Jump to content

СМС Лорейн

СМС Лотринген в Кильском канале, проходящем под высоким мостом Левенсау
История
Германия
Имя Лотарингия
Тезка Лорейн Лотринген » на немецком языке)
Строитель Шихау , Гданьск
Заложен 1 декабря 1902 г.
Запущен 27 мая 1904 г.
Введен в эксплуатацию 18 мая 1906 г.
Не работает 2 марта 1920 г.
пораженный 31 марта 1931 г.
Судьба Списан в 1931 году.
Общие характеристики
Класс и тип Брауншвейг класса - линкор додредноутного
Смещение
Длина 127,7 м (419 футов) ( длина )
Луч 22,2 м (73 фута)
Черновик 8,1 м (27 футов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час)
Диапазон 5200 морских миль (9600 км; 6000 миль); 10 узлов (20 км/ч; 10 миль в час)
Дополнить
  • 35 офицеров
  • 708 военнослужащих
Вооружение
Броня

СМС Лорейн [ а ] был последним из пяти додредноутных линкоров класса Брауншвейг» « , построенных для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот). Заложен спущен в декабре 1902 года, на воду в мае 1904 года, вступил в строй в мае 1906 года. Назван в честь Лотрингена (ныне Лотарингия ), провинции Германской империи с 1871 по 1918 год. Корабль был вооружен батареей четыре 28-см (11 дюймов) орудия и имели максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч ; 21 миль в час ). Как и все другие дредноуты, построенные на рубеже веков, Лотринген быстро устарел после спуска на воду революционного HMS Dreadnought в декабре 1906 года; в результате ее карьера фронтового линкора оборвалась.

Лотрингена в мирное время была сосредоточена на учениях эскадрилий и флотов, а также на тренировочных походах со 2 - Карьера й боевой эскадрильей . Планировалось, что он будет выведен из эксплуатации в июле 1914 года и заменен более новыми линкорами-дредноутами , но начало Первой мировой войны в том же месяце помешало ей выйти на пенсию. Первые два года войны она провела в основном в качестве сторожевого корабля в Немецкой бухте . Она и остальная часть 2-й эскадрильи присоединились к дредноутам Флота открытого моря для поддержки рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби в декабре 1914 года. В плохом состоянии к 1916 году она была выведена из эксплуатации флота в феврале. После этого он патрулировал датские проливы , пока в сентябре 1917 года его не заменил линкор «Ганновер». Оставшуюся часть войны он провел в качестве разоруженного учебного корабля .

После войны Лотринген остался в составе реформированной Рейхсмарине и с 1919 по 1920 год был переоборудован в базу типа F. для тральщиков задачи по разминированию военных минных полей в Северном море После выполнения он был переведен в резерв в Март 1920 г. Корабль бездействовал в течение следующего десятилетия, был исключен из военно-морского реестра в марте 1931 г. и продан судоразделщикам позже в том же году.

План и профиль Брауншвейгского класса .

С принятием Второго военно-морского закона под руководством вице-адмирала ( VAdm — вице-адмирал) Альфреда фон Тирпица в 1900 году было выделено финансирование для нового класса линкоров, который должен был прийти на смену Виттельсбах кораблям класса , разрешенным в соответствии с Военно-морским законом 1898 года. К этому времени компания Krupp , поставщик морской артиллерии Kaiserliche Marine (Императорский флот), разработала скорострельные 28-сантиметровые (11 дюймов) орудия; Самыми крупными орудиями, в которых ранее использовалась эта технология, были орудия калибра 24 см (9,4 дюйма), установленные на Wittelsbach s. Конструкторский отдел Reichsmarineamt ( Управление Имперского военно-морского флота) принял эти орудия на новые линкоры вместе с увеличением с 15 см (5,9 дюйма) до 17 см (6,7 дюйма) ПМК из-за возросшей угрозы со стороны торпедных катеров . поскольку торпеды стали более эффективными. [ 1 ] [ 2 ]

