Jump to content

СМС Рейнланд

Рейнланд вскоре после поступления на службу в 1910 году.
История
Германская империя
Тезка Рейнланд
Строитель Вулкан АГ , Щецин
Заложен 1 июня 1907 г.
Запущен 26 сентября 1908 г.
Введен в эксплуатацию 30 апреля 1910 г.
Выведен из эксплуатации 4 октября 1918 г.
пораженный 5 ноября 1919 г.
Судьба Передан союзникам , позже списан в 1921 году.
Общие характеристики
Класс и тип Нассау класса Линкор
Смещение
Длина 146,1 м (479 футов 4 дюйма)
Луч 26,9 м (88 футов 3 дюйма)
Черновик 8,9 м (29 футов 2 дюйма)
Установленная мощность
Движение
Скорость
  • Рассчитано: 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час)
  • Максимум: 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час)
Диапазон На скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час): 8300 миль (15 400 км; 9600 миль)
Дополнение
  • Стандарт: 40 офицеров, 968 солдат.
  • Флагман эскадрильи: 53 офицера, 1034 человека.
  • 2-й командный флагман: 42 офицера, 991 человек.
Вооружение
Броня

СМС Рейнланд [а] был одним из четырех «Нассау» типа линкоров , первых дредноутов, построенных для Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine ). Рейнланд установил двенадцать 28-см (11 дюймов) главных орудий в шести спаренных башнях необычного шестиугольного расположения. Военно-морской флот построил Rheinland и аналогичные корабли в ответ на революционный британский HMS Dreadnought , спущенный на воду в 1906 году. Rheinland был заложен в июне 1907 года, спущен на воду в октябре следующего года и вступил в строй в апреле 1910 года.

Рейнланда на флоте открытого Обширная служба моря во время Первой мировой войны включала несколько наступлений флота в Северное море , некоторые из которых были направлены на поддержку рейдов на английское побережье, проводимых немецкими линейными крейсерами I разведывательной группы . Кульминацией этих вылетов стала Ютландская битва 31 мая – 1 июня 1916 года, в которой Рейнланд подвергся сильному бою с британскими эсминцами в ночных боях на ближней дистанции.

Корабль также нес службу в Балтийском море в составе сил поддержки битвы в Рижском заливе в 1915 году. Он вернулся на Балтику в качестве ядра экспедиционного корпуса для помощи белофиннам в гражданской войне в Финляндии. 1918 г., но сел на мель вскоре после прибытия в этот район. Прежде чем ее можно было снять с мели, пришлось снять значительную часть ее брони и все ее основные орудия. Ущерб, нанесенный посадкой на мель, был признан слишком серьезным, чтобы оправдать ремонт, и «Рейнланд» был выведен из эксплуатации для использования в качестве казарменного корабля до конца войны. В 1919 году, после затопления немецкого флота в Скапа-Флоу , Рейнланд отошёл к союзникам, которые, в свою очередь, продали судно судоразделщикам в Нидерландах. В конечном итоге, начиная с 1920 года, корабль был разобран на металлолом. Ее колокол выставлен в Военно-историческом музее Бундесвера в Дрездене .

Описание

[ редактировать ]
Чертеж-план линкора класса «Нассау», показывающий расположение главной батареи.

Проектные работы над классом «Нассау» начались в конце 1903 года в контексте англо-германской гонки военно-морских вооружений ; в то время линкоры иностранных военно-морских сил начали нести все более тяжелые вторичные батареи , в том числе итальянские и американские корабли с орудиями калибра 20,3 см (8 дюймов) и британские корабли с орудиями калибра 23,4 см (9,2 дюйма), превосходя предыдущие немецкие линкоры Deutschland . класс с их вторичными обмотками диаметром 17 см (6,7 дюйма). Немецкие конструкторы первоначально рассматривали корабли, оснащенные вторичными орудиями калибра 21 см (8,3 дюйма), но ошибочные сообщения в начале 1904 года о том, что британские Lord Nelson линкоры класса будут оснащены вторичной батареей из 25,4 см (10 дюймов) орудий, побудили их рассмотреть вариант еще более мощный корабль, вооруженный крупнокалиберным вооружением, состоящим из восьми орудий калибра 28 см (11 дюймов). В течение следующих двух лет проект был усовершенствован до более крупного корабля с двенадцатью орудиями, и к этому времени Великобритания спустила на воду полностью крупнокалиберный линкор HMS Dreadnought . [1]

