Черная пятница (1945)
Рейд «Черная пятница» на Фёрде-фьорд | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Z33 под атакой авиации союзников 9 февраля 1945 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | |||||||
Сила | |||||||
31 или 32 Бофайтера 10 или 12 Мустангов Р-51 2 Warwick ASR самолета |
12 Fw 190 1 эсминец От 3 до 9 боевых кораблей сопровождения | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
14 летных экипажей KIA 4 военнопленных 9 Бофайтеров 1 Р-51 Мустанг |
2 пилота, 7 матросов погибли. 4 или 5 Fw 190 | ||||||
Фёрде-фьорд ( Førdefjorden ) — фьорд в графстве Согн-ог-Фьордане , Норвегия. |
9 февраля 1945 года группа союзных самолетов Bristol Beaufighter понесла большие потери во время атаки на немецкий эсминец Z33 и корабли его сопровождения; назвали операцию « Черной пятницей» Выжившие . Немецкие корабли укрылись на сильной оборонительной позиции в Фёрде-фьорде , Норвегия , вынуждая авиацию союзников атаковать посредством массированного зенитного огня ( FlaK ).
Бофайтеры и их эскорт истребителей Мустанг Mk III из 65-й эскадрильи RAF были перехвачены двенадцатью Focke-Wulf Fw 190 из Jagdgeschwader 5 (Fighter Wing 5) Люфтваффе . Союзники повредили как минимум два немецких корабля, потеряв семь истребителей Beaufighter, сбитых FlaK . Два истребителя Beaufighter и Мустанг были сбиты Fw 190, а четыре или пять немецких самолетов были сбиты самолетами союзников, включая самолет аса Руди Линца .
Решение атаковать Z33 и ее эскорт, а не близлежащую группу торговых судов, было принято после инструкций Адмиралтейства Береговому командованию Королевских ВВС . Потери привели к тому, что торговые суда стали иметь приоритет над эсминцами и небольшими военными кораблями. Другая эскадрилья «Мустангов» P-51 была назначена для защиты самолетов союзников, действовавших вблизи Норвегии, от немецких истребителей.
Фон
[ редактировать ]Из-за побед союзников во Франции и Восточной Европе к концу 1944 года немецкое судоходство в основном было ограничено водами нижней части Балтики и Норвегии. В результате порты в Норвегии остались последними оставшимися базами Германии для продолжения битвы за Атлантику и ведения торговли со Швецией . [ 1 ] Когда зимой 1944–1945 годов Балтика покрылась льдом, Германия была вынуждена транспортировать жизненно важный импорт шведской железной руды из порта Нарвик на севере Норвегии. [ 2 ]
Поскольку важность немецких морских транспортных маршрутов через норвежские воды возросла, прибрежное командование Королевских ВВС в сентябре и октябре 1944 года перебросило семь эскадрилий противокорабельных самолетов с баз в восточной Англии в северную Шотландию. три эскадрильи, оснащенные истребителями-бомбардировщиками «Москито» Были дислоцированы . в Королевских ВВС Банф , в то время как крыло, состоящее из четырех эскадрилий тяжелых истребителей Beaufighter, базировалось в Королевских ВВС Даллачи . В состав крыла Даллахи входили 144-я эскадрилья RAF , 404-я эскадрилья RCAF , 455-я эскадрилья RAAF и 489-я эскадрилья RNZAF . [ 2 ] Эти четыре эскадрильи были ветеранами многих операций по борьбе с судоходством в Северном море . [ 3 ]

