СМС Эльзас
![]() Эльзас в стадии реализации c. 1904–1908 гг.
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Эльзасс |
Тезка | Эльзас |
Строитель | Завод Шихау , Гданьск |
Заложен | 26 мая 1901 г. |
Запущен | 26 мая 1903 г. |
Введен в эксплуатацию | 29 ноября 1904 г. |
Выведен из эксплуатации | 25 февраля 1930 г. |
пораженный | 31 марта 1931 г. |
Судьба | Списан в 1936 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Брауншвейг класса - линкор додредноутного |
Смещение |
|
Длина | 127,7 м (419 футов) |
Луч | 22,2 м (72 фута 10 дюймов) |
Черновик | 8,1 м (26 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность | |
Движение |
|
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 5200 миль (9600 км; 6000 миль); 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
СМС Эльзас [ а ] был вторым из пяти додредноутных линкоров класса «Брауншвейг» в составе Германии Императорского флота . Он был заложен в мае 1901 года, спущен на воду в мае 1903 года и вступил в строй в ноябре 1904 года, однако авария во время ходовых испытаний отложила его завершение до мая 1905 года. Он был назван в честь немецкой провинции Эльзас , ныне французского региона Эльзас . Ее родственными кораблями были Брауншвейг , Гессен , Пройссен и Лотринген . Корабль был вооружен батареей из четырех 28-см (11 дюймов) орудий и имел максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Как и все другие дредноуты, построенные на рубеже веков, «Эльзасс» быстро устарел после спуска на воду революционного HMS Dreadnought в 1906 году; в результате ее карьера фронтового линкора оборвалась.
После ввода в строй корабль служил во II-й эскадре немецкого флота и в этот период проходил обширную ежегодную подготовку, а также совершал визиты доброй воли в зарубежные страны. Превзойденный новыми линкорами-дредноутами , «Эльзасс» был выведен из эксплуатации в 1913 году, хотя год спустя, после начала Первой мировой войны, он был вновь задействован и назначен в IV боевую эскадру . Эльзасс участвовал в боевых действиях в Балтийском море против российского флота . В августе 1915 года участвовала в сражении в Рижском заливе , в ходе которого вступила в бой с русским линкором «Слава» . В 1916 году он был выведен в резерв из-за нехватки экипажа и угрозы со стороны британских подводных лодок, действующих на Балтике, и остаток войны провел в качестве учебного корабля .
Он был сохранен после войны по условиям Версальского договора и модернизирован в 1923–1924 годах. Эльзасс служила в Рейхсмарине в составе надводного флота до 1930 года, проводя учебные операции и посещая иностранные порты, как и ранее в своей карьере. В 1930 году его вновь вывели в резерв, а в следующем году исключили из военно-морского счёта . Эльзасс некоторое время использовался в качестве громады в Вильгельмсхафене. Устаревший линкор был продан компании Norddeutscher Lloyd в конце 1935 года и разобран на металлолом в следующем году .
Дизайн
[ редактировать ]
С принятием Второго военно-морского закона под руководством вице-адмирала ( VAdm — вице-адмирал) Альфреда фон Тирпица в 1900 году было выделено финансирование для нового класса линкоров, который должен был прийти на смену Виттельсбах кораблям класса , разрешенным в соответствии с Военно-морским законом 1898 года. К этому времени компания Krupp , поставщик морской артиллерии Kaiserliche Marine (Императорский флот), разработала скорострельные 28-сантиметровые (11 дюймов) орудия; Самыми крупными орудиями, в которых ранее использовалась эта технология, были орудия калибра 24 см (9,4 дюйма), установленные на Wittelsbach s. Конструкторский отдел Reichsmarineamt ( Управление Имперского военно-морского флота) принял эти орудия на новые линкоры вместе с увеличением с 15 см (5,9 дюйма) до 17 см (6,7 дюйма) ПМК из-за возросшей угрозы со стороны торпедных катеров . поскольку торпеды стали более эффективными. [ 1 ] [ 2 ]
Хотя класс «Брауншвейг» представлял собой значительное улучшение по сравнению с более ранними немецкими линкорами, его конструкция стала жертвой быстрых темпов технологического развития в начале 1900-х годов. Британский линкор HMS Dreadnought , вооруженный десятью 12-дюймовыми (30,5 см) орудиями, был введен в строй в декабре 1906 года. [ 3 ] всего через год после того, как Эльзасс поступил на вооружение. [ 4 ] Революционная конструкция « Дредноута » сделала все крупные корабли немецкого флота устаревшими, включая «Эльзасс» . [ 5 ]
