«Кронштадт» Линейный крейсер типа
![]() Вид сбоку, как дизайн появился в начале 1939 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Бородинский класс (планируется) |
Преемник | Сталинград Класс (планируется) |
Построен | 1939–1941 |
Планируется | 2–3 |
Завершенный | 0 |
Отменено | 2 |
Общие характеристики (пр.69-И) | |
Тип | Линейный крейсер |
Смещение | 39 660 т (39 034 длинных тонны ) ( стандарт ) |
Длина | 250,5 м (821 фут 10 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 31,6 м (103 фута 8 дюймов) |
Черновик | 9,7 м (31 фут 10 дюймов) (полная нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала; 3 паровые турбины |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 8300 миль (15372 км; 9551 миль) при скорости 14,5 узлов (26,9 км/ч; 16,7 миль в час) |
Дополнение | 1,819 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 Бериева КОР-2 гидросамолета |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
Линейные «Кронштадт» типа крейсера с советским обозначением тяжёлых крейсеров проекта 69 ( «Тяжёлые крейсера проекта 69» ) были заказаны для ВМФ СССР в конце 1930-х годов. Два корабля были спущены на воду, но ни один из них не был достроен из-за Второй мировой войны . Эти корабли имели сложный и длительный процесс проектирования, которому препятствовали постоянно меняющиеся требования и Великая чистка 1937 года.
Они были заложены в 1939 году, с предполагаемой датой завершения в 1944 году, но сталинская программа строительства военно-морского флота была более амбициозной, чем могли выдержать судостроение и военная промышленность. К 22 июня 1941 года, почти через два года после начала строительства, прототипы вооружения и техники не были готовы. Вот почему Советы закупили в 1940 году двенадцать лишних 38-сантиметровых (15,0 дюймов) орудий SK C/34 и их спаренные башни, аналогичные тем, что использовались на «Бисмарк» класса линкорах . в Германии Корабли были частично перепроектированы для их размещения. , после того, как строительство уже началось, но до вторжения Германии в следующем году башни не были поставлены.
Только корпус « Кронштадта » пережил войну в относительно неповрежденном состоянии, будучи готовым на 10% в 1945 году, хотя он считался устаревшим. Советы рассматривали возможность переоборудовать его в авианосец , но эта идея была отвергнута, и в 1947 году оба корпуса были списаны .
Дизайн
[ редактировать ]Линейные крейсеры типа «Кронштадт» возникли в середине 1930-х годов из потребности в большом крейсере ( русский язык : «Большой крейсер» ), способном уничтожать крейсеры водоизмещением 10 000 тонн (10 160 т), построенные с ограничениями, налагаемыми Вашингтонским военно-морским договором . который Советы не подписали. К концу 1935 года было представлено несколько проектов, но ВМФ не удовлетворился и все их отверг. В начале 1936 года он запросил другую конструкцию, водоизмещением 23 000 метрических тонн (22 637 длинных тонн) и вооруженную 254-миллиметровыми (10,0 дюйма) орудиями, в конечном итоге получившую обозначение Проект 22, но эта конструкция была отменена после того, как Советы начали переговоры в середине 1936 года. с британцами, что в конечном итоге привело к англо-советскому количественному военно-морскому соглашению 1937 года и согласилось следовать его условиям. Второго Лондонского военно-морского договора , который ограничивал водоизмещение линкоров 35 000 длинных тонн (35 562 т). Советы работали над проектом небольшого линкора (Линкор «Б») для службы на Балтийском и Черном морях. и в результате этих обсуждений был вынужден сократить его до размеров, близких к размерам большого крейсера проекта 22, в результате чего последний был отменен. Линкор «Б» был переименован в Проект 25 и получил задание уничтожать крейсеры Договора