Атаки Банфского крыла быстро вынудили немецкие корабли, следовавшие вдоль норвежского побережья, плыть ночью, а днем укрываться в глубоких фьордах, где их было очень трудно атаковать. Чтобы найти немецкие корабли, оба крыла почти ежедневно отправляли самолеты для патрулирования вдоль береговой линии Норвегии от Скагеррака до Тронхейма . Эскадрильи берегового командования разработали тактику отправки двух «всадников» впереди основных сил патруля; Эти самолеты были укомплектованы опытными экипажами и проникли во фьорды в поисках судов, которые могли быть незамечены другими самолетами. К декабрю 1944 года патрули также регулярно сопровождались истребителями RAF Mustang Mk III и сопровождались воздушно-морскими спасательными самолетами Vickers Warwick . [ 4 ] В наличии была только одна эскадрилья «Мустангов», поскольку эти истребители дальнего действия были необходимы для сопровождения дневных налетов тяжелых бомбардировщиков на Германию. [ 5 ] Немецкие истребители начали встречаться у норвежского побережья в декабре, и с конца месяца стало обычным явлением для крылатых операций союзников возле Норвегии, когда их атаковали группы численностью до 30 истребителей. В марте 1945 года Люфтваффе располагало 85 одномоторными и около 45 двухмоторными самолетами, действовавшими с десяти или двенадцати аэродромов к югу от Тронхейма. [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]В первые недели 1945 года ударные крылья союзников провели мало операций из-за суровых погодных условий. [ 7 ] 15 января банфское крыло было перехвачено 30 истребителями Fw 190 из III. Группа Jagdgeschwader ( III./JG 5 5) во время рейда на город Лейрвик . Было сбито пять Москитов и пять Fw 190. [ 8 ] К 9 февраля, 9 и 12 февраля Staffeln , JG 5 базировались в Хердле недалеко от Бергена , примерно в 65 милях (105 км) к югу от Фёрде-фьорда. Эти подразделения были оснащены Fw 190 и 12. Штаффелем командовал лейтенант Руди Линц , 28-летний летный ас, на счету которого 69 «убийств». [ 9 ]
Немецкий класса «Нарвик» эсминец Z33 вступил в строй в феврале 1943 года. С июля того же года он служил в норвежских водах и несколько раз участвовал в боях. Он был последним немецким эсминцем, покинувшим северную Норвегию и отплывшим в Германию 5 февраля 1945 года. [ 10 ] Предполагалось, что Z31 , завершивший первоначальный ремонт в Бергене после серьезного повреждения в боях 28 января 1945 года , присоединится к нему, чтобы совершить совместный переход к Балтике. [ 11 ] 7 февраля Z33 села на мель в Бруфьорде, повредив левый вал и гребной винт, а также вызвав отказ обоих двигателей. Ее отвезли на буксир для ремонта в Тронхейм. [ 10 ] Z33 и два сопровождавших ее буксира решили укрыться во фьорде Фёрде днем 9 февраля по пути в Тронхейм. [ 12 ]
Боевой
[ редактировать ]Предварительные сведения
[ редактировать ]Утром 9 февраля два новозеландских истребителя Beaufighter из 489-й эскадрильи провели патрулирование норвежского побережья. Эти самолеты впервые заметили торговое судно водоизмещением 1500 тонн в Стонг-фьорде ; Продолжая двигаться на север, они были удивлены, обнаружив эсминец класса «Нарвик» в сопровождении тральщика и двух зенитных кораблей во фьорде Фёрде . Самолеты продолжили патрулирование и заметили пять крупных торговых судов в районе Норд-Гюлена, а также два тральщика и зенитный корабль возле Бремангера . [ 13 ] Несмотря на удивление пилотов, командование союзников знало о том, что Z33 находится в этом районе, по данным «Ультра» . радиоразведки [ 7 ]
Крыло Даллачи было готово атаковать любые корабли, обнаруженные разведывательным патрулем. Хотя группа из пяти торговых кораблей была очень уязвима для нападения и представляла собой достойную цель, Береговое командование перешло под оперативное командование Адмиралтейства и было связано своим решением уделять более высокий приоритет атакам военных кораблей, чем торговых судов. [ 14 ] [ 15 ] Крыло было направлено против Z33, хотя эсминец и его эскорт были хорошо защищены и находились в трудном положении для атаки самолетов. [ 16 ]