Хотя класс «Брауншвейг» представлял собой значительное улучшение по сравнению с более ранними немецкими линкорами, его конструкция стала жертвой быстрых темпов технологического развития в начале 1900-х годов. Британский линкор HMS Dreadnought, вооруженный десятью 12-дюймовыми (30,5 см) орудиями , был введен в строй в декабре 1906 года, всего через шесть месяцев после вступления Лотрингена в строй. [ 3 ] дредноута « Революционная конструкция сделала все крупные корабли немецкого военно-морского флота устаревшими, включая Лотринген» . [ 4 ]

Лотринген 127,7 м (419 футов) имел общую длину , ширину 22,2 м (73 фута) и осадку вперед 8,1 м (27 футов). Его водоизмещение 13 208 т (12 999 длинных тонн ) по проекту и 14 394 т (14 167 длинных тонн) при полной загрузке . Ее экипаж состоял из 35 офицеров и 708 рядовых. Корабль был оснащен тремя 3-цилиндровыми вертикальными двигателями тройного расширения, приводившими в движение три винта. Пар обеспечивался восемью корабельными и шестью цилиндрическими морскими котлами Scotch , все из которых сжигали уголь. Силовая установка Лотрингена кВт имела мощность 16 000 лошадиных сил (15 781 л.с.; 11 768 ) , что обеспечивало максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Он мог пройти 5200 морских миль (9600 км; 6000 миль) с крейсерской скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 5 ]

Лотрингена 28- см Вооружение состояло из главной батареи из четырёх (11 дюймов) орудий SK L/40 в спаренных орудийных башнях . [ б ] одна носовая часть и одна кормовая часть центральной надстройки . [ 7 ] Ее дополнительное вооружение состояло из четырнадцати 17-см (6,7-дюймовых) орудий SK L/40 в бронированных казематах и ​​восемнадцати 8,8-см (3,45 дюйма) скорострельных орудий SK L/35 в одиночных шарнирных установках. Комплект вооружения дополнялся шестью торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) , все они были установлены погруженно в корпус. [ 8 ] Одна труба находилась в носовой части, по две на каждом борте и последняя труба находилась в корме. [ 9 ] Лотринген был защищен крупповской броней . Ее бронепояс имел толщину от 110 до 250 миллиметров (от 4,3 до 9,8 дюйма), с более тяжелой броней в центральной цитадели , которая защищала ее магазины и машинные отделения, и более тонкой обшивкой на обоих концах корпуса. Ее колода имела толщину 40 мм (1,6 дюйма). Башни ГК имели броню толщиной 250 мм. [ 10 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Строительство до 1907 года.

[ редактировать ]
Лотринген , незадолго до Первой мировой войны.

Lothringen был заложен 1 декабря 1902 года на верфи Schichau-Werke в Данциге под строительным номером 716. Пятая и последняя единица своего класса, она была заказана под контрактным названием «М» как новая единица для флота. [ с ] Лотринген был спущен на воду 27 мая 1904 года, и вступительную речь произнес принц Герман Гогенлоэ-Лангенбург , рейхсстатхальтер (имперский губернатор) Эльзаса-Лотарингии . Он был введен в состав флота 18 мая 1906 года, после чего приступил к ходовым испытаниям . Корабль официально присоединился ко 2-й боевой эскадре 1 июля. [ 11 ] [ 12 ]

В начале 1900-х годов немецкий флот проводил обширные учения и круизы за границу. Флот, включая Лотринген , начал свой обычный летний круиз в Норвегию в середине июля и присутствовал на дне рождения норвежского короля Хокона VII 3 августа. На следующий день немецкие корабли отправились в Гельголанд , чтобы присоединиться к проводимым там учениям. К 15 августа флот вернулся в Киль , где началась подготовка к осенним маневрам. 22–24 августа флот принял участие в учениях по высадке десанта в заливе Эккернфёрде под Килем. Маневры были приостановлены с 31 августа по 3 сентября, когда с 3 по 9 сентября флот принимал в Киле суда Дании и Швеции, а также российскую эскадру. Маневры возобновились 8 сентября и продолжались еще пять дней. [ 13 ]

