Российская подводная лодка Нарваль.
![]() Нарвал в Севастополе ок. 1915.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Нарвал |
Строитель | Невский завод , Санкт-Петербург [ 3 ] |
Заложен | декабрь 1911 г. [ 1 ] |
Запущен | 24 апреля [ б ] 1915 [ 1 ] |
Завершенный | 5 сентября [ а ] 1915 [ 1 ] |
Порт приписки | Севастополь [ 1 ] |
Судьба | Захвачен Германией , а затем Великобританией . Затоплен 26 апреля 1919 г. [ 2 ] |
Общие характеристики [ 2 ] [ 3 ] | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 70,1 м (230,0 футов) |
Луч | 6,5 м (21,3 фута) |
Черновик | 3,5 м (11,5 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 3500 миль (6500 км) |
Дополнить | 35 |
Вооружение |
|
Русская подводная лодка «Нарвал» ( русский : Нарвал , букв. « Нарвал ») — головной корабль класса Нарвал « подводных лодок » Российского императорского флота . Лодка была заложена в декабре 1911 года и спущена на воду в апреле 1915 года, затем прошла ходовые испытания и вступила в строй в сентябре [ост. август] 1915 года. Сразу после спуска на воду «Нарваль» был осмотрен императором Николаем II . Подводная лодка строилась для Черноморского флота , а ее строительство ускорилось после начала Первой мировой войны . Нарвал принимал участие в рейдах на османские суда с углем вдоль побережья Анатолии во время войны, и ему приписывают уничтожение 31 корабля общим водоизмещением 5717 брутто-регистровых тонн (GRT), что сделало его второй по величине российской подводной лодкой в Черном море.
После русской революции подводная лодка осталась в Севастополе , где она была захвачена сначала немцами, а затем англичанами и Белой армией во время Гражданской войны в России . Британцы затопили «Нарваль» и несколько других подводных лодок возле Севастополя в апреле 1919 года, чтобы не дать большевикам захватить их.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]После поражения в Русско-японской войне Российская империя приступила к восстановлению своего Военно-Морского Флота . Первоначально основное внимание в программах военно-морских вооружений было сосредоточено на Балтийском и Тихоокеанском флотах , но по мере роста напряженности в отношениях с Австро-Венгрией из-за боснийского кризиса 1908 года и с Османской Турцией после расширения ее военно-морского флота , Черноморскому флоту было предоставлено больше возможностей. внимание. военно-морская программа 1911 года Одобренная Государственной Думой предусматривала заказ шести подводных лодок для Черноморского флота, из которых в итоге получились три лодки типа «Нарвал» и три «Морж» лодки типа . [ 2 ] [ 4 ] Невский завод в Санкт-Петербурге разработал класс «Нарвал» на основе иностранной разработки, популярного голландского типа, созданного американской компанией Holland Torpedo Boat Company . [ 2 ] [ 5 ] Но еще до 1911 года в Императорском Российском флоте шел спор о том, какой тип подводной лодки закупить: тип «Нарвал» или тип «Морж» , спроектированный Иваном Бубновым главным инженером-подводником Балтийского завода . Бубнова поддержал Морской генеральный штаб, а за иностранный тип отдали предпочтение члены Военно-морского технологического комитета, утверждавшие, что им необходимо изучать зарубежные технологические достижения. В конечном итоге конференция под руководством министра ВМФ Степана Воеводского урегулировала вопрос, заказав по три подводные лодки каждого класса. [ 5 ] [ 6 ]
Подводные лодки класса «Нарвал» были самыми совершенными российскими подводными лодками того времени, поскольку, в отличие от остальных, они имели аварийно-погруженные цистерны для более быстрого погружения, внутренние переборки, обеспечивающие большую защиту экипажа, и использовали естественный поток для заполнения главных балластных цистерн вместо насосы. [ 2 ] [ 5 ] Проблема, возникшая при их строительстве, заключалась в том, что два дизельных двигателя мощностью 1140 лошадиных сил (850 кВт) для каждой лодки были заказаны из Германии и не были доставлены к моменту начала Первой мировой войны , поэтому их пришлось заменить четырьмя американскими. - построены двигатели мощностью 210 лошадиных сил (160 кВт каждый). [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Это означало, что проектная скорость 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) надводная не могла быть достигнута, как и подводная скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 3 ] [ 7 ] Вооружение «Нарваля» немного отличалось от других лодок этого класса: он был оснащен двумя японскими 75-мм (3 дюйма) палубными пушками и двумя 7,62-мм пулеметами (последние были установлены в 1917 году). Он также имел четыре 450-мм (18 дюймов) торпедных аппарата и восемь торпедных воротников Джевецкого (в 1917 году их количество сократилось до четырех). [ 2 ] [ 3 ] Она была тяжелее двух других лодок, имела водоизмещение 673 длинных тонны (684 т) на поверхности и 1045 длинных тонн (1062 т) под водой. [ 2 ]