Командир звена Джек Давенпорт, который до октября 1944 года командовал 455-й эскадрильей, а теперь находился в штабе 18-й группы RAF , спланировал атаку на Z33 . [ 17 ] План предусматривал, что два «аутрайдера» предшествуют основным силам и подтвердят местонахождение немецких кораблей. Затем «Бофайтеры» должны были прибыть к востоку от немецкой якорной стоянки, повернуть на запад и атаковать корабли, прежде чем уйти через море. [ 18 ] Давенпорт стремился свести к минимуму потери союзников, но расположение немецких кораблей в узком и защищенном фьорде означало, что операция была по своей сути рискованной. [ 19 ] Руководителем удара был командир звена Колин Милсон, 25-летний командир 455-й эскадрильи, ветеран антикорабельных операций против итальянских и немецких кораблей в Средиземном и Северном морях. [ 7 ] У Милсона были сомнения по поводу проведения рейда, который мог оказаться дорогостоящим, особенно учитывая, что война явно подходила к концу, но он выполнил приказ атаковать Z33 . [ 20 ]
После того, как их заметили, немецкие корабли двинулись дальше по Фёрде-фьорду и приготовились к атаке союзников. Z33 и несколько ее эскортов бросили якорь недалеко от крутых южных склонов фьорда недалеко от деревни Бьёркедал . Другие корабли пришвартовались у северного берега после того, как раскололи паковый лед артиллерийским огнем. [ 21 ] [ 22 ] (Я) Эту якорную стоянку также защищали зенитные батареи на берегу фьорда. [ 23 ]
Атака
[ редактировать ]
9 февраля в 13:30 Милсон поднял в воздух 31 или 32 истребителя «Бофайтер» из Даллачи. К ударной группе присоединились десять или двенадцать истребителей P-51 Mustang из 65-й эскадрильи самолета Warwick и два воздушно-морских спасательных из 379-й эскадрильи со спасательными плотами, чтобы помочь любому экипажу, вынужденному броситься на воду. [ 7 ] [ 20 ] (II) Все четыре эскадрильи крыла Даллахи предоставили в отряд самолеты. [ 20 ] Бофайтеры 404-й и 455-й эскадрилий были вооружены РП-3 (60-фунтовые ракеты), тогда как самолеты 144-й и 489-й эскадрилий были вооружены только четырьмя 20-мм пушками и шестью пулеметами. [ 12 ]
После того, как нападавшие пересекли норвежское побережье в 15:40, два истребителя Beaufighter из 144-й и 489-й эскадрилий отделились от основных сил и двинулись вперед в качестве авангардов. [ 21 ] Всадники пересекли Фёрде-фьорд недалеко от того места, где тем утром были замечены немецкие корабли. В 15:50 они отправили Милсону радиосообщение, в котором говорилось, что кораблей не видно. Затем «всадники» повернули на восток и пролетели над городом Фёрде, прежде чем обыскать следующий фьорд на севере; во время своего полета возле Фёрде-фьорда они не заметили немецких военных кораблей на новой позиции. [ 18 ] 9-й и 12-й штабфельны JG5 были подняты из Хердлы в 15:50 и получили приказ атаковать крыло Даллачи и его эскорт. [ 23 ]
Несколько минут спустя основные силы рейда достигли южного берега Фёрде-фьорда, двигаясь на север. К их удивлению, самолеты союзников пролетели прямо над немецкими кораблями и попали под интенсивный огонь зенитных орудий, хотя ни один самолет не пострадал. [ 18 ] Милсон развернул свои силы вправо, чтобы атаковать корабли с востока на запад, как и планировалось, но крутые стены фьорда защищали Z33 от атаки с этого направления. [ 18 ] [ 22 ] Милсон повел отряд на запад, к устью фьорда, и приказал «Бофайтерам» атаковать последовательно с запада на восток. Для этого самолету пришлось пролететь сквозь немецкую оборону, а затем уйти через крутые горы. [ 18 ] Узкие границы фьорда также означали, что «Бофайтерам» приходилось атаковать индивидуально с одного направления, а не подавлять немецкую оборону, как они обычно стремились сделать. [ 24 ]