и немецкие карманные линкоры . Проект 25 был принят в середине 1937 года после серьезных изменений в схеме бронирования и компоновке оборудования, и было заказано четыре проекта, строительство которых началось в конце 1937 - начале 1938 года. Однако это решение было принято прямо перед тем, как началась Великая чистка. ВМФ в августе 1937 года, двое проектировщиков корабля были арестованы и в течение года казнены. Затем проект проекта 25 был отклонен на том основании, что он был слишком слабым по сравнению с иностранными кораблями, и вся программа была отменена в начале 1938 года после того, как была предпринята попытка модифицировать конструкцию с помощью более крупных орудий. [ 1 ]
Однако советский ВМФ все еще ощущал потребность в быстроходном корабле, способном бороться с крейсерами противника, и первоначальная концепция была возрождена как проект 69. Они хотели, чтобы корабль не превышал 23 000 метрических тонн и развивал скорость 34 узла (63 км/ч; 39 миль в час) и вооружение из девяти 254-мм орудий, но требование оказалось слишком амбициозным для указанного размера и увеличилось до 26 200 метрических тонн. (25 786 длинных тонн) в проекте, представленном в июне 1938 года. Однако к этому времени стали известны детали линкоров «Шарнхорст» класса , и корабль был признан уступающим немецким кораблям. Государственный комитет обороны пересмотрел требования и определил грузоподъемность около 31 000 тонн (30 510 длинных тонн), вооружение из девяти 305-миллиметровых (12,0 дюйма) орудий, бронепояс толщиной 250 мм (9,8 дюйма) и скорость около 31– 32 узла (57–59 км/ч; 36–37 миль в час). К октябрю был завершен пересмотренный проект, который был использован против японских «Конго» линейных крейсеров класса , французских «Дюнкерк», линкоров типа а также Шарнхорст Класс . Считалось, что он превосходит « Конго » на средней дальности и уступает « Дюнкерку » на той же дальности, но в целом превосходит « Шарнхорст », хотя сомнительно, что Советы полностью осознавали истинные характеристики «Конго » в восстановленном виде. или «Шарнхорста » , поскольку водоизмещение последнего оценивалось в 26 000 метрических тонн (25 589 длинных тонн), то есть более 5 000 метрических тонн. (4921 длинная тонна), что не соответствует их истинному водоизмещению. Управление кораблестроения ВМФ посчитало, что первоначальное вторичное вооружение в виде 130-миллиметровых (5,1 дюйма) орудий было слишком маленьким, а броня на башнях, боевой рубке и передней поперечной переборке была слишком тонкой. Пересмотренная конструкция массой 35 000 тонн со 152-миллиметровыми (6,0 дюйма) орудиями и дополнительной броней была представлена Государственному совету обороны в январе 1939 года. [ 2 ]
Это было одобрено, и работа по детальному проектированию началась с базовой концепции, согласно которой корабль должен превосходить корабли класса «Шарнхорст» и быть в состоянии обогнать линкоры класса «Бисмарк» . В это время горизонтальная защита была пересмотрена после того, как полномасштабные испытания показали, что 500-килограммовая (1100 фунтов) бомба пробьет как 40-миллиметровую (1,6 дюйма) верхнюю палубу, так и 50-миллиметровую (2,0 дюйма) среднюю палубу и взорвется. на главной бронепалубе. Таким образом, средняя палуба была утолщена до 90 миллиметров (3,5 дюйма), а нижняя палуба была предназначена для улавливания любых осколков, проникающих в бронепалубу. Это означало, что основной пояс пришлось удлинить вверх, чтобы он соприкасался с основной броневой палубой, со значительным увеличением веса. Комитет обороны утвердил эскизный проект 13 июля 1939 года, но рабочий проект не был утвержден до 12 апреля 1940 года, после того как строительство первых двух кораблей уже началось. [ 3 ]
