Jump to content

Черная пятница (1945)

Координаты : 61 ° 28' с.ш. 05 ° 39' в.д.  /  61,467 ° с.ш. 5,650 ° в.д.  / 61,467; 5.650
Рейд «Черная пятница» на Фёрде-фьорд
Часть Второй мировой войны
Два корабля у берега водоема возле крутых заснеженных холмов. Большая часть водоема покрыта ледяными покровами.
Z33 под атакой авиации союзников 9 февраля 1945 г.
Дата 9 февраля 1945 г.
Расположение
Фёрде-фьорд , Норвегия
61 ° 28' с.ш. 05 ° 39' в.д.  /  61,467 ° с.ш. 5,650 ° в.д.  / 61,467; 5.650
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Австралия
 Канада
 Новая Зеландия
 Великобритания
 Германия
Командиры и лидеры
Австралия Колин Милсон
Сила
31 или 32 Бофайтера
10 или 12 Мустангов Р-51
2 Warwick ASR самолета
12 Fw 190
1 эсминец
От 3 до 9 боевых кораблей сопровождения
Жертвы и потери
14 летных экипажей KIA
4 военнопленных
9 Бофайтеров
1 Р-51 Мустанг
2 пилота, 7 матросов погибли.
4 или 5 Fw 190
Фёрде-фьорд расположен в Северном море.
Фёрде-фьорд
Фёрде-фьорд
Фёрде-фьорд ( Førdefjorden ) — фьорд в графстве Согн-ог-Фьордане , Норвегия.

9 февраля 1945 года группа союзных самолетов Bristol Beaufighter понесла большие потери во время атаки на немецкий эсминец Z33 и корабли его сопровождения; назвали операцию « Черной пятницей» Выжившие . Немецкие корабли укрылись на сильной оборонительной позиции в Фёрде-фьорде , Норвегия , вынуждая авиацию союзников атаковать посредством массированного зенитного огня ( FlaK ).

Бофайтеры и их эскорт истребителей Мустанг Mk III из 65-й эскадрильи RAF были перехвачены двенадцатью Focke-Wulf Fw 190 из Jagdgeschwader 5 (Fighter Wing 5) Люфтваффе . Союзники повредили как минимум два немецких корабля, потеряв семь истребителей Beaufighter, сбитых FlaK . Два истребителя Beaufighter и Мустанг были сбиты Fw 190, а четыре или пять немецких самолетов были сбиты самолетами союзников, включая самолет аса Руди Линца .

Решение атаковать Z33 и ее эскорт, а не близлежащую группу торговых судов, было принято после инструкций Адмиралтейства Береговому командованию Королевских ВВС . Потери привели к тому, что торговые суда стали иметь приоритет над эсминцами и небольшими военными кораблями. Другая эскадрилья «Мустангов» P-51 была назначена для защиты самолетов союзников, действовавших вблизи Норвегии, от немецких истребителей.

Из-за побед союзников во Франции и Восточной Европе к концу 1944 года немецкое судоходство в основном было ограничено водами нижней части Балтики и Норвегии. В результате порты в Норвегии остались последними оставшимися базами Германии для продолжения битвы за Атлантику и ведения торговли со Швецией . [ 1 ] Когда зимой 1944–1945 годов Балтика покрылась льдом, Германия была вынуждена транспортировать жизненно важный импорт шведской железной руды из порта Нарвик на севере Норвегии. [ 2 ]

Поскольку важность немецких морских транспортных маршрутов через норвежские воды возросла, прибрежное командование Королевских ВВС в сентябре и октябре 1944 года перебросило семь эскадрилий противокорабельных самолетов с баз в восточной Англии в северную Шотландию. три эскадрильи, оснащенные истребителями-бомбардировщиками «Москито» Были дислоцированы . в Королевских ВВС Банф , в то время как крыло, состоящее из четырех эскадрилий тяжелых истребителей Beaufighter, базировалось в Королевских ВВС Даллачи . В состав крыла Даллахи входили 144-я эскадрилья RAF , 404-я эскадрилья RCAF , 455-я эскадрилья RAAF и 489-я эскадрилья RNZAF . [ 2 ] Эти четыре эскадрильи были ветеранами многих операций по борьбе с судоходством в Северном море . [ 3 ]

Шесть молодых людей в летных костюмах стоят перед двухмоторным монопланом времен Второй мировой войны.
Экипаж 455-й эскадрильи позирует перед истребителем Beaufighter на авиабазе ВВС Даллачи, ноябрь 1944 года.