Корабль имел длину 146,1 м (479 футов 4 дюйма), ширину 26,9 м (88 футов 3 дюйма) и осадку 8,9 м (29 футов 2 дюйма). Его водоизмещение 18 873 т (18 575 длинных тонн) с нормальной нагрузкой и 20 535 т (20 211 длинных тонн) с полной загрузкой. двигателей она сохранила трехвальные двигатели тройного расширения Вместо более совершенных газотурбинных . Пар для двигателей обеспечивали двенадцать угольных водотрубных котлов . [2] Этот тип техники был выбран по просьбе адмирала Альфреда фон Тирпица и строительного управления ВМФ; последний заявил в 1905 году, что «использование турбин на тяжелых военных кораблях не рекомендуется». [3] Это решение было основано исключительно на стоимости: в то время Parsons владела монополией на паровые турбины и требовала 1 миллиона золотых марок роялти в размере за каждый газотурбинный двигатель. Немецкие фирмы не были готовы начать производство турбин в больших масштабах до 1910 года. [4]

Рейнланд нес на борту двенадцать 28-см (11 дюймов) SK L/45. [б] пушки необычной шестиугольной конфигурации. Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45 и шестнадцати 8,8-см (3,5 дюйма) орудий SK L/45, все из которых были установлены в казематах . [2] Корабль также был вооружен шестью подводными торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) . Одна труба устанавливалась в носовой части, другая в корме и по две на каждом борте , на обоих концах торпедных переборок . [6] корабля Поясная броня в центральной цитадели имела толщину 300 мм (11,8 дюйма) , а толщина бронепалубы — 80 мм (3,1 дюйма). Башни главного калибра имели борта толщиной 280 мм (11 дюймов), а боевая рубка была защищена броневой обшивкой толщиной 400 мм (15,7 дюйма). [2]

Командиры

[ редактировать ]

Первоначально Рейнландом командовал капитан zur See ( KzS ) Альберт Хопман с момента его ввода в эксплуатацию до августа 1910 года. Его временно заменил корветтенкапитан Вильгельм Буннеманн, когда в сентябре 1910 года команда корабля была сокращена для ввода в эксплуатацию линейного крейсера «Фон дер Танн» . Хопман вернулся на флот. позже в том же месяце и занимал командование до сентября 1911 года. KzS Ричард Энгель сменил Хопмана в 1911 году и командовал кораблем до августа 1915 года. В том же месяце он покинул корабль, и KzS Генрих Рохардт получил командование «Рейнландом» . Он прослужил больше года, до декабря 1916 года, когда его сменил корветтенкапитан Теодор фон Горриссен . Командование Горриссена продлилось до сентября 1918 года; его сменил КзС Эрнст Туссен , который занимал командование кораблем менее месяца. Фрегаттенкапитан Фридрих Бергер был последним командиром корабля, служившим с сентября 1918 года до вывода корабля из эксплуатации 4 октября. [7]

История обслуживания

[ редактировать ]
В гавани стоит большой линкор с орудиями и двумя высокими мачтами.
СМС Рейнланд , гр. 1910 год

Рейнланд был заказан под временным названием Ersatz Württemberg , в качестве замены старому Sachsen класса броненосцу Württemberg . [2] Заложен 1 июня 1907 года на верфи AG Vulcan в Штеттине . [8] Как и у ее сестры Нассау , строительство велось в условиях абсолютной секретности; отряды солдат охраняли саму верфь, а также подрядчиков типа Круппа , поставлявших стройматериалы. [9] Корабль был спущен на воду 26 сентября 1908 года; [8] На церемонии спуска на воду корабль окрестила королева Румынии Елизавета , и Клеменс Фрайгер фон Шорлемер-Лизер выступил с речью. [10] Достроечные работы были завершены к концу февраля 1910 года. Бригада верфи использовалась для ограниченных ходовых испытаний , которые длились с 23 февраля по 4 марта 1910 года у Свинемюнде . Затем его доставили в Киль , где 30 апреля 1910 года он был принят в состав Флота открытого моря. Затем последовали новые ходовые испытания в Балтийском море. [11]

