Битва на реке Ялу (1894 г.)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |
Битва на реке Ялу | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой китайско-японской войны. | |||||||
Битва на Желтом море , Кобаяси Киётика | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Япония | Китай | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ито Сукеюки Цубои Кодзо |
Дин Ручанг Лю Бьюкен | ||||||
Сила | |||||||
7 защищенных крейсеров 1 крейсер с поясом 2 броненосца 1 канонерская лодка 1 транспортный корабль |
2 броненосных линкора 1 прибрежный линкор 2 броненосных крейсера 3 защищенных крейсера 1 составной крейсер 2 легких крейсера 1 канонерская лодка 2 торпедных катера | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
380 убитых и раненых [ 1 ] 5 защищенных крейсеров повреждены 1 броненосец поврежден |
1350 убитых и раненых 1 защищенный крейсер затонул 1 броненосный крейсер потоплен 2 легких крейсера потоплены 1 составной крейсер затоплен |
Битва на реке Ялу ( упрощенный китайский : 黄海海战 ; традиционный китайский : 黃海海戰 ; пиньинь : Хуан Хои Хоичжан ; японский : 黄海海戦 , латинизированный : Кокай-кайсен ; букв. « Морское сражение на Желтом море » ) была крупнейшей Морское сражение Первой китайско-японской войны произошло 17 сентября 1894 года, на следующий день после победы японцев в сухопутной битве при Пхеньяне . В нем участвовали корабли Императорского флота Японии и китайского флота Бэйян .
Битва также известна под разными названиями: битва при острове Хайян, битва при Дадунгоу, битва на Желтом море и битва при Ялу, в честь географического места битвы, которая происходила в Желтом море у устья Ялу. Река , а не в самой реке. [ 2 ] Среди современных источников нет единого мнения о точной численности и составе каждого флота. [ 3 ] но оба были одинакового размера, и это сражение считается одной из величайших побед Императорского флота Японии.
Фон
[ редактировать ]Стратегия Японии
[ редактировать ]Первоначальная стратегия Японии заключалась в получении контроля над морем, что имело решающее значение для ее операций в Корее. [ 4 ] [ 2 ] Господство на море позволило бы Японии перебросить войска на материк. Чемульпо на Пятая дивизия Императорской японской армии должна была высадиться в западном побережье Кореи , чтобы вступить в бой и оттеснить китайские войска на северо-запад вдоль полуострова, а также привлечь Бэйянский флот в Желтое море, где он вступит в решающую битву. В зависимости от результата этого взаимодействия Япония сделает один из трех вариантов; Если бы Объединенный флот одержал решительную победу, большая часть японской армии немедленно высадилась бы на побережье между Шанхайским перевалом и Тяньцзинь, чтобы разгромить китайскую армию и быстро завершить войну. Если бы бой завершился вничью и ни одна из сторон не получила бы контроль над морем, армия сосредоточилась бы на оккупации Кореи. Наконец, если Объединенный флот потерпит поражение и, как следствие, потеряет господство на море, основная часть армии останется в Японии и будет готовиться к отражению китайского вторжения, в то время как Пятой дивизии в Корее будет приказано держаться и вести арьергардные действия. . [ 5 ]
Китайские ходы
[ редактировать ]В связи с ростом напряженности в отношениях с Японией из-за ситуации на полуострове китайское правительство в конце июля зафрахтовало три парохода для доставки подкреплений в Корею, чтобы укрепить свои позиции там. [ 6 ] Три военных корабля сопровождали три военных корабля: крейсер «Цзиюань» и канонерские лодки «Квани» и «Цао-цзян» . [ 6 ] Японские силы в составе крейсеров «Акицусима» , «Ёсино» и «Нанива» перехватили три китайских военных корабля у острова Пунго , ускорив боевые действия. В течение часа сражение закончилось победой японцев: Цзиюань был вынужден бежать, Кван-и оказался на мели, а Цао-цян был взят в плен. [ 5 ] [ 6 ] Хотя первые два из трех военных кораблей благополучно прибыли в Корею, 25 июля 1894 года Нанива перехватил третий, «Ковшинг» , на борту которого находились 1200 китайских военнослужащих. [ 7 ] Когда китайские войска на борту отказались сдаться или быть интернированными, Нанива затопил судно. [ 7 ] В боях погибло более 800 китайских солдат.
