Jump to content

Битва за Нордкап

Координаты : 72 ° 31' с.ш., 28 ° 15' в.д.  /  72,517 ° с.ш., 28,250 ° в.д.  / 72,517; 28.250
(Перенаправлено из «Битвы за Нордкап» )

Битва за Нордкап
Часть Второй мировой войны

Немецкий линкор Шарнхорст , ок. 1939 год
Дата 26 декабря 1943 г.
Расположение 72 ° 31' с.ш., 28 ° 15' в.д.  /  72,517 ° с.ш., 28,250 ° в.д.  / 72,517; 28.250
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
 Канада
Норвегия
 Германия
Командиры и лидеры
Брюс Фрейзер Эрих Бей  
Сила
Линкор Герцог Йоркский
Тяжелый крейсер Норфолк
3 легких крейсера
8 эсминцев
Линкор Шарнхорст
5 эсминцев
Жертвы и потери
21 убит
11 раненых
Герцог Йоркский слегка поврежден
Норфолк поврежден
Саумарес поврежден
1932 убитых
36 взято в плен
Шарнхорст затонул

Битва у Нордкапа морское сражение Второй мировой войны , произошедшее 26 декабря 1943 года в рамках Арктической кампании . Немецкий линкор «Шарнхорст» , участвовавший в операции по атаке арктических конвоев направлявшихся военной техники, из западных союзников в Советский Союз , был введен в бой и потоплен Великобритании линкором ВМС « Дюк оф Йорк» с крейсерами и эсминцами, включая натиск эсминец HNoMS Stord изгнанного Королевского флота Норвегии , у мыса Нордкап, Норвегия .

Битва была последней между британскими и немецкими крупными артиллерийскими кораблями . Результат увеличил британское преимущество в основных надводных частях. Это также было предпоследнее сражение между линкорами в истории, последним из которых была битва в проливе Суригао в октябре 1944 года . [1]

С августа 1941 года западные союзники направляли конвои кораблей из Соединенного Королевства и Исландии в северные порты Советского Союза, чтобы обеспечить необходимые припасы для своих военных действий на Восточном фронте . Они пережили много трудностей, часто подвергаясь нападениям со стороны немецких военно-морских и военно-воздушных сил, дислоцированных в оккупированной Норвегии. Ключевой проблемой были немецкие линкоры Кригсмарине, такие как «Тирпиц» и «Шарнхорст» . Даже угрозы присутствия этих кораблей было достаточно, чтобы вызвать катастрофические последствия для конвоев, таких как Конвой PQ 17 , который был рассеян и в основном потоплен немецкими войсками после ложных сообщений о том, что «Тирпиц» шел на их перехват. Чтобы отразить угрозу крупных кораблей Германии в Арктике и с большим успехом сопровождать конвои, Королевскому флоту пришлось затрачивать огромные средства.

Операция «Остфронт» была попыткой немецкой Кригсмарине перехватить ожидаемые арктические конвои . В конце декабря 1943 года в Россию следовал конвой JW 55B, состоящий из 19 грузовых судов под командованием коммодора, контр-адмирала в отставке Мейтленда Баучера , в сопровождении близкого эскорта двух эсминцев HMCS Huron. [2] и HMCS Хайда , [3] среди прочего, а также океанский эскорт из восьми эсминцев Флота метрополии под командованием HMS Onslow . Также в этом районе находился конвой RA 55A, возвращавшийся в Великобританию из России, состоящий из 22 грузовых кораблей в сопровождении непосредственного эскорта из двух эсминцев и четырех других судов, а также океанского эскорта из шести эсминцев Флота Метрополии во главе с HMS Milne . Он благополучно прибыл в Мурманск со своим обычным эскортом и дополнительной защитой Отряда 1 под командованием вице-адмирала Роберта Бернетта , состоящего из флагманского крейсера HMS Belfast и крейсеров HMS Norfolk и Sheffield . [4]

Сопровождение конвоев в Россию было обязанностью Флота Метрополии и его главнокомандующего адмирала сэра Брюса Фрейзера . Фрейзер хотел нейтрализовать «Шарнхорст» , главную угрозу для конвоев, и планировал конфронтацию на Рождество 1943 года, в которой конвой JW 55B будет использоваться для отвлечения противника. Фрейзер ожидал и надеялся, что Шарнхорст попытается атаковать JW 55B. На совещании капитанов кораблей своего отряда Фрейзер изложил свой план перехвата «Шарнхорста» на позиции между конвоем и норвежской базой противника. Затем он приблизился бы к противнику на расстояние 12 000 ярдов (11 000 м) в арктической ночи , осветил Шарнхорст и звездным снарядом открыл огонь с помощью радара управления огнем .