Милсон возглавил первую группу истребителей Beaufighter во фьорд Форде примерно в 16:10. Его самолет остался неповрежденным после атаки зенитного корабля, и другие истребители Beaufighter последовали за ним во фьорд. [ 22 ] Примерно в это же время 12 Fw 190 прибыли в Фёрде-фьорд и пролетели сквозь немецкую зенитную артиллерию, чтобы перехватить истребители Beaufighter, ожидающие своей очереди для атаки. Британские «Мустанги» были застигнуты врасплох, но нырнули на перехват немецких истребителей. [ 23 ] [ 25 ] Более 50 самолетов либо участвовали в воздушных боях , либо пикировали, чтобы атаковать немецкие корабли; это было крупнейшее воздушное сражение, когда-либо имевшее место над Норвегией. [ 25 ]
Помолвка продолжалась до 16:25. [ 25 ] К тому времени немецкие корабли сбили семь истребителей Beaufighter, а Fw 190A уничтожили еще два истребителя Beaufighter и Мустанг III. [ 24 ] Потери союзников включали в атаку шесть из одиннадцати самолетов 404-й эскадрильи. [ 26 ] Немцы убили 14 летчиков союзников и взяли четырех военнопленных . [ 27 ] Союзники повредили Z33 и несколько других немецких кораблей и сбили четыре или пять Fw 190. [ 26 ] [ 28 ] [ 29 ] (III) Линц и еще один немецкий пилот погибли. [ 25 ] Среди погибших в Кригсмарине четыре моряка на Z33 и трое на переоборудованном траулере VP6808 ; оба корабля получили повреждения во время атаки. Возможно, на других немецких кораблях также были погибшие. [ 30 ]
Последствия
[ редактировать ]
Покинув район Фёрде-фьорда, уцелевшие Бофайтеры, многие из которых были повреждены, вернулись в ВВС Великобритании Даллахи. Некоторым самолетам было трудно совершить безопасную посадку, а двое приземлились на брюхо из-за повреждения ходовой части , но больше ни один самолет не был потерян. Воздушный и наземный экипаж были потрясены масштабами потерь, и бой получил название «Черная пятница». [ 31 ] [ 32 ] Потери, понесенные крылом Даллачи 9 февраля, были самыми высокими среди всех ударных крыльев Берегового командования за одну операцию во время войны. [ 33 ]
Немецкие истребители, у многих из которых не хватало топлива и боеприпасов, также около 16:25 прервались и вернулись на базу. В ночь с 9 на 10 февраля немецкие корабли покинули Фёрде-фьорд и продолжили путь к Тронхейму. Последующая атака союзников на корабли другим ударным крылом также не удалась. [ 32 ] Z33 прибыл в Тронхейм 11 февраля, был отремонтирован и 26 марта отправился в Германию и благополучно прибыл в Свинемюнде 2 апреля. В дальнейших боях он не участвовал и был выведен из эксплуатации в Брунсбюттеле в конце апреля, поскольку у ВМФ не было топлива, необходимого для его эксплуатации. [ 10 ]
Потери, понесенные во время рейда на Фёрде-фьорд, привели к изменению тактики ударных крыльев Берегового командования. После нападения Адмиралтейство согласилось на предложение главного маршала авиации сэра Шолто Дугласа , командующего Береговым командованием, придать более высокий приоритет атакам торговых судов, чем эсминцам и небольшим военным кораблям. [ 33 ] Вторая эскадрилья «Мустангов» также была переброшена для защиты самолетов берегового командования, действовавших с начала марта вблизи Норвегии. [ 26 ] Милсон был награжден знаком ордена « За выдающиеся заслуги» 13 июля 1945 года за лидерство и храбрость во время рейда на Фёрде-фьорд, который был описан в цитате как «блестяще проведенная операция». [ 34 ]
Рейд отметили в Норвегии после войны. Памятник погибшим в бою экипажам был открыт в городе Фёрде 8 мая 1985 года, в 40-летие освобождения Норвегии. Позже этот памятник был перенесен в аэропорт Бергена . [ 19 ] В Музее воздушного боя в городе Наустдаль также хранятся фотографии, карты, детали самолетов и другие артефакты, связанные с битвой. [ 35 ] [ 36 ]

