Jump to content

СМС Эльзас

Эльзас в стадии реализации c. 1904–1908 гг.
История
Германия
Имя Эльзасс
Тезка Эльзас
Строитель Завод Шихау , Гданьск
Заложен 26 мая 1901 г.
Запущен 26 мая 1903 г.
Введен в эксплуатацию 29 ноября 1904 г.
Выведен из эксплуатации 25 февраля 1930 г.
пораженный 31 марта 1931 г.
Судьба Списан в 1936 году.
Общие характеристики
Класс и тип Брауншвейг класса - линкор додредноутного
Смещение
Длина 127,7 м (419 футов)
Луч 22,2 м (72 фута 10 дюймов)
Черновик 8,1 м (26 футов 7 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час)
Диапазон 5200 миль (9600 км; 6000 миль); 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить
  • 35 офицеров
  • 708 военнослужащих
Вооружение
Броня

СМС Эльзас [ а ] был вторым из пяти додредноутных линкоров класса «Брауншвейг» в составе Германии Императорского флота . Он был заложен в мае 1901 года, спущен на воду в мае 1903 года и вступил в строй в ноябре 1904 года, однако авария во время ходовых испытаний отложила его завершение до мая 1905 года. Он был назван в честь немецкой провинции Эльзас , ныне французского региона Эльзас . Ее родственными кораблями были Брауншвейг , Гессен , Пройссен и Лотринген . Корабль был вооружен батареей из четырех 28-см (11 дюймов) орудий и имел максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Как и все другие дредноуты, построенные на рубеже веков, «Эльзасс» быстро устарел после спуска на воду революционного HMS Dreadnought в 1906 году; в результате ее карьера фронтового линкора оборвалась.

После ввода в строй корабль служил во II-й эскадре немецкого флота и в этот период проходил обширную ежегодную подготовку, а также совершал визиты доброй воли в зарубежные страны. Превзойденный новыми линкорами-дредноутами , «Эльзасс» был выведен из эксплуатации в 1913 году, хотя год спустя, после начала Первой мировой войны, он был вновь задействован и назначен в IV боевую эскадру . Эльзасс участвовал в боевых действиях в Балтийском море против российского флота . В августе 1915 года участвовала в сражении в Рижском заливе , в ходе которого вступила в бой с русским линкором «Слава» . В 1916 году он был выведен в резерв из-за нехватки экипажа и угрозы со стороны британских подводных лодок, действующих на Балтике, и остаток войны провел в качестве учебного корабля .

Он был сохранен после войны по условиям Версальского договора и модернизирован в 1923–1924 годах. Эльзасс служила в Рейхсмарине в составе надводного флота до 1930 года, проводя учебные операции и посещая иностранные порты, как и ранее в своей карьере. В 1930 году его вновь вывели в резерв, а в следующем году исключили из военно-морского счёта . Эльзасс некоторое время использовался в качестве громады в Вильгельмсхафене. Устаревший линкор был продан компании Norddeutscher Lloyd в конце 1935 года и разобран на металлолом в следующем году .

План и профиль Брауншвейгского класса .

С принятием Второго военно-морского закона под руководством вице-адмирала ( VAdm — вице-адмирал) Альфреда фон Тирпица в 1900 году было выделено финансирование для нового класса линкоров, который должен был прийти на смену Виттельсбах кораблям класса , разрешенным в соответствии с Военно-морским законом 1898 года. К этому времени компания Krupp , поставщик морской артиллерии Kaiserliche Marine (Императорский флот), разработала скорострельные 28-сантиметровые (11 дюймов) орудия; Самыми крупными орудиями, в которых ранее использовалась эта технология, были орудия калибра 24 см (9,4 дюйма), установленные на Wittelsbach s. Конструкторский отдел Reichsmarineamt ( Управление Имперского военно-морского флота) принял эти орудия на новые линкоры вместе с увеличением с 15 см (5,9 дюйма) до 17 см (6,7 дюйма) ПМК из-за возросшей угрозы со стороны торпедных катеров . поскольку торпеды стали более эффективными. [ 1 ] [ 2 ]

