Storozhevoy -class destroyer
![]() Неопознанный эсминец типа «Сторожевой» в Черном море.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Gnevny class |
Преемник | Ognevoy class |
Построен | 1936–1942 |
В эксплуатации | 1940–1963 |
Завершенный | 18 |
Потерянный | 9 |
Ушедший на пенсию | 9 |
General characteristics ( Storozhevoy as completed, 1941) | |
Тип | Разрушитель |
Смещение |
|
Длина | 112,5 м (369 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 3,98 м (13 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паротурбинные установки |
Скорость | 40,3 узла (74,6 км/ч; 46,4 миль в час) (испытания) |
Выносливость | 2700 миль (5000 км; 3100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 207 (271 военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианские гидрофоны |
Вооружение |
|
Класс Сторожевой» « представлял собой группу из 18 эсминцев, построенных для ВМФ СССР в конце 1930-х годов и официально известных как проект 7У ( « Улучшенный »). Проект был окончательно доработан в 1936 году после первоначального разочарования в «Гневный» классе . Основными изменениями стали агрегатное оборудование (четыре котла вместо трех), усиленный корпус и уменьшенный запас топлива. Зенитные орудия были переставлены для улучшения дуги обстрела. Корабли участвовали во Второй мировой войне .
Предыстория и описание
[ редактировать ]Историки военно-морского флота Якубов и Ворт заявляют, что смена техники подразделения произошла из-за инцидента, когда британский эсминец HMS Hunter был остановлен из-за повреждения техники миной во время патрулирования нейтралитета во время гражданской войны в Испании . Об инциденте было сообщено на совещании, на котором присутствовал Иосиф Сталин , и он приказал перепроектировать корабли, установив на них агрегаты, чтобы корабль мог двигаться, даже если одно из двух котельных или машинных отделений выйдет из строя. Это изменение конструкции спасло «Славный» после повреждения на мине в 1941 году, но привело к значительной задержке программы советских эсминцев и списанию шести кораблей Типа 7. Размещение дополнительного оборудования в одном корпусе представляло серьезные проблемы, приводившие к увеличению веса, тесноте помещений и уменьшению запаса топлива. Эти изменения привели к тому, что советские моряки прозвали Тип 7У «7 Ухудшенный» («ухудшенный», «ухудшенный»).
« Сторожевой » имел общую длину 112,5 метра (369 футов 1 дюйм), ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов) и осадку 3,98 метра (13 футов 1 дюйм) при глубокой нагрузке . Корабли имели немного больший вес, водоизмещение 1727 метрических тонн (1700 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2279 метрических тонн (2243 длинных тонны) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 207 офицеров и матросов в мирное время и 271 — в военное. [ 1 ]
Корабли были оснащены двумя паровыми турбинами с редуктором , каждая из которых приводила в движение один трехлопастной гребной винт диаметром 2,9 метра (9 футов 6 дюймов), используя пар, подаваемый четырьмя водотрубными котлами , работавшими под давлением 26,5 кг/см. 2 (2599 кПа ; 377 фунтов на квадратный дюйм ) и температуре 350 ° C (662 ° F). [ 2 ] Турбины мощностью 54 000 л.с. (40 000 кВт) были предназначены для обеспечения кораблям скорости 38 узлов (70 км/ч ; 44 миль в час ). Конструкторы были консервативны в оценке турбин, и многие, но не все, корабли легко превысили проектную скорость во время ходовых испытаний . Сторожевой во время испытаний в 1941 году достиг скорости 40,3 узла (74,6 км/ч; 46,4 миль в час), но Сообразительному удалось разогнаться только до 36,8 узла (68,2 км/ч; 42,3 мили в час). Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета « Сторожевого» варьировалась от 1380 до 2700 морских миль (2560 и 5000 км; 1590 и 3110 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час). [ 3 ]
Вооружение и управление огнем
[ редактировать ]
В заводской готовности на кораблях класса «Сторожевой» устанавливались четыре 50- калиберных 130-миллиметровых (5,1 дюйма) орудий Б-13 в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки . В каждом орудии было по 150 патронов . Разработка орудия была затруднена из-за чрезмерной эрозии ствола, и три варианта были построены в не совсем успешной попытке решить проблему, которая усложняла материально-техническое и оперативное обеспечение, поскольку каждый из них работал немного по-разному. Установка с ручным управлением имела угол возвышения от -5° до +45° и скорострельность 6–10 выстрелов в минуту. Они выпустили снаряд массой 33,4 кг (74 фунта) с начальной скоростью 870 м/с (2900 футов/с), что дало им дальность полета 25 597 метров (27 993 ярда). [ 4 ]