Конвой JW 55B покинул озеро Лох-Эве 20 декабря и через два дня был замечен самолетом Люфтваффе , который начал слежку. К 23 декабря из сообщений разведки британцам стало ясно, что конвой был замечен и за ним следила вражеская авиация. Затем Фрейзер вышел в море вместе с Отрядом 2, состоящим из его флагманского линкора HMS Duke of York , крейсера HMS Jamaica и эсминцев S-класса HMS Savage , Skorpion , Saumarez и HNoMS Stord из изгнанного Королевского военно-морского флота Норвегии . Фрейзер не хотел отговаривать «Шарнхорст» покинуть свою базу, поэтому не приближался до того, как это было необходимо. Когда в тот же день JW 55B и его эскорт приблизились к зоне наибольшей опасности, 23-й, медленно двигаясь на восток в 250 милях (220 морских миль ; 400 км ) от побережья северной Норвегии, Бернетт и отряд 1 отправились на запад от Мурманска , в то время как Фрейзер Группа 2 приблизилась на умеренной скорости с запада. 25 декабря «Шарнхорст» (под командованием капитана Фрица Хинтце) с эсминцами класса «Нарвик». Z29 , Z30 , Z33 , Z34 и Z38 покинули норвежский Альтафьорд под общим командованием контрадмирала Эриха Бея . «Шарнхорст» взял курс на указанную позицию конвоя, когда разразился юго-западный шторм. [4]

Современная карта битвы.
Британский линкор «Дюк оф Йорк»

Рано утром 26 декабря Фрейзер получил подтверждение от Адмиралтейства о том, что Шарнхорст находится в море и ищет конвой JW 55B. Штормовая погода привела к приземлению всех самолетов-разведчиков Люфтваффе . Не имея возможности искать британские корабли с воздуха и сильное волнение на море, затрудняющее движение его кораблей, контр-адмирал Бей не смог обнаружить конвой. Несмотря на то, что немецкая подводная лодка заметила конвой и сообщила о его местонахождении, Бей все еще не смог установить контакт с британскими кораблями. Решив, что промахнулся с противником, он отделил свои эсминцы и направил их на юг, чтобы увеличить зону поиска, при этом эсминцы впоследствии потеряли связь со своим флагманом. Фрейзер, готовясь к немецкой атаке, направил возвращающийся пустой конвой RA 55A на север, из района, в котором он ожидался, и приказал JW 55B изменить курс, чтобы позволить ему приблизиться. Позже он заказал четыре эсминца с RA 55A; Бесподобный , Мушкетер , Удобный и Вираго , чтобы отделиться и присоединиться к нему. [5]

Британский тяжёлый крейсер «Норфолк»

без сопровождения Шарнхорст столкнулся с отрядом 1 Бернетта вскоре после 09:00. «Белфаст» был первым кораблем, получившим радиолокационный контакт с «Шарнхорстом» , и британские крейсеры быстро закрыли зону действия. На расстоянии почти 13 000 ярдов (12 000 м) британские крейсеры открыли огонь, и Шарнхорст ответил своими залпами. Хотя по британским кораблям не было ни одного попадания, немецкий линкор получил два удара: один снаряд разрушил переднюю Seetakt радиолокационную систему и оставил Шарнхорста практически слепым в нарастающей снежной буре. противника Без радара артиллеристы на борту немецкого линкора были вынуждены целиться в дульные вспышки . Это осложнялось тем, что два британских крейсера использовали новое безвоспламеняющееся топливо. Бей, полагая, что он вступил в бой с линкором, повернул на юг, пытаясь дистанцироваться от преследователей и, возможно, отвлечь их от конвоя. [6]