Атаки Банфского крыла быстро вынудили немецкие корабли, следовавшие вдоль норвежского побережья, плыть ночью, а днем ​​укрываться в глубоких фьордах, где их было очень трудно атаковать. Чтобы найти немецкие корабли, оба крыла почти ежедневно отправляли самолеты для патрулирования вдоль береговой линии Норвегии от Скагеррака до Тронхейма . Эскадрильи берегового командования разработали тактику отправки двух «всадников» впереди основных сил патруля; Эти самолеты были укомплектованы опытными экипажами и проникли во фьорды в поисках судов, которые могли быть незамечены другими самолетами. К декабрю 1944 года патрули также регулярно сопровождались истребителями RAF Mustang Mk III и сопровождались воздушно-морскими спасательными самолетами Vickers Warwick . [ 4 ] В наличии была только одна эскадрилья «Мустангов», поскольку эти истребители дальнего действия были необходимы для сопровождения дневных налетов тяжелых бомбардировщиков на Германию. [ 5 ] Немецкие истребители начали встречаться у норвежского побережья в декабре, и с конца месяца стало обычным явлением для крылатых операций союзников возле Норвегии, когда их атаковали группы численностью до 30 истребителей. В марте 1945 года Люфтваффе располагало 85 одномоторными и около 45 двухмоторными самолетами, действовавшими с десяти или двенадцати аэродромов к югу от Тронхейма. [ 6 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

В первые недели 1945 года ударные крылья союзников провели мало операций из-за суровых погодных условий. [ 7 ] 15 января банфское крыло было перехвачено 30 истребителями Fw 190 из III. Группа Jagdgeschwader ( III./JG 5 5) во время рейда на город Лейрвик . Было сбито пять Москитов и пять Fw 190. [ 8 ] К 9 февраля, 9 и 12 февраля Staffeln , JG 5 базировались в Хердле недалеко от Бергена , примерно в 65 милях (105 км) к югу от Фёрде-фьорда. Эти подразделения были оснащены Fw 190 и 12. Штаффелем командовал лейтенант Руди Линц , 28-летний летный ас, на счету которого 69 «убийств». [ 9 ]

Немецкий класса «Нарвик» эсминец Z33 вступил в строй в феврале 1943 года. С июля того же года он служил в норвежских водах и несколько раз участвовал в боях. Он был последним немецким эсминцем, покинувшим северную Норвегию и отплывшим в Германию 5 февраля 1945 года. [ 10 ] Предполагалось, что Z31 , завершивший первоначальный ремонт в Бергене после серьезного повреждения в боях 28 января 1945 года , присоединится к нему, чтобы совершить совместный переход к Балтике. [ 11 ] 7 февраля Z33 села на мель в Бруфьорде, повредив левый вал и гребной винт, а также вызвав отказ обоих двигателей. Ее отвезли на буксир для ремонта в Тронхейм. [ 10 ] Z33 и два сопровождавших ее буксира решили укрыться во фьорде Фёрде днем ​​9 февраля по пути в Тронхейм. [ 12 ]

Предварительные сведения

[ редактировать ]

Утром 9 февраля два новозеландских истребителя Beaufighter из 489-й эскадрильи провели патрулирование норвежского побережья. Эти самолеты впервые заметили торговое судно водоизмещением 1500 тонн в Стонг-фьорде ; Продолжая двигаться на север, они были удивлены, обнаружив эсминец класса «Нарвик» в сопровождении тральщика и двух зенитных кораблей во фьорде Фёрде . Самолеты продолжили патрулирование и заметили пять крупных торговых судов в районе Норд-Гюлена, а также два тральщика и зенитный корабль возле Бремангера . [ 13 ] Несмотря на удивление пилотов, командование союзников знало о том, что Z33 находится в этом районе, по данным «Ультра» . радиоразведки [ 7 ]

Крыло Даллачи было готово атаковать любые корабли, обнаруженные разведывательным патрулем. Хотя группа из пяти торговых кораблей была очень уязвима для нападения и представляла собой достойную цель, Береговое командование перешло под оперативное командование Адмиралтейства и было связано своим решением уделять более высокий приоритет атакам военных кораблей, чем торговых судов. [ 14 ] [ 15 ] Крыло было направлено против Z33, хотя эсминец и его эскорт были хорошо защищены и находились в трудном положении для атаки самолетов. [ 16 ]

Два корабля у берега водоема возле крутых заснеженных холмов. Большая часть водоема покрыта ледяными покровами.
Z33 и еще один немецкий корабль на позиции, куда они направились после обнаружения утром 9 февраля 1945 года.