Уже было очевидно, что 305-мм пушки и башни сильно отстают от графика, когда Иосиф Сталин 8 февраля 1940 года попросил представителей Германии в Москве провести переговоры по торговому соглашению, можно ли будет использовать тройные 283-миллиметровые (11,1 дюйма) башни. взамен трехместных 305-мм башен кораблей проекта 69. Ответили, что башни сняты с производства, но можно построить новые. Затем он спросил, можно ли вместо этого использовать сдвоенные 380-миллиметровые (15,0 дюйма) башни. Немцы сказали, что им придется уточнить технические детали. У Круппа было шесть незавершенных башен, которые изначально были заказаны еще до войны для перевооружения линкоров типа «Шарнхорст» , но они были отменены после начала Второй мировой войны, когда немцы решили, что не могут себе позволить вывести корабли из строя. во время войны. Предварительное соглашение о закупке двенадцати орудий и шести башен было заключено позднее в том же месяце, задолго до того, как были проведены какие-либо исследования, чтобы выяснить, возможна ли вообще замена. 17 апреля Наркомат судостроения сообщил, что это возможно, поэтому соглашение было завершено в ноябре 1940 года, а поставки были запланированы с октября 1941 года по 28 марта 1943 года. В заказ также входили 10-метровые (33 фута) дальномеры и 150-сантиметровые (59 дюймов) прожекторы. [ 4 ]
Советы так и не получили подробных данных, необходимых для модернизации корабельных барбетов и магазинов , но они знали, что 380-мм барбеты были больше в диаметре, чем 305-мм башни, а также выше русских башен. Поэтому барбет башни номер два пришлось поднять, чтобы миновать башню номер один, а высоту боевой рубки пришлось поднять, чтобы миновать башню номер два. 37-миллиметровые (1,5 дюйма) зенитные орудия за башней номер три. Аналогичным образом пришлось поднять [ 5 ] Новым башням требовалось больше электроэнергии, а это означало, что мощность турбогенераторов пришлось увеличить до 1300 киловатт. [ 6 ] Все эти изменения увеличили водоизмещение кораблей более 1000 тонн (984 длинных тонны), и эскизный проект был завершен к 16 октября 1940 года как проект 69-I ( «Импортный» - «Импортный»), хотя данных по башням еще не было. и их барбеты. Он был представлен Государственному комитету обороны 11 февраля 1941 года, но проект не был утвержден до 10 апреля, когда было приказано укомплектовать первые два корабля немецкими орудиями, а остальные продолжать использовать 305-мм орудия. Детальный проект должен был быть завершен к 15 октября 1941 года, но он оказался бессмысленным, когда немцы вторглись в Советский Союз в июне. [ 5 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Корабли проекта 69 длину 250,5 метров (821 фут 10 дюймов) имели общую и длину по ватерлинии 240 метров (787 футов 5 дюймов). Они имели ширину 103 фута 8 дюймов) и осадку при загрузке полной 31,6 метра ( 9,45 метра (31 фут 0 дюймов). Согласно проекту, их водоизмещение 35 240 метрических тонн (34 683 длинных тонны) в стандартном режиме и 41 539 метрических тонн (40 883 длинных тонны) при полной загрузке. Водоизмещение двух кораблей проекта 69-I увеличилось до 36 250 метрических тонн (35 677 длинных тонн) при стандартной загрузке и 42 831 метрических тонн (42 155 длинных тонн) при полной загрузке, что увеличило осадку до 9,7 метра (31 фут 10 дюймов). при полной нагрузке, в то время как длина ватерлинии выросла до 242,1 метра (794 футов 3 дюйма) просто потому, что дополнительная осадка погружена большая часть остро загнутого форштевня и ложкообразной кормы. Скорость осталась прежней, поскольку более глубокая осадка компенсировалась более эффективной формой гребного винта. [ 7 ]