Корабль участвовал в спокойном зимнем круизе в Каттегат и Скагеррак с 8 по 16 декабря. Первый квартал 1907 года прошел по предыдущей схеме, и 16 февраля Действующий боевой флот был переименован в Флот открытого моря . [ 14 ] Лотринген участвовал в фестивале, посвященном 300-летию со дня рождения голландского адмирала Мишеля де Рюйтера , направлявшегося из Киля во Влиссинген 19 марта 1907 года. [ 11 ] С конца мая по начало июня флот отправился в летний круиз по Северному морю, вернувшись в Балтийское море через Каттегат. Затем последовал очередной поход в Норвегию с 12 июля по 10 августа, после чего флот провел ежегодные осенние маневры, продолжавшиеся с 26 августа по 6 сентября. В учения входили учения по высадке десанта в северном Шлезвиге с участием IX корпуса . [ 15 ] В том же году Лотринген выиграл Kaiser's Schießpreis (приз за стрельбу) за выдающиеся достижения в артиллерийском искусстве во 2-й эскадрилье. [ 11 ]

Лотринген в порту, гр. 1908 год

В феврале 1908 года флот провел учения на Балтике. В июле Лотринген и остальная часть флота вышли в Атлантический океан для проведения крупного тренировочного похода. Принц Генрих , командующий флотом, настаивал на таком круизе в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот к заграничным операциям и разрушит монотонность тренировок в немецких водах, несмотря на напряженность в отношениях с Великобританией из-за развития англо-германских отношений. гонка военно-морских вооружений была высокой. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику через Ла-Манш . Флот вернулся в Германию 13 августа. Осенние маневры продолжались с 27 августа по 12 сентября. Позже в том же году флот совершил поездку по прибрежным немецким городам в рамках усилий по увеличению общественной поддержки военно-морских расходов. [ 16 ] Еще один поход в Атлантику был проведен с 7 июля по 1 августа 1909 года. На обратном пути в Германию Флот открытого моря был принят британским Королевским флотом в Спитхеде . [ 17 ]

Позже в том же году адмирал Хеннинг фон Хольцендорф командующим флотом стал . Срок пребывания Хольцендорфа ознаменовался стратегическими экспериментами из-за возросшей угрозы, которую представляло новейшее подводное оружие, а также из-за того, что новые «Нассау» линкоры класса были слишком широки, чтобы пройти через канал кайзера Вильгельма. Соответственно, 1 апреля 1910 года флот был переведен из Киля в Вильгельмсхафен. [ 18 ] В мае 1910 года флот провел учения в Каттегате. Они следовали стратегии Хольцендорфа, которая предусматривала втягивание Королевского флота в узкие воды. Ежегодный летний круиз был в Норвегию, за которым последовала тренировка флота, в ходе которой 29 августа в Данциге была проведена еще одна проверка флота. В конце года последовал учебный круиз по Балтике. В марте 1911 года флот провел учения в Скагерраке и Каттегате, а осенние маневры года ограничились Балтикой и Каттегатом. Еще один смотр флота был проведен во время учений для прибывшей австро-венгерской делегации, в которую входили эрцгерцог Франц Фердинанд и адмирал Рудольф Монтекукколи . [ 18 ]

Лотринген был отправлен в Малый пояс в феврале 1912 года для оказания помощи торговым судам, которым угрожал сильный морской лед и плохая погода. В середине 1912 года из-за Агадирского кризиса летний круиз был ограничен Балтикой, чтобы не подвергать флот опасности в период обострения напряженности в отношениях с Великобританией и Францией. Лотринген посетил Мемель с 3 по 7 августа того же года. 30 января 1913 года Хольцендорф был освобожден от должности командующего флотом, во многом из-за недовольства кайзера Вильгельма II его стратегическим видением. В конце августа в начале осенних маневров эскадра прошла через канал кайзера Вильгельма и достигла острова Гельголанд; Путешествие по каналу было примечательно тем, что канал был закрыт более года, а его расширили, чтобы обеспечить проход более крупным линкорам-дредноутам . В ноябре были проведены дальнейшие учения. [ 11 ] [ 19 ] [ 20 ]