По завершении испытаний 30 августа 1910 года «Рейнланд» был доставлен в Вильгельмсхафен , где значительная часть экипажа была переведена на новый линейный крейсер «Фон дер Танн» . По итогам осенних маневров флота в сентябре экипаж пополнился членами экипажа старого додредноутного линкора «Церинген» , который тогда же был списан. Затем Рейнланд был направлен в I боевую эскадру Флота открытого моря. В октябре флот отправился в ежегодный зимний поход, за которым в ноябре последовали учения флота. Корабль принимал участие в летних круизах в Норвегию каждый август в 1911, 1913 и 1914 годах. [11]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Рейнланд участвовал почти во всех наступлениях флота на протяжении всей войны. [11] Первую такую ​​операцию провели преимущественно линейные крейсеры; корабли бомбардировали Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря 1914 года. [12] Во время операции немецкий боевой флот, состоящий примерно из 12 дредноутов и 8 преддредноутов, который служил дальней поддержкой линейным крейсерам, подошел к изолированной эскадре из шести британских линкоров на расстояние 10 морских миль (19 км; 12 миль). Однако стычки между экранами эсминцев - соперников убедили немецкого командующего адмирала Фридриха фон Ингеноля , что ему противостоит весь Великий флот . Он разорвал помолвку и направился домой. [13] 24 апреля 1915 года состоялся вылет флота на Доггер-банку . Во время операции вышел из строя цилиндр высокого давления двигателя Рейнланда правого . Ремонтные работы продолжались до 23 мая. [14]

Битва в Рижском заливе

[ редактировать ]

В августе 1915 года немецкий флот попытался очистить удерживаемый русскими Рижский залив , чтобы облегчить захват Риги немецкой армией. Для этого немецкие планировщики намеревались отогнать или уничтожить российские военно-морские силы в Персидском заливе, в число которых входил линкор « Слава», предшествовавший дредноуту , а также ряд канонерских лодок и эсминцев. Немецкие военно-морские силы также заложат ряд минных полей у северного входа в Персидский залив, чтобы не допустить повторного входа российских военно-морских подкреплений в этот район. В состав немецкого флота входили «Рейнланд» и три родственных ему корабля, четыре «Гельголанд» линкора класса и линейные крейсеры «Фон дер Танн» , «Мольтке » и «Зейдлиц» . Силы действовали под командованием вице-адмирала Франца фон Хиппера . Восемь линкоров должны были прикрывать силы, сражающиеся с русской флотилией. Первая попытка 8 августа оказалась неудачной, поскольку на разминирование российских минных полей ушло слишком много времени, чтобы позволить минному заградителю «Дойчланд» установить собственное минное поле. [15]

16 августа 1915 года была предпринята вторая попытка входа в Персидский залив: «Нассау» и «Позен» , четырем легким крейсерам и 31 торпедному катеру удалось прорвать оборону русских. [16] В первый день штурма был потоплен немецкий тральщик Т46 , а также эсминец V99 . На следующий день «Нассау» и «Позен» вступили в артиллерийскую дуэль со «Славой» , в результате которой русский корабль получил три попадания, вынудившие его отступить. К 19 августа российские минные поля были разминированы, и флотилия вошла в Персидский залив. Однако сообщения о подводных лодках союзников в этом районе побудили немцев отменить операцию на следующий день. [17] Адмирал Хиппер позже заметил, что «держать ценные корабли в течение значительного времени на ограниченной территории, где вражеские подводные лодки действовали все активнее, с соответствующим риском повреждения и потерь, означало пойти на авантюру, непропорциональную полученной выгоде». вытекало из оккупации Залива до захвата Риги с сухопутной стороны». [18]

Возвращение в Северное море

[ редактировать ]