Два Fw 190 из JG 5, летавшие против истребителей и Мустангов Королевских ВВС, выжили, был найден один планер F-модели с заводским серийным номером или Werknummer 931 862, разбившийся в результате воздушных боев в «Черную пятницу». и восстановлен в сентябре 1983 года. Он находится в Стоу, штат Массачусетс , и находился на реставрации Фондом «Белый 1» из Киссимми, Флорида, в направлении восстановления статуса полной летной годности до его передачи в 2012 году на объекты Фонда Коллингса в штате Залив для завершения работ по обеспечению летной годности. [ 37 ] Еще находясь во Флориде, в 2005 году его последний пилот, бывший Люфтваффе унтер-офицер Хайнц Орловски, посетил его и сел в кабину своего Fw 190F-8, примерно через шестьдесят лет после того, как он в последний раз летал на нем, и за пять лет до своей смерти в 2010 году. [ 38 ] Другой пример, Fw 190A-8 с Werknummer 732 183, пилотировал Руди Линц в бою. Его Fw 190A-8 выставлен в ангаре Котбуса Музея военной авиации в Пунго, Вирджиния , США, по состоянию на 2014 год. Примечание: фотография в этом разделе точной копии Fw 1900A-8 не принадлежит лейтенанту Руди Линцу». Синий 4 дюйма, но копия схемы JG 1. Сейчас в этом ангаре музей имеет частично отреставрированный артефакт (AGO Werks № 732 183) в правильной схеме 12./JG 5 «Blue 4».
Местонахождения нескольких «Бофайтеров» — могил — были обнаружены морским археологом Робом Рондо и командой водолазов 60 лет спустя. На одном месте была установлена памятная доска в присутствии выжившего канадского летчика Герберта (Берта) Рамсдена, участвовавшего в акции, и сестры погибшего там летчика. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ (I) Количество немецких кораблей, сопровождавших Z33 во фьорде Фёрде во время атаки союзников, в разных источниках различается. Эшворт (1992), с. 122 приводится цифра одного тральщика и двух зенитных кораблей, Александр (2009), с. 181 упоминается, что она имела «сопровождение тральщиков и зенитных кораблей», Бреретон (1994), с. 472 приводит данные о двух тральщиках М-класса , сперрбречере и «по меньшей мере двух других зенитных кораблях», Коньерс Несбит (1995), стр. 224 утверждает, что ее защищали два тральщика М-класса, сперрбречер и «несколько зенитных кораблей», Goulter (1995), стр. 224. 254 дает оборонительную мощь двух тральщиков М-класса и сперрбречера, в то время как Милсон (2010), с. 51 пишет, что эсминец охраняли «девять зенитных эскортов и вооруженных буксиров».
- ^(II) Количество самолетов союзников, участвовавших в атаке, также различается в зависимости от источника. Коньерс Несбит (1995), с. 221, Милсон (2010), с. 51 и Парри (2002), с. 47 утверждают, что в состав группы входили 32 «Бофайтера» и 10 «Мустангов». Александр (2009), с. 181 и Greenhouse (1994), с. 472 дают цифру в 32 Бофайтера и 12 Мустангов. Гоултер (1995), с. В документе № 254 говорится, что в состав группы входили 31 «Бофайтер» и 12 «Мустангов».
- ^(III) Гоултер (1995), стр. 254 и Милсон (2010), с. 54 утверждают, что четыре Fw 190 были сбиты, а Коньерс Несбит (1995), с. 228 и Greenhouse (1994), с. 473 утверждают, что было сбито пять Fw 190. Гринхаус написал, что его данные взяты из немецких отчетов.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гоултер (1995), стр. 234–235.
- ^ Перейти обратно: а б Милсон (2010), с. 50
- ^ Херингтон (1963), стр. 368–373.
- ^ Херингтон (1963), стр. 373–376.
- ^ Роскилл (1961), с. 280
- ^ Гоултер (1995), стр. 245–246.
- ^ Перейти обратно: а б с д Милсон (2010), с. 51
- ^ Боуман (1997), с. 77
- ^ Коньерс Несбит (1995), стр. 224–225.
