Jump to content

СМС Бавария

Бавария , вероятно, во время ее интернирования в Скапа-Флоу.
История
Германская империя
Имя СМС Бавария
Тезка Бавария , тогдашнее королевство в составе Германской империи.
Строитель Ховальдсверке , Киль
Заложен 22 декабря 1913 г.
Запущен 18 февраля 1915 г.
Введен в эксплуатацию 15 июля 1916 г.
Судьба
Общие характеристики
Класс и тип Бавария типа Линкор
Смещение
Длина 180 м (590 футов 7 дюймов) в длину
Луч 30 м (98 футов 5 дюймов)
Черновик 9,4 м (30 футов 10 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час)
Диапазон 5000 миль (9300 км; 5800 миль) на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
Экипаж
  • 42 офицера
  • 1129 военнослужащих
Вооружение
Броня

СМС Бавария [ а ] был головным кораблем класса «Бавария» линкоров - дредноутов в составе германской Kaiserliche Marine (Императорский флот). Судно было спущено на воду в феврале 1915 года и вступило в строй в июле 1916 года, слишком поздно для участия в Ютландском сражении . Ее основное вооружение состояло из восьми 38-см (15-дюймовых) орудий в четырех башнях, что было значительным улучшением по сравнению с Кенига десятью 30,5-см (12-дюймовыми) орудиями предыдущего . [ б ] Корабль должен был составить ядро ​​четвертой боевой эскадры Флота открытого моря вместе с тремя родственными кораблями . Из остальных кораблей был достроен только один — «Баден »; два других были отменены позже во время войны, когда производственные потребности перешли на строительство подводных лодок .

«Бавария» была введена в строй в середине войны и имела ограниченную служебную карьеру. Первой операцией, в которой принял участие корабль, было неудачное продвижение флота в Северное море 18–19 августа 1916 года, через месяц после его ввода в строй. Корабль также участвовал в операции «Альбион» в Рижском заливе , но вскоре после начала немецкой атаки 12 октября 1917 года «Байерн» был заминирован, и его пришлось отвести для ремонта. Она была интернирована вместе с большей частью флота открытого моря в Скапа-Флоу в ноябре 1918 года после окончания Первой мировой войны . 21 июня 1919 года адмирал Людвиг фон Рейтер приказал затопить флот ; «Бавария» затонула в 14:30. В сентябре 1934 года корабль подняли, отбуксировали в Росайт и сдали на слом.

Макет брони для Баварии ; цифры обозначают толщину брони в миллиметрах в каждой области

Проектные работы над классом «Бавария» начались в 1910 году в контексте англо-германской гонки военно-морских вооружений , при этом первоначальные обсуждения были сосредоточены на калибре главной батареи ; предыдущие немецкие линкоры имели орудия калибра 30,5 см (12 дюймов), но поскольку иностранные военно-морские силы приняли на вооружение орудия калибра 34 см (13,5 дюйма) и 35,6 см (14 дюймов), немецкое военно-морское командование почувствовало необходимость ответить собственными более крупными орудиями. Они рассматривали ружья диаметром 32 см (12,6 дюйма), 38 см (15 дюймов) и 40 см (15,7 дюйма). Адмирал Альфред фон Тирпиц , статс-секретарь Имперского военно- морского ведомства, смог использовать общественный резонанс по поводу Агадирского кризиса , чтобы оказать давление на Рейхстаг (Имперский сейм) с целью ассигнования дополнительных средств для Kaiserliche Marine (Императорский флот) для компенсации дополнительная стоимость более крупного оружия. Конструкторы остановились на калибре 38 см, поскольку 40-см было значительно дороже, а 38-см орудие представляло собой значительное улучшение по сравнению с существующими немецкими орудиями. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Длина «Баварии» составляла 179,4 м (588 футов 7 дюймов) по ватерлинии — 180 м (590 футов 7 дюймов) , а в целом . У него была ширина 30 м (98 футов 5 дюймов) и осадка 9,3–9,4 м (30 футов 6 дюймов – 30 футов 10 дюймов). Bayern Водоизмещение составляло 28 530 метрических тонн (28 080 длинных тонн ) при нормальном водоизмещении; при полной боевой нагрузке водоизмещение до 32 200 т (31 700 длинных тонн). «Бавария» была оснащена тремя «Парсонс» паровыми турбинами , а пар вырабатывался тремя мазутными и одиннадцатью угольными водотрубными котлами Шульц-Торникрофт . Ее силовая установка была рассчитана на 35 000 лошадиных сил (35 000 л.с. ) при максимальной скорости 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час), а на испытаниях была достигнута мощность 55 967 лошадиных сил (55 201 л.с.) при максимальной скорости 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). [ 4 ] [ с ] Корабль мог перевозить до 3400 т (3300 длинных тонн; 3700 коротких тонн) угля и 620 т (610 длинных тонн; 680 коротких тонн) мазута , что обеспечивало максимальную дальность полета 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль). на крейсерской скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 5 ]