Адмирал Дин Ручанг узнал о сражении у Пунгдо утром 26 июля, когда в 6 часов утра поврежденный крейсер « Цзиюань» прибыл в Вэйхайвэй. [ 8 ] Хотя китайскому адмиралу не было известно о затоплении « Ковшинга» , он считал разрушение Гуан- и и обстрел Цзиюаня актом войны. [ 8 ] В тот же день, даже не предупредив Ли Хунчжана , он покинул Вэйхайвэй с одиннадцатью боевыми кораблями и семью торпедными катерами и направился к корейскому побережью, а поврежденный «Цзиюань» отплыл в Люшунькоу для ремонта. [ 8 ] Прибыв в корейские воды утром следующего дня, китайские корабли курсировали по этому району, пытаясь вступить в бой с противником. Однако резкое изменение погоды усложнило патрулирование корейских вод, особенно для небольших торпедных катеров, и, следовательно, 28 июля китайский флот вернулся в Вэйхайвэй. Когда погода улучшилась, китайские военные корабли немедленно пополнили запасы угля, и на следующий день основные силы Бэйянского флота снова вышли в море, но уже без торпедных катеров, и направились к побережью Кореи. Этот второй поход продлился дольше, до 3 августа, но флот с японцами не столкнулся. [ 8 ]
В начале сентября Ли Хунчжан решил усилить китайские силы в Пхеньяне, задействовав Бэйянский флот для сопровождения транспортов к устью реки Тэдонг . [ 9 ] Подлежало переброске около 4500 дополнительных военнослужащих, которые были размещены в Чжили . 12 сентября половина войск погрузилась в Таку на пять специально зафрахтованных транспортов и направилась в Далянь , где два дня спустя, 14 сентября, к ним присоединились еще 2000 солдат. Первоначально адмирал Дин хотел отправить транспорты под легким эскортом всего с несколькими кораблями, в то время как основные силы Бэйянского флота должны были расположиться и действовать непосредственно против Объединенного флота, чтобы не дать японцам перехватить конвой. [ 9 ] Однако появление у Вэйхайвея японских крейсеров «Ёсино» и «Нанива» , совершавших разведывательный вылет, сорвало эти планы. [ 9 ] Китайцы приняли их за основной японский флот. Следовательно, 12 сентября весь Бэйянский флот покинул Далянь, направился в Вэйхайвэй и прибыл к полуострову Шаньдун на следующий день . Китайские военные корабли целый день курсировали по этому району, ожидая японцев. Однако, поскольку японцев не было обнаружено, адмирал Дин решил вернуться в Далянь и прибыл туда утром 15 сентября. [ 9 ]
Победа Японии в Пхеньяне позволила отбросить китайские войска на север, к реке Ялу , тем самым ликвидировав все эффективное китайское военное присутствие на Корейском полуострове. [ 10 ] Незадолго до отправления конвоя адмирал Дин получил сообщение о бое под Пхеньяном. Хотя оно было довольно неточным, оно сообщило ему о поражении и впоследствии сделало ненужной передислокацию войск к устью реки Тэдон. [ 9 ] Адмирал Дин, который тогда правильно предположил, что следующая китайская линия обороны будет создана на реке Ялу, решил перебросить туда высадившихся солдат. [ 9 ] 16 сентября около 1 часа ночи из Даляньской бухты вышел конвой из пяти транспортных кораблей под конвоем основных сил Бэйянского флота, в состав которого входили броненосные линкоры «Динъюань» и «Чжэньюань» , малый линкор береговой обороны «Пинъюань» , крейсера. Цзинъюэнь , Лайюань , Цзиюань , Цзинъюань и Чжиюэнь , малые крейсера Янвэй , Чаоюн и Кван Цзя , торпедная канонерская лодка Гуанбин , канонерские лодки Чжэньнань и Чжэньчжун, а также торпедные катера Фулун и Цзо-1 . [ 9 ] Около 18:00 они достигли устья реки Ялу. Транспорты в сопровождении «Пинъюань» , «Гуанбин» , «Чжэньнань» , «Чжэньчжун» вместе с обоими торпедными катерами немедленно двинулись вверх по реке и бросили якоря примерно в 12–13 морских милях (22–24 км) от устья Ялу. Войска были высажены, и десантная операция продолжалась до утра 17 сентября. Тем временем оставшиеся боевые корабли Бэйянского флота встали на якорь на мелководье примерно в 7–8 морских милях (13–15 км) от берега, к юго-западу от устья реки, где они оставались до конца дня и всю ночь. [ 9 ] 17 сентября в 9:20 флот покинул свои позиции и провел полуторачасовые учения, прежде чем вернуться на прежнюю стоянку. Вскоре после этого, в 11:28, наблюдатели на борту китайских военных кораблей заметили дым от неизвестных судов, шедших с юго-запада. [ 9 ]