Эльсасс 127,7 м (419 футов) имел общую длину , ширину 22,2 м (72 фута 10 дюймов) и осадку 8,1 м (26 футов 7 дюймов) вперед. Его водоизмещение 13 208 т (12 999 длинных тонн ) по проекту и 14 394 т (14 167 длинных тонн) при полной загрузке . Ее экипаж состоял из 35 офицеров и 708 рядовых. Корабль был оснащен тремя 3-цилиндровыми вертикальными двигателями тройного расширения, приводившими в движение три винта. Пар обеспечивался восемью корабельными и шестью цилиндрическими котлами , все из которых сжигали уголь. Силовая установка Эльзасса ( имела номинальную мощность 16 000 лошадиных сил (12 000 кВт ), что обеспечивало расчетную максимальную скорость 18 узлов 33 км/ч; 21 миля в час). Он мог пройти 5200 морских миль (9600 км; 6000 миль) с крейсерской скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 6 ]
Эльзасса 28 - Вооружение состояло из главной батареи из четырех см (11 дюймов) орудий SK L/40 в двухорудийных башнях . [ б ] одна носовая часть и одна кормовая часть центральной надстройки . [ 8 ] Ее дополнительное вооружение состояло из четырнадцати 17-см (6,7-дюймовых) орудий SK L/40 и восемнадцати 8,8-см (3,5-дюймовых) скорострельных орудий SK L/35. диаметром 45 см (17,7 дюйма) Ее вооружение было дополнительно увеличено за счет шести торпедных аппаратов , все они были установлены погруженно в корпус. [ 9 ] Одна труба находилась в носовой части, по две на каждом борте и последняя труба находилась в корме. [ 10 ] Эльзасс был защищен крупповской броней . Ее броневой пояс имел толщину от 110 до 250 миллиметров (от 4,3 до 9,8 дюйма), с более тяжелой броней в центральной цитадели , которая защищала ее магазины и машинные отделения, и более тонкой обшивкой на обоих концах корпуса. Ее колода имела толщину 40 мм (1,6 дюйма). Башни ГК имели броню толщиной 250 мм. [ 11 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Довоенная карьера
[ редактировать ]
«Эльзасс» был заложен 26 мая 1901 года на верфи «Шихау-Верке» в Данциге под строительным номером 97. Вторая единица своего класса, она была заказана под контрактным названием «J» как новая единица для флота. «Эльзасс» был спущен на воду 26 мая 1903 года, и на церемонии спуска на воду присутствовал Герман цу Гогенлоэ-Лангенбург , рейхсстатхальтер (губернатор) одноименной провинции . Корабль был переведен в Киль 26 октября 1904 года командой верфи. Он был принят в состав флота 29 ноября 1904 года и после этого приступил к ходовым испытаниям . Они были прерваны 15 декабря, когда у корабля сломался руль , что вынудило его вернуться на ремонт, который длился до февраля 1905 года. Затем Эльзасс вернулся к испытаниям, которые завершились к маю. После этого она присоединилась ко II эскадрилье , заменив старый корабль береговой обороны Frithjof . [ 4 ] [ 12 ] Первым ее командиром тогда был капитан-капитан на море ( KzS —Captain at Sea) Гуго фон Поль , который оставался на этой должности до сентября 1905 года. [ 13 ]
В течение следующих нескольких лет Эльзасс и остальная часть флота занимались режимом тренировок мирного времени, который состоял из тренировок эскадрилий и флота в апреле и мае, а также крупного похода флота летом, за которым следовали ежегодные осенние маневры с участием всего флота. Август и сентябрь. Год обычно завершался зимним тренировочным круизом. [ 14 ] Для Эльзасс ее карьера началась с подготовки эскадры в Северном и Балтийском морях в мае 1905 года, за которой последовал летний круиз в июле и августе. [ 4 ] В августе, перед ежегодными маневрами флота, британский флот Ла-Манша посетил немецкий флот в Свинемюнде . [ 14 ] КзС Густав Бахманн принял командование кораблем в сентябре. [ 13 ] 1906 год прошел по той же схеме, завершившись в декабре учениями флота в Северном море, а затем вернулся в Киль. [ 15 ] Дальнейшие маневры в Северном море занимали флот большую часть первой половины 1907 года, за ними последовал летний круиз в Норвегию и ежегодные осенние маневры в августе и сентябре. [ 16 ] KzS Рейнхард Шеер заменил Бахмана в октябре 1907 года. [ 13 ] Зимний круиз в том году отправился на Балтику. [ 4 ]

