правительство подписало с СССР пакт о ненападении, а осенью того же года Советский Союз начал поставку И-15 в рамках программы военной помощи ВВС Китая . CAF) в оборонительной войне против Японии. Более 250 советских летчиков вызвались летать на 255 И-15, поставленных в Китай осенью 1937 года. К 1939 году общее количество поставленных ВВС бипланов Поликарпова достигло 347 И-15/И-15бис. [ 11 ] И-15бис также активно участвовал в советско-японских пограничных конфликтах вдоль границы Китая и Монголии . В 1938-1941 годах И-15 в составе Националистических ВВС Китая участвовали во многих крупных сражениях и стычках против вторгающихся и оккупационных японских войск, включая битву при Тайержуане , битву при Ухане , битву за Южный Гуанси , битву при Чунцин-Чэнду и т. д. Крепкий биплан совершенно явно проиграл в дебютном воздушном бою против нового истребителя Mitsubishi A6M Zero над Чунцином 13 сентября 1940 года, хотя пилоты И-15бис майор Чжэн Шаоюй , лейтенант Гао Юсинь и лейтенант Сюй Цзисян смог поразить и повредить некоторых Зеро, причем лейтенант Гао полагал, что он сбил одного (все Зеро вернулись на базу в Ухане , причем четыре Зеро получили некоторые повреждения); все трое пилотов пережили бой. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Летчику капитану Шэнь Цзэ-Лю на счету 4 победы на его И-15бис, больше всего самолетов за всю войну. [ 15 ]

Монголия

[ редактировать ]

В 1939 году истребители Поликарпова широко применялись в боях на Халхин-Голе в районе реки Халха в провинции Дорнод . Бои велись с 11 мая по 16 сентября 1939 г., в них участвовало более 600 самолетов. Когда начались боевые действия, единственными И-15бис в этом районе были 14 самолетов 70-го ИАП. В последующие недели их число увеличивалось: 23 мая из Забайкалья прибыли 35 И-15бис из состава 22-го ИАП. [ 6 ] Однако монгольские летчики Поликарпова были наспех обучены и понесли большие потери против более опытных японских пилотов. В ходе этого конфликта Советский Союз, Монголия и Япония потеряли более 200 самолетов каждый. [ 16 ] было поставлено 10 самолетов в состав ВВС Монгольской народной армии В середине июля 1939 года , а летный состав прошел подготовку для тыловой ПВО. Впоследствии в марте 1942 года они получили более 30 самолетов. [ нужна ссылка ]

И-15 широко использовался в боях республиканцами во время гражданской войны в Испании и оказался одним из лучших истребителей-бипланов своего времени. Националисты назвали истребитель «Кертисс», видимо, полагая, что это Curtiss F11C Goshawk . Первая партия из 25 Поликарповых прибыла в Картахену , Испания, 28 октября 1936 года. [ 6 ] с 15 пилотами во главе с будущим асом Павлом Рычаговым . Через несколько дней в Бильбао прибыла еще одна группа из 10 пилотов и 15 самолетов . [ 17 ] [ 6 ]

Советские летчики впервые вступили в бой 4 ноября, когда И-15 сбили над Мадридом два Юнкерса Ju 52 /3ms и два CR.32 и вынудили совершить аварийную посадку третьего Ju 52 и двухместного самолета Heinkel. [ 6 ] Потери среди советских летчиков не зафиксированы. В течение следующих двух дней пилоты Чато одержали еще 12 побед ценой потери двух И-15. [ 18 ]

16 ноября во время воздушного боя с Fiat CR.32 над Мадридом был сбит будущий ас Рычагов. [ 19 ] а через четыре дня численность боеспособных Поликарповов в центральном районе упала до 15 самолетов: семь потеряно в бою, два совершили вынужденную посадку и один находился в ремонте. [ 18 ]

В декабре 1936 г. и январе 1937 г. в Испанию прибыли еще две партии по 30 самолетов, что позволило сформировать четыре полнокомплектные эскадрильи И-15. До весны 1937 года центральная Испания была основным театром военных действий И-15. А в мае 1937 года в Испании приземлилась еще одна партия из 31 Поликарпова, доведя общее количество поставленных И-15 до 116. [ 20 ]