Форма корпуса была очень полной, с коэффициентом полноты 0,61, что плохо сравнивалось с 0,54 у « Дюнкерка» , 0,52 у немецкого линейного крейсера О-класса или 0,5266 у американского «Аляска» класса крейсера . Это означало, что для достижения даже скромной скорости требовалось много лошадиных сил. Решение Сталина о том, что корабли проекта 69 будут использовать три вала, увеличило нагрузку на вал и снизило тяговую эффективность, хотя и сократило длину броневой цитадели и, следовательно, общее водоизмещение. Клепаный корпус был разделен на 24 поперечные переборки и имел продольный набор в цитадели, а поперечный набор в конструкции носовой и кормовой части цитадели. Метацентрическая высота составляла 2,8 метра (9 футов 2 дюйма) для кораблей с 305-мм артиллерийскими орудиями, но падала до 2,58 метра (8 футов 6 дюймов) на кораблях с 380-мм артиллерийскими орудиями. Тактический диаметр оценивался примерно в 1200 метров (1312 ярдов). [ 8 ]
На кораблях типа «Кронштадт» были установлены две КОР-2 летающие лодки , запуск которых осуществлялся с помощью катапульты , установленной между трубами. [ 6 ]
Движение
[ редактировать ]Силовая установка была спланирована по агрегатной системе. В носовой котельной было восемь котлов, за ней шло машинное отделение для двух гребных валов крыла. Во второй котельной было четыре котла, за ней следовал машинный зал центральной шахты. Одноступенчатые паровые турбины с импульсным редуктором были импортной конструкцией Брауна Бовери, используемой совместно с «Советский Союз» линкором класса , но завод в Харькове , который должен был их строить, так и не закончил ни одну турбину до вторжения немцев. Всего они произвели 210 000 л.с. (156 597 кВт). 7у-бис Двенадцать водотрубных котлов работали при давлении 37 кг/см. 2 (3628 кПа ; 526 фунтов на квадратный дюйм ) и температуре 380 ° C (716 ° F). Было еще два небольших котла для работы в порту и для питания вспомогательного оборудования. Электроустановка первоначально состояла из четырех турбогенераторов мощностью 1200 кВт и четырех дизель-генераторов мощностью 650 кВт, но они были модернизированы для кораблей проекта 69-И. [ 9 ]
Максимальная скорость оценивалась в 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час) с использованием измененной конструкции гребного винта, хотя форсирование механизмов дало бы дополнительный узел. Обычный запас мазута составлял 2920 метрических тонн (2874 длинных тонны), что обеспечивало расчетную дальность полета 1100 морских миль (2000 км; 1300 миль) на полной скорости. Максимальный запас топлива составлял 5570 метрических тонн (5482 длинных тонны), что давало дальность полета 8300 морских миль (15370 км; 9550 миль) при 14,5 узлах (26,9 км / ч; 16,7 миль в час) и 6900 морских миль (12780 км; 7940 миль) на скорости 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час). [ 10 ]
Вооружение
[ редактировать ]Первоначально основное вооружение должно было состоять из трех трехорудийных башен с электроприводом, каждая с тремя калибра 305-мм пушками Б-50 54 калибра. Башни созданы на базе башен МК-2, запланированных для большого крейсера проекта 25. Орудия могли опускаться до −3° и подниматься до 45°. Они имели фиксированный угол заряжания 6°, а скорострельность менялась в зависимости от времени, необходимого для переброски орудия. Она колебалась от 2,36 до 3,24 выстрела в минуту в зависимости от высоты. [ 11 ] Башни могли подниматься со скоростью 10 градусов в секунду и поворачиваться со скоростью 5,1 градуса в секунду. Имелось по 100 патронов на орудие. Орудие выпустило 470-килограммовые (1040 фунтов) бронебойные снаряды с начальной скоростью 900 м/с (3000 футов/с); это обеспечивало максимальную дальность действия 47 580 метров (52 030 ярдов). [ 12 ]