Корабль был первым немецким военным кораблем, вооруженным восемью 38-см (15-дюймовыми) орудиями SK L/45 . [ д ] Орудия главного калибра располагались в четырех спаренных орудийных башнях : по две сверхстрелковые в носовой и кормовой частях. [ 7 ] Ее вторичное вооружение состояло из шестнадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45, четырех 8,8-см (3,5 дюйма) орудий SK L/45 и пяти 60-см (23,6 дюйма) подводных торпедных аппаратов , одного в носовой части и двух на каждом. луч. При вводе в строй на борту имелся экипаж из 42 офицеров и 1129 рядовых . Корабль имел броневой пояс толщиной 170–350 мм (6,7–13,8 дюйма) и бронепалубу толщиной 60–100 мм (2,4–3,9 дюйма). Ее передняя боевая рубка имела борта толщиной 400 мм (15,7 дюйма), а башни главного калибра имели борта толщиной 350 мм и крышу толщиной 200 мм (7,9 дюйма). [ 8 ] [ 9 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Бавария в канале Кайзера Вильгельма во время прохождения ходовых испытаний

В 1912 году Баварии было присвоено предварительное название «Т». [ 4 ] в соответствии с четвертым и последним военно-морским законом , принятым в том же году. [ 10 ] Работы начались на верфи Howaldtswerke в Киле под строительным номером 590. Корабль был заложен 22 декабря 1913 года и спущен на воду 18 февраля 1915 года. После достройки он был сдан в эксплуатацию 18 марта, но в течение следующего месяца оставался в основном простаивающим в порту. в месяц проходит первоначальные испытания, в том числе испытания на крен, чтобы определить, как судно отреагировало на затопление. 15 апреля он отправился в путь для первоначальных испытаний своей основной батареи, которые продолжались до следующего дня. 25 апреля «Бавария» провела свой первый тест скорости на полной мощности у острова Альсен ; эти судебные процессы продолжались до 2 мая. После дальнейших осмотров корабль был признан готовым к эксплуатации 15 июля, что на полтора месяца опоздало для его участия в Ютландском сражении . [ 4 ] [ 11 ]

После ее ввода в строй «Бавария» вошла в состав III боевой эскадры Флота открытого моря . Корабль был бы готов к операции, [ 12 ] но экипаж корабля, состоящий в основном из экипажа недавно списанного линкора «Лотринген» , [ 13 ] был предоставлен отпуск. [ 12 ] Она обошлась императорскому правительству Германии в 49 миллионов золотых марок . [ 4 ] Позже к «Баварии» присоединился однотипный корабль «Баден» . Два других корабля этого класса, Sachsen и Württemberg , были списаны до завершения строительства. [ 8 ] На момент ввода в строй «Баварии» был командующим Kapitän zur See (капитан в море) Макс Хан. Эрнст Линдеманн , который впоследствии командовал линкором «Бисмарк» во время его единственного боевого вылета во Второй мировой войне , служил на борту корабля радистом. [ 13 ] 25 мая Людвиг III Баварский , последний король Баварии корабль посетил . «Бавария» флота недолгое время служила флагманом , с 7 по 16 августа. [ 14 ]

