СМС Лорейн
История | |
---|---|
Германия | |
Имя | Лотарингия |
Тезка | Лорейн (« Лотринген » на немецком языке) |
Строитель | Шихау , Гданьск |
Заложен | 1 декабря 1902 г. |
Запущен | 27 мая 1904 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 мая 1906 г. |
Не работает | 2 марта 1920 г. |
пораженный | 31 марта 1931 г. |
Судьба | Списан в 1931 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Брауншвейг класса - линкор додредноутного |
Смещение |
|
Длина | 127,7 м (419 футов) ( длина ) |
Луч | 22,2 м (73 фута) |
Черновик | 8,1 м (27 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 5200 морских миль (9600 км; 6000 миль); 10 узлов (20 км/ч; 10 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
СМС Лорейн [ а ] был последним из пяти додредноутных линкоров класса Брауншвейг» « , построенных для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот). Заложен спущен в декабре 1902 года, на воду в мае 1904 года, вступил в строй в мае 1906 года. Назван в честь Лотрингена (ныне Лотарингия ), провинции Германской империи с 1871 по 1918 год. Корабль был вооружен батареей четыре 28-см (11 дюймов) орудия и имели максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч ; 21 миль в час ). Как и все другие дредноуты, построенные на рубеже веков, Лотринген быстро устарел после спуска на воду революционного HMS Dreadnought в декабре 1906 года; в результате ее карьера фронтового линкора оборвалась.
Лотрингена в мирное время была сосредоточена на учениях эскадрилий и флотов, а также на тренировочных походах со 2 - Карьера й боевой эскадрильей . Планировалось, что он будет выведен из эксплуатации в июле 1914 года и заменен более новыми линкорами-дредноутами , но начало Первой мировой войны в том же месяце помешало ей выйти на пенсию. Первые два года войны она провела в основном в качестве сторожевого корабля в Немецкой бухте . Она и остальная часть 2-й эскадрильи присоединились к дредноутам Флота открытого моря для поддержки рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби в декабре 1914 года. В плохом состоянии к 1916 году она была выведена из эксплуатации флота в феврале. После этого он патрулировал датские проливы , пока в сентябре 1917 года его не заменил линкор «Ганновер». Оставшуюся часть войны он провел в качестве разоруженного учебного корабля .
После войны Лотринген остался в составе реформированной Рейхсмарине и с 1919 по 1920 год был переоборудован в базу типа F. для тральщиков задачи по разминированию военных минных полей в Северном море После выполнения он был переведен в резерв в Март 1920 г. Корабль бездействовал в течение следующего десятилетия, был исключен из военно-морского реестра в марте 1931 г. и продан судоразделщикам позже в том же году.
Дизайн
[ редактировать ]С принятием Второго военно-морского закона под руководством вице-адмирала ( VAdm — вице-адмирал) Альфреда фон Тирпица в 1900 году было выделено финансирование для нового класса линкоров, который должен был прийти на смену Виттельсбах кораблям класса , разрешенным в соответствии с Военно-морским законом 1898 года. К этому времени компания Krupp , поставщик морской артиллерии Kaiserliche Marine (Императорский флот), разработала скорострельные 28-сантиметровые (11 дюймов) орудия; Самыми крупными орудиями, в которых ранее использовалась эта технология, были орудия калибра 24 см (9,4 дюйма), установленные на Wittelsbach s. Конструкторский отдел Reichsmarineamt ( Управление Имперского военно-морского флота) принял эти орудия на новые линкоры вместе с увеличением с 15 см (5,9 дюйма) до 17 см (6,7 дюйма) ПМК из-за возросшей угрозы со стороны торпедных катеров . поскольку торпеды стали более эффективными. [ 1 ] [ 2 ]
Хотя класс «Брауншвейг» представлял собой значительное улучшение по сравнению с более ранними немецкими линкорами, его конструкция стала жертвой быстрых темпов технологического развития в начале 1900-х годов. Британский линкор HMS Dreadnought, вооруженный десятью 12-дюймовыми (30,5 см) орудиями , был введен в строй в декабре 1906 года, всего через шесть месяцев после вступления Лотрингена в строй. [ 3 ] дредноута « Революционная конструкция сделала все крупные корабли немецкого военно-морского флота устаревшими, включая Лотринген» . [ 4 ]
Лотринген 127,7 м (419 футов) имел общую длину , ширину 22,2 м (73 фута) и осадку вперед 8,1 м (27 футов). Его водоизмещение 13 208 т (12 999 длинных тонн ) по проекту и 14 394 т (14 167 длинных тонн) при полной загрузке . Ее экипаж состоял из 35 офицеров и 708 рядовых. Корабль был оснащен тремя 3-цилиндровыми вертикальными двигателями тройного расширения, приводившими в движение три винта. Пар обеспечивался восемью корабельными и шестью цилиндрическими морскими котлами Scotch , все из которых сжигали уголь. Силовая установка Лотрингена кВт имела мощность 16 000 лошадиных сил (15 781 л.с.; 11 768 ) , что обеспечивало максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Он мог пройти 5200 морских миль (9600 км; 6000 миль) с крейсерской скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 5 ]