Хотя класс «Брауншвейг» представлял собой значительное улучшение по сравнению с более ранними немецкими линкорами, его конструкция стала жертвой быстрых темпов технологического развития в начале 1900-х годов. Британский линкор HMS Dreadnought , вооруженный десятью 12-дюймовыми (30,5 см) орудиями, был введен в строй в декабре 1906 года. [ 3 ] всего через год после того, как Эльзасс поступил на вооружение. [ 4 ] Революционная конструкция « Дредноута » сделала все крупные корабли немецкого флота устаревшими, включая «Эльзасс» . [ 5 ]

Эльсасс 127,7 м (419 футов) имел общую длину , ширину 22,2 м (72 фута 10 дюймов) и осадку 8,1 м (26 футов 7 дюймов) вперед. Его водоизмещение 13 208 т (12 999 длинных тонн ) по проекту и 14 394 т (14 167 длинных тонн) при полной загрузке . Ее экипаж состоял из 35 офицеров и 708 рядовых. Корабль был оснащен тремя 3-цилиндровыми вертикальными двигателями тройного расширения, приводившими в движение три винта. Пар обеспечивался восемью корабельными и шестью цилиндрическими котлами , все из которых сжигали уголь. Силовая установка Эльзасса ( имела номинальную мощность 16 000 лошадиных сил (12 000 кВт ), что обеспечивало расчетную максимальную скорость 18 узлов 33 км/ч; 21 миля в час). Он мог пройти 5200 морских миль (9600 км; 6000 миль) с крейсерской скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 6 ]

Эльзасса 28 - Вооружение состояло из главной батареи из четырех см (11 дюймов) орудий SK L/40 в двухорудийных башнях . [ б ] одна носовая часть и одна кормовая часть центральной надстройки . [ 8 ] Ее дополнительное вооружение состояло из четырнадцати 17-см (6,7-дюймовых) орудий SK L/40 и восемнадцати 8,8-см (3,5-дюймовых) скорострельных орудий SK L/35. диаметром 45 см (17,7 дюйма) Ее вооружение было дополнительно увеличено за счет шести торпедных аппаратов , все они были установлены погруженно в корпус. [ 9 ] Одна труба находилась в носовой части, по две на каждом борте и последняя труба находилась в корме. [ 10 ] Эльзасс был защищен крупповской броней . Ее броневой пояс имел толщину от 110 до 250 миллиметров (от 4,3 до 9,8 дюйма), с более тяжелой броней в центральной цитадели , которая защищала ее магазины и машинные отделения, и более тонкой обшивкой на обоих концах корпуса. Ее колода имела толщину 40 мм (1,6 дюйма). Башни ГК имели броню толщиной 250 мм. [ 11 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Довоенная карьера

[ редактировать ]
Эльзасс на стапеле перед спуском на воду

«Эльзасс» был заложен 26 мая 1901 года на верфи «Шихау-Верке» в Данциге под строительным номером 97. Вторая единица своего класса, она была заказана под контрактным названием «J» как новая единица для флота. «Эльзасс» был спущен на воду 26 мая 1903 года, и на церемонии спуска на воду присутствовал Герман цу Гогенлоэ-Лангенбург , рейхсстатхальтер (губернатор) одноименной провинции . Корабль был переведен в Киль 26 октября 1904 года командой верфи. Он был принят в состав флота 29 ноября 1904 года и после этого приступил к ходовым испытаниям . Они были прерваны 15 декабря, когда у корабля сломался руль , что вынудило его вернуться на ремонт, который длился до февраля 1905 года. Затем Эльзасс вернулся к испытаниям, которые завершились к маю. После этого она присоединилась ко II эскадрилье , заменив старый корабль береговой обороны Frithjof . [ 4 ] [ 12 ] Первым ее командиром тогда был капитан-капитан на море ( KzS —Captain at Sea) Гуго фон Поль , который оставался на этой должности до сентября 1905 года. [ 13 ]