К концу августа «Рейнланд» и остальные части Морского флота вернулись на свои базы в Северном море. Следующей проведенной операцией был выход в Северное море 11–12 сентября, но она закончилась без каких-либо действий. 23–24 октября последовала еще одна вылазка, в ходе которой немецкий флот не встретил никаких британских войск. 12 февраля 1916 года «Рейнланд» был отправлен на верфь для капитального ремонта, который продлился до 19 апреля. Рейнланд вернулся с флотом как раз вовремя, чтобы принять участие в очередном наступлении в Северное море 21–22 апреля. Два дня спустя последовала еще одна бомбардировка; Рейнланд входил в состав линкорной поддержки линейных крейсеров I разведывательной группы, атаковавших Ярмут и Лоустофт 24–25 апреля. [19] В ходе этой операции линейный крейсер «Зейдлиц» подорвался на британской мине и был вынужден преждевременно вернуться в порт. Видимость была плохой, поэтому операцию быстро отменили, прежде чем британский флот смог вмешаться. [20]

Ютландская битва

[ редактировать ]

Адмирал Рейнхард Шеер немедленно спланировал еще одну атаку на британское побережье, но повреждение Зейдлица и проблемы с конденсаторами на нескольких дредноутах III боевой эскадрильи отложили реализацию этого плана до конца мая. [21] Немецкий боевой флот покинул « Нефрит» 31 мая в 03:30. [22] [с] Рейнланд был приписан ко 2-й дивизии 1-й боевой эскадры под командованием контр-адмирала В. Энгельхардта. «Рейнланд» был вторым кораблем в дивизии, следовавшим за «Позеном» и впереди «Нассау» и «Вестфалии» . II дивизия была последней единицей дредноутов флота; за ними следовали старые дредноуты II боевой эскадрильи. [23]

Большой темно-серый военный корабль неподвижно сидит в воде; у него есть четыре высокие тонкие дымовые трубы, близко расположенные посередине корабля, с двумя высокими мачтами на обоих концах.
HMS Черный принц

Между 17:48 и 17:52 11 немецких дредноутов, включая «Рейнланд» , вступили в бой и открыли огонь по 2-й британской эскадре легких крейсеров, хотя дальность действия и плохая видимость помешали эффективному огню, который вскоре был остановлен. [24] Примерно через десять минут Рейнланд снова открыл огонь по британским крейсерам, ориентируясь, скорее всего, на HMS Southampton , но безуспешно. [25] К 20:15 немецкий флот во второй раз столкнулся с развернутым Великим флотом и был вынужден отступить; при этом порядок немецкой линии изменился: Рейнланд стал третьим с фронта после Вестфалии и Нассау . [26] В 21:22 члены экипажа «Рейнланда» и «Вестфалии» , двух ведущих кораблей немецкой линии, заметили два следа торпед, которые оказались воображаемыми. Затем корабли были вынуждены замедлить ход, чтобы позволить линейным крейсерам I разведывательной группы пройти вперед. [27] Около 22:00 Рейнланд и Вестфалия заметили в сгущающейся темноте неопознанные светлые силы. Подав прожектором вызов, который был проигнорирован, два корабля повернули на правый борт, чтобы уклониться от торпед, которые могли быть выпущены. Остальная часть I боевой эскадрильи последовала за ними. [28]

Около 00:30 передовые части немецкой линии столкнулись с британскими эсминцами и крейсерами. Завязалась ожесточенная перестрелка с близкого расстояния; Рейнланд обстрелял броненосный крейсер HMS Black Prince из своих вспомогательных орудий на расстоянии от 2200 до 2600 м (от 2400 до 2800 ярдов). Через несколько минут «Рейнланд» и остальные немецкие линкоры отвернулись, чтобы избежать торпед. В 00:36 в Рейнланд попала пара 6-дюймовых (15-сантиметровых) снарядов « Черного принца» . [29] Один из снарядов перерезал кабели четырех передних прожекторов и повредил переднюю воронку. Второй попал в борт корабля и взорвался в носовую бронепоперечную переборку. Хотя переборка и была прогнута внутрь от взрыва, пробиться она не смогла. [30] Примерно через 45 минут «Рейнланд» открыл огонь по другому эсминцу, возможно, «Арденту» , но ему пришлось прекратить огонь, когда немецкий крейсер подошел слишком близко к линии огня. [31] В то же время « Черный принц» был уничтожен точным огнем линкора «Остфрисланд» . [32]