Противовоздушную оборону обеспечивали два зенитных 55 калибра 76,2 мм (3 дюйма) 34-К орудия и три зенитных 46 калибра 45 мм (1,8 дюйма) 21-К , все в одиночных установках. орудия [ 5 ] а также четыре 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Орудия 34-К могли подниматься от -5° до +85°, имели скорострельность 15–20 выстрелов в минуту, корабли несли по 300 снарядов на орудие. Их начальная скорость 801 метр в секунду (2630 футов / с) давала их 26-фунтовым (11,9 кг) осколочно-фугасным снарядам максимальную горизонтальную дальность 14 640 метров (16 010 ярдов) и эффективный потолок 6500 метров (21 300 футов). 21-К представляла собой переоборудованную противотанковую пушку со скорострельностью 25–30 выстрелов в минуту и диапазоном возвышений от -10° до +85°. Орудие выпустило снаряд массой 1,41 кг (3,1 фунта) с начальной скоростью 760 футов/с (230 м/с). Это дало им дальность действия 9200 метров (10100 ярдов). На каждом орудии проекта 7У размещалось по 500 снарядов. ДШК имел эффективную скорострельность 125 выстрелов в минуту и эффективную дальность поражения самолетов 2500 метров (2700 ярдов). [ 6 ]
Корабли были оснащены шестью торпедными аппаратами диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся тройных установках на миделе корабля ; каждая трубка имела перезарядку. Корабли проекта 7У в основном использовали торпеды 53-38 или 53-38У , которые отличались только размерами боевой части ; последний имел боеголовку на 100 кг (220 фунтов) тяжелее, чем 300-килограммовая (660 фунтов) боеголовка 53-38. Торпеды имели три режима дальности/скорости: 10 000 метров (11 000 ярдов) при 30,5 узлах (56,5 км/ч; 35,1 миль в час); 8000 метров (8700 ярдов) при 34,5 узлах (63,9 км/ч; 39,7 миль в час) и 4000 метров (4400 ярдов) при 44,5 узлах (82,4 км/ч; 51,2 миль в час). Корабли также могли нести максимум 60 или 96 мин и 25 глубинных бомб . Они были оснащены комплектом марсианских гидрофонов для противолодочных работ , однако на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) он был бесполезен. [ 7 ]
Управление огнем главной батареи » «Сторожевого обеспечивала система управления огнем «Мина-7» , созданная на базе итальянской системы «Галилео». ЦАС-2 Он включал в себя механический аналоговый компьютер , получавший информацию от наводчика артиллерийского огня КДП2-4 на крыше мостика , на котором была установлена пара четырехметровых (13 футов 1 дюйм) стереоскопических дальномеров ДМ-4 . Управление зенитным огнем было строго ручным, и для передачи данных на орудия использовался только трехметровый (9 футов 10 дюймов) дальномер ДМ-3. Некоторые корабли получили систему управления дальним углом огня «Союз» для орудий 34-К. Он состоял из механического аналогового компьютера, «Газон» вертикального гироскопа СВП-29 и стабилизированного визира . Система могла бороться с такими целями, как бомбардировщики, летящие на горизонтальной высоте, но была бесполезна против самолетов, атакующих в пикировании . [ 8 ]
Модификации
[ редактировать ]Позже во время войны электронное оборудование, такое как радар и гидролокатор поставили для этих кораблей союзники .
Корабли
[ редактировать ]Все корабли этого класса изначально создавались как эсминцы Типа 7, а их частично достроенные корпуса были разобраны и перезаложены как Тип 7У. На этих кораблях, показанных с двумя верфями, строительство было начато сначала, а затем отбуксировано на вторую для достройки. [ 9 ]
Корабль | Строитель [ 10 ] | Заложен [ 10 ] | Запущен [ 10 ] | Введен в эксплуатацию [ 10 ] | Судьба [ 11 ] |
---|---|---|---|---|---|
Балтийский флот | |||||
Storozhevoy ( Сторожевой (Protective)) | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad | 26 августа 1936 г. 31 января 1938 г. |
2 октября 1938 г. | 6 октября 1940 г. | Списано , 1958–1959 гг. |
Silny ( Сильный (Strong)) | 26 октября 1936 г. 31 января 1938 г. |
1 ноября 1938 г. | 31 октября 1940 г. | Списан 21 января 1960 г. | |
Serdity ( Сердитый (Enraged)) | 25 октября 1936 г. 15 октября 1938 г. |
21 апреля 1939 г. | 15 октября 1940 г. | Потоплен, 19 июля 1941 г. | |
Slavny ( Славный (Glorious)) | Shipyard No. 189 (Ordzhonikidze) , Leningrad | 31 августа 1936 г. 31 января 1939 г. |
19 августа 1939 г. | 31 мая 1941 г. | Списано, 1964 год. |
Smely ( Смелый (Valiant)) | 26 октября 1936 г. 31 марта 1938 г. |
30 апреля 1939 г. | Затоплен , 27 июля 1941 г. | ||
Stoyky ( Стойкий (Steadfast)) | 26 августа 1936 г. 31 марта 1938 г. |
26 декабря 1938 г. | 18 октября 1940 г. | Затонул во время шторма, 2 июля 1960 г. | |
Strashny ( Страшный (Frightening)) | Shipyard No. 190 (Zhdanov), Leningrad | 26 августа 1936 г. 31 марта 1938 г. |
8 апреля 1939 г. | 22 июня 1941 г. | Списан 12 января 1960 г. |