Дополнительное вооружение состояло из восьми 152-мм орудий Б-38 калибра 57 мм, установленных в четырех двухорудийных башнях, сосредоточенных в носовой оконечности надстройки. Передние башни располагались внутри и над внешними башнями, что обеспечивало обеим башням хороший сектор обстрела. Их пределы возвышения составляли от -5° до +45° при фиксированном угле заряжания 8°. Их скорострельность также менялась в зависимости от угла наклона от 7,5 до 4,8 выстрелов в минуту. [ 13 ] Башни могли подниматься со скоростью 13 градусов в секунду и поворачиваться со скоростью 6 градусов в секунду. Они имели максимальную дальность стрельбы 30 085 метров (32 901 ярд) при снаряде массой 50 кг (110 фунтов) и начальной скорости 915 м/с (3000 футов/с). [ 14 ]
Сильный зенитный огонь вели восемь 100-мм орудий двойного назначения Б-34 калибра 56 калибра в четырех спаренных башнях, установленных в кормовой части надстройки, причем кормовые башни устанавливались внутри передних башен. Они могли подниматься максимум до 85° и опускаться до -8°. [ 13 ] Они могли перемещаться со скоростью 12° в секунду и подниматься со скоростью 10° в секунду. Они выпустили 15,6-килограммовые (34 фунта) фугасные снаряды с начальной скоростью 900 м/с (3000 футов/с); это обеспечивало максимальную дальность поражения по надводным целям 22 400 метров (24 500 ярдов), но их максимальный потолок по воздушным целям составлял 15 000 метров (49 000 футов). [ 15 ]
Легкую ПВО обеспечивали шесть счетверенных установок с водяным охлаждением, оснащенных 70-К 37-мм (1,5 дюйма) орудиями . Две установки располагались рядом с носовой трубой , две сразу за задней трубой и две последние на центральной линии кормовой надстройки, ведя огонь над задней орудийной башней. Первоначально планировалось семь установок, но ту, что над боевой рубкой, заменили на директорную для 100-мм орудий в начале 1940 года, когда в ВМФ поняли, что остальные директора заблокированы надстройкой. [ 16 ] Орудия стреляли снарядами массой 0,732 кг (1,61 фунта) с начальной скоростью 880 м/с (2887 футов/с). Их максимальная дальность действия составляла 8000 метров (26 247 футов). [ 17 ]
Немцы продали Советскому Союзу двенадцать 38-сантиметровых (15,0 дюймов) орудий SKC/34 калибра 52 калибра и связанные с ними башни Drh LC/34 в рамках Пакта Молотова-Риббентропа . [ 5 ] Их диапазон возвышения составлял от -5,5° до +30° при фиксированном угле заряжания 2,5°. Их скорострельность составляла 2,3 выстрела в минуту. Орудия имели максимальную дальность стрельбы 35 550 метров (38 880 ярдов) при снаряде массой 800 кг (1800 фунтов) и начальной скорости 820 м/с (2700 футов/с). [ 18 ]
Управление огнем
[ редактировать ]КДП-8-III два директора управления огнем Для управления основным вооружением использовались . У них было два 8-метровых (26 футов 3 дюйма) стереоскопических дальномера : один для отслеживания цели, а другой для измерения расстояния до брызг собственных снарядов корабля. Два из них были защищены бронёй толщиной 20 мм (0,79 дюйма) и устанавливались на задней надстройке и мачте башни. Два директора КДП-4т-II с двумя 4-метровыми (13 футов 1 дюйм) дальномерами каждый управляли вспомогательным вооружением. Орудия двойного назначения управлялись двумя, а позже и тремя стабилизированными наводками, каждая с 3-метровым (9 футов 10 дюймов) дальномером. [ 16 ]
Защита
[ редактировать ]Корабли имели сравнительно легкое бронирование. Основной ремень имел толщину 230 миллиметров (9,1 дюйма), с конусом к нижнему краю и наклоном наружу на шесть градусов. Его высота составляла 5 метров (16 футов 5 дюймов), из которых 1,6 метра (5 футов 3 дюйма) предназначались для погружения в воду, как это было первоначально задумано. Пояс имел длину 185 метров (606 футов 11 дюймов) и покрывал 76,8 процента ватерлинии; впереди него находился 20-миллиметровый ремень, доходящий до носовой части. Передняя поперечная переборка толщиной 330 миллиметров (13,0 дюйма) имела толщину 