Несмотря на ожесточенность ночных боев, Флот открытого моря прорвался через силы британских эсминцев и достиг рифа Хорнс . к 04:00 1 июня [33] Через несколько часов немецкий флот достиг Вильгельмсхафена, где Рейнланд дозаправился и перевооружился. Тем временем три ее сестры стояли на рейде на оборонительных позициях. [34] За время боя корабль выпустил тридцать пять снарядов калибра 28 см (11 дюймов) и двадцать шесть снарядов калибра 15 см (5,9 дюйма). [35] В результате двух попаданий Черного принца 10 человек были убиты и 20 ранены. [36] Ремонтные работы последовали сразу же в Вильгельмсхафене и завершились к 10 июня. [37]

Дальнейшие действия

[ редактировать ]

Еще одно наступление флота последовало 18–22 августа; Линейные крейсеры I разведывательной группы должны были бомбардировать прибрежный город Сандерленд, пытаясь выманить и уничтожить линейные крейсеры Битти. Поскольку только два из четырех немецких линейных крейсеров все еще находились в боевом состоянии, в состав разведывательной группы для операции были переданы три дредноута: «Маркграф» , «Гроссер Курфюрст» и недавно вошедший в строй «Бавария» . Рейнланд и остальная часть Флота открытого моря должны были следовать за ним и обеспечивать прикрытие. [38] Британцы знали о планах Германии и направили Большой флот им навстречу. К 14:35 адмирал Шеер был предупрежден о приближении Великого флота и, не желая вступать в бой со всем Великим флотом всего через 11 недель после решительно близкого захода в Ютландию, развернул свои силы и отступил в немецкие порты. [39]

25–26 сентября Рейнланд прикрывал заход торпедных катеров в Северное море. Затем она участвовала в наступлении флота 18–20 октября. В начале 1917 года корабль стоял на караульной службе в Немецкой бухте . Экипаж стал неуправляемым из-за некачественного питания в июле и августе того же года. Корабль не принимал непосредственного участия в операции «Альбион» против русских, но остался в западной части Балтики, чтобы предотвратить возможное вторжение британцев для поддержки своего российского союзника. [19]

Экспедиция в Финляндию

[ редактировать ]
Большой военный корабль движется на низкой скорости; из двух дымовых труб валит серый дым
СМС Вестфалия

22 февраля 1918 года Рейнланд и ее сестра Вестфалия получили задание отправиться в Финляндию для поддержки дислоцированных там частей немецкой армии. Корабль прибыл на Аландские острова 6 марта, где его командир стал старшим командующим ВМФ и занимал эту должность до 10 апреля. 11 апреля корабль отправился с Аландских островов в Хельсинки с намерением проследовать в Данциг для дозаправки. Однако по пути села на мель на острове Лагшер она столкнулась с сильным туманом и в 07:30 . В результате инцидента погибли два человека, корабль получил серьезные повреждения. Были затоплены три котельных, пробит внутренний корпус. Попытки снять с мели 18–20 апреля оказались безуспешными. Экипаж был временно отстранен, чтобы вернуть в строй додредноут « Шлезиен» . 8 мая из Данцига был доставлен плавкран; были сняты основные орудия, часть брони башни, а также носовая броня и броня цитадели. Корабль был облегчен на 6400 т (6300 длинных тонн; 7100 коротких тонн) — более трети его нормального водоизмещения — и с помощью понтонов в конечном итоге снят с мели к 9 июля. [19] Корабль отбуксировали в Мариехамн , где был произведен ограниченный ремонт. [40] 24 июля корабль отправился в Киль с помощью двух буксиров ; она прибыла туда через три дня. Было установлено, что ремонтные работы нецелесообразны, и вместо этого 4 октября корабль был выведен из эксплуатации и введен в эксплуатацию в качестве казарменного корабля в Киле. [41]

После краха Германии в ноябре 1918 года значительная часть Флота открытого моря была интернирована в Скапа-Флоу согласно условиям перемирия . Рейнланд и три ее сестры не вошли в число кораблей, подлежащих интернированию, поэтому они остались в немецких портах. [42] Однако экземпляр «Таймс» сообщил Людвигу фон Ройтеру , командующему интернированным флотом, что перемирие истекает в полдень 21 июня 1919 года, крайнего срока, к которому Германия должна была подписать мирный договор. Рейтер пришел к выводу, что британцы намеревались захватить немецкие корабли после истечения срока перемирия. [д] Чтобы предотвратить это, он решил затопить при первой же возможности свои корабли. Утром 21 июня британский флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров; в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. [44]