Потери Chato в гражданской войне в Испании были сопоставимы с потерями его главного конкурента Fiat CR.32 . К 1 января 1939 года было потеряно 197 «Поликарповов»: 88 сбито авиацией противника и девять — зенитной артиллерией, 27 уничтожено на земле и 67 списано в результате аварий. [ 21 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Более 1000 истребителей И-15бис все еще находились в эксплуатации Советского Союза во время немецкого вторжения, когда биплан использовался в качестве штурмовика. Многие из них были уничтожены в первые часы вторжения и стояли аккуратными рядами на взлетно-посадочных полосах. [ 6 ] К ноябрю 1943 года все экземпляры, все еще находящиеся на вооружении, были переведены на вторую линию. [ 6 ]

Варианты

[ редактировать ]
Продолжительность: 1 минута 42 секунды.
Поликарпов И-15бис в полете
ЦКБ-3бис
Прототип.
ЦКБ-3тер
Опытный образец оснащен более мощным радиально-поршневым двигателем М-25В.
И-15
Первая производственная серия.
И-15 бис
Одноместный истребитель-биплан, вооруженный четырьмя пулеметами ПВ-1 или ШКАС калибра 7,62 мм (0,30 дюйма), а также бомбами массой до 150 кг (330 фунтов). И-15бис оснащался более мощным радиально-поршневым двигателем Швецова М-25 В мощностью 570 кВт (760 л.с., 770 л.с.). У него было прямое верхнее крыло. Всего было построено 2408 машин.
И-152
Модернизированная версия И-15бис. Один построен в 1938 году. Серийное производство не было начато, так как было решено построить И-153.
И-152ГК
( Герметическая кабина - герметичная (герметичная) кабина) - один самолет с герметизированной кабиной.
И-152ТК
(Турбо Компрессор - с турбонаддувом) - Один самолет оснащен двумя турбокомпрессорами.
И-15тер (И-153)
Развитие И-15 с убирающимся шасси см. Поликарпов И-153 .
УТИ-1
( Оочебно Тренировочный Истребитель - учебно-тренировочный истребитель) - двухместный учебно-тренировочный вариант заводской сборки, передняя кабина вынесена вперед, установлено двойное управление, 20 штук построено в 1934 году, но не использовалось ВВС. [ 6 ]
Генеральная 28Б
Версия продукта для Китая. на базе И-152, оснащен двигателем Wright R-1820-F3 мощностью 712 л.с., вооружен четырьмя пулеметами .30 Browning , всего построено 30 штук.

Операторы

[ редактировать ]
Испанские республиканские ВВС «Чато»
 Китайская Республика
 Финляндия
 Нацистская Германия
Монголия Монголия
 Советский Союз
Испания Испанская Республика
 Испания

Технические характеристики (И-15 М-25)