В течение следующих нескольких лет Эльзасс и остальная часть флота занимались режимом тренировок мирного времени, который состоял из тренировок эскадрилий и флота в апреле и мае, а также крупного похода флота летом, за которым следовали ежегодные осенние маневры с участием всего флота. Август и сентябрь. Год обычно завершался зимним тренировочным круизом. [ 14 ] Для Эльзасс ее карьера началась с подготовки эскадры в Северном и Балтийском морях в мае 1905 года, за которой последовал летний круиз в июле и августе. [ 4 ] В августе, перед ежегодными маневрами флота, британский флот Ла-Манша посетил немецкий флот в Свинемюнде . [ 14 ] КзС Густав Бахманн принял командование кораблем в сентябре. [ 13 ] 1906 год прошел по той же схеме, завершившись в декабре учениями флота в Северном море, а затем вернулся в Киль. [ 15 ] Дальнейшие маневры в Северном море занимали флот большую часть первой половины 1907 года, за ними последовал летний круиз в Норвегию и ежегодные осенние маневры в августе и сентябре. [ 16 ] KzS Рейнхард Шеер заменил Бахмана в октябре 1907 года. [ 13 ] Зимний круиз в том году отправился на Балтику. [ 4 ]

Раздача чая на корабле, стоящем перед Травемюнде (1908 г.)

произошла серьезная авария 28 апреля 1908 года на борту «Эльзасса» , когда взорвался снаряд. Трое мужчин были убиты и еще шестеро ранены. [ 4 ] В 1908 и 1909 годах флот, переименованный в Флот открытого моря , совершил крупные круизы в Атлантический океан. Во время первого, начавшегося 13 июля 1908 года, Эльзас останавливался в Лас-Пальмасе с 23 июля по 1 августа, а 13 августа вернулся в Германию для осенних маневров. Круиз 1909 года начался 7 июля и продлился до 1 августа и включал посещение Эль-Феррола в Испании с 18 по 25 июля. [ 4 ] [ 16 ] В сентябре KzS Хуберт фон Ребер-Пашвиц сменил Шеера на посту командира корабля. [ 13 ] В 1910 году индивидуальная подготовка, подготовка эскадрилий и флота проходила по той же схеме, что и в предыдущие годы. Для летних круизов 1910 и 1911 годов немецкий флот заходил в воды Норвегии; оба года также прошли зимние круизы по западной части Балтики. [ 17 ] [ 16 ] 14 декабря 1910 года во время индивидуального обучения « Эльзасс» столкнулся с линкором « Швабен» , однако ни один из кораблей серьёзно не пострадал. [ 4 ] КзС Карл Шауман принял командование кораблем в сентябре 1911 года, но оставался им всего месяц, а его сменил КзС Хуго Лангемак . в октябре [ 13 ] Эльзасс был переведен в I эскадру 3 октября, поменявшись местами с линкором Schlesien . [ 4 ]

23 марта 1912 года во время тренировок флота « Эльзасс» случайно столкнулся со шведским пароходом «Поллукс » в сильном тумане у западного входа в Скагеррак . «Полукс» сильно пострадал в результате аварии и затонул, хотя «Эльзасс» смогла покинуть свой экипаж. В апреле «Эльзас» служил кораблём-мишенью во время огневых тренировок с броненосным крейсером «Блюхер» в демонстрации, проходившей у Фарерских островов . 29 числа новый линкор-дредноут «Ольденбург» » пришел в I эскадре на смену « Эльзассу , экипаж которого был сокращен. 24 августа корабль снова получил свой полный состав, что позволило Эльзассу принять участие в ежегодных маневрах с недавно сформированной III эскадрильей . [ 4 ] Она также перешла под временное командование KzS Leberecht Maass . [ 13 ] После учений эскадрилья была расформирована, а 29 сентября «Эльзасс» снова сократила свой экипаж. Она вернулась в действительную военную службу 1 декабря, когда была направлена ​​в V дивизию III эскадры вместе со своим однотипным кораблем «Брауншвейг» и новым дредноутом «Кайзер» . Корабли начали год с индивидуальной подготовки, за которой в январе 1913 года последовали дивизионные учения на Балтике. В начале марта учения флота прошли в Северном море. Эльзасс была отправлена ​​в Киль 17 марта, чтобы начать подготовку к ее выводу из состава дивизии, поскольку ее место в дивизии занял новый дредноут « Кайзерин» . 13 мая «Эльзасс» был выведен из эксплуатации и переведен в Резервную дивизию Балтийского моря. С 15 октября он был назначен на Marinestation der Ostsee (Военно-морская база Балтийского моря). [ 18 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Карта Северного и Балтийского морей 1911 года.