Состав флота
[ редактировать ]Японский Объединенный флот состоял из двух соединений. Летающая эскадрилья, состоящая из четырёх быстроходных крейсеров «Ёсино» , «Такачихо» , «Акицусима» и «Нанива» , находилась под командованием Цубои Кодзо . Основной флот состоял из крейсеров «Мацусима» (флагманский), «Тиёда» , «Ицукусима» , «Хасидатэ» , броненосцев «Фусо » и «Хиеи » под командованием адмирала Ито Сукеюки . [ 2 ] Также было два экспедиционных судна : переоборудованный лайнер Сайкё Мару под командованием капитана торгового флота шведского происхождения Джона Уилсона и канонерская лодка Акаги . Начальник штаба ВМФ адмирал Кабаяма Сукенори находился с инспекционной поездкой на борту «Сайкё Мару» . [ 2 ]
Адмирал Дин попытался построить свой флот в линию, обращенную на юг, в ряд с сильнейшими кораблями ( «Динъюань» , «Чжэньюань» ) в центре. Новые Цзиюань , Гуанцзя , Чжиюань , Цзинъюань , Лайюань , Цзинъюэнь , а также устаревшие Чаоюн и Янвэй выстроились слева направо. Группа из четырех кораблей во главе с Пинъюанем , сопровождавшая конвой вверх по реке, была вынуждена догонять ее и присоединилась к действию только около 14:30, как раз вовремя, чтобы прогнать Сайкё Мару . [ 2 ]
Бэйянский флот завершил сопровождение конвоя к устью реки Ялу и возвращался на свою базу в Люшунькоу, когда он был атакован японским флотом. [ 11 ] [ 2 ] На бумаге Бэйянский флот имел превосходящие корабли. [ 2 ] в том числе два броненосных линкора , Динъюань и Чжэньюань , аналогов которым у японцев не было. [ 12 ] Бэйянский флот мог также обратиться за помощью к многочисленным военным советникам, в том числе прусской армии к майору Константину фон Ханнекену , недавно прибывшему из Кореи, который был назначен военно-морским советником Дина. [ 2 ] Помощником фон Ханнекена был назначен У. Ф. Тайлер , младший лейтенант резерва Королевского военно-морского флота и офицер Имперской морской таможни. Фило Макгиффин , выпускник Военно-морской академии США в Аннаполисе , а теперь солдат удачи. [ 13 ] [ 14 ] и инструктор Военно-морской академии Вэйхайвэй, был назначен в Цзинъюань советником или сокомандующим.
Однако проверка раскрывает правду о, казалось бы, выгодном положении Китая, поскольку большинство его военных кораблей были устаревшими и устаревшими; [ 12 ] корабли также не содержались должным образом, и среди их экипажей была обычным явлением недисциплинированность. [ 15 ] Большая броня крупных китайских военных кораблей и больший вес бортового залпа, который они могли вести, более чем компенсировались количеством скорострельных орудий на большинстве японских военных кораблей первой линии, что давало японцам преимущество при любом продолжительном обмене залпами . [ 12 ] Худшей особенностью обоих китайских линкоров было их основное вооружение; каждый был вооружен короткоствольными орудиями в спаренных барбетах, установленных в эшелоне , которые могли вести огонь только по ограниченным дугам. Короткие стволы основного вооружения Китая означали, что снаряды имели низкую начальную скорость и плохую бронепробиваемость, а также низкую точность на больших дистанциях. [ 16 ]
В тактическом отношении китайские военно-морские корабли вступили в войну лишь с самыми грубыми инструкциями: корабли, которые были распределены по назначенным парам, должны были держаться вместе, а все корабли должны были сражаться бок о бок, как можно дальше от луча , тактика, продиктованная устаревшее расположение орудий на борту китайских военных кораблей. [ 16 ] Единственным смутным подобием тактики флота было то, что все корабли должны были следовать за видимыми движениями флагмана . Такая договоренность была необходима, поскольку сигнальная книга, используемая китайцами, была написана на английском языке, языке, которым владели лишь немногие офицеры Бэйянского флота. любое знакомство. [ 16 ]