Командир звена Джек Давенпорт, который до октября 1944 года командовал 455-й эскадрильей, а теперь находился в штабе 18-й группы RAF , спланировал атаку на Z33 . [ 17 ] План предусматривал, что два «аутрайдера» предшествуют основным силам и подтвердят местонахождение немецких кораблей. Затем «Бофайтеры» должны были прибыть к востоку от немецкой якорной стоянки, повернуть на запад и атаковать корабли, прежде чем уйти через море. [ 18 ] Давенпорт стремился свести к минимуму потери союзников, но расположение немецких кораблей в узком и защищенном фьорде означало, что операция была по своей сути рискованной. [ 19 ] Руководителем удара был командир звена Колин Милсон, 25-летний командир 455-й эскадрильи, ветеран антикорабельных операций против итальянских и немецких кораблей в Средиземном и Северном морях. [ 7 ] У Милсона были сомнения по поводу проведения рейда, который мог оказаться дорогостоящим, особенно учитывая, что война явно подходила к концу, но он выполнил приказ атаковать Z33 . [ 20 ]

После того, как их заметили, немецкие корабли двинулись дальше по Фёрде-фьорду и приготовились к атаке союзников. Z33 и несколько ее эскортов бросили якорь недалеко от крутых южных склонов фьорда недалеко от деревни Бьёркедал . Другие корабли пришвартовались у северного берега после того, как раскололи паковый лед артиллерийским огнем. [ 21 ] [ 22 ] (Я) Эту якорную стоянку также защищали зенитные батареи на берегу фьорда. [ 23 ]

Корабль, плывущий по водоему среди глыб льда и взрывов в воде.
Немецкий корабль атакован во фьорде Фёрде.

9 февраля в 13:30 Милсон поднял в воздух 31 или 32 истребителя «Бофайтер» из Даллачи. К ударной группе присоединились десять или двенадцать истребителей P-51 Mustang из 65-й эскадрильи самолета Warwick и два воздушно-морских спасательных из 379-й эскадрильи со спасательными плотами, чтобы помочь любому экипажу, вынужденному броситься на воду. [ 7 ] [ 20 ] (II) Все четыре эскадрильи крыла Даллахи предоставили в отряд самолеты. [ 20 ] Бофайтеры 404-й и 455-й эскадрилий были вооружены РП-3 (60-фунтовые ракеты), тогда как самолеты 144-й и 489-й эскадрилий были вооружены только четырьмя 20-мм пушками и шестью пулеметами. [ 12 ]

После того, как нападавшие пересекли норвежское побережье в 15:40, два истребителя Beaufighter из 144-й и 489-й эскадрилий отделились от основных сил и двинулись вперед в качестве авангардов. [ 21 ] Всадники пересекли Фёрде-фьорд недалеко от того места, где тем утром были замечены немецкие корабли. В 15:50 они отправили Милсону радиосообщение, в котором говорилось, что кораблей не видно. Затем «всадники» повернули на восток и пролетели над городом Фёрде, прежде чем обыскать следующий фьорд на севере; во время своего полета возле Фёрде-фьорда они не заметили немецких военных кораблей на новой позиции. [ 18 ] 9-й и 12-й штабфельны JG5 были подняты из Хердлы в 15:50 и получили приказ атаковать крыло Даллачи и его эскорт. [ 23 ]

Несколько минут спустя основные силы рейда достигли южного берега Фёрде-фьорда, двигаясь на север. К их удивлению, самолеты союзников пролетели прямо над немецкими кораблями и попали под интенсивный огонь зенитных орудий, хотя ни один самолет не пострадал. [ 18 ] Милсон развернул свои силы вправо, чтобы атаковать корабли с востока на запад, как и планировалось, но крутые стены фьорда защищали Z33 от атаки с этого направления. [ 18 ] [ 22 ] Милсон повел отряд на запад, к устью фьорда, и приказал «Бофайтерам» атаковать последовательно с запада на восток. Для этого самолету пришлось пролететь сквозь немецкую оборону, а затем уйти через крутые горы. [ 18 ] Узкие границы фьорда также означали, что «Бофайтерам» приходилось атаковать индивидуально с одного направления, а не подавлять немецкую оборону, как они обычно стремились сделать. [ 24 ]