330 мм, а толщина задней переборки - 275 миллиметров (10,8 дюйма). Верхняя палуба имела толщину всего 14 миллиметров (0,55 дюйма) и предназначалась для инициирования взрывателей снарядов и бомб. Основная броневая палуба, которая совпадала с верхом ватерлинии, имела толщину 90 миллиметров (3,5 дюйма), а под ней находилась осколочная палуба толщиной 30 миллиметров (1,2 дюйма), хотя в толщину она сужалась до 15 миллиметров (0,59 дюйма). толщина над системой торпедной защиты. Подводная защита представляла собой конструкцию американского образца с выпуклостью и четырьмя продольными переборками, рассчитанными на то, чтобы выдержать боеголовку массой 500 кг (1102 фунта). ТНТ . Он занимал 61,5% длины корабля и имел общую глубину 6 метров (19 футов 8 дюймов), которая уменьшалась до 4 метров (13 футов 1 дюйм) вперед и назад, где линии корпуса стали тоньше. [ 9 ]
Главные башни имели грани и заднюю часть толщиной 305 мм, борта и крышу толщиной 125 мм (4,9 дюйма). Их барбеты были защищены 330-мм броней. Вспомогательные башни имели грани толщиной 100 мм, борта и крыши толщиной 50 мм (2,0 дюйма) и барбеты толщиной 75 мм (3,0 дюйма). Установки двойного назначения имели 50-мм броню с 40-миллиметровыми (1,6 дюйма) барбетами. Боевая рубка имела борта 330 мм, крышу толщиной 125 мм и трубу связи диаметром 230 мм, спускающуюся к бронепалубе. Адмиральский мостик был защищен 50-мм броней. Каждый из директоров имел броню толщиной 14 мм, как и 37-мм артустановки. Трубы имели 20-мм броню на всю высоту над палубой, а дымогенераторы защищал 50-мм короб . [ 9 ]
Строительство
[ редактировать ]
обеспечить строительство четырех линкоров типа «Советский Союз», а также двух линейных крейсеров типа «Кронштадт» Советское судостроение и смежные отрасли оказались неспособны одновременно водоизмещением 8000 тонн (7874 тонны) «Киров» . Крупнейшими боевыми кораблями, построенными в Советском Союзе до 1938 года, были крейсеры типа , и даже они страдали от ряда производственных проблем, но советское руководство предпочитало игнорировать промышленные проблемы. трудности при составлении своих планов. На верфях Ленинграда и Николаева было меньше половины запланированного количества рабочих. В 1939–1940 годах судостроительная сталь оказалась в дефиците, и ряд партий был забракован из-за несоответствия техническим условиям. Попытка импортировать 14 000 длинных тонн (14 225 т) стали и броневых листов из Соединенных Штатов в 1939 году провалилась, вероятно, в результате советского вторжения в Польшу 17 сентября 1939 года. Производство броневых листов было еще более проблематичным, поскольку всего 27 438 метрических листов. тонн (27 005 длинных тонн) было доставлено в 1940 году из запланированных 30 000–32 000. метрических тонн (29 526–31 495 длинных тонн), и 30–40% из них было забраковано. Кроме того, бронетанковые заводы оказались неспособны производить цементированные плиты диаметром более 230 мм и ниже. пластины с торцевой закалкой необходимо было заменить для всех толщин более 200 миллиметров (7,9 дюйма). [ 19 ]
Проблемы с оборудованием, вероятно, задержат поставку кораблей намного позже запланированных сроков поставки в 1943–44 годах. До немецкого вторжения в июне 1941 года Харховский турбогенераторный завод так и не построил ни одной турбины. Еще одной проблемой были 305-мм пушки и башни, поскольку заводы вооружения были сосредоточены на более приоритетных орудиях для линкоров класса «Советский Союз» . К моменту немецкого вторжения прототипы ни того, ни другого не были завершены. Ситуация была не намного лучше для орудий меньшего размера, поскольку 22 июня 1941 года крепления для 152-мм и 100-мм орудий все еще были незавершенными, и после этого все эти программы были быстро прекращены. [ 20 ]
Корабли