- ^ Перейти обратно: а б с Куп и Шмолке (1995), с. 114
- ^ Роскилл (1961), с. 254
- ^ Перейти обратно: а б Парри (2002), с. 47
- ^ Коньерс Несбит (1995), с. 219
- ^ Коньерс Несбит (1995), с. 220
- ^ Александр (2009), с. 180
- ^ Александр (2009), с. 181
- ^ Александр (2009), стр. 181–182.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Милсон (2010), с. 53
- ^ Перейти обратно: а б Александр (2009), с. 182
- ^ Перейти обратно: а б с Коньерс Несбит (1995), с. 221
- ^ Перейти обратно: а б Милсон (2010), с. 52
- ^ Перейти обратно: а б с Коньерс Несбит (1995), с. 224
- ^ Перейти обратно: а б с Коньерс Несбит (1995), с. 225
- ^ Перейти обратно: а б Гоултер (1995), с. 254
- ^ Перейти обратно: а б с д Милсон (2010), с. 54
- ^ Перейти обратно: а б с Гринхаус (1994), с. 473
- ^ Коньерс Несбит (1995), стр. 226–228.
- ^ Милсон (2010), стр. 54–55.
- ^ Коньерс Несбит (1995), с. 228
- ^ Парри (2002), с. 50
- ^ Коньерс Несбит (1995), стр. 228–230.
- ^ Перейти обратно: а б Милсон (2010), с. 55
- ^ Перейти обратно: а б Гоултер (1995), с. 255
- ^ «№37175» . Лондонская газета (Приложение). 13 июля 1945 г. с. 3619.
- ^ «Наустдаль» . идтиНорвегия . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ «Люфткампмузеет» . О Наустдале (на норвежском языке). Коммуна Наустдаль. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 ноября 2010 г.
- ^ Домашняя страница фонда «Weisse 1».
- ^ «Черная пятница — 9 февраля 1945 года» . Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ «Секреты глубин: Бофайтеры Второй мировой войны», 2 сезон, 1 серия — доступно здесь, на YouTube.
Ссылки
[ редактировать ]- Александр, Кристен (2009). Джек Дэвенпорт: лидер Beaufighter . Сидней: Аллен и Анвин. ISBN 978-1-74175-776-7 .
- Эшворт, Крис (1992). Береговое командование Королевских ВВС 1936–1969 гг . Йовил: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 1-85260-345-3 .
- Боуман, Мартин (1997). Бомбардировщики/истребители «Москито», 1942–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-85532-690-6 .
- Коньерс Несбит, Рой (1995). Ударные крылья: специальные противокорабельные эскадрильи 1942–1945 гг . Лондон: HMSO. ISBN 0-11-772687-7 .
- Гоултер, Кристина Дж. М. (2004) [1995]. Кокс, Себастьян (ред.). Забытое наступление: кампания против судоходства прибрежного командования Королевских ВВС, 1940–1945 гг . Кассовые исследования в области авиации (переиздание pbk.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-4147-8 .
- Гринхаус, Бреретон (1994). Горнило войны, 1939–1945 гг . Том 3 Официальной истории Королевских ВВС Канады. Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-0574-8 .
- Херингтон, Джон (1963). Воздушная мощь над Европой, 1944–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 3633419 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (1995). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-540-7 .
- Милсон, Скотт (ноябрь 2010 г.). «Битва над фьордом». Военное время (52). Канберра: Австралийский военный мемориал. ISSN 1328-2727 .
- Парри, Саймон В. (2002). Бофайтер в фокусе . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 0-9538061-2-Х .
- Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 464447827 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Черной пятницей (1945 г.), на Викискладе?
- «Luftkampmuseet (Музей воздушного боя) Наустдаль» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 27 сентября 2008 г.
- 1945 год в Норвегии.
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Норвегии
- Битвы Второй мировой войны с участием Канады
- Сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Новой Зеландии
- Сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Конфликты 1945 года
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.
- Действия и бои морской авиации
- События февраля 1945 года в Европе