произошла серьезная авария 28 апреля 1908 года на борту «Эльзасса» , когда взорвался снаряд. Трое мужчин были убиты и еще шестеро ранены. [ 4 ] В 1908 и 1909 годах флот, переименованный в Флот открытого моря , совершил крупные круизы в Атлантический океан. Во время первого, начавшегося 13 июля 1908 года, Эльзас останавливался в Лас-Пальмасе с 23 июля по 1 августа, а 13 августа вернулся в Германию для осенних маневров. Круиз 1909 года начался 7 июля и продлился до 1 августа и включал посещение Эль-Феррола в Испании с 18 по 25 июля. [ 4 ] [ 16 ] В сентябре KzS Хуберт фон Ребер-Пашвиц сменил Шеера на посту командира корабля. [ 13 ] В 1910 году индивидуальная подготовка, подготовка эскадрилий и флота проходила по той же схеме, что и в предыдущие годы. Для летних круизов 1910 и 1911 годов немецкий флот заходил в воды Норвегии; оба года также прошли зимние круизы по западной части Балтики. [ 17 ] [ 16 ] 14 декабря 1910 года во время индивидуального обучения « Эльзасс» столкнулся с линкором « Швабен» , однако ни один из кораблей серьёзно не пострадал. [ 4 ] КзС Карл Шауман принял командование кораблем в сентябре 1911 года, но оставался им всего месяц, а его сменил КзС Хуго Лангемак . в октябре [ 13 ] Эльзасс был переведен в I эскадру 3 октября, поменявшись местами с линкором Schlesien . [ 4 ]
23 марта 1912 года во время тренировок флота « Эльзасс» случайно столкнулся со шведским пароходом «Поллукс » в сильном тумане у западного входа в Скагеррак . «Полукс» сильно пострадал в результате аварии и затонул, хотя «Эльзасс» смогла покинуть свой экипаж. В апреле «Эльзас» служил кораблём-мишенью во время огневых тренировок с броненосным крейсером «Блюхер» в демонстрации, проходившей у Фарерских островов . 29 числа новый линкор-дредноут «Ольденбург» » пришел в I эскадре на смену « Эльзассу , экипаж которого был сокращен. 24 августа корабль снова получил свой полный состав, что позволило Эльзассу принять участие в ежегодных маневрах с недавно сформированной III эскадрильей . [ 4 ] Она также перешла под временное командование KzS Leberecht Maass . [ 13 ] После учений эскадрилья была расформирована, а 29 сентября «Эльзасс» снова сократила свой экипаж. Она вернулась в действительную военную службу 1 декабря, когда была направлена в V дивизию III эскадры вместе со своим однотипным кораблем «Брауншвейг» и новым дредноутом «Кайзер» . Корабли начали год с индивидуальной подготовки, за которой в январе 1913 года последовали дивизионные учения на Балтике. В начале марта учения флота прошли в Северном море. Эльзасс была отправлена в Киль 17 марта, чтобы начать подготовку к ее выводу из состава дивизии, поскольку ее место в дивизии занял новый дредноут « Кайзерин» . 13 мая «Эльзасс» был выведен из эксплуатации и переведен в Резервную дивизию Балтийского моря. С 15 октября он был назначен на Marinestation der Ostsee (Военно-морская база Балтийского моря). [ 18 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
28 июля 1914 года союзник Германии Австро-Венгрия объявила войну Сербии , положив начало Первой мировой войне . Три дня спустя Эльзас была возобновлена, когда европейские державы приближались к войне, и ее направили в IV боевую эскадрилью . [ 19 ] В состав отряда также входили ее однотипный корабль «Брауншвейг» и пять линкоров класса «Виттельсбах» , им командовал вице-адмирал Эрхард Шмидт . [ 20 ] Эльзасс приступил к индивидуальному, а затем и к эскадрильному обучению, которое продолжалось до начала сентября. Учения были прерваны 26 августа, когда эскадра и броненосные крейсеры « Роон» и «Принц Адальберт» , а также легкий крейсер «Газель» были отправлены на спасение севшего на мель легкого крейсера «Магдебург» , севшего на мель у острова Оденсхольм в восточной части Балтики. Однако к 28 августа экипаж корабля был вынужден взорвать взрывчатку, чтобы разрушить Магдебург до прибытия сил помощи. В результате Брауншвейг и остальная часть эскадрильи в тот же день вернулись на Борнхольм . [ 19 ]
Начиная со 2 сентября IV эскадрилья при поддержке Блюхера провела зачистку Балтики. Операция продолжалась до 9 сентября и не сумела ввести в бой части российского флота. [ 21 ] С 11 по 20 сентября Эльзас и остальная часть дивизии были переброшены в устье Эльбы для обеспечения местной обороны от возможных атак британцев. [ 19 ] Позже в том же месяце корабли IV эскадры были переведены обратно на Балтику. Армия потребовала, чтобы флот провел демонстрацию , чтобы сохранить российские резервы вдоль побережья Балтийского моря, вместо того, чтобы позволить русским перебросить их в Галицию . Старые линкоры V боевой эскадры были отправлены в Данциг для посадки сухопутных войск, а Брауншвейг и IV эскадра двинулись вперед. Однако операция была досрочно отменена после того, как британские подводные лодки сообщалось, что в Балтийском море были замечены . Две эскадрильи встретились у Борнхольма, а затем направились в Киль и прибыли 26 сентября. [ 22 ]