Адмирал Рейнхард Шеер запланировал наступление флота на 18–19 августа 1916 года ; операция представляла собой бомбардировку, проводимую I разведывательной группой . Это была попытка выманить и уничтожить линейные крейсеры адмирала Дэвида Битти . Поскольку «Мольтке» и «Фон дер Танн» были единственными двумя немецкими линейными крейсерами, все еще находившимися в боевом состоянии, к отряду для операции были приписаны три дредноута: «Бавария» и два «Кениг» класса корабля «Маркграф» и «Гроссер Курфюрст» . Адмирал Шеер и остальная часть Флота открытого моря, включая 15 дредноутов, должны были следовать за ним и обеспечивать прикрытие. [ 15 ] Импровизированная I разведывательная группа провела 15 августа ознакомительные учения в рамках подготовки к операции; Хиппер был недоволен низкой скоростью линкоров, и Шеер приказал отряду не превышать 20 морских миль (37 км; 23 мили) от основного флота, чтобы его не отрезали более быстрые британские линейные крейсеры. [ 16 ]

Немцы двинулись в путь поздно вечером 18 августа; Британцы знали о планах Германии и направили Большой флот им навстречу. К 14:35 19 августа [ и ] Шеер был предупрежден о приближении Великого флота, и, не желая вступать в бой со всем Великим флотом всего через 11 недель после близкого столкновения в Ютландии, развернул свои силы и отступил в немецкие порты. [ 17 ] 18–20 октября последовал еще один вылет в Северное море, и немецкий флот снова не встретил британских военно-морских сил. [ 12 ] 6 декабря Флот открытого моря был реорганизован, и «Бавария» разместилась на второй позиции III эскадры, поскольку она не была оснащена для работы в качестве флагмана эскадры. Тем не менее, ее размещение вторым судном в линии позволило бы ей как можно быстрее ввести в действие свою большую огневую мощь. [ 16 ]

Операция Альбион

[ редактировать ]
Признательный рисунок Баварии

В начале сентября 1917 года, после завоевания немцами российского порта Рига , немецкий флот решил изгнать русские военно-морские силы, которые все еще удерживали Рижский залив . С этой целью Адмиралштаб (Главное командование ВМФ) планировал операцию по захвату балтийских островов Эзель , в частности русских артиллерийских батарей на полуострове Сворбе . [ 18 ] 18 сентября был отдан приказ о совместной операции армии и флота по захвату Эзель и Мун островов ; Основной военно-морской компонент состоял из флагманского корабля « Мольтке» и III боевой эскадры Флота открытого моря. В это время в состав V дивизии входили « Бавария» и четыре линкора класса «Кёниг» . VI дивизия состояла из пяти «Кайзер» линкоров типа . Вместе с 9 легкими крейсерами, 3 флотилиями торпедных катеров и десятками кораблей противоминной борьбы вся группировка насчитывала около 300 кораблей при поддержке более 100 самолетов и 6 дирижаблей . Силы вторжения насчитывали около 24 600 офицеров и рядовых. [ 19 ] Против немцев выступили старые русские додредноуты «Слава» и «Цесаревич» , броненосные крейсера «Баян» , «Адмирал Макаров » и «Диана» , 26 эсминцев, а также несколько торпедных и канонерских катеров. Гарнизон на Эзеле насчитывал около 14 000 человек. [ 20 ]