Превосходная скорость «Шарнхорста» позволила Бею оторваться от преследователей, после чего он повернул на северо-восток, пытаясь обойти их и атаковать незащищенный конвой. Бернетт, вместо того, чтобы преследовать его в морских условиях, которые ограничивали скорость его крейсеров до 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час), правильно угадал намерения Бея и расположил отряд 1 так, чтобы защитить конвой. Это было решение, в отношении которого у него были некоторые личные сомнения, поскольку оно привело бы к потере связи крейсеров с Шарнхорстом , и это решение подверглось критике со стороны некоторых других офицеров британских войск, но было поддержано Фрейзером. К облегчению Бёрнетта, вскоре после полудня «Шарнхорст» снова был обнаружен радарами крейсера, когда он пытался приблизиться к конвою. Когда снова произошла перестрелка, «Шарнхорст» дважды попал в «Норфолк» 11-дюймовыми снарядами, выведя из строя башню и ее радар. [6] Эсминцы Бернетта также не смогли подобраться к Шарнхорсту достаточно близко , чтобы нанести торпедную атаку немецкому кораблю. После этого разговора Бей решил вернуться в порт и приказал своим эсминцам атаковать конвой на позиции, о которой сообщила подводная лодка ранее утром. Сообщенная позиция устарела, и эсминцы пропустили конвой. [4]

«Шарнхорст» несколько часов бежал на юг, снова воспользовавшись своей превосходной скоростью. Бернетт преследовал его, но и у Шеффилда , и у Норфолка возникли проблемы с двигателем, и они были вынуждены отступить, оставив превосходящего по вооружению Белфаста единственным преследователем и на какое-то время подвергающимся опасности. Отсутствие работающего радара на борту «Шарнхорста» не позволило немцам воспользоваться ситуацией, что позволило Белфасту вернуть немецкий корабль на свой радар. Бей не знал, что его корабль сейчас попал в ловушку, а основные силы адмирала Фрейзера направлялись к позиции Шарнхорста и были идеально расположены для перехвата убегающего немецкого корабля. [6] Пока «Белфаст» постоянно посылал радиосигналы о позиции «Шарнхорста» , линкор « Герцог Йоркский» сражался в бурном море, чтобы добраться до немецкого корабля. Фрейзер послал свои четыре эсминца сопровождения продвигаться вперед и попытаться занять позиции для запуска торпед. Основные британские силы вскоре заметили «Шарнхорст» на радаре в 16:15 и начали маневрировать, чтобы нанести полный бортовой залп. В 16:17 «Шарнхорст» был обнаружен Duke of York компании радаром Тип 273 на расстоянии 45 500 ярдов (41 600 м), а в 16:32 Duke of York компании радар Type 284 показал, что дальность сократилась до 29 700 ярдов (27 200 м). м). [7]

В 16:48 «Белфаст» выпустил звездные снаряды, чтобы осветить «Шарнхорст» неподготовленный с башнями, направленными вперед и назад, и хорошо видимыми с корабля «Герцог Йоркский» . Герцог Йоркский открыл огонь с дальности 11 920 ярдов (10 900 м) и попал первым же залпом, выведя из строя [8] Передние башни «Шарнхорста » («Антон» и «Бруно»), а еще один залп разрушил ангар для самолетов корабля. [9] Бей повернул на север, но был атакован крейсерами «Норфолк» и «Белфаст» и повернул на восток на высокой скорости 31 узел (36 миль в час; 57 км/ч). «Шарнхорст» теперь с одной стороны сражался с «Герцогом Йоркским» и «Ямайкой» , а крейсеры Бернетта сражались с другой стороны. Немцы продолжали получать тяжелые удары от 14-дюймовых снарядов Герцога Йоркского , и в 17:24 отчаявшийся бей подал Германии сигнал: «Я окружен тяжелыми частями». [6]

Крупный план повреждений, полученных HMS Saumarez от 11-дюймового снаряда, выпущенного Шарнхорстом во время боя.

Бэю удалось увеличить дистанцию ​​между «Шарнхорстом» и британскими кораблями, чтобы увеличить свои шансы на успех. Два 11-дюймовых снаряда одного из ее залпов повредили фок-мачту « Дюка оф Йорка» , оторвав несколько радиоантенн и забрызгав осколками надстройку и верхнюю палубу, и, что еще более серьезно, опрокинув радиолокационную антенну «Типа». 284 РЛС управления артиллерийским вооружением. [10] Эти попадания не могли быть известны Бею, и лейтенант Гарольд Бейтс, офицер-электрик, несмотря на ужасающие условия (ураган силой 8 баллов, темноту и сильный лед), поднялся на мачту, вернул антенну в горизонтальное положение и перезапустил гиростабилизатор, чтобы через несколько минут радар снова заработал. (После боя возник миф о том, что Бейтс ремонтировал провода голыми руками, что привело к прозвищу Бейтса «Голый Рука».) [11] Судьба «Шарнхорста» резко изменилась к худшему в 18:20, когда снаряд, выпущенный « Герцогом Йоркским» с большой дистанции, пробил ее поясную броню и разрушил котельную №1. Скорость Шарнхорста упала всего до 10 узлов (12 миль в час; 19 км/ч), и хотя немедленный ремонт позволил ей восстановить скорость до 22 узлов (25 миль в час; 41 км/ч), [12] Шарнхорст теперь был уязвим для торпедных атак эсминцев. Пять минут спустя Бей отправил свое последнее радиосообщение немецкому военно-морскому командованию: «Мы будем сражаться до тех пор, пока не будет выпущен последний снаряд». [13] В 18:50 «Шарнхорст» повернул на правый борт, чтобы вступить в бой с эсминцами «Сэвидж» и «Сумарез» , но это позволило «Скорпиону» и норвежскому эсминцу «Сторд» атаковать торпедами , добившись двух попаданий по правому борту. Пока «Шарнхорст» продолжал поворачивать, чтобы избежать торпед, Сэвидж и Сумарес нанесли три попадания по левому борту. Саумарес несколько раз пострадал от Шарнхорста , вторичного вооружения в результате чего 11 человек были убиты и 11 ранены.