Несмотря на хорошую подготовку, китайцы заранее не имели достаточной артиллерийской практики. Отсутствие подготовки было прямым результатом серьезной нехватки боеприпасов. Судя по всему, коррупция сыграла важную роль; многие китайские снаряды, по-видимому, были заполнены цементом или фарфором или имели неправильный калибр и не могли быть выпущены. Фило Макгиффин отметил, что многим обвинениям в порохе было «тринадцать лет, и они были осуждены». [ 17 ] [ 2 ] Те немногие боеприпасы, которые там были, нужно было сохранить для настоящего боя. Обучение боевым патронам проводилось редко. Ли хотел отложить битву с японским флотом, чтобы дать китайцам больше времени для оснащения своих кораблей дополнительными боеприпасами. Однако императорский двор назвал его трусом, и его рекомендация была отклонена. Китайский флот был больше и вооружен более мощными орудиями. Японский флот был гораздо быстрее. В результате японцы имели бы преимущество на открытой воде. [ 2 ]
Боевой
[ редактировать ]Первоначальный контакт и взаимодействие
[ редактировать ]Поздно утром два флота приблизились друг к другу в противоположных построениях. Китайцы намеревались выстроиться в ряд, но из-за путаницы в сигналах и разной скорости кораблей они выстроились клином: два линкора шли впереди, а остальные корабли шли сзади на обоих флангах. [ 18 ] Японцы строились в колонну: впереди летающая эскадрилья, за которой следовала основная эскадрилья. [ 18 ]
Когда враг был уже в пределах видимости, адмирал Сукеюки Ито приказал летающей эскадрилье атаковать правый фланг Бэйянского флота. [ 2 ] [ 18 ] Китайцы открыли огонь на расстоянии 5000 метров (5500 ярдов), что было слишком велико, чтобы причинить какой-либо ущерб. [ 18 ] [ 2 ] Тем временем японцы сдерживали огонь еще двадцать минут, направляясь по диагонали через Бэйянский флот на удвоенной скорости. [ 18 ] По сигналу адмирала Ито японские эскадры разделились. Летающая эскадрилья под командованием Цубои увеличила скорость с 8 до 14 узлов (с 15 до 26 км / ч; с 9,2 до 16,1 миль в час) и направилась к самому центру китайского строя; такая тактика удерживала озадаченного врага на позиции. [ 18 ] Слегка повернув влево, летающая эскадрилья затем двинулась вокруг правого фланга китайского строя, чтобы нанести удар по наиболее слабым частям там. Сдерживая огонь до тех пор, пока они не оказались на эффективной дистанции, крейсеры разбили Чаоюн и Янвэй . [ 19 ] Затем летающая эскадрилья двинулась на север, чтобы вступить в бой с китайскими подкреплениями, идущими со стороны реки Ялу.
Основная эскадрилья японского флота первоначально следовала тем же курсом, что и летающая эскадрилья, влево от Китая, но завершила разворот и кружила позади китайского флота. Когда летающая эскадрилья снова повернула на юг, Бэйянский флот оказался зажат между двумя японскими эскадрильями. Динъюань и Чжэньюань выдержали самую сильную бомбардировку благодаря своей броне; однако скорострельные японские орудия уничтожили экипажи на их палубах. [ 19 ]
Тем временем Летная эскадра вновь вступила в бой, потопив крейсер «Чжиюань» , который пытался протаранить один из японских крейсеров, а затем отправилась в погоню за одним из нескольких кораблей на левом фланге Китая, которые покинули свой флот и скрылись на мелководье, чтобы север. Эскадра успешно выследила и уничтожила крейсер «Цзинъюань» , но при этом непреднамеренно позволила другим китайским судам уйти. [ 19 ] К этому времени основная японская эскадра под командованием адмирала Ито кружила то, что осталось от китайских сил, основные японские корабли открыли огонь из своих тяжелых и скорострельных орудий, которые смели палубы китайских кораблей и разбили их надстройки. Однако многие японские корабли также получили серьезные повреждения. Ёсино был ранен, а Акаги и Сайкё Мару выведены из строя. «Хиэй» также получила серьезные повреждения из-за своей низкой скорости. Ее капитан решил не пытаться следовать за Летной эскадрильей в ее обходе китайского флота, а вместо этого пройти прямо через китайскую линию. Этот маневр сделал «Хиеи» легкой мишенью, и он получил несколько серьезных попаданий, прежде чем корабль вышел за пределы досягаемости. [ 19 ] [ 2 ] Однако ущерб, нанесенный Мацусиме , был самым серьезным; где отсутствие брони стало очевидным, когда в нее попали два 12-дюймовых снаряда, которые разорвали палубу и воспламенили готовые боеприпасы, что привело к почти сотне жертв и вынудило адмирала Ито передать свой флаг Хашидате . [ 19 ]