Лотрингена 28- см Вооружение состояло из главной батареи из четырёх (11 дюймов) орудий SK L/40 в спаренных орудийных башнях . [ б ] одна носовая часть и одна кормовая часть центральной надстройки . [ 7 ] Ее дополнительное вооружение состояло из четырнадцати 17-см (6,7-дюймовых) орудий SK L/40 в бронированных казематах и восемнадцати 8,8-см (3,45 дюйма) скорострельных орудий SK L/35 в одиночных шарнирных установках. Комплект вооружения дополнялся шестью торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) , все они были установлены погруженно в корпус. [ 8 ] Одна труба находилась в носовой части, по две на каждом борте и последняя труба находилась в корме. [ 9 ] Лотринген был защищен крупповской броней . Ее бронепояс имел толщину от 110 до 250 миллиметров (от 4,3 до 9,8 дюйма), с более тяжелой броней в центральной цитадели , которая защищала ее магазины и машинные отделения, и более тонкой обшивкой на обоих концах корпуса. Ее колода имела толщину 40 мм (1,6 дюйма). Башни ГК имели броню толщиной 250 мм. [ 10 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство до 1907 года.
[ редактировать ]Lothringen был заложен 1 декабря 1902 года на верфи Schichau-Werke в Данциге под строительным номером 716. Пятая и последняя единица своего класса, она была заказана под контрактным названием «М» как новая единица для флота. [ с ] Лотринген был спущен на воду 27 мая 1904 года, и вступительную речь произнес принц Герман Гогенлоэ-Лангенбург , рейхсстатхальтер (имперский губернатор) Эльзаса-Лотарингии . Он был введен в состав флота 18 мая 1906 года, после чего приступил к ходовым испытаниям . Корабль официально присоединился ко 2-й боевой эскадре 1 июля. [ 11 ] [ 12 ]
В начале 1900-х годов немецкий флот проводил обширные учения и круизы за границу. Флот, включая Лотринген , начал свой обычный летний круиз в Норвегию в середине июля и присутствовал на дне рождения норвежского короля Хокона VII 3 августа. На следующий день немецкие корабли отправились в Гельголанд , чтобы присоединиться к проводимым там учениям. К 15 августа флот вернулся в Киль , где началась подготовка к осенним маневрам. 22–24 августа флот принял участие в учениях по высадке десанта в заливе Эккернфёрде под Килем. Маневры были приостановлены с 31 августа по 3 сентября, когда с 3 по 9 сентября флот принимал в Киле суда Дании и Швеции, а также российскую эскадру. Маневры возобновились 8 сентября и продолжались еще пять дней. [ 13 ]
Корабль участвовал в спокойном зимнем круизе в Каттегат и Скагеррак с 8 по 16 декабря. Первый квартал 1907 года прошел по предыдущей схеме, и 16 февраля Действующий боевой флот был переименован в Флот открытого моря . [ 14 ] Лотринген участвовал в фестивале, посвященном 300-летию со дня рождения голландского адмирала Мишеля де Рюйтера , направлявшегося из Киля во Влиссинген 19 марта 1907 года. [ 11 ] С конца мая по начало июня флот отправился в летний круиз по Северному морю, вернувшись в Балтийское море через Каттегат. Затем последовал очередной поход в Норвегию с 12 июля по 10 августа, после чего флот провел ежегодные осенние маневры, продолжавшиеся с 26 августа по 6 сентября. В учения входили учения по высадке десанта в северном Шлезвиге с участием IX корпуса . [ 15 ] В том же году Лотринген выиграл Kaiser's Schießpreis (приз за стрельбу) за выдающиеся достижения в артиллерийском искусстве во 2-й эскадрилье. [ 11 ]
1908–1914
[ редактировать ]В феврале 1908 года флот провел учения на Балтике. В июле Лотринген и остальная часть флота вышли в Атлантический океан для проведения крупного тренировочного похода. Принц Генрих , командующий флотом, настаивал на таком круизе в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот к заграничным операциям и разрушит монотонность тренировок в немецких водах, несмотря на напряженность в отношениях с Великобританией из-за развития англо-германских отношений. гонка военно-морских вооружений была высокой. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику через Ла-Манш . Флот вернулся в Германию 13 августа. Осенние маневры продолжались с 27 августа по 12 сентября. Позже в том же году флот совершил поездку по прибрежным немецким городам в рамках усилий по увеличению общественной поддержки военно-морских расходов. [ 16 ] Еще один поход в Атлантику был проведен с 7 июля по 1 августа 1909 года. На обратном пути в Германию Флот открытого моря был принят британским Королевским флотом в Спитхеде . [ 17 ]