Из-за попадания торпеды Шарнхорста снова упала до 10 узлов скорость (12 миль в час; 19 км/ч), что позволило герцогу Йоркскому быстро сократить дистанцию. [14] С Шарнхорстом , освещенным звездными снарядами, «висящими над ним, как люстра», [15] Герцог Йоркский и Ямайка возобновили огонь с расстояния всего 10 400 ярдов (9 500 м). В 19:15 Белфаст с севера к ним присоединился . Британские корабли подвергли немецкий корабль шквалу снарядов, а крейсеры «Ямайка» и «Белфаст» выпустили оставшиеся торпеды по замедляющейся цели. Конец «Шарнхорста » наступил, когда британские эсминцы «Оппортьюн» , «Вираго» , «Мушкетер» и «Матчлесс» выпустили по нему еще 19 торпед. Измученный попаданиями и неспособный спастись бегством, «Шарнхорст» наконец перевернулся и затонул в 19:45 26 декабря, его гребные винты все еще вращались, в расчетном положении 72 ° 16' с.ш. 28 ° 41' в.д.  /  72,267 ° с.ш. 28,683 ° в.д.  / 72,267; 28.683 . Позже ее опознали и засняли на видео. 72 ° 31' с.ш., 28 ° 15' в.д.  /  72,517 ° с.ш., 28,250 ° в.д.  / 72,517; 28.250 . Из ее общего состава в 1968 человек только 36 были вытащены из холодных вод: 30 — «Скорпионом» и шесть — «Матчлессом» . Ни контр-адмирал Бей, ни капитан Хинтце не были среди спасенных (хотя сообщалось, что обоих видели в воде после затопления корабля), как и других офицеров. Британские потери, напротив, были относительно небольшими: всего 21 убитый и 11 раненых. Большинство британских потерь произошло на Саумаресе : 11 моряков эсминца погибли при попытке корабля приблизиться к Шарнхорсту . HMS Norfolk понес большую часть оставшихся потерь: семь человек погибли, а на эсминце « Скорпион» также пропал без вести один из солдат. [16] Фрейзер приказал отряду проследовать в Мурманск, подав сигнал Адмиралтейству: « Шарнхорст затонул», на что последовал ответ: «Отлично, молодцы».

Последствия

[ редактировать ]
с завязанными глазами Выжившие из «Шарнхорста» выходят на берег в Скапа-Флоу, 2 января 1944 года.

Позже вечером 26 декабря адмирал Фрейзер проинформировал своих офицеров на борту «Дюка Йоркского» : «Джентльмены, битва против Шарнхорста закончилась для нас победой. Я надеюсь, что если кому-нибудь из вас когда-нибудь придется возглавить корабль в бой, против многократно превосходящего противника вы будете командовать своим кораблем так же доблестно, как «Шарнхорстом ». сегодня командовали [17] После боя адмирал Фрейзер направил в Адмиралтейство следующее сообщение : «...Прошу передать главнокомандующему ВМС Норвегии. Сторд сыграла в бою очень смелую роль, и я очень горжусь ею...». В интервью газете Evening News от 5 февраля 1944 года командир HMS Duke of York капитан Гай Рассел сказал: «...норвежский эсминец Stord совершил самую смелую атаку за всю историю...».