К закату основные формирования Бэйянского флота были близки к полному разрушению, оба крыла отсутствовали (два корабля левого крыла бежали, а четыре подразделения правого крыла были уничтожены); четыре подразделения центра получили различные повреждения, а у двух крупнейших кораблей «Динъюань» и «Чжэньюань» почти закончились боеприпасы. [ 19 ] [ 2 ]
Было выдвинуто несколько разных объяснений того, почему Бэйянский флот не изменил свое формирование, чтобы более эффективно реагировать на японскую тактику. По словам лейтенанта Королевского флота Уильяма Фердинанда Тайлера, дислоцированного на Динъюане , адмирал Дин приказал своим кораблям изменить курс таким образом, чтобы обнажить его корабль, флагман, но поставить остальную часть эскадры в хорошую позицию для ведения огня по японцам. флот. Однако Динъюаня капитан сознательно не признал этот приказ и не передал его остальному флоту. Вместо этого он приказал Динъюаню открыть огонь из главных орудий до того, как японцы окажутся в пределах досягаемости. Существует давно повторяемая легенда о том, что выстрел главной батареи прямо вперед привел к разрушению флайбриджа , но это был неправильный перевод мемуаров Фило Т. Макгиффина, в которых говорится, что он и Дин были «катапультированы» ударной волной. [ 20 ] Теперь историки сходятся во мнении, что летающий мост был разрушен японской артиллерией, в результате чего адмирал Дин остался с раздробленными ногами под обломками и, таким образом, выбыл из боя до конца боя. [ 11 ] Большинство его штабных офицеров на мосту также были ранены или убиты. Ситуация ухудшилась, когда японцы разрушили фок-мачту « Динъюань » , лишив флагмана возможности передавать сигналы остальному флоту. [ 2 ] Китайский флот, проявив некоторую предусмотрительность, предвидел нечто подобное и сформировал три пары судов взаимной поддержки для продолжения боя.
Согласно сообщению Джеймса Аллана, офицера на борту корабля снабжения под флагом США «Колумбия» , который был свидетелем сражения, ходили слухи, что адмирал Дин передал командование майору Константину фон Ханнекену . По его мнению, неудивительно, что китайцы понесли такие потери, если военно-морским флотом руководил армейский офицер. [ 21 ]
Китайский флот открыл огонь по японскому флоту, когда они проходили с левого борта на правый, пересекая носовую часть китайских кораблей. Им не удалось нанести сколько-нибудь серьезных ударов по японцам своими 12-дюймовыми (305-мм) и 8,2-дюймовыми (208-мм) орудиями. Примерно на высоте 2700 метров (3000 ярдов) (китайцы неуклонно сокращали дальность) японцы сосредоточили свой огонь на правом фланге китайской линии, обрушив разрушительные заграждения на Чаоюн и Янвэй . Оба эти сосуда загорелись из-за сильно лакированных и отполированных деревянных поверхностей. [ 22 ] [ 2 ] Яростно горя, оба пытались спастись, выбросившись на берег.
Когда японские корабли открыли огонь, Цзиюань развернулся и убежал, за ним последовал Гуанцзя . «Цзиюань» пострадал только один раз, а «Гуанцзя» заблудился, сел на мель и через несколько дней был затоплен собственным экипажем. Некоторые источники также сообщают, что Цзиюань столкнулась с Янвэй , в результате чего она затонула. [ 23 ]
Японцы намеревались развернуть летучую дивизию вокруг правого фланга китайской линии в окружении, но своевременное прибытие « Куанг Пина» и «Пинъюаня» вместе с торпедными катерами « Фу Лунг» (построены в Шичау ) и «Чой Ти» ( «Тысячелистник» -построенное судно), отклонил этот маневр.