[ редактировать ]
Первоначально корабли планировалось заложить 1 сентября 1939 года, но их отложили до ноября, чтобы завершить модернизацию верфей. Всего в программе строительства на август 1939 года было запланировано шестнадцать кораблей, но в июле 1940 года их число сократили до четырех, а в октябре 1940 года — до двух, когда стало ясно, насколько неготовы были Советы к какой-либо крупномасштабной программе строительства военно-морских сил. Работы над этими кораблями прекратились вскоре после немецкого вторжения. [ 21 ]
«Кронштадт» ( русский : Кронштадт ) был построен на судостроительном заводе № 194 Марти в Ленинграде. Он был заложен 30 ноября 1939 года и к моменту вторжения Германии оценивался в готовности на 10,6%. Ее стапель был слишком коротким для всей ее длины, поэтому корму строили отдельно. Часть ее материала использовалась во время блокады Ленинграда для ремонта других кораблей и оборонительных работ, но ее могли закончить и после окончания войны. Были сделаны предложения достроить его в качестве авианосца и базового корабля для китобойной флотилии, но обе идеи были отвергнуты, и 24 марта 1947 года его приказали сдать на слом. Вскоре после этого начался его демонтаж, который завершился в следующем году. [ 22 ]
Севастополь ( русский : Севастополь ) был построен судостроительным заводом № 200 имени 61 коммунара в Николаеве. Он был заложен 5 ноября 1939 года, а к 22 июня 1941 года его готовность оценивалась в 11,6%. Он был захвачен немцами, когда они оккупировали Николаев в конце 1941 года, но немцы мало что с ним сделали, кроме как использовать часть его техники для обороны. позиции, а некоторые, по-видимому, были отправлены в Германию. Прежде чем немцы эвакуировали город, они повредили ее стапель и корпус взрывчаткой, что привело к полной конструктивной потере. 24 марта 1947 года его было приказано сдать на слом, и вскоре после этого начался его демонтаж. Оно было завершено в 1948 году. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, стр. 100–05.
- ^ Маклафлин, стр. 105–06.
- ^ Маклафлин, стр. 107, 109, 112.
- ^ Маклафлин, стр. 109, 111.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 111
- ^ Jump up to: а б Usov & Mawdsley, p. 382
- ^ Маклафлин, стр. 107, 112.
- ^ Маклафлин, стр. 107, 112, 115.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 109
- ^ Маклафлин, с. 107
- ^ Маклафлин, стр. 107–08.
- ^ «Русская 305-мм/55 (12 дюймов) Б-36 образца 1937 года 305 мм/55 (12 дюймов) Б-50 образца 1940 года» . Navweaps.com. 21 мая 2006 года . Проверено 3 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 108
- ^ Гарцке и Дулин, с. 326
- ^ Кэмпбелл, с. 363
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 108–09.
- ^ Кэмпбелл, с. 367
- ^ Кэмпбелл, стр. 229–30.
- ^ Маклафлин, с. 112
- ^ Маклафлин, стр. 112–13.
- ^ Маклафлин, стр. 99, 112.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 112, 114.
Библиография
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Гарцке, Уильям Х. младший и Дулин, Роберт О. младший (1980). Британские, советские, французские и голландские линкоры Второй мировой войны . Лондон: Джейн. ISBN 0-7106-0078-Х .
- Маклафлин, Стивен (2004). «Проект 69: Линейные крейсеры типа «Кронштадт ». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . Том. 2004. Лондон: Морская пресса Конвея. стр. 99–117. ISBN 0-85177-948-4 .
- Маклафлин, Стив (1991). «Вопрос 52/90: Линейные крейсеры класса «Кронштадт» и «Сталинград ». Военный корабль Интернешнл . XXVIII (4): 408–411. ISSN 0043-0374 .
- Усов, В.Ю. и Модсли, Эван (1991). « « Кронштадт Линейные крейсера типа ». Военный корабль Интернешнл . XXVIII (4): 380–86. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая статья. Архивировано 28 февраля 2009 г. в Wayback Machine (на русском языке).