28 июля 1914 года союзник Германии Австро-Венгрия объявила войну Сербии , положив начало Первой мировой войне . Три дня спустя Эльзас была возобновлена, когда европейские державы приближались к войне, и ее направили в IV боевую эскадрилью . [ 19 ] В состав отряда также входили ее однотипный корабль «Брауншвейг» и пять линкоров класса «Виттельсбах» , им командовал вице-адмирал Эрхард Шмидт . [ 20 ] Эльзасс приступил к индивидуальному, а затем и к эскадрильному обучению, которое продолжалось до начала сентября. Учения были прерваны 26 августа, когда эскадра и броненосные крейсеры « Роон» и «Принц Адальберт» , а также легкий крейсер «Газель» были отправлены на спасение севшего на мель легкого крейсера «Магдебург» , севшего на мель у острова Оденсхольм в восточной части Балтики. Однако к 28 августа экипаж корабля был вынужден взорвать взрывчатку, чтобы разрушить Магдебург до прибытия сил помощи. В результате Брауншвейг и остальная часть эскадрильи в тот же день вернулись на Борнхольм . [ 19 ]

Начиная со 2 сентября IV эскадрилья при поддержке Блюхера провела зачистку Балтики. Операция продолжалась до 9 сентября и не сумела ввести в бой части российского флота. [ 21 ] С 11 по 20 сентября Эльзас и остальная часть дивизии были переброшены в устье Эльбы для обеспечения местной обороны от возможных атак британцев. [ 19 ] Позже в том же месяце корабли IV эскадры были переведены обратно на Балтику. Армия потребовала, чтобы флот провел демонстрацию , чтобы сохранить российские резервы вдоль побережья Балтийского моря, вместо того, чтобы позволить русским перебросить их в Галицию . Старые линкоры V боевой эскадры были отправлены в Данциг для посадки сухопутных войск, а Брауншвейг и IV эскадра двинулись вперед. Однако операция была досрочно отменена после того, как британские подводные лодки сообщалось, что в Балтийском море были замечены . Две эскадрильи встретились у Борнхольма, а затем направились в Киль и прибыли 26 сентября. [ 22 ]

Эльзасс вернулся на Эльбу с 5 декабря по 1 марта 1915 года с плановым периодическим обслуживанием с 24 по 28 февраля. После того, как обязанности сторожевого корабля на Эльбе закончились, с 1 по 9 марта его ненадолго перевели на Шиллиг-Роудс , недалеко от Вильгельмсхафена. Начиная со 2 апреля, Elsass начала учения на Балтике, после чего последовал еще один период верфи с 26 апреля по 16 мая на Kaiserliche Werft (Императорская верфь) в Киле. 27 мая она вернулась для обеспечения береговой обороны на Эльбе. [ 19 ] 4 июля 1915 года, после гибели минного крейсера «Альбатрос» на Балтике, корабли IV эскадры были переброшены для усиления немецких военно-морских сил в этом районе. Кроме того, армия запросила военно-морскую поддержку Неманской армии , действовавшей в Курляндии . [ 23 ] [ 24 ] 7–11 и 18–19 июля немецкие крейсеры при поддержке кораблей IV эскадры провели зачистку Балтики, не вступая в бой с русскими войсками. В ходе последней операции « Эльзасс» столкнулся с торпедным катером G175 , однако тот нанес лишь незначительные повреждения. [ 25 ] [ 26 ]