Японские быстроходные крейсеры повернули влево и затем были отправлены адмиралом Ито на помощь Хиэю , Сайкё Мару и Акаги , которые не смогли угнаться за основной линией и затем были атакованы левыми судами. китайской линии, когда Сайкё Мару пытался добить выброшенного на берег Янвэя .
В 15:20 сильно искалеченный и горящий Чжиюань попытался протаранить Наниву (китайский источник сообщает Ёсино ) [ 24 ] но не удалось. [ 2 ] Она затонула вместе со своим капитаном Дэн Шичаном.
Более надежное, лучше обслуживаемое вооружение и подавляющее превосходство японского флота в скорострельных орудиях давали ему тактическое преимущество перед Бэйянским флотом. [ 2 ] которые воевали с ограниченными запасами, состоящими из старых иностранных боеприпасов и некачественной отечественной продукции. [ 1 ] Японские снаряды подожгли четыре китайских судна, уничтожив три. Однако тушение пожара на китайских судах было организовано хорошо. [ 2 ] Например, Лайюань сильно обгорел, но продолжал стрелять. [ 25 ] Динъюань остался на плаву, потери составили 14 человек убитыми и 25 ранеными. Всего в бою погибло около 850 китайских моряков, 500 было ранено.
Китайцы серьезно повредили четыре японских военных корабля и легко повредили два других. [ 2 ] Потери японцев составили примерно 180 человек убитыми и 200 ранеными. Флагман Японии «Мацусима» понес самые большие потери в составе одного корабля: более 100 человек были убиты или ранены в результате попадания тяжелого китайского снаряда. Хиеи был серьезно поврежден и ушел из конфликта; Акаги пострадал от сильного огня, с большим количеством человеческих жертв. Сайкё Мару , переоборудованный лайнер, по настоянию адмирала Кабаямы Сукенори, несмотря на отсутствие наступательного вооружения, был поражен четырьмя 12-дюймовыми (305-мм) снарядами и в результате остался практически неуправляемым.
Анализ
[ редактировать ]Поскольку это было первое столкновение флота после Лиссы в 1866 году, битва была изучена с целью получения тактических уроков не только Генеральным штабом ВМС Японии, но и военно-морскими штабами по всему миру. [ 26 ] Уроки в некоторой степени были неясными, поскольку столкновения двух флотов казались противоречивыми и нейтрализовали друг друга. [ 26 ] У Лиссы австрийцы применили таран в лобовой атаке с луков , выстроившись в линию , тогда как Ялу был выигран бортовым артиллерийским огнем, нанесенным с линии впереди . [ 26 ] Что также осталось нерешенным в результате встречи, так это дебаты между сторонниками большого оружия и сторонниками бронетехники. [ 26 ] Хотя орудия «Кане» вышли крейсеров класса «Санкейкан» из строя, и поэтому самые тяжелые японские снаряды не попали в два китайских линкора, ни один другой снаряд не пробил их броневые пояса глубже, чем на 4 дюйма. [ 27 ]
Однако из хода и исхода боя можно было сделать некоторые выводы. Во-первых, линия впереди была лучшим построением, которое сохраняло наибольшую гибкость и простоту движения, сводило к минимуму тактическую путаницу, а также максимизировало бортовой огонь. [ 27 ] Аргументы против линейного построения еще не были абсолютно очевидными, но клиновое построение, принятое китайцами намеренно или случайно, могло быть эффективным только в руках командира, капитаны кораблей которого владели движениями флота, чего не имели подчиненные Дина. [ 27 ] Во-вторых, общим знаменателем Лиссы и Ялу было то, что победитель сражался отдельными эскадрильями. Такое расположение обеспечивало тактическую гибкость и, следовательно, расширяло возможности маневра в хаосе боя. [ 27 ]
Из-за слабой подготовки ВМС Китая к бою, неисправных боеприпасов, а также отсутствия связи и дисциплины, что стало причиной по крайней мере одного случая осколков , японские войска смогли действовать в очень желательных условиях. Их победа в битве установила военно-морское превосходство , продемонстрировала слабость китайской армии и, как следствие, силу их собственной. Газета New York Times сравнила эту битву с битвой при Ватерлоо . [ 28 ]
Последствия
[ редактировать ]Остатки Бэйянского флота отошли в Люшунькоу для ремонта, но были отведены в Вэйхайвэй, чтобы избежать второй встречи с японским флотом во время битвы при Люшунькоу . Японцы не преследовали отступающие корабли, так как Динъюань и Чжэньюань получили лишь незначительные повреждения, а у японцев не было возможности узнать, что линкоры страдают от нехватки боеприпасов. [ 29 ] То, что осталось от Бэйянского флота, было окончательно уничтожено во время совместной японской сухопутной и морской атаки на Вэйхайвэй . [ 30 ]