Лотринген участвовал в церемониях в Зондербурге 2 мая 1914 года, посвященных 50-летию битвы при Диббёле во время Второй Шлезвигской войны ; к ней присоединились ее однотипные корабли «Гессен» и «Пройссен» , линкор «Шлезиен» и броненосный крейсер «Блюхер» . [ 19 ] [ 20 ] Корабль присутствовал во время круиза флота в Норвегию в июле 1914 года, который был прерван июльским кризисом , последовавшим за убийством австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда за месяц до этого и во время вызванного им роста международной напряженности. 25 июля экипаж корабля узнал об ультиматуме Австро-Венгрии Сербии ; На следующий день Лотринген покинул Норвегию, чтобы встретиться с остальным флотом. [ 21 ] Корабль планировалось вывести из эксплуатации 30 июля, но начало войны прервало этот план, и он остался в строю. [ 11 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Карта Северного и Балтийского морей 1911 года.

После начала войны в июле 1914 года немецкое командование разместило 2-ю эскадру в Немецкой бухте для защиты побережья Германии от крупного нападения Королевского флота, которое, по мнению немцев, было неизбежным. Лотринген и ее товарищи по эскадрилье были размещены в устье Эльбы для поддержки кораблей, несших патрульную службу в заливе. [ 22 ] Как только стало ясно, что британцы не будут атаковать Флот открытого моря, немцы начали серию операций, призванных выманить часть численно превосходящего Великого флота Великобритании и уничтожить ее. [ 23 ] Достигнув примерного равенства сил, немцы надеялись, что их флот сможет провести решающую битву в южной части Северного моря. [ 24 ]

Первой такой операцией с участием Флота открытого моря стал рейд на Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря 1914 года. [ 25 ] Основной флот действовал как дистанционная поддержка Контерадмирала (контр-адмирала) Франца фон Хиппера во эскадры линейных крейсеров время набегов на прибрежные города. Вечером 15 декабря флот подошел к изолированной эскадре из шести британских линкоров на расстояние 10 миль (19 км; 12 миль). Однако стычки между экранами эсминцев-соперников в темноте убедили командующего немецким флотом ваадмира Фридриха фон Ингеноля , что перед ним был развернут весь Великий флот. По приказу Вильгельма II избегать сражения, если победа не будет гарантирована, Ингеноль прервал бой и повернул боевой флот обратно в сторону Германии. [ 26 ]

В феврале 1916 года Адмиралштаб (штаб Адмиралтейства) решил, что дредноуты больше не являются эффективными боевыми кораблями перед лицом более современных кораблей, и поэтому корабли II эскадры были постепенно выведены из состава флота открытого моря и переведены исключительно на береговую оборону. пошлины в Датских проливах и Немецком заливе. Соответственно, « Лотринген» стал первым судном этого подразделения, выведенным 19 февраля, на котором были установлены противоторпедные сети для защиты от подводных лодок в замкнутых водах датских проливов. Кроме того, к тому времени она находилась в плохом состоянии и требовала капитального ремонта. После того, как они были завершены, он вернулся в строй 14 июля и в конце августа заменил Гессен в проливах. [ 11 ] [ 27 ]

Лотринген служил в роли сторожевого корабля в проливах до сентября 1917 года, когда его заменил линкор « Ганновер» . Лотринген направился в Вильгельмсхафен , где был выведен из эксплуатации 15 сентября. В течение следующего месяца он был разоружен и переоборудован в учебный корабль . Она приступила к службе в этой должности 16 октября в сокращенном составе. Помимо обучения новых экипажей, он использовался для обучения машинного персонала. Lothringen оставался в строю до конца войны 11 ноября 1918 года. С 17 ноября по 16 декабря он служил штаб-квартирой IV боевой эскадры . [ 8 ] [ 11 ]

Послевоенная карьера

[ редактировать ]