В результате затопления в Скапа-Флоу союзники потребовали замены потопленных кораблей. Сюда входил «Рейнланд» , который был исключен из немецкого военно-морского списка 5 ноября 1919 года и впоследствии передан союзникам. [45] Корабль был продан 28 июня 1920 года судоразделщикам в Дордрехте в Нидерландах под контрактным названием «F». [41] [45] Ее отбуксировали туда месяц спустя, 29 июля, и разобрали к концу следующего года. Рейнланда Колокол хранится в Военно-историческом музее Бундесвера в Дрездене . [45]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества».
  2. В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно, а «L/45» обозначает длину орудия с точки зрения диаметра ствола. В данном случае пушка L/45 имеет калибр 45 , а это значит, что длина пушки в 45 раз превышает ее диаметр. [5]
  3. ^ Время, упомянутое в этом разделе, указано по центральноевропейскому времени , что соответствует точке зрения Германии. Это на один час опережает GMT , часовой пояс, обычно используемый в британских работах.
  4. К этому времени перемирие было продлено до 23 июня, хотя есть некоторые разногласия относительно того, знал ли об этом Рейтер. Адмирал Сидней Фримантл заявил, что он проинформировал Рейтер вечером 20-го числа: [43] хотя Рейтер утверждает, что не знал об этом. [44]
  1. ^ Додсон , стр. 72–75.
  2. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 23.
  3. ^ Хервиг , стр. 59–60.
  4. ^ Персонал , стр. 23, 35.
  5. ^ Грисмер , с. 177.
  6. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 140.
  7. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 71.
  8. ^ Jump up to: а б Персонал , с. 27.
  9. ^ Хаф , с. 26.
  10. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 72.
  11. ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 30.
  12. ^ Таррант , с. 31.
  13. ^ Таррант , стр. 31–33.
  14. ^ Персонал , стр. 30–31.
  15. ^ Халперн , стр. 196–197.
  16. ^ Халперн , с. 197.
  17. ^ Халперн , стр. 197–198.
  18. ^ Халперн , с. 198.
  19. ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 31.
  20. ^ Таррант , стр. 52–54.
  21. ^ Таррант , стр. 56–58.
  22. ^ Таррант , с. 62.
  23. ^ Таррант , с. 286.
  24. ^ Кэмпбелл , с. 54.
  25. ^ Кэмпбелл , с. 99.
  26. ^ Таррант , с. 172.
  27. ^ Кэмпбелл , с. 254.
  28. ^ Кэмпбелл , с. 257.
  29. ^ Кэмпбелл , стр. 286–287.
  30. ^ Кэмпбелл , с. 303.
  31. ^ Кэмпбелл , с. 289.
  32. ^ Кэмпбелл , с. 290.
  33. ^ Таррант , стр. 246–247.
  34. ^ Таррант , с. 263.
  35. ^ Таррант , с. 292.
  36. ^ Таррант , с. 298.
  37. ^ Кэмпбелл , с. 336.
  38. ^ Мэсси , с. 682.
  39. ^ Мэсси , с. 683.
  40. ^ Персонал , стр. 31–32.
  41. ^ Jump up to: а б Персонал , с. 32.
  42. ^ Хор , с. 67.
  43. ^ Беннетт , с. 307.
  44. ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 256.
  45. ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 24.
  • Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN  978-1-84415-300-8 .
  • Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-1-55821-759-1 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0267-1 .
  • Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN  978-1-84476-377-1 .
  • Хаф, Ричард (2003). Дредноут: история современного линкора . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN  978-1-904381-11-2 .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Британия, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN  978-0-345-40878-5 .
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг . Том. 1: Классы Германии, Нассау и Гельголанда. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-467-1 .
  • Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 652116530f706fe96cd4645270068be2__1712477460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/e2/652116530f706fe96cd4645270068be2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Rheinland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)