Милсон возглавил первую группу истребителей Beaufighter во фьорд Форде примерно в 16:10. Его самолет остался неповрежденным после атаки зенитного корабля, и другие истребители Beaufighter последовали за ним во фьорд. [ 22 ] Примерно в это же время 12 Fw 190 прибыли в Фёрде-фьорд и пролетели сквозь немецкую зенитную артиллерию, чтобы перехватить истребители Beaufighter, ожидающие своей очереди для атаки. Британские «Мустанги» были застигнуты врасплох, но нырнули на перехват немецких истребителей. [ 23 ] [ 25 ] Более 50 самолетов либо участвовали в воздушных боях , либо пикировали, чтобы атаковать немецкие корабли; это было крупнейшее воздушное сражение, когда-либо имевшее место над Норвегией. [ 25 ]

Помолвка продолжалась до 16:25. [ 25 ] К тому времени немецкие корабли сбили семь истребителей Beaufighter, а Fw 190A уничтожили еще два истребителя Beaufighter и Мустанг III. [ 24 ] Потери союзников включали в атаку шесть из одиннадцати самолетов 404-й эскадрильи. [ 26 ] Немцы убили 14 летчиков союзников и взяли четырех военнопленных . [ 27 ] Союзники повредили Z33 и несколько других немецких кораблей и сбили четыре или пять Fw 190. [ 26 ] [ 28 ] [ 29 ] (III) Линц и еще один немецкий пилот погибли. [ 25 ] Среди погибших в Кригсмарине четыре моряка на Z33 и трое на переоборудованном траулере VP6808 ; оба корабля получили повреждения во время атаки. Возможно, на других немецких кораблях также были погибшие. [ 30 ]

Последствия

[ редактировать ]
Двухмоторный моноплан времен Второй мировой войны лежит брюхом на траве. Оба его винта закручены, а за ним у земли летит другой самолет.
Истребитель Beaufighter № 144-й эскадрильи, приземлившийся на брюхо в ВВС Даллачи после повреждений от Z33 и Fw 190.

Покинув район Фёрде-фьорда, уцелевшие Бофайтеры, многие из которых были повреждены, вернулись в ВВС Великобритании Даллахи. Некоторым самолетам было трудно совершить безопасную посадку, а двое приземлились на брюхо из-за повреждения ходовой части , но больше ни один самолет не был потерян. Воздушный и наземный экипаж были потрясены масштабами потерь, и бой получил название «Черная пятница». [ 31 ] [ 32 ] Потери, понесенные крылом Даллачи 9 февраля, были самыми высокими среди всех ударных крыльев Берегового командования за одну операцию во время войны. [ 33 ]

Немецкие истребители, у многих из которых не хватало топлива и боеприпасов, также около 16:25 прервались и вернулись на базу. В ночь с 9 на 10 февраля немецкие корабли покинули Фёрде-фьорд и продолжили путь к Тронхейму. Последующая атака союзников на корабли другим ударным крылом также не удалась. [ 32 ] Z33 прибыл в Тронхейм 11 февраля, был отремонтирован и 26 марта отправился в Германию и благополучно прибыл в Свинемюнде 2 апреля. В дальнейших боях он не участвовал и был выведен из эксплуатации в Брунсбюттеле в конце апреля, поскольку у ВМФ не было топлива, необходимого для его эксплуатации. [ 10 ]

Потери, понесенные во время рейда на Фёрде-фьорд, привели к изменению тактики ударных крыльев Берегового командования. После нападения Адмиралтейство согласилось на предложение главного маршала авиации сэра Шолто Дугласа , командующего Береговым командованием, придать более высокий приоритет атакам торговых судов, чем эсминцам и небольшим военным кораблям. [ 33 ] Вторая эскадрилья «Мустангов» также была переброшена для защиты самолетов берегового командования, действовавших с начала марта вблизи Норвегии. [ 26 ] Милсон был награжден знаком ордена « За выдающиеся заслуги» 13 июля 1945 года за лидерство и храбрость во время рейда на Фёрде-фьорд, который был описан в цитате как «блестяще проведенная операция». [ 34 ]

Рейд отметили в Норвегии после войны. Памятник погибшим в бою экипажам был открыт в городе Фёрде 8 мая 1985 года, в 40-летие освобождения Норвегии. Позже этот памятник был перенесен в аэропорт Бергена . [ 19 ] В Музее воздушного боя в городе Наустдаль также хранятся фотографии, карты, детали самолетов и другие артефакты, связанные с битвой. [ 35 ] [ 36 ]

Fw 190, которым пилотировал Руди Линц во время боя, Музей военной авиации , Пунго, Вирджиния (2012 г.)