Операция началась 12 октября, когда «Бавария» вместе с Мольтке и четырьмя «Кёнигами » начала обстрел русских береговых батарей в бухте Тагга . Одновременно пять кайзеровских войск атаковали батареи на полуострове Сворбе; целью было обезопасить канал между островами Мун и Даго , заблокировав тем самым единственный путь отхода русских кораблей в заливе. в Роль «Баварии» операции была прервана, когда она подорвалась на морской мине в 5:07, двигаясь на свою бомбардировочную позицию в Памерорте. [ 20 ] В результате взрыва мины погиб один унтер-офицер и шесть матросов, в корабль попало 1000 метрических тонн (980 длинных тонн; 1100 коротких тонн) воды, а бак затонул на 2 м (6,6 футов). [ 12 ] [ 21 ] Несмотря на повреждения, нанесенные миной, «Бавария» атаковала военно-морскую батарею у мыса Тоффри на южной оконечности Хийумаа. Бавария была освобождена со своей позиции в 14:00. Предварительный ремонт был произведен 13 октября в заливе Тагга. [ 21 ] Временный ремонт оказался неэффективным, и «Баварию» пришлось отвести для ремонта в Киль; обратный путь занял 19 дней. [ 20 ] Ремонт длился с 3 ноября по 27 декабря. [ 12 ] в ходе которого носовой отсек торпедных аппаратов был лишен оборудования и торпедные порты опломбированы. Затем помещение превратили в дополнительный водонепроницаемый отсек . [ 8 ] Во время ремонта также были установлены четыре SK L/30 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) . зенитных орудия [ 12 ]

16 октября два линкора класса «Кёниг» и несколько кораблей меньшего размера были отправлены для боя с русскими линкорами в Рижском заливе. На следующий день Кёниг и Кронпринц вступили в бой с русскими линкорами — Кёниг дрался на дуэли со «Славой» , а Кронпринц обстрелял и «Славу» , и крейсер «Баян» . Российские корабли получили десятки ударов, пока в 10:30 командующий российским флотом адмирал Бахирев не отдал приказ об их отходе. Слава получил слишком много повреждений и не смог убежать; вместо этого она была затоплена, а ее команда эвакуирована на эсминце. [ 22 ] К 20 октября военно-морские операции фактически завершились; Русский флот был уничтожен или вынужден отступить, а немецкая армия удерживала острова в заливе. [ 23 ]

Последующие операции

[ редактировать ]
Иллюстрация въезда Баварии в Скапа-Флоу

После возвращения во флот «Бавария» получила задание по обеспечению безопасности в Северном море. [ 12 ] Адмирал Шеер использовал легкие надводные силы для нападения на британские конвои в Норвегию, начиная с конца 1917 года. В результате Королевский флот выделил для защиты конвоев эскадру линкоров, что дало Шееру возможность уничтожить отдельную эскадру Великого флота. . Шеер заметил, что «успешное нападение на такой конвой не только приведет к затоплению большого тоннажа, но и будет большим военным успехом и ... вынудит англичан послать больше военных кораблей в северные воды». [ 24 ] Шеер установил строгое беспроводное молчание при подготовке к запланированной атаке. Это лишило британцев возможности перехватывать и расшифровывать немецкие сигналы, что ранее было значительным преимуществом. Операция требовала, чтобы линейные крейсеры Хиппера атаковали конвой и его эскорт 23 апреля, в то время как линкоры Флота открытого моря стояли в поддержке. [ 24 ]

22 апреля «Бавария» и остальная часть немецкого флота собрались на дорогах Шиллиг возле Вильгельмсхафена и отправились на следующее утро в 06:00. Сильный туман вынудил немцев оставаться внутри оборонительных минных полей в течение получаса. [ 24 ] К 05:20 24 апреля силы Хиппера находились в 60 морских милях (110 км; 69 миль) к западу от Эгеро , Норвегия. Несмотря на успех в достижении маршрута конвоя незамеченным, операция провалилась из-за ошибочных разведданных. Сообщения с подводных лодок показали Шееру, что конвои отходили в начале и середине каждой недели, но конвой, направлявшийся на запад, покинул Берген во вторник, 22-го числа, а группа, направлявшаяся на восток, покинула Метил , Шотландия, 24-го числа. Четверг. В результате у Хиппера не было конвоя, который он мог бы атаковать. [ 25 ]