Поражение Бэйянского флота в битве на реке Ялу стало крупной пропагандистской победой Японии. [ 2 ] многие крупные европейские газеты, в том числе лондонские «Таймс» , «Ле Темпс» и «Санкт-Петербургские ведомости» , освещали события на первых полосах и приписывали победу Японии быстрой ассимиляции западных методов и технологий. [ 31 ] Многие отдали должное быстрым действиям иностранных советников во флоте Бэйян (особенно Макгиффина), которые удержали флот от полного уничтожения и удержали даже наиболее сильно поврежденные китайские корабли, сражающиеся до самого конца боя. Некоторые современные военные аналитики, в частности министр военно-морского флота США Хилари А. Герберт , назвали бой «почти ничьей» — хотя китайцы потеряли несколько военных кораблей, японцы понесли значительный ущерб, и если бы китайские боеприпасы были более высокого качества , результат мог быть другим. [ 32 ] Помимо Герберта, несколько других американских чиновников опубликовали анализ битвы, в том числе Альфред Тайер Махан и Уильям Ф. Хэлси-старший. [ 33 ]
Однако причиной поражения Китая были и другие факторы, например, то, что большинство китайских кораблей были устаревшими, устаревшими и в плохом состоянии. [ 34 ] Кроме того, виноваты были недисциплинированные экипажи и несовершенная военно-морская тактика. [ 35 ] Марк Питти и Дэвидс Эванс заявляют, что основными факторами победы японцев было их превосходство в огневой мощи, особенно подавляющее преимущество в скорострельных орудиях, которые оказались разрушительными в руках хорошо обученных и дисциплинированных артиллерийских расчетов. [ 27 ] В то время системы управления огнем находились в зачаточном состоянии, и до значительных успехов оставалось еще несколько лет, и ни одна из сторон не добилась более доли попаданий от общего количества выпущенных снарядов. [ 27 ] Современный европейский дипломат также соглашается, отмечая, что военно-морские победы Японии «были обусловлены мастерством и смелостью ее моряков, а не кораблями, которыми они управляли». [ 36 ]
Китайское правительство, первоначально отрицавшее поражение своего флота, возложило вину за поражение Китая на вице-короля Ли Хунчжана и адмирала Дин Ручана, которые были понижены в должности и лишены почестей. Их подчиненных и родственников постигла та же участь. Однако оба остались на своих постах и будут наблюдать за окончательным уничтожением Бэйянского флота в Вэйхайвее. Однако этой попытки сохранить лицо было недостаточно, поскольку иностранная пресса обнаружила, что многие утверждения Китая были ложными, что дискредитировало их в глазах международного сообщества. Битва при Ялу и морские поражения 1894–1895 годов в целом были темой широкого обсуждения среди китайских историков и военно-морских офицеров после мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею в 2014 году. [ 33 ]
Хотя это было не первое сражение, в котором существовавшие до дредноута в широком масштабе использовались технологии, (ей предшествовала битва при Фучжоу 1884 года во время китайско-французской войны ), военно-морским наблюдателям следует принять во внимание важные уроки.
Лю Куньи был заменен Чжан Чжидуном на посту главы флота Наньян в качестве Большого совета из -за его отказа послать подкрепление от флота на север. Чжан начал организовывать 5 крейсеров флота Наньян для усиления флота Бэйян, что свело бы на нет потери флота Бэйян. [ 37 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]
|
Боевой порядок отряда взят из книги Дж. К. Перри «Битва у Тайанга» (1964). [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Исследования военной истории (китайский) Vol. 2, с. 56
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Перри 1964 , стр. 243–259.
- ^ Пейн 2003 , стр. 179–180.
- ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 40.
- ^ Jump up to: а б Эванс и Питти 1997 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Эллеман 2001 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Эллеман 2001 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с д Олендер 2014 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Олендер 2014 , с. 60.