Строительство всех трех подводных лодок типа «Нарвал» началось в Санкт-Петербурге, где они были заложены в декабре 1911 года, а затем переданы на верфи в Николаеве для окончательной сборки. [ 1 ] [ 3 ] Двигатели не поставлялись из США до января 1915 года. [ 3 ] «Нарвал» был проинспектирован императором Николаем II . был спущен на воду 24 апреля [ OS 11 апреля] 1915 года и через несколько дней, 28 апреля, [ 1 ] Затем подводная лодка провела ходовые испытания до августа, которые были ускорены в соответствии с требованиями войны, и завершились 5 сентября [OS 23 августа] 1915 года. [ 1 ] [ 7 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]В то время, когда «Нарвал» поступил на вооружение российского Черноморского флота , его деятельность была сосредоточена на срыве османских торговых конвоев, перевозивших уголь из района Зонгулдака в Константинополь , который был основным источником топлива для османского флота. Поступившим в состав флота новым российским подводным лодкам было поручено патрулировать анатолийское побережье и вход в Босфор . [ 8 ] [ 9 ] В декабре 1915 года у «Нарваля» во время патрулирования у Босфора возникли проблемы с двигателем, и с января по апрель 1916 года он проходил ремонт в Севастополе. Его двигатели были модифицированы деталями от двигателей недостроенных подводных лодок класса AG . [ 1 ] [ 7 ] Несмотря на проблемы с двигателем, «Нарвал» и другие лодки этого класса завоевали популярность у российских подводников. [ 5 ] Эти три лодки вошли в состав 2-й эскадры Черноморской бригады подводных лодок. [ 3 ]
Всего к концу 1916 года патрулирование на Черном море осуществляло семь русских подводных лодок, в том числе «Нарвал» и другие лодки этого класса, три лодки типа «Морж» и подводный минный заградитель «Краб» . [ 9 ] 16 октября 1916 года «Нарвал» столкнулся с турецким транспортом водоизмещением 4000 тонн, который выбросился на берег, увидев подводную лодку, и уничтожил ее торпедами. На следующий день он обнаружил турецкий пароход «Ирмингард» , который также умышленно сел на мель после того, как подорвался на мине, и также уничтожил его. [ 3 ] 19 января 1917 года «Нарваль» уничтожил в Босфоре 3000-тонный пароход и несколько шхун. Экипаж подводной лодки пытался увести одну захваченную ими шхуну в Севастополь, но в непогоду линия, соединяющая ее с «Нарвалем», была перерезана, и она затерялась в море. . [ 7 ] [ 10 ] После Февральской революции 1917 года Черноморский флот и его подводные лодки продолжали действовать, пока Временное правительство России продолжало войну. [ 11 ] По состоянию на июль 1917 года Нарвал все еще осуществлял патрулирование у Босфора. [ 10 ] Осенью 1917 года все три подводные лодки типа «Нарвал» прошли ремонт и были выведены в резерв. [ 3 ]
За время войны «Нарвал» стал второй по результативности русской подводной лодкой на Черном море после «Тюленя» , потопив 31 корабль. [ 1 ] общим тоннажем 5717 брт . [ 12 ]
Гражданская война в России
[ редактировать ]
После Октябрьской революции , 9 февраля 1918 года, Центральные державы признали к независимость Украины, и маю 1918 года немецкая армия взяла под свой контроль Крым. Центральные державы хотели разделить между собой корабли Черноморского флота. [ 13 ] и на них также претендовала Украинская Народная Республика. Экипажи некоторых кораблей подняли украинский флаг, [ 14 ] в том числе и на " Нарвале" . [ 2 ] Подводную лодку затем захватили немцы, а после окончания войны в ноябре 1918 года лодку приобрели западные союзники и белогвардейские войска . [ 1 ] [ 2 ] Британцы . осмотрели «Нарвал» 26 декабря 1918 года и решили, что он больше не годен для плавания [ 7 ] 26 апреля 1919 года они затопили все три подводные лодки класса «Нарвал» под Севастополем, чтобы не допустить их захвата большевиками . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Николаев, АС «Пастух» [Нарвал]. Deepstorm.ru (на русском языке) . Получено 9 мая.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Будбон 1986 , с. 315.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "Submarines of "Narval" type – the best submarines of the Imperial Navy" [Подлодки типа "Нарвал" – лучшие субмарины императорского флота]. Zen News (in Russian). Yandex . 27 January 2021.
- ^ Будзбон 1986 , стр. 291.
- ^ Jump up to: а б с д и Вествуд 1994 , стр. 108–113.
- ^ Вествуд 1994 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и Снук 1989 , с. 352.
- ^ Халперн 1994 , стр. 232–233.
- ^ Jump up to: а б Бример 1989 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б "Первая Мировая война. Действия на Черном море" [First World War. Actions on the Black Sea.]. Russian State Archive of the Navy (in Russian) . Retrieved 7 May 2024 .
- ^ Халперн 1994 , стр. 251–254.
- ↑ Довженко 2021 , p.
- ^ Халперн 1994 , стр. 256–257.
- ^ «100 лет борьбы: Украинская революция, 1917–1921» . Украинский институт национальной памяти . Ноябрь 2017 года . Проверено 9 мая 2024 г.
Работает
[ редактировать ]- Бример, Ян С. (1989). Советские подводные лодки: проектирование, разработка и тактика . Информационная группа Джейн. ISBN 978-0-7106-0526-9 .
- Будзбон, Преземислав (1986). "Россия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 295–321. ISBN 0-85177-245-5 .
- Dovzhenko, V. (2021). "Черноморский флот России в первой мировой войне" [Black Sea Fleet of Russia in the First World War]. Морской сборник [Naval Review] (in Russian) (3).
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-172-6 .
- Снук, Дэвид (1989). «Британские военно-морские операции на Черном море 1918-1920: Часть II». Военный корабль Интернешнл . 26 (4): 331–356. JSTOR 44895129 .
- Вествуд, Дж. Н. (1994). Русское военно-морское строительство, 1905–45 . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-349-12458-9 .