В тот же день один из соскользнул винтов Мольтке . , что нанесло серьезный ущерб силовой установке и привело к попаданию в корабль 2000 метрических тонн (2000 длинных тонн; 2200 коротких тонн) воды Мольтке был вынужден нарушить радиомолчание, чтобы сообщить Шееру о состоянии корабля, что предупредило Королевский флот о деятельности Флота открытого моря. [ 25 ] Битти совершил вылазку с отрядом из 31 линкора и четырех линейных крейсеров, но было слишком поздно, чтобы перехватить отступающих немцев. Немцы достигли своих оборонительных минных полей рано утром 25 апреля, хотя примерно в 40 морских милях (74 км; 46 миль) от Гельголанда Мольтке была торпедирована подводной лодкой E42 . Тем не менее Мольтке успешно вернулся в порт. [ 26 ]

«Бавария» тонет в Скапа-Флоу

С 23 сентября до начала октября «Бавария» служила флагманом III эскадры под командованием визеадмирала (вице-адмирала) Хьюго Крафта . [ 27 ] «Бавария» должна была принять участие в «смертельной поездке» Флота открытого моря. Незадолго до окончания Первой мировой войны Основная часть Флота открытого моря должна была выйти из своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с Британский Великий флот. Шеер — к тому времени гросс-адмирал флота — намеревался нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы получить лучшую переговорную позицию для Германии, чего бы это ни стоило флоту. [ 28 ]

Пока флот консолидировался в Вильгельмсхафене, уставшие от войны моряки начали бунтовать. [ 29 ] 24 октября 1918 г. был отдан приказ отплыть из Вильгельмсхафена. Начиная с ночи 29 октября, моряки нескольких линкоров подняли мятеж ; были совершены диверсии три корабля из III эскадры отказались сняться с якоря, а на борту линкоров «Тюринген» и «Гельголанд» . Приказ отплыть был отменен из-за открытого восстания. [ 30 ] В попытке подавить мятеж эскадры линкоров были рассредоточены. [ 29 ] «Баварию» вместе с остальной частью III эскадрильи отправили в Киль. [ 27 ]

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года большая часть флота открытого моря должна была быть интернирована на базе Королевского флота в Скапа-Флоу . [ 31 ] «Бавария» значилась в числе сдаваемых кораблей. 21 ноября 1918 года подлежащие интернированию корабли под командованием контр-адмирала Людвига фон Ройтера в последний раз отплыли со своей базы в Германии. Флот встретился с британским легким крейсером «Кардифф» , а затем встретил флотилию из 370 британских, американских и французских военных кораблей для путешествия в Скапа-Флоу. [ 32 ]