[ редактировать ]
Чертеж Поликарпова И-15

Данные Чайки и Чато… [ 22 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Один
  • Длина: 6,10 м (20 футов 0 дюймов) (хвост вверх)
  • Верхний размах крыла: 9,75 м (32 фута 0 дюймов)
  • Размах нижнего крыла: 7,50 м (24 фута 7 дюймов)
  • Высота: 2,20 м (7 футов 3 дюйма) (хвост вниз)
  • Площадь крыла: 21,90 м 2 (235,7 кв. футов)
  • Профиль : Кларк Ю.Х. [ 23 ]
  • Вес пустого: 1012 кг (2231 фунт)
  • Полная масса: 1385 кг (3053 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 1689 кг (3724 фунта)
  • Запас топлива: 260 л (57 имп галлонов; 69 галлонов США)
  • Силовая установка: 1 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель Швецов М-25 с воздушным охлаждением, мощностью 520 кВт (700 л.с.) на высоте 2300 м (7500 футов).
  • Гребные винты: 2-лопастной винт изменяемого шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 367 км/ч (228 миль в час, 198 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов).
  • Крейсерская скорость: 285 км/ч (177 миль в час, 154 узла) на высоте 2000 м (6600 футов) (макс. непрерывный крейсерский режим)
  • Дальность: 510 км (320 миль, 280 миль)
  • Практический потолок: 9800 м (32200 футов)
  • Время набора высоты:
    • От 1,1 мин до 1000 м (3300 футов)
    • От 6,1 мин до 5000 м (16 400 футов)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Бойцы Поликарпова». wio.ru. Проверено: 8 октября 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ганстон 1995, с. 299.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Грин и Суонборо, 1979, с. 10.
  4. ^ Ланнон 2002, с. 46.
  5. ^ Грин и Суонборо 1979, с. 9.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 635. ИСБН  978-1783400546 .
  7. ^ Гордон и Декстер 1999, с. 120.
  8. ^ Грин и Суонборо 1979, с. 18.
  9. ^ Чунг, 2015, стр. 76, 80-81. Сюй Чи-сян (徐吉驤-Сюй Цзисян) был сбит на своем И-15бис во время боевого дебюта A6M Zero 13 сентября 1940 года... 20-мм снаряд прошел через его комплект принадлежностей, сбив всю щетину с его зубной щетки. ... Сюй хотел отомстить 4 марта 1944 года японской авиабазе Чиунг-Шань (Цюншань) на острове Хайнань... сбив головной Зеро в полете из трех человек... командир звена или, возможно, инструктор
  10. ^ Цай, Джордж «Санбишанский воздушный бой» , www.flyingtiger-cacw.com , получено 23 января 2021 г. Его характеристики намного выше, чем у Yi-152 (предложение) и Yi-16-10. Можно считать, что разница в характеристиках истребителей противника и наших более чем на порядок. Как в таких условиях можно говорить о «победе»? В ходе боя самолет Сюй Цзисяна неоднократно кусали за хвост необъяснимые японские самолеты. Он подвергался атакам более десятка раз и был разбит на куски. Снаряды самолетов противника были настолько плотными, что даже тонкие линии между крыльями Сюя были разбиты. Самолет Цзисяна был разбит. Надо его свернуть. Сюй Цзисян почувствовал, как пуленепробиваемые стальные пластины вокруг него звенели от пуль. К счастью, в него еще не стреляли. Наконец, смазочное масло в двигателе его самолета вытекло, и И-152 остановился над Бишаном. Сюй Цзисян быстро оценил ситуацию и решил не прыгать с парашютом, чтобы не быть обстрелянным свирепыми японскими самолетами. Спасаясь от атаки японского самолета, он чудом совершил вынужденную посадку на рисовом поле, и самолет разбился на куски. К счастью, горючее и масло закончились, и самолет не сгорел. Сюй Цзисян ловко спрятался среди обломков самолета и дождался, пока два японских самолета, зависших над головой, улетят, прежде чем выбраться из полностью поврежденного самолета.
  11. ^ Maslov 2010, p. 33.
  12. ^ Чунг, 2015, стр. 74-75. Лейтенант Гао выстрелил из A6M Zero в хвосты других китайских истребителей в рукопашной схватке над Чунцином 13 сентября 1940 года, приблизившись к одному из них на расстоянии 160 футов... заявив, что один сбит...
  13. ^ Чен, К. Питер. «Гао Юсинь» . WW2DB . Проверено 27 ноября 2020 г. <В сентябре 1940 г. (13 сентября 1940 г.) лейтенант Гао Юсинь летал против новых истребителей A6M Zero, повредив один... он заявил о победе, но ни один истребитель A6M в этом бою не был потерян.