- ^ Эллеман 2001 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Пейн 2003 , стр. 179–189.
- ^ Jump up to: а б с Эванс и Питти 1997 , с. 38.
- ^ Макгифф (1968), стр. 35, 36, 96
- ^ Андраде (2016), стр. 287–290.
- ^ Сондхаус 2001 , стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б с Эванс и Питти 1997 , с. 39.
- ^ МакГриффин, Филон Н. «Битва при Ялу, личные воспоминания командира китайского броненосца Чэнь Юэня» . Ежемесячный журнал Century Illustrated, май – октябрь 1895 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эванс и Питти 1997 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эванс и Питти 1997 , с. 44.
- ^ «Ма Цзифэнь: Дин Ручан был серьезно ранен в битве при Дадунгоу и сбит с ног артиллерийским огнем ». Проверено 5 октября 2014 года .
- ^ Джеймс Аллен (1898). Под флагом дракона: Мой опыт китайско-японской войны . Компания Фредерика А. Стокса. п. 34. ISBN 978-1421958439 . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Макгиффин
- ^ (Репост порядковый номер 126) Заходящее солнце Цинского флота — «Цзиюань» разбился, «похвастался мощью» и «проверил правильность» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 5 октября 2014 года .
- ^ Юккоку Мацуда, Того хейхачиро то акияма санеюки, PHP Kenkyūjo, 2008, стр. 187.
- ^ МакГриффин [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д Эванс и Питти 1997 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эванс и Питти 1997 , с. 48.
- ^ Пейн, Сара. Китайско-японская война 1894–1895 годов: восприятие, сила и первенство . Издательство Кембриджского университета. стр. 179–185.
- ^ Пейн 2003 , с. 181; Перри 1964 , стр. 243–259.
- ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 46.
- ^ Пейн 2003 , с. 182; Перри 1964 , стр. 243–259.
- ^ Пейн 2003 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б Роудс, Эндрю (осень 2020 г.). «Одна и та же вода, разные мечты: важные уроки китайско-японской войны для будущей морской войны» . Журнал передовых военных исследований . 11 (2).
- ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 38; Сондхаус 2001 , стр. 169–170.
- ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 39; Сондхаус 2001 , стр. 169–170.
- ^ Пейн 2003 , стр. 182.
- ^ Олендер 2014 , с. 211.
- ^ Макгифф (1968), стр. 118–132
Ссылки
[ редактировать ]- Андраде, Тонио (2016). Эпоха пороха, Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории . Нью-Джерси, США и Оксширфорд, Великобритания: Издательство Принстонского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Эллеман, Брюс А. (2001). Современная китайская война, 1795–1989 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-21474-2 .
- Эванс, Дэвид С; Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-192-8 .
- Олендер, Петр (2014). Китайско-японская военно-морская война 1894-1895 гг . ММПКниги. ISBN 978-83-63678-30-2 .
- Макгиффин, Ли (1968). Янки из Ялу Фило Нортон Макгиффин , американский капитан китайского флота (1885–1895) . Нью-Йорк: EP Dutton & Co.
- Пейн, СКМ (2003). Китайско-японская война 1894–1895 годов: восприятие, сила и первенство . Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81714-1 .
- Перри, Джон Кертис (1964). «Битва у Тайанга, 17 сентября 1894 года». Зеркало моряка . 50 (4). Соединенное Королевство: Общество морских исследований : 243–259. дои : 10.1080/00253359.1964.10657787 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-21477-3 .
- Райт, Ричард, Нью-Джерси (2000). Паровой флот Китая 1862–1945 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-144-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Битва при Ялу, личные воспоминания командира китайского броненосца Чэнь Юэня - Филон Н. Макгиффин, ежемесячный журнал Century Illustrated, май – октябрь 1895 г.
- Императорский флот Японии (1904) - Фред Т. Джейн
- Китайский линкор против японского крейсера, река Ялу, 1894 г. - Бенджамин Лай, Osprey Publishing, 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Битва на реке Ялу автора Фило Нортон Макгиффин
- Внешний сайт
- Битва при Ялу: Цельностальной военный корабль — доктор Терри Беккенбо , YouTube-видео лекции в Институте политики Доула .
39 ° 12'50 "N 123 ° 07'35" E / 39,21389 ° N 123,12639 ° E