Флот оставался в плену во время переговоров, которые в конечном итоге привели к заключению Версальского договора . Рейтер полагал, что британцы намеревались захватить немецкие корабли 21 июня, что было крайним сроком для подписания Германией мирного договора. Не зная, что крайний срок продлен до 23 числа, Рейтер приказал потопить свои корабли . Утром 21 июня британский флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров; в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. [ 33 ] «Бавария» затонула в 14:30. Корабль был поднят 1 сентября 1934 года и в следующем году разобран в Росайте . Корабельный колокол в конечном итоге был доставлен Федеральному флоту Германии и выставлен в Кильском клубе Fördeklub. [ 8 ] [ ж ] Некоторые части корабля, в том числе орудийные башни главного калибра, остаются на морском дне на глубине от 38 до 45 м (от 125 до 148 футов), где к ним могут получить доступ аквалангисты. [ 34 ] [ 35 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества». Бавария — немецкое название Баварии .
  2. ^ 38-см орудие выпустило снаряд массой 750 кг (1650 фунтов), а 30,5-см орудие выпустило снаряд массой 405 кг (893 фунта). «Бавария» имела бортовой вес 6000 кг (13000 фунтов) со всеми восемью орудиями, в то время как Кенига десять орудий имели бортовой вес 4050 кг (8930 фунтов). См.: Campbell & Sieche , с. 140.
  3. ^ Парсонс управлял филиалом в Германии под названием Turbinia, который поставлял турбины британского производства немецкому военно-морскому флоту, а также коммерческим судоходным компаниям. См.: Вейр , с. 95.
  4. В номенклатуре орудий Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие быстро заряжается, а L / 45 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/45 имеет диаметр 45 калибров , а это означает, что длина ствола пушки в 45 раз превышает ее диаметр ствола . [ 6 ]
  5. ^ Время, упомянутое в этой статье, указано по центральноевропейскому времени , что соответствует точке зрения Германии. Это на один час опережает UTC , часовой пояс, обычно используемый в британских работах.
  6. Неизвестно, когда колокол был возвращен, но вполне вероятно, что это было где-то между концом 1950-х и серединой 1960-х годов. Британское правительство вернуло колокол СМС Гинденбург 28 мая 1959 года, а колокола СМС Дерффлингер и СМС Фридрих дер Гроссе 30 августа 1965 года. См.: Gröner , стр. 26, 57.
  1. ^ Фридман , с. 131.
  2. ^ Додсон , с. 97.
  3. ^ Ноттельманн , стр. 289–293.
  4. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 28.
  5. ^ Персонал , с. 40.
  6. ^ Грисмер , с. 177.
  7. ^ Это , с. 70.
  8. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 30.
  9. ^ Додсон , с. 225.
  10. ^ Хервиг , с. 81.
  11. ^ Ноттельманн , стр. 298, 304.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Персонал , с. 43.
  13. ^ Jump up to: а б Грюцнер , стр. 41.
  14. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 46.
  15. ^ Мэсси , с. 682.
  16. ^ Jump up to: а б Ноттельманн , с. 311.
  17. ^ Мэсси , с. 683.
  18. ^ Халперн , с. 213.
  19. ^ Халперн , стр. 214–215.
  20. ^ Jump up to: а б с Халперн , с. 215.
  21. ^ Jump up to: а б Грютцнер , стр. 48–51.
  22. ^ Халперн , с. 218.
  23. ^ Халперн , с. 219.
  24. ^ Jump up to: а б с Халперн , с. 418.
  25. ^ Jump up to: а б Халперн , с. 419.
  26. ^ Халперн , с. 420.
  27. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 47.
  28. ^ Таррант , стр. 280–281.
  29. ^ Jump up to: а б Мэсси , с. 775.
  30. ^ Таррант , стр. 281–282.
  31. ^ Таррант , с. 282.
  32. ^ Хервиг , стр. 254–255.
  33. ^ Хервиг , с. 256.
  34. ^ Гэннон .
  35. ^ «СМС Бавария: Место утилизации» . Проверено 26 октября 2020 г.
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Гэннон, Меган (4 августа 2017 г.). «Археологи наносят на карту знаменитые кораблекрушения и военные захоронения в Шотландии» . Livescience.com . Проверено 8 августа 2017 г.
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Грюцнер, Йенс (2010). Капитан в море Эрнст Линдеманн: Командир Бисмарка - Биография на ( немецком языке). Цвайбрюккен: VDM Heinz Nickel. ISBN  978-3-86619-047-4 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0210-7 .
  • Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN  978-1-84476-377-1 .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Британия, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN  978-0-345-40878-5 .
  • Ноттельманн, Дирк (декабрь 2019 г.). «От броненосцев до дредноутов: развитие немецкого военно-морского флота, 1864–1918: Часть XA, «Утраченные амбиции» ». Военный корабль Интернешнл . 56 (4). Толедо: Международная организация военно-морских исследований. ISSN   0043-0374 .
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг . Том. 2: Классы Кайзера, Кенига и Баварии. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-468-8 .
  • Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .
  • Вейр, Гэри Э. (1992). Строительство кайзеровского флота: Управление императорского флота и немецкая промышленность в эпоху Тирпица, 1890–1919 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-929-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f937f4306f28ae8827a1758954383504__1712476920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/04/f937f4306f28ae8827a1758954383504.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Bayern - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)