Surovy ( Суровый (Severe)) | 27 октября 1936 г. 1 февраля 1939 г. |
5 августа 1939 г. | 31 мая 1941 г. | Затоплен 13 ноября 1941 г. | |
Skory ( Скорый (Rapid)) | 29 ноября 1936 г. 23 октября 1938 г. |
24 июля 1939 г. | 18 июля 1941 г. | Потоплен корабельной миной 28 августа 1941 г. | |
Statny ( Статный (Stately)) | 29 ноября 1936 г. 29 декабря 1938 г. |
24 ноября 1939 г. | 9 июля 1941 г. | Затонул во время шторма 23 августа 1941 г. | |
Strogy ( Строгий (Strict)) | 26 октября 1936 г. 26 октября 1938 г. |
31 декабря 1939 г. | 22 сентября 1941 г. | Списан 26 июня 1964 г. | |
Stroyny ( Стройный (Slim)) | 26 августа 1936 г. 29 декабря 1938 г. |
29 апреля 1939 г. | Списано, 1965–1966 гг. | ||
Svirepy ( Свирепый (Fierce)) | 29 ноября 1936 г. 30 декабря 1938 г. |
28 августа 1939 г. | 22 июня 1941 г. | Списан 28 января 1958 г. | |
Черноморский флот | |||||
Smyshlyony ( Смышлёный (Clever)) | Судостроительный завод № 200 (61 коммунара) , г. Николаев | 15 октября 1936 г. 27 июня 1938 г. |
26 августа 1939 г. | 10 ноября 1940 г. | Потоплен на минах 8 марта 1942 г. |
Soobrazitelny ( Сообразительный (Shrewd)) | 15 октября 1936 г. 3 марта 1939 г. |
7 июня 1941 г. | Списано, 1966 год. | ||
Sposobny ( Способный (Capable)) | 7 июля 1936 г. 7 марта 1939 г. |
30 сентября 1939 г. | 24 июня 1941 г. | Потоплен самолетом 6 октября 1943 г. | |
Sovershenny ( Совершенный (Absolute)) | Судостроительный завод № 200 (61 коммунара), г. Николаев Shipyard No. 201 (Ordzhonikidze) , Sevastopol |
17 сентября 1936 г. 1938 |
25 февраля 1939 г. | 30 сентября 1941 г. | Потоплен самолетом 8 июня 1942 г. |
Svobodny ( Свободный (Free)) | 23 августа 1936 г. 1938 |
2 января 1942 г. | Потоплен самолетом 10 июня 1942 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]Черноморский флот
[ редактировать ]Первые два эсминца проекта 7У, построенные на Черноморских верфях, «Смышлёный» и «Сообразительный» , после вступления в строй в Севастополе в конце 1940 — начале 1941 года вошли в состав 3-й дивизии эсминцев под командованием командиров эсминцев «Харьков» и «Москва» Отряда лёгких войск флота. . [ 12 ] После начала 22 июня 1941 года операции «Барбаросса» и вторжения Германии в Советский Союз Смышлёному и Сообразительному было поручено поддержать Харьков и Москву 26 июня в рейде на Констанцу вместе с крейсером «Ворошилов» . Севший на мель параван на Смышлёном не позволил ему встретиться в назначенное время, а «Сообразительный» в темноте отделился от крейсера. Оба эсминца помогли сопроводить поврежденный «Харьков» обратно на базу. [ 13 ] Способный и Свободный присоединились к 3-й дивизии, когда поступили на службу во время войны. [ 14 ] Все три эсминца, находящиеся в строю, в июле несли эскортное дежурство, а с конца августа сопровождали транспорты и оказывали огневую поддержку защитникам осажденной Одессы . [ 15 ] «Совершенный» так и не вошел в состав флота, так как во время испытаний был сильно поврежден советской миной. Сообразительный был единственным из пяти построенных для Черноморского флота кораблей проекта 7У, пережившим войну. [ 14 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Platonov, pp. 205–206
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 103–104.
- ^ Хилл, с. 40
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 104.
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Якубов и Ворт, стр. 104–105.
- ^ Ровер и Монаков, с. 234; Якубов и Ворт, с. 102
- ^ Перейти обратно: а б с д Ровер и Монаков, стр. 234–235.
- ^ Якубов и Ворт, стр. 112–114.
- ^ Khorkov, p. 24
- ^ Качур, стр. 73–75, 78.
- ^ Перейти обратно: а б План, с. 82
- ^ План, стр. 108–109, 112, 122
Ссылки
[ редактировать ]- Балакин, Сергей (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Легендарные семерки: Серия «Сталинский разрушитель» ] (на русском языке). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Путеводитель по крейсерам и эсминцам ] (на русском языке). Москва: Воениздат. ISBN 978-5-203-01780-2 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Kachur, Pavel (2008). "Гончие псы" Красного флота. "Ташкент", "Баку", "Ленинград" [ Hounds of the Red Fleet: Tashkent, Baku, Leningrad ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-31614-4 .
- Khorkov, Geliy (1981). Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне [ Soviet Surface Ships in the Great Patriotic War ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. OCLC 10593895 .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 годов ] (на русском языке). Санкт-Петербург: Полигон. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения 1935–1953 гг . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 978-0-85177-146-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- [1] (на русском языке)