  14. ^ Саша, старший писатель по современной китайской военной истории (09.05.2019). «Красный молодой боевой орел, который никогда не возвращается: Антияпонская воздушная война молодого солдата Восьмой колонны армии . Чжиху » (на китайском языке) Получено 21 декабря 2020 г. < Чжэн Шаоюй был ранен в пятый раз в этом бою. Его правая рука и левая нога были ранены, а его самолет был серьезно ранен. Несмотря на травму, он все равно выступил героически. Согласно «Боевому отчету о боевой обстановке между противником и нашими ВВС первого командующего ВВС Мао Банчу» (13 сентября 1940 г.): «Хотя главнокомандующий капитан Чжэн был ранен пулями в обеими руками и ногами он все еще храбро встретил врага и спас его. Было много дружественных самолетов, битва закончилась, и самолеты были прикрыты, чтобы вернуться в Суйнин.
  15. ^ «Китайские асы-бипланы-истребители — Шэнь Цзе-Лю» . surfcity.kund.dalnet.se . Проверено 17 июня 2024 г.
  16. ^ Maslov 2010, p. 42.
  17. ^ Maslov 2010, p. 16.
  18. ^ Перейти обратно: а б Maslov 2010, p. 18.
  19. ^ Maslov 2010, p. 17.
  20. ^ Maslov 2010, p. 21.
  21. ^ Maslov 2010, p. 24.
  22. ^ Грин и Суонборо 1979, с. 12.
  23. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Абаншин, Майкл Э. и Нина Гут. Боевой Поликарпов, Орлы Востока №2 . Линвуд, Вашингтон: Aviation International, 1994. ISBN   1-884909-01-9 .
  • Чунг, Раймонд. OSPREY AIRCRAFT OF THE ACES 126: Асы ВВС Китайской Республики . Оксфорд: Bloomsbury Publishing Plc, 2015. ISBN   978 14728 05614 .
  • Драбкин Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление к Москве – воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Military, 2007. ISBN   1-84415-563-3 .
  • Гордон, Ефим и А. Декстер. «Варианты истребителя-биплана Поликарпова». Крылья славы , том 17. Лондон: Aerospace Publishing, 1999, стр. 106–129. ISBN   1-86184-041-1 .
  • Гордон, Ефим и Кит Декстер. Истребители-бипланы Поликарпова (Красная Звезда, т.6). Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing, 2002. ISBN   1-85780-141-5 .
  • Гордон, Ефим и Дмитрий Хазановы. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том первый: Одномоторные истребители . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN   1-85780-083-4 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «О Чайке и Чато... Боевые бипланы Поликарпова». Любитель воздуха . Выпуск 11, ноябрь 1979 г. - февраль 1980 г., стр. 9–29. ISSN 0143-5450.
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Ланнон, Фрэнсис. Гражданская война в Испании 1936–1939 гг. (Основные истории 37) . Лондон: Издательство Osprey, 2002. ISBN   9781841763699 .
  • Лоро, Патрик (май 1978 г.). «Поликарпов И-15 «Чато»: Русский охотник с экзотической судьбой..., часть 1» [Поликарпов И-15 «Чато»: Русский истребитель в экзотическом пункте назначения, Часть 1]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (102): 34–41. ISSN   0757-4169 .
  • Лоро, Патрик (июнь 1978 г.). «Поликарпов И-15 «Чато»: Un chasseur russe au destin exotique..., часть 2». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (103): 42–45. ISSN   0757-4169 .
  • Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
  • Леонард, Герберт. Истребители Поликарпова (на французском языке). Ренн, Франция: Editions Ouest-France, 1981. ISBN   2-85882-322-7 .
  • Леонард, Герберт. Охотники Поликарпова (на французском языке). Клиши, Франция: Éditions Larivière, 2004. ISBN   2-914205-07-4 .
  • Маслов, Михаил Поликарпов И-15бис (Wydawnictwo Militaria 199) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 2004. ISBN   83-7219-178-6 .
  • Maslov, Mikhail A. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 . Oxford, UK: Osprey Publishing, 2010. ISBN   978-1-84603-981-2 .
  • Стапфер, Ханс-Хейри. Поликарпов. Истребители в действии, часть 1 (Самолеты в действии № 157) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1995. ISBN   0-89747-343-4 .
  • Сюй (Сюй), Лумэй (Лумэй). Падшие (Падшие): расшифровка 682 героев ВВС Войны сопротивления Второй мировой войны и их мученической смерти , Пекин, Китай: United Press, 2016. ISBN   978-7-5126-4433-5 .
  • Хуан Сяоци. В поисках истоков китайской авиации (Часть 36) Истребители И-152 и И-153 (Поликарпов И-152, И-153, Юнг-28Б) Русские истребители во время антияпонской войны http://cwlam2000. .epizy.com/caf36.html .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фалько, Хосе (февраль 1989 г.). «Мои последние победы; Вильяхуига, февраль 1939 года» [Мои последние победы; Вильяхуига, февраль 1939 г.]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (231): 18–19. ISSN   0757-4169 .
[ редактировать ]

Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42109604101b0467808e927a7852fca4__1722750120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/a4/42109604101b0467808e927a7852fca4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polikarpov I-15 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)