Гибель «Шарнхорста» продемонстрировала жизненно важное значение радаров в современной морской войне. Хотя немецкий линкор должен был быть в состоянии превзойти по вооружению всех своих противников, за исключением линкора « Дюк оф Йорк» , ранняя потеря радиолокационного управления огнем в сочетании с проблемой ненастной погоды поставила его в невыгодное положение. На «Шарнхорст» был нанесен 31 из 52 залпов с радиолокационным управлением, выпущенных « Герцогом Йоркским» . [18] [ нужна страница ] После боя Кригсмарине командующий гросс-адмирал Карл Дёниц заметил: «Надводные корабли больше не могут сражаться без эффективного радиолокационного оборудования». [19]

Затопление «Шарнхорста » стало крупной победой военных действий союзников на арктическом театре военных действий и еще больше изменило стратегический баланс на море в их пользу. [20] Битва у Нордкапа произошла всего через несколько месяцев после успешной операции «Источник» , в результате которой немецкий линкор «Тирпиц» с миниатюрными подводными лодками серьезно повредил стоявший на якоре в Норвегии. Когда «Шарнхорст» был уничтожен, а другие линкоры Германии выведены из строя, союзники впервые в войне были свободны от угрозы немецких линкоров, совершающих набеги на их конвои в Арктике и Атлантике. Это позволило бы союзникам перераспределить свои военно-морские ресурсы, которые ранее были задействованы для противодействия угрозе немецкого « существующего флота ». Это оказалось последним сражением линкоров в европейских водах и одним из немногих крупных надводных действий во Второй мировой войне без поддержки с воздуха. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хью 1986 , с. 125.
  2. ^ «Канадский ветеран вспоминает «страшный» Мурманский забег» . Баренц обозреватель. 18 мая 2015 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  3. ^ «Морские легенды: HMCS Haida | World of Warships» . Ютуб.com . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Роскилл 1960 , с. 321.
  5. ^ Роскилл 1960 , стр. 321–322.
  6. ^ Jump up to: а б с д Роскилл 1960 , с. 322.
  7. ^ Уоттс 1972 , с. 46.
  8. ^ Макинтайр 1967 , с. 79.
  9. ^ Уоттс 1972 , с. 48. Башня «Бруно» позже была снова введена в строй.
  10. ^ Констам 2020 , стр. 71.
  11. ^ Кемп 1993 , с. 179.
  12. ^ Уоттс 1972 , с. 50.
  13. ^ Клаасен 2001 , с. 232.
  14. ^ Уоттс 1972 , с. 55.
  15. ^ Макинтайр 1971 , с. 437.
  16. ^ «Семейная история: военнослужащие Королевского флота погибли и умерли в 1914–2008 годах» . Naval-history.net . Проверено 26 сентября 2019 г.
  17. ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 176.
  18. ^ Макинтайр 1971 .
  19. ^ Клаасен 2001 , с. 233.
  20. ^ Роскилл 1960 , с. 324.
  • Бредемайер, Генрих (1997). Schlactschiff Scharnhorst [ Линкор Шарнхорст ] (на немецком языке). Гамбург: Koehlers Verlag. стр. 228–233. ISBN  3-7822-0592-8 .
  • Класен, Адам Р.А. (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. стр. 100-1 228–233. ISBN  978-0-7006-1050-1 .
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Хью, Ричард (1986). Самая длинная битва: Война на море 1939-1945 гг . Лондон, Великобритания: Вайденфельд и Николсон. ISBN  0-297-78983-Х .
  • Кемп, Пол (1993). Конвой! . Кейселл. ISBN  0-304-35451-1 .
  • Констам, Ангус (2020). Нордкап, 1943 год: затопление «Шарнхорста» . Издательство Блумсбери. ISBN  9781472842091 .
  • Макинтайр, Дональд (1971). Морская война против Гитлера . Willmer Bros. Биркенхед: ISBN  0-7134-1172-4 .
  • Макинтайр, Дональд (сентябрь 1967 г.). «Корабельный радар». Военно-морские слушания США . 93/9/775. Аннаполис, доктор медицины: Уильям Миллер. ISSN   0041-798X .
  • Роскилл, Стивен В. (1960). Наступление, часть I, 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны. Военная серия Соединенного Королевства. Война на море 1939–1945 гг. Том. III. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC   179730439 .
  • Уоттс, Энтони Дж. (1972). Гибель Шарнхорста . Лондон: Аллан. ISBN  0-7110-0141-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e82896b9a8601e9dd171f4a5069c0db6__1722166380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/b6/e82896b9a8601e9dd171f4a5069c0db6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the North Cape - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)