Эльзасс вернулся на Эльбу с 5 декабря по 1 марта 1915 года с плановым периодическим обслуживанием с 24 по 28 февраля. После того, как обязанности сторожевого корабля на Эльбе закончились, с 1 по 9 марта его ненадолго перевели на Шиллиг-Роудс , недалеко от Вильгельмсхафена. Начиная со 2 апреля, Elsass начала учения на Балтике, после чего последовал еще один период верфи с 26 апреля по 16 мая на Kaiserliche Werft (Императорская верфь) в Киле. 27 мая она вернулась для обеспечения береговой обороны на Эльбе. [ 19 ] 4 июля 1915 года, после гибели минного крейсера «Альбатрос» на Балтике, корабли IV эскадры были переброшены для усиления немецких военно-морских сил в этом районе. Кроме того, армия запросила военно-морскую поддержку Неманской армии , действовавшей в Курляндии . [ 23 ] [ 24 ] 7–11 и 18–19 июля немецкие крейсеры при поддержке кораблей IV эскадры провели зачистку Балтики, не вступая в бой с русскими войсками. В ходе последней операции « Эльзасс» столкнулся с торпедным катером G175 , однако тот нанес лишь незначительные повреждения. [ 25 ] [ 26 ]
В августе 1915 года немецкий флот попытался очистить Рижский залив от русских военно-морских сил, чтобы помочь немецкой армии, наступавшей тогда на город. К IV эскадре присоединилась I эскадра, которая состояла из восьми «Нассау» и «Гельголанд» линкоров типа из состава Флота открытого моря, а также трёх линейных крейсеров и множества кораблей меньшего размера. Оперативной группой командовал вице-адмирал Франц фон Хиппер , однако оперативное командование осталось за Шмидтом. [ 25 ] Утром 8 августа немецкий флот совершил первый бросок в Персидский залив. Эльзасу и Брауншвейгу было поручено атаковать российский дредноут «Слава», чтобы не дать ей сорвать работу немецких тральщиков. Немецкие корабли атаковали «Славу» и канонерскую лодку «Храбры» . с дальней дистанции безрезультатно [ 26 ] Когда стало ясно, что тральщикам не удастся разминировать минное поле до наступления темноты, Шмидт отменил попытку. [ 27 ] Вторая попытка была предпринята 16 августа. Эльзасс остался за пределами Персидского залива, а дредноуты «Нассау» и «Позен» расправились со «Славой» . [ 28 ] К 19 августа российские минные поля были разминированы, и флотилия вошла в Персидский залив. Однако сообщения о подводных лодках союзников в этом районе побудили немецкий флот на следующий день отменить операцию. [ 29 ]
После операции Эльзас остался в Либаве , а 18 декабря IV эскадрилья была расформирована. Находясь в Либаве, «Эльзасс» некоторое время с января по март 1916 года служил командным кораблем вице -адмирала Фридриха Шульца , Befehlshaber der Aufklärungsschiffe der Ostsee (командующий разведывательными силами на Балтике), с января по март 1916 года. К тому времени «Брауншвейг» , который был модифицирован в Киле в качестве командирского корабля Шульца прибыл на смену Эльзассу . Нехватка экипажей вынудила военно-морской флот сократить экипажи обоих кораблей до такой степени, что они были способны обеспечивать только локальную защиту гавани. 10 июля «Эльзасс» была переведена обратно в Киль, откуда через четыре дня ее экипаж был переведен на ее сестру Лотринген . Elsass был доставлен на верфь в Киле для ремонта, а затем вернулся в строй 25 июля в качестве стационарного учебного корабля, приписанного к I морской инспекции. Он оставался в Киле до вывода из эксплуатации 20 июня 1918 года. Корабль прошел капитальный ремонт и вернулся к учебной службе в октябре, хотя в следующем месяце Германия капитулировала. [ 26 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]