Позже в том же году адмирал Хеннинг фон Хольцендорф командующим флотом стал . Срок пребывания Хольцендорфа ознаменовался стратегическими экспериментами из-за возросшей угрозы, которую представляло новейшее подводное оружие, а также из-за того, что новые «Нассау» линкоры класса были слишком широки, чтобы пройти через канал кайзера Вильгельма. Соответственно, 1 апреля 1910 года флот был переведен из Киля в Вильгельмсхафен. [ 18 ] В мае 1910 года флот провел учения в Каттегате. Они следовали стратегии Хольцендорфа, которая предусматривала втягивание Королевского флота в узкие воды. Ежегодный летний круиз был в Норвегию, за которым последовала тренировка флота, в ходе которой 29 августа в Данциге была проведена еще одна проверка флота. В конце года последовал учебный круиз по Балтике. В марте 1911 года флот провел учения в Скагерраке и Каттегате, а осенние маневры года ограничились Балтикой и Каттегатом. Еще один смотр флота был проведен во время учений для прибывшей австро-венгерской делегации, в которую входили эрцгерцог Франц Фердинанд и адмирал Рудольф Монтекукколи . [ 18 ]
Лотринген был отправлен в Малый пояс в феврале 1912 года для оказания помощи торговым судам, которым угрожал сильный морской лед и плохая погода. В середине 1912 года из-за Агадирского кризиса летний круиз был ограничен Балтикой, чтобы не подвергать флот опасности в период обострения напряженности в отношениях с Великобританией и Францией. Лотринген посетил Мемель с 3 по 7 августа того же года. 30 января 1913 года Хольцендорф был освобожден от должности командующего флотом, во многом из-за недовольства кайзера Вильгельма II его стратегическим видением. В конце августа в начале осенних маневров эскадра прошла через канал кайзера Вильгельма и достигла острова Гельголанд; Путешествие по каналу было примечательно тем, что канал был закрыт более года, а его расширили, чтобы обеспечить проход более крупным линкорам-дредноутам . В ноябре были проведены дальнейшие учения. [ 11 ] [ 19 ] [ 20 ]
Лотринген участвовал в церемониях в Зондербурге 2 мая 1914 года, посвященных 50-летию битвы при Диббёле во время Второй Шлезвигской войны ; к ней присоединились ее однотипные корабли «Гессен» и «Пройссен» , линкор «Шлезиен» и броненосный крейсер «Блюхер» . [ 19 ] [ 20 ] Корабль присутствовал во время круиза флота в Норвегию в июле 1914 года, который был прерван июльским кризисом , последовавшим за убийством австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда за месяц до этого и во время вызванного им роста международной напряженности. 25 июля экипаж корабля узнал об ультиматуме Австро-Венгрии Сербии ; На следующий день Лотринген покинул Норвегию, чтобы встретиться с остальным флотом. [ 21 ] Корабль планировалось вывести из эксплуатации 30 июля, но начало войны прервало этот план, и он остался в строю. [ 11 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]После начала войны в июле 1914 года немецкое командование разместило 2-ю эскадру в Немецкой бухте для защиты побережья Германии от крупного нападения Королевского флота, которое, по мнению немцев, было неизбежным. Лотринген и ее товарищи по эскадрилье были размещены в устье Эльбы для поддержки кораблей, несших патрульную службу в заливе. [ 22 ] Как только стало ясно, что британцы не будут атаковать Флот открытого моря, немцы начали серию операций, призванных выманить часть численно превосходящего Великого флота Великобритании и уничтожить ее. [ 23 ] Достигнув примерного равенства сил, немцы надеялись, что их флот сможет провести решающую битву в южной части Северного моря. [ 24 ]
Первой такой операцией с участием Флота открытого моря стал рейд на Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря 1914 года. [ 25 ] Основной флот действовал как дистанционная поддержка Контерадмирала (контр-адмирала) Франца фон Хиппера во эскадры линейных крейсеров время набегов на прибрежные города. Вечером 15 декабря флот подошел к изолированной эскадре из шести британских линкоров на расстояние 10 миль (19 км; 12 миль). Однако стычки между экранами эсминцев-соперников в темноте убедили командующего немецким флотом ваадмира Фридриха фон Ингеноля , что перед ним был развернут весь Великий флот. По приказу Вильгельма II избегать сражения, если победа не будет гарантирована, Ингеноль прервал бой и повернул боевой флот обратно в сторону Германии. [ 26 ]
В феврале 1916 года Адмиралштаб (штаб Адмиралтейства) решил, что дредноуты больше не являются эффективными боевыми кораблями перед лицом более современных кораблей, и поэтому корабли II эскадры были постепенно выведены из состава флота открытого моря и переведены исключительно на береговую оборону. пошлины в Датских проливах и Немецком заливе. Соответственно, « Лотринген» стал первым судном этого подразделения, выведенным 19 февраля, на котором были установлены противоторпедные сети для защиты от подводных лодок в замкнутых водах датских проливов. Кроме того, к тому времени она находилась в плохом состоянии и требовала капитального ремонта. После того, как они были завершены, он вернулся в строй 14 июля и в конце августа заменил Гессен в проливах. [ 11 ] [ 27 ]