В августе 1915 года немецкий флот попытался очистить Рижский залив от русских военно-морских сил, чтобы помочь немецкой армии, наступавшей тогда на город. К IV эскадре присоединилась I эскадра, которая состояла из восьми «Нассау» и «Гельголанд» линкоров типа из состава Флота открытого моря, а также трёх линейных крейсеров и множества кораблей меньшего размера. Оперативной группой командовал вице-адмирал Франц фон Хиппер , однако оперативное командование осталось за Шмидтом. [ 25 ] Утром 8 августа немецкий флот совершил первый бросок в Персидский залив. Эльзасу и Брауншвейгу было поручено атаковать российский дредноут «Слава», чтобы не дать ей сорвать работу немецких тральщиков. Немецкие корабли атаковали «Славу» и канонерскую лодку «Храбры» . с дальней дистанции безрезультатно [ 26 ] Когда стало ясно, что тральщикам не удастся разминировать минное поле до наступления темноты, Шмидт отменил попытку. [ 27 ] Вторая попытка была предпринята 16 августа. Эльзасс остался за пределами Персидского залива, а дредноуты «Нассау» и «Позен» расправились со «Славой» . [ 28 ] К 19 августа российские минные поля были разминированы, и флотилия вошла в Персидский залив. Однако сообщения о подводных лодках союзников в этом районе побудили немецкий флот на следующий день отменить операцию. [ 29 ]

После операции Эльзас остался в Либаве , а 18 декабря IV эскадрилья была расформирована. Находясь в Либаве, «Эльзасс» некоторое время с января по март 1916 года служил командным кораблем вице -адмирала Фридриха Шульца , Befehlshaber der Aufklärungsschiffe der Ostsee (командующий разведывательными силами на Балтике), с января по март 1916 года. К тому времени «Брауншвейг» , который был модифицирован в Киле в качестве командирского корабля Шульца прибыл на смену Эльзассу . Нехватка экипажей вынудила военно-морской флот сократить экипажи обоих кораблей до такой степени, что они были способны обеспечивать только локальную защиту гавани. 10 июля «Эльзасс» была переведена обратно в Киль, откуда через четыре дня ее экипаж был переведен на ее сестру Лотринген . Elsass был доставлен на верфь в Киле для ремонта, а затем вернулся в строй 25 июля в качестве стационарного учебного корабля, приписанного к I морской инспекции. Он оставался в Киле до вывода из эксплуатации 20 июня 1918 года. Корабль прошел капитальный ремонт и вернулся к учебной службе в октябре, хотя в следующем месяце Германия капитулировала. [ 26 ]

Послевоенная карьера

[ редактировать ]
Эльзас в Киле в 1926 году.

, Версальский договор положивший конец войне, предусматривал, что Германии было разрешено сохранить шесть линкоров старого типа « Дойчланд или Лотринген ». [ 30 ] «Эльзасс» сохранялся и использовался в качестве учебного корабля в составе немецкого флота, который был переименован в « Рейхсмарине» . [ 9 ] В 1923 году стареющий корабль прошел капитальный ремонт. Эльзасс был поставлен в сухой док на верфи Рейхсмарине в Вильгельмсхафене. [ 6 ] где была перестроена боевая рубка . Работы были завершены в следующем году. [ 9 ] Он был повторно введен в строй 15 февраля 1924 года с частичным экипажем. Приписанный к Linienschiffsdivision (Дивизия линкоров) Seestreitkräfte der Nordsee (Военно-морские силы Северного моря) и базирующийся в Вильгельмсхафене, корабль получил полный экипаж к 1 апреля. В июле он присоединился к остальному флоту для крупного тренировочного круиза в Атлантике, который включал остановку в Виго , Испания, с 6 по 13 июля. В 1925 году «Эльзасс» и линкор «Ганновер» посетили Осло , Норвегия, с 19 по 24 июня, хотя «Эльзасс» в одиночку проследовал в Одду , где оставался с 26 по 30 июня. [ 26 ]