Два Fw 190 из JG 5, летавшие против истребителей и Мустангов Королевских ВВС, выжили, был найден один планер F-модели с заводским серийным номером или Werknummer 931 862, разбившийся в результате воздушных боев в «Черную пятницу». и восстановлен в сентябре 1983 года. Он находится в Стоу, штат Массачусетс , и находился на реставрации Фондом «Белый 1» из Киссимми, Флорида, в направлении восстановления статуса полной летной годности до его передачи в 2012 году на объекты Фонда Коллингса в штате Залив для завершения работ по обеспечению летной годности. [ 37 ] Еще находясь во Флориде, в 2005 году его последний пилот, бывший Люфтваффе унтер-офицер Хайнц Орловски, посетил его и сел в кабину своего Fw 190F-8, примерно через шестьдесят лет после того, как он в последний раз летал на нем, и за пять лет до своей смерти в 2010 году. [ 38 ] Другой пример, Fw 190A-8 с Werknummer 732 183, пилотировал Руди Линц в бою. Его Fw 190A-8 выставлен в ангаре Котбуса Музея военной авиации в Пунго, Вирджиния , США, по состоянию на 2014 год. Примечание: фотография в этом разделе точной копии Fw 1900A-8 не принадлежит лейтенанту Руди Линцу». Синий 4 дюйма, но копия схемы JG 1. Сейчас в этом ангаре музей имеет частично отреставрированный артефакт (AGO Werks № 732 183) в правильной схеме 12./JG 5 «Blue 4».

Местонахождения нескольких «Бофайтеров» — могил — были обнаружены морским археологом Робом Рондо и командой водолазов 60 лет спустя. На одном месте была установлена ​​памятная доска в присутствии выжившего канадского летчика Герберта (Берта) Рамсдена, участвовавшего в акции, и сестры погибшего там летчика. [ 39 ]