Лотринген служил в роли сторожевого корабля в проливах до сентября 1917 года, когда его заменил линкор « Ганновер» . Лотринген направился в Вильгельмсхафен , где был выведен из эксплуатации 15 сентября. В течение следующего месяца он был разоружен и переоборудован в учебный корабль . Она приступила к службе в этой должности 16 октября в сокращенном составе. Помимо обучения новых экипажей, он использовался для обучения машинного персонала. Lothringen оставался в строю до конца войны 11 ноября 1918 года. С 17 ноября по 16 декабря он служил штаб-квартирой IV боевой эскадры . [ 8 ] [ 11 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]После поражения Германии в Первой мировой войне немецкий флот был реорганизован в Рейхсмарине в соответствии с Версальским договором . Новому военно-морскому флоту было разрешено сохранить восемь линкоров до дредноутов для береговой обороны в соответствии со статьей 181 , два из которых должны были находиться в резерве. [ 28 ] «Лотринген» был среди кораблей, выбранных для продолжения активной службы в недавно реформированной Рейхсмарине . [ 8 ] Как и ее сестра Пройссен , «Лотринген» был переоборудован в базовый корабль для тральщиков типа F на верфи «Рейхсмариневерфт» в Вильгельмсхафене в 1919 году; корабль был разоружен и установлены площадки для размещения тральщиков. [ 29 ]
Лотринген служил в этом качестве, перевозя четырнадцать F-лодок из 10-й полуфлотилии, пока не были завершены работы по тралению, требуемые Версальским договором. 2 марта 1920 года корабль был выведен в резерв и оставался в строю до 24 марта 1931 года, когда рейхспрезидент (президент королевства) Пауль фон Гинденбург издал приказ о ликвидации Лотрингена . он был исключен из военно-морского реестра Соответственно, 31 марта продала . Затем в том же году Рейхсмарине его, за вычетом брони, судоразрушателям за 269 650 рейхсмарок . Впоследствии Лотринген был разобран на металлолом ; место ее захоронения неизвестно. По словам военно-морского историка Эриха Грёнера , «Лотринген» был списан компанией «Блом и Фосс» в Гамбурге , но историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец утверждают, что он был списан в Вильгельмсхафене. [ 8 ] [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (английский: Корабль Его Величества ).
- ^ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно, а L / 40 обозначает длину орудия. В данном случае орудие L/40 имеет калибр 40 , то есть длина орудия в 40 раз больше его канала ствола . [ 6 ]
- ^ Немецкие военно-морские контракты были разрешены либо в качестве замены другого судна в реестре, обозначенного как « Эрзац [Название заменяемого корабля]», либо в качестве дополнения к утвержденной численности флота, обозначаемого одной буквой. Например, пять кораблей класса «Брауншвейг» были заказаны в соответствии с Военно-морским законом 1900 года, который удвоил количество линкоров, разрешенных для флота, и, таким образом, их контракты были заключены на отдельные буквы. [ 5 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хервиг , стр. 43–44.
- ^ Персонал , с. 4.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 21–22.
- ^ Хервиг , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Гренер , с. 18.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Это , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гренер , с. 20.
- ^ Додсон , с. 51.
- ^ Грёнер , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , с. 235.
- ^ Грёнер , стр. 18, 20.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 5 , стр. 59–60.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , стр. 60.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 5 , стр. 60–61.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 238.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 2 , стр. 235, 238.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 240–241.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 248–249.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 243–244.
- ^ Шеер , с. 8.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 7 , стр. 249.
- ^ Таррант , с. 27.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 136.
- ^ Таррант , с. 31.
- ^ Таррант , стр. 31–33.
- ^ Шеер , с. 140.
- ^ Сиехе , с. 218.
- ^ Грёнер , стр. 18–20.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2014). «Последний из линии: немецкие линкоры классов Брауншвейг и Дойчланд». В Иордании, Джон; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 49–69. ISBN 978-1-59114-923-1 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0287-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0456-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Лондон: Касселл и компания. OCLC 2765294 .
- Сиече, Эрвин (1980). "Германия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 218–254. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (1) . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-6211-8 .