После поражения Германии в Первой мировой войне немецкий флот был реорганизован в Рейхсмарине в соответствии с Версальским договором . Новому военно-морскому флоту было разрешено сохранить восемь линкоров до дредноутов для береговой обороны в соответствии со статьей 181 , два из которых должны были находиться в резерве. [ 28 ] «Лотринген» был среди кораблей, выбранных для продолжения активной службы в недавно реформированной Рейхсмарине . [ 8 ] Как и ее сестра Пройссен , «Лотринген» был переоборудован в базовый корабль для тральщиков типа F на верфи «Рейхсмариневерфт» в Вильгельмсхафене в 1919 году; корабль был разоружен и установлены площадки для размещения тральщиков. [ 29 ]

Лотринген служил в этом качестве, перевозя четырнадцать F-лодок из 10-й полуфлотилии, пока не были завершены работы по тралению, требуемые Версальским договором. 2 марта 1920 года корабль был выведен в резерв и оставался в строю до 24 марта 1931 года, когда рейхспрезидент (президент королевства) Пауль фон Гинденбург издал приказ о ликвидации Лотрингена . он был исключен из военно-морского реестра Соответственно, 31 марта продала . Затем в том же году Рейхсмарине его, за вычетом брони, судоразрушателям за 269 650 рейхсмарок . Впоследствии Лотринген был разобран на металлолом ; место ее захоронения неизвестно. По словам военно-морского историка Эриха Грёнера , «Лотринген» был списан компанией «Блом и Фосс» в Гамбурге , но историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец утверждают, что он был списан в Вильгельмсхафене. [ 8 ] [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (английский: Корабль Его Величества ).
  2. ^ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно, а L / 40 обозначает длину орудия. В данном случае орудие L/40 имеет калибр 40 , то есть длина орудия в 40 раз больше его канала ствола . [ 6 ]
  3. ^ Немецкие военно-морские контракты были разрешены либо в качестве замены другого судна в реестре, обозначенного как « Эрзац [Название заменяемого корабля]», либо в качестве дополнения к утвержденной численности флота, обозначаемого одной буквой. Например, пять кораблей класса «Брауншвейг» были заказаны в соответствии с Военно-морским законом 1900 года, который удвоил количество линкоров, разрешенных для флота, и, таким образом, их контракты были заключены на отдельные буквы. [ 5 ]
  1. ^ Хервиг , стр. 43–44.
  2. ^ Персонал , с. 4.
  3. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 21–22.
  4. ^ Хервиг , с. 57.
  5. ^ Перейти обратно: а б Гренер , с. 18.
  6. ^ Грисмер , с. 177.
  7. ^ Это , с. 68.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Гренер , с. 20.
  9. ^ Додсон , с. 51.
  10. ^ Грёнер , с. 19.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , с. 235.
  12. ^ Грёнер , стр. 18, 20.
  13. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 5 , стр. 59–60.
  14. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , стр. 60.
  15. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 5 , стр. 60–61.
  16. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 238.
  17. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 2 , стр. 235, 238.
  18. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 240–241.
  19. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 248–249.
  20. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 243–244.
  21. ^ Шеер , с. 8.
  22. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 249.
  23. ^ Таррант , с. 27.
  24. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 136.
  25. ^ Таррант , с. 31.
  26. ^ Таррант , стр. 31–33.
  27. ^ Шеер , с. 140.
  28. ^ Сиехе , с. 218.
  29. ^ Грёнер , стр. 18–20.
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2014). «Последний из линии: немецкие линкоры классов Брауншвейг и Дойчланд». В Иордании, Джон; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 49–69. ISBN  978-1-59114-923-1 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0287-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0456-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-8364-9743-5 .
  • Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN  978-1-84476-299-6 .
  • Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Лондон: Касселл и компания. OCLC   2765294 .
  • Сиече, Эрвин (1980). "Германия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 218–254. ISBN  978-0-87021-913-9 .
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (1) . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-467-1 .
  • Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-6211-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdc5ad3e5df0d4463b2ca118164c8a55__1716921480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/55/cdc5ad3e5df0d4463b2ca118164c8a55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Lothringen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)