Примечания

[ редактировать ]
  • ^ (I) Количество немецких кораблей, сопровождавших Z33 во фьорде Фёрде во время атаки союзников, в разных источниках различается. Эшворт (1992), с. 122 приводится цифра одного тральщика и двух зенитных кораблей, Александр (2009), с. 181 упоминается, что она имела «сопровождение тральщиков и зенитных кораблей», Бреретон (1994), с. 472 приводит данные о двух тральщиках М-класса , сперрбречере и «по меньшей мере двух других зенитных кораблях», Коньерс Несбит (1995), стр. 224 утверждает, что ее защищали два тральщика М-класса, сперрбречер и «несколько зенитных кораблей», Goulter (1995), стр. 224. 254 дает оборонительную мощь двух тральщиков М-класса и сперрбречера, в то время как Милсон (2010), с. 51 пишет, что эсминец охраняли «девять зенитных эскортов и вооруженных буксиров».
  • ^(II) Количество самолетов союзников, участвовавших в атаке, также различается в зависимости от источника. Коньерс Несбит (1995), с. 221, Милсон (2010), с. 51 и Парри (2002), с. 47 утверждают, что в состав группы входили 32 «Бофайтера» и 10 «Мустангов». Александр (2009), с. 181 и Greenhouse (1994), с. 472 дают цифру в 32 Бофайтера и 12 Мустангов. Гоултер (1995), с. В документе № 254 говорится, что в состав группы входили 31 «Бофайтер» и 12 «Мустангов».
  • ^(III) Гоултер (1995), стр. 254 и Милсон (2010), с. 54 утверждают, что четыре Fw 190 были сбиты, а Коньерс Несбит (1995), с. 228 и Greenhouse (1994), с. 473 утверждают, что было сбито пять Fw 190. Гринхаус написал, что его данные взяты из немецких отчетов.
  1. ^ Гоултер (1995), стр. 234–235.
  2. ^ Перейти обратно: а б Милсон (2010), с. 50
  3. ^ Херингтон (1963), стр. 368–373.
  4. ^ Херингтон (1963), стр. 373–376.
  5. ^ Роскилл (1961), с. 280
  6. ^ Гоултер (1995), стр. 245–246.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Милсон (2010), с. 51
  8. ^ Боуман (1997), с. 77
  9. ^ Коньерс Несбит (1995), стр. 224–225.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Куп и Шмолке (1995), с. 114
  11. ^ Роскилл (1961), с. 254
  12. ^ Перейти обратно: а б Парри (2002), с. 47
  13. ^ Коньерс Несбит (1995), с. 219
  14. ^ Коньерс Несбит (1995), с. 220
  15. ^ Александр (2009), с. 180
  16. ^ Александр (2009), с. 181
  17. ^ Александр (2009), стр. 181–182.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Милсон (2010), с. 53
  19. ^ Перейти обратно: а б Александр (2009), с. 182
  20. ^ Перейти обратно: а б с Коньерс Несбит (1995), с. 221
  21. ^ Перейти обратно: а б Милсон (2010), с. 52
  22. ^ Перейти обратно: а б с Коньерс Несбит (1995), с. 224
  23. ^ Перейти обратно: а б с Коньерс Несбит (1995), с. 225
  24. ^ Перейти обратно: а б Гоултер (1995), с. 254
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Милсон (2010), с. 54
  26. ^ Перейти обратно: а б с Гринхаус (1994), с. 473
  27. ^ Коньерс Несбит (1995), стр. 226–228.
  28. ^ Милсон (2010), стр. 54–55.
  29. ^ Коньерс Несбит (1995), с. 228
  30. ^ Парри (2002), с. 50
  31. ^ Коньерс Несбит (1995), стр. 228–230.
  32. ^ Перейти обратно: а б Милсон (2010), с. 55
  33. ^ Перейти обратно: а б Гоултер (1995), с. 255
  34. ^ «№37175» . Лондонская газета (Приложение). 13 июля 1945 г. с. 3619.
  35. ^ «Наустдаль» . идтиНорвегия . Архивировано из оригинала 12 августа 2019 года . Проверено 31 октября 2010 г.
  36. ^ «Люфткампмузеет» . О Наустдале (на норвежском языке). Коммуна Наустдаль. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 ноября 2010 г.
  37. ^ Домашняя страница фонда «Weisse 1».
  38. ^ «Черная пятница — 9 февраля 1945 года» . Проверено 8 февраля 2011 г.
  39. ^ «Секреты глубин: Бофайтеры Второй мировой войны», 2 сезон, 1 серия — доступно здесь, на YouTube.
  • Александр, Кристен (2009). Джек Дэвенпорт: лидер Beaufighter . Сидней: Аллен и Анвин. ISBN  978-1-74175-776-7 .
  • Эшворт, Крис (1992). Береговое командование Королевских ВВС 1936–1969 гг . Йовил: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN  1-85260-345-3 .
  • Боуман, Мартин (1997). Бомбардировщики/истребители «Москито», 1942–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  1-85532-690-6 .
  • Коньерс Несбит, Рой (1995). Ударные крылья: специальные противокорабельные эскадрильи 1942–1945 гг . Лондон: HMSO. ISBN  0-11-772687-7 .
  • Гоултер, Кристина Дж. М. (2004) [1995]. Кокс, Себастьян (ред.). Забытое наступление: кампания против судоходства прибрежного командования Королевских ВВС, 1940–1945 гг . Кассовые исследования в области авиации (переиздание pbk.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  978-0-7146-4147-8 .
  • Гринхаус, Бреретон (1994). Горнило войны, 1939–1945 гг . Том 3 Официальной истории Королевских ВВС Канады. Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  0-8020-0574-8 .
  • Херингтон, Джон (1963). Воздушная мощь над Европой, 1944–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК   3633419 .
  • Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (1995). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN  1-85367-540-7 .
  • Милсон, Скотт (ноябрь 2010 г.). «Битва над фьордом». Военное время (52). Канберра: Австралийский военный мемориал. ISSN   1328-2727 .
  • Парри, Саймон В. (2002). Бофайтер в фокусе . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN  0-9538061-2-Х .
  • Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC   464447827 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Черной пятницей (1945 г.), на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09c00bb58dd92a58a9115d5424a7f891__1721580000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/91/09c00bb58dd92a58a9115d5424a7f891.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Black Friday (1945) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)