, Версальский договор положивший конец войне, предусматривал, что Германии было разрешено сохранить шесть линкоров старого типа « Дойчланд или Лотринген ». [ 30 ] «Эльзасс» сохранялся и использовался в качестве учебного корабля в составе немецкого флота, который был переименован в « Рейхсмарине» . [ 9 ] В 1923 году стареющий корабль прошел капитальный ремонт. Эльзасс был поставлен в сухой док на верфи Рейхсмарине в Вильгельмсхафене. [ 6 ] где была перестроена боевая рубка . Работы были завершены в следующем году. [ 9 ] Он был повторно введен в строй 15 февраля 1924 года с частичным экипажем. Приписанный к Linienschiffsdivision (Дивизия линкоров) Seestreitkräfte der Nordsee (Военно-морские силы Северного моря) и базирующийся в Вильгельмсхафене, корабль получил полный экипаж к 1 апреля. В июле он присоединился к остальному флоту для крупного тренировочного круиза в Атлантике, который включал остановку в Виго , Испания, с 6 по 13 июля. В 1925 году «Эльзасс» и линкор «Ганновер» посетили Осло , Норвегия, с 19 по 24 июня, хотя «Эльзасс» в одиночку проследовал в Одду , где оставался с 26 по 30 июня. [ 26 ]
1 октября корабль был передан Seestreitkräfte der Ostsee (Военно-морские силы Балтийского моря), базировавшемуся в Киле. флот отправился в еще один крупный круиз по Атлантике и Средиземному морю В мае и июне 1926 года ; Во время путешествия Эльзас совершил заходы в несколько испанских портов, включая Маон , Барселону и Виго. Еще один круиз последовал в следующем году в апреле и мае с остановками в Вилагарсиа , Испания, Сан-Висенте, Мадейре , Санта-Крус-де-Тенерифе и Санта-Крус-де-Ла-Пальма на Канарских островах , Орте и Понта-Делгаде на Азорских островах и в Лиссабоне , Португалия. . В 1928 году Эльзасс посетил Ульвик и Берген в Норвегии в июле и Скаген в Дании в сентябре. Зима 1928–1929 годов оказалась особенно холодной, и «Эльзас» и линкор «Шлезвиг-Гольштейн» были задействованы в качестве ледоколов ; два корабля помогли освободить из тяжелого льда 65 торговых судов. В марте 1929 года «Эльзасс» также выполнял ледокольные работы у побережья Гедсера , Дания. [ 31 ]
В апреле 1929 года флот отправился в очередной круиз по Атлантике, и Эльзасс совершил заходы в Вильягарсию и А-Побра-ду-Караминьял в Испании. Той осенью корабль посетил Карлскруну , Швеция. [ 32 ] Эльзасс был выведен из действительной службы 25 февраля 1930 года. Он был исключен из военно-морского регистра 31 марта 1931 года и служил корпусом в Вильгельмсхафене до 31 октября 1935 года, когда Рейхсмарине продала его Technischer Betrieb des Norddeutscher Lloyd . В следующем году Эльсасс был разобран на металлолом. [ 9 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (английский: Корабль Его Величества ).
- ^ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно, а L / 40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет 40 калибров , а это означает, что длина пушки в 40 раз больше ее диаметра. [ 7 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хервиг , стр. 43–44.
- ^ Персонал , с. 4.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 34.
- ^ Хервиг , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 18.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Это , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 20.
- ^ Додсон , с. 51.
- ^ Грёнер , с. 19.
- ^ Грёнер , стр. 18, 20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , с. 113.
- ^ Персонал , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 8.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 114.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 35.
- ^ Шеер , с. 15.
- ^ Халперн , с. 185.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 114–115.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 35–36.
- ^ Халперн , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 196.
- ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 36.
- ^ Халперн , стр. 196–197.
- ^ Халперн , с. 197.
- ^ Халперн , стр. 197–198.
- ^ Версальский договор, раздел II: Морские положения, статья 181.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 36–37.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 37.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2014). «Последний из линии: немецкие линкоры классов Брауншвейг и Дойчланд». В Иордании, Джон; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 49–69. ISBN 978-1-59114-923-1 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0211-4 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Лондон: Касселл и компания. OCLC 2765294 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (1) . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-6211-8 .