1 октября корабль был передан Seestreitkräfte der Ostsee (Военно-морские силы Балтийского моря), базировавшемуся в Киле. флот отправился в еще один крупный круиз по Атлантике и Средиземному морю В мае и июне 1926 года ; Во время путешествия Эльзас совершил заходы в несколько испанских портов, включая Маон , Барселону и Виго. Еще один круиз последовал в следующем году в апреле и мае с остановками в Вилагарсиа , Испания, Сан-Висенте, Мадейре , Санта-Крус-де-Тенерифе и Санта-Крус-де-Ла-Пальма на Канарских островах , Орте и Понта-Делгаде на Азорских островах и в Лиссабоне , Португалия. . В 1928 году Эльзасс посетил Ульвик и Берген в Норвегии в июле и Скаген в Дании в сентябре. Зима 1928–1929 годов оказалась особенно холодной, и «Эльзас» и линкор «Шлезвиг-Гольштейн» были задействованы в качестве ледоколов ; два корабля помогли освободить из тяжелого льда 65 торговых судов. В марте 1929 года «Эльзасс» также выполнял ледокольные работы у побережья Гедсера , Дания. [ 31 ]

В апреле 1929 года флот отправился в очередной круиз по Атлантике, и Эльзасс совершил заходы в Вильягарсию и А-Побра-ду-Караминьял в Испании. Той осенью корабль посетил Карлскруну , Швеция. [ 32 ] Эльзасс был выведен из действительной службы 25 февраля 1930 года. Он был исключен из военно-морского регистра 31 марта 1931 года и служил корпусом в Вильгельмсхафене до 31 октября 1935 года, когда Рейхсмарине продала его Technischer Betrieb des Norddeutscher Lloyd . В следующем году Эльсасс был разобран на металлолом. [ 9 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (английский: Корабль Его Величества ).
  2. ^ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно, а L / 40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет 40 калибров , а это означает, что длина пушки в 40 раз больше ее диаметра. [ 7 ]
  1. ^ Хервиг , стр. 43–44.
  2. ^ Персонал , с. 4.
  3. ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 21–22.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 34.
  5. ^ Хервиг , с. 57.
  6. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 18.
  7. ^ Грисмер , с. 177.
  8. ^ Это , с. 68.
  9. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 20.
  10. ^ Додсон , с. 51.
  11. ^ Грёнер , с. 19.
  12. ^ Грёнер , стр. 18, 20.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 33.
  14. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , с. 113.
  15. ^ Персонал , с. 7.
  16. ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 8.
  17. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 114.
  18. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 34–35.
  19. ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 35.
  20. ^ Шеер , с. 15.
  21. ^ Халперн , с. 185.
  22. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 114–115.
  23. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 35–36.
  24. ^ Халперн , с. 195.
  25. ^ Jump up to: а б Халперн , с. 196.
  26. ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 36.
  27. ^ Халперн , стр. 196–197.
  28. ^ Халперн , с. 197.
  29. ^ Халперн , стр. 197–198.
  30. ^ Версальский договор, раздел II: Морские положения, статья 181.
  31. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 36–37.
  32. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 37.
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2014). «Последний из линии: немецкие линкоры классов Брауншвейг и Дойчланд». В Иордании, Джон; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 49–69. ISBN  978-1-59114-923-1 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-8364-9743-5 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0211-4 .
  • Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN  978-1-84476-299-6 .
  • Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Лондон: Касселл и компания. OCLC   2765294 .
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (1) . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-467-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-6211-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5c054d5904957f7d087b239afab0b74__1719258360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/74/e5c054d5904957f7d087b239afab0b74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Elsass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)